Научная статья на тему '«ГИБРИДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»: ПОИСК ОПТИМАЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ СРЕДЫ'

«ГИБРИДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»: ПОИСК ОПТИМАЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«гибридное образование» / оптимальность / традиционное образование / электронное образование / организация учебного процесса / цифровизация в образовании / hybrid education / optimality / traditional education / e-education / organization of the educational process / digitalization in education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малых Ольга Евгеньевна, Ларцева Светлана Александровна

Цифровизация всех сфер жизнедеятельности общества иногда порождает неверные предположения о ее безграничных возможностях. Принято считать, что электронное образование дает хорошие результаты и требует меньше затрат. Однако практика последних лет показывает, что формат электронного образования следует рассматривать более детально, выделяя каждую цель, для реализации которой этот формат используется. Важно учитывать совокупность факторов и условий, которые могут повысить эффективность электронного образования и к числу которых можно отнести высокий уровень цифровизации всего учебного процесса, наличие институциональной рамки цифровизации образования, обеспечение оценки и самооценки базовых цифровых навыков студентов и преподавателей, готовность и умение взаимодействовать в дистанционном формате студентов и преподавателей. При таком подходе можно увидеть, что существуют ограничения его применения по уровням образования, по механизмам наработки профессиональных компетенций, по степени социальнопсихологического воздействия. Также следует учитывать сферу социально-трудовых отношений в части создания и ликвидации рабочих мест, напряженности и интенсивности труда, определения заработной платы и организации рабочего места. Признавая положительные результаты использования дистанционной формы электронного образования в период кризиса пандемии, нужно развивать широкую дискуссию относительно формата современного образования. Принимая во внимание несовпадение «временных горизонтов развития» системы образования и отдельного человека, отдельной организации, важно как можно более адекватно оценивать влияние на образование различного рода изменений (изменений глобального миропорядка, товарных рынков и рынка труда). В статье анализируются сильные и слабые стороны традиционного и электронного образования, обосновывается оптимальность формата «гибридного образования».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малых Ольга Евгеньевна, Ларцева Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYBRID EDUCATION: SEARCH FOR AN OPTIMALITY IN NEW CONTEXTS

The digitalization of all spheres of social activities sometimes leads to the mistaken belief in its limitless potential. Digital education is often presumed to yield good learning outcomes while being cost-effective. However, recent years have shown that digital education requires a more nuanced examination, particularly with regard to the specific objectives for which it is implemented. It is essential to consider a variety of factors and conditions that can enhance the effectiveness of e-learning. These include the high level of digitalization across the entire educational process, the existence of an institutional framework for the digitalization of education, the provision for assessment and self-assessment of the digital skills of both students and teachers, and the readiness and ability of students and teachers to engage in remote interactions. Adopting this approach clarifies the limitations of digital education based on education level, mechanisms of professional competence acquisition, and the degree of socio-psychological engagement. Additionally, one should consider the realm of social and labor relations concerning job creation and destruction, labor intensity and stress, defining labor costs, and the organization of workplaces. While acknowledging the positive outcomes of digital education during the pandemic, it is crucial to promote a comprehensive discussion on contemporary educational arrangements. Given the disparity between the "time horizons of development" of the education system and individuals and organization, it is important to evaluate the impact of various changes–such as shifts in the global world order, commodity markets, and labor markets–on education as accurately as possible. The article analyzes strengths and weaknesses of digital education and proves the necessity of hybrid education.

Текст научной работы на тему ««ГИБРИДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»: ПОИСК ОПТИМАЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ СРЕДЫ»

Научная статья

DOI: 10.15593/2224-9354/2024.2.3 УДК 378.091.333

О.Е. Малых, С.А. Ларцева

«ГИБРИДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»: ПОИСК ОПТИМАЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ СРЕДЫ

Цифровизация всех сфер жизнедеятельности общества иногда порождает неверные предположения о ее безграничных возможностях. Принято считать, что электронное образование дает хорошие результаты и требует меньше затрат. Однако практика последних лет показывает, что формат электронного образования следует рассматривать более детально, выделяя каждую цель, для реализации которой этот формат используется. Важно учитывать совокупность факторов и условий, которые могут повысить эффективность электронного образования и к числу которых можно отнести высокий уровень цифровизации всего учебного процесса, наличие институциональной рамки цифровизации образования, обеспечение оценки и самооценки базовых цифровых навыков студентов и преподавателей, готовность и умение взаимодействовать в дистанционном формате студентов и преподавателей.

