Научная статья на тему 'Гигиена детей и подростков: подходы к профилактике донозологических нарушений'

Гигиена детей и подростков: подходы к профилактике донозологических нарушений Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1627
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / ПОДРОСТКИ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРЫ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / CHILDREN / ADOLESCENTS / PREVENTIVE MEASURES / PHYSICAL DEVELOPMENT AND FUNCTIONALITIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ефимова Н. В., Савченков М. Ф., Отгон Г.

Анализ состояния детей и подростков позволили сформулировать основы системного подхода и определить принципы проведения врачебного консультирования. Ведущие положения системного подхода заключаются в следующем: необходимости проведения врачебной консультации по коррегированию нарушений физического развития и функциональных возможностей; целесообразности многократного консультирования детей и подростков с поэтапным решением задач оптимального подбора реабилитационных программ; индивидуальном и дифференцированном подходе к вынесению врачебных и экспертных заключений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ефимова Н. В., Савченков М. Ф., Отгон Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Hygiene of children and adolescents: approaches to preventive maintenance of premorbidity disturbances

Analysis of a condition of children and adolescents have allowed to formulate bases of the system approach and to defi ne principles of carrying out of medical consultation. Leading positions of the system approach consist in the following: necessities of carrying out of medical consultation on corrections disturbances of physical development and functionalities; expediency of repeated consultation of children and teenagers with the stage-by-stage decision of problems of optimum selection of rehabilitation programs; individual and diff erentiated approach to matang medical and expert conclusions.

Текст научной работы на тему «Гигиена детей и подростков: подходы к профилактике донозологических нарушений»

gondii — derived heat shock protein 70 // Infect. Immun. — 2005. — Vol. 73. № 8. — P. 4634-4642.

12. Putnins E.ESanaieA., Wu Q., Firth J.D. Induction ofkeratinocyte growth factorl expression by lipopolysaccharide is regulated by CD-14 and Toll-like receptors 2 and 4 infection and immunity // Infection and immunity —2002. — Vol. 70. № 12. — P. 6541-6548.

13. Salivary non — immunoglobulin agglutinin inhibits human leukocyte elastase digestion of acidic praline — rich salivary proteins / Boackle R.J., Duttion S.L., Fei H., Vesely J., et al // J. Dent .Res. — 2001. Jun; 80(6). — P. 1550-1554.

14. WNO: Epidemiology, etiology and prevention of periodontal disease // Technical. Repot. Series. Geneva, 1978. — № 62. — P. 60.

Адрес для переписки: 672090, Чита, ул. Горького, 39а,

Пинелису Иосифу Семеновичу — зав. каф. хирургической стоматологии, профессору

© ЕФИМОВА Н.В., САВЧЕНКОВ М.Ф., ОТГОН Г. — 2009

ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ: ПОДХОДЫ К ПРОФИЛАКТИКЕ ДОНОЗОЛОГИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ

Н.В.Ефимова1, М.Ф.Савченков2, Г.Отгон3 ('Ангарский филиал УРАМН «Восточно-Сибирский научный центр СО РАМН», директор — д.м.н., проф., член-корр. РАМН В.С. Рукавишников; 2Иркутский государственный медицинский университет, ректор — д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра общей гигиены, зав. — д.м.н., проф., акад. РАМН М.Ф. Савченков; 3Монгольский государственный медицинский университет, ректор — д.м.н., проф. Ц. Лхагвасурен)

Резюме. Анализ состояния детей и подростков позволили сформулировать основы системного подхода и определить принципы проведения врачебного консультирования. Ведущие положения системного подхода заключаются в следующем: необходимости проведения врачебной консультации по коррегированию нарушений физического развития и функциональных возможностей; целесообразности многократного консультирования детей и подростков с поэтапным решением задач оптимального подбора реабилитационных программ; индивидуальном и дифференцированном подходе к вынесению врачебных и экспертных заключений.

Ключевые слова: дети, подростки, профилактические меры, физическое развитие, функциональные возможности.

