Научная статья на тему 'Геронтологические изменения зарядов реактивных двигателей двухсредных морских аппаратов специального назначения'

Геронтологические изменения зарядов реактивных двигателей двухсредных морских аппаратов специального назначения Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
51
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Новиков Владимир Витальевич, Володин Андрей Николаевич, Больших Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Геронтологические изменения зарядов реактивных двигателей двухсредных морских аппаратов специального назначения»

Список литературы:

1. Баторшин В.П. Рабочие процессы и выбор параметров вибрационных смесителей. Диссерта-ция...канд.техн.наук. -Л.,1984. - 264с.

2. Вибрационные машины в строительстве и производстве строительных материалов. Справочник под редакцией В.А. Баумана. - М.: Машиностроение, 1970, - 548с.

3. Ефремов И.М. Интенсификация процесса и выбор параметров роторно-вибрационного смесителя. Дис. канд. техн. наук. - Л., 1985. - 250с.

4. Ефремов И.М., Лобанов Д.В. Новые роторные смесители с различными системами вибровозбуждения // Строительные и дорожные машины. 2008. № 9. С. 7-9.

5. Ефремов И.М., Лобанов Д.В. Вибробетоносмесители: путь длиной в 70 лет // Строительные и дорожные машины. 2009. № 10. С. 15-19.

6. Ефремов И.М., Лобанов Д.В., Фигура К.Н. Современные технологии интенсификации процессов перемешивания бетонных смесей // Строительные и дорожные машины. 2011. № 1. С. 37-41.

7. Ефремов И.М., Лобанов Д.В., Фигура К.Н. Механическая активация бетонных смесей при интенсификации процессов перемешивания // Механизация строительства. 2011. № 2. С. 6-8.

8. Ефремов И.М., Лобанов Д.В., Фигура К.Н., Никифоров Р.Е., Комаров И.В. Вибрационные методы перемешивания бетонных смесей в аспекте патентно-информационного анализа // Механизация строительства. 2011. № 4. С. 6-10.

9. Ефремов И.М., Лобанов Д.В. Новый экспериментальный роторно-вибрационный смеситель // Строительные и дорожные машины. 2011. № 9. С. 16-19.

10. Ефремов И.М., Лобанов Д.В., Лиханов А.А., Ива-сиив Д.М., Фигура К.Н. Определение реологических показателей бетонных смесей по их критериальной значимости // Вестник машиностроения. 2011. № 9. С. 44-49.

11. Ефремов И.М., Лобанов Д.В., Лиханов А.А., Ива-сиив Д.М. Теоретические аспекты процесса смесеобразования бетонных смесей // Механизация строительства. 2011. № 9. С. 16-17.

12. Ефремов И.М., Лобанов Д.В. Исследование процесса перемешивания в роторно-вибрационном смесителе // Механизация строительства. 2012. № 7. С. 40-43.

13. Королев К.М. Современное бетоносмесительное оборудование и опыт его эксплуатации. - М.: ЦНИИТЭСтроймаш, 1978. - 59 с.

14. Королев К.М., Аракельянц М.М. Вибрационные смесители для приготовления бетонных и растворных смесей. - М.: Стройиздат, 1961. - 55 с.

15. Куннос Г.Я., Скудра А.М. Теория и практика вибросмешивания бетонных смесей. - Рига: Изд-во АН Латв. ССР, 1962. - 216 с.

16. Кузьмичев В.А. Методы моделирования и проектирования вибрационных смесительных машин. Ав-тореф. дисс. докт. техн. наук. - Л., 1989 - 32 с.

17. Лобанов Д.В., Ефремов И.М. Моделирование процесса виброперемешивания бетонных смесей в смесителе с вибратором сильфонного типа // Вестник машиностроения. 2012. № 1. С. 21-25.

18. Малахов К.В., Лобанов Д.В. Вибрационный смеситель гравитационного типа // Строительные и дорожные машины. 2013. №7. С. 33-36.

