Вниманию участников симпозиума был предложен также доклад В. Залевского и И. Дубинской (СССР) о состоянии здоровья школьников Крайнего Севера, привлекший внимание специалистов скандинавских стран и Канады, которые говорили об укреплении здоровья детей и подростков, живущих за полярным кругом. По их мнению, многочисленные и очень интересные работы советских ученых нередко помогают специалистам северных стран в разработке мероприятий, направленных на укрепление здоровья школьников.
Поступила 20/11 1975 г.
Дискуссии и отклики читателей
УДК 613.636:632.937.15
Проф. Л. И. Израйлет, Л. В. Дроздова, канд. мед. наук М. Э. Эглите
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА БОВЕРИНА И НЕКОТОРЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
ПРИМЕНЕНИЯ МИКРОБИОЛОГИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ РАСТЕНИЙ
Рижский медицинский институт
Для успешного развития сельского хозяйства изыскиваются все новые и новые эффективные средства борьбы с вредителями растений. Широкое применение инсектицидов сыграло положительную роль в повышении урожайности, но высокая степень токсичности многих из них, их способность накапливаться в растительности и животном организме делают нежелательным использование таких препаратов. Предлагаемые в настоящее время микробиологические препараты, как правило, малотоксичны и менее опасны для животного организма. Тем не менее прежде чем допустить их применение, необходимо тщательно изучить судьбу микроорганизмов, искусственно внесенных во внешнюю среду.
Высокоэффективным препаратом широкого спектра действия, разработанным и предложенным Всесоюзным научно-исследовательским институтом микробиологических средств защиты растений, является боверин, основу которого составляет энтомопатогенный гриб Веаиуепа Ьа551апа, а действующим началом служат его споры. В отечественной и зарубежной литературе приводятся исчерпывающие сведения о влиянии различных штаммов боверия на насекомых. Вместе с тем данные некоторых авторов о его действии на организм теплокровных крайне малочисленны и указывают на непа-тогенность Веаиуепа Ьазз1апа (Л. П. Нестеренко). Исследования эти проводились давно, тогда как названный препарат и другие микробиологические средства найдут в дальнейшем широкое применение. Поэтому вопрос о возможной опасности их производства и использования требует всестороннего и методически правильного изучения.
Для выяснения степени опасности спор Веаиуепа ЬаБ51апа для рабочих, занятых в производстве боверина, проведено клинико-гигиеническое и экспериментальное исследование. Анализ воздушной среды производственных помещений в ходе технологического процесса показал, что наиболее массивное загрязнение воздуха происходит на заключительных этапах — после выращивания культуры, при ее дальнейшей обработке и получении готового препарата. Причиной этого следует считать недоработки в аппаратурном оформлении технологического процесса и его прерывность. Значительное обсеменение воздушной среды отмечается и в помещениях, смежных и соседних с теми, где проводится работа с препаратом. В мазках, взятых со сли-
зистой оболочки полости носа рабочих, обнаружены споры Beauveria bas-siana и сопутствующая грибковая флора.
Чтобы выявить возможное действие боверина на организм, проведена серия острых и хронических экспериментов на белых крысах и морских свинках при различных путях введения препарата в организм (интратра-хеально, ингаляционно, интрагастрально и интравенозно). Целью этих экспериментов было определить патогенные свойства препарата, его способность вегетировать, органную направленность (тропность). В посевах на элективную среду из крови и органов забитых животных культура гриба — споры или вегетативная форма — не обнаружена. Лишь после ингаляционного воздействия споры гриба высевались с 1-го по 5-й день от момента введения препарата. Вегетирующие формы не найдены. Однократное внут-рижелудочное введение препарата в количестве 200—2000 мг/кг не вызвало гибели животных. При наблюдении в течение 14 дней не установлено изменений в состоянии и поведении животных. Многократное внутрижелудочное введение препарата в количестве 2000 мг/кг в течение 2 мес позволило установить, что он не обладает свойством кумуляции. Нанесение спор гриба на кожу морских свинок в течение 20 дней вызывало через неделю после начала аппликации явления аллергического дерматита 1. Нами применялся способ накожных аппликаций, указанный в методических рекомендациях по выявлению аллергенных свойств химических веществ. Эти рекомендации составлены О. Г. Алексеевой и соавт. и приняты Проблемной комиссией «Научные основы гигиены труда и профпатологии» в 1973 г.
