Филология. Искусствознание Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 2 (3), с. 232-235
УДК 82-311.2
ГЕРОИНЯ И ОБЩЕСТВО В РОМАНЕ XX ВЕКА
© 2014 г. Anna Hevessyova (Гевешиова А.)
Университет им. Т.Г. Масарика, г. Брно, Чешская Республика 387168@mail. muni.cz
Поступила в редакцию 14.07.2014
Статья посвящена исследованию негативного опыта идентификации женщины в обществе на примере романов конца XX века. Дается попытка ответить на вопрос, не скрывается ли под внешним бурным развитием эмансипации невозможность преодоления традиционных гендерных стереотипов.
Ключевые слова: женщина, женственность, общество, стереотипы, эмансипация, роман.
К актуальным вопросам современности относится идентификация женщины в обществе: данной проблеме посвящено множество социологических и психологических исследований, дающих различные оценки ситуации. Очевидно, что статус женщины в обществе со временем меняется, особенно значительно - в XX веке, так как женщины стали проявлять свою активность в таких сферах жизни, которые ранее для них были закрыты и традиционно считались лишь привилегией мужчин. Приверженцы феминистических движений выступают против дискриминации женщин, за равноправие полов, бросают вызов сложившимся гендерным стереотипам и считают возможным эти стереотипы разрушить. Однако, несмотря на то, что феминистическая борьба за равенство не утихает и создается впечатление, что представление о женственности и, соответственно, мужественности в современности становится более гибким, призма гендерных стереотипов все-таки продолжает влиять на общественное подсознание. Так, И.С. Клецина (1999) на основе психологических экспериментов подтверждает, что в обществе на подсознательном уровне вне зависимости от сознательного восприятия широко проявляется стереотип о зависимом, подчиненном положении женщины по отношению к мужчине. То есть возникает вопрос о пределе равенства полов, возможно ли его полное достижение, а также, не скрывается ли под внешним бурным развитием эмансипации невозможность преодоления традиционных стереотипов?
Проблема идентификации женщины в современном обществе находит яркое отражение в литературе. В данной работе ставится цель проанализировать и сравнить на материале четырех романов XX века эволюцию характеров главных героинь, каждая из которых оказывает-
ся в кризисных жизненных ситуациях, вызванных закрепленными в обществе гендерными стереотипами, и ответить на вопрос, действительно ли изменилась суть женственности на фоне прогрессирующей эмансипации.
Для работы были выбраны романы трех авторов, двух женщин и мужчины; как хронология написания романов, так и хронология действия в них «покрывает» различные отрезки временного пространства XX века (как периода, на протяжении которого особо обостряется вопрос положения женщины в социуме): Джин Рис (1890-1979) «Антуанетта» (1966) и «После отъезда мистера Маккензи» (1931), Наваль Эль Саадави (р. 1931) «Женщина в точке ноль» (1975), Иэн Макьюэн (р. 1948) «Искупление» (2001). Каждый из писателей представляет свое видение жизни через призму культуры, к которой он принадлежит: Джин Рис - вест-индской и английской, Наваль Эль Саадави - арабской, Иэн Макьюэн - английской. Следует отметить, что Наваль Эль Саадави имеет самое близкое отношение к феминистическому движению, являясь борцом за права женщин в Египте. Перечисленные фактические особенности находят воплощение в характерах героинь. Все авторы в повествовании достигают максимально реалистичной передачи действительности, позволяют вжиться в переживания главных действующих лиц. Объединяет героинь то, что все они проходят свой особый, ужасающе тяжелый жизненный путь, на котором каждая из женщин пытается идентифицировать себя в обществе, однако общество ее отвергает ввиду бытования в нем особых представлений о сущности женственности.
