Научная статья на тему 'Экологическая экспликация пространства городской культуры'

Экологическая экспликация пространства городской культуры Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
455
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мякинников Сергей Петрович

Для экологической характеристики городского пространства с позиции мировоззрения экоцентризма предложено понятие социально-экологическое пространство, которое есть выражение экологических особенностей культурной организации пространства городской среды. Показано, что социальные, ментальные аспекты исследования пространства социоприродных отношений особо значимы, т.к. представление о пространственной специфике городской культуры позволяет глубже понять черты общей организации взаимоотношений города с природой, наметить соответствующие средства, вехи ее дальнейшей оптимизации, экологизации. Библиогр. 6 назв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологическая экспликация пространства городской культуры»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

УДК 122/129

С.П. Мякинников

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЛИКАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА ГОРОДСКОЙ

КУЛЬТУРЫ

Мировая урбанизация достигла огромных масштабов. Рост численности городского народонаселения порождает все больше экопроблем, которые требуют неотложного исследования и решения. Представляется, что использование пространственного подхода к исследованию экокультуры города позволяет определить многие ее особенности (элементы, причины, факторы, пути формирования и развития). В самом широком смысле под культурой города понимается все то, что создано человеческой деятельностью в ходе истории данного городского поселения. В зависимости от целей, деятельность, как основное средство созидания культурных ценностей, может иметь собственно социальный или социально-природный характер. Собственно социальная деятельность города направлена на производство материальных, духовных ценностей, на выработку социальных норм, правил поведения и деятельности (этикета, экономической, политической, правовой, нравственной и др. форм нормативной деятельности). Из социально-пространственных форм городских отношений выделяется пространство материального производства и его существенная роль в их организации. Э. Б. Алаев, например, понимает социальную организацию пространства (или поселения) как территориально целостный и компактный ареал концентрации населения со всеми необходимыми условиями и оборудованием для жизни, труда и отдыха людей, в котором основанные на том или ином виде труда производственные предприятия являются главным структурным элементом поселения [1, с.179-180]. Данный вид городской деятельности рассматривается вне непосредственных взаимоотношений городского социума с внутренней и внешней природной средой. Хотя именно материально-производственная деяте-

льность представляет своего рода “пуповину”, через которую город получает из природного окружения все необходимые вещественно-энергетические

средства для своего существования и развития.

Новый пространственный подход продуцируется на платформе экоцентристского мировоззрения, которое должно прийти на смену мировоззрению природоотрицающего антропоцентризма. С позиции антропоцентризма, приоритета материальных потребностей материальная составляющая городской культуры предстает односторонней, изолиро-

ванной от всей полноты реальных связей и отношений с природой. В действительности материальнопроизводственная деятельность есть средство осуществления социоприродных отношений, исходный пункт формирования представлений о городской культуре социально-природного характера. Так как изменения, развитие города в ходе материального производства касаются не только социальных отношений, но и отношений между “преобразованными” городскими производствами природными объектами, а также между первыми и вторыми.

Экоцентристское миропонимание, в отличие от антропоцентристского, опирается на идею о том, что культура не может достаточно плодотворно развиваться в отрыве от природы [2-3]. Более того, одним из важнейших критериев выделения понятия культуры в экоцентризме является критерий соотношения человеческих ценностей и естественной природы. Поэтому культура городского социума, будучи “искусственным” явлением, не должна интерпретироваться как нечто противостоящее его естественно-природному окружению, радикально отличающееся от него. В пользу данного воззрения свидетельствуют факты неразрывной связи деятельности городского сообщества и естественной природной среды. Любая вещь, созданная горожанами в процессе материального производства, представляет культурное достояние. Эта вещь превращается в достояние городской культуры после производственной обработки, переделки соответствующего предмета природы, исходя из материальных, духовных или социальных потребностей горожан. Именно в пункте зависимости горожанина, всей городской культуры от природного окружения с наибольшей ясностью осознается необходимость формирования экологически ориентированной культуры города.

