Научная статья на тему 'САНИТАРНЫЙ НАДЗОР ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ШКОЛ УЧЕБНОЙ МЕБЕЛЬЮ'

САНИТАРНЫЙ НАДЗОР ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ШКОЛ УЧЕБНОЙ МЕБЕЛЬЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «САНИТАРНЫЙ НАДЗОР ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ШКОЛ УЧЕБНОЙ МЕБЕЛЬЮ»

чами районных санитарно-эпидемиологических станций, проводимых на местах.

Институтом подготовлен проект методического письма для санитарно-эпидемиологических станций по проведению гигиенической оценки сельскохозяйственных машин.

Поступила 24/IV 1962 г.

* * *

САНИТАРНЫЙ НАДЗОР ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ШКОЛ

УЧЕБНОЙ МЕБЕЛЬЮ

Кандидат педагогических наук Д. С. Лещинский Из Белорусского научно-исследовательского санитарно-гигиенического института

Обеспечение учащихся хорошей, подобранной по росту мебелью способствует сохранению их работоспособности и здоровья. Однако правильно подобрать мебель для всех школьников не так легко.

В использовании учебной мебели в школах Белорусской ССР выявлены следующие основные недостатки: 1) в школах республики было обнаружено большое количество плохих, нестандартных парт; 2) выяснилось, что парты различных размеров неправильно распределены по школам и их количество не совпадает с числом детей соответствующих ростовых групп и 3) оказалось, что учителя, руководители школ, а порой и школьные медицинские работники не умеют правильно распорядиться имеющимся в наличии фондом парт. В результате, как показали проверки, значительное число школьников во многих школах сидело за партами, не соответствующими их росту.

Чтобы прекратить поступление в школу нестандартных парт, в республике была проведена проверка качества учебной мебели, изготовляемой всеми промышленными предприятиями. С помощью работников санитарно-эпидемиологических станций и санитарно-эпидемиологических отделов были подвергнуты тщательному обмеру по 10 парт разных размеров, изготовленных в 1959 г. 56 деревообделочными предприятиями республики. Было установлено, что значительная часть райпромкомбинатов, а иногда и крупные мебельные фабрики отчасти по небрежности или из-за пользования устаревшими чертежами выпускали много нестадартных и в большинстве случаев немаркированных парт. Данные проверки были доложены всем заинтересованным ведомствам, в том числе Комиссии советского контроля и Комитету стандартов мер и измерительных приборов. По согласованию с Министерством просвещения БССР, негодные чертежи парт были изъяты и заменены новыми.

Данные обмера парт показали, что при их изготовлении чаще всего допускались следующие дефекты: уменьшалась ширина скамьи или крышки столика, увеличивалась (а иногда и уменьшалась) дистанция спинки, нарушались требования к форме спинки, высоте скамьи или столика. Иногда произвольно изменялся наклон крышки столика. В результате анализа полученных данных были разработаны «Инструктивные указания по устранению дефектов в конструкции школьных парт», которые рекомендовали приемы устранения и тех дефектов, которые появлялись в процессе эксплуатации парт вследствие их небрежного ремонта (замена откидной части кр,ышки неоткидной, изменение высоты спинки и т. п.). Министерством просвещения БССР эти «Инструктивные указания» были отпечатаны типографским способом и разосланы для руководства во все школы.

Переделку парт производят на промышленных предприятиях и в школьных мастерских. Успешнее всего эта работа проводится в Гродно, где есть школы, переделавшие все нестандартные парты. По решению Совета Министров республики, работа по переделке парт должна быть завершена в 1962 г.

Неправильное распределение парт различных размеров по школам явилось результатом неосведомленности руководителей школ и отделов народного образования в вопросах комплектования школ партами. На протяжении ряда лет для школ-новостроек даже в столице республики Минске заказывали парты не 7, а всего лишь 3—4 размеров. Потребность в партах разных размеров определяли «на глазок». В школы парты нередко завозили без учета и даже без знания размеров. В результате в средней школе № 3 Витебска все 410 парт оказались 10-го размера, в средней школе № 6 Орши — 9-го и т. п.

