Научная статья на тему 'ГИГ-ЭКОНОМИКА КАК НОВАЯ ФОРМА РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ'

ГИГ-ЭКОНОМИКА КАК НОВАЯ ФОРМА РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1039
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ШЕРИНГ-ЭКОНОМИКА / ГИГ-ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романец Ирина Игоревна, Вербовский Геннадий Дмитриевич

В данной статье анализируются современные тенденции экономического развития в условиях информационных и цифровых преобразований, тенденции гиг-экономики, ее преимущества и проблемные аспекты. Отмечены значительные перспективы гиг-экономики как новой формы социально-экономических отношений на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Романец Ирина Игоревна, Вербовский Геннадий Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GIG-ECONOMY AS A NEW FORM OF MARKET RELATIONS

This article analyzes modern trends in economic development in the context of information and digital transformations, trends in the gig economy, its advantag

Текст научной работы на тему «ГИГ-ЭКОНОМИКА КАК НОВАЯ ФОРМА РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

(e-mail: vi_pi@mail.ru)

Kuban State Technological University,

Krasnodar, Russia

Topal Ekaterina Aleksandrovna, student Kuban State Technological University, Krasnodar, Russia

BUILD A MODEL OF THE ORGANIZATIONAL-ECONOMIC MECHANISM OF INTERACTION OF CORPORATE AND SMALL AGRIBUSINESS IN INNOVATION

Abstract: The article considers the main factors and principles of interaction between corporations and small agribusiness in the innovation sphere. The expediency and timeliness of innovations in agribusiness are justified. The model of the organizational and economic mechanism of stable functioning of the agricultural enterprise in the innovation sphere is developed. The increasing role of state support for innovation activities in the Krasnodar Territory is determined. A set of recommendations for the introduction of innovations for agribusiness in the region is proposed.

Keywords: agribusiness, innovation, innovation sphere, corporations, small business, organizational and economic mechanism, subjects of innovation, agriculture, agriculture, state support.

DOI: 10.47581/2021/FA-07/IE/51/01.029 ГИГ-ЭКОНОМИКА КАК НОВАЯ ФОРМА РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Романец Ирина Игоревна, к.э.н., доцент (e-mail: irina_nazarko@mail.ru) Вербовский Геннадий Дмитриевич, студент Кубанский государственный технологический университет,

г.Краснодар, Россия

В данной статье анализируются современные тенденции экономического развития в условиях информационных и цифровых преобразований, тенденции гиг-экономики, ее преимущества и проблемные аспекты. Отмечены значительные перспективы гиг-экономики как новой формы социально-экономических отношений на рынке труда.

Ключевые слова: цифровая экономика, шеринг-экономика, гиг-экономика.

Совокупность структурных факторов социально-экономической системы определяют характер и глубину изменений общественных отношений: открытость современного мира, глобальность происходящих трансформаций, цифровизация отраслей народного хозяйства, усовершенствование моделей ведения бизнеса и коммуникационного взаимодействия. Очевидно, совместное влияние всех перечисленных преобразований в их взаимосвязи, в том числе на экономические аспекты общественных отношений, привело к возникновению такой деятельности как цифровая экономика.

Автором термина «цифровая экономика» считается американский ин-форматик Николас Негропонте, рассматривающий понятие как «экономическую деятельность, основанную на цифровых технологиях, связанную

с электронным бизнесом и электронной коммерцией, и производимых и сбываемых ими цифровыми товарами и услугами» [1]. Обзор исследований позволил систематизировать имеющиеся дефиниции цифровой экономики как «виртуальной среды, дополняющей нашу реальность» [2]. Авторы докладов НИУ Высшей школы экономики приводят определение исследуемой категории как деятельности по созданию, распространению и использованию цифровых технологий и связанных с ними продуктов и услуг. Исследования ученых в сфере виртуальной экономики охватывают такие синонимичные категории, как сетевая экономика, цифровая экономика, новая экономика, следующая экономика, высокотехнологичная экономика, экономика внимания, обозначающие взаимодействие социально-экономических систем в сетевом пространстве [3].

Интегрирующий элемент большинства существующих в настоящее время определений цифровой экономики - это использование термина "цифровые технологии" (технологии сбора, хранения и обработки данных, позволяющие преобразовывать протекающие в экономике процессы в исходную информацию для последующих компьютерных вычислений). Текущий контроль за процессами может происходить с большой скоростью и эффективностью.

