_БОТАНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: ПРОШЛОЕ..._
УДК 581.9
Соловьева Вера Валентиновна,
Доктор биологических наук, профессор кафедры ботаники, общей биологии, экологии и биоэкологического образования Поволжской социально-гуманитарной академии, [email protected], Самара
Лапов Игорь Вячеславович
Аспирант кафедры ботаники, общей биологии, экологии и биоэкологического образования Поволжской социально-гуманитарной академии, [email protected], Самара
ГИДРОБОТАНИКА В ВУЗЕ
Аннотация. Рассматриваются различные аспекты изучения гидроботаники в вузе. Обобщен опыт работы Самарской научной гидроботанической школы за период с 1962 по 2013 гг. Показано как гидроботанические сведения используются в учебно-исследовательской и научно-исследовательской работе студентов, приводятся примерные темы курсовых и дипломных работ. Обсуждается перспектива введения новой дисциплины «Гидроботаника» в учебный план. Ключевые слова: гидроботаника, водные растения, студент
Soloviova Vera Valentinovna,
Doctor of Biological sciences, Professor of the Department of Botany, General Biology, Ecology, Biological and Ecological Education at the Samara State Academy of Social sciences and Humanities, [email protected], Samara
Lapov Igor Vyacheslavovich
Post-graduate Student of the Department of Botany, General Biology, Ecology, Biological and Ecological Education, Samara State Academy of Social sciences and Humanities, [email protected], Samara
HYDROBOTANY IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION
Abstract. Various aspects of studying of hydrobotany in higher education institution are considered. Experience of the Samara scientific hydrobotanical school from 1962 for 2013 is generalized. It is shown as hydrobotanical data are used in educational and research and research work of students, approximate subjects course and theses are given. The prospect of introduction of new discipline of «Gidrobotanik» in the curriculum is discussed. Keywords: hydrobotany, water plants, student
Большой интерес к изучению водных растений в России возник в 1950-1970-е гг. в связи с массовым строительством водохранилищ и обострением проблемы загрязнения рек и водоемов. С этим периодом связано появление и развитие самарской научной гидроботанической школы [5; 8]. Новое направление научных исследований внесло и новые аспекты в содержание образовательного процесса кафедры ботаники, ярким проявлением которого был выход в свет научных статей, учебных пособий и монографий, посвященных водным растениям [1; 2 6; 7; 9; 10; 11; 15]. В настоящее время гидроботанический аспект проявляется в четырех направлениях деятельности кафедры: 1. учебно-исследовательская работа студен-
тов (УИРС); 2. научно-исследовательская работа студентов (НИРС) и преподавателей; 3. подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре; 4. разработка учебно-методических комплексов (УМК).
Первое направление связано подготовкой учителей биологии, географии и химии на дневном и заочном отделениях и преподаванием основной дисциплины кафедры «Ботаника с основами фитоценологии» (1-Ш курсы). К сожалению, количество часов, выделяемое на эту дисциплину, не дает широких возможностей даже для обзорного знакомства с водными растениями, однако каждый преподаватель стремится сформировать у студентов целостное восприятие многообразия растительного мира, рассма-
тривая вопросы морфологии, анатомии и систематики растений не только на примере наземных растений. В то же время, летняя полевая практика позволяет охватить изучением прибрежно-водные фитоценозы, собрать гербарий водных растений, подготовить студентов к проведению экскурсий на водоем [3]. Местом проведения полевых практик служат Саратовское водохранилище, р. Самара, Яицкие озера и многочисленные городские пруды. Другая учебная дисциплина «Экология растений» позволяет студентам II-III курсов значительно углубить представления о водных и прибрежных растениях на анатомо-морфологическом, по-пуляционном и фитоценотическом уровнях [4; 12; 13]. УИРС тоже связана с изучением водных растений. Примерные темы курсовых работ: «Флора и растительность водоемов окрестностей с. Чубовки», «Диагностические признаки вегетативных и генеративных органов видов рода Potamogeton», «Особенности анатомической структуры листа погруженных гидрофитов» и др.
Вопросы биологии, экологии, географии и охраны водных растений рассматриваются также на старших курсах, во время изучения «Биогеографии» и на спецкурсах: «Социальная экология и природопользование», «Проблемы сохранения флористического разнообразия». Получение общих знаний о водных растениях в процессе изучения их на I-V курсах нередко приводит к выбору тем выпускных квалификационных (дипломных) работ, связанных с более глубоким изучением этой группы растений. Ежегодно на кафедре выполняется по 4-5 выпускных работ гидроботанического содержания: «Особенности биологии и семенной продуктивности сусака зонтичного в условиях Саратовского водохранилища и прудов г. Самары», «Сравнительный анализ флоры естественных и искусственных водоемов Пестравского района Самарской области», «Динамика растительного покрова Черновского водохранилища за период 1978-2008 гг.» и др.