HYGIENE OF CHILDREN AND ADOLESCENTS: APPROACHES TO PREVENTIVE MAINTENANCE OF PREMORBIDITY DISTURBANCES

N.V. Efimova, M.F.Savchenkov, G.Otgon (Irkutsk State Medical University)

Summary. Analysis of a condition of children and adolescents have allowed to formulate bases of the system approach and to define principles of carrying out of medical consultation. Leading positions of the system approach consist in the following: necessities of carrying out of medical consultation on corrections disturbances of physical development and functionalities; expediency of repeated consultation of children and teenagers with the stage-by-stage decision of problems of optimum selection of rehabilitation programs; individual and differentiated approach to matang medical and expert conclusions.

Key words: children, adolescents, preventive measures, physical development and functionalities.

В настоящее время, учитывая изменения, происходящие в политической и экономической жизни нашей страны, подход к воспитанию и формированию здоровья ребёнка должен носить комплексный характер и объединять усилия как педиатров, так и педагогов, психологов. Основой формирования здоровья следует считать внедрение профилактических и оздоровительных технологий в работу дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), которые учитывают индивидуальные социальнобиологические условия жизни и развития ребёнка. При этом особенно важно предусмотреть соответствие условий воспитания и обучения ребёнка не только возрасту, но и его морфофункциональным особенностям, состоянию здоровья, уровню развития.

Многочисленные исследования [2,8,10] состояния здоровья дошкольников показали, что в Российской Федерации уже при поступлении в ДОУ до 20% детей имеют хронические заболевания, значительное число функциональных отклонений, высокий уровень острой заболеваемости. Количество детей, относящихся к I группе здоровья, уменьшается от 3 к 7 годам жизни и возрастает количество детей III группы здоровья. Исследования уровня физического развития детей в ДОУ показали, что нормальные его показатели имели около 80% дошкольников: у 20% отмечался дефицит массы тела, причём динамические наблюдения выявили уменьшение числа таких детей в 3 раза от 5 к 7 годам. Единичные дети имели избыток массы тела, а также низкий рост. Наличие у детей дефицита массы тела сочеталось в 30% случаев с показателями роста выше среднего, т.е. отмечалась тенденция астенизации. В Монголии показатели здоровья детей также не совсем оптимистичны: если в 7 лет дисгармоничное физическое развитие имеют только 1,5% детей, то в 15 годам их коли-

чество увеличивается в 10 раз, преимущественно за счет дефицита массы тела [3]. Напряжение адаптационных резервов сердечно-сосудистой системы у учащихся первых класса в выявляется в 2,3% случаев среди сельских детей и 8,0% — среди жителей г. Улан-Батора, а к окончанию ДОУ — у 16-20% все зависимости от места проживания. Заболеваемость среди детей болезнями органов дыхания в Улан-Баторе регистрируется на уровне 280,8 случаев на 1000 человек данной возрастной группы, среди детей, проживающих в сельской местности она колеблется от 469,1 до 687,2 %о. доля детей с хроническими заболеваниями не имеет значимых различий в сельских районах и промышленных центрах страны.

Показано, что результаты исследований могут служить критериями при оценке экологической ситуации по показателям физического развития и заболеваемости детей. Их можно использовать при разработке мероприятий по снижению загрязнения окружающей среды и охране здоровья детского населения [7, 12].

С физиологической точки зрения донозологические состояния расцениваются как определенные стадии адаптационного процесса, от выраженности которых зависит вероятность нарушения сложившегося относительного равновесия между организмом и средой [4, 11]. Возникая под влиянием внешних и внутренних факторов, эмоции разносторонне воздействуют на жизнедеятельность организма: тонизируют высшие отделы и органы чувств, активизируют информационные и мотивационные процессы, вскрывают те хранилища непроизвольной памяти, которые связываются с нахождением интуитивных решений, повышают функциональные возможности мышц и т.п. Таким образом, эмоции играют важную роль в оптимизации и дезорганизации процессов функционирования организма.

Результаты медицинского обследования уровня здоровья студентов первых курсов на момент их поступления в вуз показали, что 40% студентов имеют функциональные отклонения в той или иной системе. Широко распространены заболевания: сердечно-сосудистой системы; органов дыхания; желудочно-кишечного тракта; опорно-двигательного аппарата; нервной системы; органа зрения.

