ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
УДК 821.161.1.09"19"
Налетова Татьяна Борисовна
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ГЕРОИЧЕСКИЙ ПАФОС ПОВЕСТИ Н.В. ГОГОЛЯ «ТАРАС БУЛЬБА»
Героический пафос в повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя имеет романтическую специфику, которая проявляется в народности, христианской эстетике, мифопоэтической оппозиции «свой мир» - «чужой мир» и в своеобразии стиля повествования, ориентированного на романтизацию героев эпохи.
Пафос тесно соприкасается с понятиями «народность» и «героический образ народа». Народность гоголевской повести представлена эпической мощью народа, воодушевленного идеей патриотизма. Патриотизмом пропитана жизнь Запорожской Сечи. Практически ни один из героев не мыслит своей жизни без неё. Гоголь изобразил могучие народные характеры. Отсюда романтико-героический пафос изображения повести.
Обладая спецификой священного патриотизма, героический пафос повести включает в себя преданность товарищества своей Родине и христианской православной вере. Патриотизм Гоголя тесно соприкасается с эстетикой православного христианства. Любовь к Родине равносильна любви к Богу. Без веры во Христа немыслимо существование Запорожской Сечи. Умирая за Родину, казак умирает за веру православную, поскольку слова «Родина» и «Вера» для гоголевских героев тождественны. Не случайно, предав Веру, Андрий предаёт Родину, а соответственно, и законы товарищества.
Образ товарищества играет важную роль в осмыслении героического пафоса повести. В героическом пафосе Гоголя реализуется глубокое духовное единение православного народа, который борется и побеждает в смертельной схватке с врагом - символом злого начала.
Ключевые слова: Н.В. Гоголь, повесть «Тарас Бульба», героический пафос, героизм, патриотизм, народность.
""Ж" елью нашей статьи является исследова-I ние особенностей героического пафоса ^ I в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Литературоведы мало внимания уделяют этому вопросу, который, на наш взгляд, очень важен для интерпретации данного художественного произведения.
Обратим внимание на трактовку термина «героический». В «Большом толковом словаре современного русского языка» лексема «героический» имеет следующие дефиниции: «1. Прилагательное к слову герой в 1-м значении. Героический подвиг. Способный к героизму. Величавый, грандиозный. Героические образы истории. 2. Крайний, сопряженный с большим риском. Героические меры. 3. Повествующий о легендарных героях, написанный в возвышенном художественном стиле (лит.). Героический эпос». Слово «герой» имеет аналогичное толкование: «исключительный по смелости или по своим доблестям человек. Выделившийся своей доблестью на войне» [11, с. 142]. По утверждению Г.В.Ф. Гегеля, героическое представляет собой «созвучие внутреннего мира героев и их внешней среды, объединяющее обе эти стороны в единое целое» [1, с. 265]. Героический персонаж в своей основе не отделён от своей судьбы, они едины, судьба выражает внеличную сторону индивида, и его поступки только раскрывают содержание судьбы.
В.И. Тюпа отмечает: «Психологическое содержание героического присутствия в мире - гордое самозабвение, или самозабвенная гордость. Героическая личность горда своей причастностью к сверхличному содержанию миропорядка и равнодушна к собственной самобытности» [12, с. 56].
Героика сводится не только к жизненному поведению героя и его авторской оценке, а к народным интересам прежде всего. Так, Н.И. Киященко пишет: «Героический подвиг предполагает свершение выдающихся по своему и историческому значению поступков во имя интересов народа, общества и всего человечества. Героизм - это борьба не за личные, а за общественные интересы» [7, с.88].
Пафос произведения - это захватившая писателя идея, большое чувство, пронизывающее всё произведение. Пафосная речь - это речь, полная возбуждённого чувства. В центре повести «Тарас Бульба» - героический образ народа, борющегося за свою свободу и независимость. Каждый из героев повести, сколь бы он ни был индивидуален и своеобразен, ощущает себя частью народной жизни. В беспредельной слиянности личных интересов человека с интересами общенародными - поэтический пафос этого произведения.
