воды, при котором возрастает опасность нарушения нормальной эксплуатации водоочистных сооружений, и в результате нарушения режима очистки и обеззараживания воды, так и в связи с «вторичным» загрязнением и инфицированием воды в распределительной системе, в частности, по причине перекрестного соединения хозяйственно-питьевого и технического водопроводов. Поэтому в профилактике заболеваемости населения кишечными инфекциями охрана качества воды в сети водопровода достаточно важна.
При существующем значении водного и пищевого факторов в развитии возникновения дизентерии отнюдь не утратили актуальности санитарная охрана почвы и борьба с мухами, хотя роль последних в распространении этого заболевания снизилась.
ЛИТЕРАТУРА. Б а р о я н О. В. Итоги, полувековой борьбы с инфекциями в СССР и некоторые актуальные вопросы современной эпидемиологии. М., 1968, с. 16. — Барченко И.^. В кн.: Гигиенические нормативы оздоровления внешней среды. Киев, 1961. — Б 'ы ч к о в с к а я О. В. Ж. микробиол., 1955, № 2. — Г е к к е р Р. Д. и др. Тезисы докл. на межинститутской конференции по проблеме «Дизентерия». М.. 1956, с. 13. —Д у м е ш М. Г. и др. В кн.: Эпидемиология и профилактика кишечных инфекций. Горький, 1971, с. 12. — К а дэн М. М. Ж- микробиол., 1953, № 7, с. 24. — Крылова В. П. Ж. микробиол., 1955, № 2, с. 68.— Кузнецова В. Н. Там же, 1957, № 2, с. 130. — К у л и к о в Ю. А. и др. В кн.: Эпидемиология и профилактика кишечных инфекций. Горький, 1971, с. 7. — М а т е и ш и н Р. С. и др. Там же, с. 46. — М у с а б а е в К. К- и др. Ж микробиол., 1965, Кя 2, с. 32. — Н е с т е р о в а В. Б. В кн.: Эпидемиология и профилактика кишечных инфекций. Горький, 1971, с. 23, 31. — Нестерова В. Б. Гиг. и сан., 1971, № 4, с. 13. — Н о в г о р о д с к а я Э. М. В кн.: Острые кишечные инфекции. Л., 1970, с. 9.—Солодовников Ю. П. Ж-микробиол., 1963, № 9, с. 115.—Федотов П. <t>. Сов. здравоохр. Киргизии, 1953, № 2, с. 43. — М а n п В., Publ. Hlth., 1947, v. 67, р. 143.
Поступила 11/X 1971 г.
УДК В13.5:в
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА БЕЗОКОННЫХ И БЕСФОНАРНЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ЗДАНИЙ
Канд. мед. наук Н. П. Кокорев Институт гигиены труда и профзаболеваний АМН СССР, Москва
Развитие электронной промышленности, точного приборостроения и ряда других отраслей индустрии потребовало строительства производственных зданий и сооружений новых типов, обеспечивающих поддержание в них стабильной температуры и влажности, определенной чистоты воздуха и других параметров воздушной среды, диктуемых особенностями технологического процесса. Такие условия проще всего создаются в зданиях без естественного света и проветривания, так называемых безоконных и бесфонарных. В последние годы они получили широкое распространение. Более того, простота и высокие темпы возведения таких зданий привели к тому, что их стали применять не только в перечисленных выше видах производств, но и во многих других, где этого не требуют условия технологии.
Работающие в таких зданиях жалуются на частые головные боли, резь в глазах, быструю утомляемость, иногда головокружение, общую слабость и другие недомогания.
В гигиенической литературе нет единого мнения о причинах этих жалоб, как не существует единого отношения к таким зданиям. Мискольци (Венгрия), например, считает, что причиной названных жалоб является чисто психологическое воздействие на работающих изоляции их от внешнего мира. Вейст (ГДР) утверждает, что безоконные и бесфонарные здания вредно влияют на организм работающих, повышают их заболеваемость, поэтому такого рода сооружения широко применять в промышленности
не следует. Отрицательную оценку этим зданиям дают О. П. Мезерниц-кая и др. ^
Следует отметить, что некоторые авторы изучали безоконные и бесфонарные здания с существенными недоделками, при наличии других выраженных неблагоприятных производственных факторов (запыленность, загазованность, шум и т. п.) и недостатках иного характера. Это значительно затрудняло оценку самого фактора безоконности и бесфонарности.
Мы проводили исследования параллельно в обычных и безоконно-бесфонарных зданиях, при равных прочих условиях (примерно одинаковые технологические процессы, возрастной и половой состав рабочих и т.п.). Микроклимат, запыленность, загазованность, шум и другие факторы среды в сравниваемых цехах были примерно одинаковы и близки к нормальным.
