Научная статья на тему 'Геймификация как панацея начального экологического образования'

Геймификация как панацея начального экологического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
483
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / ГЕЙМИФИКАЦИЯ / ИГРА / ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козина Е. Ф.

В статье поднята проблема тиражирования в последнее время игровых технологий как наиболее эффективных (нередко единственных) в экообразовании для устойчивого развития детей предшкольного и младшего школьного возраста; рассмотрено многообразие экологических игр и целесообразность их чередования с иными приемами экоработы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Геймификация как панацея начального экологического образования»

УДК 377.031

Козина Е. Ф.

Московский городской педагогический университет, г. Москва, Россия

ГЕЙМИФИКАЦИЯ КАК ПАНАЦЕЯ НАЧАЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье поднята проблема тиражирования в последнее время игровых технологий как наиболее эффективных (нередко единственных) в экообразовании для устойчивого развития детей предшкольного и младшего школьного возраста; рассмотрено многообразие экологических игр и целесообразность их чередования с иными приемами экоработы.

Ключевые слова: экологическое образование в интересах устойчивого развития, геймификация, игра, игровая технология.

Одним из наиболее актуальных направлений развития современной методики ознакомления детей до- / предшкольного и младшего школьного возраста с окружающим миром, наряду с гуманизацией, гуманитаризацией и поликультурностью, интеграцией и дифференциацией, стандартизацией и вариативностью, технологизацией, психологизацией и др., является экологизация образования. Ее популярность обусловлена изначально хорошей методической базой, сформированной в рамках реализации природоохранной идеи в процессе преподавания «Природоведения (естествознания)». На современной начальной образовательной ступени экологизация происходит по разным терминологически маркированным направлениям (рис.1 [1, с. 161]), нацеленным в свете системно-деятельностного и компетентностного подходов на формирование у ребенка разнообразными доступными способами экокультуры / экокомпетентности (рис.2 [1, с.164]). Эффективность последнего напрямую зависит от целенаправленного создания специальной экосреды посредством: 1) профилирования образовательных учреждений, предполагающего включение всего учебного заведения в единую систему работы по охране природы (поливариативная модель), - ДОУ / школы с углубленным изучением экологии («экологичные» «зеленые школы», чей рейтинг впервые был составлен в 2016 г., удовлетворяющие требованиям качественного экопросвещения, рационального энерго- и водосбережения, утилизации мусора, наличия комнатных растений и зеленых территорий, экоуборки), экошколы по европейскому образцу («Green School Bali», «Watkinson School», «APAP OpenSchool» и др., где приоритетным является не только воспитание эколидеров будущего, экологическая исследовательская деятельность детей всех возрастов, но и создание особой природосообразной среды, основанной на канонах экодизайна); 2) организации предметных классов с экологическим, биолого-экологическим уклоном («Киприда»,

научный журнал

Щелковская гимназия); 3) включение в учебный план экокурсов, в содержание базовых дисциплин «Окружающий мир», ОБЖ и т.д. -дополнительных эковопросов (рис.3 [1, с.171], рис.4 [2, с.402]); 4) в системе дополнительного образования - функционирования детских эколого-биологических / эколого-просветительских, учебных центров в очном и заочном формате (Ecobiocentre), с 1990-х гг. ежегодного проведения Летних и всесезонных экошкол, позволяющих воспитанникам во время каникул получить углубленные знания в выбранной научной области; 4) создания экологических сетевых, в т.ч. Internet-сообществ, реализующих международные программы, направленные на «образование для устойчивого развития», экопросвещение и воспитание экологического сознания молодого поколения (программы «Clean up the world», «Проект Земля», «Школ дружбы Life-Link», призванные сплотить детей всей планеты под эгидой «Забота о себе - забота об окружающих - забота о природе») и т.п.[3, с.39-40].