Для начала обратимся к произведениям вест-индской и английской писательницы Джин Рис «Антуанетта» и «После отъезда мистера Мак-
кензи». Героини романов Джин Рис эмоционально травмированы, наивны и на большинстве этапов своей жизни материально необеспе-чены, что делает их зависимыми от мужчин. В романах ярко показан путь превращения женщины в жестокого, чёрствого эгоистичного манипулятора. В обществе они получают ярлыки изгоев и аутсайдеров. Героини ещё способны на рефлексию, однако это уже ничего не меняет. Они олицетворяют человеческое равнодушие, единственный способ оказаться в обществе -мимолетные связи с мужчинами.
Автор показывает, как меняется характер Антуанетты Косуэй Рочестер. Читатель наблюдает, как независимая, живая, наделённая богатым воображением молодая женщина, пережившая трудное детство, воспитанная в монастыре, сталкивается с высокомерием общества и из-за этого становится одинокой, агрессивной, нуждающейся и оказывается на грани душевного расстройства. Трагедии, произошедшие в жизни героини, стали причиной того, что она ушла в себя, подавляя свои эмоции. Из-за чрезмерной чувствительности она не смогла смириться с тем, что муж Рочестер отверг её. Антуанетту не научили выражать свои чувства, потребности и желания, а муж также не был способен к диалогу. Так героиня осталась никому не нужной и в своём супруге пробудила лишь ненависть. Рочестер стал называть Антуанетту именем её душевнобольной матери, что также повлияло на дальнейшую судьбу героини: она помешалась, потеряв свою аутентичность, и покончила жизнь самоубийством.
Юлия Мартин из книги «После отъезда мистера Маккензи» предстает пред читателем импульсивной, беззаботной женщиной. Она считает себя счастливой, потому что нашла в себе мужество пренебречь социальными условностями и моралью среднего класса. Со временем угасание внешней привлекательности лишает героиню уверенности в себе и становится причиной потери её авторитета в обществе. Спасаясь от давления внешнего мира, она скрывается в стенах отелей сомнительной репутации. Чтобы заглушить свою боль, она выпивает и ищет приключений, нарушая все представления о достойном женском поведении. Она слишком хорошо знала, что обществом правят стереотипы, вынуждающие женщин думать, что когда они молоды и стройны, они способны на всё, в противном случае - они бессильны. Хотя Юлия еще была способна на глубокие чувства, однако она могла проявлять участие лишь к людям с подобной судьбой. Глаза выдавали ее. По выражению её глаз и тёмным кругам под
ними каждый бы мог заключить, что перед ним - мечтатель, уязвимый, слишком уязвимый для того, чтобы сделать себе карьеру на волне случайного успеха [3, с. 14].
Она хочет жить благополучно так долго, как только это возможно, а также не вступать в конфликтные ситуации. Любовник Юлии мистер Маккензи - её полная противоположность. Он обнаружил, что люди, которые позволяют себе поддаваться эмоциональным порывам и импульсам, всегда несчастны, и, чтобы защитить себя, он выбрал определенную позицию, надел на себя маску, которую в обществе снимал очень редко. В своих произведениях, размышляя о различиях между маской и живым лицом, писательница Джин Рис срывает все покровы и говорит, что она просто ставит зеркало перед читателем и показывает ему мир таким, какой он есть.
Далее обратимся к роману представительницы египетской женской прозы Наваль Эль Саа-дави «Женщина в точке ноль». Из всех женских характеров, о которых идет речь в данной работе, Фирдаус наиболее ярко представляет собой тип сильной мыслящей личности в её стремлении к свободной жизни. Фирдаус удается подняться над своим бедственным социальным положением и стать на определенное время влиятельной и независимой личностью, благодаря своему непоколебимому духу. Она производит впечатление своей внешностью, стилем, поведением, умением вести беседу, оставаясь при этом смиренной и задумчивой. Она демонстрирует, что она всего лишь человек, который пытается жить вне строгих законов общества. В то же время становится ясно, насколько тернист этот путь. Ей удаётся сохранить ясность ума даже тогда, когда жизнь принудила её стать женщиной для утех. Отверженная обществом, она чувствует, что не нуждается в нём. Спасая свою жизнь, она убивает сутенёра и чувствует гордость за то, что смогла сорвать маску и показать сокрытое под ней. Фирдаус приговаривают к смерти. Хотя у неё появляется возможность бежать и возвратиться на свой прежний путь, она остается верна чувству свободы и справедливости, выбирая смерть. В глазах общества её смерть олицетворяет торжество справедливости.