19. Серебренников А.А. Рабочие процессы и методы проектирования смесительных машин с эксцентриковыми уравновешенными вибровозбудителями. Дис. док. техн. Наук. - Тюмень, 2001. - 353с.

20. Штаерман Ю.Я. Виброактивация цемента и виброобработка бетона. // Гидротехническое строительство, 1959, № 8, С.28-32.

21. Федоров, В.С. Механизм воздействия электрического и магнитного полей на воду затворения для приготовления бетонных смесей /В.С. Федоров, Л.А. Мамаев, С.Н. Герасимов, А.С. Беспрозванных // Строительство: материалы, конструкции, технологии: материалы V межрег. науч.-техн. конф. Братск, 2007. - С. 141-144.

22. Федоров, В.С. Влияние магнитной обработки воды на свойства цементных растворов и бетонов / В.С. Федоров, С.Н. Герасимов, П.С. Начатой, Р.В. Абду-рахманов, Р.М. Фарзалиев // Механики XXI веку: сб. докл. VII Всерос. науч. -техн. конф. с междунар. участием.- Братск: БрГУ, 2008. - С.258-260.

23. Федоров, В.С. Совершенствование способов формирования поверхностей свежеуложенных бетонных смесей / В.С. Федоров, Л.А. Мамаев, С.Н. Герасимов // Mechanics Development Issues. International conference: collection of papers. -Ulaanbaatar, Mongolia: Mongolian University of Science and Technology, 18-20 June, 2009. - P. 143146.

ГЕРОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЗАРЯДОВ РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ДВУХСРЕДНЫХ МОРСКИХ АППАРАТОВ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Новиков Владимир Витальевич

доктор технических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, г. Санкт-Петербург;

Володин Андрей Николаевич

кандидат технических наук, доцент, начальник кафедры боевых средств флота, г. Севастополь

Больших Александр Александрович адъюнкт Черноморского высшего военно-морского училища имени П. С. Нахимова

Двухсредные морские аппараты специального назначения (ДМА СН) предназначены для выполнения важных задач оборонного характера.

В настоящее время в Российской Федерации имеется достаточно большой запас ДМА СН различных сроков изготовления. С одной стороны, это создает иллюзию

изобилия этих изделий, а с другой стороны, сроки хранения более 75% ДМА СН превышают 30 и более лет.

Основной задачей разрабатываемого метода является: определение граничного срока хранения ДМА СН, при котором изменения баллистических характеристик порохов начинают оказывать серьезное влияние на их

применение по основному предназначению, поэтому возникает необходимость разработки рекомендаций по учету степени этих изменений.

Согласно требований руководящих документов по проверкам качества ДМА СН, срок с момента их изготовления до первичных лабораторных испытаний устанавливается продолжительностью до 18 лет. В дальнейшем, в зависимости от величины запаса химической стойкости, при положительных результатах физико-химических, энергетических и контрольно-баллистических испытаний сроки периодических испытаний и ориентировочные сроки сохраняемости назначаются и продлеваются через 12, 10, 6 и 4 года в зависимости от продолжительности эксплуатации (хранения) ДМА СН.

Исходя из этого можно сделать выводы, что сроки проведения физико-химических, энергетических и контрольно-баллистических испытаний, сроки периодических испытаний и ориентировочные сроки сохроняемости истекли у 100% состоящих на вооружении ДМА СН.

Физико-химическая стабильность зарядов ДМА СН определяется рядом факторов, важнейшими из которых являются срок хранения, температура и условия их хранения [4, с. 36].

В процессе длительного хранения изменяется плотность пороха и, соответственно, его прочность, а при больших сроках хранения происходит разложение пороха с полной или частичной потерей баллистических свойств [1, с. 238].

Для порохов и зарядов большое значение имеет тепловой режим хранения и влажность окружающей среды.

