Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ШУМА И ВИБРАЦИИ НА ПРОМЫСЛОВЫХ СУДАХ ТРАЛОВОГО ФЛОТА '

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ШУМА И ВИБРАЦИИ НА ПРОМЫСЛОВЫХ СУДАХ ТРАЛОВОГО ФЛОТА Текст научной статьи по специальности «Медицинские технологии»

CC BY
22
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYGIENIC ASSESSMENT OF NOISE AND VIBRATION ON FISHING-BOATS OF THE TRAWLER FLEET

An unsatisfactory noise condition was found to prevail on boats that were not equipped with special effective protective measures. The noise and vibration levels were especially high at the time of the full-speed of the boat.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ШУМА И ВИБРАЦИИ НА ПРОМЫСЛОВЫХ СУДАХ ТРАЛОВОГО ФЛОТА »

При действии более низких концентраций (0,1, 0,0007 и 0,0002 мг/м3) отклонения в развитии эмбрионов выражались главным образом в недоокос-тенении скелета и искривлении позвоночника. Подобных аномалий развития у эмбрионов животных контрольной группы либо не было совсем, либо они встречались очень редко.

Таким образом, описанный эксперимент показывает, что все исследованные концентрации метилмеркаптофоса при поступлении в организм через дыхательные пути оказались небезразличными для белых крыс-самок и их первого потомства.

ЛИТЕРАТУРА

Ахмедов Б. К- Гиг. и сан., 1968, № 10, с. 10.— Бирюкова Р. Н. Там же, 1962, № 7, с. 43.— Г о л о м а Е. А. Там же, № 9, с. 101.— Д а н и л о в В. Б. В кн: Сборник материалов 2-й республиканской конференции патологоанатомов Узбекистана. Ташкент, 1966, с. 106.— Мухамедова С. Ю. Гиг. и сан., 1968, № 12, с. 8.— Мух-тар о в Н. Д. В кн.: Сборник научных работ кафедры нервных болезней Киргизск. мед. ин-та. Фрунзе, 1963, с. 77.— Рязанова Р. А. Гиг. и сан., 1967, Ms 2, с. 26.— К а 1 о w, Marton. Цит. С. Н. Голиков, В. И. Розенгарт. Холинэстеразы и антихолинэсте разные вещества. JI., 1964, с. 277.— Mestitzova М., В еп о М., Pracow. Lek., 1966, т. 18, с. 153.

Поступила 19/11 1969 г.

AN EXPERIMENTAL STUDY OF THE EMRYOTROPIC ACTION OF METHYLMERKAPTOPHOSE INTRODUCED BY THE RESPIRATORY ROUTE

V. A. Hofmekler, В. B. Khuriev

In order to define the embryotropic action of the investigated substance the following indices were studied: the weight of embryos and their organs, the fertility of females, the mortality of embryos before and after implantation, visible extern?l and internal anomalies of development. Introduction by the respiratory route of methylmerkaptophose at concentrations of 0.5, 0.1, 0.0007 and 0.0002 mg/m3 into the body of female animals in the course of the gestation period proved noxious both to the pregnant animals and their first generation.

УДК 613.844:813.68

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ШУМА И ВИБРАЦИИ НА ПРОМЫСЛОВЫХ СУДАХ ТРАЛОВОГО ФЛОТА

С. М. Еренкова, В. И. Лукьянов Мурманская областная станция гигиены труда и профзаболеваний

Освоение дальних районов лова и переход к полной переработке рыбы на борту добывающих судов в открытом море с последующей доставкой на берег широкого ассортимента готовой продукции изменили требования к промысловым судам: возросла их мощность и скорость хода, автономность питания и длительность рейсов. Среди судов рыболовецкого флота особое место занимают траулеры-заводы, представителями которых являются суда типа БМРТ польской и немецкой построек. Они оборудованы современными механизмами для обработки рыбопродукции, радионавигационными приборами и др.

Сотрудниками Мурманской областной станции гигиены труда и профзаболеваний проведено комплексное исследование условий труда и быта членов экипажей на судах БМРТ-254 (немецкой постройки) и БМРТ-401 (польской постройки).

Принципиальная схема вылова и переработки рыбы на этих судах однотипна; они различаются лишь внутренней планировкой некоторых производственных отделений, служебных и жилых помещений. На обоих судах на организм оказывают сочетанное влияние шум и вибрация.

Шум и вибрацию на судах изучали в естественных условиях промысла в течение нескольких лет. Величину шума определяли шумомером Ш-63

с полуоктавным фильтром ПФ-1. Замеры производили на рабочих местах на высоте 1,5 м от пола, а также непосредственно возле работающего оборудования. Вибрацию исследовали при помощи осциллографа Н-105 в комплекте с датчиком ВИЛ-43 по всем параметрам — по частоте, амплитуде и виброскорости (в пересчете) с учетом ее направленности (вертикальной, продольной, поперечной).

На обоих судах в 80% исследований шум превышает допустимые уровни и характеризуется интенсивностью излучения, низко-средне-высоко-частотным спектром, широкополосным диапазоном, а иногда и импульснос-тью. Источником образования шума на БМРТ служит работа главного и вспомогательных двигателей машинно-котельного отделения, системы вентиляции производственных и служебных помещений, различных насосов, компрессоров, грузовых кранов и лебедок, а также радионавигационных приборов. Механический шум образует удары льда и волн о корпус судна, трапы, переборки, подволоки и др., имеющие непрочное крепление с основными элементами судна. Вследствие этих причин на БМРТ возникают звуковые волны в виде механического, аэродинамического и электромагнитного шумов, распространяемых двумя путями: воздушным и звуковой вибрацией по корпусным конструкциям. Характеристика шума на отдельных участках судовых помещений БМРТ представлена в таблице.

