Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ, ОСВАИВАЮЩИХ ПРОФЕССИЮ ПОМОЩНИКА МАШИНИСТА'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ, ОСВАИВАЮЩИХ ПРОФЕССИЮ ПОМОЩНИКА МАШИНИСТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
18
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The conditions of male teenagers’ work and training as engine-driver mate apprentices at a railway college were subject to physiological and hygienic assessments. The influence of a complex of occupational and training factors on teenagers’ health was studied. The hygienic approach to applying special physical exercises and improving their professional characteristics on attaining skills is justified.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ, ОСВАИВАЮЩИХ ПРОФЕССИЮ ПОМОЩНИКА МАШИНИСТА»

[гиена и санитария 3/2008

Summary. Working conditions and morbidity in tyre female workers and allergic morbidity in their children were studied. The incidence of allergic diseases in the children of tyre female workers constantly subject to poor working conditions was ascertained to be higher than in those of workers unengaged in noxious industry. The high-

er incidence of allergic diseases in the study group children may be regarded as a result of the mediated effect of deleterious maternal industrial factors on a baby's health, mainly by developing atopic diseases. This is due to the early manifestation and more severe course of allergic diseases.

С КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2008 УДК 613.956:377

Ю. Ю. Елисеев, Ю. В. Клещина, Д. Ю. Елисеев

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ, ОСВАИВАЮЩИХ ПРОФЕССИЮ ПОМОЩНИКА МАШИНИСТА

Саратовский государственный медицинский университет

Одна из ведущих групп в учреждениях начального профессионального образования железнодорожного профиля — работники локомотивных и поездных бригад (помощники машиниста).

Профессионально-техническое обучение подростков, осваивающих данную профессию, проходит в определенных условиях производственных факторов [1, 2, 6]. Нередко в процессе учебно-про-изводственной деятельности возникают острые стрессовые ситуации, требующие от подростков адекватной реакции в условиях дефицита времени, преобладания статического компонента деятельности, силовой нагрузки на мышцы плечевого пояса [3], что, несомненно, затрудняет адаптацию подростков к обучению Выраженная монотония в работе приводит к формированию относительно "консервативного" динамического стереотипа. Преодоление негативных последствий воздействия профессионально-производственных факторов необходимо рассматривать как одно из звеньев общей системы физического воспитания [8]. В связи с этим практический интерес представляет проблема целенаправленного развития у подростков важнейших физических качеств, способных, с одной стороны, непосредственно снижать неблагоприятное воздействие факторов трудового процесса на функциональное состояние организма, а с другой — повышать специфическую устойчивость в условиях коренной ломки динамического стереотипа.

Цель настоящей работы — изучение влияния учебно-производственных факторов на организм подростков при освоении профессии помощника машиниста и гигиеническое обоснование использования комплексированных вариантов статодина-мических физических упражнений в качестве средств адаптации учащихся к производственному обучению.

Лонгитудинальное исследование проводили на базе образовательного учреждения начального профессионального образования железнодорожного профиля и его филиала (профессиональный лицей № 35) при депо отделения Приволжской железной дороги Саратова.

Объектами исследования являлись условия обучения, качественные изменения содержания программы физического воспитания и реакция на них учащихся, осваивающих профессию помощника машиниста подвижного состава на разных этапах производственного обучения.

В исследовании принимали участие юноши-подростки в возрасте 15—17 лет; 116 учащихся сочетали теоретическое и производственное обучение с занятиями физической культурой по усовершенствованной (экспериментальной) программе физического воспитания, 103 занимались по единой (типовой) программе физического воспитания.

В усовершенствованную программу физического воспитания были включены комплексы изометрических и изотонических упражнений с целью адаптации подростков к производственно-трудовой деятельности, характеризующейся выраженным статическим компонентом, монотонней, региональной силовой нагрузкой на мышцы плечевого пояса. В качестве физических средств совершенствования силовой выносливости организма подростков использовали различные режимы мышечной работы: динамический режим с акцентом на преодолевающую работу мышц, динамический режим с акцентом на сочетание уступающей и преодолевающей мышечной работы, физические упражнения, выполняемые станционным способом (по типу круговой тренировки). Экспериментальную часть разработанной программы (30—35% общего времени при моторной плотности занятия не менее 80%) на занятиях физической культуры учащиеся выполняли в начале и в конце основной части урока.

