Содержание углекислоты в помещении было исключительно высоким до вентилирования ,(3,4—4,5°/оо) и продолжало оставаться на высоком уровне после одно-двухчасового вентилирования .(3,24—2,44°/оо).
Средние кожные температуры при поступлении неподогретого воздуха, по данным! 220 наблюдений у 111 лиц, обнаружили небольшое снижение: с 34,6—35,9 до пуска вентилятора до 34,1—34,5° после пуска. Наиболее резкое снижение температуры (на 1,6—2°) отмечено у сидевших вблизи окна в первом и втором* ряду.
Для определения теплоощущений была проведена среди 60 слушателей-студентов анкета, которая установила некоторое уменьшение, числа лиц, испытывающих при действии вентиляции ощущение дискомфорта, причем 20—25% присутствующих отметили ощущение полного комфорта. Определения при 'помощи одорометра Хилла также показали некоторое улучшение качества воздуха после вентилирования помещения.
Итак, подача неподогретого воздуха вентиляторами с значительными скоростями (3—4 М'/сек) при указанных температурах наружного воздуха и относительно высокой температуре внутри помещения дала вполне удовлетворительные результаты: поступающие холодные воздушные струи быстро смешивались с внутренним воздухом помещений, жалоб на беспокоящие токи (за исключением ограниченного места у стола преподавателя) не поступало, несколько улучшились санитарные показатели воздуха и теплоощущения лиц, находившихся в подвергавшихся исследованию помещениях.
Наблюдения должны быть продолжены в условиях более низких наружных температур при наличии вытяжной вентиляции, от которой можно ожидать улучшения циркуляции воздуха.
Выводы
1. Одна вытяжная вентиляция классных помещений в школах даже при соблюдении надлежащего режима проветривания помещений не в состоянии в холодное время года обеспечить учащимся надлежащие комфортные условия и чистоту воздуха.
2. Активная подача неподогретого воздуха в классное помещение (непосредственное вдувание вентилятором или через короб с продольной щелью) имеет все преимущества перед пассивной (окно Шмидта), гарантируя определенный воздухообмен, содействуя лучшему смешиванию воздушных струй и улучшая микроклиматические условия в помещении независимо от этажа.
3. Дальнейшие наблюдения над активным притоком в классы воздуха с большими скоростями при низких наружных температурах должны выяснить, имеет ли эта система преимущество перед подачей воздуха с малыми скоростями (через короб со щелью).
4. Децентрализованная подача неподогретого „ воздуха в каждое классное помещение предполагает массовое изготовление вентиляционных агрегатов для •снабжения ими школ Союза.
Д-р мод, наук Н. С. ЯРУСОВА
Некоторые съедобные дикорастущие и огородная ботва как источник витамина С
Из Государственной контрольной витаминной станции НКЗдрава СССР
Съедобные дикорастущие еще сравнительно мало исследованы на содержание витаминов, в частности, витамина С. Поэтому Государственной контрольной витаминной станцией были проведены летом
1942 г.1 соответствующие ориентировочные исследования, а затем осенью, 'по предложению Комитета по использованию растительных ресурсов для целей обороны (председатель — акад. Н. В. Цыцин), предпринято детальное изучение ряда дикорастущих по особому списку, рекомендованному акад. П. М. Жуковским и проф. Е. Г. Боссэ2.
Для исследования употреблялись только листья как элементы растения, наиболее богатые витамином С. Лишь в некоторых случаях листья (например, птичьей гречи) брались с частью стебля; от каждого растения исследовалось по нескольку (до 14) проб, причем в каждую лробу зачастую входило несколько десятков листьев, что обеспечивало Достоверность результатов анализа.
Определение витамина С производилось и по методу Девятнива в модификации станции с обработкой сероводородом!, и по так называемому упрощенному методу {экстракция витамина 2% HCl, титрование в кислой среде). Величина навесок анализируемого материала колебалась в пределах от 20 до 50 г.
Исследования станции частично были произведены на растениях одного и того же наименования летом) и осенью 1942 г., что позволило установить интересный факт накопления некоторыми растениями (например, клевером) к осени значительного количества витамина С.
Объектами изучения явились листья гречихи {птичьей, сахалинской и щавелелистной), желтой акации, березы, борщевика, гравилата городского, речного и звездчатки (или мокрвды), кипрея, кислицы, клевера (белого и красного), крапивы двудомной, лапчатки, лебеды, липы, лопуха, одуванчика, осота, очитка, подорожника, редьки дикой, рогоза, сирени, сныти, сусака, тростника, фиалки болотной и хмеля. Дополнительно были исследованы листья культурных растений — люцерны, подсолнечника и черной смородины. Всего было изучено 33 растения. Кроме того, летом и осенью 1942 г. исследовалась активность зеленых листьев капусты и ботвы огородных растений: брюквы, моркови, редиски, репы, свеклы, тыквы. Изучалась также С-витаминная активность супов, приготовленных из некоторых дикорастущих и ботвы.
