Научная статья на тему 'Героическая жизнь Е. П. Блаватской'

Героическая жизнь Е. П. Блаватской Текст научной статьи по специальности «Философия»

CC BY
243
52
Поделиться
Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Героическая жизнь Е. П. Блаватской»

Л.В. ШАПОШНИКОВА

ГЕРОИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ Е.П.БЛАВАТСКОЙ1

Сегодня мы впервые за время существования Международного Центра Рерихов и Музея имени Н.К.Рериха отмечаем юбилей Елены Петровны Блаватской — 175 лет со дня её рождения. Е.П.Блаватская, удивительная и уникальная женщина, до сих пор ещё по достоинству не оценена ни у нас в России, ни в других странах. Так же, как Елена Ивановна Рерих, Елена Петровна Блаватская — наша соотечественница, и всё, что она сделала, безусловно, имело и имеет отношение к нашей Родине. Елена Петровна была человеком богато одарённым, мужественным, талантливым, много путешествовала, посещала и западные, и восточные страны — всё это было связано с тем, чем она занималась.

Е.П.Блаватская родилась в 1831 году и умерла в 1891, в расцвете своих сил, прожив всего 60 лет. Она могла сделать гораздо больше, но так распорядилась судьба. Елена Петровна выполняла очень важную миссию, предложенную теми Учителями, с которыми впоследствии были связаны Рерихи. Учителя и определили то, что должна была сделать Елена Петровна. Большую часть своей миссии она выполнила, хотя её жизнь была невероятно тяжёлой и трудной. Всегда было очень много нападок в её адрес, и не только извне, но, к сожалению, и со стороны окружавших её людей, которые считались последователями.

1 По материалам выступления на Дне памяти Е.П.Блаватской 16 мая 2006 г. в Международном Центре Рерихов.

146

Л.В. Шапошникова. Героическая жизнь Е.П.Блаватской

Отметим вехи её творческого пути. Е.П.Блаватская написала два фундаментальных труда: «Разоблачённая Изида» и «Тайная Доктрина», в которых были заложены идеи, позднее получившие развитие в философии космической реальности — Живой Этике, созданной Рерихами. Елена Петровна была выдающимся организатором и создала три Теософских общества: в Лондоне, Нью-Йорке и Адьяре. Во время работы в Индии я была связана с индийским Теософским обществом, ходила туда в библиотеку, у меня были друзья среди теософов. К какому выводу я пришла, размышляя над тем, как там протекает жизнь? Адьяр — это огромная территория на берегу реки, похожая на парк, в котором находятся здания, где обитают постоянные члены индийского Теософского общества. Здесь можно найти и издательство, в своё время выпускавшее книги Елены Петровны. Каждую неделю, а иногда каждый день, собирались на встречи члены Теософского общества и обсуждали различные проблемы. Это Теософское общество напоминает английский клуб. Так же и англичане приходят в свой клуб, собираются и обсуждают разные проблемы, но после этих обсуждений каких-либо практических результатов не следует.

Тогда я поняла одну вещь, которая относится не только к Е.П.Блаватской, но, как мне кажется, представляет некий общий закон. Когда кто-то целеустремлённо и с верою создаёт какое-либо дело, организацию, тогда эта новая организация действительно работает и производит впечатление живой, ибо именно тот, кто её основал, вложил в неё свою энергетику. Если сравнить Теософское общество при Блаватской и то, которое сейчас существует в Адьяре, они очень отличаются друг от друга. Общество при Блаватской было действенной организацией. Надо сказать, что когда мы увлекаемся исследованием духовной стороны деятельности Е.П.Блаватской, то забываем об одном важном обстоятельстве. В конце XIX века в Индии началось широкое национально-освободительное движение против колониального режима. Именно Елена Петровна и

147

Героическая жизнь Е.П.Блаватской

созданное ею Теософское общество поддержали национальноосвободительное движение и сыграли значительную роль в нём. Когда основатель уходит из жизни, учреждения становятся совсем другими. Организация как-то по-иному начинает себя вести, иногда приходит в упадок, иногда деградирует. Мы можем видеть много подобных примеров в нашей культурной жизни, при создании театров или других учреждений.

