Научная статья на тему 'Герпетический энцефалит с отсутствием очаговых изменений в мозге при нейровизуализационных методах исследования'

Герпетический энцефалит с отсутствием очаговых изменений в мозге при нейровизуализационных методах исследования Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
1000
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Неврологический журнал
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ГЕРПЕТИЧЕСКИЙ ЭНЦЕФАЛИТ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ТОМОГРАФИЯ / МАГНИТНО-РЕЗОНАНСНАЯ ТОМОГРАФИЯ / HERPETIC ENCEPHALITIS / CT / MRI

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Деконенко Е. П., Рудометов Ю. П., Соколова М. В.

Приведены результаты клинико-лабораторного обследования 10 больных (из 112 наблюдавшихся) герпетическим энцефалитом, подтвержденным клиническими данными и вирусологическими и иммунологическими тестами, у которых при нейровизуализационных методах исследования (рентгеновской компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии) не были обнаружены очаговые изменения в головном мозге. Обсуждаются возможные причины негативных результатов компьютерной и магнитно-резонансной томографии при этом заболевании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Herpetic encephalitis without focal lesions on brain MRimages

The article presents the results of clinical and laboratory analysis of 10 patients (of 112 followed-up patients) with clinically and laboratory confirmed using viral and immunologic tests herpetic encephalitis without focal lesions on brain MRI or CT scans. The possible causes of negative CTand MRI results are discussed.

Текст научной работы на тему «Герпетический энцефалит с отсутствием очаговых изменений в мозге при нейровизуализационных методах исследования»

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2012 УДК 616.831=002=022:578.825.11]=07

герпетический энцефалит с отсутствием очаговых изменений

В мозге при НЕйРОВИЗУАЛИЗАЦИОННЫХ МЕТОДАХ ИССЛЕДОВАНИя

Е. П. Деконенко1, Ю. П. Рудометов2, М. В. Соколова2

'ФГБУ Институт полиомиелита и вирусных энцефалитов им. М. П. Чумакова РАМН, 2инфекционная клиническая больница № 1, Москва

Приведены результаты клинико-лабораторного обследования 10 больных (из 112 наблюдавшихся) герпетическим энцефалитом, подтвержденным клиническими данными и вирусологическими и иммунологическими тестами, у которых при нейровизуализационных методах исследования (рентгеновской компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии) не были обнаружены очаговые изменения в головном мозге. Обсуждаются возможные причины негативных результатов компьютерной и магнитно-резонансной томографии при этом заболевании.

Ключевые слова: герпетический энцефалит, компьютерная томография, магнитно-резонансная томография

The article presents the results of clinical and laboratory analysis of 10 patients (of 112 followed-up patients) with clinically and laboratory confirmed using viral and immunologic tests herpetic encephalitis without focal lesions on brain MR or CT scans. The possible causes of negative CT- andMRI results are discussed.

Key words: herpetic encephalitis, CT, MRI

Герпетический энцефалит (ГЭ) - один из наиболее частых спорадических полисезонных вирусных энцефалитов у взрослых и детей старше 3-6 мес, распространенный в большинстве стран мира. Он связан с инфицированием вирусом простого герпеса (ВПГ) типа 1 (ВПГ-1) и, гораздо реже, типа 2 (ВПГ-2) [1, 8], а его удельный вес в структуре вирусных энцефалитов составляет около 20% [17]. Высокая летальность и большой процент тяжелых осложнений у больных ГЭ заставляют относиться к нему с особым вниманием [5, 19]. Применение аци-кловира и его производных произвело переворот в лечении ГЭ и привело к снижению летальности с 70 до 19-30% [14, 16, 18]. Клиническое сходство заболевания с рядом инфекционных и соматических расстройств нередко значительно затрудняет установление диагноза. Наряду с вирусологическими и молекулярно-биологическими методами верификации ГЭ большую помощь оказывают методы нейровизуализации - рентгеновская компьютерная томография (КТ) и магнитно-резонансная томография (МРТ). Определение ДНК ВПГ в цереброспинальной жидкости (ЦСЖ) методом полимераз-ной цепной реакции (ПЦР) наряду с определением специфических антител в ЦСЖ к ВПГ остается главным диагностическим тестом при установлении диагноза ГЭ [6, 13]. Тем не менее в ряде случаев эти тесты могут быть псевдонегативными или запаздывать. Тогда результаты нейровизуализации играют решающую роль в назначении или продол-