Контингент учащихся, как показали результаты обследования старшеклассников московских школ, с точки зрения их физического развития характеризуется целым рядом специфических особенностей, которые необходимо учитывать врачу при организации лечебнопрофилактической работы среди организованных коллективов и при индивидуальных консультациях [9]. Контингент характеризуется крайней неоднородностью, объясняемой как социальными, так и биологическими причинами. Расслоение контингента по темпам физического созревания, календарному и биологическому возрасту требуется анализировать при нормировании учебных, физических и трудовых нагрузок, разработке индивидуально-типологического подхода к обучению.

Установлено, что в большинстве общеобразовательных школ не уделяется должного внимания формированию представления учащихся о высокой ценности здоровья и ответственности человека за его здоровье; выпускники школ имеют смутное представление о составляющих здорового образа жизни (ЗОЖ), их содержании и значении для сохранения здоровья, что диктует необходимость переориентации психосоциальных стереотипов не только у школьников, но и у педагогов, родителей, школьных врачей; необходима разработка программы формирования ЗОЖ у детей школьного возраста как наиболее восприимчивой части населения с определением приоритетных вопросов и наиболее рациональных форм гигиенического обучения и воспитания [6, 14]. Результаты исследования позволили авторам разработать и внедрить в режим дня профилактические и лечебно-оздоровительные мероприятия с учётом динамики состояния здоровья и развития детей. В каждом ДОУ дополнительно к программе была создана модель адаптивно-образовательной среды, включавшая в себя воспитательно-образовательные и лечебнооздоровительные технологии. Модель содержала следующие компоненты:

1. Профилактические мероприятия, разрабатываемые с учётом уровня здоровья; при этом особое значение придавалось наличию контингента детей с той или иной патологией (проявлениями туберкулёзной инфекции, нарушениями речевого развития и др.).

2. Коррекционные мероприятия, основанные на применении массажа, гидромассажа, комплексов лечебной физкультуры. Были найдены новые формы организации физического воспитания, позволяющие осуществить не только физкультурно-оздоровительную, но и коррекционную работу. На физкультурных занятиях особое внимание уделяли тренировке кардио-респираторной системы, развитию таких физических качеств, как общая выносливость, ловкость и координация движения.

3. Лечебно-оздоровительные мероприятия включали в себя проведения специфического лечения, санации очагов инфекции, лечения сопутствующей патологии отклонений в состоянии здоровья детей. Основным показателем эффективности проведённой оздоровительной работы было уменьшение количества детей III группы здоровья в ДОУ комбинированного и развивающего типа — соответственно с 20,8 до 14,2% и с 23,5 до 16,1%. Эти изменения произошли в основном за счёт снижения распространённости такой патологии, как заболевания носоглотки, костно-мышечной системы (грыжи, плоскостопие).

Проблема сохранения, укрепления и восстановления здоровья молодого поколения является актуальной на протяжении многих лет функционирования отечественного здравоохранения и образования.

В настоящее время на кафедрах физического воспитания вузов, в ДОУ с целью профилактики заболеваний и коррекции здоровья подросткового и детского населения создаются специальные медицинские группы. В современной научной литературе достаточно внимания уделяется возможностям восстановления, улучшения и профилак-

тики здоровья, особенно физического. Использование современных оздоровительно-реабилитационных технологий в учебно-вспомогательном процессе особенно важно для совершенствования системы физического воспитания подрастающего поколения.

Основные принципы проведения врачебного консультирования по коррегированию нарушений физического развития и функциональных возможностей

Анализ состояния детей и подростков, в том числе получающих профессиональное образования, и изучение показателей заболеваемости, позволили сформулировать основы системного подхода и определить принципы проведения врачебного консультирования в современных условиях. Ведущие положения системного подхода заключаются в следующем:

— необходимости проведения врачебной консультации по коррегированию нарушений физического развития и функциональных возможностей организма не только на этапе выбора реабилитационных программ, но и в период проведения профилактических мероприятий;

— целесообразности многократного консультирования детей и подростков с поэтапным решением задач оптимального подбора реабилитационных программ, участии педагогов и тренеров при определении рациональной специализации детей и подростков, активно занимающихся физической культурой и спортом, их «переквалификации» в случае необходимости;

— строго индивидуальном и дифференцированном подходе к вынесению врачебных и экспертных заключений и рекомендаций с учетом этио-патогенетических, клинико-физиологических, социальных и психологических особенностей, а также условий и режима тренирующих занятий.

