Научная статья на тему 'Гигиена культуры как «Сильная» версия ее экологии'

Гигиена культуры как «Сильная» версия ее экологии Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
297
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ТЕЛО / SOCIAL BODY / СОХРАНЕНИЕ / ИННОВАЦИЯ / INNOVATION / КРИЗИС / CRISIS / ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА / EUROPEAN CULTURE / ЗДОРО-ВЬЕ / ЦЕННОСТЬ / VALUE / МЕДИЦИНА / MEDICINE / САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / SELF-IDENTIFICATION / АКТОР / ACTOR / ЭВОЛЮЦИЯ / EVOLUTION / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / SELFREGULATION / ТВОРЧЕСТВО / CREATIVITY / ПАРАДОКСАЛЬНОСТЬ / PARADOXICALITY / ТЕКТОНИЧЕСКИЙ СДВИГ / TECTONIC SHIFT / СУБЪЕКТ / SUBJECT / SAFE KEEPING / HEALTH

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Мадьяри-Бек Иштван, Сюч Ольга, Реут Дмитрий Васильевич

Состояние культурной среды обитания человека сегодня неудовлетворительно. Это есть серьезнейшая проблема. Наработанные к настоящему времени методы экологии культуры недостаточно энергичны. Мы предлагаем развивать и дополнять их в направлении, которое мы условно называем гигиеническим. Данное предложение можно трактовать как конкретизацию, т.е. выделение гигиены в составе экологии. Гигиена культуры призвана обеспечить удержание поддающихся регулированию условий, трендов общественного сознания и массовых культурных практик в эволюционном коридоре, границы которого и методы работы с которыми следует обсуждать. Концепция гигиены культуры состоит в обеспечении условий воспроизводства культуры, ее механизмов и органических организованностей вне каких-либо временных ограничений. Культура должна обеспечивать жизнеспособность социума, жизнеспособность Человека. Гигиена культуры, ставящая актуальные вопросы и предлагающая пути их разрешения, имеет все основания вырасти в актуальную самостоятельную научную дисциплину.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Hygiene of Culture as the "Strong" version of Cultural Ecology

Mankind's cultural environment is at present unsatisfactory. This is the most serious problem. The methods of cultural ecology currently in existence are not energetic enough. We suggest developing them in a direction that we conditionally name hygienic. This suggestion can be interpreted as a specification, i.e. emphasising hygiene within the structure of ecology science. The hygiene of culture is called upon to retain measurable conditions for the trends of public consciousness and mass cultural practices inside the evolutionary corridor. It is necessary to discuss the disposition of the borders of this corridor and methods of work with these borders. The development of a hygiene of culture involves providing conditions for reproducing culture, its mechanisms and organic structures, outside of any temporary restrictions. Culture has to enable the viability of society, and the viability of the individual. The hygiene of culture raises topical issues and offers means for their solution. It has every reason to grow into an actual self-contained scientific discipline.

Текст научной работы на тему «Гигиена культуры как «Сильная» версия ее экологии»

Иштван МАДЬЯРИ-БЕК / Istvan MAGYARI BECK | Ольга СЮЧ / Olga SZUCS | Дмитрий Васильевич РЕУТ / Dmitry REUT

| Гигиена культуры как «сильная» версия ее экологии / Hygiene of Culture as the "Strong" version of Cultural Ecology |

Иштван МАДЬЯРИ-БЕК / Istvan MAGYARI BECK

Будапештский университет Корвинуса, Будапешт, Венгрия. Профессор эмеритус, кандидат психологических наук.

istvan.m.b@t-online.hu

Corvinus University of Budapest, Hungary. Professor Emeritus, PhD, Candidate of Sciences.

istvan.m.b@t-online.hu

Ольга СЮЧ / Olga SZUCS

Дебреценский университет, Будапешт, Венгрия.

Доцент, кандидат философских наук.

szucsolga3@gmail. com

University of Debrecen, Hungary. Reader in University, PhD, Candidate of Sciences.

szucsolga3@gmail.com

Дмитрий Васильевич РЕУТ / Dmitry REUT

Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова, Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана,Москва, Россия.

Профессор, доктор экономических наук, доцент ВАК

Sholokhov Moscow State University of Humanities, Moscow State Technical University named after N.E.

