Гаврин В.Ф. 1974. Саксаульная сойка - Podoces panderi Fisch. // Птицы Казахстана. Алма-Ата, 5: 106-112. Зарудный Н.А. 1916. Птицы Аральского моря // Изв. Туркестан. отд. Импер. рус.
геогр. общ-ва 12, 1: 1-229. Лановенко Е. Н. 1995. Саксаульная сойка - Podoces panderi Fisch. // Птицы Узбекистана. Ташкент, 3: 129-134. Мензбир М.А., Шнитников В.Н. 1915. Илийская саксаульная сойка Podoces panderi Fisch. subsp. ilensis Menzb. et Schnitnikov // Материалы к познанию фауны и флоры Российской империи. Отд. зоол. 14: 185-193. Портенко Л.А. 1954. Птицы СССР. М.; Л., 3: 1-255.
Рустамов А.К. 1954а. Саксаульная сойка Podoces panderi Fisch. // Птицы Советского Союза. М., 5: 90-95. Рустамов А.К. 1954б. Птицы пустыни Кара-Кум. Ашхабад: 1-344. Рустамов А.К. 1958. Птицы Туркменистана. Ашхабад, 2: 1-252.
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2008, Том 17, Экспресс-выпуск 407: 429-436
Гибель птиц от домашних кошек в Себежском национальном парке
С.А. Фетисов
Национальный парк «Себежский»,
ул. 7 Ноября, д. 22, Себеж, Псковская область, 182250, Россия Поступила в редакцию 6 февраля 2008
Каждый знает, что многие домашние кошки Felis catus, особенно живущие в сельской местности — очень хорошие охотники. На юго-западе Псковской области, в частности в Себежском национальном парке, известны случаи, когда некоторые кошки из-за своей тяги к охоте даже покидают на лето постоянные жилища и хозяев и уходят на 2-3 месяца за пределы деревень, возвращаясь домой только осенью. Приходят они сильно одичавшие, но отнюдь не худые, а некоторые и вовсе становятся бродячими, бесхозными кошками, зимующими в общественных хозяйственных постройках или в помещениях для содержания крупного рогатого скота. Большинство кошек, правда, не оставляют своих домов, но и в этом случае они имеют возможность ежедневно охотиться в естественных (природных) условиях.
Состав добычи кошек на удивление широк. Например, 6 августа 2001 в деревне Осыно одна из кошек И.Д.Иванова поймала и принесла во двор лесную соню Dryomys nitedula - это была первая находка данного вида в Псковской области (Фетисов, Сморкачёва 2002). А в де-
ревне Илово, расположенной на берегу озера Ороно, две наших кошки за лето и осень в 2007 года принесли домой более 10 обыкновенных кутор Neomys fodiens, ведущих, как известно, полуводный образ жизни и довольно редких в Псковской области. Весьма существенное место среди жертв кошек занимают и птицы. Однако в целом кошки-орнитофаги встречаются много реже, чем миофаги.
Автор не ставил целью специально исследовать степень воздействия домашних кошек на местную орнитофауну. Однако за многие годы (в основном 1982-2007) удалось собрать интересный материал по этой теме, обобщённый в настоящей заметке. Этот материал стал быстро пополняться с 2006 года, когда мы стали постоянно жить в деревне Илово под Себежем и завели своих кошек. В эти годы в исследования активно включилась Г.А.Фетисова, так что наблюдения в Илово в 2006-2007 годах велись практически без перерывов.
В Себежском Поозерье в добыче кошек удалось зарегистрировать 29 видов птиц.
Anas platyrhynchos. Единственный случай добычи пухового птенца кряквы отмечен в первых числах июня 1997 в деревне Селявы на берегу Себежского озера. Кошка схватила птенца, видимо, прямо на деревенской улице (где она с ним была замечена), когда выводок следовал от гнезда к воде через деревню.
Anas crecca. В апреле 1992 в деревне Полейковичи на берегу реки Нища домашний кот А.И.Куренкова подкараулил в траве у самой воды самца чирка, поймал его и притащил к бане, где приступил к трапезе (Фетисов и др. 2002).
Porzana porzana. 8 августа 2007 наша кошка принесла котятам взрослого погоныша, которого поймала на сыром берегу (или на мелководье в густых тростниках) озера Ороно на окраине Илово. Нужно отметить, что в 2006-2007 годах мы вели здесь постоянные орнитологические наблюдения, но обнаружить этот вид не удавалось.