Установлено, что уровень кислорода в воздухе зданий и помещений с искусственным воздухообменом, как правило, несколько ниже нормального и колеблется в пределах 17,4—20,5%, наиболее низкое содержание кислорода отмечается в конце дня. Содержание углекислого газа превышает норму в 2—3 раза (0,06—0,09%), а к концу дня иногда достигает 0,15%.
Учитывая, что на обследованных заводах каких-либо особых источников выделения углекислого газа и причин поглощения кислорода нет, можно связать отклонения от нормального состояния воздушной среды с недостаточностью воздухообмена. СН-245-63 предусматривается подача не менее 40 м3 свежего воздуха в бесфонарные здания в час на 1 работающего; в нашем случае эта величина равняется 33—37 м3 в час, т. е. почти близка к норме, и все же состав воздуха далеко не нормальный. Это особенно относится к нижней, т. е. рабочей зоне, где воздухообмен несколько меньше, чем вверху, так как в изучаемых нами цехах приточные и вытяжные патрубки располагаются в верхней зоне. Видимо, поэтому на многих предприятиях в безоконно-бесфонарных зданиях по требованию работающих, несмотря на проектные расчеты, вместо 90% рециркуляции и 10% свежего воздуха подают 70—80%, а иногда и все 100%.
Нами выявлено также другое существенное различие воздушной среды безоконно-бесфонарных и обычных зданий. Речь идет о неоднородной бактериальной обсемененности ее. Воздушная среда безоконно-бесфонар-ных зданий и помещений почти в 5_{эаз больше бактерий, чем воздушная среда обычных зданий. Это, по-видимому, также "объясняется недостаточностью поступления свежего воздуха и особенно рециркуляцией отработанного воздуха.
Обращает на себя внимание тот факт, что в воздухе безоконных и бесфонарных зданий в отличие от обычных появляются такие неблагоприятные для организма человека штаммы б^ктегий, как гемолитические. По-видимому, застойный воздух и отсутствие естественного света способствуют перерождению обычной бактериальной флоры в патогенные формы или более интенсивному размножению последних.
В цехах, размещенных в обычных зданиях с оконными проемами, искусственное освещение такое же, как и в безоконных зданиях, а иногда даже несколько ниже по степени освещенности, так как в них не так строго следят за сменой перегоревших ламп. Единственным существенным различием в освещении сравниваемых нами помещений являются качество и степень освещенности в дневное время. В зданиях с окнами это дневной естественный свет с полным спектром от ультрафиолетового (хотя и в небольшом количестве) до инфракрасного (в солнечную погоду) и динамически изменяющейся степенью освещения, достигающей иногда нескольких тысяч люкс. В безоконных зданиях — стабильное и потому монотонное освещение источниками искусственного света с ограниченным спектром свечения; монотонность искусственного освещения ощущается субъективно тем больше, чем "ниже освещенность.
Лица, работающие в безоконно-бесфонарных зданиях, жалуются на быструю утомляемость (особенно зрения), слабость, сонливость, частые головные боли, головокружения, иногда тошноту, рвоту, резь и «круги» перед глазами при выходе из здания и др. Многие рабочие отмечают чувство оторванности от внешнего мира, «замурованности», что вызывает у них частую потребность выйти в помещение с естественным светом.
Многие из этих жалоб подтверждаются данными объективных исследований или имеют теоретическое обоснование. Так, о более быстром утомлении рабочих, выполняющих производственные обязанности в безоконно-безфонарных зданиях, свидетельствует сравнительный хронометраж. Показано, что среднее время перерывов в работе в безоконно-безфонарных корпусах составляет 24—25% времени, а в обычных — 19 — 20%. У лиц, работающих в безоконно-бесфонарных цехах, наблюдалась пониженная мышечная выносливость и общая производительность труда, ухудшающиеся в течение рабочей недели более прогрессивно, чем у рабочих, занятых по роду своей производственной деятельности в обычных зданиях. Жалобы на утомление органов зрения подтверждаются результатами исследования длительности латентного периода зрительно-моторной реакции, а также устойчивости яснопПгпдсния; эти показатели значит£льнсГ"хуже у тех, кого мы исследовали в безоконно-бесфонарных цехах.
Влияние специфических условий труда в безоконно-бесфонарных зданиях на центральную нервную систему рабочих весьма наглядно показали результаты проведенных здесь исследований с применением ряда психологических тестов (чтение по порядку цифр, написанных вразброс, вычеркивание или подчеркивание отдельных букв или их сочетаний, подбор слов по ассоциации, прослеживание за изменением показателей приборов и др.). Почти у всех обследованных получены худшие показатели как по правильности ответов или действий, так и по времени, затраченному на выполнение заданий. Если при использовании некоторых из перечисленных методик результаты ухудшались к концу смены или к концу рабочей недели в обеих сравниваемых группах, что указывало на нарастание утомления центральной нервной системы, то у лиц, работающих в безоконно-бесфонарных зданиях, ухудшение было более выраженным и быстрым.
