ОРГАНИЗАЦИЯ САНИТАРНОГО ДЕЛА САНИТАРНАЯ СТАТИСТИКА
ПОДГОТОВКА САНИТАРНЫХ КАДРОВ
- _-
УДК 331.822 : 725.4.012.384
ЭКСПЕРТИЗА ТИПОВЫХ ПРОЕКТОВ
Действ, член АМН СССР проф. Л. К■ Хоцянов, доктор биол. наук В. Г. Мацак, Москва
Огромные масштабы промышленного строительства, предусмотренные Программой КПСС, связаны с выполнением большой проектной работы специализированными институтами и проектными отделами предприятий.
Весьма важное значение имеет типизация конструкций строительных деталей, зданий, машин и аппаратов, а также производственных процессов как в отдельных цехах, так и на фабриках и заводах в целом. Создание типовых строительных деталей зданий и сооружений (железобетонные балки, колонны, плиты, панели, санитарные узлы, блоки здания и т. д.), а также типовых машин и аппаратов до настоящего времени осуществлялось проектными и строительными организациями без согласования с госсанинспекцией. Если это допустимо для строительных конструкций, то в отношении машин и аппаратов, работа которых сопровождается сильным шумом, вибрацией или выделением вредных веществ (пары, газы, пыль и др.), необходимо чтобы в проектах были учтены мероприятия по снижению этих вредностей до допустимых пределов и чтобы эти проекты согласовывались с ГСП.
Проекты отдельных цехов, заводов и фабрик при двустадийном проектировании обычно согласовываются с органами ГСИ на стадии проектного задания, при трехстадийном — на стадиях проектного задания и технического проекта. Согласование же рабочих проектов обычно не практикуется.
Проекты цехов и заводов могут быть разбиты на две группы: к 1-й относятся проекты, связанные с каким-либо определенным предприятием, ко 2-й — типовые проекты, предназначенные для повторного использования. При составлении проектов 1-й группы серьезное внимание Уделяется правильному выбору места расположения предприятия, соблюдению защитной зоны между предприятием и жилыми массивами, защите от загрязнения водоемов сточными водами, вопросам снабжения Достаточным количеством воды и теплоснабжения. В типовых же проектах обычно принимается, что при привязке проекта к месту эти требования будут удовлетворительно разрешены.
Типовые проекты на стадии проектного задания все без исключения должны быть согласованы с Главной ГСИ, которая значительную часть наиболее ответственных типовых проектов передает на рассмотрение в Институт гигиены труда и профзаболеваний АМН СССР. Проекты же нетиповые передаются обычно в Московский институт санитарии
и гигиены им. Ф. Ф. Эрисмаиа (гигиеническая оценка таких проектов, связанных с производством неорганической химии, изложена в статье Г. А. Бейлихиса в журнале «Гигиена труда и профессиональные заболевания» № 1 1 за 1962 г.).
Типовые проекты отдельных цехов или фабрик и заводов со всем комплексом цехов, поступавшие на рассмотрение нашего кабинета экспертизы, касались почти всех отраслей промышленного производства; в том числе промышленности строительных материалов (изготовление цемента, гипса, железобетонных конструкций, минеральной ваты и изделий из нее, керамики, линолеума, битумных и дегтевых мастик, фанеры, керамзита и др.), химической промышленности (производства азотной кислоты, минеральных удобрений, пластмасс, искусственного волокна и др.), горнорудной и угольной промышленности (главным образом, комплексы наземных сооружений — административно-бытовые комбинаты и обогатительные цехи) и металлургической промышленности (литейные цехи, двор изложниц, котлы-утилизаторы, центральные лаборатории с полным металлургическим циклом и др.). Кроме того, на заключение поступали типовые проекты заводов радио-электроники, текстильного производства, точного машиностроения, производств азота и кислорода, кислотных станций, газоспасательных станций, компрессорных станций, мебельной фабрики, стеклоблоков и др.
