УДК 58 (075.8)
ГИДРОБОТАНИКА
(Рецензия на учебное пособие. Авторы: В.В. Соловьева, А.Г. Лапиров.
Самара : ПГСГА, 2013. 354 с. ISBN 978-5-8428-09493. Тираж 300 экз.)
HYDROBOTANY
(Review of the Book "Hydrobotany" by V.V. Solovyova, A.G. Lapirov.
Samara : PGSGA, 2013. 354 p. ISBN 978-5-8428-09493. 300 copies.)
© А.Е. Митрошенкова Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
(Россия, Самара)
© А. Ye. Mitroshenkova Samara State Academy of Social Sciences and Humanities (Russia, Samara)
В статье рецензируется учебное пособие «Гидроботаника», рекомендованное УМО по образованию в области подготовки педагогических кадров в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050100 «Педагогическое образование», изданное в Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.
The paper reviews the book «Hydrobotany» recommended by the Board of Education and Methodology as the study guide for university students of Pedagogical Education program and published in Samara State Academy of Social Sciences and Humanities.
Ключевые слова: учебное пособие; гидроботаника; Поволжская государственная социально-гуманитарная академия.
Keywords: study guide; hydrobotany; Samara State Academy of Social Sciences and Humanities.
Одним из фундаментальных компонентов биологического образования всегда были и остаются ботанические дисциплины. Их роль принципиально важна в формировании научного мировоззрения.
Организация и проведение научных исследований на кафедре ботаники, общей биологии, экологии и биоэкологического образования (далее БОБЭиБЭО) естественно-географического факультета Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (далее ПГСГА) постоянно являлись частью учебного процесса [14]. Специалисты кафедры БОБЭиБЭО уже несколько десятилетий продолжают гидроботанические исследования в тесном сотрудничестве с учеными лаборатории высшей водной растительности Института биологии внутренних вод РАН и проблем фито-разнообразия Института экологии Волжского бассейна РАН. Изучаются как отдельные акватории, так и окружающие их природно-территориальные комплексы [1 ; 2 ; 7 ; 9 ; 10 ; 11]. Собран большой коллекционный и фактический материал по редким и охраняемым растениям [3 ; 4 ; 5 ; 8 ; 12]. Накопленные данные используются
в научно-методическом обеспечении учебного процесса [6 ; 13].
Рецензируемое учебное пособие «Гидроботаника» написано доктором биологических наук, профессором кафедры БОБЭиБЭО ПГСГА В.В. Соловьевой и кандидатом биологических наук, доцентом, заведующим лабораторией высшей водной растительности Института биологии внутренних вод РАН А.Г. Лапировым.
Авторами проделана огромная теоретическая работа по отбору и изложению ключевых вопросов гидроботанической науки, которыми необходимо владеть при изучении флоры и растительности различных водных объектов.
Гидроботаника как один из разделов ботаники считается довольно молодой наукой, поэтому учебные пособия по этой теме еще единичны. Издание подобного рода позволяет с современных позиций осветить основные проблемы и методы гидроботанических исследований, необходимые для решения проблем природопользования. В книге выделены основные систематические, геоботанические, биоморфологические и экологические аспекты изучения растений водоемов и водото-
ков. Общие теоретические вопросы сочетаются с учебно-методическим комплексом, позволяющим облегчить процесс познания и преподавания этой науки и получить максимально полное представление о современных методах и проблемах гидроботаники.Предлагаемое учебное пособие рекомендовано студентам высших учебных заведений, обучающимся по направлениям подготовки «Экология и природопользование» (профиль «Экология») и «Педагогическое образование» (профили «Биология и География», «Биология и Химия»).
Издание состоит из раздела «Введение в гидроботанику», семи глав, приложения со списком водной флоры России и двух указателей русских и латинских названий таксонов растений. В предисловии обозначены задачи и структура учебного пособия. Здесь же авторы выражают благодарность тем людям, которые с положительной стороны повлияли на создание книги.
Каждая глава построена по определенному алгоритму и включает в себя следующие разделы:
• Эпиграф темы.
• Основная идея.
• Смысловые связи.
• Ключевые слова.
• Тема главы.
• Хрестоматийный материал.
• Резюме.
• Рекомендуемая литература (основная и дополнительная).
• Контрольные вопросы и задания.
