Научная статья на тему 'Гигиеническая характеристика и прогностические признаки ухудшения здоровья обучающихся по Вальдорфской педагогической системе для инклюзивного образования'

Гигиеническая характеристика и прогностические признаки ухудшения здоровья обучающихся по Вальдорфской педагогической системе для инклюзивного образования Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
58
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВАЛЬДОРФСКАЯ ШКОЛА / WALDORF SCHOOL / ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / ШКОЛЬНЫЙ ФАКТОР / SCHOOL FACTOR / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / EFFICIENCY / ОБУЧЕНИЕ / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гаврилова Юлия Александровна, Исаханов Александр Леванович, Жаворонкова Лилия Викторовна

Ключевой задачей при изучении состояния здоровья школьников является установление важнейших факторов риска, оказывающих негативное влияние на этот интегральный показатель. Среди них, по мнению большинства специалистов, занимающихся данной проблемой, ведущая роль принадлежит так называемому «школьному фактору». Использование прогностических таблиц, включающих наиболее значимые признаки, позволяет достаточно высокой долей вероятности (более 70 %) предугадывать снижение умственной работоспособности и ухудшение уровня физического здоровья к концу учебного года у детей, посещающих Вальдорфскую школу и имеющих ограниченные возможности здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гаврилова Юлия Александровна, Исаханов Александр Леванович, Жаворонкова Лилия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Hygienic Characteristics and Prognostic Signs of Health Deterioration of Students of the Waldorf Pedagogical System for Inclusive Education

A key challenge in studying the health of the schoolchildren is to establish the most important risk factors having a negative impact on this integrated indicator. Among them, according to most experts dealing with this issue, the leading role belongs to the so-called “school factor”. The use of predictive tables that include most significant signs that allows a reasonably high probability (70 %) predict a decrease in mental capacity and deterioration of physical health by the end of the academic year among children attending a Waldorf school and have disabilities.

Текст научной работы на тему «Гигиеническая характеристика и прогностические признаки ухудшения здоровья обучающихся по Вальдорфской педагогической системе для инклюзивного образования»

Ю. А. Гаврилова, А. Л. Исаханов, Л. В. Жаворонкова

13. Ничипоренко Н. П. Феномен анти-ципационных способностей как предмет психологического исследования / Н. П. Ничипоренко, В. Д. Менделевич // Психологический журнал. - 2006. - № 5. - С. 50-58.

14. Трегубова Т. М. Концептуальные идеи и приоритеты компаративных исследований профессионального образования: основные тренды, проблемы внедрения // Казанский педагогический журнал. - 2016. -№ 5 (118). - С. 44-48.

15. Черкасова Е. Л. Речевая коммуникация детей младшего школьного возраста: Изучение, диагностика и развитие. - М.: Национальный книжный центр, 2011. - 192 с.

16. Фельдштейн Д. И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Вестник практической психологии образования. -2010. - № 2 (23). - С. 12-18.

17. Филичева Т. Б. Формирование коммуникации дошкольников с общим недоразвитием речи в игровой деятельности / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, О. М. Елисе-енкова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3. - С. 1-9.

УДК 376.2:371.72

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРОГНОСТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ

УХУДШЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ВАЛЬДОРФСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ДЛЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Обучение в условиях современной общеобразовательной школы характеризуется постоянно нарастающим объемом учебной нагрузки, значительной интенсификацией учебного процесса, усложнением программ. Повышенные нагрузки далеко не всегда адекватны функциональным и психическим возможностям обучающихся, особенно имеющих ограниченные возможности здоровья, что способствует развитию у них отклонений, в том числе и хронических неинфекционных заболеваний [4, с. 82].

В последние годы в России среди лицеев, гимназий и колледжей существуют также школы, где используются другие инновационные образовательные технологии. Среди них особое место занимает Вальдорфская педагогика. Такие школы имеются во многих странах мира, в нашей стране их насчитывается несколько десятков. Основным принципом Валь-дорфской педагогической системы является бережное отношение к личности и физическому здоровью обучающихся детей. Влияние данной педагогической системы на состояние здоровья ее учеников изучено мало [5, с. 150].

Цель данной работы - выявить особенности уровня физического здоровья детей

20/7/2-

7-14 лет, обучающихся в Вальдорфской школе, и показать прогностические признаки на основе разработанных критериев снижения умственной работоспособности и ухудшения уровня физического здоровья к концу учебного года у детей для дальнейшей профилактики. Для решения поставленных задач предусматривалось двукратное обследование каждого школьника в начале и в конце учебного года. Это позволило оценить динамику рассматриваемых показателей.

