Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ШУМА ОПЫТНЫХ ОБРАЗЦОВ ЧЕЛНОЧНЫХ И ПНЕВМАТИЧЕСКИХ ТКАЦКИХ СТАНКОВ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ШУМА ОПЫТНЫХ ОБРАЗЦОВ ЧЕЛНОЧНЫХ И ПНЕВМАТИЧЕСКИХ ТКАЦКИХ СТАНКОВ Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
22
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ШУМА ОПЫТНЫХ ОБРАЗЦОВ ЧЕЛНОЧНЫХ И ПНЕВМАТИЧЕСКИХ ТКАЦКИХ СТАНКОВ»

В битуме марки БН-У из нефтяных гудронов также содержится 3,4-бензпирен. Однако он обнаружен только в одной пробе, причем концентрация его значительно меньше, чем в крекинговых битумах.. Это согласуется с литературными данными о том, что продукты деструктивной переработки нефти отличаются более высоким содержанием группы ароматических соединений, чем продукты прямой перегонки нефти (Б. Т. Брукс и соавторы, 1959).

Проведенные нами исследования позволяют оценить канцерогенные свойства отдельных марок нефтебитумов с точки зрения содержания в них высокоактивного канцерогенного углеводорода 3,4-бенз-пирена. Даже максимальные концентрации 3,4-бензпирена в битумах оказываются во много раз ниже тех концентраций, которые встречаются в каменноугольном пеке. Следовательно, замена пека нефтеби-тумами открывает реальные возможности к значительному снижению канцерогенных примесей угольных брикетов. Однако в связи с тем что в нефтебитумах, помимо 3,4-бензпирена, могут присутствовать и другие канцерогенные вещества, для окончательного решения вопроса о том, какие марки нефтебитумов могут быть рекомендованы для внедрения в производство, необходимо проведение экспериментальных исследований на животных. .

ЛИТЕРАТУРА

Брукс Б. Т., Б у р д С. Е., К У р т ц С. С. и др. Химия углеводородов нефти. М., 1959, т. 2.— Горбов В. А., Фоменко В. Н. Гиг. и сан., 1%2, № 6, стр.100.— Гуринов Б. П. Учен, записки Московск. научно-исслед. ин-та сан. и гиг., 1960, № 6, стр. 3.— Дикун П. П. Вопр. онкол., 1961, № 10, стр. 64.— Ш а б а д Л. М.„ Д и к у н П. П. Загрязнение атмосферного воздуха канцерогенным веществом — 3,4-бензпиреном. Л., 1959.

Поступила 12/III 1963 г

-Аг -йг -к

0

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ШУМА ОПЫТНЫХ ОБРАЗЦОВ ЧЕЛНОЧНЫХ И ПНЕВМАТИЧЕСКИХ ТКАЦКИХ СТАНКОВ

Санитарный врач Л. Л. Алыгерн Из санитарно-эпидемиологической станции Кировского района Москвы

Степень интенсивности шума в ткацких цехах очень велика. Вредное воздействие высокочастотного шума усугубляется сочетанным действием его с общей вибрацией (особенно в многоэтажных корпусах), генерируемой ткацкими станками.

Наряду с изучением комплексного действия шума и вибрации, возникающих в ткацком производстве, большое практическое значение имеет и разработка мер борьбы с ними.

Сильный шум при работе оборудования, как известно, свидетельствует о несовершенстве машин. Научно-исследовательские институты технического профиля обязаны разрабатывать новые образцы малошумного оборудования, в том числе и ткацкого.

По данным М. П. Вольфсона, во время работы одного ткацкого станка АТ-100 интенсивность шума достигала 89 дб. При выключении челнока она несколько уменьшалась и составляла 82 дб, при выключении погоняла и батани шум снижался до 79 дб, а при выключении боевого механизма — до 65 дб. Следовательно, интенсивность шума резко снижалась только при выключении основного боевого механизма станка.

Использование ударного принципа работы челночного ткацкого станка создает усиленную вибрацию всех его узлов, станины и фундамента, в связи с чем усовершенствование существующих ткацких машин в целях уменьшения шума наталкивается на большие трудности.

Мы исследовали шумовые характеристики опытных образцов автоматических ткацких станков для производства хлопчатобумажных и шерстяных тканей. Кроме того, проведено изучение уровней шума и частотного спектра, возникающего при работе опытных образцов ткацких станков с новыми принципами прокладки утка в зеве. Замеры уровней шума и частотного спектра производили шумомером Ш-3 ЛИОТ с Уз октавным анализатором АШ-2.