Сведения об авторах:

Деконенко Евгений Павлович - д-р мед.наук, проф., зав отделением острых нейроинфекций ФГБУ «Институт полиомиелита и вирусных энцефалитов им. М.П.Чумакова РАМН», e-mail: edekon@mail.ru; Рудометов Юрий Петрович - врач-ординатор ИКБ №1. Соколова Марина Владимировна - канд. мед.наук, врач-лаборант ИКБ

жении противовирусной терапии у больных с подозрением на ГЭ.

Характерными изменениями при нейровизуа-лизации у больных ГЭ является обнаружение очагов пониженной плотности при КТ и участков пониженной (при МРТ в режиме Т1) и повышенной (при МРТ в режиме Т2) интенсивности сигнала в передних отделах головного мозга [2-4, 11]. Наряду с височными отделами очаги могли распространяться также на гиппокамп, островок, центрально-теменные и срединные отделы большого мозга. По мнению ряда исследователей, применение МРТ имеет преимущества перед КТ по более раннему выявлению признаков некротизирующего (герпетического) энцефалита с помощью режимов Т2ВИ и/ или FLAIR [13].

Целью исследования являлись обследование больных с негативными результатами нейровизуали-зации (отсутствие очагов, типичных для ГЭ) и поиск их возможной связи с клиническими и/или лабораторными данными.

пациенты и методы исследования

С 1971 по 2008 г. было обследовано и пролечено 112 больных ГЭ в возрасте от 12 до 72 лет (средний возраст 37,9±14,8 года). Исходы болезни: 90 (80%) больных выздоровели, 22 (20%) умерли. В клинический анализ включались выжившие больные, у которых была связь с ВПГ-1, ВПГ-2 по иммунологическим и вирусологическим критериям (иммуноферментный анализ, реакция связывания комплемента, метод флюоресценции антител), при наличии симптомов вирусной нейроинфекции - энцефалита, а также (для умерших пациентов) -с наличием клинических признаков острого энцефалита, очагов некрозов в головном мозге и отсутствием другого альтернативного диагноза. Наряду с вирусологическими и иммунологическими теста-

КЛИНИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И НАБЛЮДЕНИЯ

ми использовали методы нейровизуализации (КТ и МРТ). Всего КТ выполнена у 54 больных, МРТ - у 40. Очаги вовлечения структур головного мозга определялись при КТ у 46 (86%) больных, у 8 (14%) больных очагов не наблюдалось. Методом МРТ обследовано 40 пациентов, из них очаги не были найдены у 2 (5%).

Результаты

У 10 пациентов ГЭ (8 мужчин и 2 женщины) в возрасте от 23 до 52 лет отсутствовали типичные для этого заболевания очаговые изменения при нейровизуализации (КТ, МРТ). Один пациент умер на 79-й день болезни, остальные остались живы. КТ проводилась у 8 пациентов с 3-го по 13-й день (в среднем через 8,5±3,5 дня). У 2 пациентов через 1 год было проведено повторное КТ-исследование: у одного пациента изменений не было, у другого отмечено нарушение ликвородинамики. Еще у одного пациента после исследования на 4-й день болезни методом КТ с негативными результатами на 17-й день проведена МРТ, которая выявила двусторонние очаги в лобно-

височных отделах с вовлечением подлежащих структур.

У одного из двух пациентов, у которых на МРТ не обнаружены характерные для инфекции ВПГ признаки, нейровизуализация была проведена дважды - на 8-й и 21-й дни. В обоих случаях изменений не обнаружено. У другой пациентки исследование на 21-й день очагов не выявило, но обнаружило явления вентрикулита и базально-конвекситального арахноидита.

Положительные серологические результаты в ЦСЖ обнаружены у 7 из 10 пациентов. У одного пациента в ЦСЖ, помимо антител, методом флюоресценции с моноклональными антителами выявлен также антиген ВПГ, еще у одного пациента определена ДНК ВПГ-1 в ЦСЖ методом ПЦР. У умершего пациента обнаружены антитела в ЦСЖ и крови и при аутопсии отмечены очаги некроза в теменно-височно-затылочных отделах левого полушария головного мозга. В сыворотке крови результаты были положительными у 8 пациентов (у 2 пациентов исследование не проводили). Таким образом, у каждого пациента были положительными результаты к ВПГ-1 в ЦСЖ или крови, а у 6 больных - одновременно и в ЦСЖ, и в крови.