Чтобы покончить с таким положением, на основе измерения роста 75 000 городских и сельских школьников были разработаны ростовые таблицы и разосланы во все школы. По этим ростовым таблицам производят расчеты потребности в партах разных размеров. Парты для школ теперь заказывают всех 7 размеров. Начиная с 1958 г. в республике проводится частичный обмен парт разных размеров между школами в пределах районов и городов. В организации обмена парт органы санитарного надзора оказывают практическую помощь работникам народного образования. Так, сотрудники санитарно-эпидемиологической станции Октябрьского района Минска получили от всех школ данные о распределении учащихся по ростовым группам, количестве парт разных размеров и чередовании классов, занимающихся посменно в одних и тех же помещениях. На основании этих данных был составлен план обмена парт между школами, одобренный на совещании директоров школ. План предусматривает правильное использование всех парт, имеющихся в избытке в одних школах и в недостатке в других. Заказ на недостающее количество парт малых размеров (№ 6, 7 и 8) сдан промышленным предприятиям. Аналогичная работа проведена в школах Гродно. По постановлению Совета Министров БССР, обмен парт между школами должен быть завершен в 1962 г.

В использовании имеющегося в наличии фонда парт во многих школах была полная неразбериха. Парты не маркировали. Расстановку парт разных размеров проводили на основе «эстетического принципа». Парты в классах «для красоты» ставили... одинакового размера! Кстати сказать, этот нелепый «принцип» настойчиво популяризируется в педагогической литературе. В книге И. Н. Казанцева «Урок в советской школе», неоднократно изданной в РСФСР и переизданной в союзных республиках, так и записано: «Для данного класса парты должны быть, как правило, одного размера». (Учпедгиз. М., 1956, изд. 2-е, стр. 330). При размещении детей за партами учитывали любые требования, кроме гигиенических. Высокого мальчика могли посадить на одну скамью с крохотной девочкой в интересах «правильного полового воспитания». На переднюю парту ученика сажали, чтобы он не вертелся, на заднюю — чтобы не мешал и т. п.

Большую и ценную разъяснительную работу по вопросам правильного использования парт в школах провел Институт педагогики Министерства просвещения БССР. Подготовленное сотрудниками института подробное инструктивное письмо «О пользовании школьной•партой» было издано Министерством просвещения БССР отдельной брошюрой и разослано по всем школам. Также была разослана во все школы брошюра «ГОСТ — парты школьные» с чертежами и размерами стандартных парт. Институтом педагогики были разработаны, отпечатаны и распределены по всем школам республики мерные линейки (парто-ростомеры), облегчающие измерение роста и распределение учащихся

по ростовым группам, а также определение размеров и стандартности парт.

Для оказания практической помощи учителям и облегчения контроля за подбором парт для учащихся Белорусским санитарно-гигиеническим институтом была разработана «Схема размещения учащихся за партами», которая включена Министерством просвещения БССР с 1961/62 учебного года во все классные журналы в республике (см. схему). На схеме в клеточке, отведенной для каждой парты, записывают ее маркировочный номер, фамилии сидящих за ней школьников, отмечают состояние зрения и слуха детей, назначение очков и пользование ими. Сводка с правой стороны схемы напоминает учителям, какие парты нужны для детей различного роста, и помогает установить, правильно ли класс укомплектован партами различных размеров.

Гигиеническое значение схемы весьма велико. Она, во-первых, сразу показывает, правильно ли сидит каждый школьник в отношении освещения, удаленности от классной доски, подбора парты по росту, во-вторых, сводит воедино и представляет в наглядном виде все сведения, нужные для правильного подбора парт, и, в-третьих, обязывает своевременно промаркировать парты, измерить рост детей, проверить состояние их здоровья, найти нужное место для их посадки. Вместе с тем схема запрещает произвольные перебежки детей с места на место. На случай необходимости организованного перемещения детей с одних парт на другие на протяжении учебного года в классных журналах имеется запасной экземпляр схемы. Заполняет схему классный руководитель с помощью медицинских работников, обслуживающих школу. Подписи под схемой классного руководителя и школьного врача обязывают их с большей ответственностью отнестись к ее заполнению. Подпись руководителя школы, утверждающего схему, свидетельствует о том, что в школе использованы все возможности для правильного подбора парт для детей.

Особенно велико значение схем для руководителей школ, школьных и школьно-санитарных инспекторов. Даже беглый просмотр схем дает полное и точное представление о ростовом составе учащихся, соответствии роствому составу имеющегося в школе комплекта парт и о том, как эти парты используются. Отпечатанные отдельными оттисками, эти схемы успешно применяются органами санитарного надзора при гигиеническом обследовании школ.