Понятно, что в настоящее время в условиях господства антропоцентризма, взращенного им неограниченного, “природофобного” научно-

технического прогресса, преобладает обратная точка зрения, которая является одной из основных причин современного экологического кризиса. Согласно этой точки зрения, городская культура есть вечный потребитель, присваивающий в неограниченных количествах содержимое природных экосистем. В это же время становится очевидным, что

ради своего культурного совершенствования, самосохранения городу следует делать все необходимое, чтобы не допустить истощения, разрушения питающих его аграрных и природных экосистем, чтобы данное эгоцентрическое противостояние последним каждого горожанина не обернулось для всего города катастрофическими последствиями.

Выход видится в экологизации всех сторон и областей жизни горожан. Поскольку бытие и сознание в равной мере определяют друг друга, постольку становится возможным повлиять должным образом не только на материальное бытие, но и на сознание горожан. Средствами экологизации сознания горожан являются экологическое воспитание, образование и просвещение, а результатом - высокий уровень организации экологической культуры города. Экологическая культура города есть ансамбль материальных, духовных, социальных компонентов общей культуры горожан, рассматриваемых в контексте их связей, отношений с природной средой города, пригорода.

В настоящее время актуальной является проблема экологизации, “экологического окульту-

ривания” пространства города посредством деятельности горожан, основанной на знании процессов и законов развития городского природного пространства (экотопа), на осознании необходимости учета этих знаний в своей повседневной жизни, на осознании значимости согласования, сопряжения своей деятельности с функциями природной урбо-экосистемы, подстилающего экосоциокомплекс города (интегративного целого социосистемы и экосистемы города), с законами биогеосферы.

Суть экологизации городского социума в сопряжении деятельности горожан с законами биогеосферы. Такое сопряжение представляется возможным в случае непрерывного преподнесения горожанам достоверной экоинформации одновременно через СМИ (экорекламу, шоу, игры, документальные расследования, репортажи и т.п. экологического характера), через общественное мнение, от всех ветвей власти с целью экопросвещения и регулярного оповещения. Эковоспитание и экообразование должны войти в систему непрерывного образования, начиная с дошкольного возраста, в целях формирования культуры экомышления, экоповедения, экосознания. Для этого, в свою очередь, необходимо социально-политическими, правовыми, экономическими рычагами обеспечить экоцентри-стские стратегию и тактику развития общества [4]. В частности, необходимо государственными нормативами, правовыми актами изменить движение общества, направив его с пути неограниченного технико-экономического роста на путь экологического стимулирования поведения и деятельности индивидов.

Если городскими производствами, социальными институтами, властями, простыми горожанами учитываются и осознаются изменения в природе и изменения между городским социумом и природной

средой, вызванные материально-производственной и иной деятельностью городских структур, то можно утверждать о наличии в менталитете жителей этого города представлений о высоком уровне экологической культуры. Если учет и осознание данных сторон городской деятельности не происходит, то о соответствующем уровне экологической культуры в этом городе говорить не имеет смысла. Экологизация жизни горожан, всей городской культуры предполагает толерантное отношение к живым организмам и неживым объектам природных экосистем города, пригорода, без которых невозможно обязательное для самовоспроизводства этих систем функционирование. Терпимость горожанам необходима также для построения экоцентристских отношений с природой, которые предусматривают снижение темпов роста материальных потребностей за счет перекладывания усилий в русло увеличения прироста количественного и качественного многообразия духовных, экологических потребностей, наиболее полно обеспечивающие реализацию витальных функций людей, их экологических потребностей.

Для того, чтобы исследовать структурную организацию экологической культуры города, как важнейшей компоненты его общей культуры, необходимо выяснить специфику пространственных структур современной городской культуры. Использование пространственного подхода к исследованию экологической культуры города позволяет определить ее основные элементы, а также причины, факторы, пути формирования, существования и дальнейшего развития.

Городская среда обязательно включает определенную совокупность абиогенных природных структур (особенности рельефа, ландшафтов, пород, грунтов, гумуса, метеоусловий, космических воздействий - излучений, влияния полей и.т.д.) и биогенных природных структур (виды и сорта растений, виды и породы животных, виды и штаммы микроорганизмов). В своем единстве биота и абиота образуют городскую природную экосистему, располагающуюся в пределах внутренней природной пространственной среды города - городского экотопа.