Автоматический ткацкий станок АТ-120-5М, разработанный специальным конструкторским бюро ткацкого оборудования (г. Климовск Московской области), является модернизированным образцом широко эксплуатируемого на хлопчатобумажных фабриках станка АТ-120-5. В модернизированном станке частично заменены отдельные металлические детали на менее звучные материалы. В частности, в конструкции станка использованы древесно-слоистые пластинки и полиамидные материалы. Боевой каточек станка изготовлен из полиамидных материалов, в жесткий зевообразовательный механизм также включены полиамидные полимеры. Склизы станка выполнены из древесно-слоистых пластиков вместо широко применяемого до настоящего времени чугуна. В передачу привода включены текстолитовые шестерни. Вместо жесткого клубка кожи для амортизации погонялки установлен тканевый прорезиненный материал. В опытном станке удлинен ход погонялки, изменен профиль боевого механизма. Эти изменения в станке уменьшают силу соударения движущихся частей..

Предполагалось, что эти конструктивные изменения, вызванные технико-экономическими соображениями, в свою очередь будут способствовать снижению шума.

Модернизация ткацкого станка предусматривает увеличение скорости его работы. Станок АТ-120-5 до модернизации работал со скоростью 200—218 об /мин, опытный образец АТ-120-5М работает со скоростью 226—230 об/мин.

Свои исследования мы провели как в целом по станкам АТ-120-5 и АТ-120-5М, так и по их отдельным узлам. Полученные данные показали, что, несмотря на более высокие скорости работы станка АТ-120-5М, общий уровень шума его, как и станка АТ-120-5, одинаков (в пределах 87—90 дб). Одинаков у них и общий уровень шума при отключении челнока (87—89 дб). При отключении боевого механизма у модернизированного станка общий уровень его шума на 1—2 дб выше, чем у станка АТ-120-5.

Максимум звуковой энергии как при работе всех механизмов станков, так и при отключении отдельных узлов приходится на высокие частоты. В частности, у станка АТ-120-5М отмечаются более высокие частоты за счет увеличения максимума звуковой энергии с 1250 до 1600 гц и с 4000 до 5000 гц.

Основным источником шума в опытном станке остается боевой механизм. При отключении боевого механизма общий уровень шума снижается на 8—9 дб.

На Краснохолмском камвольном комбинате мы исследовали шумовые характеристики другого опытного станка — АТ-175Ш5, предназначенного для производства шерстяных тканей из пряжи высших номеров. В основу модернизации станка положено увеличение скорости его работы. Проектная скорость работы станка АТ-175Ш5 составляла 170 об/мин — на 28 оборотов в минуту выше, чем у его предшественника. Однако мы проводили испытания при скорости 156 об/мин, так как проектный режим работы станка еще не достигнут.

Увеличение скорости работы станка потребовало увеличить жесткость его связей и деталей. Кроме того, ремизо-подъемный механизм перемещен с боковой поверхности под рабочую поверхность станка, усилен вал, мотор смещен с рамы станка и укреплен. Все это было направлено на снижение вибрации различных деталей, являющейся источником шума. Для амортизации погонялки вместо буферного ремня установлена прорезиненная ткань.

Так как в боевой механизм этого станка не внесено никаких конструктивных изменений, исследование параметров шума при работе его отдельных узлов не производилось.

Для сравнения изучалась шумовая характеристика станка ЛТ-175Ш и опытного автомата АТ-175Ш5. Проведенные измерения показали, что уровни интенсивности шума у них были одинаковыми (88—89 дб) с незначительным (на 1—2 дб) увеличением его в области 5000 гц у станка АТ-175Ш5.

Таким образом, несмотря на более высокую скорость работы опытного станка (156 об/мин), уровни его шума практически не превышают уровней шума станка АТ-175Ш, работающего с меньшей скоростью.

Возможно допустить, что снижение шума при увеличении скоростей ткацких станков может быть достигнуто путем изменения конструкции тех узлов, которые работают на ударном принципе.

Проведенные нами исследования параметров шума станка АТ-100-5М подтверждают большое значение замены ударного принципа в работе отдельных узлов. В конструкции этого станка кожаный буфер для погонялок заменен гидравлическим, ограничивающим амплитуду движения погонялок и исключающим удар по буферу.

В таблице представлены сравнительные данные результатов исследования уровней шума станка АТ-100-5, в конструкции которого сохранен удар погонялок по буферу, и станка АТ-100-5М с гидравлическим буфером.

Уровни шума и частотная характеристика ткацких автоматов АТ-100-5 и АТ-100-5М

^^^^^ Уровни шума и частотная ^^^ характеристика Тип автоматов Скорость 1 работы станков (об/мин) Общий уровень шума (в об) Максимум звуковой энергии (в г.<)

АТ-100-5......... АТ-100-5М ...:.... 222—224 252 94—95 88—89 1 250—4 000 1 250—4 000

Из таблицы видно, что общий уровень шума модернизированного станка, несмотря на более высокую скорость его работы, на 4—6 дб ниже, чем у станка АТ-100-5. Частотная характеристика обоих станков одинакова. Максимум звуковой энергии приходится на высокие частоты (1250 и 4000 гц).