Клинические проявления ГЭ характеризовались острым началом с температурной реакцией у всех пациентов. Нарушения сознания в дебюте ГЭ отмечались также у всех пациентов и проявлялись спутанностью сознания у 5 больных, комой у 4, сопором у 1 больного. Эпилептические припадки отмечались в остром периоде у 5 больных, из них у 2 в виде эпилептического статуса. Психические нарушения в дебюте ГЭ регистрировались у 5 больных и проявлялись нарушениями поведения и мнестиче-скими расстройствами. Поведение больных могло принимать агрессивный характер, пациенты нередко сопротивлялись осмотру, пытались нанести травмы персоналу, нецензурно выражались. У 6 больных

одним из ведущих симптомов заболевания было нарушение речи в виде моторной и/или сенсорной дис-фазии. Среди других форм нарушения высших психических функций отмечались нарушение праксиса, различные виды агнозии, алексии, дискалькулии, аграфии и др. У 3 пациентов были двигательные нарушения: у 2 - парезы одной руки, у одного - геми-парез.

Свидетельством воспалительного процесса у всех больных были проявления менингита (плеоцитоз в ЦСЖ) и воспалительные изменения крови (лейкоцитоз и повышенная СОЭ). Количество клеток в ЦСЖ колебалось от 33 до 1020 в 1 мкл, составляя в среднем 260±298 клеток/мкл. У 2 пациентов отмечено повышение уровня белка при первых исследованиях ЦСЖ до 3,3 и 0,99 г/л соответственно. У 2 других пациентов при первых исследованиях ЦСЖ было преобладание нейтрофильных лейкоцитов, затем цитоз стал лимфоцитарным. У остальных пациентов в ЦСЖ исходно преобладали лимфоциты. При исследовании крови лейкоцитоз (более 10 тыс/мкл) отмечен у 7 из 10 больных, повышенная СОЭ (более 25 мм/ч) - у 6.

Исходы у перенесших ГЭ были следующими: в группе больных, не получавших лечение ацикло-виром, один больной умер, у 2 развился психоорганический синдром со снижением интеллекта и нарушениями поведения в сочетании с очаговыми поражениями нервной системы (один из больных направлен для нейрохирургического лечения), еще у 2 заметных нарушений не отмечалось; в группе больных, получавших ацикловир, у одного больного заболевание закончилось формированием психоорганического синдрома со снижением интеллекта и нарушениями поведения, у остальных 4 пациентов состояние было удовлетворительным.

Обсуждение

Отсутствие изменений при нейровизуализации (КТ, МРТ) у пациентов с клинической картиной ГЭ и положительными тестами на связь с ВПГ-1, ВПГ-2 является редким проявлением заболевания. В зарубежной литературе имеются немногочисленные указания на отсутствие изменений при КТ и МРТ головного мозга у больных ГЭ. В отечественной литературе таких публикаций мы не обнаружили. По материалам зарубежных работ, отсутствие признаков поражения головного мозга при нейровизуализации у большинства пациентов, как правило, наблюдается в первые 2-4 дня болезни [7, 10], хотя в отдельных исследованиях описано их отсутствие и в более поздние сроки [12]. F. Raschilas и соавт. [15] при обследовании 91 пациента с ГЭ не наблюдали отклонений при первом КТ-исследовании у 19 (21%) человек. На нормальную картину при МРТ у больных ГЭ указывали P. Hollinger и соавт. [9]. K. Tyler [17] отмечал отсутствие нарушений при МРТ у 10% пациентов с ГЭ и положительными тестами при исследовании ЦСЖ методом ПЦР. Таким образом, отсутствие очагов при нейровизуализации - не столь уж редкое явле-

ние. Одной из причин этого могут быть особенности поражения ткани головного мозга распространенного и рассеянного, а не очагового характера. Другой причиной может быть обследование в сроки, когда формирование очагов еще не наступило. На выявление очагов влияет также техническая характеристика томографа, с помощью которого проводится исследование.