Врачу, проводящему консультирование следует учитывать не только этиологию и патогенез функциональных и морфологических нарушений и хронических заболеваний, которыми страдает ребенок, но и возможный эффект от физических и психологических нагрузок, характерных для отдельных видов спортивных упражнений. Последние могут оказывать как благоприятное, тренирующие влияние, так и неблагоприятное, стрессирующее воздействие, изменять и осложнять патофизиологические процессы в организме. Немаловажным является учет социальных и психологических факторов, интересов и способностей ребенка, его мотиваций, уровня благосостояния и культуры семьи. Для успешного проведения консультирования необходимо предварительное и параллельное осуществление гигиенического обучения и воспитания в рамках, соответствующих возрастным возможностям восприятия. Необходимо общее информирование детей и подростков, их родителей, педагогов детских дошкольных и школьных образовательных учреждений,

заведений среднего и высшего профессионального образования, которое должно включать информацию:

— о влиянии факторов внешней среды, и в том числе учебного и тренировочного процессов на организм;

— о целесообразности обязательного учета состояния здоровья, индивидуальных особенностей при выборе корригирующих программ.

В дальнейшем предполагается скоординированная работа, по единой программе, базирующейся на общей методической основе, врачей, специалистов в области физической культуры и спорта, педагогов.

Врачебное консультирование детей и подростков должно проводится врачами детских учреждений или, при их отсутствии, участковыми педиатрами. При консультировании могут учитываться рекомендации врачей Центров профилактической медицины, врачебно-спортивных диспансеров, тренеров. Роль педагогов, специализирующихся в области физической культуры и спорта, особенно велика при подборе программы для детей, занимающихся спортом или планирующих такие занятия.

Консультирование проводится поэтапно, на каждом из которых врач решает задачи, соответствующие состоянию здоровья, физического развития, функциональных возможностей обследуемого. Как минимум этапы должны включать консультирование: детей 3-6 лет в дошкольных учреждениях; в школах в 7 лет; 8-10 лет; в 11-13 лет; в 14-17

лет. Следует подчеркнуть, что в критические периоды онтогенеза периодичность консультаций должна увеличиваться. Так, в период адаптации к школе следует проводить консультирование в сентябре (в начале школьных занятий) и в мае (по окончанию первого класса). Для детей групп риска: имеющих дисгармоничное физическое развитие, отставание или опережение по сравнению с календарным возрастом, сниженные функциональные возможности организма; часто и длительно болеющих; больных хроническими заболеваниями, необходимо консультировать на промежуточном этапе, лучше всего в начале третьей учебной четверти. Особого внимания и расширения объема консультаций требуют учащиеся ставших классов. При проведении консультации врач должен обосновать и разъяснить консультируемому (или его родителям) выбор формы и вида и периодичности занятий физической культурой.

Для полноценного консультирования врач должен знать:

— морфофункциональные возрастные особенности, обусловливающие своеобразие реакций организма на воздействие различных факторов (в том числе физической нагрузки при занятиях, психо-эмоциональной нагрузки во время соревнований);

— возрастные особенности течения функциональных нарушений и хронических заболеваний;

— объем необходимого освидетельствования ребенка или подростка для вынесения заключения о возможности занятий физкультурой;

— специфические особенности различных видов физической нагрузки, и их саногенетическое (патогенетическое) воздействие на организм;

— ранние признаки неблагоприятных эффектов, связанных с физической нагрузкой;

— перечень медицинских противопоказаний к занятию некоторыми видами спорта.

При проведении консультации и вынесении заключения врач- педиатр (группа экспертов) должны исходить из следующих принципов:

— минимальное ограничение возможности занятий физической культурой при максимальном сохранении здоровья;

— обязательный учет сведений анамнеза, данных текущей заболеваемости, результатов профилактических осмотров, включая материалы дополнительных методов обследования, проведенного по медицинским показаниям;

— комплексная оценка функционального состояния всех органов и систем с использованием нагрузочных проб, направленных на выявление функциональных расстройств (с учетом возрастных особенностей);

— уточнение формы, стадии и активности заболевания и функциональной недостаточности органов и систем для детей и подростков второй-четвертой групп здоровья;

— решение вопроса о возможности занятия физической культурой в основной или подготовительной группе или в спортивной секции только по окончании острого патологического процесса и оценки эффективности лечения;

— обязательный учет всего комплекса факторов, характерных как для занятий физической культурой так и для интенсивного тренировочного процесса.

