Бактерицидные свойства крови определяли по методике В. Ф. Матусевича и соавт. Установлено, что бактерицидная активность крови у коз подвергается значительным изменениям. Процент погибших в крови бактерий зависит от дозы ядохимиката. Большие дозы антио (150 и 167,5 мг/кг) и мильбекса (940, 1400 и 1750 мг/кг) значительно угнетают бактерицидную активность крови. Так, на 10-й день после затравки процент погибших в крови бактерий при контакте в течении 2 часов колеблется от 25,2—43,5. Под влиянием малых доз антио (50 и 100 мг/кг) процент погибших бактерий в крови составляет 51,2—65,3, а под влиянием доз мильбекса 420 и 620 мг/кг — 64,5 и 71,2 соответственно. Бактерицидная активность крови подопытных животных на 2-й месяц исследования несколько увеличивается и на 3-й месяц после затравки достигает исходных данных (81— 84%). Следует отметить, что во все периоды исследований у контрольной группы животных бактерицидная активность крови была более высокой (86—90%) по сравнению с опытной.
Для выявления аутоантител в качестве аллергена использовали экстракты из печени, почки, желудка и кишечника здоровых коз. Под влиянием антио в дозе 50 и 100 мг/кг аутоантитела в крови подопытных животных не выявляются в течение первых 3 дней после затравки. При дальнейшем исследовании крови с 7-го дня аутоантитела в низких титрах (1 : 4—1 : 8) начинают выявляться к печени, почке, желудку и кишечнику. К 10-му дню аутоантитела в высоких титрах (1 : 32) выявляются к желудку и кишечнику; к 30-му дню титры аутоантител постепенно снижаются и ко 2-му месяцу не выявляются в крови.
Под влиянием антио в дозе 150 и 167,5 мг/кг циркулирующие аутоантитела к желудку и печени в более высоких титрах (1 : 8—1 : 16) выявляются в течение месяца после затравки. Титры аутоантител к почке и кишечнику составляют 1 : 2—1 : 4. Через 2 месяца после затравки аутоантитела в низких титрах (1 : 4) выявлены только к печени. Под влиянием мильбекса в дозах 420, 620 и 940 мг/кг отмечено кратковременное появление в крови (лишь на 10-й день) аутоантител и в более низких титрах (1 : 2—1 : 4). При дальнейшем исследовании аутоантитела в крови не обнаруживаются. Под влиянием мильбекса в дозе 1400 и 1750 мг/кг аутоантитела к печени, желудку, кишечнику и почке выявляются с первых дней интоксикации (титры 1 : 4—1 : 8). В последующие периоды (20— 40-й день) опыта отмечается нарастание титра аутоантител (1 : 8—1 : 16); к 60-му дню опыта антитела не обнаруживаются. Следует отметить, что во все периоды опыта в крови контрольной группы животных аутоантитела не выявлялись.
Таким образом, под влиянием антио и мильбекса в первые месяцы после затравки в организме животных развиваются некоторые аутоиммунные сдвиги (образование аутоантител), что, по-видимому, свидетельствует о формировании патологического процесса. Со 2-го месяца опыта в основном начинается восстановительный период, на что указывает отсутствие аутоантител в крови.
Выводы
1. Под влиянием испытанных доз антио и мильбекса у подопытных животных отмечено угнетение процесса антителообразования и фагоцитарной функции нейтрофильных лейкоцитов (поглотительной и переваривающей функций) по сравнению с контрольной группой.
2. В течение 2 месяцев после затравки у подопытных животных происходит значительное снижение бактерицидных свойств кожи и крови. С 3-го месяца опыта эти свойства восстанавливаются.
3. У животных, затравленных антио и мильбексом, в течение 2 месяцев опыта в сыворотке крови обнаруживаются циркулирующие аутоантитела к печени, почке, желудку и кишечнику.
ЛИТЕРАТУРА. Алексеева О. Г., Волкова А. П. Гиг. и сан., 1966, № 8, с. 70. — К л е м п а р с к а я Н. П., Алексеева О. Г. Мед. радиол., 1959, с. 70. — М а т у с е в и ч В. Ф., СтенькоА. С., ЛахмыткинаА. Н. и др. Ветеринария, 1964, № 4, с. 105. — В о у d е n S. V., J. exp. med., 1951, v. 93, p. 107.
Поступила 18/V11 1972 г.