Для выявления общетоксических и аллергенных свойств спор Beauveria bassiana проводили ингаляционную затравку белых крыс в течение
4 мес по 4 ч в день. Исследованы концентрации препарата 5 и 50 мг/м3. Набор тестов, информирующих о состоянии подопытных и контрольных животных, состоял из физиологических, биохимических, гематологических, аллергологических, иммунологических и патоморфологических исследований.
При воздействии меньшей концентрации (5 мг/м3) отсутствовали изменения веса, потребления кислорода, частоты дыхания и формулы крови. Содержание белка и 5-оксииндолуксусной кислоты в моче колебалось в физиологических пределах. Изменение показателей лизиса лейкоцитов наблюдалось через месяц после начала затравки; показатели лейкергии со стимуляцией изменялись на 2-м и 4-м месяцах эксперимента. После периода восстановления они нормализовались. Однако исследованием фагоцитарного процесса установлено, что через месяц после начала эксперимента произошло снижение поглотительной и переваривающей способности нейт-рофилов. Наиболее глубокие изменения наступили через 2 мес. После восстановительного периода фагоцитарная активность возросла, но не достигла уровня контрольной группы. Изменение фракций сывороточного белка наблюдалось только при воздействии препарата меньшей концентрации и выражалось в увеличении гепатоглоби новой и ß ¡¡-глобул и новой фракций.
На основании полученных данных был сделан вывод, что концентрация
5 мг/м3 является минимально действующей по специфическим (аллергенным и иммунологическим) показателям и что боверин является слабым аллергеном, который и следует нормировать по этому лимитирующему показателю (Limai). Предельно допустимая концентрация пыли боверина в воздухе производственных помещений предложена на уровне 0,3 мг/м3 2.
Состояние здоровья рабочих, занятых в производстве боверина, изучали на соответствующих опытно-промышленных предприятиях. Основная груп. па из 88 человек обследована бригадой врачей, в которую входили терапевт( аллерголог, невропатолог, оториноларинголог, окулист, дерматолог и гине.
1 Аналогичные результаты получены во Всесоюзном научно-исследовательском институте гигиены и токсикологии пестицидов, полимерных и пластических масс Е. А. Меньшиковой.
2 По-видимому, с учетом так называемого коэффициента безопасности.— Ред.
колог. Обследованные распределены по полу, возрасту и стажу работы на данном производстве. В качестве контрольной группы обследованы рабочие другого предприятия, не имеющие контакта с микробными препаратами. Среди широкого круга клинических и параклинических методов, использованных при обследовании, следует отметить ряд аллергологических и иммунологических тестов. Изучены данные анамнеза, поставлены кожные пробы с предполагаемыми аллергенами и серотонином, реакция склеивания лейкоцитов без стимуляции и со стимуляцией, реакция лизиса лейкоцитов, применен оригинальный метод реакции латекс-оседания эритроцитов, изучены фагоцитарный процесс, микрофлора кишечника, чувствительность мирро-флоры глаз к антибиотикам и др.
Судя по результатам исследований, в основной группе отмечен комплекс клинических проявлений аллергизации организма. Преобладали жалобы рабочих на зуд кожи и периодические высыпания на ней. Выраженность клинических проявлений аллергии нарастала в зависимости от производственного стажа рабочих: если при 1—5 годах эти проявления наблюдались у 15% обследованных, то при более продолжительном стаже — уже у 65%. В контрольной группе аллергизированные лица составляли 5%.
Состояние аллергизации организма рабочих подтверждено клеточными реакциями — увеличением процента лизированных и агломерированных лейкоцитов, а также замедлением скорости оседания эритроцитов после добавления латекса. Констатировано также снижение фагоцитарной активности нейтрофилов до 1,6—1,8%; процент завершенности фагоцитоза не превышал 54—56.
При оториноларингологическом обследовании у рабочих основной группы выявилось значительное количество субатрофических и гипертрофических ринофарингитов, вазомоторных ринитов. Существенным является также угнетение функции мерцательного эпителия у 50% обследованных и прежде всего у лиц с большим производственным стажем. Характерными были жалобы, указывающие на конъюнктивит; при осмотре окулист поставил диагноз этого заболевания в 40% случаев. В контрольной группе такого заболевания не выявлено.
