Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
123
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYGIENIC ASSESSMENT OF SCHOOL TEXT-BOOKS

The field experience of sanitary control of the publication of text-books intended for use in primary schools in the Byelorussian SSR and the Russian Federation points to the necessity of controlling the typographic designs of the book (the proper use of the set, the normal size of letters, the width of (the margin, the sort of paper, etc.) and their size and weight. The contents of the text-book is in need of hygienic control as well for it sometimes consists of complicated information quite inaccessible for children.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ»

Индивидуальная оценка физического развития по оценочным таблицам для сельских школьников Полесья (Г. И. Веренич) показала, что у 86,5 % из них (у 87,8 % мальчиков и у 85,4 % девочек) оно среднее и выше среднего.

Выводы

1 Комплексное обследование более 3500 учащихся сельских школ Полесья показало, что физическое развитие детей и подростков 7—17 лет является довольно высоким и соответствует основным возрастно-половым закономерностям детского организма.

2. Между длиной тела и другими признаками физического развития существует тесная корреляционная связь, указывающая на то, что дети развиваются гармонично.

3. Наличие у девушек наименьших годовых приростов исследованных признаков в 16—17-летнем возрасте свидетельствует о наступлении к этому времени морфологической стабилизации организма. У юношей процесс роста и развития в эти годы еще продолжается.

4. Сравнение антропометрических и функциональных показателей полесских школьников с аналогичными данными других территориально и этнически близких контингентов выявляет наличие определенных типологических особенностей, свойственных детям Полесья, и обосновывает необходимость применения местных стандартов.

5. Основанные на достаточно насыщенном и однородном материале нормативы физического развития полесских школьников могут служить исходными данными для последующего наблюдения за ними в динамике и использоваться в практическом здравоохранении с целью оценки физического развития детей Полесья на ближайшие годы.

ЛИТЕРАТУРА. Веренич Г. И. Таблицы оценки физического развития детей. Минск, 1965.— Лившиц P.M. В кн.: Материалы научной сессии Белорусск. научно-исслед. ин-та охраны материнства и детства. Минск, 1965, с. 29.— Л и т и ч е в -с к и й П. О. Гигиеническая характеристика физического развития некоторых показателей витаминной обеспеченности организма и рационов сельских школьников (По материалам обследования Киевской области в 1963—1965 гг.). Дисс. канд. Киев, 1967.— М о р -д а ч е в И. П. Здоровье сельских школьников Витебской области (По данным обследования 1961—1963 гг.). Автореф. дисс. канд. Минск, 1966.— Чепурковский Е. М. В кн.: Курс белорусоведения. М., 1918—1920, с. 145.— Czekanowski J. В кн.: Cztowiek w czasie i przestrzeni. Warszawa, 1967, S. 207.— W о 1 a n s k i N.. Metody kontroli rozwoju fizycznego dzieci i mtodziezy. Warszawa, 1965.

Поступила 27/VII 1972 Г.

PHYSICAL DEVELOPMENT OF COUNTRY SCHOOL PUPILS IN POLESIE

G. I. Verenich

In the period from 1966 to 1968 the author carried out a complex examination of 3690 children and adolescents aged from 6 to 17 yrs., studying at 10 country secondary school of 9 regions of Polesie (Brestkaya and Gomelskaya districts). The anthropometric and physiometric indices obtained showed that the most intensive growth rates of the investigated indices occured in girls aged from 11 to 15 yrs. and in boys aged from 14 to 17 yrs. The slowing down of grcwth of all the indices in girls was noted to take place by 17 yrs. and testified to morphologic stabilization of the body by this period. Certain typologic peculiar features were noted in the children. The standards of physical development of country school pupils of Polesie were determined for the first time.

УДК 613:371.6

А. А. Крюкова, Jl. А. Кувшинникова, Д. С. Лещинский ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ

Белорусский научно-исследовательский санитарно-гигиенический институт, Минск

При исследовании 40 учебников, изданных Учпедгизами РСФСР и БССР в 1961 г., обнаружены некоторые существенные недостатки. Вместо простой и четкой школьной гарнитуры широко использовалась гарнитура

литературная. Нередко занижалась против нормы высота букв. Увеличивалась длина строк и соответственно уменьшались размеры полей. Половина исследованных учебников была отпечатана с уменьшенными интерлиньяжами и одна четверть — с уменьшенными апрошами между словами. Это особенно характерно для учебников, изданных Учпедгизом БССР. Порою в них встречались чересчур мелкие и неразборчивые рисунки. Условия зрительной работы детей ухудшались и недостаточной контрастностью печати из-за плохого качества бумаги — шероховатости, серого оттенка и т. п.