Произведение прославляет Запорожскую Сечь, ее дух товарищества, воспевает стремления запорожцев к воле и свободе, их преданность отечеству. Сам представитель старинного казацкого рода Гоголей-Яновских, писатель показал народ как великую силу, сделал его основным героем художественного произведения. Гоголь не скрыл ни грубости нравов, ни «свирепства» запорожцев, объясняя это тем, что время было жестоким, «когда человек вел еще кровавую жизнь одних воинских подвигов и закалялся в ней душою, не чуя человечества» [2, с. 142]. Н.Л. Степанов относительно повести справедливо заметил: «Среди памятников мировой литературы "Тарас Бульба" Гоголя занимает особое место. Это - величественное произведение, в котором ощутимо дыхание народного
© Налетова Т.Б., 2015
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 3. 2015
67
эпоса, героическая поэма о мужественных людях, о родине, о несокрушимой любви к свободе и подвиге народа. Словно литые из бронзы встают перед читателем ее легендарные герои» [10, с. 154].
В литературе начала 30-х годов XIX века понятие народности отождествлялось лишь с обращением к этнографическим и бытовым деталям. Для Гоголя народность в самом понимании жизни, в слиянии личности с коллективом, в выражении национального характера. Гоголь возвращается к романтическим народным истокам, к фольклору, к национальному эпосу. В романтическом плане изображал он казачество и в повести «Страшная месть», в известной мере предварявшей «Тараса Бульбу».
Историки литературы, говоря об образе Тараса Бульбы, неоднократно стремились отождествить его с конкретными историческими деятелями, найти исторический прототип. Однако эти сближения чрезвычайно шатки и случайны. В Тарасе Бульбе воплощены лучшие героические черты казачества, которые Гоголь увидел как в народных песнях и сказаниях, так и в исторических источниках и летописях. Так, В.И. Тюпа писал: «Гоголевский Тарас Бульба нимало не дорожит своей отдельной жизнью, но свято дорожит люлькой, видя и в этой малости неотъемлемый атрибут праведного ("ко-зацкого") миропорядка» [12, с. 56]. А Г.А. Гуков-ский в монографии «Реализм Гоголя» отмечал следующее в образе Тараса Бульбы: «Да ведь едва ли и можно говорить о Тарасе как просто хорошем человеке в плане личных свойств и вне героического начала сечевой жизни. Он ведь и жесток, и груб, и дик (вспомним начало повести - его отношение к жене и многое другое). Да и вообще запорожцы как личности у Гоголя диковаты, и пьяницы они, и жестоки они, и Гоголь неоднократно подчеркивает это прямо и недвусмысленно.
Суть дела состоит в том, что не просто личные достоинства Тараса как индивидуальности делают его героем и повесть - героической эпопеей, а характер и смысл всего уклада, всего типа жизни Запорожской Сечи; то есть здесь героична, эпична не просто личность, а жизнь и уклад, делающие ее такой» [3, с. 197]. Эта точка зрения выражает особенность героизма Тараса, представленную в его укладе жизни и быта, связанном с товариществом и эпохой, в которой он жил. И это важно, поскольку уникальность личности Бульбы, на наш взгляд, заключается в самозабвенной преданности народным интересам. Преданность героя Родине и народу, представленная Гоголем в высоком патетическом ключе, содержит в себе романтическую направленность.
Примечателен в этом аспекте финал повести «Тарас Бульба»: «Когда очнулся Тарас Бульба от удара и глянул на Днестр, уже козаки были на челнах и гребли веслами; пули сыпались на них
сверху, но не доставали. И вспыхнули радостные очи у старого атамана.