При таком подходе можно увидеть, что существуют ограничения его применения по уровням образования, по механизмам наработки профессиональных компетенций, по степени социально-психологического воздействия. Также следует учитывать сферу социально-трудовых отношений в части создания и ликвидации рабочих мест, напряженности и интенсивности труда, определения заработной платы и организации рабочего места. Признавая положительные результаты использования дистанционной формы электронного образования в период кризиса пандемии, нужно развивать широкую дискуссию относительно формата современного образования. Принимая во внимание несовпадение «временных горизонтов развития» системы образования и отдельного человека, отдельной организации, важно как можно более адекватно оценивать влияние на образование различного рода изменений (изменений глобального миропорядка, товарных рынков и рынка труда). В статье анализируются сильные и слабые стороны традиционного и электронного образования, обосновывается оптимальность формата «гибридного образования».

Ключевые слова: «гибридное образование», оптимальность, традиционное образование, электронное образование, организация учебного процесса, цифровизация в образовании.

Теоретические и эмпирические исследования сферы образования в любые времена не теряют своей актуальности. Мы можем констатировать только, что в связи с требованиями общества смещаются акценты изучения. Основным современным запросом рынка труда является соответствие образовательных программ требованиям к навыкам профессий, которые рассматриваются с позиций индивидуальных способностей и предпочтений людей, различий городских и периферийных рынков труда [1, 2]. Образование по-прежнему играет

© Малых О.Е., Ларцева С.А., 2024

Малых Ольга Евгеньевна - д-р экон. наук, профессор, Уфимская высшая школа экономики и управления ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, e-mail: kafedra-et@mail.ru.

Ларцева Светлана Александровна - канд. экон. наук, доцент, начальник учебно-методического управления ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский горный университет», С.-Петербург, е-mail: lartseva@yandex.ru.

важную роль в социальной мобильности во всех странах, причем этот эффект наиболее заметен в странах развивающихся [3, 4]. В контексте нашего исследования наибольший интерес представляют работы, посвященные различным формам и технологиям обучения: традиционным, цифровым и смешанным. Анализ современной литературы показывает, что существует широкий спектр мнений теоретиков и практиков по данной проблематике. Так, W. Yang с соавторами отмечает продуктивность цифрового взаимодействия студентов и преподавателей на платформе Moodle, способствующего совместному созданию знаний и навыков [5]. При этом замечена значительная дифференциация степени вовлеченности преподавателей университетов в цифровую учебную деятельность. A. Lohr определила три уровня этой вовлеченности (низкий, умеренный и высокий), а также факторы ее определяющие, в число которых включают (политику цифровизации правительства, активность администрации университета, сформированность институциональной среды и наличие технического обеспечения [6]. Сформулирована проблема недостаточности цифровых навыков преподавателей университетов, обоснована необходимость построения соответствующих планов обучения с акцентом на выявленных сложностях преподавательской работы дистанционного формата [7, 8]. Выявлено, что в условиях пандемии 2020-2021 гг. электронное обучение не снижает негативного влияния самоизоляции ни у студентов, ни у преподавателей [9]. Однако в этот же период отмечены положительные практики социально-педагогической деятельности [10-12]. Поэтому особое значение приобретает синтез теоретических моделей гибридного образования и выявление факторов, влияющих на этот процесс [13, 14].

Характеристики новой среды многообразны, и в контексте данного исследования мы можем выделить цифровизацию всех сторон жизни, появление новых форм занятости, усиление внимания к формированию профессиональных компетенций и растущий спрос на рабочие специальности.

Нам представляется, что университет завтрашнего дня создается уже сегодня. Недостаточно просто отвечать изменениям ситуации. Мы должны сами быть в авангарде изменений. Сегодня, находясь на стадии активного инновационного развития и учитывая вызовы новой среды, необходимо ставить такие цели и формировать кадры, способные их реализовать. Поддерживая максимально широкое развитие системы e-learning и оценивая достижения коллег как значительные, мы считаем, что оптимальной моделью современного образования является гибридный формат. Тому есть ряд основательных причин. Необходимо использовать преимущества новых и традиционных технологий для студентов, обучающихся в университетах очно, равно как для тех, кто не является студентами и даже не проживает в городах дислокации университетов.

Обратим внимание на плюсы и минусы традиционных и онлайн-форматов образования1 (табл. 1 и 2). Мы видим, что в обоих случаях сложно отдать предпочтение только одному формату. Традиционный привычен для восприятия, понятен большинству студентов, родителей и преподавателей, а также имеет соответствующую инфраструктуру.