Научными работами И.Д.Карцева С.М.Громбаха, Л.М.Сухаревой, и других авторов выявлены определенные физиологические и психофизиологические закономерности адаптации подростков к различным видам воздействия [1, 5, 13]. Эти закономерности необходимо учитывать врачу, проводящему консультирование:

— приспособление растущего организма к нагрузкам различного рода происходит как в результате его биологического взросления, так и в результате тренировки, причем роль этих двух процессов различна при некоторых видах воздействия;

— функциональная готовность к занятиям физической культурой определяется исходными индивидуальными особенностями, из которых наиболее важными являются следующие: состояние здоровья, степень биологической зрелости и ее соответствие паспортному возрасту, уровень развития наиболее значимых (для конкретных видов спорта) свойств и качеств, психофизиологические и личностные особенности;

— в определенных случаях (особенно для занятий «большим» спортом) непригодность_подростка может быть обусловлена не отклонениями в состоянии здоровья, а повышенными требованиями, предъявляемыми к состоянию и функциональным возможностям тех или иных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, костно-мышечной, к состоянию зрительного, слухового анализаторов, тактильной чувствительности, к функциям внимания, эмоциональной сфере, быстроте реакции на раздражители и т.д.); в таких случаях врач должен рекомендовать подростку занятия с более низким уровнем требований к физиологическим возможностям и психофизиологическим особенностям личности;

— возрастная непригодность может быть связана с особенностями детского и подросткового периода, в том числе с повышенной возбудимостью, некоторой неадекватностью психологических реакций, недостаточной координацией движений, что может привести к травматизму.

При составлении врачебного заключения необходимо исходить не только из характера и интенсивности физической нагрузки, но и учитывать возможное как благоприятное, так и неблагоприятное воздействие факторов при занятиях на открытом воздухе и т.п.. особенно это важно в процессе интенсивной тренировки; при занятиях физкультурой ведущая роль в воздействии на организм принадлежит не отдельным факторам, а их комплексному и сочетанию и влиянию;

— необходимо принимать во внимание значительно большую чувствительность и меньшую устойчивость молодого растущего организма к воздействию неблагоприятных (или чрезмерных) факторов по сравнению со взрослыми; при этом большое значение имеет не только состояние пораженного органа или системы, но и состояние всего организма, его адаптационные возможности, а также комплекс экологических, социальных и бытовых факторов;

— в процессе занятий необходимо динамическое наблюдение за состоянием здоровья , его заболеваемостью, успеваемостью при овладении практическими навыками; в случае ухудшения состояния здоровья, чрезмерно высокой цене адаптации к физической нагрузке врачу целесообразно своевременно скорректировать программу занятий, снизить интенсивность, перейти на щадящий режим;

— критерием для решения вопроса о возможности продолжения занятий спортом является предполагаемый прогноз течения болезни у ребенка при воздействии факторов в процессе дальнейших занятий.

Часто болеющим простудными заболеваниями детям и подросткам не следует заниматься помещениях, где наблюдаются постоянные сквозняки. Лицам, имеющим в анамнезе невротические расстройства, нейроциркуляторную дистонию, повышенное артериальное давление, следует рекомендовать отказаться от соревнований, связанных с нервно-эмоциональным напряжением. У лиц, страдающих хроническими заболеваниями легких, почек и гепатопанкреатобилиарной системы, как правило, улучшения состояния ожидать не приходится вовсе. В таких случаях врачу необходимо рекомендовать занятия в специальной медицинской группе по программе ЛФК.