Bauman, Russia.

Professor, Dr in economics, Docent, Associate Professor

dmreut@gmail. com

ГИГИЕНА КУЛЬТУРЫ КАК «СИЛЬНАЯ» ВЕРСИЯ ЕЕ ЭКОЛОГИИ

Состояние культурной среды обитания человека сегодня неудовлетворительно. Это есть серьезнейшая проблема. Наработанные к настоящему времени методы экологии культуры недостаточно энергичны. Мы предлагаем развивать и дополнять их в направлении, которое мы условно называем гигиеническим. Данное предложение можно трактовать как конкретизацию, т.е. выделение гигиены в составе экологии. Гигиена культуры призвана обеспечить удержание поддающихся регулированию условий, трендов общественного сознания и массовых культурных практик в эволюционном коридоре, границы которого и методы работы с которыми следует обсуждать. Концепция

гигиены культуры состоит в обеспечении условий воспроизводства культуры, ее механизмов и органических организованностей вне каких-либо временных ограничений. Культура должна обеспечивать жизнеспособность социума, жизнеспособность Человека. Гигиена культуры, ставящая актуальные вопросы и предлагающая пути их разрешения, имеет все основания вырасти в актуальную самостоятельную научную дисциплину.

Ключевые слова: социальное тело, сохранение, инновация, кризис, европейская культура, здоровье, ценность, медицина, самоидентификация, ак-

| 1(18) 20151

Иштван МАДЬЯРИ-БЕК / Istvan MAGYARI BECK | Ольга СЮЧ / Olga SZUCS | Дмитрий Васильевич РЕУТ / Dmitry REUT

| Гигиена культуры как «сильная» версия ее экологии / Hygiene of Culture as the "Strong" version of Cultural Ecology |

тор, эволюция, саморегуляция, творчество, парадоксальность, тектонический сдвиг, субъект.

HYGIENE OF CULTURE AS THE "STRONG" VERSION OF CULTURAL ECOLOGY

Mankind's cultural environment is at present unsatisfactory. This is the most serious problem. The methods of cultural ecology currently in existence are not energetic enough. We suggest developing them in a direction that we conditionally name hygienic. This suggestion can be interpreted as a specification, i.e. emphasising hygiene within the structure of ecology science. The hygiene of culture is called upon to retain measurable conditions for the trends of public consciousness and mass cultural practices inside the evo-

lutionary corridor. It is necessary to discuss the disposition of the borders of this corridor and methods of work with these borders. The development of a hygiene of culture involves providing conditions for reproducing culture, its mechanisms and organic structures, outside of any temporary restrictions. Culture has to enable the viability of society, and the viability of the individual. The hygiene of culture raises topical issues and offers means for their solution. It has every reason to grow into an actual self-contained scientific discipline.

Key words: social body, safe keeping, innovation, crisis, European Culture, health, value, medicine, self-identification, actor, evolution, self- regulation, creativity, paradoxicality, tectonic shift, subject.

С

Ремарка

I реди всевозможных классификаций 'научных дисциплин существует их разделение на «сильные» и «слабые».«...более «слабые» науки вводят самые минимальные ограничивающие предположения (а то и не вводят их вовсе) и получают наиболее размытые результаты, «сильные» же науки наоборот - вводят множество ограничивающих предположений, используют специфические научные языки, но и получают более чёткие и сильные (и, зачастую, более обоснованные) результаты, область применения которых весьма заужена (чётко ограничена введенными предположениями)»1. Экологию мы относим к «слабым» наукам, а гигиену - к «сильным».

Преамбула Начнем с ординарных определений. Вместе с Википедией мы полагаем экологию «наукой о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой».Пока

(и поскольку) обещанный футурологами пост- 6 человек не сформировался, именно человек является единственным из всех живых существ, применительно к которому можно рассматривать среду обитания как среду культурную(под культурой мы понимаем «совокупность всех надбиологиче-ских форм жизнедеятельности человека и их ре-зультатов»2).Взяв за основу вышеприведенную дефиницию, под экологией культуры мы понимаем науку о взаимодействиях людей и человеческих сообществ с людьми, человеческими сообществами икультурной средой. Исследованиям экологии культуры посвящены труды Д.С. Лихачева, О.И. Генисаретского, А.Г. Рапопорта и многих других ученых3.