Переход на электронное обучение с использованием дистанционных технологий должен учитывать восприятие его студентами и преподавателями, а также качество цифровой инфраструктуры университетов [15]. Аналитический доклад «Уроки "стресс-теста"»: вузы в условиях пандемии и после нее» показывает, что российская система образования «в целом сохранила устойчивость» [16]. Опыт работы российских вузов 2020-2021 гг. «на удаленке», по мнению авторов доклада, «показал не только возможности цифровых технологий, но и их ограничения». В табл. 2 мы видим положительные и отрицательные эффекты электронного обучения.

В идеале гибридные системы сочетают в себе лучшие черты очных и он-лайн-курсов, создавая курс, который, с одной стороны, является гибким и доступным, а с другой - предоставляет опыт личного общения с преподавателем.

Все форматы курсов имеют свои сильные и слабые стороны. Пожалуй, самой сильной стороной очных курсов является степень того, как они формируют отношения в аудитории и вне ее. Увеличение доступа «необычных» студентов или студентов, не имеющих возможности приехать в университет, является одним из главных преимуществ онлайн- и гибридных курсов, которые позволяют университетам зачислять студентов, у которых есть желание получить образование, но нет возможности регулярно приезжать в университет. Мировой опыт убедительно доказывает эффективность гибридного формата. «Мы говорим о больших объемах данных от сотен тысяч учеников, - отмечает О'Коннел2 (согласно данным Б^, платформу используют около 700 000 студентов), - EdX сохраняет каждый клик, а также совместно с сотрудничающими университетами проводит обзоры каждого курса».

В период пандемии 2020-2021 гг. статистика по РФ дает нам общие цифры о дистанционном обучении, на которое к концу марта 2020 г. перешли более 80 % российских вузов. Стимул к развитию получили общие сервисы университетов: платформы онлайн-образования и цифровые библиотеки [16]. К тому же цифровые навыки в процессе взаимодействия и совместной деятельности на различных образовательных платформах у студентов и преподавателей значительно укрепились и расширились [17-19].

1 Традиционный формат: преподаватель (преподаватели) и студенты лично встречаются в кабинете «лицом к лицу».

Гибридный (смешанный) формат - сочетание традиционного образования и онлайн-курсов (как правило, 20-50 % от общего времени курса занимает работа онлайн).

Онлайн - вся или почти вся работа идет в сети (чаще всего подразумевается, что 80-100 % от общего времени курса занимает работа онлайн).

2 Представитель ведущей платформы образовательных курсов в режиме онлайн - EdX.

Таблица 1

Традиционный формат

Плюсы Минусы

Измерение уровня образования. Из-за синхронности формата преподаватели могут контролировать уровень вовлеченности, внимательности и понимания. Вопросы студента являются непосредственной обратной связью и могут формировать преподнесение материала курса Темпы работы. Для многих очных классов преподаватели не могут формировать индивидуальный подход. Студентам, которым требуется дополнительное время для того, чтобы понять некоторые фрагменты материала, могут отстать от остальных

Окружающая обстановка. На традиционных занятиях часто создается атмосфера совместной деятельности, отлично подходящая для развития дискуссий и обсуждений. Синхронное обсуждение между студентами и студентами и преподавателем позволяет непосредственно получить обратную связь и указания, тренировать навыки ведения беседы и дискуссии, а также формировать долговременные межличностные отношения Препятствия для вовлечения в процесс. Студенты на занятиях могут стесняться отвечать на вопросы или пояснять свои слова. Также очный подход может переложить всю ответственность на лекции, ограничивая возможность самостоятельного изучения и зачастую это затрудняет вовлечение студентов в процесс

Мотивация студентов. Некоторые студенты находят очные занятия особенно привлекательными, потому что они могут лично побеседовать с преподавателем и сразу же получить ответы на беспокоящие их вопросы. Очные классы также становятся для студентов той структурой, которая вливается в их ежедневное расписание Расписание. Студенты должны так формировать свой распорядок дня, чтобы лично присутствовать на занятиях, что может снизить посещаемость со стороны тех, кто совмещает учебу с работой

Уникальность формата. Курсы в виде семинаров представляют для студентов старших курсов уникальный опыт образования, который на текущем уровне развития технологий невозможно повторить Доступ и поддержка. Некоторые дополнения для студентов или приглашенных преподавателей с ограниченными возможностями (например, переводчики языка жестов) университет должен организовывать самостоятельно

Доступ студентов к классам и поддержка. Этот формат хорошо известен как студентам, так и службам университетов Проблемы большой аудитории. В крупных группах, в которых учится более 100 студентов особенно сложно управлять аудиторией, например, когда студенты входят-выходят во время занятия, отвлекаются и/или отвлекают других студентов