Материалом для работы послужили данные обследования 174 детей в возрасте от 7 до 14 лет - учеников 1-7 классов двух школ города Ярославля, распределенных на 2 группы. Основная группа была представлена 85 учащимися Вальдорфской школы, а контрольную группу составили 89 учащихся общеобразовательной школы г. Ярославля.

Программа работы включала в себя кли-нико-анамнестическое обследование школьников, оценку их физического развития с определением соматометрических (антропометрических) и физиометрических (жизненная емкость легких, жизненный индекс) его параметров. Рассчитывали специальные коэффициенты - критерий резерва и экономизации функции сердечно-сосудистой системы по Руфье и индекс уровня физического здоровья (УФЗ) по методике Г. Л. Апанасенко (1992).

Выявление психологических особенностей школьников проводилось с применением опросника САН, определения уровней тревожности и притязаний, умственной работоспособности (с помощью корректурных проб), теста «Кинетический рисунок семьи». Цифровой материал обработан статистически с помощью пакета прикладных программ «Статистика - 10» с использованием параметрических и непараметрических методик.

Учитывая то обстоятельство, что негативные факторы биологического анамнеза оказывают несомненное влияние на формирование здоровья ребенка, на первом этапе работы мы поставили задачу сопоставить степень отягощенности анте- и интранатального периодов онтогенеза в обеих группах школьников. Сравнение частоты встречаемости наи-

более значимых неблагоприятных факторов этой категории показало, что по абсолютному большинству из них достоверных межгрупповых различий не обнаружено, то есть степень отягощенности анамнеза у детей обеих групп практически одинакова.

Основные статистически значимые различия касаются дошкольного периода онтогенеза: у учеников Вальдорфской школы отмечалось менее благоприятное его течение (высокая заболеваемость, отягощенный семейный анамнез), то есть имелись некоторые ограниченные возможности.

Важнейшим интегральным показателем состояния здоровья школьников считается физическое развитие - ФР. Показано, что дисгармоничность ФР является предрасполагающим фактором к возникновению дисинхро-ноза в функционировании ряда систем, особенно в условиях неадекватного режима питания, быта и деятельности. Напротив, гармоничность ФР отражает нарастание силы и выносливости, расширение адаптационных возможностей, адекватности реакций поведения [1, с. 34]. При оценке ФР в дошкольном возрасте дети были сопоставимы по данному параметру: в большинстве случаев (0,81 и 0,80 соответственно в контрольной и основной группах) в 6-летнем возрасте у них отмечено гармоничное ФР.

Однако в дальнейшем нами было установлено, что учащиеся Вальдофской школы по сравнению с их сверстниками из общеобразовательной в целом практически вдвое чаще имеют гармоничное ФР (62,4 % против 34,8 %, р < 0,01). Одновременно у них в 2 раза реже регистрировались снижение роста (15,3 % против 30,3 % в контроле, р < 0,01), а дефицит массы встречался лишь в единичных случаях (2,4 %), тогда как в контрольной группе -в 18 % наблюдений ( р < 0,005).

Оценка ФР у детей различного возраста показала, что доля учащихся, имеющих нормальные антропометрические параметры, в Вальдорфской школе выше практически во всех классах, кроме 6-го, но наиболее рельефные межгрупповые различия получены во 2-м и 7-м (соответственно 0,60 против 0,14 и

0,94 против 0,42 в контроле, р < 0,005). Одновременно в основной группе была значительно ниже частота случаев дисгармоничного ФР, что особенно выражено в 1-м (0,09 против 0,40, р < 0,05), во 2-м (0,20 против о,57, р < 0,05), в 5-м (0,18 против 0,62, р < 0,05) и 7-м классах (0 против 0,25, р < 0,05).

При оценке ФР у одних и тех же школьников через 1 год в основной группе уменьшилось число случаев избытка массы (с 0,24 до 0,10, р < 0,05), а в контроле, напротив, имело место учащение встречаемости дефицита массы (с 0,10 до 0,33, р < 0,05).

Общепризнано, что комплексная оценка физического развития, кроме определения морфологических показателей, обязательно должна включать в себя и физиометрические или функциональные характеристики. В нашей работе с этой целью исследовались жизненная емкость легких (ЖЕЛ) в процентном отношении ее к должной величине (дЖЕЛ), жизненный индекс - ЖИ (ЖЕЛ / масса тела) и кистевая мышечная сила (КМС).