1 Новиков А.М., Новиков Д.А., Методология. - М., «Урсс», 2014. - С. 152.

Каган М. Философия культуры. СПб., 1996. - 415 с.

3 Лихачев Д.С. Экология культуры // Прошлое - будущему. - Ленинград, Наука, 1985. - С.50-62. Генисарет-ский О.И. Экология культуры: от ценностных ориентации — к проектной концептуалистике // Экология культуры. Теоретические и проектные проблемы. М.: Всероссийский институт культурологии, 1991 // URL: http://prometa.ru/olegen/publications/45 Раппопорт А.Г.,

| 1(18) 20151

Иштван МАДЬЯРИ-БЕК / Istvan MAGYARI BECK | Ольга СЮЧ / Olga SZUCS | Дмитрий Васильевич РЕУТ / Dmitry REUT

| Гигиена культуры как «сильная» версия ее экологии / Hygiene of Culture as the "Strong" version of Cultural Ecology |

Состояние культурной среды обитания человека сегодня неудовлетворительно, и это есть серьезнейшая проблема. Наработанные к настоящему времени методы экологии культуры недостаточно энергичны. Мы предлагаем развивать и дополнять их в направлении, которое мы условно называем гигиеническим. Данное предложение можно трактовать как конкретизацию, т.е. выделение гигиены в составе экологии. До сих пор гигиена была термином сугубо медицинским. Энциклопедия сообщает: «гигиена ... есть область медицины, изучающая влияние условий жизни и труда на здоровье человека и разрабатывающая меры ., направленные на предупреждение заболеваний, обеспечение оптимальных условий существования, ук-

4

репление здоровья и продление жизни» .

Необходимое нам расширение взятого из медицины термина требует обращения к категории здоровья (об этом - ниже), но в первую очередь -к представлениям о субъекте, практикующем экологию. В трудах экологов культуры упомянутый субъект есть человек в его традиционном понимании. Вспомним, что, в дополнение к этому, человек в своей множественной ипостаси образует социум. Человек в своей единичной ипостаси может находиться с социумом в разной степени гармонии. И это - тоже вопрос экологический. Структура социума может быть представлена как совокупность социальных тел5. Каждый из нас может идентифи-

Сомов А.С. Проблема формы в архитектуре. - М.: Стройиздат, 1990.

4 Медицинская энциклопедия http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/8341/

5 Социальное тело - «совокупность связей и отношений между людьми, непосредственно участвующих или имеющих отношение к совместной жизни и деятельности» (См.: Тихонов А.В., Социология управления. М.: «КАНОН+». - 2007. - 472 с. С. 144). Мы полагаем, что в социальное тело входят не только связи и отношения между людьми, но и сами эти люди. Варьирующаяся степень связности в пространстве глобальной человече-

цировать себя в качестве элемента некоторой совокупности таких тел, вложенных друг в друга. Важно, что эта совокупность не обладает дискретностью матрешки, в которой всегда можно вычленить очевидное ядро. Скорее обсуждаемую совокупность можно сопоставить с луковицей, у которой ядро в процедуре «раздевания»так и не обнаруживается. Ведь до сих пор ни Философу, ни Социологу, ни Психологу не удается исчерпывающе ответить на вопрос - что есть «я»и каковы его границы? А между тем именно это умозрительное «я» центрирует описываемое многослойное социальное «луковичное облако».

В этой слоистой оболочке мы и предлагаем читателю вместе с нами двигаться, принимая на себя все тяготы скользящей или дискретной самоидентификации, и, исходя из нее, примерять на себя возможные типы отношений между назначаемой исследователем внутренней частью облака и _

внешней.

Человеческие сообщества(те или иные «облачные» структуры) - в зависимости от направления взгляда исследователя - могут быть причисляемы либо к акторам, которым исследователь, идентифицируясь с каким-либо сообществом, приписывает некоторые цели и возможности в отношении среды, либо к пассивной среде, с которой акторы что-то делают в своих целях и в силу своих возможностей.

