Научная статья на тему 'ОГНЕННАЯ ПОСЛАННИЦА БЕЛОГО БРАТСТВА. Е.И. и Н.К. РЕРИХИ о Е.П.БЛАВАТСКОЙ'

ОГНЕННАЯ ПОСЛАННИЦА БЕЛОГО БРАТСТВА. Е.И. и Н.К. РЕРИХИ о Е.П.БЛАВАТСКОЙ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1906
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОГНЕННАЯ ПОСЛАННИЦА БЕЛОГО БРАТСТВА. Е.И. и Н.К. РЕРИХИ о Е.П.БЛАВАТСКОЙ»

Т.О.КНИЖНИК

ОГНЕННАЯ ПОСЛАННИЦА БЕЛОГО БРАТСТВА1

Е.И. и Н.К. РЕРИХИ о Е.П.БЛАВАТСКОЙ

Говоря о формировании мировоззрения Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов, крупнейших русских философов и подвижников, сыгравших выдающуюся роль в формировании нового космического мироощущения на нашей планете, невозможно не упомянуть одну из самых выдающихся личностей XIX столетия, чья жизнь и труды оказали огромное влияние на современную мировую мысль, — Елену Петровну Блаватскую. Основанное ею в 1875 году в США Теософическое общество1 2, целями которого были провозглашены сравнительное изучение религий, науки и философии, а также исследование неизвестных законов природы и скрытых внутренних сил человека, стало одним из главных каналов ознакомления Запада с эзотерической философией Востока. Многие положения этой философии явились настоящим откровением для людей, чьё мировоззрение складывалось в атмосфере прочно укоренившихся догм христианской теологии, с одной стороны, и не менее догматической науки того времени, страстно увлечённой материалистическими теориями. Но, пожалуй, самой настоящей вспышкой молнии на сумеречном небе западного сознания

1 Публикуется по: Культура и время. 2006. № 2. С.32-45.

2 С середины XX века в русском переводе общество стало именоваться Теософским.

92

Т.О.Книжник. Огненная посланница Белого Братства

стала принесённая Блаватской весть о существовании Братства Махатм — Хранителей этих древних учений, выдающихся в духовном отношении людей, обладающих таинственными силами и глубочайшим знанием тайн Вселенной. Эти Высокие Сущности стоят выше нас на лестнице космической эволюции и приносят на Землю те знания, которые человечество в состоянии воспринять на данный момент. Тем самым закладываются энергетические основы развития нового сознания и подготавливается переход планеты на новый, более высокий эволюционный виток. Возможность непосредственного сознательного общения, а тем более сотрудничества с этими Высокими Сущностями под силу далеко не каждому. Лишь самые достойные и самоотверженные представители человечества, обладающие большой нравственной чистотой, могут обрести Их помощь и покровительство на нелёгких путях познания и самосовершенствования, чтобы, в свою очередь, нести людям свет Истины.

Возможно, что мастерски написанная книга Блаватской «Из пещер и дебрей Индостана», рассказывающая о богатейшей природе, уникальных исторических памятниках и разнообразных верованиях и обычаях народов, населяющих Индию, стала для Елены Рерих той самой «первой книгой», с которой начался её подход к сокровенному знанию Востока. По собственному признанию Блаватской, один из главных героев повествования — такур Гулаб Лалл-Сингх, человек необычный во многих отношениях и обладавший глубокими познаниями, — имел вполне реального прототипа — её Учителя Махатму М. Как бы то ни было, контакты Е.П.Блаватской с Великими Учителями никогда не ставились Рерихами под сомнение, и впоследствии свою миссию они видели органически связанной с миссией нашей выдающейся соотечественницы, ознакомившей человечество с основами философии Братства Махатм.

О том, что Рерихи видели в теософах потенциальных сотрудников и единомышленников, свидетельствует тот факт,

93

Героическая жизнь Е.П.Блаватской

что, живя в Лондоне, они налаживают связи с Теософическим обществом. Сохранились удостоверения о членстве в обществе на имя Николая Константиновича и Елены Ивановны от 6 июля 1920 г., подписанные руководителями Лондонской ложи — Анни Безант и Гарольдом Бейли-Уивером1. Очерки Н.К.Рериха публиковались в периодических изданиях теософского направления.

В разные годы Николаем Рерихом было создано несколько вариантов картины «Вестник», написанной специально по Указанию Учителя, чтобы почтить память Е.П.Блаватской. Один из них был подарен в январе 1925 г. Теософическому обществу в Адьяре (Индия) для будущего музея имени Е.П.Блаватской. На полотне мы видим женщину в буддийском храме, с почтением открывающую дверь Вестнику — высокому, статному человеку, величественная фигура которого озарена рассветом, а правая рука поднята в символическом жесте. В учении Живой Этики не раз говорится о том, что посланники Светлых Сил приходят неожиданно, — нельзя судить, как и когда это произойдёт, но нужно быть готовым встретить их в любую минуту. Для этого необходимы духовная зоркость и чуткость сердца — не случайно женщина изображена именно в храме, символизирующем высокое состояние духа и отречение от внешней суеты.

Тогда же, в 1925 году, вышел перевод с английского избранных фрагментов большого тома «Писем Махатм к А.П.Синнетту» под названием «Чаша Востока», сделанный Еленой Ивановной и изданный под псевдонимом Искандер Ханум. В конце 1931 года по Указанию Учителя Елена Ивановна приступила к переводу главного труда Е.П.Блаватской — «Тайной Доктрины». Перевод был сделан довольно быстро, если учесть объём и сложность работы. «...Первый том был

1 Г.Бейли-Уивер (1860-1926) — Генеральный секретарь Теософского общества (19161921).