Оценка функциональных показателей системы органов дыхания осуществлялась по значениям жизненной емкости легких (ЖЕЛ) и жизненного индекса (ЖИ). Достоверные межгрупповые различия обнаружены только у первоклассников: у детей, пришедших в Валь-дорфскую школу, по сравнению с их сверстниками из контрольной группы, имело место снижение ЖЕЛ (до 1373 ± 50 мл против 1540 ± 76 мл, р < 0,05) и ЖИ (до 50,9 ± 2,8 мл/кг против 60,1 ± 3,4 мл/кг, р < 0,05). Этот факт мы связываем с тем, что до момента поступления в школу многие дети из основной группы (70 % против 52 % в контроле, р < 0,05) в возрасте 3-7 лет имели в анамнезе частые острые респираторные заболевания или повторные ангины (соответственно 25,5 % против 9,6 %, р < 0,05), что, несомненно, способствовало снижению у них функциональных резервов аппарата внешнего дыхания, выразившееся, в частности, более низкими цифрами ЖЕЛ и ЖИ. Однако уже ко 2-му классу указанные различия нивелировались. Как показало сравнительное обследование одних и тех же детей в 1-й и 4-й четвертях, эти пара-

^¿иммштимныс- ндшд.

метры не претерпевали достоверных изменений у учащихся 1-6 классов, но в 7-м зарегистрировано статистически значимое увеличение ЖЕЛ к концу учебного года, составившее 14,6 % по отношению к исходному уровню (р < 0,05).

Средние значения индекса Руфье (ИР) при первичном обследовании в начале учебного года оказались более высокими у детей из Вальдорфской школы. Это свидетельствует о более энергозатратной работе системы кровообращения у данной категории школьников. Однако к концу учебного года в этой группе, начиная с 4-го класса, отмечено статистически значимое снижение ИР, составившее соответственно 55,6 %, 30,5 % и 30,9 % от исходных цифр в 4-м, 6-м и 7-м классах (р < 0,01). У школьников, посещающих образовательное учебное заведение, снижение ИР либо было весьма незначительным (на 1,7-3,7 %), либо ИР даже несколько увеличивался (на 1,4-18,8 %).

Таким образом, можно сделать заключение о том, что случаи, когда наблюдаются признаки снижения функциональных резервов кардиореспираторной системы, в Вальдорф-ской школе преимущественно приходятся на ее начальные классы. По мере роста детей в этом учебном заведении происходит улучшение данных параметров.

В 1992 г. Г. Л. Апанасенко был предложен так называемый индекс уровня физического здоровья (УФЗ), который дает интегральную характеристику данного параметра.

Установлено, что динамика УФЗ была принципиально различной в обеих группах. Это выразилось в том, что при определении этого показателя в 1-й и 4-й четвертях у детей из общеобразовательной школы к концу учебного года наблюдалось увеличение случаев его ухудшения, что особенно характерно для школьников 2-4 классов. Так, во 2-м классе частота сниженного УФЗ в 1-й и 4-й четверти составила соответственно 0,50 и 0,67, р > 0,05, в 3-м - 0 и 0,33, р < 0,05, а в 4-м -0,31 и 0,46, р > 0,05. Среди обучающихся в Вальдорфской школе число случаев ухудшения УФЗ к концу учебного года было значи-

20/7/2-

тельно меньшим, чем в контроле во всех классах, кроме 2-го и 7-го, где доли таких детей были равными.

Одним из важнейших неблагоприятных факторов, воздействующих на современного школьника, считается высокая психоэмоциональная нагрузка. Она приводит к разнообразным невротическим реакциям, проявляющимся стойкими нарушениями эмоционального тонуса, чувством дискомфорта, страхами, высокой тревожностью, неустойчивостью, заниженной самооценкой [3, с. 1623].

Для учащихся средней школы мы использовали классический опросник САН, который позволяет определить самочувствие, активность и настроение ребенка на момент тестирования.

По результатам теста САН установлено, что в основной группе в течение всего учебного года регистрируются равномерно высокие баллы по всем его шкалам (самочувствие, активность, настроение). Какой-либо достоверной динамики от 4-го к 7-му классам не выявлено.

В контрольной группе от 4-го до 7-го класса прослеживается статистически значимое снижение средней балльной оценки по шкалам «самочувствие» и «настроение». Поэтому межгрупповые различия зарегистриро-ванны только в 7-м классе.

Так, оценка по шкале «самочувствие» составила у семиклассников Вальдорфской школы в начале года 5,6 ± 0,5, в конце его - 5,2 ± 0,5, а у их сверстников из общеобразовательного учебного заведения - 3,8 ± 0,5 и 3,9 ± 0,6 (р < 0,05). Для оценки по шкале «настроение» эти цифры были равны 5,9 ± 0,5 и 5,8 ± 0,5 против 4,4 ± 0,8 и 3,5 ± 0,5 соответственно (р < 0,05).

