Научная статья на тему 'Героические мотивы и образы в «Античных» лирических произведениях Н. С. Гумилёва'

Героические мотивы и образы в «Античных» лирических произведениях Н. С. Гумилёва Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
964
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИРИКА Н.С.ГУМИЛЕВА / МОТИВ ГЕРОИЧЕСКОГО / ОБРАЗЫ ГЕРОЕВ В СТИХОТВОРЕНИЯХ / N.S.GUMILEVA'S LYRICS / MOTIVE OF HEROIC / IMAGES OF HEROES IN POEMS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бакулина Ю. Б.

Целью данной статьи является рассмотрение вопроса, связанного с осмыслением «античного» творчества Н.С.Гумилёва через призму функционирования и эволюции в нём различного рода героических мотивов (мотив смерти и выбора собственной смерти, мотив подвига и преодоления смерти) и образов (Ахилл, Одиссей).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEROIC MOTIVES AND IMAGES IN N.S.GUMILYOV'S «ANTIQUE» LYRICAL WORKS

The purpose of the article is consideration of the question connected to understanding N.S.Gumilyov's «antique» oeuvre through a prism of functioning and evolution of a various sort of heroic motives (motive of death and a choice of own death, motive of a feat and overcoming of death) and images in it.

Текст научной работы на тему «Героические мотивы и образы в «Античных» лирических произведениях Н. С. Гумилёва»

ФИЛОЛОГИЯ

УДК 80

ГЕРОИЧЕСКИЕ МОТИВЫ И ОБРАЗЫ В «АНТИЧНЫХ» ЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Н.С.ГУМИЛЁВА

©2009 Ю.Б.Бакулина Поволжская государственная социально-гуманитарная академия Статья поступила в редакцию 21.02.2009

Целью данной статьи является рассмотрение вопроса, связанного с осмыслением «античного» творчества Н.С.Гумилёва через призму функционирования и эволюции в нём различного рода героических мотивов (мотив смерти и выбора собственной смерти, мотив подвига и преодоления смерти) и образов (Ахилл, Одиссей).

Ключевые слова: лирика Н.С.Гумилева, мотив героического, образы героев в стихотворениях.

В лирике Н.С.Гумилёва представлена трёхчастная концепция античности, объединяющей духовное, земное как его антитезу и героическое начала. Эти три начала отражаются на мотивной структуре «античных» лирических произведений поэта. Упомянутая нами структура включает в себя мотив духовного поиска, мотив земного мира, героические мотивы, например, мотив смерти и выбора «собственной» смерти, мотив подвига и преодоления смерти. Героическое в «Современном словаре-справочнике по литературе» трактуется как «...эстетическая категория, разновидность возвышенного.., означающая мужественные, требующие подвига и самоотверженности дела и поступки... во имя высоких общественных... ценностей...»1. Значит, героический пафос возникает там, где личность, борющаяся за благородные идеи, сталкивается с силой, превосходящей её. Если личность погибает в этом неравном поединке, то можно говорить о сплетении героизма с трагизмом. Героизм в творчестве поэта - стремление к становлению, отвоеванию и эволюции своего внутреннего «Я» через подвиг, единение духа и тела.

Истоками героического в произведениях Н.С.Гумилёва могут послужить особенности

Бакулина Юлия Борисовна, аспирант кафедры русской, зарубежной литературы и методики преподавания литературы. E-mail: buranok@yandex.ru 1 Современный словарь-справочник по литературе / Сост. и науч. ред. С.И.Кормилов. - М.: Аст, 2000. -С. 97.