Crex crex. Молодого коростеля (с кисточками на первостепенных маховых, длина которых не превышала 2 см) кошка И.Д.Иванова поймала 11 августа 2002 на сенокосном лугу рядом с домом в деревне Осыно и принесла его котятам.
Columba livia. Один голубь (вероятно, молодой и поэтому «нерасторопный») был пойман кошкой из засады прямо на глазах автора в начале июля 2003 возле здания бывшего магазина в деревне Нища. Кошка сразу же утащила добычу в кусты. Случаи неудачного нападения кошек на голубей неоднократно приходилось наблюдать на базаре Себежа и на центральных площадях деревень. Каждый раз, однако, у кошек не было подходящего укрытия для засады, и они безуспешно пытались подобраться к добыче по открытому пространству, «наскоком». По непроверенным данным, ещё одна кошка ловила птенцов и
слетков сизого голубя летом 1999 на чердаке двухэтажного многоквартирного дома в Осыно.
Apus apus. Один слёток стрижа, почему-то севший на землю и не смогший взлететь с ровной поверхности, был почти сразу же схвачен кошкой в июле 2004 в одном из дворов Себежа.
Hirundo rustica. Оперившиеся, но ещё не способные летать птенцы ласточки были съедены двумя кошками летом 1986 в одном из сараев в Осыно после того, как они упали на землю вместе с отвалившимся от стены гнездом. Одна взрослая ласточка была схвачена кошкой 12 мая 1989 на обочине улицы в Осыно возле небольшой лужицы, где она собирала грязь для постройки гнезда.
Alauda arvensis. Перья съеденных жаворонков, пойманных кошками для котят, дважды (в 2002 и 2005 гг.) находили во дворе дома Загорских на окраине Осыно рядом с суходольными сенокосными лугами. По словам Ф.А. Загорской, одна из её 4 кошек была «...совсем пропащая, и пользы от неё никакой», потому что всё теплое время года она охотилась не столько на мышей, сколько на птиц. Не проходило и двух дней, чтобы она не поймала возле дома мелкую птичку (судя по описаниям, это были A. arvensis, Saxicola rubetra, Passer domesticus, Fringilla coelebs, а также виды Phylloscopus, Sylvia, Turdus) Порой приходилось принимать специальные меры, чтобы помешать кошке ловить домашних цыплят и утят. После того, как несколько цыплят всё же было съедено, хозяйка избавилась от этой кошки.
Motacilla alba. Один слёток трясогузок, гнездившихся в поленнице дров во дворе И.Д.Иванова в Осыно, был съеден, по словам хозяина, одной из его кошек в июне 1991 (вероятно, в день вылета) несмотря на то, что родители активно защищали птенца и пытались «отводить» кошку от того места, где он какое-то время прятался в траве. В другом случае взрослая трясогузка была поймана одичавшей кошкой в конце апреля 1985 внутри коровника в Осыно.
Sturnus vulgaris. Существует мнение, что скворец — излюбленный объект охоты домашних кошек. На самом деле кошки не имеют никаких заметных преимуществ при ловле скворцов по сравнению с другими птицами. Однако из-за того, что эта охота обычно происходит рядом с жильём человека, а взрослые скворцы, завидев кошек возле скворечников, всегда устраивают отчаянный переполох, на который слетаются и другие птицы, на неё в первую очередь обращают внимание люди. Время от времени кошки ухитряются вытаскивать подросших скворчат из дупел или скворешен, особенно если они не достаточно глубоки. В мае 2007 в Илово лёгкой добычей кошки стал выводок из 5 оперившихся скворчат в подгнившем и упавшем на землю скворечнике. Довольно активно кошки охотятся на скворчат в дни массового вылета их из гнёзд, когда затаившиеся слётки часто кричат, выпрашивая корм у
родителей, и тем привлекают кошек. Например, в одна наша кошка добыла слётка скворца в такой ситуации 17 мая 2006, другая - 15 мая 2007. Помимо того, кошки успешно охотятся на скворцов на окраинах населённых пунктов в конце июля — начале августа, когда огромные стаи этих птиц концентрируются на выгонах и лугах, а также возле помоек и мусорных куч в населённых пунктах ранней весной, когда во время ненастья скворцы кормятся на маленьких участках, где кошкам удобно их подкарауливать. Так была поймана одна самка скворца в Илово 23 апреля 2007.