Таким образом, мы предлагаем подвергнуть уточнению тип отношений актора (как «облачной» структуры того или иного объема и уровня) с остальными слоями этой же структуры (как средой). При взгляде «наружу» и акцентировании неодушевленного аспекта наружных слоев «облачной» структуры обсуждаемые отношения имеют

ской общности в тех или иных социальных контекстах позволяет выявлять соответствующие этим контекстам социальные тела как порождаемые ими - вообще говоря, нестационарные даже для текущего контекста - социальные общности.

| 1(18) 20151

Иштван МАДЬЯРИ-БЕК / Istvan MAGYARI BECK | Ольга СЮЧ / Olga SZUCS | Дмитрий Васильевич РЕУТ / Dmitry REUT

| Гигиена культуры как «сильная» версия ее экологии / Hygiene of Culture as the "Strong" version of Cultural Ecology |

экологический характер. При взгляде с внешних обводов «облачной» структуры социума «внутрь» и/или признании живого начала социума в целом эти отношения приобретают качественно иной характер, который мы называем гигиеническим.

Таким образом, наш ответ на проблемати-зирующий вопрос - как возможна экология культуры сегодня? - мы отвечаем: прежде всего -в аспекте конкретизации ее как гигиены культуры.

Немного истории

Тема «гигиена культуры» была предложена к обсуждению международному научному сообществу в 2011 году профессором Будапештского Университета И. Мадъяри-Беком. 31 мая - 1 июня 2012 года в Венгерском Культурном, научном и информационном центре в Москве прошел посвященный обсуждению этой концепции круглый стол «Гигиена культуры - культурологический обзор». С тех пор тема гигиены культуры собрала еще три международные конференции в Будапеште и Санкт-Петербурге. Материалы конференций составили ряд двуязычных сборников6. Интерес на-

6 См.: Культура и гигиена. Гуманизм как потребность. Материалы круглого стола «Гигиена культуры - культурологический обзор», организованного Ассоциацией «За венгерско-российское сотрудничество им. Л. Н. Толстого» в Венгерском культурном центре в Москве 30 мая - 1 июня 2012 г. Будапешт: Ассоциация им. Л.Н. Толстого. Изд-во Каирос. - 2012 - 416 с.; Kulturs es hi-gienia. A humanizmus mint szukseglet. A Tolstoj Tarsasag a Maguar-Orosz Egyttmukodesesrt Egyesulet es a Moszkvai Maguar Kulturalis Kozpont "A kultura higieniaja - kulturo-logiai attekintes" cimmel 2012. majus 31 - 1 - jen megren-dezett kerekasztala anyagaibol keszult tanulmanykotet. Budapest: Tolsztoj Tarsasag. Kairosz Kiado. - 2012.- 416 old. Феномен одиночества. Актуальные вопросы гигиены культуры: Коллективная монография / Отв. редакторы М.В.Бирюкова, А.В.Ляшко, А.А.Никонова. - СПб: РХГА, 2014. - 368 с. The Phenomenon of Loneliness. Actual Questions of Hygiene of Culture: Collective monograph// Resp. editors М. V. Biryukova, А. V. Lyashra, A. A. Nikonova, - St.Petersburg, 2014. - 368 с. Культура и

учной общественности к ней растет. В него вливаются новые участники, как с венгерской, так и с российской стороны. Проблема гигиены культуры в современной постановке выходит за рамки интересов отдельных стран. Она приобретает общеевропейское звучание. Сейчас оно приняло форму постоянно действующей международной конференции. Важнейшим мотивом движения является самосохранение социума, в первую очередь - европейского. Вспомним сентенцию А. Камю: «не дать миру уничтожить себя».

О сущности гигиены культуры Гигиена культуры рассматривает человека как носителя культуры, воздействующего на себя культурными средствами, создающего с той целью социокультурные институты в поддержку одних культурных трендов и в противодействие другим. В совокупности своих проявлений гигиена

8

культуры есть культурная проекция системы пре- _

вентивных защитных реакций осознающего себя социума. Реакции вызываются рассматриваемыми нами на уровне культурных оболочек множеством системных и внесистемных конфликтов между индивидуальными и групповыми субъектами общественного бытия - вплоть до столкновения цивили-заций7. Причины конфликтов - это культурные мутации, вызываемые внутренними и внешними причинами, например, воздействиями окружающего мира или геополитическими интересами. Защита реализуется методами культурного просвещения, культурного строительства, культурных интервенций и т.п. Социум осуществляет ее в различных слоях своей структуры в соответствии с достигаемым в этих слоях пониманием культурной ситуа-

гигиена 2. Работа продолжается / ред.: И. Мадъяри-Бек,

Сюч О. Будапешт: Каирос. 2014. - 290 с.; Kultúra és

Higiénia 2. A munka folytatódik. / Szerkesztette: Dr. Ma-

gyari Beck István, Dr. Szücs Olga. Kairosz Kiadó.