94

Т.О.Книжник. Огненная посланница Белого Братства

закончен к марту 32 года, — пишет она одному из своих корреспондентов, — но затем, конечно, следовала переписка начисто и новая корректура. Второй том был начат в конце 32 г. и окончен в 33-м. Не думала я, что так скоро явится возможность напечатать такой большой труд, но мы привыкли исполнять Указания, не откладывая их, тем более, что тут же было Сказано, что друзья помогут. И вот, действительно, наши рижские друзья, узнав, что труд закончен, поспешили издать его со всею любовью»1. Труд этот был выпущен в 1937 году в Риге при содействии членов Латвийского общества Рериха.

Елена Ивановна всегда относилась к Блаватской с огромным уважением, называла её «огненной посланницей Белого Братства», «нашей национальной гордостью», «мученицей за Свет и Истину» и мечтала о том времени, когда в России воздадут должное ей почитание. «Сказано Великим Учителем — “одна Блаватская знала”, и наша задача в будущем будет поставить на должную высоту почитание этой великой женщины-мученицы. Если бы Вы знали всю литературу о Блав[атской] и все поступки и предательства, её окружавшие, Вы ужаснулись бы бездне неблагодарности, мерзости и невежества, конечно, именно из последнего вытекают все гнусности»1 2. Николай Константинович, как свидетельствуют его письма известному русскому теософу и писателю Елене Федоровне Писаревой, также почитал великую соотечественницу.

Однако в дальнейшем отношения Рерихов с руководителями современного им теософского движения (особенно русского происхождения) складывались не просто. Причины этого достаточно подробно отражены в представленных в данной публикации письмах. Перечислим самые основные.

1 РерихЕИ. Письмо Е.Ф.Писаревой от 22 февраля 1939 г. // Е.И.Рерих. Письма. В 9 т. Т. VI. М., 2006. С.343.

2 Рерих ЕИ. Письмо от 6 мая 1934 г. // Письма Елены Рерих. В 2 т. Т. I. Мн., 1992. С.188.

95

Героическая жизнь Е.П.Блаватской

Прежде всего — это нарушение Иерархической Цепи, выражавшееся в отсутствии должного уважения к основательнице движения среди последователей, которые были больше обеспокоены поддержанием своего имиджа «великих посвящённых», нежели изучением и распространением трудов самой Блаватской и реализацией основных целей, ради которых было создано Теософическое общество. Раздача степеней и знаков отличия, пышные театрализованные ритуалы, пестование «мирового учителя» и выбор новых апостолов — неудивительно, что при такой насыщенной деятельности на воплощение практического братства человечества просто не оставалось времени. Появление книг Живой Этики — да ещё из того же самого Источника — стало мощным ударом по чувству собственной значимости лидеров Теософского общества. В новом Учении они видели не сотрудника и соратника, а конкурента. «...Для главарей теософов признать Источник книг Жив[ой] Эт[ики] равносильно подписанию отказа от своего духовного приоритета, — иронизировала Елена Рерих. — Потому оставим им эту человеческую утеху считать себя папами римскими. Учение не может быть умалено их непризнанием или возвеличено их признанием. Истина сама говорит за себя»1. Апофеозом «широкомыс-лия» и терпимости к родственному учению стал теософский съезд 1936 года, участники которого — в первую очередь председательница Русской секции А.А.Каменская1 2 и её сотрудники — обвинили Н.К.Рериха в том, что он. свободно пользуется теософскими идеями и терминологией.

Подобная «иерархия ценностей» не могла не сказаться и на качестве теософической литературы, появившейся после ухода Блаватской и воспевающей волнующие приключения в Неизвестности, лёгкие духовные достижения и панибратские

1 Рерих Е.И. Письмо от 7 января 1937 г. // Е.И.Рерих. Письма. В 9 т. Т. V. М., 2003. С.16.

2 АА.Каменская (1867-1952) — русский теософ, первый председатель Российского теософского общества, а также Русского теософского общества в Женеве.

96

Т.О.Книжник. Огненная посланница Белого Братства

отношения с Великими Учителями, готовыми осчастливить каждого, кто попал в их поле зрения. Рерихи не жаловали произведения такого рода и не скрывали своей точки зрения, называя их «творениями рук, лишённых красоты, знания и честности». «...Я считаю преступным поддерживать сентиментальность, основанную на ложных данных, — объясняла свою позицию Елена Рерих. — <...> Вместо сурового строения жизни люди жаждут убаюкивающих их сладких грёз и лёгких достижений в обстановке магов Крыжановской1. Но венец Ар-хата достигается лишь сильнейшими, лишь в суровом напряжении подвига, лишь мощным непоколебимым устремлением сердца, омытого кровавыми слезами страданий на протяжении многих и многих жизней»1 2. Вместе с тем, достаточно жёстко высказываясь о произведениях «тёмного гения теософского движения» Ч.У.Ледбитера, Е.И.Рерих положительно отзывалась о книгах У.Х.Джаджа («Океан Теософии»), А.Безант («Эзотерическое христианство»), Джинараджадасы3, рекомендуя их для начинающих. Следует отметить, что не без влияния Рерихов Е.Ф.Писарева в 1937 году повторно издала биографию Е.П.Блаватской, написанную ею и впервые напечатанную в 1910 году.

В целом же очень многие теософы воспринимали Живую Этику как родственную ветвь эзотерического знания и не видели между мировоззренческими концепциями этих учений существенной разницы. «У нас много друзей именно среди бывших и настоящих теософов, как в Америке, так и в других странах, — писала Е.И.Рерих. — Именно их сознание более подготовленное к восприятию основ Учения, потому проявим глаз добрый»4.

1 В.И.Крыжановская (псевдоним Рочестер) (1857-1924) — русская романистка.

2 РерихЕИ. Письмо от 7 декабря 1935 г. // Е.И.Рерих. Письма. В 9 т. Т. III. М., 2001. С.681.

3 Ч.Джинараджадаса (1875-1953) — деятель теософского движения, четвёртый президент Теософского общества (1946-1953).

4 Рерих ЕИ. Письмо от 20 июня 1936 г. // Е.И.Рерих. Письма. В 9 т. Т. IV М., 2002. С.243.

97

Героическая жизнь Е.П.Блаватской

Мы предлагаем вниманию читателей выдержки из писем Е.И. и Н.К. Рерихов, посвящённые Блаватской.