Отмечено снижение чувствительности микрофлоры глаз к антибиотикам. У 24% рабочих основной группы установлено повышение артериального давления, причем в возрасте до 39 лет. У 18% тех же лиц имелись и выраженные аллергические реакции. Электрокардиографические отклонения от нормы также чаще наблюдались у лиц, имеющих контакт с бове-рином. Невропатологом обнаружены явления вегетативно-сосудистой дисфункции в основной группе. Капилляроскопия указала на тенденцию к атонии капилляров.
Таким образом, изменения в состоянии здоровья рабочих, контактирующих с боверином, свидетельствуют об отрицательном влиянии его на организм и подтверждают необходимость не только гигиенического нормирования микробных препаратов, но и в соответствии с ПДК принятия обязательных мер оздоровления условий труда. Боверин, полученный на основе спор Веаиуепа Ьа5Б1апа, не патогенен для организма теплокровных, не обладает выраженным тропизмом, представляя собой слабый аллерген, вызывающий изменения реактивности организма, что подтверждено клиническими и экспериментальными данными. Рекомендуется нормировать содержание боверина в воздушной среде по его специфическому (аллергенному) действию на уровне 0,3 мг/м3. Для контроля за состоянием воздушной среды, помимо весового метода, следует использовать более точный, предложенный нами микробиологический метод.
По нашим данным, боверин является профессиональной вредностью, в связи с чем необходимо законодательно утвердить перечень врачей-специалистов для профилактических медицинских осмотров работающих. Это будет способствовать дальнейшему расширению применения боверина в практике защиты растений, позволит обеспечить эффективный гигиениче-
ский контроль за его производством и применением, а также профилактику профессиональных заболеваний.
Полагаем, что весьма своевременно выделить в качестве самостоятельной проблему микробного загрязнения внешней среды. Это позволит координировать работы, касающиеся всестороннего изучения влияния микроорганизмов, вносимых во внешнюю среду. Заслуживает внимания статья Г. И. Сидоренко, положения которой трудно отделить от вопросов, относящихся к влиянию микробиологических препаратов на организм рабочих, занятых их изготовлением. Поэтому в решении этой комплексной задачи должны участвовать гигиенисты различного профиля, профпатологи и микробиологи, которым необходимо выработать единую схему исследований, состоящую из нескольких этапов, включающих экспериментальные и клинические аспекты.
По нашему мнению, схема изучения микробиологических препаратов должна состоять из экспериментальной части и клинических наблюдений. В экспериментальной части следует определить: патогенность (условнопа-тогенность, апатогенность), токсичность (в том числе количественный порог), тропизм, аллергенность, микробную ассоциацию, отдаленные последствия (иммуногенность, мутагенность, тератогенность, канцерогенность). Клинические наблюдения должны предусматривать обследование определенной группы людей, контактирующих с микробными препаратами в процессе их производства и применения, с учетом возможных изменений направленного действия в органах и системах, выявленных в эксперименте.
Предварять эту схему должны гигиенические исследования, в ходе которых выявляются фактические уровни обсеменения воздушной среды микробными препаратами и их гигиеническая значимость. Последнее возможно после установления предельно допустимых концентраций пыли, содержащей микробные тела того или иного препарата. Однако работа по гигиеническому нормированию только начинается.
ЛИТЕРАТУРА. Мельникова Е. А. — В кн.: Гигиена и токсикология пестицидов и клиника отравлений. Вып. 5. Киев, 1967, с. 172—177. — Нестерен-к о Л. П. — Там же, с. 393—397. — С и д о р е н к о Г. И. — «Гиг. и сан.», 1974, № 9, с. 3—7.
Поступила 20/ХП 1974 г.
УДК 613.63(083.3)(049.3)
Б. А. Курляндский
О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПАРАМЕТРОВ ТОКСИКОМЕТРИИ (Отклик на статью Е. И. Люблиной и М. И. Мнхеева) 1
Санэпидстанция Москвы
Авторы статьи правомерно поднимают вопрос о необходимости объективизации и уточнения ряда индексов, принятых в промышленной токсикологии для обозначения некоторых параметров токсикометрии и, в частности минимально действующих концентраций. Следует также согласиться с целесообразностью замены кндекса Lim (предел, а не порог) на Cmln, поскольку широкое внедрение в экспериментальную токсикологию математических терминов может внести путаницу, вызванную различным смыслом, вкладываемым в одни и те же символы математикой и гигиенической токсикологией.
Необходимо, однако, стремиться избежать и другой крайности — пренебрежения в угоду установлению формальных зависимостей гигиенической
1 Гигиена и санитария, 1974, № 12, с. 77—80-