Научная статья на тему 'РАЗНОВИДНОСТИ ГИБРИДНЫХ МОДЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ'

РАЗНОВИДНОСТИ ГИБРИДНЫХ МОДЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
328
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
ГИБРИДНОЕ ОБУЧЕНИЕ / СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СИНХРОННЫЙ ФОРМАТ / АСИНХРОННЫЙ ФОРМАТ / ОНЛАЙН ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марченко Мария Геннадиевна

Данная статья посвящена изучению гибридной модели обучения в высшем учебном заведении. Цель исследования заключается в рассмотрении подходов к определению понятия «гибридное обучение», существующих моделей гибридного обучения, а также анализу организации их работы. Анализируется теоретическая база и международный опыт применения гибридных образовательных технологий. Определены преимущества и недостатки гибридного обучения в образовательном процессе.This article is devoted to the study of a hybrid model of education in a higher educational institution. The purpose of the study is to consider approaches to the definition of the concept of "hybrid learning", existing models of hybrid learning, as well as to analyze the organization of their work. The theoretical base and international experience in the use of hybrid educational technologies are analyzed. The advantages and disadvantages of hybrid learning in the educational process are determined.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗНОВИДНОСТИ ГИБРИДНЫХ МОДЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ»

УДК 37.022

Психолого-педагогические науки

Марченко Мария Геннадиевна, ассистент кафедры «Лингводидактика и

зарубежная филология», Севастопольский государственный университет, г. Севастополь, Россия

РАЗНОВИДНОСТИ ГИБРИДНЫХ МОДЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Аннотация: Данная статья посвящена изучению гибридной модели обучения в высшем учебном заведении. Цель исследования заключается в рассмотрении подходов к определению понятия «гибридное обучение», существующих моделей гибридного обучения, а также анализу организации их работы. Анализируется теоретическая база и международный опыт применения гибридных образовательных технологий. Определены преимущества и недостатки гибридного обучения в образовательном процессе.

Ключевые слова: гибридное обучение, смешанное обучение, дистанционное обучение, синхронный формат, асинхронный формат, онлайн обучение.

Abstract: This article is devoted to the study of a hybrid model of education in a higher educational institution. The purpose of the study is to consider approaches to the definition of the concept of "hybrid learning", existing models of hybrid learning, as well as to analyze the organization of their work. The theoretical base and international experience in the use of hybrid educational technologies are analyzed. The advantages and disadvantages of hybrid learning in the educational process are determined.

Key words: hybrid learning, blended learning, distance learning, synchronous format, asynchronous format, online learning.

В последние годы модернизация системы образования высших учебных

заведений связана с внедрением гибридной модели обучения с целью эффективного включения студентов в образовательный процесс в экстремальных природных и социальных условиях.

Однако существуют различные подходы к трактовке гибридного обучения. Под гибридным обучением в отечественной литературе понимают сочетание традиционного и электронного обучения, а также приравнивают его к термину «смешанное обучение» (blended learning) [1, с. 13]. В таком понимании гибридная/смешанная модель обучения предполагает синхронное (synchronous) физическое присутствие всех учащихся в аудитории в сочетании с асинхронными (asynchronous) онлайн задачами (просмотр видео, прослушивание аудиозаписи, написание эссе). Данный формат обучения имеет значительное преимущество по сравнению с обучением онлайн, обеспечивая детальную проработку материала при очной встрече, а также незамедлительную обратную связь. Кроме того, смешанный формат обучения является наиболее распространенным в отечественных ВУЗах, т.к. проведение лекций в дистанционном формате минимизирует эпидемиологические риски, а также позволяет каждому студенту получить качественный звук и картинку. При этом проведение семинаров и практических занятий в очном формате дает возможность отработать конкретные навыки, применяя на практике теоретические знания с незамедлительной обратной связью от преподавателя [2].

Например, на очном занятии по биологии преподаватель вводит новую тему по разным частям человеческой клетки. Затем, в дни онлайн-обучения, учащиеся могут смотреть видео, читать главы учебников и выполнять задания, которые помогают им узнать больше о каждой части клетки (например, об эндоплазматическом ретикулуме). Используя технологию перевернутого класса (flipped classroom) в процессе гибридного обучения, образовательный процесс становится более индивидуальным и целенаправленным, не теряя коммуникативной направленности, совместной работы учащихся и интенсивности процесса.

В зарубежных источниках данные понятия дифференцируются, а

гибридное обучение (hybrid learning) трактуется как модель обучения, при которой происходит синхронное вовлечение студентов в аудиторию физически и удаленно. Таким образом, данная модель обучения позволяет в экстремальных условиях обеспечить эффективное изучение одного и того же курса как студентам, находящимся в аудитории (in-person), так и тем, кто подключается дистанционно (log in remotely). В условиях такой модели обучения студентам, присутствующим на занятии дистанционно, необходимо включить камеру, чтобы чувствовать себя равными студентам, которые присутствуют очно

[3].