В зависимости от сроков хранения, ДМА СН претерпевают существенные изменения геометрических, баллистических и энергетических характеристик [2, с. 58].

Одним из требований, предъявляемых к порохам для практического использования, является стабильность, то есть способность при хранении не изменять своих физико-химических, а, следовательно, и баллистических свойств [3, с. 132].

Геронтологические изменения пороховых зарядов двигателей ДМА СН сопровождаются существенными изменениями их баллистических свойств, а именно:

- начальной скорости ДМА СН;

- скорости горения порохового заряда;

- давления пороховых газов;

- теплотворной стойкости.

Изменение свойств порохов реактивных двигателей ДМА СН длительного срока хранения может привести

к изменению дистанции приводнения и параметров эллипса рассеивания [5, с. 84], что, в свою очередь, может быть настолько значительно, что приведет к перерасходу изделий или вообще к невыполнению поставленной задачи. Этим обстоятельством обусловлена необходимость разработки практических и методических рекомендаций по учету степени геронтологических изменений пороховых зарядов ДМА СН в процессе их применения путем внесения соответствующих поправок.

Учет как можно большего количества факторов, влияющих на баллистические характеристики порохов, обуславливает возможность получения более точных методов оценки и прогнозирования состояния ДМА СН при длительных сроках эксплуатации.

Здесь уместно подчеркнуть, что геронтологиче-ским изменениям в пороховом двигателе будет подвергаться и теплозащитное покрытие, что будет увеличивать теплорассеяние и снижать долю энергии расходуемой на создание реактивной тяги.

Таким образом необходимо вносить поправку на геронтологические изменения свойств реактивного двигателя твердого топлива ДМА СН. Отсутствие систематических опытовых стрельб не позволяет эмпирическими методами определить оценку влияния изменяющихся баллистических характеристик на эффективность боевого применения ДМА СН.

Данная задача может быть решена путем совместного использования результатов теоретических исследований и пассивного эксперимента - имеющихся данных применения ДМА СН различных сроков хранения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алемасов В.Е., Дрегалин А.Ф., Тишин А.П. Теория ракетных двигателей: Машиностроение, 1980 г., 534 с.

2. Анипко О.Б., Бусяк Ю.М.. Внутренняя баллистика ствольных систем при применении боеприпасов длительных сроков хранения: учеб. пособие Х.: Изд-во академии внутр. войск МВД Украины, 2010. - 130 с.

3. Ерохин Б.Т. Теоретические основы проектирования РДТТ. Машиностроение, 1982. - 205 с.

4. Куров В.Д., Должанский Ю.М. Основы проектирования пороховых ракетных снарядов. М.: Оборон-гиз. 1961. - 295 с.

5. Шапиро Я.М., Мазинг Г.Ю., Прудников Н.Е. Основы проектирования ракет на твердом топливе. Воен. изд-во МО СССР, Москва, 1968. - 351с.

МОНИТОРИНГ УДАЛЕНИЯ УГОЛЬНОЙ ПЕНЫ И ШЛАКА С ПОВЕРХНОСТИ РАСПЛАВА В АЛЮМИНИЕВОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

Бойков Алексей Викторович

Национальный минерально-сырьевой университет "Горный", г. Санкт-Петербург, аспирант 2 года обучения,

Бажин Владимир Юрьевич Национальный минерально-сырьевой университет "Горный", г. Санкт-Петербург, доктор техн. наук, профессор кафедры металлургия,

Первичный алюминий более 100 лет получают электролитическим способом Эру-Холла из криолит-глиноземных расплавов [1]. В ходе технологического процесса в электролизной ванне образуется жидкий катодный алюминий, который извлекают с помощью вакуум-ковша.

Заборная труба, подключаемая к вакуумной системе, погружается в слой металла, и при возникающем разрежении осуществляется транспортировка металла из электролизера в емкость вакуум-ковша. В зависимости от мощности электролизера один раз в сутки выливается от

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.