3) для проведения гигиенических исследований ОПП необходимо иметь следующие сведения: о рецептурном составе, препаративной форме, норме расхода на единицу площади, кратности внесения в почву, о том, под какие виды сельскохозяйственных культур предназначены, сроке от последней обработки до сбора урожая и способе внесения в почву;
4) для гигиенической оценки растительных пищевых продуктов с целыо регламентирования норм расхода ОПП необходимо представлять, помимо опытных, и контрольные образцы сельскохозяйственных культур;
5) для проведения токсиколого-гигиеннческих исследований ОПП необходимо иметь полные сведения о достоверности и постоянстве химического и рецептурного их состава. Обязательным условием должно быть указание на максимальный предел содержания каждого компонента, входящего в состав ОПП. Необходимо также иметь методику определения химических примесей и основных компонентов ОПП с целыо арбитражного контроля за их содержанием в технической продукции (ОПП);
6) для гигиенической оценки растительных пищевых продуктов необходимо осуществлять санитарно-химическнй
контроль за фактическим содержанием тех токсичных компонентов, которые могут накапливаться в растительных продуктах в значительных количествах и представлять опасность для организма человека:
7) при выдаче рекомендаций о возможности применения ОПП в качестве минерального удобрения обязательно должно быть указано, какие компоненты необходимо контролировать в растительных пищевых продуктах;
8) контроль за качеством растительных пищевых продуктов, выращенных на почвах при применении ОПП, должен осуществляться зональными контрольно-токсикологиче-скими лабораториями станции защиты растений и санэпидстанциями;
9) учитывая, что морковь является основным продуктом в детском питании, следует запретить применение ОПП при выращивании данной культуры.
На основании токсиколого-гигиеннческих и саннтарно-химическнх исследований выдается заключение о возможности применения ОПП в качестве минерального удобрения.
Поступила 1G.07.86
УДК 616.36-008.939.15-02: [615.917:547.262
А. Е. Буланов, Н. Ф. Кушнерова, В. И. Чумаков, И. Л. Иванова, М. В. Полагина, Н. Г. Рябцеза, О. Ю. Кожемяко, О. А. Артюкова
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБМЕНА ЛИПИДОВ И УГЛЕВОДОВ ПРИ ХРОНИЧЕСКОМ ВОЗДЕЙСТВИИ ЭТАНОЛА
Владивостокский медицинский иститут Минздрава РСФСР
Одним из путей совершенствования и углубления методических подходов к изучению патобиохимии алкоголизма является использование ковых, теоретически обоснованных биохимических методов, позволяющих дать надежные и достаточные критерии для установления диагноза и прогноза. К числу таких метсдов может быть отнесено определение состояния ферментных систем различных субклеточных структур, в том числе лизосом.
Эксперименты выполнялись на белых крысах-самцах линии Вистар массой 130—180 г, содержавшихся на стандартном рационе питания. Две группы крыс получали в течение 3 и 6 мес 15 % раствор этанола в условиях свободного выбора воды и алкоголя. Через 3 и 6 мес животных декапитировали.
В гомогенатах печени определяли свободную активность .маркерных ферментов лизосом р-галактозидазы и р-глкжо-щ, зндазы [3[. Активность ферментов выражали в микромолях ~ в минуту на 1 г ткани.
Гексозы гликопротеидов и гексозамнны гликозамино-гликанов определяли ранее описанным методом [1|. Экстракцию липидов из ткани печени осуществляли методом Е. Blight и W. Dyer [8], микротонкослойную хроматографию липидов — на отечественном силика-геле марки К.СК [10]. Для разведения фракций нейтральных липидов применяли системы растворителей, описакные 1. Amenta [7]. Идентификацию фракций на хроматограм-мах и их количественное определение проводили по методу D. Malins и Н. Mangold [91.
