Научная статья на тему 'Полевой практикум по ботанике (рецензия на учебно-методическое пособие для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профиль «Биология»). Изд. 2-е, испр. И доп. / сост. : А. Е. Митрошенкова, В. Н. Ильина, Т. К. Шишова. Самара : ПГСГА, 2013. 180 с. ISBN 978-5-8428-0953-0. Тираж 300 экз. )'

Полевой практикум по ботанике (рецензия на учебно-методическое пособие для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профиль «Биология»). Изд. 2-е, испр. И доп. / сост. : А. Е. Митрошенкова, В. Н. Ильина, Т. К. Шишова. Самара : ПГСГА, 2013. 180 с. ISBN 978-5-8428-0953-0. Тираж 300 экз. ) Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
743
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ / ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКУМ ПО БОТАНИКЕ / БАКАЛАВРЫ / ПОВОЛЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ / STUDY GUIDE / FIELD BOTANY MANUAL / BACHELORS / SAMARA STATE ACADEMY OF SOCIAL SCIENCES AND HUMANITIES

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Боброва Наталья Геннадьевна

В статье рецензируется учебно-методическое пособие «Полевой практикум по ботанике», предназначенное для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профиль «Биология»), изданное в Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по биологическим наукам , автор научной работы — Боброва Наталья Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FIELD BOTANY MANUAL (REVIEW OF THE STUDY GUIDE FOR STUDENTS-BACHELORS OF PEDAGOGICAL EDUCATION (BIOLOGY). ED. 2, CORRECTED / AUTHORS: A. YE. MITROSHENKOVA, V.N. ILYINA, T.K. SHISHOVA. SAMARA : PGSGA, 2013. 180 P. ISBN 978-5-8428-0953-0. 300 COPIES.)

The study guide for students-bachelors of Pedagogical Education (Biology) published in Samara State Academy of Social Sciences and Humanities is reviewed.

Текст научной работы на тему «Полевой практикум по ботанике (рецензия на учебно-методическое пособие для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профиль «Биология»). Изд. 2-е, испр. И доп. / сост. : А. Е. Митрошенкова, В. Н. Ильина, Т. К. Шишова. Самара : ПГСГА, 2013. 180 с. ISBN 978-5-8428-0953-0. Тираж 300 экз. )»

Рецензии

УДК 581.9 (075.8)

ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКУМ ПО БОТАНИКЕ

(Рецензия на учебно-методическое пособие для бакалавров,

обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование»

(профиль «Биология»). Изд. 2-е, испр. и доп. / сост.: А.Е. Митрошенкова, В.Н. Ильина, Т.К. Шишова. Самара : ПГСГА, 2013. 180 с.

ISBN 978-5-8428-0953-0. Тираж 300 экз.)

FIELD BOTANY MANUAL (Review of the Study Guide for Students-Bachelors of Pedagogical Education (Biology). Ed. 2, corrected / authors: A. Ye. Mitroshenkova, V.N. Ilyina, T.K Shishova.

Samara : PGSGA, 2013. 180 p. ISBN 978-5-8428-0953-0. 300 copies.)

© Н.Г. Боброва

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

(Россия, Самара)

© N.G. Bobrova Samara State Academy of Social Sciences and Humanities (Russia, Samara)

В статье рецензируется учебно-методическое пособие «Полевой практикум по ботанике», предназначенное для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профиль «Биология»), изданное в Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.

The study guide for students-bachelors of Pedagogical Education (Biology) published in Samara State Academy of Social Sciences and Humanities is reviewed.

Ключевые слова: учебно-методическое пособие; полевой практикум по ботанике; бакалавры; Поволжская государственная социально-гуманитарная академия.

Keywords: study guide; field botany manual; bachelors; Samara State Academy of Social Sciences and Humanities.

Ботанические дисциплины на естественно-географическом факультете Поволжской государственной социально-гуманитарной академии всегда были и остаются важной частью процесса профессиональной подготовки учителей [7 ; 16]. Специалисты кафедры ботаники, общей биологии, экологии и биоэкологического образования (далее БОБЭиБЭО), в течение многих лет занимаясь мониторинговыми исследованиями природно-территориаль-ных комплексов, собрали огромный фактический материал по флоре и растительности Среднего Поволжья [1-5 ; 7 ; 9 ; 10 ; 11-14]. Эти данные они используют при составлении учебно-методических пособий для студентов по дисциплинам естественно-научного цикла.

С введением стандартов третьего поколения в работу высших учебных заведений [17] на факультете были открыты на-

правления подготовки бакалавров 050100.62 «Педагогическое образование» профили «Биология и География», «Биология и Химия» и 022000.62 Экология и природопользование профиль «Экология». Преподавание ботанических дисциплин в контексте ФГОС-3 потребовало внести изменения в разработку учебно-методических комплексов. Стали актуальными учебные издания, в которых расширилась возможность ознакомления студентов с региональными особенностями распространения флоры и растительности.