Природным не ограничивается все качественное многообразие пространственных структур городской среды. Социальные общности города располагаются не только в определенных физикогеографических координатах конкретной территории, но и в социальном пространстве. Содержание городской природной экосистемы служит предпосылкой и результатом формирования городской культуры, а городской экотоп - предпосылкой и результатом формирования социального пространства культуры города.

Социальное пространство культуры города объ-емлет политические, экономические, производственно-технологические, духовные и др. собственно социальные аспекты не физического пространства

социума города и осуществляемой им деятельности. Социальное пространство (социотоп) есть совокупность специфических общественных, социетальных отношений между различными группами людей, выделенных по признакам профессиональной принадлежности, пола, возраста, дружеских, родственных, деловых связей, общности языка и т.п. Социотоп следует понимать не только в расселенческо-демографических аспектах, характеризующих картину расселения городского населения, фиксирующих показатели его плотности, уровни заселенности и социальной инфраструктурной оснащенности его территории. Недостаточно также фиксировать его общественно-исторические, национально-этниче-

ские, идеолого-политические, правовые, этические и духовные аспекты пространства города, которые раскрываются в виде разнообразных социальных, собственно культурных и иных связей городского сообщества, отражающих меру его вовлеченности в процессы становления социальных структур города, сплочения горожан и приобщения их к политической, экономической, культурной и иным сферам городской жизнедеятельности.

Культурное пространство города не может отождествляться только со своими социальными характеристиками. В этом случае не учитываются специфические социоприродные пространственные связи. Данное несоответствие исчезает, если представить объекты, формы социальной жизнедеятельности и природного экотопа города в качественно новой форме единого социоприродного пространства города (в форме их интегративного синтеза). Городская система человеческой жизнедеятельности есть социогеографическая система. Поэтому она неизбежно должна втягивать в свое культурное пространство различные природные комплексы и их элементы через средства производства, через всю социально-производственную инфраструктуру.

В ходе экологизации социоприродное пространство города приобретает качественно иной оттенок и со временем превращается в социоэкологическое пространство городской культуры, в соцэкотоп. Соцэкотоп представляет собой структурнофункциональное выражение культурного пространства города, интерпретируемого в социоэкологиче-ском смысле. Социально-экологическое пространство города - это расстояния, которые разделяют различные социальные и природные общности в системе социоэкологических отношений и характеризуются как физико-географическими, геометрическими, так и организационно-функциональными, производственными, социальными, ментальными параметрами. Соцэкотоп оказывается результатом интегративного синтеза пространства специфически социоприродного характера, которое основано как ландшафтами данного участка земной поверхности, климатическими, космическими влияниями, так и системой общественно-производственных отношений. Только при одновременном учете производ-

ственно-технологических, технических, социологических и иных социальных, а также природноэкологических, физико-географических характеристик территории города можно говорить о социально-экологическом характере культурного пространства городской среды, о соцэкотопе.

Особенности структурных характеристик соц-экотопа города, которые обусловлены их интегративными, эмерджентными свойствами, можно представить в виде ряда комбинированных факторов социального и природного пространства. Эту комбинацию, прежде всего, образуют абиогенные и биогенные природные факторы экотопа непосредственно естественного происхождения, способные к самоподдержанию и саморегуляции без постоянного корректирующего воздействия со стороны человека. К их числу относятся вещественноэнергетическое состояние среды, биота (совокупность живых организмов) экосистем и их ландшафтные сочетания, физический, химический компоненты атмосферы, гидросферы и литосферы, космоса и др. Соцэкотоп образует также сочетание эколого-производственно-технических и эколого-социоэкономических факторов, представленных технико-технологическими, производственно-

экономическими, социально-производственными техногенными факторами «технотопа» [5], а также факторами социальной среды «социотопа»: демографическими, политическими, культурными, социально-психологическими, национально-этническими и др. связями не индустриальных измерений пространства взаимодействия общества и природы.