Pica pica. По сообщению доярки М.Евдокимовой, в июне 1983 молодая сорока была поймана одной из кошек, постоянно живших на скотнике возле Осыно, после того, как случайно залетела внутрь служебного помещения. Другая сорока схвачена кошкой 2 февраля 1997 на подворье И.И.Кривцова в деревне Чернея, где она замешкалась возле вольера с курами.
Corvus monedula. Молодая галка попалась кошке в конце октября 2000 в центре Себежа. Это произошло в заваленном дровами углу двора рядом с небольшой помойкой, вокруг которой кормилось сразу несколько галок и серых ворон Corvus cornix.
Acrocephalus schoenobaenus. Одна наша кошка поймала на заросшем кустами и тростником берегу озера Ороно 3 барсучков: взрослого (16 августа 2006) и 2 молодых (10 и 21 августа 2007).
Sylvia communis. Одну взрослую серую славку, возможно, насиживавшую кладку, кошка А.И.Куренкова принесла котятам 28 мая 1986 в деревне Полейковичи.
Phylloscopus trochilus. Тушка веснички, пойманной кошкой для котят, найдена в конце мая 1994 во дворе дома Загорских на окраине Осыно. Не исключено, что птица поймана во время насиживания.
Muscicapa striata. Слёток серой мухоловки, гнездившейся под крышей сарая в Полейковичах, был пойман и съеден кошкой в июне 1985 во дворе неподалёку от гнезда.
Saxicola rubetra. Добытый кошкой слёток лугового чекана был брошен ею 2 июля 1998 на сенокосном лугу возле деревни Осыно после того, как эту кошку неожиданно вспугнула собака.
Luscinia luscinia. Наша кошка поймала взрослого соловья 3 июня 2007 в небольшой роще между домом и озеро Ороно.
Turdus pilaris. Молодой рябинник пойман нашей кошкой 11 июля 2007 на огороде в 25-30 м от дома на окраине деревни Илово.
Turdus merula. Взрослый самец пойман кошкой Ивановых на окраине Осыно в конце сентября 2001, когда кормился на земле упавшими плодами боярышника. 30 сентября 1978 самка чёрного дрозда, помеченная кольцом № 4164829 в Швеции 9 октября 1977, съедена кошкой в деревне Заборовье в Гдовском районе.
Parus major. Одну взрослую синицу наша кошка принесла своим котятам 24 июня 2007. Где она её поймала — неизвестно.
Passer domesticus. Кошка, держащая в зубах старого самца домового воробья наблюдалась в конце ноября 1996 в Себеже. В посёлке Ид-рица, уже давно, воробей, случайно залетевший зимой в дом и ударившийся о стекло, был тут же схвачен кошкой.
Passer montanus. Полевые воробьи были наиболее частой добычей наших кошек, охотившихся в 2007 году на окраине Илово. Там постоянно держалась стая воробьёв, насчитывавшая не менее 30 особей. В июле-августе одна кошка принесла домой 4, другая - 2 воробьёв (5 из 6 молодые).
Fringilla coelebs. Взрослую самку зяблика наша кошка принесла своим котятам 26 июля 2007. По-видимому, она поймала её неподалёку от дома, на приусадебном участке.
Chloris chloris. Молодая зеленушка была схвачена нашей кошкой 2 июля 2007 на приусадебном участке. Удачной охоте предшествовало несколько неудачных, однако кошка несколько дней продолжала терпеливо охотиться у небольших кустиков ирги, где регулярно кормилась стайка зеленушек.
Spinus spinus. Один из чижей, кормившихся вместе с чечётками у деревни Осыно в сорняках на краю пашни, пойман кошкой 6 февраля 1995. Возможно, это была не единственная добыча той кошки, потому что на полях тогда постоянно кормились стаи воробьиных по 50-100 и более особей.
Acanthis flammea. В течение двух недель в декабре 2007 одна из наших кошек поймала на огороде 3 чечёток, причём в одном и том же месте: где заросли полыни и других сорняков вплотную подходили к остову теплицы и нагромождению досок, служивших хорошим укрытием для подкарауливания добычи. Двух птиц кошка съела в 10-15 м от места добычи, а одну принесла домой и бросила на веранде.
Emberiza citrinella. Одна из овсянок, кормившихся вместе с полевыми воробьями во дворе И.И.Кривцова в деревне Чернея, была поймана кошкой 30 января 1997 возле вольера для кур.
