УДК 372.882
Н. И. Милевская
ГЕРОИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ)
Проанализирован новый образовательный стандарт, предлагается организация патриотического воспитания младших школьников на основе использования героических образов древнерусской литературы.
Ключевые слова: новый образовательный стандарт, патриотическое воспитание, младшие школьники, героические образы, древнерусская литература.
В новом образовательном стандарте сформулированы цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания школьников на начальной ступени образования. В нем много сказано о воспитании любви к Родине: «формирование основ российской гражданской идентичности; пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество»; «формирование патриотизма и гражданской солидарности». Среди традиционных источников нравственности на первом месте называется «патриотизм - любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству». С одной стороны, в такой формулировке нет ничего нового и не должно быть ничего странного. Но, с другой стороны, почему мы вновь и вновь говорим о необходимости воспитания гражданина? Изменились времена? Перестали учителя уделять должное внимание патриотическому воспитанию? Нет ярких примеров «подвигов», которым, как известно, «в жизни всегда есть место»? Куда-то и почему-то исчезла вера в Россию, и вот вдруг настало время, когда эту веру надо пробуждать? И то и другое, и все по отдельности и все, вместе взятое. Дети все больше «разочаровываются» в родине, учителя объективно не находят в себе силы говорить о необходимости любить и ценить то, что не любит и не ценит их. Но, тем не менее, те учителя, которые несмотря ни на что остались работать в многострадальной школе, добросовестно выполняют свой труд, закладывая в своих подопечных духовно-нравственные основы, воспитывая в том числе и любовь к России. В осуществлении этих задач им во многом помогает наша русская литература, которая все больше и больше попирается новыми стандартами, но без которой невозможно осуществить ни одну воспитательную задачу.
В стандарте начального общего образования заложены часы на изучение истории отечества: жизнь древних славян, во времена Древней Руси, Куликовская битва, Минин и Пожарский, Петр Великий, Михаил Ломоносов, Отечественная война 1812 года и т. д. Наша великая литература много раз повествовала о героических страницах русской истории, прославляла славные имена своих сынов. Еще Пушкин писал: «Гордиться славою своих
предков не только можно, но и должно», призывая изучать историю, а через нее - свой народ. Поэт писал о важной миссии России, по его наблюдениям, дважды спасшей весь мир: первый раз, остановив на себе татаро-монгольские полчища, а второй - победив Наполеона. Мы можем продолжить мысль Пушкина, отметив, что и третий раз именно Россия спасла мир - время Второй мировой войны.
В истории отечественной литературы есть период, который до сих пор мало изучается в школе. Речь идет о древнерусской литературе (Х-ХУИ вв.). Д. С. Лихачёв справедливо отмечал: «Русской литературе без малого 1000 лет... Из этого великого тысячелетия более 700 принадлежит древней русской литературе», всегда хочется с сожалением добавить: 700 лет нашей литературы, нашей славы, которую мы не знаем... 700 лет славы наших предков, таких как Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван Грозный. Древнерусская литература отличалась одной очень важной особенностью - она писала о действительно происходивших исторических событиях, о реальных исторических деятелях. Образ «хороброго на ратях» воина, полководца - распространенный образ в древнерусской литературе. Но не только храбрость и мужество отличали древнерусского воина. Он обладал всегда высоконравственными качествами. Его отличало благородство. Начиная от известного всем «иду на Вы» князя Святослава, предупреждавшего противника о походе на него («Повесть временных лет» - ПВЛ). Продолжая мудрыми поучениями детям князя Владимира Мономаха о необходимости «печаловаться» о своей земле и разумно ею управлять («Поучение Владимира Мономаха»: «Красота воину - оружие, кораблю - ветрила, а князю - разумение»), имевшего такую «пугающую» славу: его именем «половцы пугали своих малых деток. А литовцы из болот своих на свет не показывались, а угры укрепляли каменные стены своих городов железными воротами, чтобы их великий Владимир не покорил, а немцы радовались, что они далеко - за Синим морем. Бур-тасы, черемисы, вяда и мордва бортничали на великого князя Владимира. А император царьградский Мануил от страха великие дары посылал к нему,
чтобы великий князь Владимир Царьград у него не взял» («Слово о погибели земли русской») [1, с. 23], неоднократно посылавшего гонцов сказать половцам: «Не ходите на Русь». Александр Невский, по праву возглавивший славную таблицу имен России, вошедший в историю словами: «Кто к нам на Русь с мечом придет, тот от меча и погибнет» («Житие Александра Невского»). Дмитрий Иванович Донской выступал в одежде простого воеводы в первых рядах на Куликовом поле («Сказание о Мамаевом побоище», «Слово о житии и представлении Дмитрия Ивановича Донского»). Для ДРЛ характерен особый историзм. Историки (Н. М. Карамзин, В. О. Ключевский и др.) черпали материал для своих исторических трудов в древнерусской литературе, использовали ее в качестве достоверного исторического источника.