Технотоп представляет собой, прежде всего, среду “человекотворной природы”, к которой относятся структуры техногенных рельефа, ландшафта. Это все технические модификации преобразованной человеком природной среды, имеющие свойство системного самоподдержания. Они постепенно разрушаются без постоянного регулирующего воздействия со стороны социума (газоны, зеленые насаждения и иные “культурные ландшафты”, виды живых существ, выведенные искусственным отбором и т.п.). К технотопу следует отнести весь искусственный мир города, созданный человеком посредством материального производства, не имеющий аналогов в естественной природе, системно чуждый ей и без непрерывного обновления подверженный разрушению. Примерами технотопа также являются асфальтовые, бетонные дороги, покрытия, инженерные конструкции, здания, линии и средства связи, транспорта, внутреннее пространство мест работы, предприятий, технологическое оборудование и др. техногенные, пространственно приуроченные объекты социальной инфраструктуры города. Сюда же следует отнести формы материально-производственного извлечения “богатств природы” и отношения, которые складываются между горожанами по этому поводу.

Под факторами социальной среды социотопа предлагается понимать все остальные, за исклю-

чением техногенных, антропогенные факторы. Они образуют обобщенную совокупность пространственных характеристик социоприродной среды, которые проистекают из вне материальнопроизводственных отношений, форм досуговой, духовной деятельности горожан. Эти характеристики могут быть подразделены на несколько групп: 1) антропогенный рельеф, вмещающий все множество форм земной поверхности, измененных горожанами без применения технических средств, например, площади городских поселений, селитебные и рекреационные зоны города, последствия воздействия на территории города, пригорода всех проявлений жизнедеятельности людей на них -вытаптывание, эрозия почв в районах жилья, замусоривание окрестностей, бытовые сточные воды и др. прямые и косвенные воздействия городского социума на природу; 2) группа социально-

экономических факторов, объединяющая условия регулирования посредством экономических рычагов процессов извлечения, распределения, обмена и потребления материалов природы (соотношение цен на природные ресурсы и себестоимости труда освоения природных территорий, налоги за природопользование, штрафы, платежы, отчисления в фонды экологического характера и пр.), а также условия воспроизводства (восстановления) природной среды путем их возвращения в нее; 3) экологополитическая группа факторов, включающая условия осуществления руководства, контроля и корректировки взаимодействий природных и социальных структур данного пространства со стороны органов власти, политических партий, течений, движений на различных уровнях; 4) группа экологоправовых факторов, обуславливающая нормативноправовое регулирование отношений общества с природой посредством законодательных актов, юридических правил природопользования; 5) группа духовно-культурных факторов, которая содержит объективные и субъективные условия, позволяющие горожанам, приобщаясь к природе, реализовать свои духовные потребности, иметь определенную систему эколого-этических, экологоэстетических и др. духовных ценностей, способствующих нормативному, моральному регулированию социоприродных отношений.

Специфика хозяйствования во многом зависит от менталитета, который детерминируется, с одной стороны, морфофункциональными особенностями биологии людей той или иной местности, а с другой - социально-исторической, культурной, национально-этнической и т.п. спецификой их жизнедеятельности на данной территории. При этом возникает некий социально-психологический климат социума, тесно взаимоувязанный с территорией, образуемый воздействием социоэкологических факторов (технических объектов, экономических, социальных явлений) на склад психики, ментальность населяющих данное пространство людей. Для обозначения этой взаимоувязанное™ в литературе ис-

пользуется понятие “психотопа”. K.M. Сытник с соавторами определяет его как “сочетание объектов и явлений природы, образующих психологическую среду (“климат”) обитания человека” [6, с.397]. В трактовках других авторов психотоп включает также технические объекты, экономические и социальные явления, т.е. все социоэкологические факторы, влияющие на склад психики (ментальность) населяющих пространство людей (там же).

Менталитет одновременно не только зависит от пространственных характеристик соцэкотопа, но и в определенной мере влияет на них. Социально-психологические состояния, духовные явления и представления социальных групп, их социальный этос, обычаи, традиции, аппарат общения, привычки, стереотипы поведения и иные ментальные факторы предопределяют поведение, деятельность людей, а, следовательно, предопределяют содержательное наполнение социоприродных пространственных структур экосоциокомплекса города. Городские популяции людей определенным образом воспринимают пространство на основе свойственных им представлений, переживаний о нем как таковом, реакций на расстояние, на разнообразие ландшафтов, на пространственные рубежи. Они различным образом определяют роль пространства в своей жизни, свою географическую неоднородность и осознание этого.