самой личности поэта, с детства обнаружившего интерес к приключенческим романам. В.К.Лукницкая составила список его любимых писателей: «Любимые его писатели: Майн Рид, Жюль Берн, Фенимор Купер, Гюстав Эмар, любимые книги: «Дети капитана Гранта», «Путешествие капитана Гаттерса»2. Известно, что Н.С.Гумилёв и свою жизнь, и свою творческую деятельность старался превратить в героический подвиг, в приключенческий роман, в стилевой тональности которого ирония сочеталась бы с игрой, драматизмом и трагизмом. Уже в поэтическом сборнике «Романтические цветы» (1908) появляется мотив смерти как самопреодоления. Этот мотив звучит, например, в стихотворении «Бы-бор», в котором выбор своей смерти рассматривается как синтез и антитеза и созиданию, и разрушению:

Не спасёшься от доли кровавой, Что земным предназначила твердь. Но молчи: несравненное право -Самому выбирать свою смерть3.

Здесь сражение с другими несёт смерть, является насилием, тогда как выбор самому себе смерти - великая жертва, превращающая человека в богочеловека, поэтому в стихотво-

2 Лукницкая Б.К. Николай Гумилёв: Жизнь поэта по материалам домашнего архива семьи Лукницких. -Л.: Лениздат, 1990. - С. 20.

3 Гумилёв Н.С. Собр. соч.: В 4 т. - Т. 1. - М.: Терра, 1991. - С. 55.

«Педагогика и психология», «Филология и искусствоведение» 1(3)

рении «Выбор» сражение со смертью посредством гордого её приятия названо несравненным правом. По мнению О.В.Щегольковой, «...мотив выбора «собственной смерти» проходит определённую эволюцию в своём развитии, постепенно утрачивая раннюю романтическую экспрессивность, он приобретает всё более обыденные черты»>4. Действительно, переход от символизма к акмеизму повлёк за собой семантическую трансформацию героических мотивов в лирике Н.С.Гумилёва: вместо восприятия на раннем этапе войны как сражения с самим собой в более зрелом творчестве обнаруживается рецепция будничных массовых военных действий как варианта битвы. Одно из самых ранних гумилёвских стихотворений, в которых наличествуют образы античных героев, относится к сборнику «Романтические цветы» - «Ахилл и Одиссей»: Ахилл

Брось, Одиссей, это стоны притворные, Красная кровь вас с землёй не разлучит, А у меня она страшная, чёрная, В сердце скопилась и давит и мучит5.

Обращение к образу Ахилла именно в период «Романтических цветов» (когда поэт увлекался символизмом, который выдвинул концепцию романтической, одинокой личности) вполне закономерно, поскольку в образе данного античного героя Н.С.Гумилёв и обнаружил тип рокового героя-отступника. Нередко поэт обращается к образам античных героических личностей, восхищаясь их мужеством, их способностью к выбору собственной смерти, к преодолению её. Борьба Персея, Геракла, Одиссея с чудовищами есть не что иное, как сражение с гибельными страстями своей души. Преобразование хаоса в космос -цель и героической личности, и поэта. Последующий гумилёвский сборник стихов «Жемчуга» (1910), открывающийся стихотворением «Волшебная скрипка», обращён к проблемам героического творчества. Указанное произведение маркирует акт творчества и как преодоление хаоса, и как некую игру, подвиг, приближающий к смерти, к славной гибели:

На, владей волшебной скрипкой, посмотри в глаза чудовищ И погибни славной смертью, страшной смертью скрипача!6

4 Щеголькова О.В. Структурообразующая роль мотива в книге стихов Н.С.Гумилёва «Костёр»: Автореф. дисс... канд. филол. наук. - Самара: 2003. - С. 15 -16.

5 Гумилёв Н.С. Собр. соч.: В 4 т... - С. 267.

6 Там же. - С. 94.

Волшебная скрипка здесь становится символом жертвенного искусства, а смерть для творчества - путём к познанию и героическим подвигом одновременно. В стихотворении «Одержимый» героические мотивы оказываются связанными с категорией рыцарства, причём в этом лирическом произведении мы имеем дело с описанием сражения. Сражение - это не борьба героя с другим, а столкновение полярных начал личности первого, схватка лирического героя с неведомым, с отчаянием, с самим собой:

Чрез дымный луг и хмурый лес И угрожающее море Бредёт с копьём наперевес Моё чудовищное горе7.