УДК 613.481:677.494.7
Канд. биол. наук Л. В. Афанасьева, С. Ф. Ионкина
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА АНТИЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКОГО ПРЕПАРАТА ЭПАМИНА-06, ИСПОЛЬЗУЕМОГО В ТЕКСТИЛЬНОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва
В настоящее время синтезируется и вводится в промышленность огромное количество химических веществ, используемых как непосредственно в процессе полимеризации в виде сырья, инициаторов, пластификаторов, стабилизаторов и растворителей, так и для
обработки готовок продукции с целью придания полимерным текстильным материалам огнезащитных и антиэлектростатических свойств. В противоположность натуральным волокнам, особенно хлопчатобумажным, химические волокна и материалы из них способны накапливать статическое электричество, которое может возникнуть при механической обработке волокна и носке готовых изделий. Белье и одежда из химических волокон в результате трения о кожу или при соприкосновении с другими слоями одежды приводят к электризации тела человека.
Для того чтобы улучшить эксплуатационные свойства и исключить многие неприятные явления, связанные с возникновением статического электричества при использовании населением одежды, химики-технологи разрабатывают и внедряют в текстильную промышленность ряд химических соединений — так называемых антиэлектростатических препаратов. Постановка настоящего исследования по гигиенической оценке антиэлектростатика, носящего название эпамин-06, была обусловлена перспективностью его использования в текстильной промышленности для снятия напряженности электростатического поля с поверхности ацетатных бельевых полотен.
Эпамин-06 относится к числу так называемых перманентных антистатиков. Физи-ко-химические свойства веществ, входящих в рецептуру эпамина-06, дали основание полагать, что из трикотажных ацетатных полотен и бельевых изделий, изготовленных из них, могут мигрировать в воздушную и водную среду оксиэтилированные продукты и ами-носоединения (диэтилентриамин). Химическую стабильность трикотажных бельевых полотен, обработанных антиэлектростатической пропиткой эпамином-06, изучали как в лабораторных, так и в натурных условиях во время опытной носки бельевых изделий в весенне-летний период. В лабораторных условиях применяли общепринятую методику изучения текстильных и трикотажных материалов из химических волокон. Образцы исследуемых трикотажных полотен закладывали в герметично закрытые емкости (эксикаторы) из расчета 1 г на 100 мл воздуха. Воздух отбирали по истечении 3, 7 и 11 суток. Пробы воздуха анализировали на содержание оксиэтилированных продуктов и диэтилентриамина. Оксиэтилированные продукты определяли колориметрическим методом с хромотроповой кислотой, диэтилентриамин — колориметрическим методом с исследованием иона аммония при помощи реактива Несслера.
Одной из особенностей эпамина-06 является его хорошая растворимость в воде. Это могло обусловить попадание пропитки и ее составных частей в потовую жидкость с последующим проникновением через кожу. В связи с этим исследовали способность к миграции в воду составных частей пропитки — оксиэтилированных продуктов и диэтилентриамина. Возможность выделения вредных веществ из ацетатного полотна, обработанного эпамином-06, в воду изучали путем определения этих компонентов в вытяжках при соотношении веса образца (в граммах) к объему воды (в миллилитрах) как 1 : 10. Химические анализы проводили после 3, 7 и 14 суток экстрагирования. Для определения веществ в водных вытяжках использовали те же методы, что и для определения этих веществ в воздушной среде.
Миграция токсических веществ происходит в воздушную и водную среду. Наиболее интенсивное накопление токсических веществ отмечается в первые 3 суток; в дальнейшем пропорциональной зависимости увеличения выделяющихся токсических веществ не наблюдается. Основными компонентами, мигрирующими в водную среду, являются оксиэтилированные продукты, в несколько меньшем количестве выделяется диэтилентриамин. В воздушных вытяжках основной мигрирующий компонент также оксиэтилированные продукты. Кроме того, обнаруживается диэтилентриамин. Исследуемые вещества выделяются в водную среду в большем количестве, чем в воздушную. Таким образом, санитарно-химические исследования в лабораторных условиях выявили миграцию в контактирующие среды ряда токсических веществ.
Исследования в натурных условиях при опытной носке бельевых изделий, изготовленных из трикотажных полотен, обработанных эпамином-06, показали, что даже после нескольких стирок белья из него в пододежное пространство на протяжении длительного времени выделяются оксиэтилированные продукты и диэтилентриамин (см. таблицу).
Учитывая то обстоятельство, что в пододежное пространство постоянно выделяются водяные пары, вызванные процессом потоотделения, видимо, токсические вещества, мигрирующие с поверхности бельевых изделий, в определенной степени могут представлять потенциальную опасность при использовании населением трикотажного ацетатного белья, обработанного изученным нами антиэлектростатиком.
Динамика выделения в пододежное пространство токсических веществ из ацетатного белья, обработанного эпамином-06 (после 12 часов носки)
Концентрация (в мг/м')
Химические ингредиенты до стирки после 1-Я стирки после 2-Я стирки После 6-Я стирки
Оксиэтилированные продукты ........... Диэтилентриамин..... 0,06 0,042 0,045 0,03 0,03 0,02 Не обнаружено » »
Изучение важных в гигиеническом отношении физических свойств трикотажных ацетатных полотен, обработанных эпамином-06, в частности сорбционных и антиэлектростатических свойств, показало, что эти полотна обладают рядом недостатков по сравнению с другими искусственными и натуральными материалами (низкие сорбционные свойства, выраженная электризуемость).