В белорусских и русских учебниках встречались рисунки и тексты, недостаточно согласованные с требованиями санитарно-гигиенического режима (затемнение классов деревьями, цветами и занавесками, неаккуратные прически у детей, изображение портфелей вместо ранцев и т. п.).

Серьезную тревогу у гигиенистов и педагогов вызывал завышенный объем, размер по формату и излишний вес отдельных учебников.

О недостатках было сообщено соответствующим организациям, они были подвергнуты критике на страницах республиканской и общесоюзной печати. Выборочный анализ школьных учебников, изданных в 1964 и 1965 гг., показал, что большинство выявленных ранее недостатков издательствами устранено.

Переход начальной школы на трехлетний срок обучения, введение новых программ и учебников привели к некоторому увеличению учебной нагрузки и интенсивности работы младших школьников. Это вызвало необходимость усилить педагогический и гигиенический контроль за правильным дозированием классных и домашних заданий детям. Отсюда возникла потребность проанализировать целесообразность размеров отдельных учебников и степень трудности тех заданий, которые они ставят перед детьми.

Исследованию подверглись учебники для начальных классов, выпущенные педагогическими издательствами Минска и Москвы в 1971 г. Результаты исследования были сопоставлены с данными 1961 г. Обнаружена отчетливо выраженная тенденция увеличения учебников для 1—3-х классов по количеству страниц, т. е. по объему материалов. За истекшие 10 лет возрос объем всех без исключения учебников для начальных классов школ БССР и Российской Федерации. Однако это увеличение происходило неравномерно. Размер учебников, выпущенных московским издательством «Народное просвещение», увеличился в среднем на 32,4 страницы, или на 17,9%. В то же время размер учебников для 1—3-х классов, выпущенных минским издательством «Народная асвета», возрос в среднем на 52,6 страницы, или на 32,3%, т. е. почти вдвое по сравнению с книгами московского издания. В результате большинство изданных в 1971 г. в БССР оригинальных учебников для начальных классов превзошло по объему аналогичные книги для школ РСФСР, что, на наш взгляд, нецелесообразно. Например, во 2-м классе школ БССР на изучение русского языка учебным планом отводится намного меньше часов, чем в школах РСФСР. А учебник русского языка для белорусских школ по объему значительно превосходит учебник для школ РСФСР. Такое неоправданное увеличение объема учебников может явиться источником перегрузки детей. Это убедительно подтверждается табл. 1.

Таблица 1

Соотношение числа уроков и нагрузки учащихся 2-х классов при изучении русского

языка в школах РСФСР и БССР

Местонахождение школы Предмет Число уроков в неделю Среднее число упражнений и страниц на 1 урок

РСФСР Русский язык (грамматика) 6 2,5 упражнения

БССР То же 2,5 6 »

РСФСР Русский язык (чтение) 5 1,6 »

БССР То же 2 4,6 »

Таблица 2

Примерный вес набора учебников и учебных принадлежностей школьников 2-го класса

Учебники и другие предметы Количество Вес (в г) Примечание

Книга для чтения «Зарничка»...... 1 697

Русский язык.............. 1 530

Математика............... 1 302

Учебник пения.............. 1 563

Портфель-ранец............. 1 845—950

Пенал ................. 1 90—115

Дневник................. 1 133

Обложка к дневнику........... 1 55

Тетради ................. 4-6 146—219 31,5 г I тетрадь

Карандаш, ручка, резинка и т. п..... 3—4 20—30

Тапочки ................ 0—1 (пара) 0—300

Завтрак ................. 0—1 0—300 Фрукты

Библиотечные книги........... 0—3 0—600 При обмене книг 1

раз в неделю

Прочие грузы (коллекции, гербарии, образ- 0—10 0—300

цы листьев, растений, самоделки и т. п.)

Всего. . . 3381—5094

Как видно из табл. 1, средняя нагрузка 1 урока белорусских второклассников превышает нагрузку русских сверстников по грамматике в 21/» раза и по чтению в 3 раза. Чрезмерно велика нагрузка 1 урока в БССР и при изучении родного белорусского языка.

При сравнительном анализе учебников обнаружены существенные изменения в их весе. Если средний вес учебников для 1—3-х классов, издаваемых для школ РСФСР, за 10 лет уменьшился на 3%, то средний вес учебников, издаваемых в БССР, за тот же срок увеличился на 27,4% (на 88,7 г). Повышение веса учебников, издаваемых в БССР, произошло отчасти из-за увеличения их объема и в неменьшей мере вследствие использования для печатания книг более плотной и тяжелой бумаги. При большом весе учебников младшим школьникам приходится носить из дома в школу и обратно довольно значительные грузы. Их суммарный вес для некоторых категорий школьников превышает рекомендуемый гигиенистами (табл. 2).