Требования к качеству профилактических осмотров:

— педиатру (терапевту) следует обратить особое внимание на нередко встречающиеся у подростков варианты развития и функциональные отклонения сердечнососудистой системы и дать им правильную диагностическую оценку, так как они могут быть причиной ограничения. Осмотр педиатра предусматривает раннее выявление как транзиторных функциональных нарушений органов кровообращения, так и органической патологии, и соответствующую дифференциальную диагностику выявленных изменений. Для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы целесообразно использование простых функциональных проб с физической нагрузкой (например, пробы Мартине), позволяющих в определенной степени прогнозировать адаптационные возможности организма. Легкая степень вегетативно-сосудистой лабильности является физиологически нормальной для подросткового возраста, поэтому при оценке состояния вегетативной нервной системы необходимо отметить

степень выраженности акроцианоза, дермографизма, проксимального и дистального гипергидроза, наличие гипотермии кожи кистей, выраженную лабильность пульса и артериального давления. Для оценки состояния вегетативной нервной системы целесообразно применение соответствующих проб (ортостатической, клиноортостатической, пробы Ашнера). Критерием для отнесения выявленных отклонений к норме или патологии чаще всего служит степень количественной и качественной их выраженности, а также стойкость вегетативных расстройств;

— неврологу (психоневрологу) необходимо обратить внимание на функциональное состояние центральных и периферических отделов нервной системы, а также на вегетативную регуляцию. При анализе анамнестических данных следует учитывать наличие синдромов, указывающих на вегетативно-сосудистую дисфункцию и различные сомато-вегетативные нарушения (головные боли, головокружения, обмороки, наклонность к ортостатическим реакциям, утомляемость, вялость, снижение работоспособности, нарушения настроения и т.д.). При наличии органических заболеваний центральной системы и их последствий, а также остаточных явлений черепно-мозговых травм рекомендуется оценить выраженность ликворо-динамических нарушений и церебрастенических проявлений, степень и динамику нарушений функций органов движения, состояние интеллекта. Эти показатели являются основными критериями для решения экспертных вопросов при проведении врачебного консультирования;

— хирургу (ортопеду) следует уделить внимание состоянию костно-мышечной системы: характеру осанки и телосложения, состоянию позвоночника, симметричности частей тела, форме грудной клетки, плечевого пояса, живота, стоп, состоянию мышечного тонуса, оценить объем движений в крупных и мелких суставах, возможное наличие контрактур. Также необходимо обратить внимание на особенности патологии, характерной для подросткового возраста, — остеохондропатии (юношеский остеохондроз), своевременно выявить болезнь Шлаттера (болезнь Шлаттера-Осгуда —юношеский остеохондроз бугорка большеберцовой кости), болезнь Келера (первичный юношеский остеохондроз пателлярного центра), болезнь Кёлера (юношеский остеохондроз ладьевидной кости предплюсны), болезнь Пертеса (болезнь Легга-Кальве-Пертеса — юношеский остеохондроз головки бедренной кости), болезнь Кинбека (юношеский остеохондроз полулунной кости запястья) и другие хондропатии.

Существенным моментом является оценка состояния

мошонки, семенных канатиков, пахового и пупочного колец, сосудистой системы нижних конечностей, т.к. патология этих органов может явиться причиной ограничений для интенсивных занятий;

— офтальмологу необходимо проверить рефракцию, остроту зрения (вдаль и вблизи), состояние глазного дна, цветоощущения, полей зрения, бинокулярности, наличие косоглазия, нистагма, птоза и другой видимой глазной патологии. При необходимости в зависимости от сложности выявленной патологии и выбираемого вида спорта рекомендуется дополнительное углубленное исследование состояния зрительного анализатора;

— отоларингологу следует оценить состояние слизистой оболочки носоглотки, носового дыхания, провести отоскопию, определить остроту слуха (на каждое ухо в отдельности). При снижении восприятия шепотной речи обязательна проверка слуха на разговорную речь с последующим детальным исследованием слуха. По показаниям в частности при жалобах на головокружения, и в зависимости от выбираемого вида спорта следует проводить дополнительные исследования вестибулярного аппарата — пробу на кресле Барани;

— гинеколог должен обратить внимание на характер становления менструальной функции у девушек и наличие заболеваний, характерных для подростковой популяции. Необходимо учитывать выраженные нарушения менструального цикла при решении вопросов о занятиях девушек, связанным с тяжелой физической нагрузкой (штанга, борьба и т.п.), длительной ходьбой и вынужденной позой, неблагоприятным микроклиматом;

— при решении экспертных вопросов в связи с отклонениями в состоянии здоровья при необходимости проводятся дополнительные исследования. В зависимости от показаний дети и подростки должны быть проконсультированы врачами-специалистами: эндокринологом, дерматологом, урологом, кардиоревматологом, фтизиатром, онкологом, гематологом и другими, обследованы с применением соответствующих лабораторно-инструментальных методов.