Данный факт, по нашему мнению, является отражением более благоприятного течения процессов психологической адаптации в Вальдорфской школе по сравнению с общеобразовательной.

Параметры теста «Самооценка и уровень притязаний» были одинаковыми в основной и контрольной группе как при первичном, так и при повторном тестировании.

Одним из наиболее часто используемых в психологии методов является кинетический рисунок семьи. Опираясь на определенные правила, психолог может оценить, каким видит себя ребенок в семье. Из множества предлагаемых различными авторами показателей данного теста мы выбрали пять: характеристику внутрисемейной обстановки, определение уровней тревожности, конфликтности, чувства неполноценности и враждебности среди членов семьи конкретного школьника. Для возможности количественного выражения указанных параметров был использован метод их цифровой обработки [2, с. 47].

При анализе результатов теста «Кинетический рисунок семьи» мы обнаружили значительно худшие его показатели у детей основной группы по сравнению с учащимися общеобразовательной школы, начиная с 4-го класса. Этот факт, на наш взгляд, находит свое объяснение в том, что дети, посещающие Валь-дорфскую школу, изначально имеют большую выраженность неблагоприятных анамнестических факторов, отражающих внутрисемейную ситуацию. В частности, значительно больший процент из них проживает в неполной семье (25,5 % против 9,6 % в контроле, р < 0,05), почти у каждого десятого ребенка (9,3 %) отец злоупотребляет алкоголем (в контроле лишь у 3,8 %), проблемы в коммуникации со сверстниками испытывают 28 % детей основной группы против 9,6 % в контрольной (р < 0,05).

В современной педиатрии, психологии и педагогике большое значение придается так называемой школьной тревожности (ШТ). В нашей работе для оценки уровня ШТ у средних классов использована бланковая методика «Шкала тревожности» Кондаша, которая позволяет раздельно определить школьную, самооценочную, межличностную и общую тревожность. Установлено, что все вышеперечисленные параметры весьма существенно ниже у учащихся Вальдорфской школы.

Так, средние балльные значения уровней указанных разновидностей тревожности составили 13 ± 1 против 22 ± 1, р < 0,005; 13 ± 1 против 17 ± 2, р > 0,05; 12 ± 1 против 17 ± 1 р

< 0,05 и 36 ± 4 против 56 ± 4, р < 0,01. К концу учебного года уровни тревожности практически не менялись, что свидетельствует об устойчивости этого психологического параметра.

Умственная работоспособность (УР) оценивалась по результатам выполнения корректурных проб, проводимых дифференцированно для младших и средних школьников. Определялся коэффициент УР по формуле (Антропова М.В., 1979).

Установлено, что у детей и подростков, посещающих Вальдорфскую школу, в начале учебного года параметры УР были несколько ниже контрольных цифр (103 ± 6 и 245 ± 19 против 123 ± 4 и 387 ± 24, р < 0,05). Однако к концу 4-й четверти у них происходило увеличение умственной работоспособности, что наблюдалось во всех классах, за исключением 2-го. УР возрастал достаточно существенно, максимально до 23,9 % от исходного уровня в 6-м классе (р < 0,05). В контрольной группе УР либо оставалась неизменной, либо даже снижалась (6-7 классы).

При оценке динамики уровня физического здоровья, как уже указывалось выше, несмотря на здоровьесберегающий эффект Вальдорфской педагогической системы, у части этой категории школьников наблюдалось ухудшение индекса УФЗ к концу 4-й четверти, а также снижение физиометрических параметров, таких как жизненная емкость легких, жизненный индекс. Это свидетельствует об уменьшении функционального резерва организма школьников.

Учитывая цель и задачи работы, мы провели сравнение частоты возможных неблагоприятных факторов, оказывающих отрицательное влияние на ребенка в условиях школьной нагрузки для разработки метода прогнозирования нарушений адаптации кардиореспира-торной системы обучающихся в соответствии с Вальдорфской педагогической системой. К таковым, по нашим данным, относятся следующие: дисгармоничность физического развития, снижение уровней умственной работоспособности, притязаний, наличие низких показателей по психологическим те-

стам «Кинетический рисунок семьи», САН и «Учитель - ученик».

Таблица 1.