Выполнение дипломных работ предполагает сбор материала и проведение наблюдений в течение ряда лет в тесном сотрудничестве с научным руководителем, их совместные выезды в поле, определение растений, публикацию общих результатов исследований. За последние годы по гидро-
ботанической тематике опубликовано 23 статьи, соавторами которых были студенты-активисты ботанического кружка. Подготовка к НИРС происходит во время спецкурса «Основы исследовательской деятельности в области естественных наук». По итогам НИР студенты, аспиранты и преподаватели выступают на вузовских, Всероссийских и Международных конференциях. Только на гидроботанические форумы (1977-2010 гг.) самарские ботаники представили 26 докладов.
Подготовка научно-педагогических кадров для вузов, и, прежде всего, для кафедры - одно из направлений, которое требует организации фундаментальных научных исследований. С этой целью проводятся коллективные и индивидуальные гидроботанические экспедиции по Самарской области и за ее пределами. Многолетние исследования и наличие большого коллекционного и фактического материала позволяет выполнять работы, отражающие динамику флоры и растительности водоемов за период с 1959 по 2012 гг., что является одной из особенностей самарской научной школы.
Непременным условием качественной научной работы ботаника является коллекторная деятельность. Коллекция водных и прибрежных растений в фундаментальном гербарии кафедры ботаники насчитывает 209 видов, это представители 94 родов из 47 семейств и 5 отделов (всего 1067 гербар-ных листов). К сожалению, научный гербарий хранится в тесном необорудованном помещении, а кроме него имеется обширный учебный гербарий, поэтому многие сборы переданы на хранение в гербарий ИБВВ РАН (ШГУ), ИЭВБ РАН (РУВ), Областного историко-краеведческого музея им. П. В. Алабина, Самарского госуниверситета (всего более 300 листов). Определение и уточнение таксонов проводилось д. б. н., проф. В. Г. Папченковым и к. б. н. Е. В. Чемерис (ИБВВ РАН), к. б. н. А. В. Щербаковым (МГУ), к. б .н. Л. В. Жа-ковой (ЗИН РАН).
Выполнение всех видов педагогической и исследовательской работы требует современного научно-методического обеспечения: оборудования, наглядного материала и учебных пособий. Образовательные и научные традиции в области гидроботаники на кафедре продолжаются уже более 40
лет и сегодня, в связи с переходом высшей школы на многоуровневую систему профессиональной подготовки «бакалавр-магистр» они особенно актуальны и перспективны. Современное высшее биологическое образование нацелено на фундаментальность и целостность. Принципиально важным моментом является овладение методами биологического исследования в процессе выполнения выпускной работы. У вузов для этого имеются разные возможности, но каждый из них в условиях новой стандартизации образовательных программ становится участником проектирования и реализации планов на основе модульно-компетентностного подхода [16].
При подготовке бакалавров и магистров в задачу вузов входит предоставление выбора субъекту образовательного процесса совокупности дисциплин и практик, обеспечивающих формирование универсальных и профессиональных компетенций выпускника. Именно выбора, который предполагает в рамках модуля, например, дисциплины «Экология растений» наличие нескольких самостоятельных разделов, таких как «По-пуляционная экология», «Фитоиндикация наземных экосистем», «Гидроботаника» и др. с полностью разработанным УМК: лекционный курс, программа лабораторных занятий и полевой практики, задания для самостоятельной работы, средства контроля знаний, библиография и йете^ресурсы. При этом каждый лектор должен быть готов к выполнению любого раздела модуля. В условиях высокой конкуренции вузов, набор предоставляемых образовательных услуг должен быть максимально разнообразным. Все это потребует разработки дополнительных программ, введения новых разделов в основные модули дисциплин, с целью расширения предложений, обеспечения их выбора и развития компетенций будущих специалистов. И здесь мы можем столкнуться с проблемой отсутствия высоко квалифицированных кадров и современных учебников.
