УДК 614.7 + 614.311: (631.82:628.544
Г. Б. Барсельянц
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОТХОДОВ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА, ПРИМЕНЯЕМЫХ В КАЧЕСТВЕ МИНЕРАЛЬНЫХ
УДОБРЕНИЙ
Филиал ВНИИ гигиены и токсикологии пестицидов, полимерных и пластических масс,
Ереван
ё
Одним из основных направлений развития народного хозяйства СССР является дальнейшее расширение производства и масштабов применения минеральных удобрений в сельском хозяйстве.
В настоящее время у нас в стране особое внимание уделяется вопросу налаживания безотходного производства. Промышленные отходы представляют значительные потенциальные возможности для увеличения объема производства и применения их в качестве минеральных удобрений, которые в последние годы широко используются в сельском хозяйстве.
Основу отходов промышленного производства (ОПП), как правило, составляют одно или два макроудобрения (аммиачная селитра, сульфат аммония, фосфатные шлаки и т. д.). Следует особо отметить, что в процессе технологической обработки исходного сырья не исключена возможность образования и присутствия в ОПП различных токсичных химических примесей, которые не определяются существующими химическими и другими методами исследования.
В перспективе предусматривается образование ОПП, предназначенных для применения в сельском хозяйстве в качестве микроудобрений. Результаты полевых исследований свидетельствуют о том, что ОПП по эффективности не уступают стандартным минеральным удобрениям.
В связи с перспективностью применения ОПП в сельском хозяйстве, высокой экономической эффективностью и отсутствием единых методических подходов к их гигиенической оценке нами были разработаны подходы, отличающиеся от методических подходов к гигиенической оценке пестицидов и других химических соединений.
Схема токснколого-гнгиенической оценки ОПП и растительных пищевых продуктов, выращенных при их применении, предусматривают следующие 4 этапа исследований.
1. Первичная токсикологическая оценка ОПП. При применении ОПП сельскохозяйственные рабочие имеют с ними непосредственный кратковременный контакт. Поэтому на 1-м этапе исследований рекомендуется изучить параметры токсичности ОПП на лабораторных животных: определить среднесмертельную дозу, изучить мсстно-раздража-ющее и кожно-резорбтивное действие, установить пороговую и подпороговую дозы в остром опыте.
2. Определение компонентов, содержащихся в растительных пищевых продуктах и входящих в состав ОПП. Согласно рецептурному составу, необходимо установить наиболее токсичные компоненты, их удельный вес в отходах и, руководствуясь максимально допустимыми уровнями вредных веществ в пищевых продуктах, утвержденными Минздравом СССР, определить необходимый объем исследований. Если в составе ОПП имеются химические примеси, методы определения которых в биологических средах не разработаны, то, учитывая возможность накопления этих примесей в пищевых продуктах, что представляет определенную опасность, необходимо провести 3-й этап исследований.
3. Изучение органолептнческнх свойств и химического состава растительных пищевых продуктов, выращенных на почвах при внесении ОПП. Гигиеническая оценка пищевых растительных продуктов включает комплекс органолептнческнх и химических исследований. При изучении органолептнческнх свойств пищевых продуктов растительного происхождения следует руководствоваться общепринятыми гигиеническими методами: оценка внешнего вида, цвета, запаха, консистенции, привкуса. При изменении органолеп-
тических свойств продукта изучаемые отходы не разрешается использовать в качестве минеральных удобрений.
Растительные пищевые продукты являются источником биологически активных пищевых веществ, в частности минеральных солей, витаминов, пектиновых веществ, Сахаров, крахмала и др. Поэтому изучение химического состава этих продуктов должно проводиться в данном направлении с учетом конкретного продукта и его химического состава. Затем приступают :-< 4-му этапу исследований.
4. Постановка биологического эксперимента путем скармливания лабораторным животным растительных пищевых продуктов, выращенных на почвах при применении ОПП. Постановка биологического эксперимента связана с тем, что ОПП, используемые в качестве минеральных удобрений, как правило, содержат токсичные химические примеси. Не исключена возможность образования метаболитов, а также сннергического действия отдельных компонентов, входящих в состав ОПП. Поэтому для гигиенической оценки сельскохозяйственных культур требуется постановка биологического эксперимента на лабораторных щ животных продолжительностью 10—12 мес. Если ОПП предназначены для применения под сезонные культуры, которые человек употребляет, как правило, непродолжительное время (3—мес в году), срок эксперимента может быть сокращен. Если же ОПП применяются под постоянные сельскохозяйственные культуры (капуста, картофель и др.), то эксперимент проводится в полном объеме. В данном случае следует производить лнофильную сушку продукта.