Мы вправе говорить здесь об очень широкой семантической вербализации лексемы «горе»: и страх перед неизвестным, и боль. В сборнике «Жемчуга» Н.С.Гумилёв обратился к новому античному образу - образу царя Агамемнона. В стихотворении «Воин Агамемнона», помещённом в указанной книге, поэт серебряного века вернулся к теме «сильной личности» как основной в своём творчестве. Стихотворение Н.С.Гумилёва «Воин Агамемнона» написано от лица воина, оплакивающего смерть царя и задающегося вопросом: имеет ли он право на жизнь, если погиб великий «пастырь народов»:

Манит прозрачность глубоких озёр,

Смотрит с укором заря,

Тягостен, тягостен этот позор,-

Жить, потерявши царя!8

В книге «Чужое небо» (1912) героические мотивы тесно переплетены с темой любви; интересно, что у Н.С.Гумилёва (например, в разработке легенды о страсти Антония, оставившего свои корабли во время сражения и бросившегося вслед за Клеопатрой) страсть оказывается своеобразной формой героизма, но она нередко превращает мужественного человека в раба.

Поэтический сборник «Колчан» (1915) выделяется среди других наличием в нём военной темы. Если в предыдущей книге стихов имело место уподобление борьбы сражению с самим собой, с неведомым, то в военную тему «Колчана» привносятся новые семантические нюансы: война связана с масштабными событиями, с борьбой многих со многими. «Массовость» неожиданно у Н.С.Гумилёва пересиливает тему одиночества.

7 Там же. - С. 97.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 11, 4, 2009

Сборник «Огненный столп» (1921) - осмысление лирическим героем своего духовного пути в предчувствии смерти как подвига во имя духовности, свет которой несёт поэт. Н.С.Гумилёв мечтает построить мировой храм духовности, в котором объединятся будущие поколения, и положить фундаментом этого собора своё творчество. Поэт возвращается к осмыслению проблемы неведомого, которое должен сотворить человекобог; Н.С.Гумилёв и хочет быть таким мессией во имя бога на земле. Романтико-сим-волистская мечта о человекобоге вплетается и в контекст православной идеи служения Христу, и в ницшеанский миф о сверхчеловеке.

Итак, героические мотивы в творчестве Н.С.Гумилёва являются своеобразным синтезом мотива духовного странничества и мотива земного мира. Подвиг, по мнению поэта, есть стремление к становлению личности как бо-

гочеловека, а это возможно только после преодоления боли и обретения гармонии души и тела. Как верно пишет Т.С.Зорина, «в творчестве Н.С.Гумилёва тема героизма, осмысляемая как категория вечная и метафизическая, была тесно связана с... античным идеалом героического, воспринятым... через призму современных антропологических теорий («Сверх-человек» Ницше, «Богочеловек» В.Соловьёва)9. По Н.С.Гумилёву, героическая личность может либо нести разрушение, либо способствовать созиданию; но ни разрушение, ни созидание, а выбор собственной смерти, гордое её приятие может стать единственной возможностью преодолеть её. Эти идеи поэт и воплотил в своих лирических сборниках.

8 Там же. - С. 110 - 111.

9 Зорина Т.С. Поэзия Н.С.Гумилёва и античность: Дисс... канд. филол. наук. - СПб.: 2002. - С. 95.

HEROIC MOTIVES AND IMAGES IN N.S.GUMILYOV'S «ANTIQUE»

LYRICAL WORKS

© 2009 J.B.Bakulina°

Volga region state social-humanitarian academy

The purpose of the article is consideration of the question connected to understanding N.S.Gumilyov's «antique» oeuvre through a prism of functioning and evolution of a various sort of heroic motives (motive of death and a choice of own death, motive of a feat and overcoming of death) and images in it.

Key word: N.S. Gumileva's lyrics, motive of heroic, images of heroes in poems.

Bakulina Julia Borisovna, the post-graduate student of chair of Russian, foreign literature and technique of teaching of the literature

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.