Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА НОВОГО АНТИДЕТОНАТОРА'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА НОВОГО АНТИДЕТОНАТОРА Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
16
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYGIENIC ASSESSMENT OF A NEW ANTIDETONATOR

The paper deals with initial hygienic and toxicologic assessment of an antidetonator made of cyclopentadieniltricarbonyl of manganese, that points to the perspectivity of the use of manganese antidetonators in automobile benzene as a compound less toxic than tetraethyllead. Besides, the authors studied the atmospheric pollution with components of exhaust gases, especially with manganese compounds at the time of large-scale tests of the use of benzene with a manganese antidetonator.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА НОВОГО АНТИДЕТОНАТОРА»

Вместе с тем экспериментальными исследованиями О. П. Шаламберид-зе (1967, 1969) установлено, что малые концентрации сернистого газа и двуокиси азота при совместном присутствии их в атмосферном воздухе влияют на организм по принципу суммации действия. Это нашло свое отражение в утвержденном Министерством здравоохранения СССР перечне предельно допустимых концентраций вредных веществ в атмосферном воздухе населенных мест (11/1 1971 г., № 876—71), по которому сумма обнаруживаемых в атмосфере концентраций окислов азота и сернистого газа, отнесенных к индивидуальным ПДК, не должна превышать 1.

По фактически обнаруженным статистически достоверным максимальным концентрациям окислов азота и сернистого газа эта величина составляет 1,94, т. е. указывает почти на двукратное превышение норматива. Даже по часто встречающимся максимальным концентрациям этот показатель достигает примерно 1,5.

Таким образом, анализ объективно указывает на необходимость учитывать при составлении прогнозов рассеяния выброса проектируемых ГРЭС и ТЭЦ не только распространение в приземном слое атмосферы сернистого газа и витающей золы, по которым многими исследованиями установлена удовлетворительная согласованность расчета по названным выше «Указаниям по расчету рассеяния... СН 369—67» и натурных данных, но также и окислов азота как постоянно присутствующего компонента дымовых газов теплоэлектростанций и теплоэлектроцентралей.

ЛИТЕРАТУРА. Алексеева М. В. Определение атмосферных загрязнений. М., 1963. — ГильденскиольдР. С., С т я ж к и н В. М., Р и х т е р Б. В. В кн.: Вопросы гигиены планировки и санитарной охраны атмосферного воздуха. М., 1966, с. 117. — ГильденскиольдР. С., Рихтер Р. С. В кн.: Вопросы гигиены атмосферного воздуха и планировки населенных мест. М., 1968, с. 16. — ГильденскиольдР. С. В кн.: Метеорологические аспекты промышленных загрязнений атмосферы. М., 1968, с. 26. — Гильденскиольд Р. С. Гиг. и сан., 1969, № 9, с. 9.— Кочетков А. С. В кн.: Материалы 2-й научно-практической конференции по санитарной охране атмосферного воздуха. М., 1970, с. 21. — Нотки н Е. Л. Статистика в гигиенических исследованиях. М., 1965. — ШаламберидзеО. П. Гиг. и сан., 1967. № 7, с. 9. — Ш а л а м б е р и д з е О. П. Там же, 1969, № 4, с. 10.

Поступила 9/XI 1971 г.

POSSIBLE PROGNOSIS OF ATMOSPHERIC POLLUTIONS AND UP-TO-DATE HYGIENIC PRECONDITIONS FOR ESTIMATING THE EXTENT OF SPREAD OF DISCHARGES FROM HYDRO-ELECTRIC POWER STATIONS R. S. Gildenskiold, В. V. Rikhter, V. P. Levkin

The indices of atmospheric pollution with sulfurous gas in the region of one of hydro-eletric power stations as determined by field analysis proved to correspond sufficiently to the levels estimated in the station designing. On the basis of data obtained on the nitrogen oxides content in the atmosphere and that of the existing list of maximal permissible concentrations of noxious substances in the atmosphere of settlements the authors recommend о take into account the summation effect produced on the body by ingredients jointly pre-ent in the atmosphere.

УДК ei3.»:621.43.019.86

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА НОВОГО АНТИДЕТОНАТОРА

Д. Н. Лоранский, Г. А. Аввакумов

Главное санэпидуправление Министерства здравоохранения СССР, Москва

В настоящее время в качестве антидетонатора для автомобильных бензинов применяется тетраэтилсвинец (ТЭС), который является высокотоксичным веществом с выраженными кумулятивными свойствами, легко всасывается через неповрежденную кожу, оказывая сильное общетоксическое действие на весь организм в целом. Поэтому внедрение новых антидетона-

торов в практику имеет большое народнохозяйственное и гигиеническое значение.

Мы организовали исследования и приняли участие в проведении работ по оценке предложенного нового антидетонатора на основе циклопентади-енилтрикарбонил марганца (ЦТМ).

На базе Московского научно-исследовательского института гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана осуществлены токсикологические исследования свойств антидетонатора ЦТМ, бензина с его добавкой, а также организована и проводится с участием специалистов санитарно-эпидемиологической службы Орловской области работа по гигиенической оценке возможного влияния бензина с марганцевым антидетонатором на степень загрязнения атмосферного воздуха компонентами выхлопных газов и прежде всего соединениями марганца.