В работе использовали многоплановый комплекс современных гигиенических и физиологических методов исследования.

Выработку условий учебно-производственного процесса проводили в соответствии с СанПиН 2.4.3.1186—03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования".

Морфофункциональный портрет учащихся оценивали с использованием общепринятых методов по показателям длины, массы тела, окружности грудной клетки, мышечной силы обеих рук, становой силе, жизненной емкости легких (ЖЕЛ). Выносливость мышц к статическому усилию в 3/4 максимальной силы измеряли ртутным динамометром по методу Розенблата. Координацию движения рукой определяли прибором Института охраны труда (Екатеринбург). Проводили общеизвестные пробы с задержкой дыхания на вдохе (проба

Штанге) и на выдохе (проба Генчи). Частоту сердечных сокращений (ЧСС) измеряли пальпаторно, показатели артериального давления — систолическое (СД) и диастолическое — по методу Коротко-ва; показатели кровообращения определяли в положении исследуемого сидя в покое и после дозированной нагрузки (20 приседаний за 30 с). Оценивали общую физическую работоспособность Р\¥СП0 по В. Л. Карпману (1988), показатели физической подготовленности подростков — на основании выполнения традиционных физических тестов [4, 5, 7].

Изучение условий учебно-производственного процесса на всех этапах образования показало, что наибольшие физические нагрузки, связанные преимущественно с высокой долей ручного труда, подростки испытывали во время производственного обучения в мастерских (цехах) локомотивного депо (2-й год обучения) при обучении навыкам эксплуатации технологического оборудования, проведению технических осмотров и ремонта подвижного состава.

Профессиональные операции (техобслуживание и ремонтные работы), выполняемые учащимися, были связаны с подъемом грузов массой 7—10 кг на высоту 1,5—1,8 м и перемещением этих грузов на расстояние не менее 30—50 м по 4—6 раз за день производственных занятий. Более 35% времени учащиеся находились в неудобных статических позах с наклоном корпуса более 30°.

Производственное обучение в мастерских депо сопровождалось воздействием на организм подростков выраженных профессионально-производственных факторов: в зависимости от места проведения работ (вне или внутри кабины локомотива) уровень искусственной освещенности колебался от 20 до 165 лк; показатели микроклимата в 29—62% случаев не соответствовали нормативным параметрам во все периоды года; в 72% случаев на участках ремонта и технического обслуживания локомотивов отмечалось превышение допустимых концентраций масляного аэрозоля в воздухе рабочих помещений в 2,5 раза.

Штатная производственная практика у учащихся 3-го года обучения, предусмотренная квалификационной характеристикой профессии, проходила в зимний и весенний периоды года на локомотивах различных типов (ЗТЭ-10М, 4ТЭ-10С) и была связана с экспедиционными условиями. В обязанности подростков на штатных рабочих местах помощников машинистов подвижного состава входили помощь машинисту в управлении локомотивом, контроль за работой силовой установки, ремонт и ликвидация устранимых неисправностей в рейсе, технический осмотр локомотива при его приеме и сдаче.

По оценке общего баланса времени локомотивная бригада затрачивала не менее 70% времени на работу в пути, 15—20% — на проверку и ремонт локомотива, 5% — на прием и сдачу локомотива. Время пребывания в пути из локомотивного депо в пункт оборота составляло не более 8 ч, обратная поездка — 5,5—6 ч, время отдыха в пункте оборота — в среднем 4 ч.

Показатели микроклимата в кабинах не соответствовали нормативным данным в 34—67% случаев; превышение допустимых концентраций окислов азота регистрировалось в 65—100% случаев; превышение уровня звука на тепловозах типа ЗТЭ-10М составляло до 6 дБ А.

Работа помощника машиниста характеризовалась постоянным напряжением внимания (80— 100% времени в поездке), плотностью сигналов (50—80 и более сигналов в час), монотонностью, связанной с выполнением простых задач или повторяющихся операций, длительным временем пассивного наблюдения за ходом производственного процесса (в среднем 90% от времени пребывания в пути). Активные действия работников локомотивной бригады не превышали 10—17% времени. При осуществлении контроля за устройствами безопасности, узлами и агрегатами локомотива регистрировалась локальная нагрузка на мышцы кисти и пальцев рук (400—500 операций), в ходе выполнения обязанностей по ремонту локомотива усиливалась региональная нагрузка на мышцы плечевого пояса.