Emberiza schoeniclus. Взрослый самец пойман нашей кошкой 29 марта 2007 на заросшем кустами и тростником берегу озера Ороно. Это произошло на четвёртый день после первой песни прилетевших камышовых овсянок.
Полный список охотничьих объектов кошек в Себежском Поозерье подлежит ещё дополнительному изучению. К сожалению, при всей кажущейся лёгкости, пополнять такой список - довольно непростое и трудоёмкое дело, потому что все кошки, особенно одичавшие и бродячие, ведут себя во время охоты очень скрытно, а попытка постоянного наблюдения за ними может серьезно помешать результатам их охоты.
Поймав добычу, кошка обычно прячется и ест её в укромном месте, если только у неё нет котят, которым она носит пищу. Но и для организации постоянного контроля добычи, получаемой котятами, необходимо иметь много свободного времени.
Какую же роль могут играть домашние кошки в смертности птиц на территории национального парка «Себежский»? Конечно, располагая только вышеприведёнными сведениями, точно ответить на этот вопрос невозможно. Однако попробуем всё же приблизительно оценить масштабы того урона, который кошки наносят птицам.
Несомненно, в условиях Себежского Поозерья и, в частности, в национальном парке кошки имеют очень хорошие возможности для охоты на самых разных птиц, обитающих как в антропогенных, так и природных ландшафтах. При этом кошки чаще всего добывают тех птиц, которых могут подкараулить из засады на земле или поймать при облегчающих охоту обстоятельствах: например, найти птенца, слётка, ослабевшую или раненую птицу; проникнуть в гнездо в дупле или ином убежище; схватить птицу, попавшую в ловушку (в жилое помещение, вольер и т.п.). Наряду с этим, кошки пытаются реализовать и другие возможности поймать любую потенциальную добычу, даже если шансы у них невелики. Для этого они зачастую проводят «разведку», совершая пробный бросок на добычу (например, на стайку кормящихся птиц), к которой невозможно подобраться без особой подготовки (без подползания, затаивания). В некоторых случаях кошки оказываются способными осилить довольно крупных птиц, размером с чирка. Однако основной добычей всё же служат мелкие воробьиные.
О смертности птиц в Себежском Поозерье из-за хищничества домашних кошек можно судить по некоторым фактам, любезно предоставленным автору в Центре кольцевания птиц И.Н.Добрыниной и И.А.Харитоновой. Так, из 87 окольцованных скворцов, погибших в Псковской области, в лапы к кошкам попали, как минимум, 13. Среди них скворцы, окольцованные в Великобритании (3 особи), Дании (2), Литве (1), Нидерландах (6) и Франции (1). Из них два окольцованных скворца поймано кошками в Себежском Поозерье: 1) К 14 697 Muséum Leiden Holland. Окольцован молодым 31 октября 1952 в Нидерландах (52.03 N, 4.12 E; отобран у кошки в мае 1953 в дер. Кицково, 56.39 N, 28.53 E. 2) V 135 039 Lithuania Kaunas Muséum. Окольцован молодым 9 июля 1996 в Вентес Рагас (55.21 N, 21.13 E) и отобран у кошки в июле 1998 в г. Себеже (56.19 N, 28.29 Е). Другими словами, доля смертности от кошек составляет у скворца в Псковской области не менее 15% от общей смертности.
Другой пример дают данные по большой синице. Из 19 окольцованных P. major, погибших в Псковской области, кошками пойманы как минимум 3 (окольцованы в Германии, Латвии и Ленинградской
области) т.е. доля смертности от кошек составляет около 16% от общей смертности, как и в случае со скворцом.
Приведём далее наш ход рассуждений. По данным на 1 сентября 2001, в Себежском национальном парке расположено 50 сельских населённых пунктов, в которых находится не менее 500 дворов (Проект 2002) и, соответственно, проживают не менее 500 семей. Судя по опросу сотрудников Парка и собственным наблюдениям автора, в деревнях практически в каждой семье есть хотя бы одна кошка. Таким образом, общее число кошек на территории парка — не менее 500 (не считая кошек города Себежа и бродячих). По нашей оценке, лишь треть или четверть, т.е. примерно 140 сельских кошек являются хорошими охотниками на птиц и добывают каждая в среднем не менее 1 птицы за 2 недели, а всего - порядка 3500 птиц в год*. Если к этим цифрам добавить ещё тех птиц, которых время от времени ловят другие 360 кошек в сельской местности, а также многочисленные кошки города Себежа и самые опасные для птиц — бродячие кошки+, то общее число погибших от них птиц национального парка, по самым скромным подсчётам, ежегодно превышает 10 тыс. особей.