Вместе с тем глобальное изменение ориентиров современной экологии [с природоохранного на коэволюционный, с натуросистемного на социально-/ антропоэкологический, с обще идентификационно-оценочного(модель фиксирования «что это? что произошло?») на рефлексивный проблемно-проектировочный («почему произошло?», «как быть?», «что могу сделать я?»)] обусловило изменение образования, в т.ч. экологического, в сторону устойчивого развития.

Эколетнчмкое «тчгаю - специально орга-нж>оганнсе взанмолевствне тчжтетл и учаше-rcci напрааленнсе на усаоенне экогнчест знаний ;.~мений завьасв. IciorapobaHHe мзфо-воззреннз Экологичкьм воснитани« - составная чаез статей системы аоспнтанн£ лнчне-ста. наг[нвлезна1 на фарм^юванве у нее зжологачеасто сознанна н выетбот-iy праролосообразаото псведенга

1 1

JWosa оервоочерелна» - формировал» знаний о природе Езассифнпиремых ui 1) организационный '.ровень - siszx о кмтхгез-iax природной среза: аштш>1 жнаых орга-шпжд и ks отлнчет от Еежнвах. об усвшх тяу TTTSTJT организмов И МНОГСООрЗЗНИ ИХ валов: о растениях, жжвогаых и человеи из составлгаяох 'аспх дрнролнсго ctpyxeasi нужлзжщихс! а определенных условиях дп обеспечены своей жизнедеятельности. 2) эо-пзгппнсеный звзен! Есаазызаюпие и объясняющие значение ссьелинений в природе, на-премер. шип в rraa жнЕоснах в табуна. ста-la брачные союзы: }) знания об отношениях природных сообществ с овружакткй :релон |пншевае. пространственные ин^срмапнсн-Е2» сиза: (ЛЛСалеева! нюшовевж: пси-и.ыш — эжстмення - зжсвавыЕа t

Г- — — -

ixasa - формирование зголссичестой ккпепвносте ответственного отношения младзпего шюльнжа i «ртжаюшей среде. стровкгсся на базе аолсгиче-«ого сознаен! что предполагает соблюдение нравственны! и гзавовых прикипев дрвродопельзоыни z про-пагжду идей его оптимизации. агтгь-нуяз деггелшсст» зо изучению и охране природы ролвогс Ери (гомпонента: мировоззрение - пенностн - отношение -повеление!

Экололпкюа] культура - осознанное отношение человека i зрн-роле ссесзечиваютке сохранение. обогашеЕзе оарухаашей среды z создающее благопраятЕые условия для его жизни и совершенствовали» |тю С-НТлазачевуУ чье $ормнроьа-нне прелполагает овлаэенк еэтч-виу7 знаниями. v:aoeHHe пенност-нкл с^иентаззнн зо огнозэенню t природе. вкрабспу прагтячеоих умений и нзвыхев по сохранению благозрннтЕах условий среды. Ее сушэость - •стеаанчесюе единство зьологечесы разакгах сознание змссиовальнс-прагтнчеаих состояний и научно ссссноважной волевой утилитарЕО-прагтичесжой «(БТ.Тнхачев!

Jj^tnrмогти» С

Воспитание з*ал»1жчкиш культуры - повышение зеолегнчестой грамотности учащихся. вооружение их навыымн зсогсмэгго. бережного иаюльзо-L3HEI природных ресурсов, формирован® активней гуманной позиции по отиседевию i зрироле (по T.Tapacoscä;

Экол*ппе«м гросвешеи»

- перввчвая $рлгмеатзрная эжелсгоеаая деятельность учащихся с применением элементарных иэформаписшнс -агитационных методов с целые воздевгтвг! на ссзяанве дзеоей лл1Зсрмирсаання у них ответственности за сбережение природы. пропаганда идей био-срересг зтнтн

Заичи ознааомленне окружавших с адаптированной норматив: -провоюй лосу-ментапнен. налмвленнси на овржу прирелк легтельность по сслагоражнванию с tpv -жаюшен среда содействие улучзпенню зкосснчесгах условий на местах: возможное учэстае на л»путшей ;.рсеЕе в фсрмирсвании эсзлэгнчесхев г."ЛЬГ.т)Ы населенна

