Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРОВЕДЕНИЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК НА ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРОВЕДЕНИЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК НА ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
34
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A study of the functional state and work capacity of pre-school children showed favourable changes in the studied indices in the kindergarten children having brief physical exercises of various intensity during their lessons. The changes were most favorable after vigorous physical exercises, for example, 10—20 jumps.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРОВЕДЕНИЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК НА ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ»

УДК 613.71:613.954.4

3. Е. Романова

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРОВЕДЕНИЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК НА ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ

Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт

Правильная организация двигательного режима предполагает рациональное построение любого элемента деятельности дошкольника. Наиболее утомительным и менее физиологичным является статическое состояние организма ребенка, что имеет место в процессе обучения счету, речи, чтению, рисованию, лепке. Проведение физкультминуток на подобных занятиях в известной степени снимает статическое напряжение; при этом в коре головного мозга ребенка создаются новые очаги возбуждения, вследствие чего улучшаются функциональ- . ное состояние ЦНС и работоспособность дошкольников. Эффект активного отдыха, с одной стороны, зависит от глубины утомления, с другой — от нагрузки, организации активного отдыха. Слишком малые физические нагрузки существенно не влияют на повышение работоспособности ребенка, а большие могут дать отрицательный эффект. Следовательно, важно правильно дозировать физическую, нагрузку при проведении физкультминуток. Учитывая особенности статического утомления в позе сидя, в комплексы физкультминуток целесообразно включать упражнения для мышц плечевого пояса,' дыхательных мышц туловища. Как указывают Л. В. Голощекина и Т. М. Рыженко, такие физкультминутки состоят из упражнений средней интенсивности.

В последние годы в литературе появилось большое число работ о благотворном влиянии на организм дошкольников упражнений повышенной интенсивности (Г. П. Юрко и соавт.; А. Д. Глу-щенко и И. И. Слепушкина; Т. С. Чернякина). Одним из путей повышения интенсивности нагруз-* ки на физкультминутках является включение циклических упражнений — подскоков. Циклические упражнения активизируют процессы обмена.

В нашем исследовании изучены функциональное состояние и работоспособность дошкольников на занятиях статического характера при использовании двух вариантов физкультминуток, которые различались интенсивностью выполняемых упражнений. Оба варианта включали по 4 комплекса физкультминуток. Первый вариант состоял из упражнений средней интенсивности, второй предусматривал упражнения повышенной интенсивности. В разработке комплексов для физкультминуток принимали участие доц. Г. П. Лескова и канд. мед. наук Н. А. Ноткина из Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена.

Каждый комплекс физкультминутки включал упражнения для мышц туловища, верхнего плечевого пояса, дыхательные. Обязательным упражнением физкультминутки средней интенсивности

являлась спокойная ходьба, которая заменялась во втором варианте 10—30 подскоками. Первый вариант комплекса физкультминуток обозначим: А-1, А-2, А-3, Б-0, второй —Б-10, Б-14, Б-20, Б-30 (цифры обозначают число подскоков).

Под наблюдением в течение года находилось 120 детей старших и подготовительных групп

0,35 -0,30-025-0,20-0.15 -О.Ю -

30 25 20 /5 Ю

/30 ¡20 НО 100 30

во

70 60

31

во

23 28 27 26 2Б

А-1 А-1 А-в 5-0 Б-Ю Б-М Б-20 Б-ЗО

А

А-1 А-2 А-в Б-0 Б-Ю Б-М Б-20 Б-вО

А

ад

А-1 А-2 А-в Б-0 Б-Ю Б-М Б-20 ЬвО

г

Л

Г

А-1 А-2 А-в Б-О Б-Ю Б-М Б-20 БвО

Показатели функционального состояния организма до школьников до (/) и после (2) различных комплексов физ-кул ьтминуток.

По оси абсцисс: А-1, А-2, А-3 и Б-0 — комплексы физкультминуток средней интенсивности, Б-Ю, Б-14, Б-20 и Б-30 — комплексы физкультминуток повышенной интенсивности: по осн ординат: а — латентный период реакции на звук (в с), б — количество ошибок на 100 знаков, » — число касаний на тремометре, г — частота пульса за 15 с.