Budapest, 2014. - 561 old.

7 Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. - 603 с.

| 1(18) 20151

Иштван МАДЬЯРИ-БЕК / Istvan MAGYARI BECK | Ольга СЮЧ / Olga SZUCS | Дмитрий Васильевич РЕУТ / Dmitry REUT

| Гигиена культуры как «сильная» версия ее экологии / Hygiene of Culture as the "Strong" version of Cultural Ecology |

ции и ее перспектив. Социум является носителем охраняемой культуры и сложносоставным субъектом практикования ее гигиены.

Сегодня главный вопрос повестки дня состоит не в том, чтобы объяснить мир, как полагали философы древности, не в том, чтобы изменить его, к чему призывал Маркс, а в том, чтобы вернуть мир в пределы эволюционного-коридора и удерживать его там.

По нашему мнению - такова базовая европейская ценность на новом этапе мирового развития. Мы не являемся проповедниками европоцентризма, просто материал данной культуры более знаком участникам движения в силу их научной специализации. Мы полагаем, что складывающаяся ситуация диктует необходимость искусственных воздействий на европейскую культуру в целях сохранения ее места под солнцем. Данное предложение не связано с разработкой какого-либо оружия, ибо направлено исключительно на трансформацию самого европейского социума. Необходимые воздействия -охраняющие широко понимаемое здоровье этого сообщества -обозначены нами как гигиенические.

Заглянем в 7-томник «Фундаментальные проблемы культурологии», изданный по итогам I Российского культурологического конгресса8. Среди составляющих его 255 статей (около трех тысяч страниц) проблему предотвращения нежелательных изменений в культуре затрагивает всего один -два десятка работ. Отношение 20/255 указывает место обсуждаемой проблемы в интересах культурологии начала нового тысячелетия.

Тезисы о здоровье

Даже в медицине термин «здоровье» не получил абсолютной определенности. Здесь мы

8 Фундаментальные проблемы культурологии / Отв. редактор Д.Л. Спивак. - М., СПб.: Алетейя, Новый хронограф, Эйдос. Т. 1, 2008. - 432 с., Т. 2, 2008. - 360 с., Т. 3, 2008. - 518 с., Т. 4, 2008. - 424 с., Т. 5, 2009. - 624 с., Т.

6, 2009. - 376 с., Т. 7, 2009. - 256 с.

предлагаем в тезисной форме рабочую версию современных представлений о здоровье, не претендующую на истину в последней инстанции. Она состоит из четырех разделов.

ГТезисы о жизни

1. Для того чтобы решить поставленную проблему мы должны, в первую очередь, определить термин «жизнь».

2. Жизнь является инновацией, которая способна продлевать существование как живого, так и неживого, которые иначе стали бы жертвами универсальной энтропии.

П.Тезисы о двух путях создания негативной энтропии

3. Существуют два аспекта бытийст-вования живого. Один из них является энергетическим, а второй информационным.

4. Энергетический аспект есть потребление пищи, при помощи которого существо _

превращает наружную энергию во внутреннюю. Популяция живых существ не останавливается на гомеостазе, она осуществляет экспансию. Результатом является возрастание суммарной энергии популяции. Живая материя находится в кругообороте. Экспансия может быть остановлена внешними причинами.

5. Информационный аспект есть развитие и усложнение структуры живого. Информация находится в кругообороте (в гуманитарных науках, в педагогике говорят об учёбе, творчестве, самоорганизации).

III. Тезисы о здоровья и болезни

6. Энтропия есть мера неупорядоченности системы. Ее рост ведет к хаосу, кризису, беспорядку. Снижение энтропии связывают со структуризацией, с достижением гармонии, упорядоченности.