При постановке биологического эксперимента подопытные животные получают испытуемые пищевые продукты в количествах, соответствующих их суточному рациону. Если пищевой продукт не входит в состав рациона животных, его скармливают в количествах, соответствующих максимально потребляемым человеком в пересчете на 1 кг массы тела.
Основным и обязательным объектом исследования должны быть крысы и какой-либо другой вид млекопитающих (кролики, морские свинки и др.).
При выборе тестов для оценки влияния ОПП на орга- и низм лабораторных животных необходимо использовать как интегральные, так и специфические показатели. В качестве интегральных показателей применяется оценка функционального состояния подопытных животных (общее состояние, температура тела, состояние шерстного покрова и т. д.), изучаются морфологический состав периферической крови, функциональное состояние ЦНС, функции печени и почек, проводятся морфологические исследования внутренних органов и головного мозга.
Из специфических показателей (если основным компонентом ОПП является азотсодержащее минеральное удобрение) исследуются содержание метгемоглобина в крови и наиболее активная ферментативная система, восстанавливающая метгемоглобин — ЫАОН-зависимую метгемогло-бннредуктазу крови. При наличии показаний объем исследовании и набор тестов может быть расширен. •
Гигиеническая оценка ОПП базируется также на следующих положениях:
1) при наличии в ОПП канцерогенных веществ их применение запрещается;
2) токсиколого-гнгненическая оценка ОПП может производиться только при наличии заключения агрохимической службы об эффективности применения их в сельском хозяйстве;
3) для проведения гигиенических исследований ОПП необходимо иметь следующие сведения: о рецептурном составе, препаративной форме, норме расхода на единицу площади, кратности внесения в почву, о том, под какие виды сельскохозяйственных культур предназначены, сроке от последней обработки до сбора урожая и способе внесения в почву;
4) для гигиенической оценки растительных пищевых продуктов с целыо регламентирования норм расхода ОПП необходимо представлять, помимо опытных, и контрольные образцы сельскохозяйственных культур;
5) для проведения токсиколого-гигиеннческих исследований ОПП необходимо иметь полные сведения о достоверности и постоянстве химического и рецептурного их состава. Обязательным условием должно быть указание на максимальный предел содержания каждого компонента, входящего в состав ОПП. Необходимо также иметь методику определения химических примесей и основных компонентов ОПП с целыо арбитражного контроля за их содержанием в технической продукции (ОПП);
6) для гигиенической оценки растительных пищевых продуктов необходимо осуществлять санитарно-химическнй
контроль за фактическим содержанием тех токсичных компонентов, которые могут накапливаться в растительных продуктах в значительных количествах и представлять опасность для организма человека:
7) при выдаче рекомендаций о возможности применения ОПП в качестве минерального удобрения обязательно должно быть указано, какие компоненты необходимо контролировать в растительных пищевых продуктах;
8) контроль за качеством растительных пищевых продуктов, выращенных на почвах при применении ОПП, должен осуществляться зональными контрольно-токсикологиче-скими лабораториями станции защиты растений и санэпидстанциями;
9) учитывая, что морковь является основным продуктом в детском питании, следует запретить применение ОПП при выращивании данной культуры.
На основании токсиколого-гигиеннческих и саннтарно-химическнх исследований выдается заключение о возможности применения ОПП в качестве минерального удобрения.
Поступила 1G.07.86
УДК 616.36-008.939.15-02: [615.917:547.262
А. Е. Буланов, Н. Ф. Кушнерова, В. И. Чумаков, И. Л. Иванова, М. В. Полагина, Н. Г. Рябцеза, О. Ю. Кожемяко, О. А. Артюкова
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБМЕНА ЛИПИДОВ И УГЛЕВОДОВ ПРИ ХРОНИЧЕСКОМ ВОЗДЕЙСТВИИ ЭТАНОЛА
Владивостокский медицинский иститут Минздрава РСФСР
Одним из путей совершенствования и углубления методических подходов к изучению патобиохимии алкоголизма является использование ковых, теоретически обоснованных биохимических методов, позволяющих дать надежные и достаточные критерии для установления диагноза и прогноза. К числу таких метсдов может быть отнесено определение состояния ферментных систем различных субклеточных структур, в том числе лизосом.