Из писем Е.И.Рерих сотрудникам

6 мая 1934 г.

...Хочу предупредить Вас, как опасен книжный оккультизм. Масса вреднейших книг выпущена на книжный рынок. Одни книги г-на Ледбитера, за исключением его труда «Иннер Лайф», когда его мышление отражало ещё мысли Е.П.Бл[аватской], являются таким материалом. Впрочем, может быть по счастью, они не все переведены на русский язык. Как сказано: «Много творений рук, лишённых красоты, знания и честности». И Вы напрасно думаете, что уход Ледбитера — большая утрата для Теос[офического] Общ[ества]. Именно Ледб[итер] явился злым гением этого движения. Именно он нанёс вред всему движению. Как сказано Великим Учителем: «Одна Блаватская знала», и наша задача в будущем будет поставить на должную высоту почитание этой великой женщины-мученицы. Если бы Вы знали всю литературу о Блав[атской] и все поступки и предательства её ближайших сотрудников, Вы ужаснулись бы бездне человеческой неблагодарности, мерзости и невежества; конечно, именно из последнего вытекают все гнусности.

Спасибо за желание прислать мне переведённые извлечения из «Тайной Доктрины», но перевод её уже мною закончен, лишь второй том ждёт окончательной подчистки. Указ о переводе исходит от Самого Вл[адыки], кроме того, Вл[адыка] Сам даст Предисловие к этому переводу. Много воды утечёт и много изменится, потому запреты не страшны. Некоторые главы из второй части первого тома о символизме у меня имеются, и должна сказать, что перевод их очень хорош. Но, к сожалению, мы достали их, когда перевод уже был сделан. Также выписала

98

Т.О.Книжник. Огненная посланница Белого Братства

я и перевод первой части и должна Вас предупредить, что это не есть перевод «Тайной Доктрины» Е.П.Блаватской, но лишь сокращённый перевод сокращённого изложения «Тайной Доктрины» Блаватской, сделанный г-жою Екат[ериной] Хиллард1, причём встречаются явные искажения смысла. Мне кажется, что сокращение «Тайной Доктрины», когда она полностью ещё не переведена, есть великое кощунство1 2.

21 июля 1934 г.

Очень сожалею, но до сих пор ещё не имеем ответа на наш запрос из «Тэмпль Артизан»3. Конечно, письмо из Индии идёт туда около шести недель, и возможно, что они собирают необходимый материал. А может быть, там та же политика, что и в Адиаре, — умалчивать имя настоящей Основательницы. Ведь природа людская всюду одинакова. Тем более что с её смертью Сообщения от Великих Учителей очень сократились, и часто они печатают Сообщения, полученные ещё при жизни Основательницы. Подождём и увидим.

Я уже писала Вам, прося не оповещать о переводе «Тайной Доктрины» на русском языке, теперь скажу Вам причину. Перевод двух томов хотя и закончен, но печатание их возможно будет лишь через несколько лет, потому зачем смущать преждевременным оповещением и вызывать лишнюю ярость теософов? Если же за эти годы появится ещё другой перевод, то тем лучше, ибо этим самым кто-то просветит своё сознание. Вы ошибаетесь, думая, что третий том «Т[айной] Доктрины» не опубликован, он издан на европейских языках. Но этот том был собран уже после смерти Е.П.Бл[аватской], и туда вошли статьи и заметки, не прошедшие окончательной цензуры

1 Е.Хиллард — писательница, член Американской секции Теософского общества.

2 РерихЕ.И. Письма. В 9 т. Т. II. М., 2000. С.98-99.

3 Журнал, издававшийся общиной «Храм Человечества» (г. Алсион, шт. Калифорния, США).

99

Героическая жизнь Е.П.Блаватской

ни самой Бл[аватской], ни Самого Вел[икого] Учителя. Потому третий том наряду с жемчужинами имеет явные неточности и даже грубые заблуждения. Вл[адыка] указал мне на эти неточности и личные соображения, не прошедшие высшую Цензуру1.

11 августа 1934 г.

Вы спрашиваете: почему многие светлые начинания не получают должного развития? Отве[чу]: ибо Иерархическая Цепь была нарушена. Почему не развивается Центр в Калифорнии1 2? Потому что Основатели не получили должного почитания. Закон Иерархии непреложен, ибо он закон Космический. Никто не может перескочить через Звено, установленное Космическим законом. Пусть слепцы временно одурачивают себя, но горько будет пробуждение их. (Так, все, стремившиеся обойти и перескочить через Е.П.Блават[скую], теперь скромно бродят в Тонком Мире среди теософических групп, тщетно ожидая призыва от Вел[иких] Учителей, но сама Е.П.Бл[аватская] в новом молодом физическом теле уже десять лет как присоединилась к Общине Великих Учителей. Благо тем, кто были ей верны, ибо она столько может помочь им! Но число таких меньше меньшего). Потому будем чтить каждого приносящего нам Свет Учения3.

8 сентября 1934 г.

Также должна сказать Вам, что очень огорчили меня Ваши строки о Е[лене] П[етровне] Бл[аватской]. Не Ваше сердце написало их. Я уловила в них отзвук недостойных мнений наших русских теософов. Именно Е[лена] П[етровна] Бл[аватская] была Огненной Посланницей Б[елого] Бр[атства]. Именно

1 РерихЕ.И. Письма. В 9 т. Т. II. М., 2000. С.239-240.

2 Имеется в виду община «Храм Человечества».

3 РерихЕИ. Письма. В 9 т. Т. II. М., 2000. С.284-285.

