Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СОДЕРЖАНИЯ РТУТИ В ОРГАНИЗМЕ РАБОТНИКОВ ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА КАУСТИЧЕСКОЙ СОДЫ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СОДЕРЖАНИЯ РТУТИ В ОРГАНИЗМЕ РАБОТНИКОВ ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА КАУСТИЧЕСКОЙ СОДЫ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
38
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Н.С. Антипанова, Т.И. Громова, В.А. Домрачева, О.В. Жуланов, Р.И. Смолянец

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Plasmaless atomic absorption was used to study biosubstrates from the workers engaged in the production of caustic soda for the levels of mercury. In 63% of the examinees, the urinary concentrations of mercury exceeded the critical value and substantially increased after administration of a detoxifying agent. The content of mercury in the hair was also higher than the physiologically allowable normal value. The cause of chronic mercury intoxication was the intensive contamination of the industrial environment with mercury vapours.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СОДЕРЖАНИЯ РТУТИ В ОРГАНИЗМЕ РАБОТНИКОВ ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА КАУСТИЧЕСКОЙ СОДЫ»

С КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 2002 УДК 613.63:661.322.1

Н. С. Антипанова, Т. И. Громова, В. А. Домрачева, О. В. Жуланов, Р. И. Смолянец

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СОДЕРЖАНИЯ РТУТИ В ОРГАНИЗМЕ РАБОТНИКОВ ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА КАУСТИЧЕСКОЙ СОДЫ

Научно-исследовательский технологический институт гербицидов, Уфа

Одним из вредных факторов электрохимического производства каустической соды является ртуть, используемая в качестве жидкого катода. В поцессе электролиза она образует амальгаму, которая самотеком по трубопроводу непрерывно поступает в разлагатель для регенерации ртути. Далее восстановленная ртуть вновь возвращается на стадию электролиза [3]. Постоянная циркуляция значительных количеств металлической ртути при повышенной температуре создает опасность попадания ее паров в атмосферу производственных помещений. Проникая аэрогенным путем в организм человека, ртуть способна аккумулироваться в разных частях тела и органах (почках, легких, печени, головном мозге, костях и т. д.), вызывая при этом тяжелые хронические заболевания.

Совместно с Научно-производственным центром медико-экологических проблем и экологической безопасности Башкирского государственного медицинского университета мы исследовали содержание ртути в биосубстратах персонала, непосредственно занятого в обслуживании данной технологической цепочки. По некоторым данным [1], степень ртутного загрязнения крови наглядно отражает содержание в ртути в волосах. Выведение ее из организма можно количественно проследить по анализам мочи. В связи с этим мы использовали данные объекты в качестве диагностических сред при установлении уровня интоксикации. С целью очищения организма человека от токсичных элементов с кумулятивной способностью широко применяются всевозможные методы. В нашем случае для детоксикации, а также оценки степени изменения содержания ртути в биоматериале обследованных использована провокационная проба, полученная с помощью раствора унитиола, способного стимулировать выведение из организма тяжелых металлов, в том числе и ртути.

Поскольку подготовка пробы для анализа является наиболее важной частью исследований, от которой во многом зависит достоверность результатов, мы уделили ей особое внимание. Пробоподго-товку волос длиной 1—5 см, состриженных у больных с затылочной стороны, осуществляли следующим образом. Высушенную и обезжиренную серным эфиром навеску волос в количестве 1—2 г выдерживали при 120°С в течение 30 мин в автоклаве в среде концентрированной азотной кислоты. Затем полученную жидкую фазу стабилизировали раствором бихромата калия и далее анализировали на содержание ртути.