Как показали проведенные исследования, ЦТМ является веществом с выраженными токсическими свойствами. Он оказывает заметное влияние на центральную нервную систему, проявляющееся в угнетении рефлекторной деятельности и в соответствующей клинике отравления, а также значительное раздражающее действие на кожу и слизистые оболочки. Однако следует отметить, что все эти свойства у ЦТМ выражены значительно слабее, чем у тетраэтилсвинца, последний к тому же в отличие от ЦТМ легко всасывается через неповрежденную кожу.

Главным санитарно-эпидемиологическим управлением Министерства здравоохранения СССР утверждена предельно допустимая концентрация ЦТМ для воздушной среды производственных помещений, которая равна 0,1 мг/м3, в то время как предельно допустимая концентрация тетраэтилсвинца в воздухе производственных помещений установлена на уровне 0,005 мг/м3.

Кроме изучения токсических свойств чистого ЦТМ, были проведены сравнительные токсикологические исследования чистого бензина и бензина с добавками ЦТМ. Результаты этих исследований показали, что бензин, содержащий ЦТМ в количестве до 1 г на 1 кг бензина, не является более токсичным, чем чистый бензин. Таким образом, представляется возможным сделать вывод, что ЦТМ как антидетонатор с токсикологической точки зрения более перспективен и менее токсичен по сравнению с тетраэтилсвинцом.

Для гигиенической оценки степени загрязнения атмосферного воздуха выхлопными газами автомобилей, работающих на бензине с марганцевым антидетонатором Главным санитарно-эпидемиологическим управлением Министерства здравоохранения СССР разработана программа гигиенических наблюдений во время широких опытно-эксплуатационных испытаний бензина А-66 с марганцевым антидетонатором в одном из городов Орловской области. В соответствии с этой программой были намечены точки отбора проб атмосферного воздуха, которые разделены на 4 группы: 1-я группа — точки в районах автохозяйств, в которых часть автомобилей эксплуатировалась на бензине с ЦТМ; 2-я группа — точки в районах расположения автозаправочных станций, отпускающих бензин с марганцевым антидетонатором; 3-я группа — точки на автомагистралях с различной интенсивностью движения автомобилей; 4-я группа—точки контрольные, не связанные с движением автомобилей.

При отборе проб атмосферного воздуха в каждой точке подсчитывали общее количество автомобилей, работающих на бензине с марганцевым антидетонатором (маркированных «М») и этилированном бензине (маркированных «Т»). Для 1-й группы точек характерна интенсивность движения автомобилей от 68 до 136 в час, с удельным весом автомобилей «М» от 22,1 до 30,9% и 6—16,7% автомобилей «Т»; для 2-й — интенсивность движения машин 46—68 в час, из которых 23,5—26,1% машин с буквой «М» и 10,3— 24"о с маркировкой «Т»; для 3-й — различная интенсивность движения машин. Наибольшая интенсивность движения автомобилей достигала 893 в час, из которых только 1,2—16,9% составляли машины, работающие на

экспериментальном бензине; 4-я группа точек была контрольной, вдали от автомагистралей с единичным движением автомобилей. Кроме того, проводились исследования на закольцованном участке дороги с искусственно созданным движением автомашин, работающих только на экспериментальном бензине. При этом удалось создать интенсивность движения только на уровне 97 машин в час.

Отбор проб атмосферного воздуха проводили на соединения марганца и свинца, окись углерода, окислы азота. Использовали методики, изложенные в руководстве «Химический анализ воздуха промышленных предприятий» под редакцией Е. А. Перегут и Е. В. Чернет (1965) и в книге М. В. Алексеевой «Определение атмосферных загрязнений» (1965). Во всех случаях фиксировали метеорологические условия, скорость и направление ветра, температуру и относительную влажность, атмосферное давление. Всего за период проведения испытаний была отобрана 671 проба атмосферного воздуха, в том числе на соединения марганца 300, свинца 102, окиси углерода 112, двуокиси азота 157.

Наибольшие концентрации соединений марганца (в пересчете на Мп02— 0,7555 мкг/м3) регистрировались на отрезке улицы с искусственно созданной интенсивностью движения автомашин, работающих на бензине с ЦТМ, т. е. 97 машин в час. В районе автохозяйств при массовом выезде машин на линию средняя концентрация соединений марганца составила 0,3852 мкг/м3. Так, в районе автоколонны № 1142, где наблюдалась интенсивность движения автомобилей, маркированных «М», порядка 42 в час концентрация соединений марганца доходила до 0,805 мкг/м3, а в районе автокомбината, где интенсивность движения автомобилей с буквой «М» достигала не более 15 в час, содержание соединений марганца отмечалось на уровне 0,08 мкг/м3. Такая же концентрация соединений марганца имела место и в районе автозаправочных станций, где интенсивность движения машин с буквой «М» также была не более 15 в час. В районе 3-й группы точек на автомагистралях при большой интенсивности движения автотранспорта и небольшой скорости передвижения автомобилей, маркированных «М» (16—25 в час), соединения марганца обнаруживались в концентрациях 0,1405—0,2054 мкг/м3.