2 Гигиена и санитария № 8

— 33 —

трех яслей-садов Ленинграда. Влияние различных вариантов физкультминуток на функциональное состояние и работоспособность изучали путем определения до и после физкультминутки латентного периода реакции на световой и звуковой раздражители (480 исследований), показателей корректурной пробы с использованием фигурных таблиц 1440 (исследований), показателей тремометрии (480 исследований) и частоты сердечных сокращений (400 измерений по 15 с).

Результаты исследований подвергнуты статистической обработке с вычислением средних и достоверности различий между ними до и после физкультминутки. Полученные показатели функционального состояния организма дошкольников приведены на рисунке.

Анализ представленных данных показал, что после физкультминутки при отдельных ее вариантах наблюдаются некоторые различия в изменении функционального состояния организма. Наиболее существенное улучшение показателей отмечено после второго варианта физкультминуток — Б-10, Б-14 и Б-20. Это подтверждают статистически значимые изменения показателей латентного периода реакции на раздражитель (см. рисунок). Так, если при проведении первого варианта физкультминуток латентный период почти не изменяется, уменьшаясь на 0,002±0,07—0,005±0,12 с, то после комплексов Б-10, Б-14 и Б-20 он снижается на 0,02± ±0,002—0,016±0,003 с. Сокращение латентного периода реакции на раздражитель свидетельствует об улучшении функционального состояния ЦНС детей и их работоспособности. Количество ошибок при выполнении корректурной пробы оказалось наименьшим также при использовании физкультминуток Б-10, Б-14 и Б-20 (см. рисунок). Наиболее неблагоприятные изменения показателей умственной работоспособности наблюдались после физкультминутки Б-30 (увеличение латентного периода на раздражитель и отсутствие статистически значимых изменений в показателях корректурной пробы). По-видимому, 30 подскоков — чрезмерная нагрузка для физкультминутки.

Комплексы физкультминутки с упражнениями средней интенсивности А-1, А-2, А-3 и Б-0 способствуют улучшению функционального состояния, однако не все исследуемые показатели изменяются

достоверно — нет статистически значимых изменений показателей латентного периода реакции на раздражитель, тогда как количество ошибск при выполнении корректурной пробы в большинстве случаев достоверно уменьшается. Показатели тремометрии отражают возбудимость двигательных центров коры головного мозга, координацию движений испытуемых. Улучшение функции двигательного анализатора отмечается как после физкультминуток средней интенсивности (за исклю-ченнем комплекса Б-0), так и после физкультминуток с упражнениями повышенной интенсивности (наиболее существенно после комплексов Б-14 и Б-20 — см. рисунок). Выявлены существенные различия в изменении частоты сердечных сокращений. Если после физкультминутки средней интенсивности пульс учащался на 5—8 в минуту, то после физкультминутки повышенной интенсивности — на 20—25 в минуту. '

• Таким образом, наряду с использованием физкультминуток с упражнениями средней интенсивности на активизацию мышц верхних конечностей, дыхательных, мускулатуры туловища целесообразно применение циклических упражнений (подскоков), увеличивающих интенсивность физической нагрузки и способствующих улучшению умственной работоспособности дошкольников. Оптимальное для физкультминутки число подскоков — 14—20.

Литература. Глущенко А. Д., Слепушкинс И. В. — В кн.: Гигиенические основы физического воспитания и спорта детей и подростков. Под ред. Г. Н. Сердюков-ской и др. Таллин, 1975, с. 52. ■

Голощекина Л. В., Рыженко Т. М. — Дошкольное вое- 1

питание, 1972, № 4, с. 32—34. Чернякина Т. С. — В кн.: Влияние факторов внешней среды на здоровье человека. Л., 1982, с. 81—82. Юрко Г. П., Фролов В. Г., Морозов О. Е. — В кн.: Медицинские аспекты и пути оптимизации физического воспитания детей. Харьков, 1979, с. 143.

Поступила 01.03.83

Summary. A study of the functional state and work capacity of pre-school children showed favourable changes in the studied indices in the kindergarten children having brief physical exercises of various intensity during their lessons. The changes were most favorable after vigorous physical exercises, for example, 10—20 jumps.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.