100

Т.О.Книжник. Огненная посланница Белого Братства

она была Носительницей доверенного ей Знания. Именно из всех теософов лишь Е[лена] П[етровна] Бл[аватская] имела счастье получить Учение непосредственно от Вел[иких] Учителей в одном из Их Ашрамов в Тибете. Именно она была Великим Духом, принявшим на себя тяжкое Поручение — дать сдвиг сознанию человечества, запутавшегося в мёртвых тенётах догм и устремлявшегося в тупик атеизма. Именно только через Е[лену] П[етровну] Бл[аватскую] можно было приблизиться к Б[елому] Бр[атству], ибо она была Звеном в Иерархической Цепи. Но некоторые из окружавших её настолько были ниже этого огненного духа и сердца, что в великом самомнении и самообольщении своём полагали достичь Высот, пренебрегая её началом, и в зависти своей осуждали, клеветали и поносили её, всё им давшую, всё им открывшую. Конечно, все эти самообольщённые гордецы ничего не достигли. Ибо закон Иерархии непреложен. (Ни один из окружавших её не был принят Махатмами в истинные ученики). Для пользы дел Махатмы переписывались с некоторыми из них, но ни одного не допустили до ученичества. Е.П.Бл[аватская] была тем Иерархическим Звеном, обойти и пренебречь которое означало осудить себя на полную неудачу. Отсюда и многие заблуждения Ольк[отта], Безант, Ледбит[ера] и пр. И теперь, когда последние пребывают в слоях Тонкого Мира, окружённые своими почитателями, но, увы, ещё дальше от Твердыни Б[елого] Бр[атства], нежели раньше, и сейчас наша великая соотечественница в своём огненном устремлении, воплотившаяся почти сейчас же после смерти в Венгрии, уже десять лет как прибыла в физическом теле в главную Твердыню и под именем Брата X. работает на спасение мира. Так действует Космическая Справедливость. Е[лена] П[етровна] Бл[аватская] была великой мученицей в полном значении этого слова. Зависть, клевета и преследования невежества убили её, и труд её остался незаконченным. Последний, заключительный том «Т[айной] Доктрины» не состоялся. Так люди лишают себя

101

Героическая жизнь Е.П.Блаватской

самого Высшего. Я преклоняюсь перед великим духом и огненным сердцем нашей великой соотечественницы и знаю, что в будущей России имя её будет поставлено на должную высоту почитания. Е[лена] П[етровна] Бл[аватская], истинно, наша национальная гордость. Великая Мученица за Свет и Истину. Вечная Слава ей!1

15 ноября 1934 г.

§25. «Неверно подумать, что опыт Моего Друга мог быть неудачным...» относится к опыту основания Теос[офического] Общ[ества]. Как Вы знаете, Е.П.Бл[аватская] была послана в мир дать великий труд «Тайная Доктрина» для сдвига сознания, зашедшего в тупик, а также сказать истину о спиритизме, чтобы предотвратить многие губительные последствия. Спиритизм быстро распространялся тогда, особенно в Америке, и уже принимал чудовищные формы. Ввиду сильного и настойчиво выраженного желания её сотрудников основать Общество для ознакомления продвинутых сознаний с Эзотерическим Учением всех религий и философий Махатма К.Х., Друг Старшего Махатмы, согласился руководить таким Обществом, и было приступлено к этому опыту при содействии Е.П.Бл[аватской], нескольких индусов и полк[овника] Г.Олькотта. Всё это вылилось в существующее ныне Теос[офическое] движение. История его раскрыла всю бездну человеческой природы, и весьма скоро, после основания нескольких Отделений, Махатмы ещё при жизни Е.П.Бл[аватской] прекратили непосредственное Водительство Общ[еством] как таковым, сосредоточив своё внимание лишь на отдельных личностях. Отсюда понятен краткий расцвет и наблюдаемое сейчас постепенное падение главного центра его. Но, конечно, само Учение, принесённое Е.П.Бл[аватской], сделало своё великое дело, именно, по всему миру пробудило и

1 РерихЕ.И. Письма. В 9 т. Т. II. М., 2000. С.355.

102

Т.О.Книжник. Огненная посланница Белого Братства

сдвинуло с мёртвой точки многочисленные единицы сознания. И Отделения Теос[офического] Общ[ества] очень помогли этому. Потому нельзя говорить, что опыт этот был неудачен. Конечно, если бы не человеческая тяжкая природа, результаты могли быть во много раз больше. Всё же утверждение о неудаче идёт от тёмных сил. Как сказано: «Ступени сознания сложились прочно». Должна добавить, что в Америке Учение связано, главным образом, с именем Е.П.Бл[аватской], и оно очень распространяется и входит в жизнь. Старший Махатма (Вл[адыка] М.), занятый высшими проблемами, принимал, если можно так выразиться, лишь косвенное участие в учреждении именно Теос[офического] Общ[ества], но Махатма К.Х. положил много сил и даже заболел от прикосновения к низшим земным слоям и человеческим аурам и должен был на несколько месяцев удалиться в полную изоляцию, в одну из недоступных для смертных Башен Тибетской Твердыни1.

24 июля 1935 г.

...Для Космических Сроков, для Великого Плана, истинно, ставятся во главу сосуды, испытанные на протяжении тысячелетий, и не бывало ещё, чтобы они оказались предателями. Не будем заглядывать в глубь веков, но возьмём жизнь избранного сосуда, прошедшую почти что на наших глазах, — Е.П.Блав[атскую]. Все знают сейчас, какими чёрными предательствами со стороны ближайших была окружена Е.П.Бл[аватская] и как Космическая Справедливость уже воздала и будет продолжать воздавать в увеличивающейся прогрессии на земном плане. Так, имена малых предателей канули в Лету, имена больших остались символами чёрной неблагодарности и прежде всего глупости, тогда как имя Е.П.Бл[аватской] с каждым днём растёт и будет расти, ибо труд, ей доверенный и явленный, неистребим никакими

1 РерихЕ.И. Письма. В 9 т. Т. II. М., 2000. С.471.