7. Болезнь есть частный случай роста энтропии. А снижение энтропии означает выздоровление.

| 1(18) 20151

Иштван МАДЬЯРИ-БЕК / Istvan MAGYARI BECK | Ольга СЮЧ / Olga SZUCS | Дмитрий Васильевич РЕУТ / Dmitry REUT

| Гигиена культуры как «сильная» версия ее экологии / Hygiene of Culture as the "Strong" version of Cultural Ecology |

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Если в живом организме пища и информация циркулируют сообразно его структуре — по законам потока Csikszentmihalyi9 - то организм является здоровым. Здоровье есть состояние и процесс; состояние отражает реальность и норму, а процесс - законы их динамического согласования.

9. Физическое здоровье взаимосвязано со здоровьем духовным. Нарушение одного из них влечет нарушение другого. Возможно и оздоравли-вающее влияние одного на другое (принцип компенсации).

IV. Проблемы вышеприведённых тезисов

10. В мире не существует абсолютно замкнутых и закрытых систем10. Так называемые закрытые и открытые системы являются теоретическими крайностями измерения закрытости - открытости.

11. Никакое существо не способно выжить в одиночестве, его атрибутом является творчество, оно строит собственную метасистему, способствующую сохранению себя11. Творчество и здоровье - атрибуты жизни во Вселенной.Когда человек организует, поддерживает и развивает семью, племя, этническую группу, нацию, культуру и цивилизацию, он создаёт и охраняет самого себя.

12. Образовывая мета-уровни, тот или иной уровень социума актуализирует наличный ресурс для преодоления внутренних проблем и кризисов, т.е. для поддержания широко понимаемого здоровья. В противном случае социум нежизнеспособен.

9 Csikszentmihalyi, M. FlOW The Psychology of optimal experience. - HARPER and ROW PUBLISHERS. New York 1990. - 304 p.

10 Godel, K. In: David Crystal (ed.) The Cambridge Encyclopedia. Cambridge University Press, 1990. p. 510 - 511.

11 Dawkins, R. The Selfish Gene. - Oxford University Press. Oxford, 1976. - 384 p.

Гигиена культуры как самостоятельная научная дисциплина

Культурные основы общества, которые тысячелетиями воспроизводятся во множестве конкретных форм общественного бытия человечества, как таковые, онтологически легитимируют себя, так как по определению относятся к доказанному прошлому. Культура служит неисчерпеаемым хранилищем опыта и критериев ценностей, на которые мы можем опираться в нацеленной на будущее созидательной деятельности.

И вот, впервые за всю историю человечества происходит элиминация элементов целого ряда способов взаимодействия человека с окружающей средой и передачи этих навыков в череде поколений. Размышления о негативных тенденциях современности возвращают нас к фундаментальным вопросам философского характера. Переосмысление современного состояния общественных наук _

необходимо для предотвращения дальнейшей эрозии целостного взгляда на общественные процессы. Важно видеть связь феномена культуры с историей и творческими способностями человека. Складывавшиеся веками уклады актуализации творчества - впервые в истории - стремительно утрачиваются.

При отсутствии эффективной саморегуляции неизбежно вступают в действие внешние регулятивные механизмы. Происходит элиминация онтологических, гносеологических и аксиологических условий бытия, к которым можно отнести также процесс образования и многие формы искусства и даже психическое состояние человека.

Ставится под угрозу необходимое для личности стабильное психическое состояние человека, к компонентам которого мы можем причислить базовые позитивные психологические свойства человека, такие как:

- уравновешенность, которая является необходимой для обдумывания выбора оптимального решения,

| 1(18) 20151

Иштван МАДЬЯРИ-БЕК / Istvan MAGYARI BECK | Ольга СЮЧ / Olga SZUCS | Дмитрий Васильевич РЕУТ / Dmitry REUT

| Гигиена культуры как «сильная» версия ее экологии / Hygiene of Culture as the "Strong" version of Cultural Ecology |

- оптимизм (вера в будущее), то есть главная составляющая осознания смысла собственного бытия,

- доверие, которое - образно говоря - позволяет нацелить свой взор на позитивный исход в будущем,

- эмпатия, которая является основой коллективного, общественного существования человека,

- любопытство присущее человеку на самых ранних стадиях его эволюционного пути и гарантирующее его эксперименты над окружающей средой и ее осмысливание,

- чувство собственной значимости и перспектив своего жизненного пути, креативность, как онтологически заданная каждому человеку способность решения главных жизненно необходимых, стоящих перед каждой культурой, каждым коллективом и каждой личностью задач,

- чувство собственной компетентности не только в регулировании общественных процессов, но и в выборе собственной судьбы.