Раздел «Введение в гидроботанику»
знакомит с историческими периодами развития науки, методологией и основными направлениями исследований. Здесь же приводятся общие понятия и термины гидроботаники.
В первой главе «Растения вод как объект изучения гидроботаники» рассмотрены вопросы классификации экологических групп растений вод, приводятся определения основных экогрупп, а также их синонимы и объем терминов. Следующий параграф описывает один из важных этапов гидроботанических исследований -методику сбора и технику гербаризации водных растений. В параграфе «Особенно-
сти изучения флоры водоемов и водотоков» обозначены три этапа (подготовительный, полевой и камеральный), которые включает работа каждого флориста-исследователя. Завершает главу один из ключевых пунктов - «Анализ флоры». Особенности анализа флоры определяются целью, задачами и границами районов исследований, а также зависят от объектов изучения. В разделе не описаны методы, формы и способы анализа. Этот важный и сложный аспект теоретических исследований показан здесь на разных примерах.
Вторая глава посвящена методам изучения растительности водных экосистем. Подробно рассмотрены полевые методы изучения растительности, приводятся таблицы по оценке обилия видов по шкале Друде, по шкале интенсивности зарастания водных водотоков и водоемов, даны бланки описания растительности водоемов, рисунки, иллюстрирующие типы зарастания водоемов и экологические ряды водной растительности. Далее рассмотрены методы классификации растительности с позиций двух геоботанических школ: эколого-флористической и доминантной. Раздел «Продукция и деструкция макрофитов» посвящен роли водных макрофитов в круговороте биогенных веществ, продуцировании органического вещества и в общем энергетическом балансе экосистем. В процессе деструкции макрофитов идет высвобождение и возвращение в водную среду и донные отложения биогенных веществ и некоторых органических соединений, а продукты распада водных растений участвуют в заиливании водоемов. Раздел начинается с основных понятий продукционной гидроботаники, затем приводятся методика изучения фитомассы, способы расчета фитопродукции и методы изучения деструкции макрофитов.
Третья глава «Жизненные формы водных растений» затрагивает сложные и неоднозначные вопросы определения биоморф водных растений, связанные с ними понятия, классификации и проблему эволюции жизненных форм водных мак-рофитов.
Четвертая глава «Разнообразие водных макрофитов» - самая объемная. В ней рассмотрены основные группы крипто-
Гидроботаника
гамных макрофитных вод - отделы харо-вых водорослей и моховидных и сосудистые водные макрофиты вод - отделы споровых (плауновидные, хвощевидные и папоротниковидные) и покрытосеменных растений. Приводится характеристика 68 семейств цветковых растений, из которых 41 - представители класса двудольные и 27 семейств из класса однодольные. В каждом семействе подробно описаны дикорастущие и культивируемые виды, встречающиеся на территории Российской Федерации.
В функционировании водоемов макрофиты выполняют важную продукционную, энергетическую (трофическую), сре-дообразующую (топическую) и фильтрационную (накопительную) роль, обеспечивая устойчивость, стабильность, выносливость и видовое разнообразие экосистемы. Пятая глава раскрывает роль водных растений в функционировании водных экосистем.
В шестой главе «Проблемы охраны водных растений» описаны причины сокращения численности популяций и количества местонахождений водных растений, приводится список видов, занесенных в Красную книгу РФ.
Заключительная, седьмая глава «Прикладная гидроботаника» посвящена индикационным возможностям водных макро-фитов, значению водной растительности в рыбоводстве, кормовым и ядовитым растениям мелководий, сорнякам рисовых полей, декоративному значению и интродукции водных макрофитов и аквариумным растениям.
Анализ контрольных вопросов и заданий, помещенных авторами в конце каждого параграфа, показал, что они составлены в контексте ФГОС-3, соответствуют всем требованиям двухуровневой системы профессиональной подготовки выпускников и обеспечивают формирование общекультурных и профессиональных компетенций.
Авторами «Гидроботаники» был проанализирован огромный объем информационного материала. Основной список рекомендуемой литературы включает 134 источника, дополнительный - 157 наименований, из которых 120 отечественных авторов и 37 зарубежных. Кроме того, имеются ссылки на интернет-ресурсы (36 сайтов).
Рецензируемое издание прекрасно иллюстрировано и содержит большое количество информационных таблиц. Рисунки дают возможность сопоставления гербарного и живого изучаемого материала с изображенными объектами, уточнения правильности определения таксонов.
