Синкина А.В.
Магистрант.
ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет», Хабаровск.
Шаламова О.О.
Кандидат педагогических наук, доцент. ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет», Хабаровск.
Шаламова Д.А.
Магистр, эксперт. «Городское агентство управления инвестициями» (Управление взаимодействия с субъектами промышленной деятельности), Москва.
Гибридное обучение в системе российского высшего образования
В современном образовательном пространстве все большую популярность набирают инновационные модели обучения с использованием цифровых дистанционных технологий, которые применяются в той или иной мере практически во всех учебных дисциплинах как в учреждениях среднего общего, либо среднего специального, так и высшего образования. Одной из таких моделей является гибридное, или, как отмечают некоторые исследователи, комбинированное обучение [1, с. 277].
Получив широкую известность в свете событий, связанных с ухудшением эпидемиологической обстановки в мире, гибридное обучение продолжает активно использоваться в том числе и в лингвистическом образовании. Однако на сегодняшний день в научном сообществе продолжаются дискуссии на предмет рационального и эффективного применения данной модели, чем и объясняется большой интерес к ее изучению.
Далее дадим определения основным терминам.
Под гибридным обучением понимается такой образовательный процесс, при котором во время очного аудиторного занятия учащиеся делятся на две группы - студенты, присутствующие на занятии очно, и студенты, присоединяющиеся к аудиторному занятию виртуально с помощью технологии видеоконференций [2, с. 208]. В качестве основного признака гибридного обучения выделяется его синхронность - то есть одновременное взаимодействие в режиме ре-
ального времени учащихся в классе и учащихся, присутствующих по видеосвязи [3, с. 62].
Важно отметить, что понятие гибридного обучения не следует путать со смешанным обучением - когда занятия проводятся на основе сочетания очного и электронного форматов, между которыми переключается вся группа учащихся [4, с. 132; 2, с. 208]. При данной модели обучения присутствует как синхронный, так и асинхронный формат, при котором студенты обучаются в индивидуальном темпе.
Технология видеоконференций - это компьютерная технология, обеспечивающая двустороннюю связь в режиме реального времени между территориально разделенными людьми или группами людей посредством передачи видео- и аудиоданных через информационно-телекоммуникационные сети [5]. К популярным системам видеокон-ференцсвязи относятся Zoom, Skype, Яндекс. Телемост и др.
В современных реалиях образовательной среды модель гибридного обучения приобретает все большее распространение ввиду нескольких ключевых факторов:
1. Независимость от физического месторасположения учащихся. При невозможности присутствовать на занятии в классе очно, любой студент в группе имеет возможность подключения по виде-оконференцсвязи, находясь при этом в любой точке мира. Это преимущество модели гибридного обучения является, пожалуй, самым весомым по сравнению с другими моделями.
2. Поддержка более качественной связи с группой студентов, обучающихся по видеоконференцсвязи в рамках гибридной модели, по сравнению со смешанной моделью обучения, при которой от учащихся требуются навыки самоорганизации и планирования. На практике зачастую приходится констатировать, что у большого числа студентов они развиты недостаточно, поэтому обучение по гибридной модели для них становится более результативным. У преподавателя, таким образом, появляется возможность контролировать вовлеченность всех студентов на занятии - присутствующих как очно, так и дистанционно.
3. Для вузов появляется возможность сделать дополнительный набор студентов на какие-либо курсы или программы переподготовки при обучении по гибридной модели. Это не только позволит набрать минимально требуемое количество слушателей, но и, вероятно, расширит географический диапазон студентов, что, в свою очередь, популяризирует обучение в данном вузе.
4. Развитие навыков работы с ИКТ-технологиями в образовательной сфере как у студентов, так и у преподавателей. Безусловно, работа в гибридной модели обучения предполагает использование цифровых гаджетов и систем видеоконференцсвязи, что является нестандартным фактором по сравнению с классическими очными занятиями. Для успешного функционирования гибридной модели и студентам, и преподавателю важно осваивать необходимые ИКТ-технологии.
5. Более активная вовлеченность студентов на занятии, которым сложно выступать перед группой в силу индивидуальных психологических особенностей, что особенно актуально в лингвистическом образовании при тренировке навыка говорения. Это касается как учащихся, присутствующих очно, так и тех, кто подключен посредством видеоконференцсвязи.
Однако, несмотря на перечень преимуществ гибридной модели обучения, важно помнить, что ее использование требует соблюдения ряда условий для эффективного функционирования, среди которых стоит выделить следующие:
1. Качественное техническое оснащение учебной аудитории и рабочего места студентов, подключающихся по видеоконференцсвязи. Необходимо стабильное интернет-соединение, наличие камеры с хорошим качеством изображения, микрофон и динамики для захвата звука и его передачи в реальном времени, а также дисплей для вывода видеоизображения студентов и преподавателя [6, с. 5]. Это может быть как монитор компьютера, так и доска с проектором. В последнем случае студенты, присутствующие в классе очно, смогут видеть одногруппников, что позволит сгладить дистанционный разрыв между учащимися.