Достоверность этих отклонений убедительно подтверждена производственным экспериментом, проведенным нами на подшипниковом заводе. Здесь группы рабочих одинаковых профессий были переведены со своей производственной обстановкой из безоконного цеха в аналогичный цех с окнами, и наоборот, из цеха, имеющего окна, в безоконный цех, где они выполняли такие же операции, как и прежде. Жалобы каждой группы рабочих в новых для них условиях резко изменились в противоположном направлении; аналогичным образом изменились и показатели многих физиологических и особенно психологических исследований с помощью тех же методик. ^
Были проведены также иммунобиологические исследования, изучение состояния здоровья обследуемых контингентов и заболеваемости с временной утратой трудоспособности. Судя по данным иммунобиологических исследований, у рабочих в безоконно-бесфонарных зданиях бактериальная обсемененность полости рта повышена, а бактерицидные свойства кожного покрова и крови снижены, что свидетельствует об угнетении иммунобиологических реакций их организма.
При изучении состояния здоровья рабочих не выявлено каких-либо резких специфических патологических отклонений. Однако повышенное количество астено-вегетативных синдромов у лиц, работающих в безоконно-бесфонарных зданиях, по сравнению с рабочими, занятыми в обычных зданиях, а также неустойчивость кровяного давления у первых указывают на возможность развития у них патологических явлений при более длительном стаже работы в тех же условиях.
Вместе с тем анализ заболеваемости с временной утратой трудоспособности показал, что среди рабочих в безоконно-бесфонарных зданиях несколько повышен этот показатель почти по всем видам болезней, особенно простудным (грипп, катары верхних дыхательных путей, ангины и др.). Разница в показателе особенно разительна, если проанализировать отдельно заболеваемость лиц с большим стажем (4 года и более) и работающих постоянно полную смену в безоконно-бесфонарном здании или помещении.
Выводы
1. Специфические условия труда в безоконных и бесфонарных промышленных зданиях оказывают неблагоприятные воздействия на организм работающих, вызывая у них отрицательные субъективные ощущения, ненормальные физиологические и психологические отклонения, снижая общий тонус и иммунобиологические функции организма и способствуя тем самым повышению общей заболеваемости.
2. Основными причинами столь неблагоприятного воздействия является отсутствие или резкая недостаточность естественного света и поступления свежего воздуха.
3. Постоянная и длительная работа в таких условиях может постепенно привести к общему ослаблению организма работающих.
4. Строительство безоконных и бесфонарных зданий и даже отдельных зон и помещений без естественного света должно быть ограничено лишь на тех производствах, в цехах и участках, где этого требует специфика технологического процесса.
5. В тех случаях, когда безоконные и бесфонарные здания или отдельные помещения все же будут использоваться (по требованию технологии), к ним необходимо предъявлять повышенные и дополнительные санитарно-гигиенические требования. На таких производствах следует организовать более интенсивное искусственное освещение, применить искусственное УФ-облучение работающих (лучше с помощью эритемных ламп длительного действия), увеличить подачу свежего воздуха на 1 работающего и снизить рециркуляцию, устроить дублирующие вентиляционные установки и создать помещения с естественным светом для отдыха рабочих.
Л И Т Е Р А Т У Р'А.'-'М езерницкаяО. П. В кн.: Материалы 20-й Московск. городской научно-практической конференции по промышленной гигиене. М., 1964.
Поступила 13/V 1971 г.
HIGIENIC ASSESSMENT OF INDUSTRIAL WINDOW-AND LANTERN LESS
BUILDINGS
N. P. Kokoreo
Comparative investigations carried out in window-and lanternless buildings and in ordinary ones of three different types of industries (machine-tool, ball-bearing and electron devices plants,) showed that in first buildings insufficient airing and a significant procen-tage of air recirculation caused a fall of the oxygen content and an increase of carbon dioxide concentration and amount of bacteria in the air of working premises. Besides, a greater hum-ber of pathogenic bacteria were recovered in these buildings due to the absence of natural lighting.
Persons working in such buildings complained of quick exhaustion, headaches and pain in the eyes. Their muscular endurance, general working capacity, oculomotor reaction and stability of distinct vision, immunologic functions and reactions to psychologic tests were all reduced. The rate of morbidity with temporary disability was higher among these persons than among those working in ordinary buildings. The authors suggest to limit the use of window-and lanternless premises for working purposes and to elaborate special additional sanitary requirements for them.