Научная статья на тему 'Гетеротопия как способ анализа пространства. (обзор)'

Гетеротопия как способ анализа пространства. (обзор) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3233
440
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕТЕРОТОПИЯ / ПРОСТРАНСТВО / МЕСТО / МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ / УТОПИЯ / М. ФУКО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гетеротопия как способ анализа пространства. (обзор)»

по мысли автора статьи, с тем, что они помогают акцентировать контраст между реальным и вымышленным миром, тематизируя таким образом поэтическое воображение.

А. Квятковская обращается к вопросу об экфрасисе на примере поэтических вариаций на тему картины В. Ван Гога «Спальня в Арле».

В заключительной статье сборника Т. Оакли предлагает свое видение дальнейшего развития литературной стилистики. По его мнению, основное достижение Р. Лангакера заключается в том, что тот, «определяя язык на уровне интенциональных систем, смог сохранить в грамматике такие аспекты языка, как значение и коммуникативная интенция, которые обычно рассматривались как периферийные по отношению к центральному синтаксическому механизму» (с. 231). Категории когнитивной грамматики, как показывают статьи сборника, свободно и без излишних модификаций применяются к литературным артефактам, способствуя выявлению тех аспектов литературы, которые не поддаются анализу в терминах формальной грамматики. Многие понятия когнитивной грамматики отражают свойства литературного артефакта как целостности, а не только структурную организацию отдельных фраз и предложений. Это обеспечивает базу для создания более общего подхода, который Т. Оакли называет системной риторикой и в котором предполагается рассматривать не литературный текст сам по себе, а его же - как часть большой экосистемы, где он функционирует, с практической и эстетической точки зрения.

Е.В. Лозинская

2018.02.004. В.М. КУЛЬКИНА. ГЕТЕРОТОПИЯ КАК СПОСОБ АНАЛИЗА ПРОСТРАНСТВА. (Обзор).

Ключевые слова: гетеротопия; пространство; место; местоположение; утопия; М. Фуко.

Впервые понятие «гетеротопия» в гуманитарных науках было предложено для анализа пространства французским философом Мишелем Фуко в его книге «Слова и вещи» (1966) и раскрыто в радиовыступлении, посвященном теме «Утопия и литература» в том же году. Фуко признавался, что планировал написать «целую историю различных пространств (которая одновременно была бы

историей различных видов власти), начиная с больших геополитических стратегий и заканчивая мельчайшими тактиками по условиям расселения, историю архитектуры учреждений, классной комнаты или больницы, проходя через способы хозяйственно-политической дифференциации» (4, с. 224). Позже в интервью Полу Рабинову по теме «Пространство, знание и власть» Фуко вновь обращается к ге-теротопии, отмечая, что именно через одержимость пространством он пришел к пониманию фундаментальных отношений, возможных между властью и знанием (5).

Философ предлагал переориентировать характер исследований современного западноевропейского общества. По его мнению, современную эпоху следует анализировать с позиций пространства, т.е. места и местоположения. Сам вопрос о пространстве должен быть поставлен в новом контексте: «проблема местонахождения людей - не просто вопрос о том, чтобы узнать, достаточно ли будет для человека места в мире, проблема, которая в конечном счете очень важна, - это еще и проблема того, чтобы узнать, какие типы накопления, циркуляции, локации, классификации человеческих элементов следует сохранять в первую очередь, чтобы добиться той или иной цели» (3, с. 193).

По мнению Фуко, жизнь человека во многом определяется рядом оппозиций, противопоставлением частного и публичного пространств, пространства семьи и социального пространства, пространства досуга и пространства труда. Однако пространства подобного рода не просто образуют нечто вроде ориентиров, которыми могут быть местоположения индивидов, они представляют собой сложную систему отношений. При этом Фуко интересуют в первую очередь такие места, которые соотносятся с другими особым образом - а именно, «приостанавливают, нейтрализуют или переворачивают всю совокупность отношений, которые тем самым ими обозначаются, отражаются или рефлектируются» (3, с. 195). Особенность подобного рода пространств в том, что они находятся в связи со всеми остальными, но при этом противоречат им. Именно этот тип пространств Фуко и называет «гетеротопиями».