Шумовая характеристика судовых помещений на БМРТ

БМРТ-254 1 БМРТ-401

повышение допустимого уровня звукового давления по среднегеометрическим

частотам октнвных полос (в гц)

63 125 250 500 1000 2000 4 000 8000 63 125 250 500 1000 2000 4000 8000

Производст-

венные

участки 9 2 2 8 18 23 26 15 — 5 8 12 7 8 5 —

Служебные

помещения — 2 4 8 15 23 24 17 — — 2 8 16 10 13 —

Каюты — 8 13 10 14 16 7 — — — 4 12 14 10 3 —

В помещениях обоих БМРТ уровень звукового давления характеризуется превышением допустимого почти по всему спектру с преобладанием звуковой энергии в средне-высоких частотах, при этом имеются различные по величине интенсивности шумообразования. Самые высокие уровни шума установлены в машинно-котельных отделениях. Они зависят от типа двигателей, их состояния и акустических особенностей помещения. Уровни звука в них колеблются от 91 до 106 дб на БМРТ-254 и от 86 до 10056 на БМРТ-401.

На БМРТ-254 зарегистрированы более высокие уровни шума на всех участках, в том числе в производственных помещениях, на рабочем месте моториста, на площадке обслуживания фильтров, у пульта управления главным и вспомогательным двигателями. В перечисленных помещениях обнаружен «белый» шум, т. е. превышение уровня звукового давления по всему спектру, хотя максимум звуковой энергии зафиксирован в области высоких частот (1000—8000 гц).

В рефрижераторном отделении и на рыбофабрике превышения допустимого уровня шума не обнаружено. Высокие уровни его выявлены в рулевой, в штурманской и радиорубке, где звуковое давление повышено на 2—24 дб в области 125—8000 гц. Шумовой фон в камбузе, салоне, медицинском блоке так же повышен на 7—16 дб в области 125—4000 гц.

На БМРТ-401 в машинно-котельном отделении, в служебных и жилых помещениях интенсивность звукового давления была почти в 2 раза ниже, чем на БМРТ-254. При этом превышения допустимого уровня не наблюдалось в спектре низких частот. В каютах нижней палубы выявлено стабиль-

2 Гигиена н санитария № I

33

ное повышение шума на 12—15 дб в области 250—2000 гц вследствие недостаточной звукоизоляции шахты машинного отделения от главной палубы и кают.

Низкие уровни шумаобмерялись, несмотря на то что на судах типа БМРТ отсутствовала защитная звукоизоляция служебных и жилых помещений, не использовались шумопоглощающие и звукогасящие устройства на производственных участках, не применялись индивидуальные средства защиты от шума и вибрации.

Причиной возникновения вибрации на БМРТ является работа двигателей и другого оборудования при неправильной и недостаточно точной центровке и балансировке вращающихся частей двигателей и отдельных узлов, при отсутствии прочного соединения отдельных конструктивных элементов, а также амортизирующих средств.

На БМРТ-254 обнаружено превышение виброскорости на пульте управления вспомогательными двигателями в 1,7—2 раза, на металлическом корпусе главного двигателя—в 1,5—5,2 раза, на полу в каюте № 4 — в 1,4 раза, в каюте № 64 —в 2 раза. На БМРТ-401 только в одном случае на рукоятке пневмомашинки для передвижения вагонеток выявлено увеличение виброскорости в 3,8 раза.

Измерение вибрации по различной направленности (вертикальной, продольной и поперечной) показало, что при одинаковой частоте колебаний незначительно изменялись амплитуда и виброскорость продольного и поперечного направлений в ту или иную сторону.

Выводы

1. Шумовая характеристика всех помещений БМРТ-254 и БМРТ-401 неудовлетворительная, однако более благополучным в этом отношении является БМРТ-401.

2. Большие поверхности излучения звука и двойной путь передачи при отсутствии изоляции создают высокие параметры шума в служебных и жилых помещениях. Уровни шума и вибрации увеличиваются во время форсированного хода судна, при спуске и подъеме трала.

3. Высокие параметры вибрации и шума при отсутствии эффективных средств защиты требуют конструктивного решения вопросов, направленного на снижение вибрации и шума в производственных, служебных и жилых помещениях судов типа БМРТ Мурманского тралового флота.

Поступила 19/1 1970 г.

HYGIENIC ASSESSMENT OF NOISE AND VIBRATION ON FISHING-BOATS OF

THE TRAWLER FLEET

S. M. Erenkova, V. N. Lukiyanov

An unsatisfactory noise conditon was found to prev?il on boats that were not equipped with special effective protective measures. The noise and vibration levels were especially high at the time of the full-speed of the boat.

УДК 613.6:637.113

ГИГИЕНА ТРУДА НА ФЕРМАХ

КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА

Канд. мед. наук Л. Ф. Борисовец Киевский институт гигиены труда и профзаболеваний

Несмотря на внедрение ряда оздоровительных мероприятий, условия труда на фермах с привязным и беспривязным содержанием крупного рогатого скота требуют дальнейшего улучшения. В коровниках и телятниках

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.