В последние годы предпринимаются многочисленные попытки значительно увеличить скорость ткацких станков. В связи с этим создаются конструкции их с новыми принципами прокладки утка в зеве. Большой интерес представляют станки, в которых элементом, пробрасывающим нить, служит воздух.

Над разрешением проблем, связанных с пневматическим пробрасы-ванием утка, работают как у нас, так и за рубежом. В батанном механизме пневматического ткацкого станка предусмотрен специальный канал, в котором воздушным потоком прокладывается нить утка. Бес-

челночные ткацкие станки являются принципиально новым прогрессивным типом ткацкого оборудования.

Благодаря высокой скорости пробрасывания утка стало возможным увеличить скорость ткацкого станка до 300—350—400 об/мин. По данным Ю. П. Сидорова и В. А. Кокорева, пневматические станки П-105 обеспечивают повышение производительности труда по сравнению с механическими станками в 1,7—1,8 раза.

Мы проводили исследование шумовых характеристик пневматического станка П-105 (импортный чехословацкий станок), опытного пневматического стенда П-120 (специального конструкторского бюро ткацкого оборудования Климовского завода) и первого опытного пневматического станка АТП-120 (Климовского завода). Станки П-105 и ДТП-120 предназначены для изготовления хлопчатобумажных тканей из пряжи высоких и средних номеров.

Шумовую характеристику П-105 исследовали по отдельным основным узлам и в целом. Станок работал на предельном режиме со скоростью 392—396 об/мин, давление воздуха в системе составляло 3,0—3,5 атм. Результаты исследования показали, что общий уровень шума при работе станка составляет 85 дб. В спектре шума преобладают низкие и высокие частоты, максимум звуковой энергии падает на 160, 1250 и 5000 гц. При исследовании отдельных узлов станка П-105 установлено, что основным источником шума служит зевообразовательный механизм.

Следует полагать, что обесшумливание зевообразовательного механизма с жестким перемещением ремизок (замена металлических деталей и др.) должно обеспечить снижение уровней шума этого станка.

Исследование шумовых характеристик опытного стенда П-120 и первого образца станка АТП-120 мы производили при работе их со скоростью 380 об/мин и давлении воздуха в системе, составлявшем 3,0—3,5 атм.

Уровень шума у стенда П-120 равен 83—84 дб, в спектре шума преобладают низкие частоты, хотя имеются и высокие. Максимум звуковой энергии падает на частоты 80—160 гц и частично на 1250—4000 гц. Общий уровень шума станка АТП-120 составляет 81—83 дб, т. е. несколько ниже, чем у стенда П-120.

Анализ спектров шума стенда П-120 и станка АТП-120 показал, что у последнего имеются более высокие частоты с максимумом звуковой энергии на частотах от 4000 до 5000 гц.

Эти изменения частотного спектра, видимо, можно объяснить недостатками при наладке отдельных узлов станка. В период испытания эти недостатки могут быть устранены, что обеспечит снижение уровней шума, как и у стенда П-120, до допустимых норм (по данным испытания одиночных станков). Таким образом, только изменение ударного принципа работы ткацких станков способствует значительному снижению уровня шума даже при значительном увеличении скорости их работы.

Выводы

1. Модернизация ткацкого станка АТ-120-5М (частичная замена металлических деталей менее звучащими, изменение профиля боевого механизма и др.) не привела к снижению уровней шума, возникающих ири его работе. Увеличение звуковой энергии на высоких частотах можно объяснить повышением скорости его работы (до 230 об/мин).

2. При повышенных скоростях меры по укреплению конструкции и уменьшению вибрации отдельных узлов и деталей станка способствуют понижению уровней шума.

3. Исключение ударного принципа в работе отдельных узлов ткацкого станка, несмотря на значительное увеличение скорости его работы,

обеспечивает снижение общего уровня шума. При установке гидравлического буфера в станке АТ-100-5М уровень шума снизился на 4—6 дб при увеличении режима работы станка на 28 об/мин.

4. Новые опытные пневматические ткацкие станки, работающие на повышенных режимах, являются прогрессивными и с гигиенической точки зрения, так как впервые уровни шума, возникающие при их работе, близки к допустимым нормам (по данным испытания отдельных станков).

ЛИТЕРАТУРА

Вольфсон М. П. Информ. бюлл. Московск. научно-исслед. ин-та санитарии и гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана, 1957, № 6—7, стр. 52—С и д о р о в Ю. П., Кокорев В. А. Пневматические П-105 и гидравлические — Г-105 Б ткацкие станки. М., 1962.

Поступила 31/1 1953 г.

* * Ъ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.