В определении гетеротопии Фуко выделяет несколько принципов. Во-первых, «в мире нет ни одной культуры, которая не создавала бы гетеротопий. Это константа для всего человечества» (3, с. 197). Во-вторых, «каждая конкретная гетеротопия может начать

функционировать по-иному при изменении общей синхронии культуры, в которой она находится» (3, с. 198). В-третьих, «гетеротопия может помещать в одном реальном месте несколько пространств, несколько местоположений, которые сами по себе несовместимы» (3, с. 199). В-четвертых, «гетеротопии чаще всего связаны с "раскроем" времени, т.е. они открыты в сторону того, что - из чистой симметрии - можно было бы назвать гетерохронией; гетеротопия начинает функционировать в полной мере, когда люди оказываются в своего рода абсолютном разрыве с их традиционным временем» (3, с. 199). В-пятых, «гетеротопии всегда предполагают некую систему открытости и замкнутости, которая одновременно и изолирует их, и делает их проницаемыми» (3, с. 201). В-шестых, «роль гетеротопии состоит в том, чтобы создать иллюзорное пространство, которое изобличает все реальное пространство, все местоположения, по которым разгораживается человеческая жизнь, как еще более иллюзорные» (3, с. 202).

В пространстве гетеротопии возможно социальное взаимодействие или модели поведения, исключенные из общепринятых норм поведения. Гетеротопии часто связаны с разрывом обычного течения времени, его субъективного восприятия. Общее для пространства гетеротопии в том, что находясь в ней, человек может сказать - «я здесь, но меня здесь нет» или «я есть иной». Гетерото-пии также могут накапливать время (музеи и библиотеки), упразднять его (тюрьмы), прерывать (кладбища).

Структура гетеротопии представляет собой полисемантическое образование, движение которого зависит от культурной парадигмы. Функционирование гетеротопии в художественном тексте обусловлено новым видением пространства, позволяющим не только понять действительность, но также увидеть образно-смысловое ядро произведения, открывающее смысл художественного замысла. Гетеротопия позволяет писателю привязать утопию к реальному месту. По мнению О.В. Беззубовой (СПбГУ), «гетерото-пия представляет собой особого рода пространственно-временное единство, связанное с анализом субъективности. Однако различные пространства подобного рода не могут быть выстроены в линейную последовательность, они взаимоналагаются, проникают друг в друга. Эти пространства и контр-пространства связаны со всеми другими местами, которые они повторяют и одновременно отри-

цают» (1, с. 27). Происходит смешение художественного пространства: изменяется трактовка автором реальной действительности, появляется гетеротопия.

По мнению Фуко, посредником между реальностью и вымыслом может быть зеркало как «утопия, поскольку это место без места. В зеркале я себя вижу там, где меня нет - в несуществующем пространстве, которое виртуально открывается за плоскостью. Но равно это и гетеротопия, поскольку зеркало реально существует и по отношению к месту, которое я занимаю, имеет своего рода возвратный эффект; именно благодаря зеркалу я начинаю воспринимать себя отсутствующим в месте, где я есть, ибо вижу себя там»1. То, что кажется реальным в гетеротопии, на самом деле является параллельным реальным миром, отражающим действительность в той мере, которая необходима для того, чтобы выстроить пространство гетеротопии.

В статье английского исследователя Питера Джонсона «География гетеротопии» (2013) гетеротопии определяются уже не как синтез иллюзорного и реального, а как «места, существующие в рамках наших жизней, но которые способны также отражать и искажать другие пространства» (9). Исследователь считает, что пространство гетеротопии делится на два уровня: воображаемый и реальный, которые подразумевают существование физических границ. Такое пространство имеет свойство стирать грань между материальным и нематериальным (например, Диснейленд, в котором воплощена «игра иллюзий и желаний») (8).

Гетеротопия - это альтернативное описание реального пространства, которое содержит в себе противоречия, возникшие из противопоставлений и повторов. В определенном контексте гете-ротопию можно назвать антитезой реальности, пространством, в котором действие невозможно. Гетеротопия предстает как альтернативное пространство, отделенное от реального мира, но имеющее с ним прочную связь.