Таким образом, наше исследование подтвердило данные других авторов и показало, что у больных ГЭ, диагностированным по результатам клинических проявлений и с применением вирусологических и иммунологических тестов, в 14% случаев при проведении КТ головного мозга и в 5% случаев при проведении МРТ головного мозга не определяется очаговых нарушений; для определения очагов вовлечения ткани головного мозга при ГЭ предпочтительнее проведение МРТ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Деконенко Е. П., Рудометов Ю. П., Коновалов Р. Н., Кротен-коваМ. В. Роль современной диагностики и терапии в исходах герпетического энцефалита. Неврол. журн. 2005; 5: 18-23.

2. Лещинская Е. В., Мартыненко И. Н. Острые вирусные энцефалиты у детей. М.: Медицина; 1990.

3. Brodtkorb E., Lindqvist M., Jonsson M., Gustafsson A. Diagnosis of herpes simplex encephalitis. A comparison between electroencephalography and computed tomography findings. 1982; 66 (4): 462-471.

4. Boos J., Esiri M.M. Viral Encephalitis. Oxford: Blackwell Scientific Publications; 1986.

5. Chataway J., Davies N. W. S., Farmer S. et al. Herpes simplex encephalitis: an audit of the use of laboratoty diagnostic tests. Quart. J. Med. 2004; 97: 325-330.

6. Cinque P., Cleator G. M., Weber T. et al. The role of laboratory investigation in the diagnosis and management of patients with

suspected herpes simplex encephalitis: a consensus report. J. Neurol. Neurosurg. Psychiatry 1996; 1: 339-345.

7. Dennet C., Cleator G. M, Klapper P. E. HSV-1 and HSV-2 in herpes simplex encephalitis: A study of sixty-four cases in the United Kingdom. J. Med. Virol. 1997; 53: 1-3.

8. Elbers J. M., BitnunA., Richardson S. E. et al. A 12-year prospective study of childhood herpes simplex encephalitis: Is there a broader spectrum of disease? Pediatrics 2007; 119: 399-407.

9. Hollinger P., Matter L., Sturzenegger M. Normal MRI findings in herpes simplex virus encepha-litis. J. Neurol. 2000; 247 (10): 799-801.

10. Huppatz C., Durrheim D., Levi C. et al. Etiology of encephalitis in Australia, 1990-2007. Emerg. Infect. Dis. 2009; 15 (9): 1359-1365.

11. Johnson R. T. Acute encephalitis. Clin. Infect. Dis. 1996; 23: 219-226.

12. Jouanny P., Vespignani H., Gerard A. et al. Herpetic meningoencephalitis in the elderly, Apropos of 13 cases. Rev. med. Interne 1994; 15 (8): 504-509.

13. Kastrup O., Wanke I., Maschke M. Neuroimaging of infections. NeuroRx 2005; 2 (2): 324-332.

14. McGrath N., Anderson N. E., Croxson M. C., Powellb K. F. Herpes simplex encephalitis treated with acyclovir: diagnosis and long term outcome. J. Neurol. Neurosurg. Psychiatry 1997; 63: 321-326.

15. RaschilasF., WolffM., DelatourF. et al. Outcome of and prognostic factors for herpes simplex encephalitis in adult patients: Results of a multicenter study. Clin. Infect. Dis. 2002; 35: 254-260.

16. Skoldenberg B., Forsgren M., Alestig K. et al. Acyclovir versus vidarabine in herpes simplex encephalitis. Lancet 1984; 2 (8405): 707-711.

17. Tyler K. L. Herpes simplex virus infections of the central nervous system: Encephalitis and meningitis, including mollaret's. Herpes 2004; 11 (Suppl. 2): 57A-64A.

18. Whitley R. J., Alford C. A., Hirsch M. S. et al. Vidarabine versus acyclovir therapy in herpes simplex encephalitis. N. Engl. J. Med. 1986; 314: 144-149.

19. Whitley R. J., Cobbs C. G., Alford C. A. Jr. et al. Diseases that mimic herpes simplex encephalitis: diagnosis, presentation, and outcome. J.A.M.A. 1989; 262: 234-239.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.