Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА И РЕГЛАМЕНТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ СЛОЖНОГО ЭФИРА В ВОДЕ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА И РЕГЛАМЕНТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ СЛОЖНОГО ЭФИРА В ВОДЕ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
22
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — П.Г. Ромашов, В.В. Гайдамака, М.Н. Куклина, А.П. Захаров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Results of complex studies suggest 0.5 mg/l as the MAC for acetoacetic acid methylin in the water of reservoirs; the limiting indicator of harmfulness is sanitary-toxicological. The second class of danger.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА И РЕГЛАМЕНТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ СЛОЖНОГО ЭФИРА В ВОДЕ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ»

Анализ материалов показал, что горячая вода во всех контрольных точках постоянно соответствует требованиям ГОСТа «Вода питьевая» по бактериологическим показателям, за исключением единичных случаев несоответствия ГОСТу проб воды, отобранных из обратных линий.

Анализ показателей качества сетевой горячей воды на ТЭЦ свидетельствует, что в период 1970— 1971 гг. лучшие показатели цветности наблюдались на ТЭЦ № 7, где проводилась обработка подпиточного тракта силикатом натрия. При этом обращала на себя внимание высокая цветность сетевой воды на ТЭЦ № 15 и 17 (до 160—180°), где расширение станционного оборудования не успевало за темпами жилищного строительства.

При изучении проблемы ухудшения качества горячей воды были установлены следующие причины: 1) неудовлетворительная деаэрация (перегрузка оборудования, конструктивная недоработка вакуумных деаэраторов); 2) неэффективная промывка сетей и оборудования перед -пуском их в эксплуатацию и перед началом отопительного сезона. При этом, с одной стороны, промывка не проводится эффективно из-за отсутствия технических решений данного вопроса при больших диаметрах и значительной протяженности трубопроводов (диаметр 1200—1400 мм, протяженность 10 км и более), а с другой — из-за отсутствия необходимого количества компрессоров для гидропневматической промывки сетей и

отопительных систем; 3) отсутствие стойких антикоррозийных материалов и покрытий; 4) заполнение систем отопления недеаэрированной водой; 5) недостаточная обеспеченность ТЭЦ и котельных силикатом натрия и герметиком.

Отмечен и ряд недостатков гигиенического характера. Так, до настоящего времени не разработаны ГОСТом и технические условия на силикат натрия, в санитарных правилах не отражены условия его хранения, транспортировки и применения; отсутствуют стойкие антикоррозийные покрытия для трубопроводов и оборудования; несмотря на длительный положительный опыт Ленинграда, не получено разрешения на термическое обеззараживание вновь проложенных трубопроводов; в санитарных правилах нет указания на возможное увеличение норматива цветности горячей воды до 35°, что вполне допустимо при использовании горячей воды для хозяйственно-бытовых нужд; не решен также вопрос о методическом обеспечении проведения анализа на цветность холодной воды (с фильтрованием) и горячей воды (без фильтрования).

Все эти аспекты нашли свое отражение как в требованиях, предъявляемых санэпидслужбой Ленинграда к производственным организациям (система «Ленэнерго», ГлавТЭУ Ленгорисполко-ма), так и в замечаниях к новой редакции Санитарных правил.

Поступила 26.06.89

КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1991

УДК 614.777:547.582.2|-07

П. Г. Ромашов, В. В. Гайдамака, М. Н. Куклина, А. П. Захаров

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА И РЕГЛАМЕНТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ

СЛОЖНОГО ЭФИРА В ВОДЕ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт

Сложные эфиры находят все более широкое применение в народном хозяйстве. Объект наших исследований — метиловый эфир ацетоуксусной кислоты (МЭАУК) — является исходным сырьем в технологическом процессе получения диазинона, используемого при решении многих задач в растениеводстве.

МЭАУК — прозрачная жидкость с ароматическим запахом. Молекулярная масса 116, плотность 1,077 г/см3, температуры плавления и кипения соответственно 50 и 170 °С. МЭАУК хорошо растворяется в воде, устойчив при хранении.

Целью настоящего исследования явились токси-колого-гигиеническая оценка и научное обоснование ПДК указанного эфира в водной среде.

Исследованиями установлено, что водные растворы данного соединения обладают специфическим ароматическим запахом и способностью к

пенообразованию. Пороговая концентрация по влиянию на органолептические свойства воды определена на уровне 75 мл/л по запаху и 31 мг/л по способности к пенообразованию. Хлорирование растворов МЭАУК при температурах 20 и 60 °С нормальными дозами хлора не провоцирует появление постороннего запаха и не приводит к усилению запаха вещества.

В концентрациях 2,5 и 12,5 мг/л МЭАУК стимулирует процесс биохимического потребления кислорода на 13—19 и 21—29 % соответственно, а при содержании 0,5 мг/л — лишь на 6—11 %. Изучение сапрофитной микрофлоры в воде, содержащей МЭАУК, показало, что изученные концентрации несколько стимулируют развитие микрофлоры. МЭАУК не оказывает влияния на процессы аммонификации, нитрификации, кислородный режим и рН воды модельных водоемов. Таким об-

разом, пороговая концентрация МЭАУК по данному показателю вредности составляет 0,5 мг/л.