Гетеротопия способна показывать социальное и информационное взаимодействие между людьми, ее анализ открывает возможность более тщательного изучения местоположений в культур-

1 Фуко М. Другие пространства. Гетеротопии // Проект International. - М., 2008. - № 19. - С. 174.

ном и политическом пространстве, т.е. гетеротопия - это пространство, которое отражает культурологическое, политическое, социальное и художественное взаимодействие (11), образно структурирующее общество с помощью образов.

В драматургии гетеротопия - это прежде всего «топос», показывающий ее фактическое расположение. Гетеротопия выступает в роли «предварительного» пространства, носящего временный характер, в котором драматург создает «образ жизни». Будучи локализованной режиссером в реальности (сцена), гетеротопия представляет интерес для исследователей, которые занимаются взаимопроникновением искусства и жизни, а именно, обнаружения художественного пространства, связанного с «иными местами» действительности. Такое «утверждение» пространства дает возможность воссоздавать его раз за разом (10).

Раскрываясь на сцене, гетеротопия позволяет зрителю увидеть иную действительность, даже невидимую (например, вишневый сад в одноименной пьесе). Гетеротопия дает возможность представить пространство как видимые, так и невидимые местоположения (те, которые мы знаем, и те, которые мы представляем).

В литературе преображение художественной реальности играет особую роль в постмодернистской прозе. Например, по мнению М. Фуко, вопрос пространства превалирует над вопросом времени, о ходе которого мы узнаем в результате перераспределения предметов в пространстве (падение листьев ознаменует приход осени), обозначаемым философом как гетеротопия (heterotopia).

Философ обращает внимание на пространство, которое соотносится сразу со многими местоположениями и делит их на два типа. «Утопии - местоположения без реального места. Это местоположения, поддерживающие с реальным пространством общества обобщенные отношения прямой или обратной аналогии. Это усовершенствованное общество или изнанка общества, но, как бы там ни было, утопии суть пространства, основополагающим образом нереальные» (3, с. 195). А также «реальные, подлинные места, места, вписанные в конкретные общественные институты, но служащие своего рода "контрместоположениями", своего рода фактически реализованными утопиями, в которых реальные местоположения, все остальные реальные местоположения, какие можно найти в рамках культуры, сразу и представляются, и оспариваются, и пере-

ворачиваются: места, находящиеся за пределами всех остальных мест, хотя, несмотря на это, они фактически локализуемы. Поскольку эти места были абсолютно иными, нежели все места, которые они отражают и о которых говорят, в противоположность утопиям их называют гетеротопиями» (3, с. 196).

Гетеротопия позволяет проследить течение времени в отрыве от пространства, как два независимых процесса. Любые социальные и политические преобразования происходят вне ее рамок. Автор, он же герой романа, оказывается наблюдателем своей жизни вне времени.

Проведенная в Вильнюсском университете 19-21 сентября 2013 г. международная научная конференция «Вильнюс: Гетерото-пии» развивает дискуссию о пространстве и, в частности, о гетеро-топиях в филологических и междисциплинарных исследованиях. Опубликованные материалы докладов оговаривают появление предсказанного в трудах М. Фуко пространственного поворота в социальных и гуманитарных науках: «Без учета выявившейся в постмодернизме актуальности пространственной проблематики значение гетеротопий как инструмента научного анализа было бы трудно понять» (2, с. 12). Авторы докладов наиболее активно вовлекают понятие гетеротопий в диалог с другими способами описания художественного пространства и обсуждают аналитические возможности термина М. Фуко.

Участники конференции отмечают, что сам философ не был сознательным инициатором пространственного поворота, однако его мышление раскрывает данное понятие, в первую очередь через пространственные термины и метаформы. М. Фуко определял гете-ротопии: 1) как дискурсивные образования или «возможные порядки слов, вещей, в пределах языка или текста» (6); 2) как «другие пространства» (3). «Возможные порядки» между словами и вещами также предполагают «место» своего существования - текст.

М. Фуко ввел термин, указывая на тот факт, что пространство (физическое / социальное) не является единым, а состоит из множества разных мест, продолжающих его и противопоставленных ему. Эти другие места обладают своим временем и производят «другие истории», которые наряду с большими нарративами или вопреки им творят альтернативный образ мира (2, с. 62).