Эксперименты выполнялись на белых крысах-самцах линии Вистар массой 130—180 г, содержавшихся на стандартном рационе питания. Две группы крыс получали в течение 3 и 6 мес 15 % раствор этанола в условиях свободного выбора воды и алкоголя. Через 3 и 6 мес животных декапитировали.
В гомогенатах печени определяли свободную активность .маркерных ферментов лизосом р-галактозидазы и р-глкжо-щ, зндазы [3[. Активность ферментов выражали в микромолях ~ в минуту на 1 г ткани.
Гексозы гликопротеидов и гексозамнны гликозамино-гликанов определяли ранее описанным методом [1|. Экстракцию липидов из ткани печени осуществляли методом Е. Blight и W. Dyer [8], микротонкослойную хроматографию липидов — на отечественном силика-геле марки К.СК [10]. Для разведения фракций нейтральных липидов применяли системы растворителей, описакные 1. Amenta [7]. Идентификацию фракций на хроматограм-мах и их количественное определение проводили по методу D. Malins и Н. Mangold [91.
При анализе качественного состава нейтральных липидов печени отмечено, что у подопытных животных содержатся те же фракции нейтральных липидов, что и у кон-трольных. В ткани печени определены следующие фракции: 8 эфиры холестерина, холестерин, триглнцернды, свободные жирные кислоты. Исследование содержания фракций нейтральных липидов в печени крыс через 3 мес потребления этанола показало статистически достоверное увеличение трнглицеридов в среднем на 48% (20,1 ±1,04% против 13,6±0,55 % в контроле; Р<0,01). Вместе с тем отмечено снижение уровня свободных жирных кислот в среднем на 17% (10,6±0,92%, в контроле 12.8±1,6%; Р<0,05). Кроме того, при потреблении раствора этанола в течение 3 мес
наблюдалась тенденция к снижению уровня холестерина и повышению содержания его эфнров. Аналогичная направленность изменений в количестве фракций нейтральных лнпидов в печенн крыс установлена при потреблении 15 % этанола в течение 6 мес. Так, содержание триглицеридов превышало контрольный уровень на 20 % (19,19±0,26 % против 15,16±0,21 % в контроле; Я<0,05). В то же время отмечалось снижение количества свободных жирных кислот в среднем на 16 % (14,0±0,39 %, в контроле 16,67±0,48%; Ж 0,05).
Отмеченная идентичность результатов, полученных при потреблении 15 % раствора этанола в течение 3 и 6 мес, свидетельствует о том, что при увеличении длительности эксперимента эффект неблагоприятного действия этанола сохраняется.
Таким образом, биологическое действие 15 % этанола проявляется в увеличении периферического липолиза, что приводит к повышенному поступлению триглицеридоз в печень. Отмеченное нами снижение уровня свободных жирных кислот, возможно, связано с усилением их этерифнкации и включения в триглицериды. Одновременно свободные жирные кислоты использовались на этернфнкацию холестерина, что подтверждалось увеличением количества его эфи-ров.
Биохимические исследования активности лизосомальных гндролаз в печени крыс, потреблявших 15 % этанол в течение 3 мес, показали, что наиболее выраженные изменения происходят в активности р-глюкозидазы. Так, свободная активность мембраносвязанного фермента возросла в среднем на 23 % (Р<0,05) по сравнению с контролем. Свободная активность Р-галактозидазы в печени крыс при потреблении 15 % этанола в течение 3 мес также имела тенденцию к увеличению (в среднем на 12 %). При потреблении 15 % этанола в течение 6 мес в ткани печени отмечалось существенное изменение активности как р-глюкозидазы, так и матричного фермента лизосом р-галактози-дазы. Характерно, что направленность изменений в активности мембраносвязанного фермента р-глюкозидазы одинакова в обоих экспериментах, но степень их выраженности различна. Потребление 15 % этанола в течение 6 мес сопровождалось увеличением активности р-глюкози-