Обратим внимание, что наиболее формализованные бизнес-процессы стали первыми точками приложения цифровизации в экономике. Так бухгалтерский учет и отчетность стала первой сферой, которая стала внедрять эффекты цифровизации и автоматизации. Далее за ней последовал документооборот, переведенный в электронную форму. Услуги и бизнес-модели адаптируются для смартфонов, создаются условия для привлечения аудитории потенциальных клиентов [4].

Коммуникативное взаимодействие, общение и связь с клиентами не осталось также в стороне и претерпело значительные изменения: виртуальные ассистенты заменили персонал call-центров и др. примеры. Процесс управления экономикой и привычные формы экономических отношений неуклонно подвергаются цифровизации, в том числе путем использования заранее спроектированных сценариев, которые учитывают свойства объектов (физические параметры, локализации) и позволяют управлять ими.

Ключевое значение в цифровой экономике приобрели технологии облачных вычислений и больших данных. Облачные вычисления позволили малому и среднему бизнесу не закупать дорогостоящее оборудование для вычислений (мэйнфреймы, серверы), не нести значительные затраты на обслуживание сетевой инфраструктуры, а использовать значительные вычислительные мощности специализированных компаний, которые готовы предоставить доступ к их дорогостоящему оборудованию за оптимальную плату.

Большие данные (big data) позволяют собирать и анализировать данные из открытых источников (профили пользователей в социальных сетях, отзывы о продукции, пожелания пользователей), доставая необходимую ин-

формацию из огромных массивов данных. Таким образом, организации, которые эффективней других могут собирать и анализировать данные, приобретают возможность выявлять проблемные источники и риски, а также возможность предотвращения их возникновения в дальнейшем.

Для анализа большого массива данных необходимо разрабатывать сложное программное обеспечение, что является дорогостоящим проектным решением. Системы искусственного интеллекта (ИИ), основанные на когнитивных функциях человеческого мозга (нейронных сетях, подобных нейронам в человеческом мозге), позволяют справиться с данной задачей. Это достигается путем обучения ИИ на базовых моделях (объектах поиска), что позволяет использовать один и тот же алгоритм ИИ в различных моделях поиска.

Использование цифровых технологий позволило исключить посредников между исполнителем и его клиентами, что положительно повлияло на время исполнения операций и производительность.

По мнению специалистов в области цифровизация экономических отношений, помимо всего вышесказанного цифровые технологии также предоставляют бизнесу следующие дополнительные преимущества [5]:

1. Упрощение финансовых операций, повышение роли электронных и цифровых денег.

2. Развитие возможностей дистанционной работы.

3. Внедрение электронного документооборота.

4. Использование достоинств открытости и доступности рынков.

5. Повышение уровня производительности.

6. Снижение себестоимости товаров и услуг.

7. Снижение уровня бюрократии.

Очевидно, что одними из наиболее ярких примеров цифровой экономики, являющихся новыми формами экономических отношений, стали ше-ринг-экономика (шеринговая экономика, sharing economy) и гиг-экономика (gig economy).

Шеринговая экономика (sharing economy), или экономика совместного потребления (collaborative consumption) - новая коллаборативная культура и экономическая бизнес модель, позволяющая с помощью цифровых технологий и онлайн платформ людям обмениваться активами, которые они не используют. При этом активами могут выступать разнообразные объекты: от навыков игры на скрипке, до кровати в квартире или личного самолета [6].

По мнению Л.В. Лапидус, гигономика (hygonomics) или гиг-экономика (gig economy) - это всеобщее распространение новых видов частичной занятости и краткосрочных трудовых контрактов вместо долгосрочных трудовых отношений с работодателем на основе штатного трудоустройства В то же время под гигономикой следует понимать новую социально-экономическую модель совместного использования трудовых ресурсов/профессиональных навыков при условии, что работник может одно-

временно совмещать сразу несколько должностей в разных компаниях, расположенных в любой точке мира посредством цифровых (электронных) сервисов [7].

Объединяющим элементом исследуемых новых форм рыночных отношений является не только использование в обоих случаях цифровых или, платформенных технологий, но и лежащий в основе шеринг и гиг-экономики факт совместного использования ресурсов. Ресурсом, совместно используемым в шеринг-экономике, может быть что угодно: от скрипки до самолета. В гиг-экономике же таким ресурсом может быть только труд человека, его профессиональные навыки.