Эколфгичккм образлванн - непретьаный просесс cötkhei. Bc:nzraHH$ и разагтна .тжчностн. надравленнай на {-^мированве системы на^'чнах н ^ажтгчесхнх знаний и умений- пенностЕах ориентации, соведенж! и леиельностн. обеспечивающих ответственное отнесение i ожружаюшен сописс^яролнон срезе ж злсрсвьэс |НД-Зверев- А£5гхлебныэ ндр ) вьотбетхт соответств^тозпнх :*01смпетендзЙ1

знанневи. ссстзвюхпаз

эмопнсЕально-легногтЕМ Еомпоэеяга

нормгтнино-праасва! сопавлжпш

дедеднсстао-ЕрзЕтгтегтая зеомпонента

Hl

ОБУАЮВАКИЕ ."ЗГЧНОСТИ

Рисунок 1. Направления экологической работы в начальной школе

«Гуманитарный научный журнал»

Электронный

1 Вариативные компоненты >кологическое миропонимание (соответствие взглядов современное ЦНКМ). идеал взаимоотношений человека ■ природы предгтяаитгкия о стратегических тти приолижепия в нему. -итюгичесвое сямосохиатяе

Рисунок 2. Соотношение понятий « экологическая культура» и «экологическая компетентность» как целевых ориентиров

Постепеикая трлмсфсухлош от от аляопрелжтаой (1960-1970 гг У ммшэпрелмепгой (серелюа 1970-х п ) исиг-ш 4 »oópaieii ьхмошгшшл ooíuj- 11 шздолее >ффеътиямо<1 медлрелмгтзаоа ьоипиняровднмой

' Кляссическне модети формиромпня зкокультуры по форме оргпнюлшти образовательного гсрооесся 1) оорязоватетьпые молутн (ИГАгапов. 11 БСеяиовгкиа ПИ Третьюо»)с трои уровнями модульное программы пшровяябазовая подгоювал раскрывавшая основы избранной 1и нзучекнв области знакомящая с метелями исследования н презентацией результатов развевающая необходимые навыки (работа в группе коммуникация. оценка применение IIK1 и т л) понимание базовых вспомогательных конлеппиЯ углубленное изучение спепвфвчепиях «мгилй. демопстрлтшя ткплыплшм критического понимания фактор из т ягвхветтого опыта применение полученных результате» в новых ситуациях тдактзтвпые курсы (в том числе листятгаояпые - Д С Ермаков, В А Орлов) межпрелмепгае и предметные из вне олзисиогп учетного плава. }) доппдтгте.тьипе чообрязоютпге (гтантгои шитгатов летние ПОЛНОТЫ - А Б Фомина)

Рисунок 3. Модели экологического образования младших школьников

научный журнал

Экологические программы для ДОУ

Социально-адаптационные (социально-экологические, психолого-экологические) Эстетико-культурологи-ческие (эстстико-культурно-экологические) Биоэкологические (собственно-экологические)

Цель формирование экологического сознания детей в процессе их ознакомления с неразрывной социо-ириродной средой; индивидуально-личносгное становление, «развитие планетарного мышления» (эколотческая тематика выполняет сопутствующую первоочередной задаче функцию) Цель - формирование эстетического отношения ребенка к природе, нравственное воспитание, развитие начал духовности, «заложение основ богатой саморазвивающейся личности» в процессе ее активной деятельности (научная основа программ концепция Н.К.Рериха) Цель - формирование экологической культуры через постижение природных экологических закономерностей, выработку ответственного отношения к окружающей среде, своему здоровью, заложение основ экологического мировоззрения 1

• «Жизнь вокруг нас» (Н. А. Авдеева, Г. Б. Степанова); • «Паутинка» (Ж. Л. Васякина-Повикова); • «Экономика и экология» (Л. М. Кларина); • «Открой себя» (Е. Рылеева); • УМК «Предшкольная пора» (рук. П. Ф. Виноградова). • «Семицветик» (В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова); • «Природа и художник» (Т. А. Копцева); • «Чувство природы» (Н. А. Рюкбейль). • «Здравствуй, мир!» (А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова); • «Живая экология» (А. И. Иванова); • «Мы» (II. II. Кондратьева); • «Экологическая дорожка» (А. В. Королева); • «Цветовая экология» (Т. В. Шнотова, Е. П. Кочеткова).