103

Героическая жизнь Е.П.Блаватской

предательствами. Не говоря уже о том, что сама она уже достигла Недосягаемой для предателей Твердыни. Как прекрасно пишет Баркер1 в своём Введении к её письмам: «Те, которые восставали против неё, будучи не в состоянии опровергнуть ценность и истину её философии, искали путём личной клеветы и опорочивания восстановить общественное мнение и тем самым отвлечь внимание от сокровища знания, которое давалось через неё Миру и которое, будучи беспристрастно рассмотрено, несёт в себе самом утверждение и убеждение в честности и бескорыстии». Так и мы можем сказать, что весь Океан Учения, даваемый через Ф[уяму] и меня, весь План, так же как и все творения и труды Н.К., отмечены печатью высшего Иеровдохновения, потому низшие сознания, не могущие охватить всё величие даваемого и творимого, в зависти своей стараются всячески опорочить и умалить носителя их. Но не будем гневаться на этих нападающих, это ни к чему! Ибо как карликовому сознанию, привязанному к земле и преходящим ценностям, дорасти до планетарного размаха сознания Гиганта. А новые русск[ие] так и называют Н.К. — «Гигантом мысли». Истинно, можно вспомнить мудрые слова: «Ты стал выше их, но чем выше подымаешься ты, тем меньшим кажешься ты в глазах зависти. Но больше всех ненавидят того, кто летает». Люди ведь сейчас особенно восстают против закона Иерархии. Ибо лишь цари духа знают всё величие закона Иерархии, но рабское большинство всегда будет восставать1 2.

20 июня 1936 г.

Спешу также послать Совет Вел[икого] Вл[адыки], данный всем ближайшим сотрудникам, и прошу Вас передать его ближайшим членам Правления: «Советую установить точку зрения на Теософ[ическое] Общество. Не следует осуждать Общество.

1 А.Т.Баркер (1893-1941) — английский издатель и редактор.

2 РерихЕ.И. Письма. В 9 т. Т. III. М., 2001. С.432-433.

104

Т.О.Книжник. Огненная посланница Белого Братства

Там, где Изображения Учителей и Упасики, там не нужно осуждать. Много ошибок в Обществе, но всё же там почитают Учителей. Кроме Каменской, все друзья. Потому не раздражайте их, упоминая ошибки. Особенно сейчас не нужно творить себе врагов. Когда силы тьмы нападают, тогда нужно не умножать врагов. Так укажите сотрудникам не осуждать, иначе не будет друзей. Советую принять к исполнению». Потому, родной Рихард Яковлевич1, прошу Вас и всех ближайших проявить всю указанную бережность и будем осторожны со всеми сведениями, которые я раньше сообщала доверительно.

Конечно, мы можем утверждать, что не все книги г-на Ледб[итера] воспринимаются нами, но острого осуждения теософам высказывать не будем. Сообщу об этом Совете и Н.П.Сераф[ининой]1 2. У нас много друзей именно среди бывших и настоящих теософов, как в Америке, так и в других странах. Именно их сознание более подготовленное к восприятию основ Учения, потому проявим глаз добрый.

Теперь, что касается до книги Джинараджадазы, то, конечно, её следует напечатать, раз она переведена и есть издатель. Ведь многие книги Джинараджадазы очень неплохи (кроме одной об Иерархии Света)3.

22 июня 1936 г.

Но не думайте, дорогой Александр Михайлович4, что мы ищем признания г-жи Кам[енской]. Ничто так не далеко от наших намерений. Даваемое ныне Учение должно и будет

1 Р.Я.Рудзитис (1898-1960) — латышский поэт и писатель, председатель Латвийского общества Рериха с 1936 г.

2 Н.П.Серафинина (1876-1959) — первый председатель Литовского общества Рериха.

3 РерихЕ.И. Письма. В 9 т. Т. IV. М., 2002. С.243.

4 А.М.Асеев (1902/03-1993) — доктор медицины, русский эзотерик, издатель журнала «Оккультизм и Йога» в Белграде (Югославия), затем в Асунсьоне (Парагвай), в котором Е.И.Рерих вела рубрику «Свободная трибуна».

105

Героическая жизнь Е.П.Блаватской

оцениваться лишь по его собственному внутреннему достоинству. Если кто, сидя в своём птичнике, не может объять космосопространственного размаха этого Учения, то можно лишь посоветовать ему скорее выйти из столь ограниченного положения. Потому мы никогда никого не зазываем. Но те, кто сами стучатся к нам, находят открытую дверь, и у нас немало друзей и среди теософов. В 25-м году Вл[адыка] Указал Н.К. написать картину «Вестник» и пожертвовать её в основание Музея имени Е.П.Бл[аватской]. Этим даром и учреждением Музея Вл[адыка] М. хотел увековечить имя той, память о которой преемники её так усердно старались затушевать, особенно же некоторые наши сородичи.

Передаю Вам Указ Вл[адыки], данный сейчас всем ближайшим сотрудникам: «Советую установить точку зрения на Теософ[ическое] Общество. Не следует осуждать Общество. Там, где Изображения Учителей и Упасики, там не нужно осуждать. Много ошибок в Обществе, но всё же там почитают Учителей. Потому не раздражайте их упоминанием ошибок. Кроме Каменской, все другие друзья. Особенно сейчас не нужно творить себе врагов. Когда силы тьмы нападают, тогда не нужно умножать врагов». Все сведения, ранее мною данные и о Ледб[итере], храните лишь для себя. Конечно, можно сказать, что некоторые труды Ледб[итера] Вами не воспринимаются, но от острого осуждения воздержитесь. Всё же главные друзья наши во всех странах именно из лагеря бывших или настоящих теософов. Не будем забывать, что их подготовленное сознание помогает многим среди них оценить и Живую Этику. Скажите это всем сотрудникам Вашим — пусть не задевают1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20 августа 1936 г.

Истинно, никогда ещё великие дела, складывавшие ступени грядущей эпохи, не были поняты или подняты

1 РерихЕ.И. Письма. В 9 т. Т. IV. М., 2002. С.247-248.

106

Т.О.Книжник. Огненная посланница Белого Братства

правительствами и миллионерами, меценатами и всякого рода пэтронс’ами1 и прочими. За примерами недалеко ходить, вспомним хотя бы ближайший — кто помог Е.П.Блав[атской]? А между тем она совершила великий подвиг; она самоотверженно заложила ступень нового сознания, прочно вошедшую в жизнь. Достойная оценка и почитание её ещё впереди1 2.

