Научная статья на тему 'Гигиеническая оценка питания и пищевого статуса подростков Алтайского края'

Гигиеническая оценка питания и пищевого статуса подростков Алтайского края Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
146
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientist
Область наук
Ключевые слова
ПИТАНИЕ / ПИЩЕВОЙ СТАТУС / NUTRITION / NUTRITIONAL STATUS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Филиппова С. П., Швед О. И.

В статье приведено описание результатов анализа фактического питания и пищевого статуса подростков Алтайского края. В ходе исследования было изучено фактическое питание 257 подростков 12-17 лет. Определено, что модернизация технического оборудования способствовала улучшению структуры питания в школах Алтайского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гигиеническая оценка питания и пищевого статуса подростков Алтайского края»

SCIENTIST№1 (1) 2018

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПИТАНИЯ И ПИЩЕВОГО СТАТУСА ПОДРОСТКОВ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул Филиппова С.П., Швед О.И.

В статье приведено описание результатов анализа фактического питания и пищевого статуса подростков Алтайского края. В ходе исследования было изучено фактическое питание 257 подростков 12-17 лет. Определено, что модернизация технического оборудования способствовала улучшению структуры питания в школах Алтайского края. Ключевые слова: питание, пищевой статус

The article describes the results of the analysis of actual nutrition and nutritional status of adolescents in the Altai territory. The study examined the actual nutrition of 257 adolescents 12-17 years. It is determined that the modernization of technical equipment contributed to the improvement of the food structure in the schools of the Altai territory.

Key words: nutrition, nutritional status.

Исследования и оценка состояния питания детей и подростков в современных условиях показывают, что школьное меню не всегда отвечает вкусовым предпочтениям учащихся, а пищевое поведение подростков не соответствует принципам здорового питания и формируется неправильно. Поэтому необходимо не только прививать, но и корректировать уже сформированные пищевые привычки, что необходимо делать грамотно, как в школе, так и дома [1, 2, 3].

Цель исследования - оценить фактическое питание и пищевой статус подростков Алтайского края

Материалы и методы

Фактическое питание подростков 12-17 лет (n=257) изучено в 20132015 г.г. методом анализа частоты потребления пищи, анализа меню-раскладок питания организованного коллектива. Пищевой статус подростков оценивался с помощью клинических методов.

Анализ осуществлялся с использованием пакета STATISTICA 6.0., возможностей Microsoft Excel 2007. Проверка нормальности распределения производилась с использованием критериев Шапиро-Уилки. Во всех процедурах статистического анализа критический уровень значимости р принимался равным 0,05. Для проверки статистических гипотез применяли

ЯСЖШЯТ№1 (1) 2018

непараметрические методы. Для сравнения числовых данных двух независимых групп использовался и-критерий Манна-Уитни.

Результаты и обсуждение

Краевая программа и Федеральный проект, начиная с 2008 года, коренным образом изменили сложившуюся систему организации питания в школах края. Установка современного технологического оборудования способствовала значительному улучшению пищевой ценности готовых блюд. Разработаны несколько видов примерных школьных меню с учетом сезонности, необходимого количества основных пищевых веществ и требуемой калорийности суточного рациона, дифференцированного по возрастным группам обучающихся (7-11 лет и 12-18 лет), с использованием продуктов питания, направленных на профилактику заболеваний обусловленных дефицитом микронутриентов (недостатка йода, фтора) и витаминов. Все это позволило расширить в школьных столовых ассортимент мясных и овощных блюд, ускорить доставку продукции в школьные столовые; увеличить охват 2-х и 3-х разовым питанием горячими завтраками и обедами, организовать для всех нуждающихся школьников диетическое питание.

Результаты исследования показали, что качество питания учащиеся школ с модернизированными пищеблоками субъективно оценивали выше (р<0,001).

Модернизация технологического оборудования школьных столовых в Алтайском крае позволила улучшить структуру питания учащихся, увеличить потребление ряда нутриентов: белков (в т.ч. животного происхождения), незаменимых аминокислот, полиненасыщенных жирных кислот семейств ю-6 и ю-3, в-каротина, витамина С, витамина В12, йода, кобальта, меди, селена, хрома. При этом у учащихся школ с модернизированным оборудованием пищеблоков установлены более высокие величины среднесуточного потребления: белков (в т.ч. животного происхождения), жиров (в т.ч. НЖК, ПНЖК семейств ю-6 и ю-3), в-каротина, витамина С, натрия, витамина В12, йода, кобальта, меди, селена, хрома, восьми незаменимых аминокислот, триглицеридов [2].