Состав проектов был весьма различен. Некоторые проекты, например, цементных заводов, заводов по переработке нефти и газа в ацетилен, представляли собой по существу сумму проектов большого числа цехов, в большей или меньшей степени связанных между собой. Другие, как, например, проекты заводов точного машиностроения и электроники, железобетонных заводов относились к предприятиям, в которых все или большинство цехов сблокированы в одном здании. Кроме проектов с полным циклом производства представлялись на рассмотрение также проекты отдельных частей производственного процесса, как, например, бесфонарные, а иногда и безоконные здания, размол клинкера для заводов по производству портланд-цемента и железобетонных изделий, блоки административно-бытовых помещений (отдельно стоящие, встроенные в производственное здание или пристроенные в торцах здания), проекты вентиляции бытовых и административных зданий без привязки к определенным производствам.
Число названий типовых проектов, поступивших на рассмотрение в кабинет экспертизы в 1961 и 1962 гг., составляло около 120 в год. Как правило, проекты поступали на стадии проектного задания и лишь небольшая часть (около 5%) — на стадии технического или рабочего проекта.
Качество рассмотренных проектных материалов было резко неоднородным. В части проектных заданий разделы вентиляции, водоснабжения и канализации были представлены в виде подробных пояснитель-но-расчетных записок и чертежей расположения сантехнических устройств (заводы искусственного волокна — проектировщики ГИПРОИВ и промстройпроекта, чугунные и сталелитейные цеха — ГИПРОМез, азотно-туковые заводы — ГИАП). Другие проектные организации (гипростройиндустрия, гипростройматериалы, гипрокисло-род, Теплопроект, ВНИПИ, Сантехпроект и др.) проект вентиляции, водопровода и канализации давали в виде пояснительно-расчетной записки без графического оформления. Весьма часто такая записка не содержала достаточно полных расчетных данных. В некоторых же проектах полностью отсутствовали такие разделы как вентиляция, отопление, водопровод, канализация, и наиболее часто освещение. Даже для бесфонарных зданий, где роль искусственного освещения весьма велика, иногда не были представлены как чертежи, так и расчетно-пояс-нительная записка по разделу освещения.
В большинстве проектов имелась планировка и расчет бытовых помещений, однако некоторые организации указывали только площади, предназначенные для размещения бытовых помещений.
Большинство проектных организаций разрабатывает только проекты внутренних сетей водоснабжения, канализации и теплоснабжения с указанием, что эти сети должны присоединяться к городским внешним сетям или сетям смежных предприятий, с доработкой проекта при привязке его к точке. В типовых проектах, как правило, не предусматривается обеспечение работающих жильем.
При рассмотрении некоторых проектов предъявлялось требование представить на рассмотрение такие отсутствующие части проекта как отопление, вентиляция, водопровод, канализация, освещение, а также расчет и планировку бытовых помещений. В тех случаях, когда общие решения в части вентиляционных устройств позволяли удовлетворительно обеспечить вентиляцию, а для бытовых помещений были выделены достаточные площади, проект, несмотря на неполноту расчетных и графических данных, иногда согласовывался на стадии проектного 'задания, но проектировщикам предъявлялось требование, чтобы неполностью оформленные части проекта были дополнительно представлены на согласование в Главной ГСП при разработке рабочего проекта. Однако в большинстве случаев это не выполнялось и отсутствие перечисленных выше разделов служило причиной отклонения проекта.
Отдельные проекты было предложено доработать в части водоснабжения и очистки сточных вод. Эти требования выдвигались, в частности, в тех случаях, когда по своему характеру предприятия не могли располагаться в черте города или вблизи других предприятий с водопроводными и канализационными сетями, к которым могли присоединиться внутренние сети проектируемого предприятия. Особенно важно решение этих вопросов для предприятий, потребляющих большие количества воды и имеющих соответственно большое количество иногда сильно загрязненных сточных вод. В ряде случаев нереально рассчитывать, что город или смежные предприятия смогут предоставить возможность присоединения к своим сетям и очистным сооружениям. Например, заводы сульфитной и сульфатной целлюлозы, химические комбинаты могут потреблять и сбрасывать больше воды, чем весь город. При привязке водопровода и канализации вновь строящихся текстильных фабрик к городским сетям нередко оказывается, что городские сети и очистные сооружения недостаточны для пропуска добавочного количества воды, связанного с работой фабрик.