В произведении Иэна Макьюэна «Искупление» главная героиня Брайони в начале ещё совсем ребёнок, она сочиняет сюжеты, которые потом рассказывает своим родителям. Так она пытается спасти семью от назревающего развода, о котором взрослые откровенно не говорят. Брайони на первый взгляд производит впечат-
234
Аппа Иеуеззуоуа (Гевешиова А.)
ление довольно несимпатичной героини, она еще не повзрослела и не может дать объективную оценку происходящему, однако уверена, что знает и понимает всё. В результате этого Брайони совершает ошибку, изменившую судьбы близких людей. Всю оставшуюся жизнь героиня пытается искупить свою вину, не боясь поставить под угрозу своё положение в обществе. Это возвращает ей симпатию читателя. Героиня символизирует общество, в котором легко вешают ярлыки на тех, кто не принадлежит к «своим». Любовь к порядку определяет форму справедливости. Её рассказы должны были не веселить, а сначала ужасать, потом давать облегчение и наконец - поучать [2, с. 8]. Она была склонна размышлять над взрослыми проблемами, которые ей казались нелогичными, она задавала вопросы сама себе и сама же давала на них ответы, основанные на опыте собственных наблюдений. Свои ценные мысли ей не хотелось разделять ни с кем, чтобы ни у кого не возникло сомнений в отношении её высокого интеллекта. Таким образом, она ощущала свою привилегированность. Часто она задавалась вопросами, у всех ли людей мысли такие же сложные, насколько серьёзными могут быть требования каждого человека к жизни, и каждый ли сомневается в своей уникальности [2, с. 36].
Сестра Брайони Сесилия хоть и была старше, относилась к жизни в духе детской беззаботности, убегая от проблем, и её не интересовали, как Брайони, защита, определение, нападение [2, с. 26]. Сесилия - тип женщины, существующей под спудом традиционных стереотипов о подчинении женского начала мужскому, она живёт в ожидании грандиозного будущего, являясь слишком пассивной для достижения этого будущего. Сесилия не понимала причин своих эмоциональных перепадов и с близкими вела себя неестественно, зажато и угрюмо. Самый малый протест требовал от неё неимоверных усилий. У неё не было ни таланта, ни умения, а единственное, что она желала получить от жизни, были муж и дети. Время от времени она слишком усиленно начинала копаться в себе, что провоцировало интеллектуальное перенапряжение, и тогда казалось, что ей не хватило бы сил на воспитание детей... [2, с. 66]. Но всё же она понимала, что безнадежнее и страшнее бы было без любви, строить существование из ничего в чужом доме [2, с. 100]. В конце героиня и её возлюбленный Робби трагически погибают во время Второй мировой войны. Автор оставляет концовку романа открытой.
Реализм Иэна Макьюэна - это «реализм без штампов, реализм повседневного в вопрошании о том, каково это - быть человеком, каждый день погружаться в городской шум Чикаго или Лондона, находить себя в своем столетии, в своей стране, в своем личном времени, в своем болезненном опыте жития...» [5, с. 259].
Перед тем как подойти к заключению, обратимся к еще одному немаловажному моменту. В некоторых племенах, называемых «дикими», девочка становится женщиной, достигая духовной зрелости, накопив мудрость и научившись самодисциплине. Поэтому приводит в замешательство тот факт, что во многих «цивилизованных» обществах женщины все ещё воспринимаются только лишь как объект сексуальных желаний. Даже после феминистических волн и ряда гендерных исследований отношение к женщине на подсознательном уроне меняется слабо. К одному из ошибочных стереотипов принадлежит то, что женщина воспринимается беспомощным и хрупким существом, которое бездействует под покровом своей женственности и ждёт мужчину, чтобы тот выполнил всю тяжелую работу. Но женщина рождена конкурентоспособной для жизни, полной вызовов и приключений. Необходимо понять, что не только внешние данные или возможность воспроизводить потомство определяют место женщины в обществе. Однако вопрос о возможности достижения полноты равноправия полов так и остается открытым.