Наряду с гибридной моделью обучения, в ВУЗах применяется ее разновидность - HyFlex [5]. Термин HyFlex состоит из двух английских слов -hybrid (гибридный) и flexible (гибкий). Таким образом, гибридный гибкий формат обучения выстроен так что, как и при гибридной модели, все занятия проводятся синхронно очно и онлайн, однако студенты, не подключившиеся дистанционно, имеют возможность позже просмотреть запись занятий. Использование данной модели обучения позволяет учащимся самим решать, в каком формате принимать участие и выполнять задания.

Существует еще одна модель гибридного обучения, которая реализуется с помощью деления студентов на группы и организации их работы следующим образом (см. таблицу 1):

Таблица 1 - Модель гибридного обучения с учетом деления студентов на группы

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница

Группа 1 Аудиторное обучение Аудиторное обучение Дистанцион-ное/аудиторн ое обучение для группы 1 и группы 2 Дистанционное обучение Дистанци онное обучение

Группа 2 Дистанционное обучение Дистанционное обучение Аудиторное обучение Аудиторн ое обучение

Таким образом, в рамках такой модели гибридного обучения, происходит

смена не только средств в образовательном процессе, но и формирования нового типа взаимодействия студентов и преподавателя. Преимуществом такого обучения является большая гибкость в выборе методик и технологий обучения. Используя виртуальные учебные ресурсы, студенты прорабатывают материал и готовятся к очным групповым занятиям [4, с. 433]. Затем изученный материал закрепляется в аудитории, преподаватель дает новый материал, который учащиеся самостоятельно закрепляют на онлайн платформе.

Итак, гибридное обучение - это разновидность образовательной среды, задача которой заключается в обеспечении эффективного проведения образовательных программ за счет использования традиционных очных, и дистанционных образовательных средств и технологий.

Проанализировав существующие модели гибридного обучения, можно сделать следующие выводы. Процессы цифровизации открывают множество вариантов сочетания онлайн и офлайн форматов, каждый из которых обладает рядом своих особенностей. Однако, можно выделить ряд общих преимуществ и недостатков, присущих всем существующим моделям.

К преимуществам мы относим возможность комбинировать разнообразные технологии, объединяя традиционную систему обучения с цифровой, используя при этом меньшие затраты человеческих ресурсов. Такая синергия позволяет лучше контролировать обучающихся и реализовывать индивидуальные образовательные траектории, учитывая интересы и способности студентов. Оптимизация распределения средств и времени способствуют улучшению обучения качества образования, а также развивают автономность студентов и адаптируют к гибкому режиму. Более того, благодаря гибридной модели обучения, образовательный процесс может эффективно функционировать в экстремальных условиях.

К недостаткам можно отнести необходимость расширения набора технических средств и их освоения. Для превращения классических занятий в высококачественный гибридный формат обучения, высшие учебные заведения должны задействовать системы интеграторов и собственный ИТ-персонал. Если

ограничиться использованием возможностей видеоконференций, необходимый уровень взаимодействия и заинтересованности студентов не будет достигнут. Так, высшие учебные заведения должны быть оснащены интерактивными панелями, транслирующие в режиме онлайн в любую точку мира, беспроводными микрофонами, камерами, мониторами для студентов, присоединившихся дистанционно и т.п. Кроме того, такая трансформация образовательной среды подразумевает адаптацию рабочих программ, систему оценивая, расписания.

Библиографический список:

1. Калинина С. Д. Предпосылки использования дистанционных образовательных технологий в системе высшего профессионального образования / / Педагогическое образование в России. 2015. № 1. С. 11 - 15.

2. Логинова А.В. Смешанное обучение: преимущества, ограничения и опасения // Молодой учёный. 2015. №7. [Электронный ресурс] URL: http://www.moluch.ru/archive/87/16877/ (дата обращения: 20.03.2022).

3. СНГ на пути к открытым образовательным ресурсам. Аналитический обзор Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. [Электронный ресурс] URL:http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214683 (дата обращения: 16.03.2022).

4. Berrett D. How ' flipping' the classroom can improve the traditional lecture // The Chronicle of Higher Education, 2019. C. 431 - 439.

5. Tomlinson B., Whittaker C. Blended Learning in English Language Teaching: Course Design and Implementation. British Council. [Электронный ресурс] URL:http://www.teachingenglish.org.uk/sites/teacheng/files/D057_Blended% 20learnmg_FINAL_WEB %200NLY_v2.pdf (дата обращения: 10.02.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.