Вопрос обеспечения жильем работающих является особо актуальным в случае, если промышленное предприятие располагается вне жилого поселка или города, например при строительстве шахт и рудников. Но даже если строящиеся предприятия по своему характеру могут быть расположены в пределах города (например, заводы радио-электро-ники или точного машино-и приборостроения), то и в этом случае при наличии большого числа рабочих и служащих невозможно полностью рассчитывать на жилые фонды города или населенных пунктов. Опыт показывает, что задача обеспечения жильем нескольких тысяч работающих на вновь организуемом предприятии является очень трудной. Обычно на предприятии не более 50—60% списочного числа работающих пополняются из жителей города, а остальные являются приезжими. Завод должен для них строить общежития и жилые дома или кооперироваться в этом отношении с городом. Должно быть также обеспечено добавочное строительство школ, детских садов, ясель, магазинов и др. Поэтому в заключениях по проектам предприятий с большим числом работающих Бюро экспертизы вносило предложения, чтобы в проектных заданиях был сделан расчет потребного жилищного фонда с отражением стоимости по его реализации в сметно-финансовой части.
В настоящее время наблюдается стремление объединять части производственного процесса, ранее размещавшиеся в отдельных или в П- и Ш-образных зданиях, в многопролетных прямоугольных зданиях с размерами в сотни метров по длине и ширине. Свето-аэрационные фонари в таких зданиях обычно не проектируются, а иногда не проектируется и устройство окон по периметру здания. При этом помещения здания в своей большей части, а иногда и полностью лишаются возможности естественного освещения и аэрации. Естественное освещение заменяется освещением с помощью люминесцентных ламп, а аэрация —- механической приточно-вытяжной вентиляцией.
При рассмотрении подобных проектов кабинет экспертизы рекомендует согласовывать проекты заводов радио-электроники, точных приборов и ткацких цехов, так как эти производства требуют особой чистоты воздуха или строгого кондиционирования, что достижимо только в помещениях изолированных, непосредственно не имеющих сообщения с наружным воздухом. Также согласовываются проекты бесфонарных зданий для цехов, не требующих определенных кондиций воздуха, но где нет выделения большого количества тепла и влаги или вредных веществ (заводы железобетонных изделий, по изготовлению фанеры, механические цеха и др.).
В тех случаях, когда производственный процесс по своему характеру не требовал устройства закрытых зданий и был связан с значительным выделением тепла, влаги и вредных веществ, проекты с бесфонарными зданиями отклонялись. Так, были отклонены проекты чугун-но-литейного цеха на 30 тысяч тонн литья и красильно-отделочных фабрик, хотя проектные организации и пытались доказать, что удельные тепловыделения были ниже 20 ккал/час на 1 ж3 здания. Мотивом для отклонения было выделение кроме тепла и влаги значительных количеств газов и пыли, а в отношении литейной был учтен опыт эксплуатации аналогичных цехов, где с течением времени на тех же площадях производственных помещений количество выплавляемого металла увеличивается в 2—3 раза, а искусственная вентиляция без естественной оказывается совершенно недостаточной.
В ряде типовых проектов предусматривалось использование оборудования, которое еще не выпускалось нашей промышленностью или предлагалась схема производственного процесса, не апробированная в промышленности. Например, в проект закладывались агрегаты для кондиционирования воздуха мощностью в 120 тысяч мг/час воздуха в период, когда еще не были освоены даже агрегаты в 60 тысяч м3/час, центрифугальная машина для получения вискозного шелка и др. Проекты с прогрессивным, но не опробованными оборудованием или схемами технологических процессов рекомендовалось согласовывать как экспериментальные, но не как типовые.