Значительная работа проведена в республике по улучшению чередования классов при сменных занятиях. Органы санитарного надзора добиваются от школ (хотя и не всегда успешно) чередования начальных классов с начальными и старших со старшими, что облегчает подбор парт по росту для всех школьников. Такое чередование классов вполне возможно во всех крупных школах городов и городских поселков. При этом, безусловно, можно избежать работы преподавателя в 2 смены. Соответствующие рекомендации включены в инструктивное письмо «О пользовании школьной партой».

В республике проводится большая разъяснительная работа по вопросам правильного использования учебной мебели. Проведены семинары со школьно-санитарными инспекторами областных и районных санитарно-эпидемиологических станций, врачами и медицинскими сестрами школ Минска и Гродно; проводятся 2-часовые занятия с директорами, завучами школ, школьными инспекторами, заведующими районными отделами народного образования, проходящими переподготовку в республиканском институте повышения квалификации руководящих кадров народного образования. Лекции по школьной гигиене включены в учебные планы всех курсов переподготовки учителей. По вопросам правильного использования учебной мебели опубликовано значи-

размещения за партами учащихся Начало занятий в классе в

класса

Схема1

_средней школы JST?.

Утверждаю: Директор школы (заведующий) (подпись)

в 19

— 196

часов

.минут. В помещении посменно занимается.

класс

уч.- году

Третий ряд (у внутренней стены)-

фамилия, имя рост в см фамилия, имя рост в см

Дополнительная парта, размер №

Зоение Слух Зрение Слух

назначены (да, нет) Очки: носит (да, нет) назначены (да, нет) Очки: носит (да, нет) v .

7-я парта, размер № •

Далее 6-я, 5-я, 4-я, 3-я и 2-я парты •

1-я парта, размер №

Зоение Слух Зрение Слух

назначены (да, нет) Очки: носит (да, нет) назначены (да, нет) Очки: носит (да, нет)

В классе имеется

парт № 6_ парт № 7_ парт № 8_ парт № 9_ парт № 10 парт № И парт № 12_

_шт., учащихся ростом 110—119 см_

_шт., учащихся ростом 120—129 см_

_шт., учащихся ростом 130—.139 см_

шт., учащихся ростом 140—149 см_

_шт., учащихся ростом 150—159 см_ _шт., учащихся ростом 160—169 см_ .шт., учащихся ростом 170 см и выше.

_чел. чел. .чел. .чел. _чел. _чел. чел.

Примечания. 1. Классы указываются с букренными обозначениями (а, б, в и т. д.). 2. При трехсменных занятиях указываются оба класса, занимающиеся посменно с данным.

3. Размер парты указывается по ее маркировочному номеру.

4. Рост учащихся указывается в обычной обуви, при использовании данных антропометрического изменения к росту ученика добавляется 2 см на высоту каблука. 5. Острота зрения указывается врачом в общепринятых обозначениях. 6. В графе «Очки назначены, носит» ненужное вычеркнуть.

Школьный врач.

Классный руководитель

1 Печатается в сокращенном виде.

2 Аналогично для среднего и первого рядов.

тельное количество статей в центральной и республиканской педагогической и общей печати.

В результате проделанной работы к проблеме учебной мебели привлечено внимание работников школ и широкой общественности. Все большее и большее количество детей в школах получает возможность пользоваться удобной мебелыо, полностью отвечающей росто-возраст-ным особенностям учащихся.

#

Выводы

1. Обеспечение всех школьников удобной мебелью требует совместных усилий педагогов и медицинских работников школ и неослабного контроля со стороны органов санитарного надзора.

2. Работники санитарно-эпидемиологических станций и санитарно-эпидемиологических отделов должны повсеместно проверить стандартность имеющихся в школе парт и установить строгий контроль за качеством и маркировкой вновь изготовляемой учебной мебели.

3. Все нестандартные парты должны быть на протяжении 1—2 лет переделаны, а неподдающиеся переделке — заменены новыми.

4. Между школами, неправильно укомплектованными партами разных размеров, должен быть организован обмен партами в пределах городов, районов или других территориальных единиц.

5. Все школы должны иметь инструкции о правилах пользования учебной мебелью.

6. Мерные линейки для измерения роста учащихся и проверки стандартности парт (парторостомеры) должны иметься в каждой школе. Их производство наиболее целесообразно организовать в общесоюзном масштабе.

7. Схемы размещения учащихся за партами по образцу, принятому в БССР, следует включить в классные журналы в остальных союзных республиках.

Поступила 23/УП 1962 г.

-Й- *

Л

*

5 Гигиена и санитария. № I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.