Именно этот период литературы, возможно, гораздо более, чем другие, способствует осуществлению межпредметных связей, интегрированию знаний, средствами которых можно и нужно осуществлять духовно-нравственное и патриотическое воспитание. Объединение предметов эстетического цикла, способствующее формированию широкого гуманитарного мышления, образовательной компетентности, помогает осуществлять вертикальный тематизм, в качестве технологии интегрирования, принцип, который «требует не новых учебников, а только более творческого подхода педагога к своему уроку» [2, с. 49]. Первые страницы истории Отечества (Плешаков А. А., Крючкова Е. А. Мир вокруг нас. Ч. 2. М., 2003. С. 34-53; Саплина Е. В., Саплин А. И. Введение в историю. М., 2001. С. 7-26) хорошо дополнят ПВЛ, воинские повести и жития. Опираясь на принцип вертикального тематизма, легко спланировать уроки, совмещающие историю и литературное чтение. Учитывая, что в современных методологиях усиливается аксиологический подход в образовании детей, а также идет ориентация на выработку компетентности, в том числе за счет развития исследовательской активности учеников начиная с начальной школы, предлагаемый к интегрированию материал может быть не безынтересным [3-5]. Летопись - жанр древнерусской литературы, просуществовавший с X! по XVII в. Многие летописцы впоследствии сначала переписывали ПВЛ (памятник XII в.), а потом уже делали записи о событиях, которых они были очевидцами, что свидетельствует о популярности в Древней Руси труда Нестора. И это неудивительно. Подзаголовок ПВЛ: «Откуда есть пошла земля русская и кто первый на Руси стал княжити» соответствует двум частям композиции этой летописи. Первая часть - о происхождении земли русской, о расселении славян, описание красот русской земли (до первой погодной
записи). Вторая часть повествует о событиях начиная с 852 г., с этого года начинается наша история. В этой части распространена такая форма повествования как летописное сказание, получившее свое название в силу тесной связи с произведениями фольклора (о князе Олеге Вещем, княгине Ольге Мудрой, о Никите Кожемяке и др.), послужившее источником сюжетов в литературе нового времени («Песнь о Вещем Олеге» Пушкина, дума «Олег Вещий» Рылеева и др.).
Но среди реально существовавших исторических деятелей уже в летописях встречаются образы, созданные в воображении народа. Один из них - Никита Кожемяка. Создан средствами былинной гиперболизации. Но главное в этом образе даже не наличие в нем недюжинной силы. Главное, что сила Кожемяки, как и в народных былинах, прежде всего рассматривается как нравственное понятие. Вспомним, что калики перехожие, поставившие на ноги Илью Муромца, предлагали ему испить водицы трижды, тем самым «регулируя» силу. Илья Муромец ощутил сначала силу неимоверную, при помощи которой мог бы притянуть небо к земле. Но к чему такая сила? И калики дают ему еще раз испить, уменьшая силу. Сила должна быть не бездумная, а должна быть направлена на добрые дела, в этом ее значение. Не случайно в былинах богатыри живут в вечности, а гибнут немногие, например Васька Буслаев, обладавший неимоверной, но безнравственной силой: «Кого за руку возьмет, у того рука выдернется, кого за ногу возьмет, у того нога выдернется». Былина считается оригинальным жанром русского фольклора, хотя богатырский эпос есть в фольклоре многих народов (нарты, калевала, манас и др.). Думается, что объяснить это возможно именно тем, что русский богатырь направляет свою богатырскую силу на решение задач общенародного, общегосударственного значения, совершает подвиг во имя Родины. Собственно такое значение носит подвиг Никиты Кожемяки. Исход его единоборства с печенегом важен для всего государства: кто кого побьет, того и сторона будет 3 года брать дань с противника. Никита победил, как в летописи сказано - «перенял славу у печенегов». Изучение ПВЛ способствует осуществлению межпредметных связей: предлагаемые вопросы и задания объединяют литературное чтение, фольклор и историю, кроме того, можно привлекать произведения из литературы нового времени:
1. Почему ПВЛ, будучи историческим источником, изучается и на уроках литературного чтения? Найдите в ПВЛ строки, описывающие славянские земли и близкие по эмоциональному настрою строкам из «Слова о погибели земли русской»: «О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многи-
ми славишься, реками и источниками местночтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!»