Прогностические коэффициенты признаков, наличие которых способствует ухудшению УФЗ к концу 4-й четверти у детей, обучающихся по Вальдорфской педагогической системе

Признаки ПК

1. Дисгармоничное физическое развитие 1,5

2. Сниженный уровень умственной работоспособности 0,4

3. Сниженный уровень притязаний 0,4

4. Наличие низких показателей «обстановка в семье» по КРС 1,8

5. Повышенная конфликтность по тесту КРС 0,4

6. Повышение «чувства неполноценности» по КРС 0,4

7. Повышение «враждебности» по КРС 2,3

8. Низкие показатель тестов «Учитель-ученик» или САН 1,8

Для расчета суммарного прогностического коэффициента (ПК) необходимо сложить цифры, имеющиеся во втором столбце таблицы. В случае, если итоговая величина равна или более 6,5 баллов, делается заключение о вероятном ухудшении уровня физического здоровья (УФЗ) к концу учебного года у конкретного ребенка. При значении ПК < 6,5 баллов прогнозируется улучшение УФЗ.

Таким образом, по результатам работы было установлено, что школьники из Валь-дорфского образовательного учреждения в целом вдвое чаще, чем их сверстники из обычной школы, имеют гармоничное физическое развитие и более высокие значения антропометрических параметров. В переломные периоды обучения ни у кого из этих школьников не выявлен дефицит массы тела, формирующийся у части детей контрольной груп-

2Û///2-

пы. Перечисленные межгрупповые различия особенно выражены во 2-м, 3-м и 7-м классах.

Каждый второй учащийся Вальдорфской школы к концу 4-й четверти имеет положительную динамику индекса уровня физического здоровья, что чаще всего регистрируется в 1-м, 3-6 классах, и лишь в четверти случаев наблюдается его уменьшение (чаще в 1-м и 4-м классах). Одновременно абсолютное большинство детей, посещающих общеобразовательную школу, к концу учебного года демонстрирует снижение данного параметра, что максимально выражено во 2-4 классах.

У учащихся обеих групп в 1-м классе эмоциональное состояние от начала к концу учебного года существенно не менялось. Однако во 2-м и 3-м классах Вальдорфской школы отмечалась его положительная динамика, а в общеобразовательной - отрицательная. Учащиеся 4-7 классов Вальдорфской школы по сравнению с их сверстниками из общеобразовательной имеют значительно более низкие показатели всех видов тревожности (школьной, самооценочной, межличностной и общей).

АННОТАЦИЯ

Ключевой задачей при изучении состояния здоровья школьников является установление важнейших факторов риска, оказывающих негативное влияние на этот интегральный показатель. Среди них, по мнению большинства специалистов, занимающихся данной проблемой, ведущая роль принадлежит так называемому «школьному фактору». Использование прогностических таблиц, включающих наиболее значимые признаки, позволяет с достаточно высокой долей вероятности (более 70 %) предугадывать снижение умственной работоспособности и ухудшение уровня физического здоровья к концу учебного года у детей, посещающих Вальдорфскую школу и имеющих ограниченные возможности здоровья.

Ключевые слова: Вальдорфская школа, здоровье, школьный фактор, работоспособность, обучение.

SUMMARY

A key challenge in studying the health of the schoolchiidren is to establish the most important

risk factors having a negative impact on this integrated indicator. Among them, according to most experts dealing with this issue, the leading role belongs to the so-called "school factof'. The use of predictive tables that include most significant signs that allows a reasonably high probability (70 %) predict a decrease in mental capacity and deterioration of physical health by the end of the academic year among children attending a Waldorf school and have disabilities.

Key words: Waldorf School, health, school factor, efficiency, training.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гаврилова Ю. А., Спивак Е. М. Динамика некоторых показателей здоровья в течение учебного года у детей, обучающихся по программе средней общеобразовательной и Вальдорфской школы // Вопросы современной педиатрии. - 2007. - Т. 6. - № 4. -С. 150-151.

2. Лидерс А. Г. Психологическое обследование семьи. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - С. 47-49.

3. Мозжухина Л. И, Кузина Е. Н., Кондратьева Г. А. Функциональные возможности организма городских и сельских школьников с заболеваниями органов дыхания в ходе оздоровления в местном санатории // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2011. - Т. 13. - № 1 (7). -С. 1622-1626.

4. Фролов С. В. Результаты регионального мониторинга состояния здоровья школьников / С. В. Фролов, М. А. Лядов, А. Ю. Козлова // Российский вестник перинатологии и педиатрии. - 2013. - № 2. - С. 80-84.

5. Яковлева Т. В. Ведущие направления организации профилактической помощи подросткам начальных и средних профессиональных учебных заведений / Т. В. Яковлева [и др.] // Российский педиатрический журнал. -2014. - № 3. - С. 33-36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.