Рисунок 4. Многообразие программ по экологическому воспитанию

дошкольников

Экологическое образование в интересах устойчивого развития (ЭОУР) - общекультурное, естественнонаучно-гуманитарно-техническое направление экообразования современного человека, объектом изучения которого выступают экологические социоприродные системы, предметом -экоотношения в социоприродных экосистемах. Цель общего ЭОУР -развитие субъекта экологической культуры, ее носителя и творца, характеризующегося активностью, инициативностью, осознанностью деятельности по присвоению, интерпретации, осмыслению опыта экокультуры человечества, его распространению и развитию в интересах устойчивого развития [4, с.2,7]. Последняя отвечает направленности общего образования в интересах устойчивого развития - «четырем столпам образования»: учиться познавать (постановка аналитических вопросов, критическое и системное мышление, решение проблем, ориентация на будущее); учиться делать (применение знаний в различных жизненных ситуациях, разрешение кризисов и рисков, ответственные действия, самоуважение); учиться жить, быть самостоятельным

(уверенность в себе, самовыражение и коммуникабельность, преодоление стресса); учиться жить вместе, с другими (ответственность, уважение к другим, сотрудничество, участие в демократическом процессе принятия решения, переговоры и достижение консенсуса) (Ж.Делор [5, с.3-4,24]). В целом под экологическим образованием для (в интересах / контексте) устойчивого развития мы будем понимать мета- / предметное направление модернизации образования, основанное на коэволюционном подходе и направленное на формирование у обучающихся экологического мышления и экокультуры, необходимых для становления личности как деятеля, способного на основе имеющегося опыта ориентироваться в меняющейся социоприродной среде и решать различные социально-экологические проблемы.

Реализации ЭОУР способствует ряд нормативно-правовых документов: «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» (17 целей УР), Парижское соглашение в рамках Рамочной конвенции ООН об изменении климата (2015) и обязательства РФ в области противодействия этому, сохранения благоприятной окружающей среды, «Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года» (2012), Федеральный закон от 29.12. 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (ст.12,28), ФГОС ДО, ФГОС НОО, ФГОС ОО, ФЗ «Об охране окружающей среды» (2002), «Экологическая стратегия города Москвы на период до 2030 года» (проект постановления, с.40-44,54-59) и др. В качестве научно-методической базы ЭОУР выступает «развивающая дидактическая система» под руководством академика Г.А.Ягодина, где цель работы конкретизируется как создание условий для самореализации, развития личности в быстро изменяющейся социоприродной среде и осознания объективно существующих экологических возможностей, ограничений экономического развития и необходимости адаптации к ним. Ее достижение предполагает решение ряда задач: формирование у обучающихся мета- / предметных знаний, УУД, ключевых образовательных компетентностей на основе понимания законов экологии и концепции устойчивого развития; личностный рост и развитие учащихся в условиях социально-значимой деятельности, направленной на улучшение состояния окружающей среды и повышение качества жизни [6]. В качестве результата ЭОУР заявлено освоение его метапредметного содержания с целью поэтапного формирования надпредметных / общеучебных способов деятельности - ключевых образовательных компетентностей, являющихся ключом для становления более узких предметных (общекультурной, учебно-познавательной, коммуникативной, информационной, социально-гражданской, экологической, личностного роста и развития); овладение обучающимися, педагогами и родителями

ЗУН для жизни в сложных природных и социально-экономических условиях. Формируемые компетенции определяют технологический компонент ЭОУР: актуализация предыдущего опыта (экознаний,-способов деятельности); опора на первоначально сформированную базу в эколого-естественнонаучной, гуманитарной и технической областях; соотнесение знаний с новым метапредметным содержанием; осмысление и представление их в индивидуальном переработанном виде; творческое переосмысление новой информации, операций; применение их в новой ситуации; адекватная само- / взаимооценка результатов образовательной и социально-значимой деятельности в области содействия улучшению состояния окружающей среды.

