Научная статья на тему 'Организация эколого-туристских программ для школьных групп в национальном парке «Валдайский»'

Организация эколого-туристских программ для школьных групп в национальном парке «Валдайский» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
106
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эколого-туристская программа / эко-просветительская деятельность / школьники / национальный парк / Валдай.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бекмансуров Радик Назипович

В статье на основе организации эколого-просветительской деятельности Национального парка «Валдайский» описаны формы и методы работы со школьниками. Выявлены частные и общие проблемы эколого-туристских программ для школьных групп, предложены пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Бекмансуров Радик Назипович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация эколого-туристских программ для школьных групп в национальном парке «Валдайский»»

ния обусловливает большую пестроту в распределении растительных ассоциаций. Преобладают в ландшафте еловые зелено-мошные кисличные леса в сочетании с ельниками-сложными. На отдельных участках встречаются дубравы. Зандровые и моренные пески заняты сосняками, а межхолмные понижения сырыми лугами, низинными и переходными болотами. Богатство историко-культурного наследия, природного разнообразия позволяет говорить о возможности активного и разумного использования этой недостаточно освоенной в туристском отношении территории. Для реализации этого проекта можно привлечь волонтеров из числа преподавателей, студентов и учащихся Новгородского университета, местных школ, а также туристских организаций. Надеемся, что такая инициатива будет поддержана местными органами власти.

Литература:

1. Пушкин А. С. Собрание сочинений: в 10 т.Т. 6. Критика и публицистика. - М.: Художественная литература, 1962. - С. 407-414.

2. Ян В. Г. Чингисхан; Батый. - М.: Правда, 1989. - 765 с.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГО-ТУРИСТСКИХ ПРОГРАММ ДЛЯ ШКОЛЬНЫХ ГРУПП В НАЦИОНАЛЬНОМ ПАРКЕ «ВАЛДАЙСКИЙ»

Р. Н. Бекмансуров

Санкт-Петербургский государственный институт культуры, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: radik-mansurov@mail. ru

Аннотация. В статье на основе организации эколого-просвети-тельской деятельности Национального парка «Валдайский» описаны формы и методы работы со школьниками. Выявлены частные и общие проблемы эколого-туристских программ для школьных групп, предложены пути их решения.

Ключевые слова: эколого-туристская программа, эко-просвети-тельская деятельность, школьники, национальный парк, Валдай.

Ответственное отношение человека к окружающей среде является одним из главных критериев экологической культуры. Она выражается в способности людей осознано пользоваться своими экологическими знаниями в практической деятельности, а также предполагает формирование духовно-нравственных качеств личности [7]. Развитие экологической культуры в России приобретает особую значимость по ряду причин, связанных с экономическими трудностями, отодвигающими экологические проблемы на второй план. Роста экологической культуры общества и каждого его индивида, в особенности молодого поколения, возможно достигнуть лишь в результате непрерывного экологического образования, большое значение которому уделяется на особо охраняемых природных территориях.

Согласно ФЗ «Об охране окружающей среды» [1], формирование экологической культуры является важной частью комплексного и всеобщего экологического образования. Кроме того, основы экологических знаний включены в федеральные государственные стандарты основного общего образования [4], однако предмет «экология» является интегрированным и необязательным.

В соответствии с Основами государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года [2] и Стратегией экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года [3] формирование экологической культуры и развитие системы экологического образования и просвещения приводятся в качестве основных задач для достижения стратегической цели государственной политики в области экологического развития и экологической безопасности.

Однако есть сложность с практической реализацией этой концепции: уровень экологического образования не соответствует серьезности экологических проблем. Это связано с отсутствием единой государственной политики в данной сфере и низкой востребованностью экообразования со стороны общества, низкой экокультурой местных сообществ.

Формирование экологической культуры, экологическое просвещение и образование населения - одно из важнейших направлений работы Национального парка «Валдайский». Для осуществления этой задачи, предусмотренной Положением о

национальном парке [5], с момента его образования был создан отдел экопросвещения и туризма. После исключения из учебных планов общеобразовательных школ предмета «экология» учителя стали заметно меньше интересоваться этой сферой, они не могут найти время для занятий по этой тематике, она не поддерживается на управленческом уровне. К сожалению, даже сельские дети, не говоря о городских, почти не бывают в природе, не имеют к ней интереса.

Организация эколого-туристских программ для школьных групп в парке имеет давнюю историю. Национальный парк «Валдайский» был образован почти 30 лет назад. Основой первых тематических занятий для детей здесь были рассказы Виталия Бианки. Так, имя Виталия Бианки в национальном парке начинается с издания газеты «Страна Див». Именно так в свое время назвал писатель один из потаённых уголков творческого вдохновения - Окуловский район Новгородской области. Газета распространяется бесплатно по образовательным учреждениям Новгородской области, по библиотекам, в том числе в отдел краеведения областной библиотеки г. Великий Новгород, «Чи-тай-город», Новгородский клуб «Экология», Региональный центр развития образования, комитеты образования Демянского и Окуловского районов, направляется в другие особо охраняемые природные территории [6].

В 2011 г. в Визит-центре национального парка «Валдайский» открыт Клуб натуралистов имени Виталия Бианки, объединяющий всех любителей природы без возрастных ограничений. Основными целями работы клуба стали: расширение знаний о природе, развитие биологической эрудиции, выработка грамотного экологического мышления, приобретение навыков комплексного изучения и сохранения биоразнообразия.