Непосредственным проявлением новой формации гиг-экономики стало принципиальное изменение рынка труда и трудовых отношений, его переход от наличия рабочих мест с постоянной занятостью у одного работодателя к временным проектам от разных компаний у одного независимого работника. Людей, которые не связывают себя с одним постоянным местом работы стали называть фрилансерами, новую разновидность частичной занятости стали называть фрилансинг (freelancing) - занятость через электронные биржи фрилансеров [8].

Первой отраслью, где прижилось понятие «фрилансинг», стала, что не удивительно, отрасль IT. Специалистам-айтишникам совсем не обязательно ходить в офис каждый день. Они могут выполнять свои задачи, находясь в любой точке мира, и коммерциализировать свои знания гораздо эффективнее, работая над несколькими проектами одновременно. Фактически они начали зарабатывать на свободном времени, продавая его как товар.

Российский рынок фриланса - это молодой развивающийся рынок. Хотя российский рынок отстает от глобального рынка на 3-5 лет, но при этом российский рынок быстро растет. Объем рынка продолжит расти, Россия входит в 10-ку экономик с крупнейшим в мире рынком фриланса по объему выручки [9].

Объем рынка 2018 г.

33

млрд долл.

Объем рынка 2020 г. (П)

48

млрд долл.

2014 2017 2020

Рисунок 1 - Долгосрочный тренд роста рынка фрилансеров в России (число фрилансеров, млн чел.)

Другой новой разновидностью занятости стал краудсорсинг (crowdsourcing) - краткосрочная частичная занятость на виртуальных кра-

удсорсинговых площадках/платформах. Что опять же примечательно, использования термина «краудсорсинг» началось в 2006 г., в отрасли информационных технологий, спустя 15 лет после разработки и усовершенствования операционной системы Linux, основанной на открытом коде. По мнению специалистов, использование краудсорсинга в России началась с 2014 г. Впервые он был использован при разработке проекта «Активный гражданин», созданного по инициативе Правительства Москвы в качестве виртуальной площадки для проведения открытых референдумов в электронной форме.

Говоря о преимуществах гиг-экономики, в первую очередь подразумевают ее экономические выгоды. Гигономика как новая форма экономических отношений и как новая модель занятости выгодно отличается снижением расходов на оплату труда, например, когда для разработки социально значимых и коммерческих проектов используется труд добровольцев-краудсорсеров без какой-либо оплаты. Такая модель отношений становится экономически привлекательной для работодателей, т.к. ее применение влечет снижения расходов на оплату труда персонала и содержание офисов для его размещения.

При этом формат гиг-экономика является привлекательным не только для заказчика-работодателя. Фрилансер чаще всего не является официально трудоустроенным и может участвовать сразу в нескольких проектах в различных организациях в отличие от штатных сотрудников компаний. Между тем заработок фрилансера зависит, как правило, от количества выполненных заданий, а не от времени работы. Таким образом, реализовывая одновременно несколько проектов, фрилансер зарабатывает больше, чем штатный работник.

Фриланс позволяет также отслеживать современные тренды на рынке труда и подстраиваться под него, получая соответствующую квалификацию и расширяя свой опыт, навыки, а значит и свою ценность на конкурентном рынке труда.

В современных условиях необходима оценка социально-экономической эффективности подготовки кадров. Вытекает необходимость применения методических подходов, учитывающих сложную взаимозависимость экономических и социальных показателей деятельности личности в процессе труда [10].

В то же время для получения широкого спектра навыков фрилансеру недостаточно просто освоить современные технологии, их нужно еще и уметь применять в практической деятельности. В таком случае на первый план выходят преимущества краудсорсинга. Краудсорсинг в первую очередь подходит молодым специалистам, которые только примеряются к существующему спросу на специальность. Участвуя в краудсорсинговых проектах, они не несут репутационных и финансовых рисков, так как в краудсорсинге изначально труд фрилансера является бесплатным. Ценным же приобретением фрилансера становиться новый опыт и практические

навыки. В выгоде остается также заказчик-работодатель, реализующий свой проект без лишних денежных затрат.

Специалисты также отмечают некоторые проблемные аспекты данного формата выстраивания трудовых отношений, например, отсутствие ответственности заказчиков-работодателей за условия труда самозанятых работников или правомерность применения дисциплинарных санкций в отношении людей, не являющимися постоянными работниками.

Подытоживая полученные авторами выводы, хотелось бы отметить значительные перспективы, которые имеет новая форма социально-экономических отношений на рынке труда - гиг-экономика.