2. Какая форма летописного повествования вызывает интерес не только у историков, но и у литераторов? Как вы думаете, почему?
3. Сравните отрывок из ПВЛ о Никите Кожемяке со сказкой об этом богатыре. Кто такие богатыри? Какие богатыри живут в сказках, а какие в былинах? В чем значение единоборства былинного богатыря? Расскажите о единоборствах былинных богатырей, например Ильи Муромца (с Соловьем-разбойником, с Калиным Царем и др.). Почему былины считаются оригинальным жанром русского фольклора, не имеющим аналога в народном творчестве других народов?
4. В ПВЛ повествование завершается княжением Владимира Мономаха, по сути дела, рассказом о первом периоде древнерусской истории (период Киевской Руси: 1Х-Х11 вв.). Выберите для самостоятельного исследовательского проекта определенное историческое событие этого периода, изучите его по учебнику истории, дополните сведениями о нем из ПВЛ, сравните материалы и на основании проведенного сравнительного исследования сделайте выводы, оформив в виде доклада (например, летописное сказание о князе Олеге из ПВЛ, былины, историческая справка, «Песнь о Вещем Олеге» Пушкина).
Образ рязанского мужа Евпатия Коловрата (из воинской повести о татаро-монгольском нашествии - «Повесть о разорении Рязани Батыем») создан эпическим стилем, для которого также характерно использование фольклорных элементов. Он предстает перед нами как былинный богатырь, наделенный недюжинной силой, ему также предстоит единоборство с противником: «Евпатий же, богатырь силой, разрубил Хостоврула надвое до седла и начал беспощадно сечь силу татарскую, и многих тут он прославленных богатырей Батыевых побил, одних пополам рассекая, а других до седла надвое разрубая.
Перепугались татары, видя, сколь могуч исполин Евпатий. И нацелили они на него множество пороков, и стали бить в него из многочисленных пороков, и едва убили его» [6, с. 33]. В гибели богатыря заключена нравственная победа: «А царь Батый сказал, глядя на тело Евпатия: - О Коловрат Евпатий! Щедро ты меня попотчевал со своею Малою дружиной, и многих богатырей могучей орды побил ты, и много полков моих от тебя пало. Если бы у меня такой служил, держал бы я его около сердца своего» [6, с. 33]. Вообще, мотив восхищения
противника мужеством русского воина не редкий в русской литературе и пришел он в нее из ДРЛ, едва ли не из «Повести о разорении Рязани Батыем». Вспомним, хотя бы рассказ М. Шолохова «Судьба человека», в котором немцы восхищались мужественным ответом Андрея Соколова, заключенного в концентрационном лагере, отказавшегося пить за победу немецкого оружия. В романе Б. Васильева «В списках не значится» рассказывается о том, что фашисты салютуют мужеству и храбрости русского солдата, Николая Плужникова, на все вопросы об имени и фамилии отвечавшего: «Русский солдат».
О древнерусском человеке говорили, что он либо ратай, либо оратай (либо воин, либо пахарь). Частые битвы с половцами, хазарами, печенегами, татаро-монголами... Русский князь - это всегда мудрый полководец, умеющий своими речами воодушевить на славные победы. Обязательным композиционным элементом воинской повести, помимо единоборства противников, была речь князя, с которой он обращался к дружине перед выходом в поход, а бой, битва сравнивались либо с посевом, либо с пиром. Само сравнение пришло в литературу из фольклора. Через всю повесть о разорении Рязани проходит образ единой смертной чаши, сравнение боя, битвы с пиром: испивший чашу умирает. Князь рязанский Юрий Ингваревич выступает перед дружиной: «Лучше нам смертью вечную жизнь приобрести, нежели быть в неволе у поганых! Я, брат ваш, первым из вас выпью чашу смертную.» И сражались рязанцы, единую смертную чашу испивая: «Тут убиты были: <...> многие князья местные, и воеводы крепкие, и воинство храброе - удальцы и резвецы рязанские. Все, как один, умерли и единую чашу смертную испили! Ни один из них не оставил поля битвы - все вместе мертвыми лежат» [6, с. 31]. Батый с воинством своим осадил Рязань и бились пять дней: «Ба-тыево войско все время переменялось, а горожане сражались без перемены». Только на шестой день удалось войти в осажденный город. Случилось это только тогда, когда все защитники были убиты: «И не осталось в городе ни одного живого: все, как один, погибли и все единую чашу смертную испили. И не было в городе ни стона, ни плача: ни отец и ни мать детей не оплакивали, ни дети отца или мать, ни брат брата, ни ближние родственников своих - все вместе мертвыми лежали» [6, с. 32].