В проанализированных романах авторы раскрывают проблему идентификации женщины в обществе, которое представляет собой безликую многоголосую массу и своими стереотипными представлениями разрушает личность отдельного человека, женщины.
Каждая из героинь по-своему подходит к определению роли в обществе, в котором она по воле судьбы оказывается, и, к сожалению, практически во всех случаях ее жизнь завершается трагедией. Выбирая пассивную позицию и путь «по течению», женщина живет пустым ожиданием и страдает от своей беспомощности и безысходности. Объявляя «бой» гендерным стереотипам, героиня подвергает себя риску уничтожения со стороны общества.
Несмотря на то, что в наше время границы традиционных гендерных ролей, казалось бы, размываются и женщина позиционируется как личность, свободная в своём выборе, она, находясь в борьбе со стереотипами, так и не может найти своё место в социуме. Общество требует от женщины исключительной «мужской» твёрдости характера, несмотря на то, что сущность
женственности со временем практически не меняется. Данная ситуация представляет собой проблему, для которой активно ищется способ решения, однако жизнь заставляет усомниться в самой возможности его существования. Это подтверждает актуальность слов У. Липпмана, о том, что «любое посягательство на стереотип представляется посягательством на основы мироздания» [6, с. 117].
Так что такое женственность? Ответ на этот вопрос должны давать сами женщины. Слишком долго определение женственности давали мужчины. Несмотря на то, что качества и ценности, отображающие суть женственности, получают новые интерпретации, а женщины приобрели возможность функционирования в «мужских сферах», анализ нескольких романов XX века приводит нас к выводу, что под внешним бурным развитием эмансипации скрывается проблема пре-
одоления традиционных тендерных стереотипов, что оказывает негативное влияние на идентификацию женщины в обществе.
Список литературы
1. El Saadawi N. Woman At Point Zero. London & New York: Zed Books, 2007. Print. 128 p.
2. McEwan I. Atonement. Vintage Books. London: Jonathan Cape, 2001. 371 с.
3. Rhys J. After Leaving Mr Mackenzie. Penguin Books Ltd, Harmondsworth: Penguin Books, 1971. Print. 137 p.
4. Rhys J. Wide Sargasso Sea. London: André Deutsch, 1974. Print. 190 с.
5. Джумайло О.А. Против сентиментальности: Иэн Макьюэн // Вопросы литературы. 2010. № 6. С. 242-260.
6. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. М.: Ин т-т психологии РАН, 1999. 447 с.
THE HEROINE OF THE NOVEL AND SOCIETY IN THE XXth CENTURY
Anna Hevessyova
The article focuses on women position in society in novels of the XXth century. Although things considered to be the values of femaleness are being constantly reinterpreted, the situation of women is at a standstill.
Keywords: woman, womanhood, society, stereotypes, emancipation, novel.
References
1. El Saadawi N. Woman At Point Zero. London & New York: Zed Books, 2007. Print. 128 p.
2. McEwan I. Atonement. Vintage Books. London: Jonathan Cape, 2001. 371 s.
3. Rhys J. After Leaving Mr Mackenzie. Penguin Books Ltd, Harmondsworth: Penguin Books, 1971. Print. 137 p.
4. Rhys J. Wide Sargasso Sea. London: André Deutsch, 1974. Print. 190 s.
5. Dzhumajlo O.A. Protiv sentimental'nosti: Ijen Mak'jujen // Voprosy literatury. 2010. № 6. S. 242-260.
6. Shihirev P.N. Sovremennaja social'naja psi-hologija. M.: In t-t psihologii RAN, 1999. 447 s.