При этом в качестве одного из эффективных приемов ЭОУР (нередко ключевого) в ряде курсов повышения квалификации учителей, их профессиональной переподготовки, организуемых непрофильными (академическими) образовательными учреждениями, заявляется геймификация, что подтверждается наличием свыше 14 тыс. только 1п1егпе1-источников по запросу «экоигра». Под последней (от англ. §атШса1:юп - игрофикация, игроизация, геймизация) понимают различное применение подходов, характерных для компьютерных игр в программных инструментах для неигровых процессов с целью привлечения пользователей, потребителей и обучающихся, повышения их вовлеченности в решение прикладных задач, использование продуктов, услуг [7]; применение игровых методик в неигровых ситуациях [8, с.314], к коим причисляют и образование. Действительно, частота обращения к игре как приему и форме организации занятий в процессе начального экологического образования детей обусловлена не только возрастными особенностями воспитанников (у дошкольников игра - ведущая деятельность, у младших школьников - предтече учебной), но и самим ее характером (непринужденная веселая атмосфера, молниеносный видимый эффект радости). Нередко использование игры как ситуативного приема, приравненного к геймификации, в начальном экообразовании / ЭОУР позиционируется как «новое направление» в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Меж тем игра как практический метод обучения младших школьников (ведущий тип деятельности у дошкольников) экологии, в т.ч. дидактическая, давно используется на практике в процессе организации природоохранной деятельности детей (Л.В.Артемова, А.Т.Зверев, Д.Н.Кавтарадзе, Л.П.Молодова, И.Е.Плотникова, Л.П.Салеева, В.Н.Шпотов). Более того, ее место в методике достаточно неоднозначно: нередко игру причисляют к методу обучения как способу передачи информации, форме сообщения материала (Н.Ф.Виноградова, Г.А.Чернова), к дидактической форме (урок-игра), к «средству обучения»

[9, с.312]. В последнее время обозначилась тенденция расширения возможностей использования деловых игр, предполагающих создание ситуации выбора и принятия решения, в которой воспроизводятся условия, близкие к реальным: имитация реального процесса с помощью модели, распределение ролей и взаимодействие участников, появление конфликтных ситуаций на стыке разнообразных интересов играющих, наличие единой объединяющей коллективной цели, учет результатов деятельности, последовательная реализация цепочки решений. В связи с активным заимствованием зарубежных приемов природоведческой работы с предшкольниками и младшими школьниками, особенно в свете поиска оптимальной модели их ЭОУР, в последнее время популяризируется игровая интерактивная технология «Четыре потока познания» (Дж.Корнелл), исходящая из благоговейного отношения к природе, уважения к детям и строящаяся на правилах организации взаимодействия «природа - обучающийся - взрослый»: «меньше учите - больше делитесь»; «будьте открытыми к восприятию»; «сразу же сосредоточьте внимание ребенка»; «сначала наблюдайте, говорите потом»; «познание природы должно быть пронизано радостью!» [10, с.4-5,43]. Она исходит из обучения детей через получение прямого опыта, в связи с чем система игр «Поток познания» предполагает прохождение ими 4 стадий формирования восприятия природы и одновременно игровой динамики, плавно и естественно перетекающих друг в друга: 1) пробуждение энтузиазма (так называемые «игры выдры» - «Части тела животного», «Пирамида жизни», «Борьба диких животных», «Ключ к отгадке животного», «Мотыльки и летучие мыши»); 2) сосредоточение внимания («игры ворона» -«Неприродная тропа», «Карта звуков»); 3) получение прямого опыта («игры медведя» - «Фотограф», «Как подзывать птиц», «Слепая гусеница», «Таинственное животное»); 4) передача своего вдохновения /впечатления другим («игры дельфина» - «Неподвижная охота», «Воображаемое дерево»). Также при обосновании целесообразности использования игры как доминантного метода ЭОУР в компаративной педагогике нередко ссылаются на немецкий опыт, где игра-эксперимент является основой деятельности ребенка в «ДОУ - начальной школе».