Помимо того, нужно помнить не только о количественной, но и о качественной стороне вопроса. Некоторые птицы представляют собой особую ценность для человека и по закону подлежат всяческому сохранению. В первую очередь, это редкие и охраняемые виды, а также красивые и хорошо поющие птицы, важные в эстетическом отношении. Тем не менее приходится констатировать, что от нападения кошек на территории парка не гарантированы, например, такие виды, как коростель (хотя вид внесен в Красную книгу МСОП и в приложение к Красной книге Российской Федерации) и погоныш (очень редкий вид на Северо-Западе России). В числе жертв кошек значатся и многие любимые певчие птицы: соловей, чёрный дрозд, зеленушка, чиж, чечётка и другие. Кошки представляют угрозу и для таких редких в национальном парке птиц, как серая куропатка Perdix perdix, перепел Coturnix coturnix, кольчатая Streptopelia decaocto и обыкновенная S. turtur горлицы, удод Upupa epops, лесной жаворонок Lullula arborea, полевой конёк Anthus campestris, обыкновенный сверчок Locustella
* За 2007 год одна из кошек автора (хорошая охотница на птиц) добыла не менее 19 птиц (7 скворцов, из них 5 гнездовых птенцов и одного слётка, 4 полевых воробья, 3 обыкновенных чечётки, 2 камышевки-барсучка, 1 погоныша, 1 зеленушку и 1 камышовую овсянку), а другая («обычная») — не менее 6 птиц (2 полевых воробья, 1 соловья, 1 рябинника, 1 большую синицу и 1 зяблика). Но это не вся их добыча, а только та, что нам удалось обнаружить у котят в доме и случайно в радиусе 30-50 м вокруг дома.
" Их число на территории НП «Себежский» превышает 50. По крайней мере, 1-2 и более бродячих кошек можно встретить в окрестностях почти любой деревни.
naevia, садовая камышевка Acrocephalus dumetorum, ястребиная славка Sylvia nisoria, горихвостка-чернушка Phoenicurus ochruros, коноплянка Acanthis cannabina.
В связи с этим нужно всерьёз задуматься над тем, так ли безобидны домашние кошки в Себежском Поозерье, и приступить к разработке мероприятий, позволяющих снизить гибель птиц от кошек на территории национального парка «Себежский». В частности, можно рекомендовать вернуться к практике поголовного уничтожения бродячих кошек. Дополнительно к этой мере целесообразно разъяснять местному населению необходимость сокращения числа кошек в каждой семье и предоставить ему информацию о разных способах защиты искусственных гнездовий от кошек.
Литература
Проект организации территории национального парка «Себежский». Общая пояснительная записка. 2002. М., 1: 1-130 (рукопись.). Фетисов С.А., Ильинский И.В., Головань В.И., Фёдоров В.А. 2002. Птицы
Себежского Поозерья и национального парка «Себежский». СПб, 1: 1-152. Фетисов С.А., Сморкачёва А.В. 2002. Лесная соня (Dryomys nitedula) — новый вид Псковской области и национального парка «Себежский» // РИО + 10: охрана окружающей среды, природопользование, образование. Великие Луки, 7: 114-115.
Ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2008, Том 17, Экспресс-выпуск 407: 436-439
Обыкновенный осоед Pernis apivorus в научной коллекции зоологического музея ИСиЭЖ СО РАН (Новосибирск)
В. С. Жуков
Институт систематики и экологии животных Сибирского отделения РАН, ул. Фрунзе, д. 11, Новосибирск, 630091, Россия. E-mail: vszhukov@ngs.ru
Поступила в редакцию 7 апреля 2008
Обыкновенный осоед Pernis apivorus (Linnaeus, 1758) — редкий вид, включённый во многие региональные Красные книги России. Поэтому сбор новых коллекционных данных по этому виду в настоящее время затруднён. В связи с этим, а также с подготовкой к изданию следующих томов «Птиц России и сопредельных регионов», автором проведена ревизия коллекционных материалов по осоеду в зоологическом му-