Опыт преподавания. Большая часть преподавательского состава знакомы с этим форматом и их устраивает работать именно в такой манере Технические проблемы. Большое разнообразие образовательных технологий в кабинетах могут стать проблемой для университета, а некоторое оборудование и программное обеспечение плохо доступно для преподавателей/студентов с ограниченными возможностями. Зачастую, когда возникают технические проблемы, в аудитории и лаборатории нет возможности организовать срочную техническую поддержку

Таблица 2

Онлайн-курсы

Плюсы Минусы

Удобный и гибкий график. Студенты могут выполнять работу в соответствии с индивидуальным графиком и удобным для них темпом. Эта гибкость баланса между образованием, работой и/или семьей позволяет студентам участвовать в более значительном числе курсов. Преподаватели, которые преподают на таких курсах, также могут воспользоваться этой гибкостью для соблюдения баланса между личными делами и профессиональными обязанностями, такими как исследования и консультации студентов. Возможность работать на дому экономит время и деньги, как студентов, так и преподавателей Технические проблемы. Технические вопросы, несомненно, появляются. Серверы могут сломаться и лишить студентов доступа к курсам, у отдельного пользователя могут возникнуть проблемы с компьютером, могут возникнуть проблемы с сайтом или хостингом курса. Это становится проблемой не только для преподавателя и студентов, но также и для технических и административных отделов университета

Повторение материала. Студенты могут пересматривать записи лекций, повторять упражнения и перечитывать комментарии в дискуссиях, выделяя для разбора определенных понятий необходимое им время. Это преимущество особенно пригодится тем, кто изучает иностранный язык, имеет проблемы с определенным предметом или тем студентам, которые совмещают образование, работу и семейные дела Сообщество. Онлайн-курсы не могут воспроизвести живую атмосферу и общение, возникающее при очном образовании. В частности, онлайн-студентам может не хватать совместной работы и консультаций, которые доступны студентам при очном обучении. Однако в хорошо разработанных онлайн-курсах все может быть с точностью до наоборот: студенты, редко участвующие в обсуждениях на семинарах, активно участвуют в онлайн обсуждениях

Доступ и поддержка. Онлайн-курсы позволяют учиться студентам из труднодоступных мест или групп населения, которым недоступно высшее образование, если эти курсы сформированы таким образом, чтобы быть доступными для всех. Если к видео есть подписи или имеются другие вещи, которые делают курс доступными для студентов с ограниченными возможностями Нагрузка на преподавателя. Зачастую преподавателям требуется инструктаж по использованию ряда устройств (камеры для записи лекций или система управления курсом), что потребует от них дополнительных временных затрат. В онлайн-курсах преподаватели часто пытаются компенсировать недостаток личного общения, поддерживая дискуссии со студентами, что также может занимать много времени

Экономия аудиторного фонда. Онлайн-курсы уменьшают проблему университета, освобождая аудитории Доступ. У многих потенциальных студентов ограничен доступ к компьютеру, сети интернет и/или прочим технологиям или он отсутствует как таковой

Аналитика и оценки. Онлайн-упражнения и оценки позволяют собирать дополнительные материалы о процессе образования студента, который преподаватели могут использовать для индивидуального отслеживания прогресса студента, а также пересматривать и улучшать план курса У некоторых студентов могут быть проблемы. Онлайн-курсы могут быть более эффективными для тех, кто хорошо распоряжается своим временем. Такие курсы больше подходят взрослым, хорошо организованным студентам, которые хорошо планируют свое время

В 2022-2023 гг. подтверждается наличие негативных эффектов онлайн-образования, связанных прежде всего с вопросами социализации и наличием

отечественных разработок соответствующего программного обеспечения [20-22]. Также формулируется запрос о внедрении в систему высшего образования искусственного интеллекта и оценки его влияния на эту систему [23-25]. Опрос, проведенный в 2023 г. среди студентов старших курсов ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет» (направления подготовки - «Экономика» и «Менеджмент»), выявил предпочтение он-лайн-курсов по сравнению с традиционным форматом. Следует отметить два основных мотива такого выбора - это удобный график работы для студента и наличие удаленного доступа к учебным курсам (85 % опрошенных). В то же время 65 % отметили значимость совместных действий в рамках традиционного формата и еще 48 % - личные беседы с преподавателем. Это означает, что студенты данных направлений подготовки зачастую вынуждены работать, чтобы оплатить учебу и улучшить свое резюме. Они вынуждены замещать часы учебы работой, но хотят получать ответы на беспокоящие их вопросы и формировать долговременные межличностные отношения.