В целом в общей дидактике, методике ознакомления предшкольников и младших школьников с окружающим миром, экологией используются разнообразные игры, в т.ч.: а) разминочные, направленные на стимулирование интереса и раскрепощение воображения участников, активизацию игровой и коллективистской мотивации, ориентирование на нестандартный подход к изучаемой проблеме («мозговой штурм», тематические развлекательные игры - «Облака», «Опиши цветок», «Найди себе корм»); б) ситуативно-ролевые, включающие анализ конкретных ситуаций и их ролевое проигрывание (игры по типу «лесного радио»

В.Бианки); в) конструктивно-, проблемно-ролевые и дискуссионные игры, нацеленные на формирование навыков принятия и эффективного использования деловых ролей, обучение взаимодействию, сплоченности («Профессии»); г) творческие (создание технических, изыскательских, художественных и иных проектов — «Школа будущего»); д) исследовательские («Следопыт»); е) управленческие («Я - член Гринпис»); ж) учебные игры как игровая имитация конкретной проблемы управления с целью выработки наилучшего решения (тема «Общение») и т.д. (по В.А.Ситарову). К числе наиболее популярных экологических (в т.ч. компьютерных) относятся: 1) ролевые, основанные на моделировании социального содержания экодеятельности, имитации / «проживании» соответствующих действий взрослых (экологические суды, конференции, экочтения); 2) имитационные, позволяющие, например, проследить роль каждого компонента системы и смоделировать последствия антропогенного воздействия на биоценозы (игра-моделирование «Экосистема водоема», к Ш,1У кл. перерастающая в экомоделирование), показать пищевые цепи («Пирамида жизни», «Ноосфера»); 3) дидактические игры - предметные, настольно-печатные, словесные («Чья потеря?», «Цветочный магазин», «Вершки-корешки», «Что было бы, если из леса исчезли...»); 4) соревновательные, стимулирующие активность участников в приобретении и демонстрации экологических ЗУН (эко КВН, турнир, эстафеты, конкурсы-аукционы, олимпиады, викторины - «Поле чудес», «Зоологическая»); 5) игры-путешествия, с помощью которых можно побывать в любой точке мира («В гости к белому медведю»). В практике ДОУ и начальной школы также популярны экологические игровые обучающие ситуации (ИОС): с привлечением игрушек - аналогов природным объектам (в этом случае важно сопоставление праобраза и его имитации с выявлением отличительных / существенных признаков); кукольные - изображения литературных персонажей; различные варианты сюжета «Путешествие» («Микропоход»).

Меж тем геймификация ЭОУР в истинном смысле не может быть приравнена к ситуации фрагментарного использования игры как ситуативного приема: она предполагает системность и комплексность в применении игровых технологий (продуманная логика постоянной организации и ведения игровой вне-/ урочной экодеятельности детей, преследующая конечную, обозначенную выше цель). В процессе применения игры нельзя упускать из вида доминирующий соревновательный эффект, когда «знаниевая» компонента отходит на второй план, поэтому игроизация хороша на этапе конкретизации, обобщения и коррекции имеющегося у детей экоопыта, актуализации сформированного, но не на стадии «открытия» ребенком нового экознания или способа действия. Как монометод, в начальном экообразовании она не