- Прощайте, товарищи! - кричал он им сверху. - Вспоминайте меня и будущей же весной прибывайте сюда вновь, да хорошенько погуляйте! Что, взяли чортовы ляхи? Думаете, есть что-нибудь на свете, чего бы побоялся козак? Постойте же, придёт время, будет время, узнаете вы, что такое православная русская вера! Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымается из русской земли свой царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему!..» [2, с. 151]. Свою смерть Тарас принимает как истинный патриот, без тени страха, до последней минуты помогая товарищам. Смерть Тараса не поражение, а победа, это торжество мужества, нравственного превосходства человека над враждебными обстоятельствами. Вот почему повесть завершается романтическим гимном в честь «русской силы», которой нет равных и которая преодолеет любые «огни и муки».
Следует отметить, что в художественной ткани гоголевской повести ярко проявляется архетипиче-ская оппозиция «свой мир» - «чужой мир», важная для романтизма. На этом строится героическая составляющая поступков героев. Так, В.Ш. Кривонос, исследуя язык повести, замечает: «В "Тарасе Бульбе" обращает на себя внимание обилие бранных выражений с ключевым словом собака, образующих особую тематическую сферу и семантически соотнесенных с важнейшей для гоголевской повести оппозицией "свой мир" - "чужой мир"... Собачья тема актуализируется в гоголевской повести тогда, когда отмечается негативная метаморфоза (в смысле появления внешнего сходства или изменения внутренней сущности) "своего" в "чужого": "Что он за козак, когда прокрался, собачий сын, как татарин? К чорту в мешок пьяницу Шила!". Или: ".были тоже собаки и между нашими, уж приняли их ("ляхов". - В.К.) веру» [8, с. 3-4]. Исследование В.Ш. Кривоноса акцентирует внимание на эту смысловую оппозицию, справедливо отмечая языковые особенности повести, направленные на актуализацию романтического контраста двух противоборствующих сил - запорожских козаков («свой мир») и ляхов-католиков («чужой мир»). Отметим, что архетипическая оппозиция «свой мир» - «чужой мир» была также характерна для раннего Гоголя в повестях сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Этот аспект весьма важен при анализе романтической литературной позиции писателя 1830-х годов.
Товарищество для Тараса Бульбы, как и для всего казачества, представляющее воплощение «своего мира», священно. Символична, на наш взгляд, речь Тараса об этом: «Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество. Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: <...>...и города были пышные,
68
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- № 3, 2015
Героический пафос повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
и храмы, и князья, князья русского рода... <...>... Всё взяли бусурманы, всё пропало. Только остались мы, сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же как и мы, земля наша! Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чём стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества!..» (Курсив наш - Т.Н.) [2, с. 116].
И.А. Есаулов справедливо рассматривает товарищество гоголевской повести в духовно-христианском аспекте: «.Натиск "злого духа" отражается вооружённой силой соборного "товарищества" <...>...Именно православная вера цементирует единство столь разнородной "республики", как Запорожская Сечь <...>..."пришедшие" на Сечь "приходили сюда, как будто возвращались в свой собственный дом", однако непременным условием вхождения в этот "дом" ("круг") является словесное подтверждение веры. Твёрдая уверенность в могуществе Слова зиждется на уподоблении его "гудящей колокольной меди"; причём завешается это уподобление выразительным образом соборного единения: "чтобы далече по городам, лачугам, палатам и весям разносился красный звон, сзывая равно всех на святую молитву"» [4, с. 242]. Посвящая жизнь и судьбу Родине и христовой вере, герои Запорожской Сечи осознают созвучие своего внешнего мира с внутренним, проявляющееся в их поступках.
Судьбы героев повести раскрываются в единстве с народным движением. Гоголь пишет, что всякий, кто появлялся в Сечи, тотчас же забывал все дотоле его занимавшее и «беззаботно предавался воле и товариществу» [2, с. 143]. Перед нами проходит галерея цельных и сильных духом человеческих характеров. Все мелкое и будничное вытеснено из сердца этих людей. Они проникнуты сознанием величия того дела, которому служат.