Как видно из табл. 2, вес носимых второклассниками грузов может достигать 5 кг. При существующем радиусе сельского школьного района до 3 км и недостаточном использовании ранцев ношение детьми младшего школьного возраста таких грузов в одной руке затруднено и при систематическом повторении может оказать вредное влияние на их осанку.

Как показал педагогический анализ школьных учебников, в некоторых из них встречаются слишком сложные или не всегда полезные задания. В изданном в БССР учебном пособии для учащихся 2-х классов «Календарь природы и труда» 4 раза повторяются такие задания детям: «Найти, вырезать, наклеить в календарь или нарисовать (?) птиц, которые улетают от нас в сентябре, октябре, возвращаются в апреле, мае». Еще в 4 заданиях предлагается раскрасить картинку. А на ней, занимающей всю страницу, изображены в разные времена года 3 дома, автомашина, трактор с прицепами, река, мост, полтора десятка деревьев, столько же людей, нивы, луга, небо...

По картинке нужно также написать рассказ и письменно ответить на несколько вопросов. Чтобы выполнить такое задание, второкласснику потребуется не менее I1/» часов. А он за такой срок должен подготовить все уроки.

Встречаются в учебниках материалы, освещающие правила поведения учащихся без учета гигиенических рекомендаций. Например: на 5-й странице

«Календаря» записано: «По дороге в школу (?) наблюдай за... небосводом!» И дальше — программа наблюдений из 7 вопросов. А не лучше ли изучать небосвод на прогулке, в безопасном месте?

В книге для 1-го класса белорусских школ «Роднае слова» на 27-й странице есть рассказ «Умей дружить», в котором говорится о девочке, приучившей петуха клевать крошки... с рук, хотя, как известно, петух роется клювом в земле и нечистотах.

Далее в учебнике грамматики для 1-го класса белорусских школ на 75-й странице есть небольшой рассказик «На перемене». Оказывается, в перемену «Зоя раздает тетради». Значит, дети в это время сидят за партами. «Галя вытирает доску, Дима и Женя кормят рыбок, Петя и Таня поливают цветы». А кто проветривает класс? И почему дети во время перемены находятся в классе?

Анализ школьных учебников говорит о необходимости регулярного гигиенического надзора за ними не только с точки зрения их типографского оформления, но и объема, веса и содержания включаемого в них материала. Вес школьных учебников и всех школьно-письменных принадлежностей должен быть уменьшен, а портфели, рекламируемые авторами учебников, следует решительно заменить ранцами, хотя бы в младших классах.

Поступила 6/VI 1972 г.

HYGIENIC ASSESSMENT OF SCHOOL TEXT-BOOKS A. A. Kryukova, L. A. Kuvshinnikova, D. S. Leschinsku

The field experience of sanitary control of the publication of text-books intended for use in primary schools in the Byelorussian SSR and the Russian Federation points to the necessity of controlling the typographic designs of the book (the proper use of the set, the normal size of letters, the width of {the margin, the sort of paper, etc.) and their size and weight. The contents of the text-book is in need of hygienic control as well for it sometimes consists of complicated information quite inaccessible for children.

УДК 613.848

Г. M. Пархоменко, М. С. Егорова, В. В. Копаев

МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ И ЗАЩИТЫ ПРИ РАБОТЕ С ТРАНСПЛУТОНИЕВЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ

Трансплутониевые элементы (ТПЭ) находят все более широкое применение в качестве источников излучения и энергии.

Полученные в чистом виде отдельные ТПЭ в количестве от долей миллиграмма до десятков и сотен граммов являются предметом изучения в лабораториях научно-исследовательских учреждений, а также в заводских лабораториях промышленных установок.

Как при непосредственном получении ТПЭ, так и при их практическом использовании возникает ряд новых проблем обеспечения радиационной безопасности. Действующие в настоящее время законодательные акты, обобщающие значительный опыт радиационной гигиены, относящейся к обеспечению работ с радиоактивными веществами, не рассматривают в должной мере вопросы профилактики вредного действия ТПЭ и защиты при контакте с ними.

В то время как факторы внутреннего облучения при работе с ТПЭ нашли определенное отражение в литературе (М. С. Егорова и соавт.), вопросы защиты и профилактики внешнего облучения от ТПЭ почти не рассмотрены. Между тем практика показала, что переход от работы с ураном и продуктами его деления к изотопам ТПЭ добавил к факторам радиоактивного загрязнения и внешнего облучения гамма-квантами новые виды воздействия на персонал — нейтронное и рентгеновское излучение.

Способность распадаться путем спонтанного деления является специфической чертой ТПЭ. Наибольший выход нейтроне в спонтанного деления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.