Данные по С-витаминной активности дикорастущих, способы использования которых изучены более или менее полно, приведены в табл. 1; данные, относящиеся к растениям, мало изученным в этом отношении, указаны в табл. 2.
К распространенным съедобным дикорастущим надо присоединить еще щавель; содержание в нем витамина С равняется 80 м>г°/о.
Дикорастущие могут быть использованы как для приготовления витаминных настоев и отваров1, так и для изготовления различных блюд. Считаем полезным ¡напомнить здесь об условиях, способствующих сохранению витамина С.
1. Собранная Зелень не должна длительно храниться, особенно в тепле (у печки, на солнце и пр.), так как содержание витамина С при хпаненин снижается. Например, листья шпината пои 15—20° через 2—2'/» суток теряют от 40 до 80% исходного количества витачина С, а при хранении их на холоде J— 2°) потеря за 7 суток достигает лишь 30%.
- 2. Промытый и измельченный (нарезанный, нашинкованный) растительный материал надо использовать возможно скорее.
3. Измельченные растения, поедназначенные для приготовления настоев, отваров и супов, закладываются небольшими порциями в крутой кипяток так, чтобы
1 В небольшой степени дикорастущие были исследованы станцией еще осенью 1940 г.
1 Растения с ботанической характеристикой, собираемые и сохраняемые согласно специально составленной инструкции, станция получала от кафедры ботаники Тимирязевской сельскохозяйственной академии (зав.—акад. П. М. Жуковский) и частично из Института торговли и общественного питания (проф. Г. Г. Боссэ). Указанным лицам и учреждениям приносим глубокую благодарность за содействие
в выполнении нашей работы.
Название растения С-витаминная в активность в мг% 1942 г.
в летний период (июнь — июль) в осенний период (август — сентябрь)
Береза ........ 174—196
Борщевик....... 135—165 98,4—136,6
Кипрей ........ 185 —
Кислица прямая . . . : 93,5 122—141,6
Клевер белый .... 105 —
» красный . . . 116 213,5—262
Крапива двудомная . . 130 106—130
Лебеда садовая .... 71,6-93 87—205
Липа......... 118—140 _
Лопух паутинистый . . — 37—54
Одуванчик ...... 70 —
Подорожник ..... 36—44 —
Птичья греча ..... 70—85 ' 57—85
82,9 _
39—44 65—109
139—222 —'
Хмель......... — 202—233
Черная смородина *
(листья)....... 130 321—323
202,6—222,4
Таблица 2
Название растения Содержание аскорбиновой кислоты в нг°/0 Вречя исследования
1 150,3 Осень 1940 г.
102 Лето 1942 »
117 » 1942 »
Гречиха сахалинская ............. 106,7—135,2 Осень 1942 »
я щавелелистная ............ 96,8-110 » 1942 »
Звездчатка (мокрица)............. 13,9 Лето 1942 »
98,5 » 1942 »
56,2 Осень 1942 »
Очиток .................... 43,4 Лето 1942 »
70,7—88,6 Осень 1940 »
85,6 -- Лето-' 1942 »
Сирень.................... 113,6 Осень 1940 »
Сусак (увядшие листья)............ 31,3 . » 1942 »
182,3 Лето 1942 »
кипение при этом не прекращалось, и подвергаются не менее чем десятиминутному кипячению (для быстрой инактивации окисляющего фермента—аскорбиназы\
4. Так как медь и железо способствуют окислению витамина С, нельзя употреблять ни медной, ни железной посуды с плохой полудой.
5. При варке надо следить за тем, чтобы кастрюля и котел были по возможности доверху заполнены приготовляемой массой для уменьшения возможности окисления витамина С кислородом воздуха.
6. Растительный материал при варке должен быть покрыт водой; чтобы уменьшить испарение, варку следует вести при закрытой крышке.
' 7. Кислая реакция способствует сохранности витамина С, поэтому желательно там, где это возможно, применять подкисленне настоев, отваров и пр.
8. Так как витамин С растворяется в воде, следует там, где это возможно, использовать в пищу отвары растений.
9. Варка должна продолжаться до изготовления блюда или отвара.
10. Изготовленные отвары, супы и другие изделия не следует надолго оставлять горячими, так как это сильно снижает содержание в них витамина С. Кислые еупы в таких случаях снижают свою активность в значительно Меньшей степени, чем супы, не имеющие кислой реакции.