Замеры напряженности электростатического поля бельевых изделий из ацетатных трикотажных полотен проведены во время опытной носки. Одновременно по специальной анкете опрошено более 30 добровольцев. Лица, участвовавшие в опытной носке бельевых изделий, отметили ряд недостатков, связанных в первую очередь с повышенной электризуе-мостью и искрением белья, а также увеличением напряженности электростатического поля при трении его о другие слон одежды.
У лиц, контактирующих в производственных условиях с антиэлектростатическими пропитками, в состав которых входят аминосодержащие соединения, в частности замасли-ватель А-1, наблюдались раздражения кожи и слизистых оболочек, а также аллергические заболевания. Это обстоятельство дает основание полагать, что препарат эпамин-06 может быть отнесен к веществам, способным вызывать кожные и другие аллергенные проявления, так как в состав его входит аминосодержащее соединение диэтилентриамин, мигрирующий с поверхности трикотажных материалов в водную среду и пододежное пространство в значительных концентрациях.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что разработанная и предлагаемая антиэлектростатическая пропитка эпамином-06 обладает весьма низким антиэлектростатическим действием и представляет потенциальную опасность для здоровья населения, так как характеризуется отсутствием химической стабильности с выделением в окружающую среду и пододежное пространство токсических веществ.
Поступила 22/111 1972 г.
УДК ем.31:637. 524:616. 981.555-022.38-084
П. А. Горбунов
CLOSTRIDIUM РЕRFRINGENS в ПРОЦЕССЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ и ХРАНЕНИЯ МЯСНЫХ ХЛЕБОВ
Кафедра зоогигиены с основами ветеринарии Курганского сельскохозяйственного института
Пищевые отравления, вызванные CI. perfringens, стали изучаться сравнительно не давно. В Советском Союзе изучение подобных заболеваний проводили Г. И. Сидоренко и В. П. Борисов, 3. А. Игнатович и В. С. Витывкер, Г. И. Сидоренко и соавт.
Повышение качества вырабатываемых мясных хлебов является одной из важных задач пищевых предприятий. В колбасном цехе Курганского мясоконсервного комбината изделия изготовляются согласно действующей инструкции. Пробы для бактериологического анализа мы отбирали по ГОСТ 9772-62. Общее микробное число определяли методом залива 1 мл суспензии 10-кратных разведений (на физиологическом растворе) расплавленным и охлажденным до 45—50° мясо-пептонным агаром. После выдерживания посевов в течение 2 суток при 37° учитывали результат. Для определения присутствия CI. perfringens производили высев суспензий на среду Китт — Тароцци и среду Вильсона — Блера. Чистые культуры идентифицировали по общепринятой схеме исследования. Термоустойчивость CI. perfringens определяли по методике, изложенной в Руководстве по микробиологической диагностике инфекционных болезней (К- И. Матвеев и М. И. Соколов, 1964). Токсигенность выделенных культур изучали в биологическом опыте на белых мышах. С этой целью 16-часовую культуру CI. perfringens на казеиново-грибной среде с добавлением 0,5% глюкозы центрифугировали при 50С0 оборотах в минуту в течение 30 мин. и надосадочную жидкость (токсин) вводили внутривенно 2 белым мышам в дозе 0,5 мл (исходная токсигенность в случае гибели мышей не менее 2 DLM/мл). Путем соответствующего разведения токсина физиологическим раствором и последующего введения белым мышам устанавливали конечную токсигенность.
Исследовано 110 проб мясного фарша для различных видов мясных хлебов; при этом от 36 до 65% его содержали CI. perfringens: от сотен до десятков тысяч микробных клеток в 1 г. Выделенные нами термоустойчивые штаммы составили около 34% общего числа исследованных штаммов микроба. Многие исследователи (Г. И. Сидоренко и соавт. и др.) считают, что пищевые токсикоинфекции вызывают термоустойчивые штаммы.
После запекания мясных хлебов (с температурой внутри них не ниже 80° при экспозиции запекания 21/з—3 часа и температуре ратационной печи не ниже 120°) происходила почти полная инактивация микроба. После выемки из форм и охлаждения продукта в осты-вочной камере микроб обнаруживался на поверхности готовых изделий в большей степени, чем из глубинных слоев. Результаты бактериологических исследований, проведенных нами в условиях производства, показали, что после термической обработки микроб выявлялся в глубинных слоях в единичных пробах и составлял лишь 4,5% общего числа исследованных. При этом микроб высевался в количестве от 10 до 50 в 1 г продукта. Однако в смывах с поверхности хлебов он был установлен в 6,7% проб, при обсемененности