23 октября 1936 г.

Спасибо за копию письма Е.Ф.Пис[аревой]. Да, она очень старенькая, и потому много спрашивать с неё нельзя. Отношения Соловьёва к Е.П.Блав[атской] запечатлены им самим в его книге «Современная Жрица Изиды», написанной им уже после её смерти. Для каждого мало-мальски разбирающегося читателя книга эта является суровым обличением самому автору. Г-н Соловьёв не заметил, какой суровый приговор он сам подписал себе этою книгою! Вся тупая самонадеянность бездарности, вся подлость, предательство и мелочность его натуры так и сквозят на каждой странице. Эпизод из жизни Соловьёва, приведённый в письме Е.Ф., описан в томе «Писем Е.П.Бл[аватской] к Синнетту3». Письма эти замечательны. И когда русские теос[офы] прочтут оба тома — «Письма Махатм к Синнетту»4 и «Письма Е.П.Бл[аватской] к Синн[етту]», то многое встанет на своё место. В этих томах вы имеете всю историю Теос[офического] Общ[ества] и главных фигур этого движения, и без всяких прикрас. Биография и статьи о Блав[атской] очень нужны, но также важно ознакомить Русское общ[ество] со всеми её

1 Патроны, покровители (англ. patrons).

2 РерихЕ.И. Письма. В 9 т. Т. IV. М., 2002. С.306.

3 The Letters of H.P.Blavatsky to A.P.Sinnett and other Miscellaneous Letters. Transcribed, compiled and with an Introd. By A.T.Barker. New York: Frederick A.Stokes, 1925.

4 The Mahatma Letters to A.P.Sinnett. Transcribed, compiled and with an Introd. By A.T.Barker. London, 1923.

107

Героическая жизнь Е.П.Блаватской

основными трудами. Когда мы знаем труды человека, то и биографии его получают совершенно иной смысл и значение. Знаю, как Вел[икий] Вл[адыка] М. был недоволен всеми биографиями, написанными о Блав[атской]. Ведь не нашлось тогда ни одного чуткого и умного сотрудника, который мог бы оценить эту титаническую натуру. Мелочность природы всех этих биографов видела лишь то, что было доступно их мещанскому кругозору. Конечно, Миид написал не так плохо, но всё же А.Безант, пожалуй, лучше всех сказала о Е.П.Бл[аватской]. Конечно, потому, что сама она была крупным духом, и только её несчастная близость к Ледб[итеру] и неизжитое честолюбие и самомнение к концу жизни затуманили её блестящий интеллект. Сейчас получила письмо из Парижа — на днях мне вышлют две рукописные тетради — биография Е.П.Бл[аватской], написанная её сестрой В.Желиховской и нигде ещё не опубликованная. Передаёт её мне гр[афиня] Д’Отман де Виллье, сама она русская и получила эту рукопись от наследников Желихов-ской. Мы знаем, что между сёстрами не было дружбы, но по человечеству бывает, что после смерти лица, которому завидовали, начинают его особенно превозносить, также из-за личных соображений.

Вернемся к Е.Ф.Пис[аревой]. Не перегружайте её. Выказать дружелюбие не значит чрезмерно ухаживать. Самое трудное на пути ученичества — это соблюдение во всём меры или равновесия. Именно нужно выполнять Указания так, как Сказано — ни больше, ни меньше. Но в устремлении своём ученик умудряется перестараться, забывая, что всё лишнее так же вредно, как и всё недоделанное, и даже вреднее. Для Вашего сведения — Н.К. ещё в прошлом ноябре послал Е.Ф. серию кн[иг] Жив[ой] Эт[ики] и сказал ей, Кем они даны, вернее, ответил на заданный ею вопрос, но до сего дня она ни словом не обмолвилась о них в своих письмах. Там, где сердце молчит, там не приходится искать огня. Окажите

108

Т.О.Книжник. Огненная посланница Белого Братства

ей внимание, примите то, что она может дать, но не перегружайте её ничем1.

14 декабря 1936 г.

Теперь ещё одно сведение для Вас. Перстень Е.П.Бл[аватской], перешедший от неё к А.Без[ант], а после смерти последней к Ар[унделю]1 2, принадлежал раньше Калиостро3, а не Бел[ому] Бр[атству], о чём имеется свидетельство Джинараджадазы. В одной теос[офической] книге, вероятно, в дневнике Ольк[отта], описывается эпизод потери этого перстня. Правда, Е.П.Бл[аватская] скоро нашла его, но камень с изображением розенкр[ейцеровских] символов оказался разбитым, и его пришлось заменить. В подтверждение этого эпизода могу привести Вам другое показание об этом перстне. Так, в небольшом томе «Писем Учителей Мудрости» за период 1875-1876 [годов], переписанных и изданных с примечаниями Джинарадж[адазы] и с предисловием А.Без[ант], имеется письмо от Вел[икого] Уч[ителя] Сераписа за номером 22, в котором упоминается потеря этого перстня, привожу его Вам в оригинале:

«Letter 22. ТЬе lost one is restored in its proper place. The gueburs made it invisible out of malice.

Brother mine he who cares for the opinion of the multitude will never soar above the crowd. Separis»4.

Примечание, сделанное Джин[араджадазой]: «Это упоминание относится к розенкр[ейцеровскому] драгоценному

1 РерихЕ.И. Письма. В 9 т. Т. IV. М., 2002. С.383-384.

2 Д.С.Арундейл (1878-1945) — деятель теософского движения, третий президент Теософского общества (1934-1945).

3 А.Калиостро (Джузеппе Бальзамо) (1743-1789) — граф, исследователь тайных наук.

4 «Письмо 22. Потерянный хранится в надлежащем месте. Gueburs сделали его невидимым для преступных намерений. Брат мой, тот, кто заботится о мнении большинства, никогда не поднимется над толпой. Серапис» (англ.).