При анализе качественного состава нейтральных липидов печени отмечено, что у подопытных животных содержатся те же фракции нейтральных липидов, что и у кон-трольных. В ткани печени определены следующие фракции: 8 эфиры холестерина, холестерин, триглнцернды, свободные жирные кислоты. Исследование содержания фракций нейтральных липидов в печени крыс через 3 мес потребления этанола показало статистически достоверное увеличение трнглицеридов в среднем на 48% (20,1 ±1,04% против 13,6±0,55 % в контроле; Р<0,01). Вместе с тем отмечено снижение уровня свободных жирных кислот в среднем на 17% (10,6±0,92%, в контроле 12.8±1,6%; Р<0,05). Кроме того, при потреблении раствора этанола в течение 3 мес
наблюдалась тенденция к снижению уровня холестерина и повышению содержания его эфнров. Аналогичная направленность изменений в количестве фракций нейтральных лнпидов в печенн крыс установлена при потреблении 15 % этанола в течение 6 мес. Так, содержание триглицеридов превышало контрольный уровень на 20 % (19,19±0,26 % против 15,16±0,21 % в контроле; Я<0,05). В то же время отмечалось снижение количества свободных жирных кислот в среднем на 16 % (14,0±0,39 %, в контроле 16,67±0,48%; Ж 0,05).
Отмеченная идентичность результатов, полученных при потреблении 15 % раствора этанола в течение 3 и 6 мес, свидетельствует о том, что при увеличении длительности эксперимента эффект неблагоприятного действия этанола сохраняется.
Таким образом, биологическое действие 15 % этанола проявляется в увеличении периферического липолиза, что приводит к повышенному поступлению триглицеридоз в печень. Отмеченное нами снижение уровня свободных жирных кислот, возможно, связано с усилением их этерифнкации и включения в триглицериды. Одновременно свободные жирные кислоты использовались на этернфнкацию холестерина, что подтверждалось увеличением количества его эфи-ров.
Биохимические исследования активности лизосомальных гндролаз в печени крыс, потреблявших 15 % этанол в течение 3 мес, показали, что наиболее выраженные изменения происходят в активности р-глюкозидазы. Так, свободная активность мембраносвязанного фермента возросла в среднем на 23 % (Р<0,05) по сравнению с контролем. Свободная активность Р-галактозидазы в печени крыс при потреблении 15 % этанола в течение 3 мес также имела тенденцию к увеличению (в среднем на 12 %). При потреблении 15 % этанола в течение 6 мес в ткани печени отмечалось существенное изменение активности как р-глюкозидазы, так и матричного фермента лизосом р-галактози-дазы. Характерно, что направленность изменений в активности мембраносвязанного фермента р-глюкозидазы одинакова в обоих экспериментах, но степень их выраженности различна. Потребление 15 % этанола в течение 6 мес сопровождалось увеличением активности р-глюкози-
дазы в среднем на 78 % (0,87±0,09 мкмоль/г/мнн против Э,49±0,05 мкмоль/г/мин в контроле; Р<0,01). При изучении активности р-галактозидазы в печени отмечалась такая же направленность изменений, какая наблюдалась при изучении активности р-глюкозидазы. Потребление 15 % этанола в течение 6 мес сопровождалось возрастанием активности в среднем на 150 % (0,86±0,06 мкмоль/г/мнн против 0,35±0,01 мкмоль/г/мнн в контроле; Я<0,01).
Определение содержания гексоз гликопротендоз в печени крыс показало, что потребление 15 % этанола в течение 3 мес сопровождалось снижением уровня гексоз в среднем на 38 % (Р<0,05). Одновременно отмечалось снижение содержания гексозаминов на 14 % (28,1 ±2,56 мгУо против 32,53±2,37 мг% в контроле). Изучение содержания угле-водсодержащих биополимеров в печени крыс, потреблявших этанол в течение 6 мес, выявило более существенные отклонения но сравнению с данными 3-месячного эксперимента. При этом отмечалось статистически достоверное снижение белковосвязанных гексоз и гексозаминов в печени в среднем на 38 % (Р<0,01).
Из данных литературы известно, что этанол обладает мембранотропным действием [5]. Установлено, что к числу метаболических реакций, возникающих при взаимодействии организма с химическими соединениями, относится лабн-лизация мембран лизосом, в которой существенное значение может принадлежать модификации поверхностного слоя мембрановстрогниых углеводов [4]. Следовательно, выявленное нами снижение содержания белковосвязанных гексоз и гексозаминов в печени крыс через 3 и 6 мес потребления этанола взаимосвязано со структурной перестройкой гликопротеидов и гликозаминоглнканов биомембран. Нарушение их проницаемости подтверждается наблюдавшимся снижением уровня холестерина, являющегося стабилизатором мембран [6], а также повышением активности матричного фермента лизосом р-галактозидазы. В то же время необходимо отметить, что длительное сохранение повышенной активности лнзосомальных гидролаз в свою очередь может приводить к лабилизацни мембран других субклеточных структур [2].