Особый интерес представляло изучение влияния профессионально-производственных факторов и специальных средств программы физического воспитания на морфофункциональное состояние организма подростков-железнодорожников.

Динамическое изучение физического развития юношей-подростков показало, что включение в систему физического воспитания различных режимов мышечной работы и комплексов статодинами-ческих упражнений оказало значительное влияние на совершенствование соматометрических и фи-зиометрических показателей. Отклонения от закономерного развития морфофункционального состояния подростков регистрировались на всех этапах обучения преимущественно за счет дефицита (1-й год обучения — 17,3%, 2-й — 17,4% и 3-й — 16,1%) и избытка массы тела (соответственно 5,1, 5,8 и 5,1%). Процент подростков с указанными отклонениями, занимающихся по типовой программе физического воспитания, составил в 1-й год обучения 17,1 и 5,5%, во 2-й — 17,3 и 7,2%, в 3-й — 16,5 и 5,9% соответственно.

Результаты изучения функциональных показателей (см. таблицу) свидетельствовали, что величины прироста мышечной силы кистей рук и становой силы к концу каждого года обучения у юношей, занимающихся в условиях интеграции учебно-производственного процесса и экспериментальной программы физического воспитания, превышали соответствующие показатели учащихся сравниваемой группы в среднем на 3,8—10,4 кг. К концу производственного обучения показатели ЖЕЛ средние и выше средних имели 73,8% подростков экспериментальной группы и 66,5% подростков, обучающихся по типовой программе физического воспитания.

Включение в процесс физического воспитания "станционных" упражнений привело к заметному увеличению общей и силовой выносливости организма подростков на фоне снижения средних пульсовых значений в 1 минуту занятия на 11% (с 118,9 ± 9,4 ударов в минуту на 1-м году обучения

гиена и санитария 3/2008

Изменение показателей функционального состояния организма подростков в условиях применения вариативных программ физического воспитания

Показатель

Экспериментальная программа Типовая программа

34,9 ± 2 48,4 ± 1,2* 33.4 ± 2,2 44,6 ± 1,5*- **

31,2 ± 2,4 42,1 ± 2> 30.9 ± 2,6 37.8 ± 1,5

124,1 ± 3,3 139,5 ± 2> 122,2 ± 3,6 132,Ь ± 3,5*

39,1 ± 2,2 51,6 ± 1,8* 38.2 ± 2,6 42,$ ± 1,9**

42,8 ± 1,7 38,3 ± 1,4- 42.4 ± 1,9 40.1 i 1>

2868 ± 105 39l4 i 96,1* 2729 ± 112,2 3566 ± 108,5*

41,0 ± 4 60,8 ± 3,5* 41.2 ± 4,2 51.8 ±4|l

20,9 ± 4,4 24,1 ± i,ï 20.6 ± 4,3 22.9 ± 3ll

72,2 ± 2,1 <>&,& ± i|s 72,9 ± 2,3 70,6 ± 2l0

+51 +53 +49 +37

120,1 ± 1,9 120¡5± 1¡8 118,9 ± 2,5 120,2 ± i

+ 13 +17 +9 +n

829,7 ± 46,5 1257,1 ± 34,5* 814,9 ± 48,9 1019,7 ± 45,5*' **

5,15 ± 1,6 4!82± 117 5,11 ± 1,9 4,89 ± i|7

5,05 ± 1,42 4,41 ± ll52 5,13 ± 2,02 4,54 ± 2|06

192,2 ± 9,9 210,7 ± 1,5 194,1 ± 9,6 208,9 ± 8,7

7,6 ± 1,3 11,2 ± 1,3* 7,8 ± 1,5 ld,3 i 1,3

Мышечная сила правой

кисти, кг Мышечная сила левой

кисти, кг Становая сила, кг

Мышечная выносливость, с Время координации, с

Ж ЕЛ, мл

Проба Штанге, с

Проба Генчи, с

ЧСС в покое в 1 мин

Рабочий прирост, %

СД, мм рт. ст.