Фрилансеры в значительном числе случаев являются более мотивированными и компетентными работниками. Так, они имеют возможность извлекать выгоду из своего труда непосредственно, напрямую, без каких либо посредников, и размер этой выгоды будет зависеть только от их профессиональных качеств и способностей воспользоваться полностью имеющимися у них ресурсами: их профессиональными навыками (комплексом когнитивных, цифровых, поведенческих, социальных и др. умений) и располагаемым свободным временем.

Список литературы

1. Финансовая грамотность [Электронный источник] - URL: https://finagram.com/chto-takoe-digital-ekonomika/

2. Национальный исследовательский университет ВШЭ [Электронный источник] -URL: https://www.hse.ru/data/2019/04/12/1178004671/2%20Цифровая_экономика.pdf

3. Брижак О.В., Новиков В.С. Виртуальная реальность современных социально-экономических трансформаций: концептуальные основы и теоретические основания // Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика, 2020. - Т. 22. -№ 2. -С. 6-16.

4. Костенко Р.В., Хагурова М.П., Чиназирова С.К. Мобильная экономика России: состояние и перспективы развития // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика, 2018. - № 3 (225). - С. 192-198.

5. Романец И.И. Ключевые аспекты трансформации экономики в современных условиях // Азимут научных исследований: экономика и управление, 2020. - Т. 9. -№ 4 (33). - С. 310-313.

6. Kosheleva O., Viera Ju., Kreinovich V. From gig economy to gig education // Mathematical Structures and Modeling, 2019. - № 2 (50). - С.107-111.

7. Машкин А.Л., Гоголина Е.С., Глаголева С.В. Тенденции гиг-экономики на современном этапе //Вектор экономики, 2020. - № 9 (51). - С. 8.

8. Литовченко О.В. Гиг-экономика как новая модель трудовых отношений //Вопросы устойчивого развития общества, 2020. - № 9. - С. 130-136.

9. Forbes, 57 Million U.S. Workers Are Part Of The Gig Economy [Электронный источник] - URL: https://indiger.ru/freelancing-market-in-russia/

10. Шилович О.Б., Лихачева О.Н. Социально- экономическая эффективность повышения квалификации персонала на предприятии // В сборнике: Высокие технологии и инновации в науке Международной научной конференции. - Санкт-Петербург, 2020. -С. 136-138.

Romanets Irina Igorevna, PhD, associate professor (e-mail: irina_nazarko@mail.ru)

Kuban State Technological University, Krasnodar, Russia Verbovskii Gennadii Dmitrievich, student Kuban State Technological University, Krasnodar, Russia GIG-ECONOMY AS A NEW FORM OF MARKET RELATIONS Abstract. This article analyzes modern trends in economic development in the context of information and digital transformations, trends in the gig economy, its advantages and problems. Significant prospects of the gig economy as a new form of socio-economic relations in the labor market are noted.

Keywords: digital economy, sharing economy, gig economy.

DOI: 10.47581/2021/FA-07/IE/51/01.030 МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КРИТЕРИЕВ ВЫБОРА МОТОЦИКЛОВ ПОКУПАТЕЛЯМИ Романовская Елена Вадимовна, к.э.н., доцент (e-mail: alenarom@list.ru) Лебедева Маргарита Алексеевна, студент

(e-mail: lebedeva.ritale@yandex.ru), Старыгина Марина Евгеньевна, студент (e-mail: staryginame@std.mininuniver.ru) Сухарева Юлия Сергеевна, студент (e-mail: suhareva777@gmail.com), Трифанова Анна Александровна, студент (e-mail Anna.trifanova.01@mail.ru) Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия

В статье показаны результаты маркетингового исследования рынка мототоваров. В ноябре 2020 года проведен опрос покупателей мотоциклов с целью изучения критериев их выбора.

Ключевые слова: маркетинговое исследование, рынка мототоваров, потребители, критерии выбора, мотоциклы

Введение.

Мотоцикл - один из видов транспортных средств, как правило двух- или трехколесное. В условиях большой загруженности автодорог и магистралей, нередко является альтернативным вариантом автомобиля. Мотоциклы различаются по своей конструкции и размеру и типу, стоимости и торговой марке.

Методика исследования.

Цель маркетингового исследования - провести анализ рынка мототоваров (акцентировав внимание на выбор мотоциклов) и выявить предпочтения потребителей относительно выбора мототехники. В качестве метода использовался опрос респондентов.

Проведя маркетинговое исследование в ноябре 2020 года были получены следующие данные. Выборка 37 респондентов. Из них : мужчин 17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.