Доктор филологических наук Э.Г. Шестакова (Донецк) в своем исследовании гетеротопии ставит задачу проверить эффективность использования этого понятия в анализе художественной словесности (7). Представляя гетеротопию как «способ видения, субъективного ощущения, выделения конкретного места из общего пространства человеком или локальной культурой», исследовательница определяет понятие как философско-культурологическое.

Место для гетеротопии оказывается не только пространственным показателем, но и временным, выступая в роли особого накапливания времени, истории, памяти и образов, предметов, которые их (места) репрезентируют. С другой стороны, гетеротопия может быть таким мироощущением, такой организацией пространства, «обладающая историей [..], что и является судьбоносным пересечением времени с пространством». Гетеротопиям свойственны особые временные отношения, которые могут накапливать, упразднять, прерывать время, а следовательно, трансформировать субъективность (например, музеи и библиотеки, которые являются местами-гетераклитами, т.е. местами, в которых происходит разрыв повседневного течения времени)1.

Гетеротопия является проявлением пространственных отношений, внутренне взаимосвязанных с такими значимыми для гуманитарных наук второй половины ХХ в. идеями, как история, развитие, прогресс, цикл, кризис, время, человек, повседневность. Э. Г. Шестакова акцентирует внимание на том, что это понятие способно уловить и обозначить новое отношение к пространству и миру в целом. Гетеротопиям свойственно преодолевать принцип бинар-ности (открытость-замкнутость, реальность-иллюзорность и др.), способов поведения, моделей организации мира.

Гетеротопия оказывается феноменом, репрезентирующим разобщенный, ощущаемый мир современной культуры, пропущенный сквозь сознание человека, привыкшего мыслить внутри рамок окружающего его пространства и времени.

1 См.: Беззубова О.В. Гетеротопии городского пространства: К истории концепта // Эстетика архитектуры и дизайна: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. - М.: Архитектура-С, 2010. - С. 27-31; Беззубова О.В. «Другие пространства» Мишеля Фуко: Современные стратегии интерпретации // Вестн. гражданских инженеров. - СПб., 2011. - Т. 27, № 2. - С. 199-204.

Список литературы

1. Беззубова О.В. Гетеротопии городского пространства: К истории концепта // Эстетика архитектуры и дизайна: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. - М.: Архитектура-С, 2010. - С. 27-31.

2. Гетеротопии: Миры, границы, повествование. - Вильнюс: Вильнюсский ун-т,

2015. - Т. 57, вып. 2. - 416 с.

3. Фуко М. Другие пространства // Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. - М.: Праксис, 2006. - Ч. 3. -С. 191204.

4. Фуко М. Око власти // Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. - М.: Праксис, 2006. - Ч. 1. -С. 224.

5. Фуко М. Пространство, знание и власть // Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. - М.: Праксис, 2006. - Ч. 3. -С. 215-236.

6. Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. - М.: Гуманитарная академия, 2006. - 416 с.

7. Шестакова Э.Г. Гетеротопия - рабочее понятие современной гуманитаристики: Литературоведческий аспект // Критика и семиотика. - Новосибирск, 2014. -№ 1. - С. 58-72.

8. Абдель-Хамид Т. Огражденные места: Гетеротопическая симуляция реальности.

9. Abdel-Hamid T. Enclosurotopias: A heterotopian simulation of reality. -Shànghâi,

2016. - Mode of access: https://www.academia.edu/30577143/Enclosurotopias_ A_Heterotopian_Simulation_of_Reality

10. Джонсон П. География гетеротопии.

Johnson P. The geographies of heterotopia // Geography compass. - Medford, 2013. -Vol. 11, N 7. - P. 790-803.

11. Прейэр Элмо Рей П. Гетеротопическое пространство в пьесе У. Шекспира «Два веронца».

Prayer Elmo Raj P. Heterotopic space in «Two gentlemen of Verona» // International journal on creative writing and literary studies. - Lunawada, 2015. -Vol. 1, N 2. - Р. 1-5.

12. Томкинс Дж. Театральная гетеротопия: Перфоманс и культурная политика пространства.

Tompkins J. Theatre's heterotopias: Performance and the cultural politics of space. -L., 2014. - 231 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.