Вся многокрасочная системно-интегративная сеть рациональных и внерациональных проявлений духовной жизни городского социума образует своего рода особое пространство. Это “психическое пространство”, являясь продуктом социальноприродной деятельности, в то же время представляется “органом” переработки поступающей из окружающей среды информации и принятия решений в плане управления отношениями городского сообщества и природы. Им своеобразно должны интегрироваться в единый комплекс все элементы соцэкотопа. Интегрирующая сила «психотопа» реализуется через социализацию каждого поколения, институализацию социальных структур, объединяя в рамках экосоциокомплекса города различные слои населения на базе подсистемы “социум - производство”, с помощью норм морали, языка, иных особенностей культуры, общности исторического, социального, культурного, национально-этнического происхождения и, конечно, благодаря пространственным характеристикам природы.

Формирование соцэкотопа - экологизированного культурного пространства города - базиса социоэкокомплекса только начинается. С позиции исследования перспективных путей становления экологической культуры города важными представляются следующие аспекты “экологического окультуривания” отношений горожан между собой и с природной средой.

1. Выяснение особенностей роста динамизма, качественной изменчивости социальных расстояний в городе, расширения и “предельного насыще-

ния” социального пространства, соцэкотопа города, находящихся в прямой зависимости от усложнения количественных, качественных форм, показателей городской инфраструктуры, численности населения, его плотности, этажности зданий, развития средств связи, телекоммуникаций, транспорта и т.п., по сравнению с изменениями метрических и топологических свойств физико-географического, природноэкологического (биологического) пространств города и пригорода.

2. Анализ экологических сторон проблемы са-

мореализации горожанина, выявление его возможностей и способностей, пространственно-

ментальных взаимозависимостей, позволяющих в ходе социализации становиться потенциально экологизированным существом, т.е. существом с сильным чувством цели жить в согласии с природой, с крепкой волей к осмысленной, осознанной жизни в единении с природой.

3. Изучение возможностей пространственного расширения сознания горожанина, его психики в целом, включающее экологическую идентификацию с другими горожанами, как носителями экологических потребностей, «субъектификацию» растений и животных - особую идентификацию людей с ними (в смысле идентичной эволюционно обусловленной адаптации человека и других живых организмов к условиям изменяющейся окружащей среды), а также предполагающее формирование космопланетарного сознания.

4. Познание эколого-нравственного контекста особенностей общения горожан, форм их совместной деятельности, взаимоотношений их с живыми и неорганическими природными структурами городской среды, биосферы, планеты. Эти знания необходимы, например, для разработки методов защиты от деструктивных влияний на психику горожан (сознание, бессознательное), на их организм естественно-природных и искусственно-природных аномалий. Результаты данного познания также важны для создания методов защиты от манипулирования людьми с целью развития потребностей, основанных на низменных чувствах, инстинктах, отвлекающих их от установления оптимальных для экологизации своей жизни бескорыстных отношений с природой, вовлекающих все большее количество людей в зависимость от корыстных интересов отдельных групп безнравственных личностей.

Предлагаемые автором понятия, теоретические положения, которые были получены при использовании пространственного подхода к исследованию городской культуры следует рассматривать как определенный вклад в становление методологии, категориально-понятийного аппарата экоцентризма. Именно пространственный “срез” взаимоотношений людей и природы в условиях городской среды представляется одним из наиболее значимых в плане формирования экоцентристского миропонимания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь. - М.: Мысль, 1984. - 350 с.

2. Мякинников С.П. Социально-экологическая система. - Кемерово: Изд-во ГУ КузГТУ, 2002. 177с.

3. Мякинников С.П. Экоцентризм как новое, экологическое мировоззрение // Вестник НГУ. Серия: Философия и право / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2004. Т.2. Вып. 1. С. 40-44.

4. Мякинников С.П. Устойчивое соразвитие общества и природы в пределах экосоциального комплекса // Вестн. КузГТУ. 2004. №3. С. 134-138.

5. Реймерс Н.Ф. Природопользование. Словарь-справочник. - М.: Мысль, 1990. - 637 с.

6. Словарь-справочник по экологии / Сытник K.M., Брайрон A.B., Гордецкий A.B. и др. - Киев: Наукова Думка, 1994. - 666 с.

□ Автор статьи

Мякинников Сергей Петрович - канд. филос. наук, доц.

каф. философии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.