109

Героическая жизнь Е.П.Блаватской

камню 18-й степени, который принадлежал Е.П.Бл[аватской], а теперь является собственностью А.Без[ант]. Говорят, что камень этот принадлежал Калиостро».

Вот как слагается легенда, которую Вы подчеркнули красным карандашом в Вашем письме.

Ваши ответы друзьям превосходны. Именно, Учение говорит само за себя. Итак, ещё раз советую Вам оставить в покое злобных и завистливых людей, а также всех не разбирающихся, где истина. Не для них даются Наставления, но для тех, кто в сердце своём чуют мощь и красоту Учения Жизни. Именно последних нужно поддержать во время Бури Армагеддона. Не остановить поток Учения, и много сотрудников рассеяно во всех концах мира. В час указанный соберутся они! (Может быть, и обстоятельства начнут выталкивать их к Северу. Ведь сороковой год не за горами. А кто может, тот и раньше найдёт свой путь.)

Так, не горюйте, Виктор Михайлович1, но явите терпение, терпимость, мужество и храните сказанное для себя.

Пишите, как уладились Ваши отношения с т[еософами]? Помните изречения — «будьте мудры, как змеи...» и «не рассыпайте жемчуга...» и т.д.

Шлём Вам мысли бодрости, надежды, мудрой радости и поверх всех Торжественность в эти Времена Апокалипсиса.

Всего самого светлого.

Е.Р.

Прилагаю также и перепечатку из Адиарского «Теософи-ста» со статьей Н.К. Обратите внимание на последнюю страницу, где помещена заметка от изд[ательства].

Так было до поездки г-на Ар[унделя] в Женеву! Комментарии излишни1 2.

1 В.М.Сеплевенко — корреспондент Е.И.Рерих из Болгарии, переводчик книг Учения на болгарский язык.

2 Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. IV. М., 2002. С.431-432.

110

Т.О.Книжник. Огненная посланница Белого Братства

7 января 1937 г.

Большое спасибо за присланный Вами протокол съезда Т[еософического] Общ[ества] от июля 36-го года. Хотя мы уже имели его от друзей-теософов, возмутившихся выраженному в нём узкому сектантству и невежеству, но Ваш полнее. Итак, они обвиняют Н.К. в том, что он воспользовался теософическими идеями, нигде не упоминая теософию. Но с таким же основанием можно указать господам теософам, что вся их современная теософия целиком заимствована из Восточной Философии. Ел[ена] П[етровна] Блав[атская] не скрывала источников, откуда она черпала свои сведения. Так, даже в Предисловии к «Тайной Доктрине» Е.П.Бл[аватская], заканчивая его, приводит слова Монтэня1: «Милостивые государи, здесь я дала лишь букет избранных цветов и не внесла ничего своего, кроме связующей их нити». Но если встать на точку зрения теософов, то мы тоже можем им сказать, что и они не имеют исключительного права на титул теософов, ибо наименование это встречается в истории в связи со многими мистическими обществами. Так, и неоплатоники называли себя теософами, а в средние века и алхимики, и каббалисты, и т.д. Желание монополизировать Мировое Учение или Истину, а также и Общение с Вел[икими] Учителями звучит прямо-таки дико! Что за невежество, чтобы не сказать безумие! Привожу параграф из новой кн[иги] «Братство», который исчерпывающе отвечает на их посягательства.

«Сокровенное Учение не может застывать на одном уровне. Истина одна, но каждый век и даже каждое десятилетие своеобразно прикасаются к ней. Вскрываются новые свитки, сознание человеческое по-новому следит за явлениями Мироздания. Наука даже в блужданиях находит новые сочетания. От таких нахождений лишь утверждаются основы, прежде обнародованные. Каждая премудрость неопровержима, но она будет иметь * 111

1 М.Монтень (1533-1592) — французский философ и писатель.

111

Героическая жизнь Е.П.Блаватской

своих продолжателей. Почитая Иерархию, чтут и вестников Её. Мир живёт движением, и выдача Сокровенного Учения утверждается продвижением. Скудоумы назовут такое продвижение нарушением основ, но мыслители знают, что жизнь в движении. Даже познание языков умножит восприятия новых нахождений. Сколь же больше принесёт освобождённая мысль! Каждое десятилетие открывает новый подход к Сокровенному Учению. Читавшие его полвека назад читали его совершенно иначе. Они подчеркнули совершенно иные мысли, нежели читающие сейчас. Нельзя говорить о Новых Учениях, если Истина едина! Новые данные и новое восприятие их будут лишь продолжением познавания. Каждый мешающий такому познанию совершает преступление против человечества. Последователи Сокровенного Учения не могут затруднять путь познания. Сектантство и изуверство неуместны на путях знания. Кто может нарушить познание, тот не есть последователь Истины. Век сдвигов народов должен особенно оберегать каждую стезю науки. Век приближения великих энергий должен открыто встретить эти светлые пути. Век устремления в Высшие Миры должен быть достоин такого задания. Свара и ссора есть удел сорников».

Таким образом, теософы типа Кам[енской], Сол[овской]4 и Гельмб[ольдт]2 осудили себя на уровень скудоумов. К их огорчению, должна сказать, что Н.К., кроме сочинений Е.П.Бл[аватской], никаких теософ[ических] книг не читал, ибо он предпочитает первоисточники и хорошо знаком с Восточной Мыслью и теми трудами, из которых черпала свои сведения и Е.П.Бл[аватская]. Также и я могу сказать про себя, что моими первыми земными учителями были книги Рамакришны3, Суоми Вивекананды4, 1 2 3 4

1 Е.П.Соловская — член Российского теософского общества.

2 Ц.Л.Гельмбольдт (1867-1936) — член Российского теософского общества.

3 Рамакришна (Гададхар Чаттерджи) (1836-1886) — индийский философ и подвижник.

4 Вивекананда (Нарендранатх Датт) (1863-1902) — индийский философ и общественный деятель, ученик Рамакришны.