Планировка производственных и подсобных помещений, особенно в бесфонарных зданиях, в весьма большом числе случаев оказывалась нерациональной: на периметр здания, где имеется и естественное освещение, выносились склады, вентиляционные камеры, гардеробы и душевые, а в неосвещенной части здания размещались производственные помещения, не требующие кондиционирования или глубокой очистки воздуха. В этом случае рекомендовалось производственные помещения вынести на периметр здания, а склады, вентиляционные камеры и т. д. поместить внутри здания. Вполне понятно, что помещения, требующие особого режима и герметизации, не должны были выноситься на периметр и оставлялись в части здания без естественного освещения; в ряде случаев в зданиях большой площади размещалось недостаточное число санитарных узлов — расстояние их от рабочих мест превышало 100 м. На производствах, где оборудование размещено открыто — вне зданий, также в нескольких случаях санитарные павильоны с помещением для
обогрева и санитарные узлы были размещены слишком далеко от рабочих мест.
Этажеры для оборудования, размещаемого вне зданий, и производственные здания большой высоты для подъема рабочих имели иногда довольно крутые лестницы. Предъявлялось требование устройства специальных подъемников при высоте более 15 м. Это делалось из соображений не только облегчения подъема, но и большей доступности для наблюдения и своевременного ремонта оборудования, находящегося на большой высоте.
При рассмотрении проектов предъявлялось требование организации борьбы с шумом и вибрацией. Ни в одном из рассмотренных проектов производств, связанных с созданием шума (мельничные и текстильные цехи, цехи по изготовлению железобетонных изделий и др.), не были представлены акустические расчеты. Мероприятия по предотвращению влияния шума и вибрации на рабочих не находили достаточного отражения в проектных материалах. При рассмотрении такого рода проектов предъявлялись требования по звукоизоляции машин, работа которых связана с созданием шума (мельницы, галтовочные барабаны, вентиляторы и др.), с расчетом снижения шума на рабочих местах до допустимых уровней. Следует заметить, что машины, создающие шум, в своих паспортных данных не имеют указаний на интенсивность создаваемого ими шума.
Для цехов по изготовлению железобетонных плит предъявлялось требование, чтобы вибрация автоматически выключалась при подъеме человека на форму для изготовления изделия.
В настоящее время во всех отраслях промышленности все шире внедряется автоматизация по поточному принципу производственных процессов, что не позволяет выносить участки, связанные с выделением тепла, влаги, вредных веществ, шума и вибрации, в отдельные, изолированные производственные помещения. Это заставляет особенно внимательно относиться к мероприятиям по удалению и снижению уровня вредных факторов, создаваемых в отдельных частях автоматических линий. Особое внимание должно быть обращено на достаточно эффективное автоматическое удаление отходов производства (опилки, стружка, жидкие и полужидкие отходы и др.). В ряде случаев вследствие новизны заложенных в типовые проекты решений рекомендовалось согласовывать проекты как экспериментальные.
В настоящее время в промышленность внедряются способы контроля и управления производственными процессами с помощью радиоактивных изотопов. В соответствующих проектных решениях еще недостаточно уделяется внимания защите рабочих мест от воздействия излучений.
В заключение следует отметить, что, несмотря на ряд указанных Дефектов, качество выпускаемых проектов из года в год улучшается. Необходимо поставить перед Госстроем вопрос о выпуске типовых проектов цехов и заводов, единообразных по тщательности проектной разработки отдельных разделов. Следует также обязать конструкторские организации более полно учитывать санитарно-гигиеническую характеристику выпускаемых машин и оборудования, создающих шум и вибрацию большой интенсивности, а также другие вредные факторы, и согласовывать их конструкцию с Главным ГСИ. В паспортах машин и оборудования должны указываться их санитарно-гигиенические характеристики (уровни шума и вибрации, количество отсасываемого воздуха от встроенных отсосов и др.).
Поступила 2/\П1 1963 г..