Рабочий прирост, %

Р\УС|70, кГм в 1 мин

Бег 30 м, с

Бег 1000 м, мин и с

Прыжок в длину с места, см

Подтягивание на перекладине, количество раз

Примечание. В числителе — значения показателей в начале обучения (исходный уровень), в знаменателе — значения показателей в конце обучения; различия достоверны (р < 0,05): * — по сравнению с исходным уровнем показателей, ** — различия достоверны между сравниваемыми группами подростков.

до 105,8 ± 8,7 ударов в минуту на 3-м году обучения).

В функциональном отношении учащиеся, занимающиеся по экспериментальной программе физического воспитания, более приспособлены к физическим нагрузкам и напряжениям, чем лица из сравниваемой группы: реакция органов кровообращения на стандартную дозированную физическую нагрузку у них протекала менее бурно и характеризовалась более коротким периодом реституции пульса (3,42 ± 0,04 мин); реакция на физическое напряжение при пробах Штанге—Генчи свидетельствовала о более благоприятном тренирующем эффекте предлагаемых физических упражнений на функцию аппарата кровообращения и дыхания, что проявлялось в менее выраженной реакции сер-дечно-сосудистой системы на длительную задержку дыхания: почти не изменялась частота и степень наполнения пульса, продолжительность задержки дыхания на вдохе увеличилась на 48,3% (р < 0,05) по сравнению с исходными данными в начале обучения. У подростков группы сравнения в динамике 3 лет наблюдений продолжительность задержки дыхания увеличилась на 25,7% (р > 0,05).

Реализация изометрических физических упражнений, направленных преимущественно на укрепление крупных мышечных групп, испытывающих наибольшие статические нагрузки в процессе профессионально-производственной деятельности, позволила увеличить мышечную выносливость учащихся на 32% (51,6 ± 1,8 с, р < 0,05) и уменьшить время тремора при координационной пробе на 10,5% (38,3 ± 1,4 с, р < 0,05), что явилось естественным отражением изменившейся структуры занятий физической культурой. У подростков экспериментальной группы статистически достоверно (р < 0,05) возрос в 1,6 раза показатель общей физической работоспособности PWC170. Вместе с этим результаты выполнения учащимися обязательных физических тестов свидетельствовали о более быстром совершенствовании физических качеств (выносливость, сила, скорость).

Таким образом, использование в качестве превентивного средства сочетания статических и динамических физических нагрузок показало перспективность данного подхода к преодолению негативных последствий производственной деятельности подростков, осваивающих профессию помощника машиниста локомотивной бригады, поскольку эффекты систематического применения различных вариантов статодинамических упражнений реализовывались в нескольких направлениях. Значительное возрастание статической и общей выносливости учащихся происходило на фоне формирования адаптационных реакций сердечнососудистой системы, свидетельствующих об эконо-мизации функции кровообращения.

Литература

1. Капцов В. А., Жиляев Н. С., Истомин А. В. // Гиг. и сан. - 1999. - № 1. - С. 118-119.

2. Капцов В. А., Кудрин В. А. // Гигиена и эпидемиология на железнодорожном транспорте. — М., 1999. — Т. 3. - С. 36-37.

3. Мартыненко А. И. Гигиеническая характеристика обучения подростков в ПТУ железнодорожного профиля по профессии помощник машиниста тепловоза: Автореф. дис.... канд. мед. наук. — М., 1989.

4. Методы изучения и оценки физической работоспособности человека: Метод, пособие / Под ред. А. Г. Чижа. — Саратов, 1992.

5. Оценка физического развития и состояния здоровья детей и подростков, изучение медико-социальных причин формирования отклонений в здоровье: Метод. рекомендации ГК СЭН РФ № 01-19/31-17 от 17.03.96. - М., 1996.

6. Панков В. Б., Каменева Е. А., Артеменков Ю. М., Гле-бова Г. М. // Гиг. и сан. - 2006. - № 3. - С. 28-32.

7. Семенов JI. А. Определение спортивной пригодности детей и подростков: Учебно-метод. пособие. — М., 2005.

8. BaranowskJ Т. // Med. Sci. Sport Ехегс. — 2000. — Vol. 24, N 6. - P. 237-247.

Поступила 12.02.07

Summary. The conditions of male teenagers' work and training as engine-driver mate apprentices at a railway college were subject to physiological and hygienic assessments. The influence of a complex of occupational and training factors on teenagers' health was studied. The hygienic approach to applying special physical exercises and improving their professional characteristics on attaining skills is justified.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.