Степень стабильности МЭАУК оценивали как аналитически1, так и косвенно — по динамике интенсивности запаха и наблюдению за развитием и отмиранием дафний. Результаты исследований различными методами свидетельствуют о том, что МЭАУК является стабильным соединением [4]. Так, интенсивность запаха в 3 балла не изменялась в течение 2 сут, снижаясь до 2 баллов лишь к 5-м суткам.

Пути трансформации соединения изучали при воздействии ультрафиолетового (УФ), рентгеновского облучения, действии хлорирующих агентов и изменении рН воды.

УФ-облучение растворов МЭАУК лампой БУВ-45 в течение суток и рентгеновское облучение дозой 10 кэВ в течение 5 мин не приводили к усилению его распада.

При воздействии хлора теоретически возможно образование а-хлорацетоуксусной и (3-хлорметил-глицериновой кислот, однако в экспериментальных условиях этого не происходило. При изменении рН в кислую или щелочную сторону процесс распада

МЭАУК ускорялся.

МЭАУК — соединение малотоксичное [2]. Так, среднесмертельная доза для белых мышей составила 1250 (641—2437) мг/кг, белых крыс — 3500 (3225—3795) мг/кг, кроликов — 2190 мг/кг. Клиническая картина отравления характеризовалась вялостью, заторможенностью, нарушением координации движения, в дальнейшем возникали клонико-тонические судороги, боковое положение. Рассчитанный индекс кумуляции по результатам острого опыта [8], равный 0,028, свидетельствует об умеренной кумулятивности МЭАУК. Для установления параметров кумулятивности соединения не только по явным признакам нарушения жизнедеятельности организма животных, но и с учетом степени изменения показателей нами был проведен подострый эксперимент [3]. Испытывали дозы 7ю, 1 /50 и '/250 Ь05о, что составляло для белых крыс 350, 70 и 14 мг/кг. Планирование подострого эксперимента осуществляли на основании данных литературы о токсических свойствах аналогов изучаемого вещества. Полученные результаты свидетельствуют о политропном токсическом действии МЭАУК. У животных, получавших дозу 350 мг/кг, отмечены снижение прироста массы тела, повышение количества эритроцитов и лейкоцитов, снижение содержания гемоглобина в крови. У крыс, получавших данную дозу, зарегистрировано фазовое изменение активности холинэстера-зы, снижение активности каталазы, повышение активности трансаминаз, увеличение содержания гистамина и мочевины в крови. Посмертно установлено достоверное уменьшение коэффициентов

1 Метод основан на хроматографическом определении массовой концентрации МЭАУК с пределом обнаружения 0,1 мг/л.

массы почек, селезенки, надпочечников. Путем изучения ферментов сукцинатдегидрогеназы и ци-тохромоксидазы подтверждено нарушение окислительно-восстановительных процессов. С целью поиска наиболее простых и неспецифических физиологических и биохимических тестов, позволяющих оценить реакцию организма на воздействие химических веществ, мы использовали определение активности супероксиддисмутазы (СОД) плазмы крови, которая участвует в многокомпонентной антиоксидантной системе и изменение активности которой приводит к значительным изменениям в организме [6], а также определение проницаемости эритроцитарных мембран (ПЭМ). Изучение ПЭМ позволяет получить важную информацию об их структурно-функциональном состоянии.

Введение дозы 350 мг/кг вызывало повышение активности СОД (уменьшение процента ингибиро-вания) и снижение величины ПЭМ. При введении белым крысам МЭАУК в дозе 70 мг/кг изменения тестируемых показателей носили менее выраженный характер. Коэффициент кумуляции равен 50, поэтому, согласно классификации [5], изучаемое соединение можно отнести к среднекумулятивным веществам.

Проведение дальнейших токсикологических исследований осуществляли согласно методической схеме этапного нормирования [5]. Анализ полученных экспериментальных и расчетных данных показал, что МЭАУК можно отнести ко 2-му классу опасности. В связи с этим мы сочли необходимым проведение хронического опыта на белых крысах. Испытывали дозы 0,25 и 0,025 мг/кг. Доза 0,025 мг/кг (0,5 мг/л) выбрана с учетом влияния МЭАУК на санитарный режим водоемов, а более высокая доза (0,25 мг/кг или 5 мг/л) соответствовала расчетным параметрам. Для выявления признаков интоксикации у животных, кроме показателей, использовавшихся в подостром опыте, определяли лейкоцитарную формулу, количество рети-кулоцитов в крови, содержание восстановленных и окисленных фракций аскорбиновой кислоты в печени и надпочечниках [7].