Крайне важным при гибридном обучении является качество воспроизведения аудио-звука, поскольку студенты, присутствующие на занятии по видеосвязи, должны получать такую же хорошую слышимость преподавателя, как и те, кто присутствует очно [7, с. 18]. Для этого в учебной аудитории должны быть установлены динамики, передающие речь преподавателя и удаленных студентов.
Полезным инструментом также станут микрофонный массив и камера с автотрекингом. Микрофонный массив обеспечивает качественную слышимость из любой точки аудитории, а камера с автотре-кингом отслеживает передвижение преподавателя по аудитории, что позволяет ему не находиться в статичном положении перед компьютером на протяжении всего занятия.
К,
В качестве примеров гибридных аудиторий в отечественных вузах можно привести аудиторию Высшей школы менеджмента в кампусе «Михайловская дача», аудиторию в Дальневосточном федеральном университете, а также аудиторию Высшей школы менеджмента в Санкт-Петербургском государственном университете [8]. Каждая из них представляет собой технически оборудованное для гибридных занятий помещение. При этом стоит отметить, что создание гибридных аудиторий возможно даже в помещении с ограничивающими вводными данными, такими, как небольшая площадь аудитории СП-бГУ - там используются короткофокусные проекторы Epson, проецирующие изображение на стену.
2. Создание учебных материалов, адаптированных под модель гибридного обучения для размещения и демонстрации в локальной или глобальной сети [4, с. 130]. Не все приемы, используемые при офлайн обучении, целесообразны в гибридном формате, поэтому преподавателю потребуется или адаптировать уже созданные для очного занятия материалы под гибридную модель, или сформировать новые.
3. Необходимость со стороны преподавателя работать на две аудитории - очную и дистанционную. Безусловно, это увеличивает когнитивную нагрузку на педагога, поскольку приходится не только координировать учебный процесс двух групп студентов, но и обеспечить их совместную работу. Поэтому для облегчения деятельности в гибридном классе следует провести предварительное обучение преподавателя, а также апробацию технической аппаратуры - к примеру, тестовую встречу с коллегами или студентами.
На основании проведенного исследования можно сделать определенные выводы. Гибридное обучение, являясь ответом на вызов времени, представляет собой инновационную модель в образовании. Применение гибридного формата на занятиях ярко иллюстрирует не только преимущества данной модели перед другими, но и ставит новые задачи перед всеми участниками образовательного процесса. Технически оборудованная аудитория является крайне значимым элементом при планировании занятий по гибридной модели, однако при этом требуется тщательная подготовка и умение преподавателя адаптировать учебные материалы под данный формат.
Список литературы
1. Ткаченко П.В. Гибридное обучение как способ повышения эффективности образования. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10. № 3 (36). С. 277-279.
2. Бекишева Т.Г. Эффективность применения гибридной и смешанной форм обучения иностранному языку в вузе. Язык. Общество. Образование. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, 10-12 ноября, Томск: Изд-во: Национальный исследовательский Томский политехнический университет, 2020. С. 207-210.
3. Ананин Д.П. Гибридное обучение в структуре высшего образования: между онлайн и офлайн. Преподаватель XXI век. 2022. Ч. 1. № 4. С. 60-74.
4. Нагаева И.А. Гибридное обучение как потенциал современного образовательного. Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. № 3 (84). С. 126-139.
5. Большая российская энциклопедия // URL: https://bigenc.ru/c/videokonferentsiia-17c4f3
6. Марченко М.Г. Разновидности гибридных моделей обучения в вузе. E-SCIO. 2022. № 3 (66). С. 669-673.
7. Raes A., Detienne L., Widney I., Depaepe F. A systematic literature review on synchronous hybrid learning: gaps. Learning Environments Research. An International journal. 2013. Vol. 16. № 2. P. 269-290.
8. Группа компаний TBC // URL: https://hybridclass.ru/
References
1. Tkachenko P.V. Hybrid learning as a way to improve the efficiency of education. Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology. 2021. Vol. 10. № 3 (36). P. 277-279.
2. Bekisheva T.G. The effectiveness of using hybrid and mixed forms of foreign language teaching at a university. Language. Society. Education. Collection of scientific papers of the International Scientific and Practical Conference, November 10-12, Tomsk: Publishing House: National Research Tomsk Polytechnic University, 2020. P. 207-210.
3. Ananin D.P. Hybrid learning in the structure of higher education: between online and offline. Teacher of the XXI century. 2022. Part 1. № 4. P. 60-74.
4. Nagaeva I.A. Hybrid learning as the potential of modern education. Domestic and foreign pedagogy. 2022. № 3 (84). P. 126-139.
5. Great Russian Encyclopedia // URL: https://bigenc.ru/cMdeokonferentsiia-17c4f3
6. Marchenko M.G. Varieties of hybrid learning models at universities. E-SCIO. 2022. № 3 (66). P. 669-673.
7. Raes A., Detienne L., Widney I., Depaepe F. A systematic literature review on synchronous hybrid learning: gaps. Learning Environments Research. An International journal. 2013. Vol. 16. № 2. P. 269-290.
8. TBC Group of Companies // URL: https://hybridclass.ru/