По нашему мнению, гибридная модель образования является оптимальной в условиях новой среды. Она предоставляет общение лицом к лицу, свойственное взаимодействию в аудитории, равно как между студентами и преподавателем, так и между студентами. Одновременно она предлагает студентам гибкость доступа к информации в режиме онлайн в привычном для них темпе. В то же время университет может использовать технологии для предоставления информации и доступа к результатам обучения в недоступной традиционным аудиторным занятиям форме. При этом не снижается качество профессиональной подготовки, как это наблюдается в привычной для России заочной форме обучения. Преподаватели могут более гибко планировать свои курсы и выбирать, какой образовательный метод лучше всего подходит для работы со студентами разных направлений подготовки. Наши преподаватели могут использовать время, раньше затрачиваемое на лекции, на занятия один на один или с малыми группами, на научные командировки или дополнительные лекции, которые позволяют тщательнее изучать тему. Появилась возможность предлагать открытые онлайн-курсы, которые позволяют людям со всего мира проходить обучение на бесплатной основе без начисления рейтинговых баллов (образовательных кредитов). И это важный шаг в мировое образовательное пространство, шаг к повышению престижа российского образования.

В заключение отметим следующее. Для государственных университетов, миссией которых является формирование нового поколения новаторов и лидеров на благо России, обеспечение возможности получения образования в течение всей жизни, подобная цель расширения доступа к образованию особенно важна и заслуживает того, чтобы быть обсуждаемой. В свете мировых образовательных тенденций, ключевым пунктом изменений мы видим рост числа курсов онлайн-образования. По мере того, как будет расти число гибридных и

онлайн-курсов, значительно улучшится качество формируемых профессиональных компетенций.

Список литературы

1. Schuster, K. Vocational training choice from a regional perspective / K. Schuster, A. Margarian // Empirical Research in Vocational Education and Training. - 2021. - Vol. 13, iss. 1. DOI: 10.1186/s40461-020-00105-9

2. Integral Assessment of the Social and Economic Development of Megacities in Russia / O.E. Malikh, A.F. Hurmatullina, M.E. Konovalova, O.Y. Kuzmina, N.B. Titova // International Electronic Journal of Mathematics Education. - 2016. -Vol. 11, iss. 7. - P. 2455-2469.

3. Marques-Perales, I. The impact of higher education in social class: an approach from social origin / I. Marques-Perales, S. Fachelli // Revista de Educacion y Derecho-Educational and Law Review. - 2021. - Iss. 23. DOI: 10.1344/ REYD2021.23.33850

4. Implementation of the State Economic Policy in the Field of Education /

0.E. Malikh, I.K. Polyanskaya, M.E. Konovalova, O.Y. Kuzmina, O.V. Tarasyuk,

1.V. Osipova // International Electronic Journal of Mathematics Education. - 2016. -Vol. 11, iss. 8. - P. 3104-3113.

5. Training teacher-researchers through online collective academic supervision: Evidence from a postgraduate teacher education programme / W. Yang, R. Huang, Y. Li, H. Li // Journal of Computer Assisted Learning. - 2021. - Vol. 37, iss. 4. -P. 1181-1193. DOI: 10.1111/jcal.12558

6. On powerpointers, clickerers, and digital pros: Investigating the initiation of digital learning activities by teachers in higher education / A. Lohr, M. Stadler, F. Schultz-Pernice, O. Chernikova, M. Sailer, F. Fischer, M. Sailer // Computers in Human Behavior. - 2021. - Vol. 119. DOI: 10.1016/j.chb.2021.106715

7. Сережкина, А.Е. Формирование цифровых компетенций преподавателей / А.Е. Сережкина // Управление устойчивым развитием. -2022. - № 5(42). - С. 98-103. DOI: 10.55421/2499992X_2022_5_98

8. Соловов, А.В. Модели проектирования и функционирования цифровых образовательных сред / А.В. Соловов // Высшее образование в России. -2021. - Т. 30, № 1. - С. 144-155. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-1-144-155

9. Individual Model of Psychological Health in Educational Process Subjects in Distance Learning Conditions / EA. Akhmedova, N.N. Uvarova, S.A. Pashina, Y.V. Sorokopud // Propositos y Representaciones. - Vol. 9. - Special Issue. DOI: 10.20511/pyr2021.v9nSPE3.1193

10. Remote Prophylaxis of Social and Educational Adaptation of University International Entrants in Total Pandemic / F.F. Bulatova, N.S. Sakharova, V.V. Tomin, I.R. Pozdnyakova, R.A. Kurbanov, A.M. Belyalova, M.A. Suchkov // Propositos

y Representaciones. - 2021. - Vol. 9. - Special Issue. DOI: 10.20511/pyr2021. v9nSPE3.1131

11. Гречушкина, Н.В. Онлайн-курс: модели применения в образовательном процессе / Н.В. Гречушкина // Высшее образование в России. - 2021. -Т. 30, № 4. - С. 120-130. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-4-120-130

12. Thanh, Le. T.M. A comprehensive analysis of flipped classroom model in higher education / Le. T.M. Thanh, D.T. Hong // Pedagogy & Psychology. Theory and Practice. - 2023. - Vol. 2 (46). - P. 32-37.