«Удальцы и резвецы рязанские» - собирательный героический образ русского народа, наделенный богатырской силой: «один рязанец бился с тысячью, а двое с десятью тысячами». Мужественно они сражались, повергая в испуг батыево воинство. В то же время мужество рязанцев вызывает восхищение противника: «Мы со многими царями во многих землях и во многих сражениях бывали, а
таких удальцов и резвецов не видали, и отцы наши о таких не рассказывали нам. Ведь они словно люди крылатые и бессмертные: так крепко и мужественно на конях бьются один с тысячью, а два - с десятью тысячами. И ни один из них живым не покинул поля брани» [6, с. 33]. Несмотря на трагические события, поражает оптимистический финал повести: возвращается рязанский князь Ингварь Ингваревич, хоронит защитников Рязани, отстраивает церкви и весь город, хотя описываемые события происходят в начале татаро-монгольского нашествия - в 1237 г. О Куликовской битве (1380 г.), ее полководце - Дмитрии Ивановиче Донском и ее вдохновителе - Сергии Радонежском также много произведений в ДРЛ («Сказание о Мамаевом побоище», «Слово о житии и представлении Дмитрия Ивановича Донского», «Житие Сергия Радонежского» и др.), которые, безусловно, следует привлекать для осуществления патриотического и нравственного воспитания учащихся. Для анализа воинских повестей также предлагаем вопросы интегрированного характера:
1. Что такое эпический стиль, в чем его особенности?
2. Единоборство Евпатия Коловрата с Хостовру-лом завершилось победой русского воеводы, но сам он был убит. Какое место в композиции повести занимает единоборство и чем объясняется гибель героя?
3. Какими нравственными качествами наделен Евпатий Коловрат?
4. Что вы можете сказать о нравственных качествах других героев этой повести: князь Федор, убитый Батыем за мужественный ответ, открывающий в литературе галерею «невольников чести»; Евпраксия, его жена, наряду с Ольгой (ПВЛ), Ярославной («Слово о полку Игореве») и Февро-нией («Повесть о Петре и Февронии Муромских»), представляющая галерею русских женщин в ДРЛ?
5. Татаро-монгольское нашествие составляло основное событие второго периода древнерусского государства. Выберите для самостоятельного исследовательского проекта Куликовскую битву и события, ей предшествующие, изучите их по учебнику истории (например, по первым страницам истории Отечества или по введению в историю), дополните сведениями о них из «Сказания о Мамаевом побоище», «Слова о житии и представлении Дмитрия Ивановича Донского», «Жития Сергия Радонежского», сравните материалы и на основании проведенного сравнительного исследования сделайте выводы, оформив в виде доклада.
6. На основании сравнительного изучения страниц истории и памятников древнерусской книжности напишите доклады о русских князьях и полководцах (Владимире Мономахе, Александре Невском, Дмитрии Донском), о нравственной красоте русских женщин (княгине Ольге, Евпраксии, Февронии).
Список литературы
1. Слово о погибели Русской земли // За землю русскую. Древнерусские повести / сост. Л. А. Дмитриева. М.: Детская лит., 1980. С. 21.
2. Кошмина И. Вертикальный тематизм // Нач. шк. 1997. № 3. С. 49-52.
3. Костюкова Т. А., Шульгин Алексий. Православная педагогика в современной духовной и культурно-исторической ситуации // Вестн.
Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 10. С. 25-30;
4. Каргина З. А. Современные методологические подходы в сфере дополнительного образования детей // Там же. 2011. Вып. 1 (103). С. 5-11;
5. Ерохина Р. К. Особенности компетентностного подхода в инновационном курсе развивающей эстетики в начальном звене общеобразовательной школы и школы свободного развития // Там же. С. 17-20.
6. Повесть о разорении Рязани Батыем // За землю русскую. Древнерусские повести / сост. Л. А. Дмитриева. М.: Детская лит., 1980. С. 26-41.
Милевская Н. И., кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 11.07.2011.
N. I. Milevskaya
HEROIC IMAGES OF THE OLD RUSSIAN LITERATURE (AT LITERARY READING LESSONS IN ELEMENTARY SCHOOL)
The article is devoted to the formation of moral educational of junior schoolchildren by means of the texts of Old Russian literature at literary reading lessons.
Key words: moral education, patriotic education, folklore, Old Russian literature.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.
E-mail: [email protected]