Таким образом, потребление этанола может оказывать выраженное биологическое действие на показатели липид-ного и углеводного обмена, которое но существующей классификации |2] может быть отнесено к гепатотокснче-скому.
Полученные нами данные позволяют рекомендовать в качестве новых дополнительных биохимических методов оценки биологического действия этанола определение активности лизосомальных гидролаз, концентрации гексоз и гексозаминов, а также содержания фракций нейтральных липидов. ф
Литература
1. Меркурьева Р В. Сравнительное определение белково-углеводной сыворотки крови больных сердечно-сосудистыми заболеваниями до и после операции: Дис. канд. биол. наук. — М., 1963.
2. Меркурьева Р. В. // Современные биохимические методы в гигиене окружающей среды. — М., 1982. — С. 11 — 31.
3. Покровский А. А., Щербакова А. И. // Биохимические методы исследования в клинике. — М., 1969. — С. 164— 167.
4. Сидоренко Г. И., Меркурьева Р. В. // Гиг. и сан.— 1981. — № 8. — С. 8—12.
5. Успенский А. В.// Токсикология. — М., 1984. — Т. 13, —С. 6—56.
6. Кагава Я. Биомембраны: Пер. с япон. — М., 1985. — С. 60—61.
7. Amenta J. S. //J. Lipid Res. — 1964.—Vol. 5. — e P. 270—272.
8. Bligh E. G., Dyer \V. J. //Canad. J. Biochein. Physiol.— 1959. — Vol. 37. — P. 911—917.
9. Malins D. S., Mangold H. К. Hi. Amer. Oil. Chem. Soc. — 1960. — Vol. 37.— P. 576.
10. Svetachev V. J., Vaskovsky V. E. //J. Chromatogr. — 1972.— Vol. 67, —P. 376.
Поступила 12.08.86
УДК 613.632:547.722
В. В. Тарасов, В. Б. Шнейвайс
ИЗУЧЕНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ ФУРАНОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ НА МИКРОСОМАЛЬНОЕ ОКИСЛЕНИЕ
НИИ санитарии, гигиены и профзаболеваний Минздрава Узбекской ССР, Ташкент
Монофурфурилиденацетон (МФА) и дифурфурилидена-цетон (ДИФА) являются основными промежуточными продуктами при получении фурфурольно-ацетоновых полимеров, нашедших широкое применение в металлообрабатывающей, химической, целлюлозно-бумажной промышленности, в промышленном и ирригационном строительстве. Известно, что токсичность этих полимеров определяется присутствием в них МФА и ДИФА [2].
Существенная роль в механизме токсического действия фурановых соединений отводится их донорно-акцепторным свойствам и влиянию на системы окислительного метаболизма гидрофобных ксенобиотиков, в частности на цито-хром Р-450-зависнмую систему монооксигеназ эндоплазма-тического ретикулума печени и других органов ¡2, 7, 9|.
Мы поставили перед собой задачу сопоставить параметры антирадикальной активности МФА и ДИФА, получаемые на модели ингнбированной электрохемилюминесценции (ЭХЛ), с параметрами токсичности этих соединений, состоянием электронно-транспортных систем микросом и уровнем НАДФ • Н-зависимого микросомального перекисного окисления ненасыщенных жирных кислот.
Антираднкальную активность МФА и ДИФА исследовали на модели электрохимического окисления системы хлороформ — ацетон — малеиновая кислота (1:1 + 10-3М).
Детектором излучения служил специально отобранный фотоэлектронный умножитель ФЭУ-39а.
Инициирование ЭХЛ осуществлялось в герметичной кювете с платиновыми электродами коаксиальной симметрии стабилизированным током (50 мкА). Коэффициент относительного ингибирования (К1) рассчитывали по формуле:
/__/
10
где /о — интенсивность ЭХЛ до введения ингибитора, I — интенсивность ЭХЛ после введения ингибитора в определенной концентрации. Определяли константу ингибирования Р = , вычисляемую через параметры ЭХЛ:
константу скорости ингибирования, также по параметрам ЭХЛ. Суммарное содержание цнтохрсмов Р-450 в микросомах регистрировали по поглощению комплекса восстановленного цнтохрома с окисью углерода [8]. Содержание цнтохрома Ьь определяли спектрофотометрически по методике тех же авторов |8|, общий мнкросомальнын белок — по Лоури. Актив-