По мере того, как стремительно утрачиваются вышеназванные ценности и базовые культу-рообразующие качества мировосприятия и саморефлексии человека, также стремительно приходят им на смену - с одной стороны - релятивизация формы и содержания этических, эстетических, гносеологических критериев, а с другой - абсолютизация тенденций, способных изменить сущность характерных свойств культур и цивилизаций. Происходит «тектонический» сдвиг - релятивизируют-ся гарантирующие выживание ценности и усиливаются абсолютизационные тенденции противоположного характера. Эти два процесса составляют одно мощное антикультурное направление.

Что же абсолютизируется, причем одновременно с релятивизацией, создавая этим особые признаки и видоизменения парадоксальности культуры? Во-первых, в процессе глобализации абсолютизируется процесс нивелирования многообра-

зия конкретных культурных механизмов и накопленных результатов их функционирования. В результате ослабляется «иммунитет» социума, существующий в виде т.н. локализационных мотиваций. Всеобщей нормообразующей функцией начинают выступать глобализационные ценностные ориентации. Они начинают признаваться универсальными. Этот процесс элиминирует дихотомию «глобализация versus локализация». Абсолютизируется и сама релятивизация, поскольку она составляет суть глобализации. Абсолютизируются также монетарные рычаги регулирования экономической и общественной жизни. В глубине этого парадокса лежит ложная логическая предпосылка, сутью которой является подмена качественного принципа оценки количественным. Количественными параметрами начинают измеряться и оцениваться качественные атрибуты общественного бытия. Абсолютизирует-

11

ся и субъективизация. Она выражается косвенным _

образом в отрицании понятия объективной истины, этических и эстетических ценностей, проверенных исторической практикой.

Мы находимся на границе двух принципиально различных стадий существования человечества. По нашему убеждению, разница между этими стадиями касается сущностных онтологических и гносеологических явлений и процессов. В онтологическом смысле -несмотря на все катаклизмы истории человечества- впервые возникает опасность разрыва преемственности культуры, то есть тождества человека с собственными культурными сущностными элементами. В эпистемологическом смысле это - реальная угроза полной утраты компетентности человека в отношении окружающей реальности, так как в процессе абсолютизированной релятивизации утрачиваются критерии отношения к природному и социальному окружению и тем самым эффективность взаимодействия с ним.

Эти фундаментальные парадоксы, прими-тивизируя культуру, ставят под угрозу органическую парадоксальность, свойственную ей с момен-

| 1(18) 20151

Иштван МАДЬЯРИ-БЕК / Istvan MAGYARI BECK | Ольга СЮЧ / Olga SZUCS | Дмитрий Васильевич РЕУТ / Dmitry REUT

| Гигиена культуры как «сильная» версия ее экологии / Hygiene of Culture as the "Strong" version of Cultural Ecology |

та возникновения. В то время как органические парадоксы культур всегда порождали те или иные конкретные и реальные креативные выходы, т.е. служили точками роста, возникшие фундаментальные парадоксы примитивизации впервые в истории могут элиминировать жизнеспособность социума. Мы с полной уверенностью можем утверждать, что назрела необходимость возврата ценностно-ориентированного научного подхода к анализу общественных процессов. Гигиена культуры, ставящая эти вопросы и предлагающая пути их разрешения, имеет все основания вырасти в актуальную самостоятельную научную дисциплину.

Резюме

Мы говорим о гигиене культуры как об удержании поддающихся регулированию условий, трендов общественного сознания и массовых культурных практик в коридоре развития, границы которого и методы работы с которыми следует обсуждать. Концепция гигиены культуры состоит в обеспечении условий воспроизводства культуры, ее механизмов и органических организованностей вне каких-либо временных лимитов. Культура должна обеспечивать жизнеспособность социума и жизнеспособность Человека.

12

| 1(18) 20151

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.