Для приготовления настоев и отваров можно использовать листья березы, черной смородины, тростника. Они могут служить хорошей заменой настоев хвойных пород. Готовятся они следующим образом'. Взвешенные из расчета 50 г1 на человека в день и промытые листья черной смородины и березы шинкуют (листья березы можно употреблять и целыми), а листья тростника нарезают кусочками величиной 0,5—1 см и тотчас по измельчении погружают в крутой кипяток, взятый в отношении 4:1 (по объему). Кипячение при закрытой крышке продолжается 10 минут, затем следует" настаивание в течение 1 часа; более длительное настаивание нецелесообразно, так как оно практически не увеличивает выхода витамина С в отвар. Отвар процеживается через какую-либо чистую материю и употребляется свежеприготовленным из расчета 0,5 стакана в день на человека. Подкисление значительно улучшает вкус отвара березы.
Концентрированные отвары из дикорастущих могут служить для обогащения супов, других блюд и напитков, к которым! они добавляются, а также употребляться и отдельно. Готовятся они 'по той рецептуре, которая была выше указана для листьев березы и др., с той только разницей, что на 1 часть зелени берут 2 части кипятка. Неплотные, мягкие листья (например, .птичьей гречи, клевера) можно не шинковать, а брать целиком. В половине стакана отвара листьев лебеды, птичьей гречи или клевера содержится не менее одной человеко-дозы витамина.
Отвары дикорастущих имеют зачастую весьма неприятный вкус. Для их сдабривания можно добавлять столовый уксус, огуречный рассол, рассол квашеной капусты, листья черной смородины или применять газирование. Уменьшение концентрации веществ, придающих отвара» неприятный вкус, достигается также простым разведением отваров водой. >
Государственная контрольная витаминная станция исследовала С-ви-таминную активность ряда супов из дикорастущих, приготовленных лабораторным путем в Институте торговли и общественного питания (А. С. Луканиной) и на самой станции. Некоторые из супов показали весьма значительную активность {табл. 3).
Таблица 3
Из чего приготовлен суп Рецептура Число человеко-до 1 витамина С на 1 тарелку супа
Из борщевика .... » молодой крапивы . » лебеды 2 ...... » птичьей гречи . . . 100 г молодых листьев на 50Э мл кипятка . 500 г листьев на 375 мл кипятка...... 100 г листьев на 375 мл кипятка...... 125 г на §00 мл кипятка......• . . . . 100 г листьев на 375 мл кппятка...... 2—4 До 0.5 До 6 1 До 0,5
Повсеместное распространение индивидуальных и коллективных огородов заставляет обратить внимание на использование в пищу огородной ботвы. Осенью 1942 г. станцией была исследована С-витаминная активность ботвы; полученные данные приведен^ в табл. 4.
Супы, приготовленные из различной ботвы, показали С-витаминную активность, имеющую практическое значение (исследования производи-
1 Объем 50 г нашинкованной или измельченной другим путем плотно уложенной зелени можно принять в 1 стакан.
1 В пищу употребляется только лебеда с матовой поверхностью листьев.
Дата анализа (1942 г.) Исследованная ботва Содержание аскорбиновой
ки.лоты в мг%
7.IX............. .Моркови 120
10.IX.............. » 84
7.IX.............. Репы 160
10.IX.............. » 135 / 107 '
18. VII............. Редиски
18.VII............. » 102
18.VII............. я 117
27.VII............. Свеклы 63,8
27.VÍ1............. » 65
27. VIГ............. » 49
11. VIII............. » 58
8.IX.............. » 60 ,
10.IX.............. » 43 '
8.IX.............. Тыквы 146
10.IX.............. » 110
лись в сентябре). Супы готовились следующим образом. Зелень (25 г ботвы на 100 мш кипятка) промывалась, шинковалась и опускалась небольшими порциями в круто кипящую воду; варка до готовности продолжалась 25—30 минут. Сваренные таким образом супы показали следующую активность (табл. 5).
Таблица 5
Количество
Из чего приготовлен суп мг витамина С
на 1 л супа
250
» » моркови .......... 250
» » редиски.......... 150
» » свеклы.......... 150
» » тыквы ........... 200
■» зеленых листьев капусты .... 200
На основании полученных данных можно рекомендовать брать на тарелку супа 25—50 г ботвы.
С органолептической точки зрения наиболее приемлемы быши супы из ботвы редиски, свеклы, тыквы и из зеленых листьев капусты.
\ _
М. А. СИБИРЯКОВ
Вопросы изучения кислородного режима
водоемов
Из Центрального института коммунальной гигиены, Москва
Согласно существующим правилам, сточные воды после полного смешивания их с водой водоема должны обеспечивать содержание свободного кислорода в воде не менее 6—4 мг/л в зависимости от характера использования данного отрезка водоема в хозяйственно-бытовых и промышленных целях. Такая постановка вопроса не согласуется полностью с данными, наблюдаемыми в природе в отношении кислородного режима водоемов, и не дает ориентировки, к каким условиям жизни