Таким образом, проблема восстановления физического здоровья и двигательного развития — одна из важнейшей, как в теории, так и в практике физического воспитания, в особенности для лиц, занимающихся в специальных медицинских группах. Появляется необходимость в целенаправленном управлении процессами восстановления здоровья. Физическая нагрузка и восстановление после нее тесно взаимосвязаны и неотделимы друг от друга.

ЛИТЕРАТУРА

1. Громбах С. М., Ужви В.Т., Ямполъская Ю. А. // Вопросы антропологии. — 1974. — Вып. 17. — С. 98-108.

2. Давыденко Л.А. Физическое развитие школьников образовательных учреждений Волгоград//Гигиена и санитария. — 2004. — №2. — С. 45-47.

3. Ефимова Н.В., Галсанжав Отгон. Характеристика физического развития детей младшего школьного возраста Иркутской области и Монголии//Здравоохранение Российской Федерации. — 2007. — №1. — С39-41.

4. Зюзина Н.Е. Состояние здоровья подростков в экономически «благополучных» семьях и оздоровительные программы // Гигиена и санитария. — 2005. — № 4. — С. 46-49.

5. КарцевИ.Д.,ХалдееваЛ.Ф., ПавловичК.Э. Физиологические критерии профессиональной пригодности подростков к различным профессиям. — М.: Медицина, 1977. - 176 с.

6. Кучма В.Р. Формирование здоровья детей и подростков в современных социальных и эколого-гигиенических условиях. — М., 1996. — 282 с.

7. Лысенко А.И., Яруллин А.Х., Даутов Ф.Ф. Состояние здоровья детей дошкольного возраста на территориях с различным уровнем антропогенной нагрузки // Гигиена и санитария . — 2002. — №4. — С. 41-43.

8. Маторова Н.И., Прусакова А.В. Характеристика физического развития и уровней артериального давления у детей, про-

живающих в условиях йодного дефицита и техногенной нагрузки.// Бюллетень ВСНЦ СО РАМН. — 2002. — №3. — С. 60-63.

9. Методы исследования физического развития детей и подростков в популяционном мониторинге (руководство для вра-чей)//Под ред. А.А. Баранова, В.Р. Кучмы. — М.,1999 — 225 с.

10. Пономарева Л.А., Абдукадырова Л.К., Шарипова С.А., Юлдашбаев И.Т. Формирование основ здорового образа жизни у школьников // Гигиена и санитария. — 2002. — № 1. — С. 44-45.

11. Прогностическая значимость адаптационного потенциала сердечно-сосудистой системы у детей 10-11 лет/ Антропова М.В., Бородкина Г.В., Кузнецова Л.М. и др.//Физиология человека. — 2000. — Т. 26, №1. — С.56-61.

12. Рахманин Ю.А., Ревазова Ю.А. Донозологическая диагностика в проблеме окружающая среда — здоровье населения // Гигиена и санитария. — 2004. — №6. — С.3-5.

13. Сухарева Л.М., Павлович К.Э. Теоретические предпосылки гигиенической регламентации профессионального обучения и труда подростков //Экологические и гигиенические проблемы здоровья детей и подростков/ Под ред. А.А.Баранова, Л.А.Щеплягиной. — М., 1998. — С. 261-288.

14. Юрко Г.П., Лашнева И.П., Березина Н.О. и др. Состояние здоровья детей и разработка оздоровительных мероприятий в дошкольных образовательных учреждениях// Гигиена и санитария. — 2000. — №4. — С. 39-41.

Адрес для переписки: Ефимова Наталья Васильевна — дмн, зав. лабораторией медицинской экологии Ангарского филиала ВСНЦ ЭЧ СО РАМН НИИ медицины труда и экологии человека, г. Ангарск;

Савченков Михаил Федосович — академик РАМН, дмн, профессор, зав. кафедрой общей гигиены ГОУ ВПО Иркутский государственный медицинский университет, г. Иркутск; Отгон Галсынжав — зав. кафедрой нормальной физиологии Монгольского государственного медицинского университета, г. Улан-Батор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.