Доза 0,025 мг/кг в хроническом опыте оказалась неэффективной. Доза 0,25 мг/кг приводила к уменьшению содержания гемоглобина и нейтро-филов, увеличению числа лимфоцитов; отмечено также снижение активности холинэстеразы, коэффициентов массы печени, селезенки, надпочечников, активности сукцинатдегидрогеназы печени и почек; повышение активности цитохромоксидазы печени и почек. Содержание восстановленной формы аскорбиновой кислоты в печени снижалось, а окисленной — увеличивалось. Выявленное снижение активности СОД и ПЭМ свидетельствует об уплотнении мембран в ответ на токсическое воздействие вещества. Такое уплотнение, с одной стороны, способствует защите клетки от неблагоприятного внешнего влияния, а с другой — нарушая взаимодействие клетки с внутренней средой

организма, ведет к функциональной недостаточности паренхиматозных органов. Патоморфологи-ческими исследованиями выявлены дистрофические изменения в желудочно-кишечном тракте, жировая дистрофия I степени, снижение содержания гликогена, ДНК и белков в цитоплазме ге-патоцитов. Таким образом, доза МЭАУК 0,025 мг/кг является максимальной недействующей по общетоксическому признаку вредности, а доза 0,25 мг/кг может рассматриваться как пороговая.

Для оценки возможного специфического действия МЭАУК были проведены исследования по изучению эмбрио-, гонадотоксического и мутагенного эффектов. Согласно полученным данным, доза 0,25 мг/кг оказала влияние на эмбрионы белых крыс: отмечено уменьшение числа живых плодов и повышение эмбриональной смертности за счет постимплантационной гибели эмбрионов (р< <0,001). Результаты исследования гонадотоксического действия свидетельствуют о повреждающем эффекте МЭАУК в дозе 0,25 мг/кг на мужские гонады: выявлено снижение индекса сперматогенеза (р<0,01).

Исследованиями мутагенной активности МЭАУК установлено достоверное повышение частоты клеток с повреждениями хромосом у животных, получавших дозу 70 мг/кг.

Увеличение числа клеток с аберрациями наблюдается как за счет повышения хроматидных делений, так и за счет парных фрагментов. Согласно рекомендациям [1], была рассчитана допустимая доза мутагена, которая составляет 0,35 мг/кг (7 мг/л).

Проведенные исследования не позволили вы-

явить раздражающего, резорбтивного и аллергенного действия МЭАУК при нанесении его на кожу. Изучаемое соединение не вызывает сенсибилизации организма подопытных животных и при пероральном поступлении.

Сопоставление пороговых величин по органо-лептическому, общесанитарному и санитарно-токсикологическому признакам вредности позволяет рекомендовать ПДК для МЭАУК в водной среде на уровне 0,5 мг/л (2-й класс опасности). Лимитирующий показатель вредности — санитар-но-токсикологический.

Литература

1. Журков В. С. // Медицинские проблемы охраны окружающей среды / Под ред. Г. И. Сидоренко.— М., 1981.—

С. 88—95.

2. Заугольников С. Д., Кананов М. М., Лойт А. О., Ставчан-ский И. И. Экспрессные методы определения токсичности и опасности химических веществ.— Л., 1978.

3. Красовский Г. И., Королев А. А., Шиган С. А. // Гиг. и сан.— 1978.—№ 3.—С. 83—88.

4. Мазаев В. Т. Гигиенические аспекты охраны водоемов при производстве оловоорганических соединений: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук.— М., 1978.

5. Методические указания по применению расчетных и экспресс-экспериментальных методов при гигиеническом нормировании химических соединений в воде водных объектов.— М., 1978.

6. Чумаков В. ИОсинская Л. Ф. // Тер. арх.— 1982.— № П.—С. 59—62.

7. Шпаков А. Е. // Лаб. дело.— 1967.—№ 5.—С. 305—308.

8. Штабский Б. М. // Гиг. и сан.— 1973.— № 8.— С. 24—26.

Поступила 01.12.89

Summary. Results of complex studies suggest 0.5 mg/1 as the

MAC for acetoacetic acid methylin in the water of reservoirs;

the limiting indicator of harmfulness is sanitary-toxicological.

The second class of danger.

С. г. ПУЧЕНКОВА, 1991 УДК 614.31:639.271 1-074(479)

С. Г. Пуненкова

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ УСТРИЦ И МОРСКОЙ ВОДЫ У ПОБЕРЕЖЬЯ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

Южный НИИ морского рыбного хозяйства и океанографии, Керчь

В нашей стране устрицеводство находится на опытно-промышленной стадии развития. Промышленное внедрение этой отрасли марикультуры требует решения не только вопросов, связанных непосредственно с биотехнологией искусственного выращивания моллюсков, но и вопросов природоохранного, эпизоотологического, гигиенического и санитарно-эпидемиологического характера. Библиография по микробиологическим аспектам культивирования устриц представлена в основном зарубежными авторами и отражена в обзорах

В. В. Губанова и С. С. Школьниковой [3, 10]. На основании обобщения данных литературы и

материалов собственных исследований в 1983 г. нами были разработаны методические указания по санитарно-микробиологическому контролю черноморских моллюсков [8]. В дальнейшем было проведено более полное изучение биоценоза са-нитарно-показательной, условно-патогенной, патогенной и сапрофитной микрофлоры устриц.

Цель настоящей работы — обобщение данных, полученных в 1985—1989 гг. при санитарно-мик-робиологических исследованиях устриц и морской среды в экспериментальном комплексе марикультуры. Всего проанализировано 36 проб морской воды из уникальной природной лагуны северо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.