Гидроботаника, как молодая и активно развивающаяся наука, вполне может быть востребована в новых условиях реформирования высшей школы. Опыт обучения этой дисциплине есть в МГУ [18; 19; 20] и Оренбургском государственном педагогическом университете [17]. Анализ программ лекци-
онных курсов и содержания ряда учебных пособий показал, что они имеют свою специфику, достоинства и недостатки [14]. Всем этим продиктована подготовка к изданию нового учебника «Гидроботаника», предназначенного для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «биология» «география», «экология». В настоящее время учебник находится на экспертизе для присвоения ему Грифа УМО.
С 1911 года учебная дисциплина «Гидроботаника» включена в учебные планы подготовки бакалавров и магистрантов, относится к вариативной части профессионального цикла как дисциплина по выбору. Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, полученные и сформированные в результате изучения школьного курса биологии и вузовского курса ботаники.
Библиографический список
1. Бирюкова Е. Г. Эколого-географический анализ флоры растительных сообществ долин малых рек // Интродукция, акклиматизация растений и окружающая среда: Межвуз. сб. Вып. 2, - Куйбышев, КГПИ, 1978. - С. 63-67.
2. Бирюкова Е. Г. Растительный покров речных истоков // Сложение и динамика растительного покрова: Межвуз. сб. Куйбышев, КГПИ, 1983. - С. 41-49.
3. Бирюкова Е. Г., Соловьева В. В., Симонова Н. И. Полевая практика по ботанике с основами фитоценологии: уч. пособие. - Самара: Изд-во СГПУ, 2005. - 94 с.
4. Ильина Н. С., Соловьева В. В., Симонова Н. И. Экология растений: Руководство к лабора-торно-практическим занятиям. - Самара: Изд-во СГПУ, 2007. - 61 с.
5. Матвеев В. И. Флора и растительность водоемов Средней Волги и ее притоков: автореф. дис. ... канд. биол. наук . - Саратов, 1962. - 20 с.
6. Матвеев В. И. Водные растения Куйбышевской области: учеб. пособие. - Куйбышев: Куйбышевский областной институт усовершенствования учителей, 1964. - 67 с.
7. Матвеев В. И. Водные растения как объект изучения в школе: учеб. пособие. - Куйбышев: КГПИ, 1979. - 63 с.
8. Матвеев В. И. Динамика растительности водоемов под влиянием природных и антропогенных факторов (на примере бассейна Средней Волги): автореф. дис. ... докт. биол. наук / Ин-т экологии УНЦ АН СССР. - Свердловск, 1982. - 33 с.
9. Матвеев В. И. Динамика растительности водоемов бассейна Средней Волги: моногра-
фия. - Куйбышев: Кн. изд-во, 1990. - 192 с.
10. Матвеев В. И., Соловьева В.В. Цицания -дикий рис: экология, биология, практическое значение. - Самара: Изд-во СамГПУ, 1997. - 96 с.
11. Матвеев В. И., Соловьева В. В., Никитина Г. М., Гейхман Т. В. Самарские пруды как объект ботанических экскурсий: учеб. пособие. - Самара: СИПКРО, 1995. - 47 с.
12. Матвеев В. И., Соловьева В. В., Саксо-нов С. В. Экология водных растений: учебное пособие. - Самара: Изд-во Самарского научного центра РАН. 2004. - 231 с.
13. Матвеев В. И., Соловьева В. В., Саксо-нов С. В. Экология водных растений: учебное пособие. - Самара: Изд-во Самарского научного центра РАН. 2005. - 282 с.
14. Матвеев В. И., Соловьева В. В., Саксо-нов С. В. Водные и прибрежно-водные растения. -Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2008. -152 с
15. Матвеев В. И., ШиловМ. П. Водяной орех: Проблема восстановления ареала вида: моногра-
фия. - Самара: Изд-во СамГПУ, 1996. - 185 с.
16. Рытов Г. Л., Соловова Н. В. Формирование основных компетенций у студентов - шаг в будущее в современном высшем биологическом образовании // Известия Самарского научного центра РАН, 2009. - Т. 11. - № 1(4). - С. 780-783.
17. Рябинина З. Н., Раченкова Е. Г. Водные и прибрежно-водные растения. Учебное пособие для студентов педвузов. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2008. - 152 с.
18. Садчиков А. П., Кудряшов М. А. Программа лекций по гидроботанике. - М.: МАКС Пресс, 2004. - 12 с.
19. Садчиков А. П., Кудряшов М. А. Экология прибрежно-водной растительности (учебное пособие для студентов вузов). - М.: Изд-во НИА-Природа, РЭФИА, 2004. - 220 с.
20. Садчиков А. А., Кудряшов М. А. Гидроботаника: Прибрежно-водная растительность: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. - М.: Издат. центр «Академия», 2005. - 240 с.