Рецензируемое учебно-методическое пособие «Полевой практикум по ботанике» (рис. 1) написано доцентами кафедры БОБЭиБЭО А.Е. Митрошенковой, В Н. Ильиной и Т.К. Шишовой. Составителями проделана большая творческая работа по отбору учебного материала и адаптации его к восприятию студентами.

Предлагаемое пособие предназначено прежде всего для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профиль «Биология»), но оно может использоваться и для студентов всех естественнонаучных специальностей, а также для преподавателей в качестве руководства при подготовке и прохождении полевой практики по ботанике, проведения экскурсий в природу и камеральной обработки полевого материала. Пособие можно использовать также на лабораторных занятиях и при выполнении студентами самостоятельной работы. Практикум может быть полезным при углубленном изучении раздела «Растения» школьной программы в профильных, лицейских и гимназических классах и при подготовке к вступительным экзаменам по биологии.

Издание состоит из 5 разделов. Во введении обозначены цель и задачи полевой практики в области педагогической, культурно-просветительской и научно-исследовательской деятельности. Отмечена также роль экскурсий в реализации поставленных задач.

Первый раздел «Видовой состав и биоморфологический анализ местной флоры» включает в себя такие параграфы, как «Понятие о флоре», «Методика изучения флоры (сбор растений, методы сушки растений, оформление гербария, определение растений, анализ флоры)» и «Ботаническая латынь». (Знание латинских названий растений и животных является обязательным для подготовки квалифицированных специалистов в области биологии. Для осмысленного запоминания научных названий крайне полезно знать правильное их произношение, место ударения, грамматические формы слов и их происхождение.) Заканчивается раздел практическими заданиями, которые студенты должны выполнить в процессе прохождения полевой практики в природе и обработки в лабораторных условиях собранного материала.

Данный раздел нацелен на формирование компетенций, включающих владение методиками анализа морфологических особенностей генеративных и вегетативных органов, составления биоморфологических характеристик видов расте-

ний, а также навыками, позволяющими проводить определение, сушку и гербаризацию растений. Важнейшим результатом работы является приобретение умения проводить анализ локальной флоры.

Второй раздел - «Сезонные явления в жизни растений». Цель - ознакомление с сезонными явлениями, характерными для флоры и растительного покрова умеренной зоны. Этот материал имеет важное значение для более глубокого понимания структурных и приспособительных особенностей отдельных растений и формирования методики проведения экскурсий со школьниками в любое время года.

Перед студентами, проходящими сезонную практику, ставятся следующие задачи: 1) изучить морфологические изменения, происходящие с растительными организмами в течение года; 2) провести наблюдения за сезонными изменениями в жизни растительных сообществ и 3) собрать коллекцию образцов, иллюстрирующих сезонные изменения растений.

Раздел начинается с изложения общих понятий о фенологии («Фенология и фенологические наблюдения»), далее приводится краткая программа фенологических наблюдений. В содержание раздела входят параграфы, характеризующие сезонные явления в жизни растений (зима, весна, лето и осень). Материал построен по следующему принципу: вначале описываются сами явления того или иного сезона, а далее следует краткая инструкция по проведению экскурсии.

В третьем разделе изучаются семейства цветковых растений. Семейства располагаются в порядке, принятом в эволюционной системе цветковых растений [15] - от примитивных к наиболее эволюционно специализированным. Задания рассчитаны как на выполнение их непосредственно на занятиях под руководством преподавателя, так и самостоятельно. В приложении пособия приведены «Критерии примитивности и подвинутости (специализации) растений на основе стробилярной теории покрытосеменных по А.Л. Тахтаджяну (1966)» [15].

Каждая тема третьего раздела посвящена изучению одного семейства. В целом охватывается 23 важнейших семейства покрытосеменных растений. При характери-

Н.Г. Боброва

стике каждого таксона прослеживается четкий алгоритм:

• Объекты изучения.

• Характеристика семейства.

• Задания для работы.

• Форма обработки результата.

При характеристике таксона обращается особое внимание на краеведческий материал: «Число родов и видов растений во флоре Самарской области» и т.д. Для выполнения практических заданий даны перечни живых объектов, гербарный материал и рисунки типичных представителей.

Четвертый раздел книги - «Изучение растительного покрова». Вначале рассмотрены общие закономерности построения фитоценоза («Структура фитоценоза»). Затем в параграфе «Растительные сообщества суши и методы их изучения» приводятся данные о лесных сообществах (даются понятия о типах леса, излагается методика изучения лесных сообществ), растительных сообществах степи (представлена классификация степей, методика изучения степной растительности) и лугов (представлена классификация лугов, описано строение луговых фитоценозов, излагается методика изучения луговой растительности). Отдельными параграфами описаны основные методы изучения сорной растительности (сорная растительность, группы сорных видов, геоботаническое описание агрофитоценозов и рудеральных

сообществ) и высшей водной флоры и растительности (флора водоемов, методика изучения водной и прибрежно-водной растительности).