13. Головчин, М.А. Институциональные ловушки цифровизации российского высшего образования / М. А. Головчин // Высшее образование в России. -2021. - Т. 30, № 3. - С. 59-75. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-3-59-75

14. Al-Nuaimi, M. Learning management systems and technology acceptance models: A systematic review / M. Al-Nuaimi, M. Al-Emran // Education and Information Technologies. - 2021. - Vol. 26. - P. 5499-5533. DOI: 10.1007/s10639-021-10513-3

15. Шторм первых недель: как высшее образование шагнуло в реальность пандемии / А.В. Клягин [и др.]. - М.: Изд. дом НИУ ВШЭ, 2020. - 112 с.

16. Уроки «стресс-теста»: вузы в условиях пандемии и после нее. Аналитический доклад [Электронный ресурс]. - 2020. - URL: https://www.hse.ru/data/ 2020/07/06/1595281277/003 (дата обращения: 14.11.2024).

17. Abdelghani, B. Uses Of Communicative And Collaborative Activities In E-Learning: Moodle Platform As A Model / B. Abdelghani // Ijaz Arabi Journal of Arabic Learning. - 2021. - Vol. 4. - P. 242-267. DOI: 10.18860/ijazarabi.v4i2.10923

18. Teacher 4.0: A digital training proposal to strengthen the teaching and learning process / K.R. Banquez, CGVR Torres, LJG Rincon, EGO Ortiz // Revista Virtual Universidad Catolica del Norte. - 2021. - Vol. 63. - P. 126-160. DOI: 10.35575/rvucn.n63a6

19. The Design of Mobile Distance Online Education Resource Sharing from the Perspective of Man-Machine Cooperation / C.Y. Li, Q. Zhao, N. Herencsar, G. Srivastava // Mobile Networks & Applications. - 2021. - Vol. 26. - P. 21412152. DOI: 10.1007/s11036-021-01770-0

20. Минина, В.Н. Цифровизация высшего образования и ее социальные результаты / В.Н. Минина // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. - 2020. - T. 13, № 1. - С. 84-101. DOI: 10.21638/ spbu12.2020.106

21. Цифровая трансформация образования: от изменения средств к развитию деятельности / П.Д. Рабинович, К.Е. Заведенский, М.Э. Кушнир, Ю.Е. Храмов, А.Р. Мелик-Парсаданов // Информатика и образование. - 2020. -№ 5. - С. 4-14. DOI: 10.32517/0234-0453-2020-35-5-4-14

22. Global e-learning market outlook and forecast 2021-2026. Analytical report // Research & Markets. - 2021. - May. - URL: https://www.researchand-markets.com/reports/5327504/global-e-learningmarket-outlook-and-forecast.

23. Can artificial intelligence transform higher education? / T. Bates, C. Cobo, O. Marino, S. Wheeler // International Journal of Educational Technology in Higher Education. - 2020. - Vol. 17. - P. 42. DOI: 10.1186/s41239-020-00218-x

24. Chatterjee, S. Adoption of artificial intelligence in higher education: a quantitative analysis using structural equation modeling / S. Chatterjee, K.K. Bhattacharjee // Education and Information Technologies. - 2020. - Vol. 25. - P. 3443-3463.

25. Overview of AI in Education / A. Bhise, A. Munsh, A. Rodrigues, V. Sawant; P.P. Churi, S. Joshi, M. Elhoseny, & A. Omrane (Eds.) // Artificial intelligence in higher education: A practical approach (1st ed.). - CRC Press, 2023. - P. 31-62.

References

1. Schuster K., Margarian A. Vocational training choice from a regional perspective. Empirical Research in Vocational Education and Training, 2021, vol. 13, iss. 1. DOI: 10.1186/s40461-020-00105-9.

2. Malikh O.E., Hurmatullina A.F., Konovalova M.E., Kuzmina O.Y., Titova N.B. Integral assessment of the social and economic development of megacities in Russia. International Electronic Journal of Mathematics Education, 2016, vol. 11, iss. 7, pp. 2455-2469.