эффективна - важно ее чередование с иными способами и формами работы, в т.ч.: 1) экологические наблюдения (в т.ч. циклические, предполагающие ведение календарей природы / экокалендариков), виртуальные / реальные экоэкскурсии, экопрактикумы, мини-«экспедиции», экопоходы, предполагающие непосредственное обследование близлежащей местности для формирования у детей представлений об окружающих условиях, рельефе, экообстановке, наличии живых объектов и их приспособленности к среде обитания с целью установления элементарных причинно-следственных связей и прогнозирования вариантов дальнейшего развития; в качестве объектов экоисследования на них могут выступать любые предметы неживой / живой природы (вода, валуны и т.п.) и простейшие процессы (по В.А.Иванову, Н.Е.Сиденковой); 2) уроки доброты и мышления с проведением экологических бесед и промежуточной диагностики, использованием дозированных экорассказов, сказок, что предполагает междисциплинарную непрерывную модель работы (например, параллельное изучение сезонных изменений в природе в «Окружающем мире», произведений М.Пришвина, В.Дурова и др. в рамках «Литературного чтения» и т.д.; в ДОУ, классах раннего развития вертикальное использование приема «Написание письма ир- / реальному природному объекту» (Н.А.Рыжова), в начальной школе - экоэссе); реанимация некогда популярной профориентационной формы работы как ЖЗЛ - эковечера, встречи с замечательными людьми (учеными-экологами, специалистами природоохранных служб и др.); 3) посещение и создание экологических музеев, выставок, композиций, тематических экомодулей / -блоков («Родные просторы»); 4) экокружки, клубы / общества исследователей природы, лаборатории юного эколога; 5) обсуждение и проигрывание проблемных экоситуаций (в т.ч. нравственного выбора: «Маша принесла домой беспомощного зайчонка. Что ты ей скажешь?»), где отмечается особая роль создания ситуаций выбора, успеха и на проявление саморефлексии, персонализации, моделирования «жизненных историй»; при этом также важно чередование приемов [методы личностно-значимых конкретных ситуаций, инцидента; смысловое погружение (задачи на «смысл» ситуации), ценностное ориентирование; инициации творческой деятельности (творческие сочинения); задания по жизненным впечатлениям и т.д.]; спектр экозаданий достаточно широк (создание кластера, интеллект- / карты познания; составление списка известной информации, поиск ответов на вопросы; комментирование цитат; написание опорного конспекта (схемы, рисунка); исправление перепутанных логических цепочек; синквейн и т.п.), но постепенно акцент в них рекомендуется смещать с индивидуальной формы выполнения на групповую (аддитивную, компенсирующую, диз- / конъюнктивную -

научный журнал

экодебаты, экодискуссии, экодиспуты, диспуты-экспромты); 6) экологизация жизненной среды, предполагающая удовлетворение желания каждого ребенка «завести друга» (экодизайн - создание зимнего сада, уголков природы, «живых уголков», ботанических садов, фитомодулей; составление экологических карт / троп и их организация на учебно-опытном участке); 7) коллекционирование как пролог к беседам о природных богатствах России, их использовании на тему «Что делают из гранита?», «Как получают стекло, железо?» и т.п.; 8) экопроекты и исследования («Птичья столовая», «Животные мегаполиса в фотообъективе», «Красная книга округа»); 9) экоконференции, конкурсы (рисунка, плаката, фотографий «В объективе - окружающая среда», поделок из природных материалов, показов экологической моды и дизайна), праздники и фестивали, Дни экотворчества, Недели экологии; 10) эколого-психологические тренинги; 11) экологические акции («Чистый двор», «Осторожно первоцветы!»), субботники / трудовой десант и ведение «Панорамы добрых дел», организация дежурства на участке -комбинированный зеленый / голубой патруль (на начальной ступени - в пределах пришкольной территории, обследуя которую, дети отмечают в заранее составленной педагогом инструкционной карте объекты, нуждающиеся в охране), издание школьных бюллетеней, журналов, газет, буклетов экологической проблематики и ее распространение среди населения (экопросвещение).