В районе контрольных точек отбора проб атмосферного воздуха соединения марганца не обнаруживались.

Таким образом, установлена прямая зависимость концентрации соединения марганца в атмосферном воздухе от интенсивности движения автомобилей, эксплуатируемых на бензине с марганцевым антидетонатором ЦТМ. При этом из всего количества отобранных проб воздуха на соединения марганца концентрации МпО» не превышали предельно допустимой для атмосферного воздуха населенных мест. Однако, как нам представляется, данное обстоятельство не может быть принято во внимание в связи с чрезвычайно малым (около 300 машин) количеством машин, работающих на бензине с марганцевым антидетонатором.

Данные исследований степени загрязнения атмосферного воздуха соединениями свинца также показали прямую зависимость от интенсивности движения автотранспорта. Какой-либо зависимости степени загрязнения атмосферного воздуха окислами азота и окисью углерода в связи с применением бензина с марганцевым антидетонатором обнаружить не удалось, вероятно, в связи с опять-таки малым количеством автомобилей, работающих на бензине с ЦТМ.

Проведенная работа позволяет сделать следующие предварительные выводы:

1. Циклопентадиенилтрикарбонил марганца как антидетонатор является более перспективным соединением и менее токсичным по сравнению с тетраэтилсвинцом.

2. С появлением в городе автомобилей, использующих в качестве моторного топлива бензин с марганцевым антидетонатором, в атмосферном воздухе горооа стали определяться марганец и его соединения. Других источников

загрязнения атмосферного воздуха марганцевыми соединениями в городе нет, эти соединения ранее в воздушном бассейне города не обнаруживались.

3. Степень загрязнения атмосферного воздуха соединениями марганца находится в прямой зависимости от интенсивности движения автомобилей, работающих на бензине с марганцевым антидетонатором.

4. Для окончательной гигиенической оценки степени загрязнения атмосферного воздуха выхлопными газами атотранспорта, работающего на бензине с марганцевым антидетонатором, выявления зависимости этого загрязнения от интенсивности движения, ширины проезжей части, наличия зеленых насаждений, сезона года и выработки гигиенических рекомендаций, необходимо продолжить испытания в условиях перевода всего автопарка города на работу на бензине с антидетонатором на основе цикло-пентадиенилтрикарбонил марганца.

Поступила 28/VI 1972 г.

HYGIENIC ASSESSMENT OF A NEW ANTIDETONATOR D. N. Loransky, G. A. Avvakumov

The paper deals with initial hygienic and toxicologic assessment of an antidetonator made of cyclopentadieniltricarbonyl of manganese, that points to the perspectivity of the use of manganese ant i detona tors in automobile benzene as a compound less toxic than tetraethyl-lead. Besides, the authors studied the atmospheric pollution with components of exhoust gases, especially with manganese compounds at the time of large-scale tests of the use of benzene with a manganese antidetonator.

УДК 614.777:628.192(575.1)

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕРОПРИЯТИЙ

ПО ОХРАНЕ ПОВЕРХНОСТНЫХ ВОДОЕМОВ УЗБЕКСКОЙ ССР

Канд. мед. наук И. И. Ильинский

Узбекский научно-исследовательский институт санитарии, гигиены и профзаболеваний,

Ташкент

Для составления санитарной характеристики поверхностных водоемов Узбекской ССР и оценки гигиенической эффективности осуществленных мероприятий нами проведены лабораторные исследования качества воды в 14.4 створах, установленных на основных водотоках республики (39 створов в бассейне реки Сырдарьи выше Кайраккумского водохранилища, 65 створов ниже Кайраккумского водохранилища и 40 створов в бассейне реки Аму-дарьи). При выборе створов учитывалось расположение основных крупных объектов возможного загрязнения водоемов и мест водопользования.

Лабораторные исследования показали, что в бассейне Сырдарьи выше Кайраккумского водохранилища в 14 из 22 обследованных ближайших к выпуску сточных вод пунктах водопользования качество воды не выходит за пределы требований санитарных правил 372-61, соответствует и требованиям ГОСТ 2761-57. Эти пункты могут быть использованы для организации централизованного водоснабжения населения при обычной очистке и обеззараживании воды. В этом бассейне к таким водоемам относятся, кроме самой реки Сырдарьи, ее истоки — реки Нарын и Карадарья (в верхнем течении), канал Гулистан, Южно-Ферганский, Северо-Ферганский и Большой Ферганский каналы, Джамиарык и Янгиарык, Андижансай, Наман-гансай (выше г. Намангана), Шаарихансай (выше г. Ленинска), Марги-лансай (выше г. Ферганы), Кокандсай (выше г. Коканда) и река Исфара (выше г. Исфары и в нижнем течении).

В бассейне реки Сырдарьи ниже Кайраккумского водохранилища также установлены водоемы и их отдельные участки, где сброс сточных вод происходит в условиях, которые не привели к изменению качества воды в ближайших пунктах водопользования за пределы нормативов са-

■з

21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.