Елена Петровна была идеологом теософского движения. Два её фундаментальных труда дали основу работе теософских обществ и сыграли огромную роль в формировании атмосферы, которая была задумана Учителями, устремлёнными к цели — сочетать культуру Востока и Запада. Новое знание, которое мы находим в уникальных трудах Елены Петровны, нашло свою реализацию и помогло развитию человечества, расширению его сознания. Как всегда, в любом светлом деле бывают и свои тёмные стороны. И я бы сказала, что Е.П.Блаватская подвергалась нападкам со стороны недоброжелателей во много раз больше, чем кто-либо из тех, кто продвигал в жизнь новое учение или новое мировоззрение.

Подробно рассказывать об этих нападках я не буду, но хочу обратить ваше внимание на два момента. Во-первых, это так называемое «дело Куломбов». Речь идёт о чете Кулом-бов, которая обвинила Блаватскую в шарлатанстве. Вы знаете, что Елена Петровна обладала очень интересными способностями. Она умела производить феномены различного рода. Куломбы, будучи слугами в доме Елены Петровны, по наущению иезуитского ордена католической церкви устроили целый заговор, в который были вовлечены английские и индийские газеты, журналы. Елена Петровна была обвинена в шарлатанстве, в том, что она в письмах рассказывала, как Учителя учили её делать ложные феномены и чудеса. Конечно, Елена Петровна таких писем не писала, всё это было задумано людьми не очень добросовестными, но, тем не менее, всё это ей пришлось перенести.

148

Л.В. Шапошникова. Героическая жизнь Е.П.Блаватской

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Когда Елена Петровна поняла, откуда идут нападки и заговор, она предложила подать в суд на Куломбов и на тех отцов-иезуитов, которые в этом участвовали. Но, к сожалению, теософская организация её предложение не приняла. Вот что наиболее трагично в этом деле, напоминающем и последующие подобные моменты, связанные с продвижением в жизнь новых идей на нашей планете. Пассивность членов Теософского общества по сравнению с энергией его создателя производит, конечно, крайне удручающее впечатление.

Вы, наверное, знаете, что эта ситуация повторилась в деле Рерихов, когда Хорши совершили предательство, в результате которого погиб первый Музей Рерихов в Нью-Йорке. Состоялся суд, который был проигран Николаем Константиновичем и Еленой Ивановной Рерихами только потому, что американские сотрудники, последователи Рерихов, в этом суде практически не участвовали. Несмотря на просьбы Рерихов присутствовать на судебных заседаниях, почти никого там не было. В этом вы убедитесь, когда познакомитесь со стенограммами заседаний рериховских судов в Нью-Йорке. Мы скоро издадим эту книгу, и вы поймёте, как это происходило. С Блаватской всё было так же остро и так же непоправимо.

Второй момент, на который я бы хотела указать: какие люди стояли рядом с Е.П.Блаватской. Это касается родного брата великого русского философа В.С.Соловьёва — Всеволода Соловьёва, который сначала был так называемым «преданным учеником» Елены Петровны, но впоследствии написал книгу, направленную против неё и теософии. Причём написал, когда она умерла. Такой факт говорит о трусости и подлости этого человека. Подобные вещи происходили и происходят с Рерихами, одна история очень напоминает другую.

Тёмные силы, выступающие против носителей Света и против тех, кто приносит что-то новое в нашу жизнь, кто жертвует собой и старается поднять уровень человеческого сознания, — это пока неизбежные, непреходящие вещи. Мы знаем,

149

Героическая жизнь Е.П.Блаватской

что подобные выступления были и против Рерихов. Мы являемся свидетелями того, как обходятся с первым Музеем Рерихов у нас в России, какие нападки идут с разных сторон, не буду их пересказывать. Тёмная линия, противостоящая тому, что мы должны сделать, довольно чётко проявляется в нашей жизни.

Завершая своё короткое выступление, хочу сказать, что мы являемся свидетелями того же, что происходило и с Еленой Петровной Блаватской, и с Рерихами. Мы обретаем сейчас их драгоценный и горький опыт. И только стойкость, мужество и вера в необходимость созданного и делаемого должны нас поддерживать. И последнее. Хочу напомнить: тот, кто ступил на нашу стезю, конечно, не должен рассчитывать на что-то приятное, а иметь терпение и вынести всё, что бы с нами ни случилось.