При разработке методики минерализации образцов мочи опробовано 3 разных способа. Первый заключался в кипячении 200 мл законсервированной пробы в течение 5 мин в открытой колбе с 1 мл раствора бихромата калия с добавлением концентрированных азотной и соляной кислот в количестве 5 и 3 мл соответственно. Второй способ отличался от первого тем, что кипячение проводили с

обратным холодильником. По третьему методу в раствор, состоящий из 200 мл мочи и 25 мл концентрированной серной кислоты, вносили небольшими порциями 7 г перманганата калия. Полученную пробу выдерживали 40 мин при комнатной температуре. Избыток перманганата калия удаляли добавлением горячего насыщенного раствора щавелевой кислоты до обесцвечивания реакционной смеси. Определение неорганической ртути в подготовленных таким образом растворах проводили методом беспламенной атомной абсорбции с помощью анализатора "Юлия-2К". Точность и воспроизводимость экспериментальных данных исследована методом добавок на модельном образце этил-меркурхлорида. Самый высокий выход неорганической ртути был получен при использовании первого способа и составил ~95%. Кроме того, он оказался в значительной степени простым в исполнении и по времени более экономичным.

В оценке полученных результатов мы ориентировались на данные, представленные в работе (2]. У 12 из 52 обследованных первоначальное (до провокации) содержание ртути в моче составило <5 мкг/дм3, что находится в пределах физиологически допустимого уровня. Концентрация ртути, не превышающая критического уровня (до 15 мкг/дм3), отмечена у 7 человек. У 63% обследованных этот показатель оказался выше критического значения и колебался от 15 до 64,5 мкг/дм3.

После введения детоксиканта концентрация ртути в моче обследованных резко возросла и в среднем составила 122,8 мкг/дм3. Это позволило предположить, что стимуляция с помощью раствора унитиола, вызывающая десорбцию ртути из отдельных органов-депо, — достаточно эффективное средство для лечения ртутного отравления. Периодический 3-недельный контроль за содержанием ртути в моче обследованных показал, что в ходе лечения наблюдается систематическое выделение из организма больных больших количеств ртути. Через 1 нед после начала лечения концентрация ее в среднем уменьшилась в 3 раза, через 2 нед содержание ртути в биосредах стало ниже критического уровня, составив 13,3 мкг/дм3. По результатам анализов количество ртути в волосах колебалось от 0,03 до 234,5 мкг/кг. Это свидетельствует о достаточно существенной ртутной нагрузке на организм человека в условиях данного производства, так как обычное ее содержание в волосах, по нашим наблюдениям, составляет 0,001—0,005 мкг/кг.

Таким образом, в процессе получения каустической соды электролитическим способом происходит интенсивное загрязнение производственной среды парами ртути, что, несомненно, в конечном итоге становится серьезной угрозой для здоровья работников и служит основным аргументом для проведения систематического мониторинга данного производства с целью принятия необходимых мер безопасности.

Л итература

1. Аладатов А. Г., Метиль Н. И., Рыбина Г. Е. и др. // Гиг. и сан. - 1990. - № 5. - С. 88-89.

2. Ларионова Т. К. // Там же. - 2000. - № 3-4. -С. 8-10.

3. Якименко Л. М. Производство хлора, каустической соды и неорганических хлорпродуктов. — М., 1974. - С. 597-600.

Поступила 19.09.2001

Summary. Plasmaless atomic absorption was used to study biosubstrates from the workers engaged in the production of caustic soda for the levels of mercury. In 63% of the examinees, the urinary concentrations of mercury exceeded the critical value and substantially increased after administration of a detoxifying agent. The content of mercury in the hair was also higher than the physiologically allowable normal value. The cause of chronic mercury intoxication was the intensive contamination of the industrial environment with mercury vapours.

С КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2002 УДК «13.63:614.23:616.314

М. Я. Баке, Б. В. Аулика, И. Ю. Лусе

РИСК ВЛИЯНИЯ ХИМИЧЕСКОГО ФАКТОРА НА ЗДОРОВЬЕ СТОМАТОЛОГОВ

Институт труда и окружающей среды Латвийской медицинской академии, Рига

В Латвии за последние 10 лет каждый год регистрируют 15—35 новых случаев профзаболеваний (ПЗ) на 100 000 работающих, из которых 3,7—4,8% случаев приходится на медицинских работников. Установленная профзаболеваемость у стоматологов в среднем достигает 2,4% [8]. Как показали исследования, проведенные в Санкт-Петербурге, в период с 1985 по 1992 г. усредненный уровень ПЗ среди медсестер составил 1 случай на 10 000 работающих, среди врачей — 0,5 на 10 000, однако среди стоматологов уровень ПЗ составляет 2 случая на 10 000 работающих [1].