Последний, пятый, раздел «Онтогенез и структура популяций растений» содержит сведения о заложении стационарного участка при проведении ценопопу-ляционных исследований и примеры онтогенеза некоторых растений, таких как первоцвет весенний (Prímula veris L), василек сумский (Centaurea sumensis Kalen.) и мать-и-мачеха обыкновенная (Tussilago farfara L.). Практические задания к последнему разделу составлены таким образом, что их выполнение полностью позволяет студентам освоить методику изучения ценопопуляций.

Составителями был проанализирован большой объем теоретического материала. Список литературы включает 198 наименований, из которых 195 источников отечественных авторов и 3 зарубежных. Практикум прекрасно иллюстрирован. Рисунки дают возможность обучающимся сопоставить реальный изучаемый материал с изобразительными объектами, уточнить свое восприятие.

Публикация второго издания книги (первое - в 2012 г.) [8] подтверждает актуальность пособия, прошедшего апробацию учебным процессом.

Литература

1. Ильина В.Н., Митрошенкова А.Е., Устинова А.А. Организация и мониторинг особо охраняемых природных территорий в Самарской области // Самарский научный вестник. Самара : ПГСГА, 2013. № 3(4). С. 41-44.

2. Ильина Н.С., Ильина В.Н., Митрошенкова А.Е. Природный комплекс «Верховья реки Бинарадки»: современное состояние и охрана (Красноярский район, Самарская область) // Вестник ВУиТ : науч.-теорет. журнал. Серия «Экология». Тольятти : ВУиТ, 2011. Вып. 12. С. 35-41.

3. Итоги и перспективы флористических исследований в Самарской области / А.А. Устинова и др. // Фундаментальные и прикладные проблемы ботаники в начале XXI века : материалы всерос. конф. Петрозаводск : КарНЦ РАН, 2008. С. 126-129.

4. Ко второму изданию Красной книги / В.Н. Ильина и др. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2012. Т. 14, № 1(7). С. 1742-1744.

5. Лысенко Т.М., Митрошенкова А.Е. Фитоэкологическая характеристика галофитных сообществ одной из охраняемых территорий Самарской области - Майтуганской депрессии // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2004. Т. 2, спец. вып. «Природное наследие России». С. 255-268.

6. Митрошенкова А.Е. Влияние природных и антропогенных факторов на формирование растительного покрова карстовых форм рельефа Самарского Заволжья : дис. ... канд. биол. наук. Самара, 1999.

7. Митрошенкова А.Е. Преподавание учебной дисциплины «Биогеография» при переходе на новый стандарт высшего профессионального образования // Биологическое и экологическое образование студентов и школьников: актуальные проблемы и пути их решения : материалы II междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию со дня рожд. проф. М.П. Меркулова. 78 февраля 2014 г., Самара, Россия / отв. ред. А.А. Семенов. Самара : ПГСГА, 2014. С. 116-120.

8. Митрошенкова А.Е., Ильина В.Н., Шишова Т.К. Полевой практикум по ботанике : учеб.-метод. пособие для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профиль «Биология»). Самара : ПГСГА, 2012.

9. Митрошенкова А.Е., Лысенко Т.М. Новые данные о растительном покрове карстовых форм рельефа Самарской области // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2009. Т. 11, № 1(4). С. 638-642.

10. Митрошенкова А.Е., Лысенко Т.М. Растительный покров Серноводского шихана // Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии. 2003. № 13. С. 294-310.

11. Мониторинг флоры и растительности природно-территориальных комплексов Самарской области: проблемы и перспективы / А.А. Устинова и др. // Охрана растительности и животного мира Поволжья и сопредельных территорий : материалы всерос. науч. конф., посв. 130-летию со дня рожд. И.И. Спрыгина. Пенза : ПГПУ, 2003. С. 245-247.

12. Охраняемые природные территории Самарской области: выделение, мониторинг, растительный покров / А.А. Устинова и др. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13, № 1-6. С. 1523-1528.

13. Редкие мохообразные Самарской области / Н.И. Симонова и др. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2008. Т. 10, № 5/1. С. 85-94.

14. Сосудистые растения Самарской области : учеб. пособие / А.А. Устинова и др. ; под ред. А.А. Устиновой и Н.С. Ильиной. Самара : Содружество, 2007.

15. Тахтаджян А.Л. Система и филогения цветковых растений. М. ; Л. : Наука, 1966.

16. Устинова А.А., Митрошенкова А.Е., Ильина В.Н. Вопросы ботанического образования в педагогическом вузе // Сибирский педагогический журнал : науч. период. изд. Новосибирск : НГПУ, 2013. № 4. С. 169-172.

17. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 января 2011 г. № 46.

Сведения об авторе

Боброва Наталья Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры ботаники, общей биологии, экологии и биоэкологического образования Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.

E-mail: bobrova_ng@mail .ru.

Почтовый адрес: 443099, Самара, ул. М. Горького, 61/63.

Телефон: 333-27-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.