Яркими и выразительными штрихами воссоздает Гоголь героев Сечи. Остап, бесстрашно поднимающийся на плаху; Бовдюг, страстно призывающий к «товариществу»; Шило, преодолевающий неимоверные препятствия, чтобы вернуться в родную Сечь; атаман Кукубенко, высказывающий перед смертью свою заветную мечту: «Пусть же после нас живут еще лучшие, чем мы» [2, с. 148]. Этим людям свойственна одна общая черта: беззаветная преданность Сечи и Русской земле. В них видит Гоголь воплощение лучших черт национального русского характера. С.И. Машинский отмечает: «В изображении Сечи и ее героев Гоголь сочетает историческую конкретность, характерную для писателя-реалиста, и высокий лирический пафос, свойственный поэту-романтику. Органическое слияние различных художественных красок создает поэтическое своеобразие и обаяние "Тараса Бульбы"» [9, с. 95]. Героический высокий пафос повести наполняет всю повесть Гоголя. Призыв любви к Родине и вер-
ности отчизне, жертвенность и бесстрашие проходят сквозной нитью в «Тарасе Бульбе». Неслучайно на страницах повести нередко упоминается образ Русской земли в речах запорожцев, умирающих в битве за веру и за Родину. Так, смертельно раненый Бовдюг собрал «весь дух свой и сказал: "Не жаль расставаться со светом. Дай Бог и всякому такой кончины! Пусть же славится до конца века Русская земля!"» [2, с. 122]. Куренной атаман Балабан, почуяв предсмертные муки, «тихо сказал: "Сдаётся мне, паны-браты, умираю хорошею смертью: семерых изрубил, девятерых копьём исколол. Истоптал конём вдоволь, а уж не припомню, скольких достал пулею. Пусть же цветёт вечно Русская земля!.."» [2, с. 123]. Аналогичной была предсмертная речь ко-зака Кукубенка: «.Пусть же после нас живут ещё лучшие, чем мы, и красуется вечно любимая Христом Русская земля!» [2, с. 123].
В этом мире, где «бьются за Христову веру», по высказыванию И.П. Золотусского, «Бульба сам делает историю» [6, с.174]. И это очень важно. Гоголевский героический пафос тесным образом соприкасается с патриотизмом. Без патриотизма нет и геройства как такового. Неслучайно И.А. Есаулов отмечает: «В рассматриваемой повести героическое предназначение теснейшим образом связано с патриотическим военным долгом запорожцев. Не случайно столько места занимает здесь описание батальных сцен» [5, с. 44]; но в то же время «принципиально важным для героики является совпадение сверхличного "долга" и свободного самоопределения личности» [5, с. 44].
В художественном повествовании «Тараса Бульбы» Н. В. Гоголь стремится к романтической поэтизации героев эпохи, выраженной в утверждении их могущества, грозности, несокрушимости и исключительности по смелости и доблестям. Это ярко проявляется в стиле писателя, нередко прибегающего к гиперболизации военной мощи героев. Достаточно вспомнить батальные сцены в повести. Грозный атаман Кукубенко «в гневе иссёк в капусту первого попавшегося, многих конников сбил с коней, доставши копьём и конника и коня <...>... Так, где прошли незамайковцы - так там и улица, где поворотились - так уж и там и переулок! Так и видно, как редели ряды и снопами валились ляхи!» [2, с. 119]. В духе высокой патетики Гоголь сравнивает старшего сына Остапа с «ястребом», а хорунжего ляхов с «перепелом», что имеет созвучие с древнерусскими традициями: «Как плавающий в небе ястреб, давши много кругов сильными крылами, вдруг останавливается распластанным на одном месте и бьёт оттуда стрелой на раскричавшегося у самой дороги самца - перепела, - так Тарасов сын, Остап, налетел вдруг на хорунжего и сразу накинул ему на шею верёвку» [2, с. 103].