В геймификации начального ЭОУР как системном использовании игровых технологий - специально выстроенной системы предполагающих выявление причинно-следственных связей экоигр, нацеленной на достижение конкретного результата, в последнее время отмечается: «регионализация»; усиление этнокультурного компонента, предполагающего интеграцию в разных видах деятельности знаний из конкретной научной области и фольклористики; увеличение количества ролевых, позиционных, проективных, имитационных экоигр, их имитаторов (тренинговых ситуаций) с целью научения детей ориентироваться в экоситуациях, прогнозировать последствия своей деятельности и принимать конкретные решения (С.В.Алексеев, А.М.Беккер); усиление при этом роли мультимедийных технологий и др.

На современном этапе технология формирования экокультуры / экокомпетентности у детей, в т.ч. предшкольного и младшего школьного возраста, находится в стадии становления, на что оказывает влияние изменившийся статус базовой науки: экология как стержнеобразующая, междисциплинарная синтетическая область; современная концепция ЭОУР детей с доминирующим практико-ориентированным, воспитательным аспектами педагогической деятельности, направленным на формирование ответственного отношения ребенка-деятеля к природной

среде. В связи с этим ведется активный поиск эффективных приемов последнего, оптимизация имеющихся знаний, что привело к популяризации экогеймификации. Это оправдано при условии ее дозированности, комплексности, системности, целевого соответствия и т.д., при которых она не подменяет натуралистический подход -первичность изучения ребенком мира при помощи естественнонаучных способов при непосредственном взаимодействии с исследуемым природным объектом.

Библиографический список

1. Варенина Л.П. Геймификация в образовании // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2014. - Т.6 (№6). - Ч.2. - С.314-317.

2. Козина Е.Ф. Методика обучения предмету «Окружающий мир» в схемах и таблицах (полный курс). - М.: Экон-информ, 2012. - С.161-172.

3. Козина Е.Ф. Теория и методика экологического воспитания дошкольников. -М.: Юрайт, 2018. - 454 с.

4. Козина Е.Ф., Нехлюдова М.В. и др. Формирование экологической культуры младших школьников. - М.: МГПУ, 2014. - 152 с.

5. Концепция общего экологического образования в интересах устойчивого развития Подготовлена коллективом сотрудников ФГБНУ «Институт стратегии развития образования» в рамках темы госзадания № 27.4448.2017/НМ. - 2017. - 12 с. [Электронный ресурс]. URL: http://imc.tomsk.щ/wp-content/uploads/2017/11/Концепция-общего-ЭО-для-УР-бюро.pdf (дата обращения: 10.02.2019).

6. Корнелл Дж. Давайте наслаждаться природой вместе с детьми / Пер. с англ.: Е.Ламановой, Е.Кочетковой (Центр экологического образования г. Обнинск). -Владивосток: ИСАР - Дальний Восток, 1999. - 99 с.

7. Никитин С.И. Геймификация, игрофмкация, играизация в образовательном процессе // Молодой ученый. - 2016. - №9 (113). - С.1159-1162 [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/113/28806/ (дата обращения: 08.03.2019).

8. Образование: сокрытое сокровище (Learning: The Treasure Within). Основные положения Доклада Международной комиссии по образованию для XXI века / Жак Делор, Иннам Аль-Муфти и др. - М.: МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 1996. - 31 с. [Электронный ресурс]. URL: http://ifap.ru/library/book201.pdf (дата обращения: 11.02.2019).

9. Ситаров В.А. Дидактика. - М.: Академия, 2002. - 368 с.

10. Ягодин Г.А., Аргунова М.В., Ермаков Д.С. и др. Реализация новых образовательных стандартов средствами экологического образования для устойчивого развития // Вестник Московского образования. - 2011. - Вып.13. - С.138-170 [Электронный ресурс]. URL: http://edu.znate.ru/docs/913/index-28460.html (дата обращения: 08.03.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.