3. Marques-Perales I., Fachelli S. The impact of higher education in social class: An approach from social origin. Revista de Educacion y Derecho-Educational and Law Review, 2021, iss. 23. DOI: 10.1344/ REYD2021.23.33850.

4. Malikh O.E., Polyanskaya I.K., Konovalova M.E., Kuzmina O.Y., Tarasyuk O.V., Osipova I.V. Implementation of the state economic policy in the field of education. International Electronic Journal of Mathematics Education, 2016, vol. 11, iss. 8, pp. 3104 - 3113.

5. Yang W., Huang R., Li Y., Li H. Training teacher-researchers through online collective academic supervision: Evidence from a postgraduate teacher education programme. Journal of Computer Assisted Learning, 2021, vol. 37, iss. 4, pp. 1181-1193. DOI: 10.1111/jcal.12558.

6. Lohr A., Stadler M., Schultz-Pernice F., Chernikova O., Sailer M., Fischer F., Sailer M. On powerpointers, clickerers, and digital pros: Investigating the initiation of digital learning activities by teachers in higher education. Computers in Human Behavior, 2021, vol. 119. DOI: 10.1016/j.chb.2021.106715.

7. Serezhkina A.E. Formirovanie tsifrovykh kompetentsii prepodavatelei [Development of digital competences of teachers]. Upravlenie ustoichivym razvitiem, 2022, no. 5 (42), pp. 98-103. DOI: 10.55421/2499992X_2022_5_98.

8. Solovov A.V. Modeli proektirovaniia i funktsionirovaniia tsifrovykh obrazovatel'nykh sred [Models for the design and operation digital educational environments]. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2021, vol. 30, no. 1, pp. 144-155. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-1-144-155.

9. Akhmedova E.A., Uvarova N.N., Pashina S.A., Sorokopud Y.V. Individual model of psychological health in educational process subjects in distance learning conditions. Propositos y Representaciones, vol. 9. DOI: 10.20511/pyr2021. v9nSPE3.1193.

10. Bulatova F.F., Sakharova N.S., Tomin V.V., Pozdnyakova I.R., Kurbanov R.A., Belyalova A.M., Suchkov M.A. Remote prophylaxis of social and educational adaptation of University international entrants in total pandemic. Propositos y Representaciones, 2021, vol. 9. DOI: 10.20511/pyr2021.v9nSPE3.1131.

11. Grechushkina N.V. Onlain-kurs: modeli primeneniia v obrazovatel'nom protsesse [Online course: Application models in the educational process]. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2021, vol. 30, no. 4, pp. 120-130. DOI: 10.31992/0869-36172021-30-4-120-130.

12. Thanh Le. T.M., Hong D.T. A comprehensive analysis of flipped classroom model in higher education. Pedagogy & Psychology. Theory and Practice, 2023, vol. 2 (46), pp. 32-37.

13. Golovchin M.A. Institutsional'nye lovushki tsifrovizatsii rossiiskogo vysshego obrazovaniia [Institutional traps of digitalization of Russian higher education]. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2021, vol. 30, no. 3, pp. 59-75. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-3-59-75.

14. Al-Nuaimi M., M. Al-Emran Learning management systems and technology acceptance models: A systematic review. Education and Information Technologies, 2021, vol. 26, pp. 5499-5533. DOI: 10.1007/s10639-021-10513-3.

15. Kliagin A.V. et al. Shtorm pervykh nedel': kak vysshee obrazovanie shagnulo v real'nost' pandemii [The storm of the first weeks: How higher education stepped into the reality of the pandemic]. Moscow, HSE, 2020, 112 p.

16. Uroki "stress-testa": vuzy v usloviiakh pandemii i posle nee. Analiticheskii doklad [Lessons from the "stress test": Universities in a pandemic and after it. Analytical report]. 2020, available at: https://www.hse.ru/data/2020/07/06/ 1595281277/003 (accessed 14.11.2024).

17. Abdelghani B. Uses of communicative and collaborative activities in E-Learning: Moodle platform as a model. Ijaz Arabi Journal of Arabic Learning, 2021, vol. 4, pp. 242-267. DOI: 10.18860/ijazarabi.v4i2.10923.

18. Banquez K.R., Torres CGVR, Rincon LJG, Ortiz EGO Teacher 4.0: A digital training proposal to strengthen the teaching and learning process. Revista Virtual Universidad Catolica del Norte, 2021, vol. 63, pp. 126-160. DOI: 10.35575/rvucn.n63a6.