Таким образом, гоголевский героический пафос в повести «Тарас Бульба» имеет романтиче-
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 3. 2015
69
скую специфику, которая проявляется в народности, христианской эстетике, мифопоэтической оппозиции «свой мир» - «чужой мир», а также в своеобразии гоголевского стиля повествования, ориентированного на романтизацию героев эпохи.
Пафос тесно соприкасается с понятиями «народность» и «героический образ народа». Народность гоголевской повести представлена эпической мощью народа, воодушевленного идеей борьбы за национальную независимость - патриотизмом. Им пропитана жизнь Запорожской Сечи и её козаков. Практически ни один из героев-козаков не мыслит своей жизни без неё. Гоголю нужно было нарисовать цельные, могучие народные характеры. Это и осуществлено в образах Тараса Бульбы, его старшего сына Остапа, куренного атамана Кукубенко, казаков Мосия Шило, Степана Гуски и других героев. Отсюда романтико-героический пафос изображения.
Обладая спецификой священного патриотизма, героический пафос повести включает в себя преданность товарищества своей Родине и христианской православной вере. Патриотизм Гоголя тесно соприкасается с эстетикой православного христианства. Любовь к Родине равносильна любви к Богу. Без веры во Христа немыслимо существование Запорожской Сечи. Умирая за Родину, козак умирает за веру православную, поскольку слова Родина и Вера для гоголевских героев тождественны. Неслучайно, предав Веру, Андрий предаёт Родину, а соответственно, и законы товарищества. Образ товарищества играет важную роль в осмыслении героического пафоса повести, поскольку в нём заключено, по Гоголю, глубокое духовное единение православного народа, борющегося и побеждающего в смертельной схватке с врагом, символизирующим собою злое начало. Эта оппозиция двух начал неразрывно тяготеет к романтической литературной позиции раннего Гоголя.
Библиографический список
1. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: в 4 т. - М.: Искусство, 1968-1971. - Т. 1. - 623 с.
2. Гоголь Н.В. Собр. соч.: в 6 т. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1952. - Т. 2. - 340 с.
3. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. - М; Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1959. - 410 с.
4. Есаулов И.А. Пасхальность в русской словесности. - М.: М-во образ. РФ, Гос. акад. слав. культуры, Центр литературоведческих исследований, Кругъ, 2004. - 506 с.
5. Есаулов И.А. Спектр адекватности в истолковании литературного произведения («Миргород» Н.В. Гоголя). - М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 1995. - 102 с.
6. Золотусский И.П. Гоголь. - М.: Молодая гвардия, 1979. - 511 с. - (ЖЗЛ, «Серия биографий». - Вып. 10. (595))
7. Киященко Н.И. Героическое как категория эстетики // Эстетика. Категории и искусство. - М.: Искусство, 1965. - 88 с.
8. Кривонос В.Ш. Заметки о «Тарасе Бульбе» Гоголя // Вестник молодых учёных. Серия: Филологические науки. - № 4. - СПб., 2000. - С. 3-5. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www.philology.ru/literature2/krivonos-01.htm (дата обращения: 10.03.2014).
9. Машинский С.И. Художественный мир Гоголя. - М.: Просвещение, 1979. - 426 с.
10. Степанов Н.Л. Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» // Гоголь Н.В. Тарас Бульба / АН СССР; изд. подгот. Е.И. Прохоров, Н.Л. Степанов; отв. ред. Н.Л. Степанов. - М.: Издательство Академии наук СССР, 1963. - С. 153-181.
11. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка: 180000 слов и словосочетаний. - М.: ООО «Альта-Принт», 2006. - 1239 с.
12. Чернец Л.В. Введение в литературоведение: учеб. пособие. - М.: Высшая школа, 2004. - 680 с.
70
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «jij- № 3, 2015