ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ, ПОСЕЩАЮЩИХ ДЕТСКОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Е.Ю. Суетнова, Н.П. Сетко Оренбургская государственная медицинская академия Питание ребенка является одним из важнейших условий, обеспечивающих его правильное развитие, своевременное созревание морфологических структур и функций различных органов и тканей, развитие интеллекта, устойчивость организма к действию инфекций и различных неблагоприятных внешних факторов.
Результаты широкомасштабных эпидемиологических исследований, организованного в последние годы мониторинга состояния питания и здоровья населения показывают, что структура рационов различных контин-гентов населения России, в том числе и детского, характеризуется стойким снижением потребления наиболее полноценных, в биологическом отношении, пищевых продуктов [1].
Известно, что в настоящее время дети не получают с пищей достаточного количества эссенциальных питательных веществ, особенно таких, как белки, в том числе незаменимые аминокислоты, витамины, минеральные вещества. В то же время в некоторых регионах России в пищевом рационе наблюдается избыток жиров [3]. Данные нарушения принципов рационального и сбалансированного питания ведут не только к развитию ряда распространенных патологий, но и к снижению защитно-адаптационных возможностей организма.
В связи с этим концепция государственной политики в области здорового питания относит к числу важнейших факторов укрепления здоровья на-
селения рационализацию питания и ликвидацию существующего дефицита витаминов, эссенциальных питательных веществ [2, 4].
В связи с этим мы провели оценку питания детей в возрасте 6 лет, посещающих детское дошкольное образовательное учреждение г. Оренбурга, методом анализа 10-дневного меню-раскладки. Энергетическую и пищевую ценность рационов рассчитывали по существующим таблицам для определения химического состава пищи и сопоставляли ее с физиологическими нормами потребления питательных веществ для детей данной возрастной группы.
Анализ химического состава среднесуточных рационов показал их энергетическую и нутриентную дефицитность. Установлено, что в среднесуточном рационе питания дети дошкольного возраста не получают достаточного количества белка, необходимого для роста и развития организма (91 % физиологической нормы). В еще большей степени не хватает в рационах дошкольников липидов (61,3 % физиологической потребности). В основном это связано с недостаточным потреблением растительного и сливочного масла в натуральном виде. Содержание углеводов в рационе детей также было недостаточным - 75,4 % физиологической нормы.
Энергетическая ценность рационов питания детей составила 1642 ккал, что на 17 % ниже рекомендуемых норм для данной возрастной группы. Установлено, что суточный рацион питания у обследованного контингента детей не сбалансирован, ибо соотношение белков, жиров и углеводов составляло 1 : 0,6 : 3,4 при рекомендуемом 1:1:4. Помимо этого выявлена значительная поливитаминная и минеральная недостаточность суточного рациона питания дошкольников.
Несбалансированность рациона и недостаток таких макроэлементов, как кальций и фосфор, прежде всего, отражается на состоянии кальций-фосфорного обмена и, вероятно, является риском развития нарушений в костно-мышечной системе. Так, при оптимальном соотношении кальция и фосфора 1 : 1 в исследуемых рационах оно составило 1 : 0,9.
Содержание в рационах эссенциальных микроэлементов, необходимых для роста и развития ребенка, таких, как железо, фтор, йод, магний, медь, хром, не удовлетворяет физиологические потребности детского организма. Содержание витаминов в рационе питания также было снижено: витамина С - на 31 %, А - на 20 %, Е - на 25 %, Д - на 88 %, В1 - на 12 %, В2 - на 10 %, В6 - на 70 %, РР - на 19 %.
Общеизвестно, что оптимальный суточный рацион питания ребенка обеспечивает адаптационно-защитную функцию организма только при равномерном поступлении пищевых продуктов в течение дня. Кратность приема пищи в исследуемом дошкольном учреждении составила не менее четырех раз в день через 3,5-4 ч. Распределение приемов пищи по энергоценности (завтрак - 25 %, обед - 40 %, полдник - 8 %, ужин - 15 %) не со-
ответствует СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДДУ». Питание детей однообразно, наиболее часто в рационы включают такие продукты, как картофель, морковь, лук, растительное масло, макаронные изделия, мясо птицы, какао. Биологически ценные продукты - фрукты, сливочное масло, творог, сыр, мясо - используют в пищу реже. Снижено потребление хлеба и хлебобулочных изделий в 5 раз, а фруктов и овощей -основных источников витаминов - соответственно в 2 и 1,2 раза.
Таким образом, анализ фактического питания детей в детском дошкольном учреждении показал, что их пищевой рацион не обладает оптимальной энергетической и пищевой ценностью, необходимой для данной возрастной группы. Выявлен дефицит поступления с продуктами питания основных пищевых веществ - белков, жиров, углеводов и микронутриентов. Полученные данные позволили разработать систему адекватной коррекции рациона с дополнительным приемом витаминно-минерального комплекса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Батурин А.К. Разработка системы оценки и характеристика структуры питания и пищевого статуса населения России. Дис. д-ра мед. наук. М., 1998. 240 с.
2. Беляев E.H., Иванов A.A. Совершенствование нормативного поля в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов //Вестник Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова. 2002. №3. С. 13-17.
3. Болдырева М.С., Ерофеев Ю.В. Особенности химического состава и энергетической ценности питания сельского трудоспособного населения Западной Сибири //Здоровье населения и среда обитания. 2006. № 2. С. 28-29.
4. Чибураев В.И., Иванов A.A. «Концепция государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 года» -основной методологический документ Госсанэпиднадзора России //Здоровье населения и среда обитания. 2001. № 11. С. 13-16.