19. Li C.Y., Zhao Q., Herencsar N., Srivastava G. The design of mobile distance online education resource sharing from the perspective of man-machine cooperation. Mobile Networks & Applications, 2021, vol. 26, pp. 2141-2152. DOI: 10.1007/s11036-021-01770-0.

20. Minina V.N. Tsifrovizatsiia vysshego obrazovaniia i ee sotsial'nye rezul'taty [Digitalization of higher education and its social outcomes]. Vestnik Sankt-

Peterburgskogo universiteta. Sotsiologiia, 2020, vol. 13, no. 1, pp. 84-101. DOI: 10.21638/ spbu12.2020.106.

21. Rabinovich P.D., Zavedenskii K.E., Kushnir M.E., Khramov Iu.E., Melik-Parsadanov A.R. Tsifrovaia transformatsiia obrazovaniia: ot izmeneniia sredstv k razvitiiu deiatel'nosti [Digital transformation of education: From changing funds to developing activities]. Informatika i obrazovanie, 2020, no. 5, pp. 4-14. DOI: 10.32517/0234-0453-2020-35-5-4-14.

22. Global e-learning market outlook and forecast 2021-2026. Analytical report. Research & Markets, 2021, available at: https://www.researchandmarkets.com/ reports/5327504/global-e-learningmarket-outlook-and-forecast (accessed 11.05.2024).

23. Bates T., Cobo C., Marino O., Wheeler S. Can artificial intelligence transform higher education? International Journal of Educational Technology in Higher Education, 2020, vol. 17, pp. 42. DOI: 10.1186/s41239-020-00218-x.

24. Chatterjee S., Bhattacharjee K.K. Adoption of artificial intelligence in higher education: A quantitative analysis using structural equation modeling. Education and Information Technologies, 2020, vol. 25, pp. 3443-3463.

25. Bhise A., Munsh A., Rodrigues A., Sawant V. Overview of AI in education. Eds. P.P. Churi, S. Joshi, M. Elhoseny, A. Omrane. Artificial intelligence in higher education: A practical approach (1st ed.), CRC Press, 2023, pp. 31-62.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оригинальность 98 %

Поступила 04.12.2023 Одобрена 25.12.2023 Принята к публикации 27.05.2024

O.E. Malykh, S.A. Lartseva

HYBRID EDUCATION: SEARCH FOR AN OPTIMALITY IN NEW CONTEXTS

The digitalization of all spheres of social activities sometimes leads to the mistaken belief in its limitless potential. Digital education is often presumed to yield good learning outcomes while being cost-effective. However, recent years have shown that digital education requires a more nuanced examination, particularly with regard to the specific objectives for which it is implemented. It is essential to consider a variety of factors and conditions that can enhance the effectiveness of e-learning. These include the high level of digitalization across the entire educational process, the existence of an institutional framework for the digitalization of education, the provision for assessment and self-assessment of the digital skills of both students and teachers, and the readiness and ability of students and teachers to engage in remote interactions.

Adopting this approach clarifies the limitations of digital education based on education level, mechanisms of professional competence acquisition, and the degree of socio-psychological engagement. Additionally, one should consider the realm of social and labor relations concerning job creation and destruction, labor intensity and stress, defining labor costs, and the organization of workplaces. While acknowledging the positive outcomes of digital education during the pandemic, it is crucial to promote a comprehensive discussion on contemporary educational arrangements. Given the disparity between the "time horizons of development" of the education system and individuals and organization, it is important to evaluate the impact of various changes-such as shifts in the global world order, commodity markets,

and labor markets-on education as accurately as possible. The article analyzes strengths and weaknesses of digital education and proves the necessity of hybrid education.

Keywords: hybrid education, optimality, traditional education, e-education, organization of the educational process, digitalization in education.

Olga E. Malykh - Doctor of Economics, Professor, Ufa Higher School of Economics and Management, Ufa State Petroleum Technological University, e-mail: kafedra-et@mail.ru.

Svetlana A. Lartseva - Cand. Sc. (Economics), Associate Professor, Head of Educational and Methodological Department, Saint Petersburg Mining University, е-mail: lartseva@yandex.ru.

Received 04.12.2023 Accepted 25.12.2023 Published 27.05.2024

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Вклад авторов равноценен.

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Малых, О.Е. «Гибридное образование»: поиск оптимальности в условиях новой среды / О.Е. Малых, С.А. Ларцева // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. -2024. - № 2. - С. 38-49.

Please cite this article in English as:

Malykh O.E., Lartseva S.A. Hybrid education: search for an optimality in new contexts. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2024, no. 2, pp. 38-49 (In Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.