Кроме того, в сравнении с учащимися группы сравнения, у подростков основной группы были выше показатели энергетической квоты белков и жиров, они существенно больше по массе потребляли мясо и мясопродукты, рыбу, кондитерские изделия, продукты растительного происхождения (на 130 г/сут - за счет овощей и фруктов, р=0,0415). У подростков основной группы отмечены средние величины потребления белков, на уровне физиологических потребностей, в группе сравнения - недостаточное потребление белка (на 8,5%; р=0,020) [2].

В то же время, у них были установлены более высокие величины потребления жиров (в т.ч. триглицеридов) и натрия (поваренной соли). У

ЯСЖШГЯТ№1 (1) 2018

подростков основной группы потребление жиров составило 136% от величины физиологической потребности, в группе сравнения - 112,5% (р=0,0216). При этом необходимо отметить, что вклад питания в школе в общее количество потребляемого жира составлял 22,1% и значимо не отличался в опытной и контрольной группах (р>0,05). Такие показатели ориентируют дальнейшие мероприятия на образовательную работу с подростками и их родителями по улучшению структуры питания (снижению потребления животных жиров, поваренной соли) вне школы, в семье [2].

Исследование пищевого статуса подростков показало, клинические симптомы витаминной недостаточности встречаются редко, при этом наиболее часто встречаются следующие признаки: трещины губ (5,8±1,5 на 100 обследованных), кровоточивость десен при чистке зубов (5,1±1,4 на 100 обследованных), фолликулез (4,3±1,3 на 100 обследованных), ангулярный стоматит (4,3±1,3 на 100 обследованных), снижение аппетита (4,3±1,3 на 100 обследованных). При этом частота клинически значимых симптомов поражения кожи, связанных с недостаточной обеспеченностью микронутриентами (гиперкератоз) среди учащихся школ с модернизированными пищеблоками была значимо меньше, чем у подростков группы сравнения (р<0,01). Частота других симптомов значимо не отличалась среди учащихся школ с модернизированными и немодернизированными типами пищеблоков (р>0,05) [2].

Выводы.

1. Модернизация технологического оборудования школьных столовых в Алтайском крае позволила улучшить структуру питания учащихся, увеличить потребление ряда нутриентов.

2. Частота клинически значимых симптомов поражения кожи, связанных с недостаточной обеспеченностью микронутриентами (гиперкератоз) среди учащихся школ с модернизированными пищеблоками была значимо меньше, чем у подростков группы сравнения (р<0,01).

3. У учащихся школ с модернизированным оборудованием пищеблоков установлены более высокие величины среднесуточного потребления жиров, триглицеридов и натрия. При этом вклад питания в образовательном учреждении в общее количество потребляемого жира составлял 22,1% и значимо не отличался в опытной и контрольной группах (р>0,05), что ориентирует дальнейшие мероприятия на образовательную работу с подростками и их родителями по улучшению структуры питания (снижению потребления животных жиров, поваренной соли) вне школы, в семье.

Список литературы

1. Кучма В.Р., Горелова Ж.Ю., Углов С.Ю., Ануфриева Т.А. Научное обоснование и разработка двухнедельного суточного рациона питания

SCIENTIST№1 (1) 2018

московских школьников // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2015. №4. С. 46-47.

2. Филиппова С.П. Гигиеническая оценка питания учащихся и эффективности региональной программы модернизации школьного питания в современных условиях (на примере Алтайского края): диссертация на соискание ученой степени кандидата медицинских наук: 14.02.01/ Софья Петровна Филиппова. - Омск, 2015.128 с.

3. Захаренков В.В., Виблая И.В., Бурдейн А.В., Цай Л.В., Колядо В.Б. Приоритетные направления программных мероприятий сохранения трудового потенциала (на примере Кемеровской области). В сб.: Социально-гигиенические проблемы общественного здоровья и экологии человека на современном этапе. 2009. С. 59-60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.