Согласно данным литературы, на здоровье стоматологов влияют разные факторы: принудительная поза, неравномерное распределение нагрузки, стресс, вирусное и бактериальное загрязнение, загрязнение ртутью, лекарственные и анестезирующие вещества и газы [10, 16, 17]. Исследования, проведенные в Италии, показали, что инъекционными иглами травмируют себя 4,5% медработников, заражаются вирусным гепатитом В — 5% [13]. Проблема вторичного выделения ртути и демеркуризации [6] является актуальной для многих старых зубоврачебных кабинетов Латвии, особенно после введения новой системы лицензирования кабинетов. Для получения лицензии необходимо проверить помещения на содержание ртути в воздухе.

В связи с увеличением количества рабочих мест в стоматологии и открытием новых кабинетов частной практики определилась цель данного исследования — оценка возможного риска влияния химических факторов на здоровье стоматологов. В зубоврачебных кабинетах врачи, помощники врачей, медсестры и протезисты в процессе работы контактируют с химическими веществами (ртуть, мышьяк, этанол) и медикаментами (антибиотики, противовоспалительные препараты, средства для обработки ран), а также с пылью, содержащей мелкодисперсный полимерный материал, кальций и силиций.

Обследовано 67 рабочих мест в 25 зубоврачебных кабинетах общей и частной практики. В пробах воздуха определяли концентрации названных выше химических веществ с помощью фотоэлектроколори-метрии, атомно-абсорбционной спектрофотомет-рии, газовой хроматографии и гравиметрии с использованием стандартных методов анализа воздушных проб [3—5, 9, 12, 15]. Всего проанализировано 375 проб воздуха на содержание химических веществ и общую запыленность. Для оценки риска для здо-

ровья работающих определены концентрации ртути в крови 25 стоматологов по сравнению с контрольной группой (15 человек). Результаты исследований подвергнуты статистической обработке по стандартной программе "Microsoft Exel".

Обобщенные результаты исследования показали (см. таблицу), что в большинстве обследованных рабочих мест концентрации вредных веществ не превышают установленные нормативы [14]. Гигиеническая ситуация аналогична описанной другими исследователями [8, 16, 17]. Концентрация в воздухе ртути, традиционного токсического загрязнителя, в зубоврачебных кабинетах не превышает новый стан-

Загрязиспность воздуха зубоврачебных кабинетов химическими веществами

Обследованное Вещество Концентрация, мг/м' пдк*.

помещение минимальная максимальная средняя (А/ ± /и) мг/м*

Рабочее место Ртуть 0.002 0,025 0,013+0.010 0,05

врача частной Мышьяк 0,003 0,01 0,008+0,004 0,01/0,04**

практики Глутаро-вый аль-

дегид 0,08 0,6 0,4±0,2 5,0

Рабочее место Ртуть 0,008 0,035 0,018±0,01 1 0,05

врача обшей Мышьяк 0,005 0,04 0,022±0,018 0,04

практики Глутаро-вый аль-

дегид 0,06 1.8 0,8±0,5 5,0

Левоми-

цетин 0.2 0,6 0,3±0,2 1.0

Фурацил-

лин 0,05 0,12 0,09±0,05 0,5

Рабочее место Ртуть 0,009 0,098 0,03910,025 0,05

медсестры Формаль-

дегид 0,2 0,4 0,3±0,1 0,5

Глутаро-

вый аль-

дегид 0,07 4,4 2,2±1,8 5,0

Рабочее место Полимер- 0.7 2.5 1,5±0,7 6.0

протезиста во ная пыль

время шлифо-

вания

Рабочее место Полимер-

протезиста во ная пыль 0.5 1,9 1,0±0,5 6,0

время выбива- Свиней 0,001 0,012 0,00410,003 0,005/0,01

ния коронок из формы

Примечание. Одна звездочка — ПД К согласно стандарту Латвии 89:1998 г., две — в числителе ПДК среднесмснное, в знаменателе — кратковременное.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.