Основная аудитория клуба - школьники. Для детей дошкольного возраста 5-7 лет разработана обучающая эколого-краеведческая программа «Заповедная страна». Ведется активное сотрудничество с детскими садами города Валдай и Валдайского района. При проведении того или иного занятия с детьми используются разные методы и формы, применяются отдельные фразы, примеры из произведений Виталия Бианки, прочтение его рассказов («Кто чем поёт?», «Чей нос лучше?» и др.). Для

детей младшего школьного возраста ежегодно проводится краеведческая игра «Вперед, Робинзоны!» командного типа. Год от года популярность этого мероприятия только возрастает. Увеличивается количество детских коллективов, желающих продемонстрировать свои знания о родной природе, накаляется соревновательный момент, а вместе с ними, происходит расширение возможностей воспеть красоту природы через различные творческие способности детей.

Детские мероприятия, проводимые специалистами отдела экологического просвещения, сопровождаются видеороликами о природе, фоторядами, прокатом фильмов о природе в целом или о национальном парке в частности. Одним из традиционных мероприятий для школьников стали зимние Бианковские чтения, приуроченные ко дню рождения писателя. Дети инсценируют произведения Виталия Бианки, отвечают на вопросы, составленные по творчеству писателя-натуралиста. Во время проведения летних Бианковских чтений на Боровно парк предоставляет автобус для поездки всех желающих, делегирует группу школьников с подготовленным выступлением, в чтениях принимают участие научные сотрудники национального парка.

На протяжении всего учебного года в образовательных и просветительских целях сотрудники национального парка организуют различные конкурсы на природную тему: «Альтернатива новогодней красавицы», «Подарки осени», «Зимующие птицы Валдайского края», «Волшебство бумажного треугольника» (представление животных национального парка в технике оригами), «Очарование осени» и другие. Участие в этих конкурсах требует не только творческих умений и навыков, но и знания о природе, полученные в ходе наблюдений.

Экологизация детей происходит не только в учебном помещении, а также на природе. Так, занятие «По лесной тропинке» проводится на малой экологической тропе «Соколовская», где в естественных условиях ребята являются не просто слушателями, а юными исследователями-натуралистами. Дети любого возраста от дошкольников до студентов посещают экологические тропы парка, где они могут прислушаться к звукам леса, потрогать руками мох, листочки ягодных кустарничков, сравнить разные породы деревьев, определить их возраст и т.п.

В рамках международной природоохранной акции «Марш парков» организовано проведение литературных конкурсов. Так, в 2014 г. зимним Бианковским чтениям было приурочено проведение литературного конкурса «Моя «Лесная газета». Его участникам предлагалось попробовать себя в качестве корреспондентов, представив свои наблюдения за природой в стихотворной форме или в прозе.

Несмотря на комплекс проводимых в парке эко-просветительских программ, отмечается их творческая направленность и низкая прикладная эффективность. Кроме того, наблюдается несоответствие предлагаемой теоретической информации для юных туристов с реалиями современной жизни, проблемами общества, связанными с экологической и экономической нестабильностью (чрезмерное потребление, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды).

Ключевыми компонентами практико-ориентированных эколого-туристских программ видим в воссоздании при национальном парке (и в перспективе в школах), - биотопов, где школьники смогут исследовать природу и проводить эксперименты. Ознакомить с тонкостями процесса утилизации отходов. Интересными могли бы стать включенные в программы для школьников занятия по садоводству при Визит-центре парка, где есть возможность организовать свой огород. Для многих школьников такие занятия «на земле» станут чем-то принципиально новым, научат заботиться об окружающей среде, выращивать что-то. Таким образом, идея устойчивого развития через работу на земле (с землей) способна научить детей тому, как принимаемые ими решения влияют на окружающую среду, как ей управлять, как работать вместе и делиться ресурсами, формирует хорошие привычки.

При организации эколого-туристских программ для школьников на Валдае особое внимание следует уделить проекту «Большой Валдайской тропы», открытие первых участков которой запланировано на июнь 2019 года [8]. Создание и продвижение специализированных маршрутов для школьников на «Большой Валдайской тропе» с посещением культурных объектов территории и сочетанием путешествий с прикладными занятиями

«на земле» является, по мнению автора, оптимальным решением в организации школьных эколого-туристских программ.

Литература:

1. Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ (с изм. и доп.) «Об охране окружающей среды».

2. «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (утв. Президентом РФ 30 апреля 2012 года).

3. «О стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» (утв. Указом Президента РФ от 19 апреля 2017 года).

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». Зарегистрировано в Минюсте России 1 февраля 2011 года № 19644.

5. Приказ Минприроды России от 29 июня 2016 года №376 (с изм. и доп.) "Об утверждении Положения о национальном парке "Валдайский". Зарегистрировано в Минюсте России 22 июля 2016 года № 42963.

6. Герасимова Т. А. Учим познавать природу по-бианковски // Изучение и охрана природного и исторического наследия Валдайской возвышенности и сопредельных регионов: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 25-летию национального парка «Валдайский». В.Волочек: Изд-во «Ирида-прос», 2015, С. 332-335.

7. Каримов А. В., Пчельникова Т. И. Формирование экологической культуры личности в условиях социальной нестабильности // Международный журнал экспериментального образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.expeducation.ru/ru/issue/ index, 2013, №7, С. 156.

8. Национальный парк «Валдайский»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://valdaypark.ru/2019/02/04/. (Дата обращения: 11.02.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.