Несомненно, выход в свет такого издания повысит не только качество учебного процесса, но и будет способствовать развитию научно-исследовательского интереса студентов к объектам подобного рода. Единственным пожеланием авторам учебного пособия, которое необходимо учесть при подготовке, например, его второго издания, является необходимость размещения программ лабораторно-практических занятий и полевой практики, примерных тем рефератов, курсовых, дипломных работ и магистерских диссертаций, которые отсутствуют в первом издании.
Таким образом, учебное пособие «Гидроботаника» содержит большой фактический материал, характеризующий не только основные таксоны водных растений, но и описания современных методов изучения флоры, растительности и биоморфологии макрофитов, характеристику разнообразия и экологической роли береговых и водных растений, проблем их охраны и хозяйственного использования.
Учебное пособие В.В. Соловьевой и А.Г. Лапирова «Гидроботаника» будет полезно не только студентам высших учебных заведений, но и биологам, экологам, учителям естественнонаучного цикла, юным натуралистам, проводящим исследования флоры и растительности региона в процессе учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы.
Литература
1. Ильина В.Н., Митрошенкова А.Е., Устинова А.А. Организация и мониторинг особо охраняемых природных территорий в Самарской области // Самарский научный вестник : науч. журнал. Самара : ПГСГА, 2013. № 3(4). С. 41-44.
2. Ильина Н.С., Ильина В.Н., Митрошенкова А.Е. Природный комплекс «Верховья реки Бинарадки»: современное состояние и охрана (Красноярский район, Самарская область) // Вестник ВУиТ : науч.-теорет. журнал. Серия «Экология». Тольятти : ВУиТ, 2011. Вып. 12. С. 35-41.
3. Ко второму изданию Красной книги / В.Н. Ильина и др. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2012. Т. 14, № 1(7). С. 1742-1744.
4. Красная книга Самарской области. Т. 1. Редкие виды растений, лишайников и грибов / под ред. чл.-корр. РАН Г.С. Розенберга и проф. С.В. Саксонова. Тольятти : ИЭВБ РАН, 2007.
5. Лысенко Т.М., Митрошенкова А.Е. Новые местонахождения редких для Самарской области видов растений // Бюллетень Московского общества испытателей природы. Отдел биологический. 2005. Т. 110, № 3. С. 83.
6. Матвеев В.И., Соловьева В.В., Саксонов С.В. Экология водных растений : учеб. пособие. Самара : Самарский научный центр РАН, 2004.
7. Митрошенкова А.Е., Ясюк В.П. Современное состояние экосистемы Яицких озер левобережной поймы реки Самары // Научный диалог. 2014. № 1(25). Естественные науки. С. 115126.
8. О двух новых видах для флоры Заволжья / Т.И. Плаксина и др. // Ботанический журнал. 2005. Т. 90, № 2. С. 275-277.
9. О судьбе реки Бинарадки, Старобинарадских прудов и памятника природы «Староби-нарадские заросли белокрыльника болотного» / В.Н. Ильина и др. // Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии. 2012. Т. 21, № 1. С. 159-175.
10. Охраняемые природные территории Самарской области: выделение, мониторинг, растительный покров / А.А. Устинова и др. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13, № 1-6. С. 1523-1528.
11. Папченков В.Г., Соловьева В.В. Анализ флоры прудов Среднего Поволжья // Ботанический журнал. 1995. Т. 80, № 2. С. 59-67.
12. Редкие мохообразные Самарской области / Н.И. Симонова и др. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2008. Т. 10, № 5/1. С. 85-94.
13. Сосудистые растения Самарской области : учеб. пособие / А.А. Устинова и др. ; под ред. А.А. Устиновой и Н.С. Ильиной. Самара : Содружество, 2007.
14. Устинова А.А., Митрошенкова А.Е., Ильина В.Н. Вопросы ботанического образования в педагогическом вузе // Сибирский педагогический журнал : науч. период. изд. Новосибирск : НГПУ, 2013. № 4. С. 169-172.
Сведения об авторе
Митрошенкова Анна Евгеньевна - кандидат биологических наук, доцент кафедры ботаники, общей биологии, экологии и биоэкологического образования Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.
E-mail: [email protected]
Почтовый адрес: 443099, Самара, ул. М. Горького, 61/63.
Телефон: 333-27-27.