112

Т.О.Книжник. Огненная посланница Белого Братства

«Бхагавад Гита», книги по Буддизму, «Лам-рин» Цзон-капы1 и т.д.

С теософ[ической] литературой познакомилась я лишь в Америке и должна сказать, что после Восточных жемчужин и сочинений Е.П.Бл[аватской] литература эта не представила для меня ни малейшего интереса, некоторые же сочинения даже оттолкнули. Не мешало бы запросить теософов — почему они не издают по-русски «Письма Махатм»? Если их главам трудно перевести весь том, то я уверена, что нашлись бы молодые члены, которые охотно разделили бы этот труд между собою. Также почему они не перевели небольшие книжечки «Ранних Писем Махатм»1 2 и том писем Е.П.Бл[аватской]? Почему русск[им] теософам нужно ходить в шорах и ничего не знать об истинной истории теософического движения и его деятелей? Почему, упоминая об Алисе Бейли3, они умалчивают о гораздо более давнем и значительном Центре в Калифорнии, которым руководил Вел[икий] Уч[итель] Илларион? Почему Центр Калифорнии может издавать книгу Учения Уч[ителя] Ил[лариона]4, а председатели Теософ[ических] Отделов не просвещались за все эти годы ничем подобным? Правда, мы узнали от них великую весть о пришествии Мирового Учителя в образе Кришнамурти5 и Матери Мира в облике Деви Рукмини6, а также об избрании двенадцати Апостолов. Ведь всё это безвкусие запечатлено на страницах журналов, и

1 «Lam-rim Chen-mo» («Ступени пути Просветления») — основной труд реформатора тибетского буддизма Цзонкапы.

2 Letters from the Masters of the Wisdom. Transcribed and compiled by C.Jinarajadasa. First series. Adyar. Madras: Theosophical Publishing House, 1919. — Second series. Adyar. Madras: Theosophical Publishing House, 1925.

3 А.А.Бейли (1880-1949) — американский эзотерик, основательница общества «Arcane School».

4 Teaching of the Temple. The Temple of the People. Halcyon. California, 1925.

5 Д.Кришнамурти (1896-1986) — индийский религиозный мыслитель и поэт.

6 Р.Д.Арундейл (1904-1986) — деятельница теософского движения, жена Дж. Арун-дейла.

113

Героическая жизнь Е.П.Блаватской

ничем это не изгладить! Нельзя бывшее сделать не бывшим. Неужели после всего этого кто-то ещё может настаивать на своём исключительном авторитете и на исключительном Общении с Вел[икими] Учителями. Истинно, они рассчитывают на наивных игнорамусов!1

Что же касается до обвинения Учения А[гни] Й[оги] в поощрении к развитию психизма, то из этого замечания ясно, насколько г-жа Кам[енская] и её сотоварки не понимают, что есть великая психическая энергия. И все труды Е.П.Бл[аватской] не просветили их сознания. Отрицать психическую энергию и накладывать veto на её развитие равносильно посягательству на жизнь человека. Эти умудрённые даже не понимают, что психическая энергия есть энергия всеначальная и каждое удушение её грозит взрывом или смертью. Привожу параграф из Учения. «Следует принять гостя достойно, но нельзя насильно зазывать гостей — так знает каждый домохозяин. Совершенно так же и в применении психической энергии. Нельзя насиловать её, но следует принять её проявления достойно. Пусть невежды толкуют о нежелательности применения психической энергии, но когда уже энергия работает, тогда невозможно отрицать её и остаётся найти ей естественное приложение. Пусть учёные скажут, что произойдёт, если пространственное электричество будет напряжено до бесконечности. Пусть расскажут, чем кончится непомерное напряжение. Невозможно отрицать, что теперь особенно напряжены пространственные токи. Не время их отрицать, нужно поспешить с их применением. Уже много раз указывалось на опасность низшего психизма. Значит, нужно помыслить о высшей энергии, которая понимается как духовность».

Кроме того, как Вы правильно заметили, они даже не дали себе труда ознакомиться со всеми книгами Учения. Так же как невежественно утверждать, что указанные в А[гни] Й[оге]

1 Невежд (лат. ignoramus).

114

Т.О.Книжник. Огненная посланница Белого Братства

методы развития духовных и психических сил приемлемы лишь в Монголии и Тибете, но не для арийской расы. Кто сейчас не знает, что все йоги пришли в Тибет и Монг[олию] из арийской Индии, а не наоборот.

Какие именно физические методы для развития психических и духовных сил, якобы указанные в А[гни] Й[оге], которые не отвечают арийской расе? И не наполнены ли все книги Уч[ения] прежде всего основами Этики? Но, как Сказано, нет худших слепых и глухих, нежели те, которые не хотят видеть и слышать.

О Сергии Радонежском можно им ответить, что Н.К. писал картины из жизни этого Великого Подвижника, когда никто из эмиграции не выступал в печати с этим Именем. Разве теософы имеют доступ к нашей внутренней жизни и к нашим сокровенным Записям? Также пусть укажут нам те частные письма, в которых Н.К. говорит против теософов? О теософах в частной переписке писала я, ибо ко мне обращались за многими разъяснениями по поводу некоторых теософических утверждений. И я снова и снова готова подтвердить, что некоторые теософические светила не являются для меня авторитетами. Также мы не ищем последователей среди теософов, наше правило — никогда никого не зазывать. Но если люди, заинтересованные кн[игами] Учения, искренно вопрошают нас, то мы им отвечаем, предоставляя им полную свободу вступать и формировать те или иные группы. Так, на днях одна такая группа прислала нам весть из Новой Зеландии, а ещё раньше — из Канады, и, как всегда, среди них есть и теософы. А сейчас пришла весть, что группа русской молодёжи собирается пройти пешком вокруг света, неся Знамя Мира.

Также впервые слышу, чтобы посланники Бел[ого] Бр[атства] не утверждали себя таковыми там, где нужно. Разве Е.П.Бл[аватская] скрывала, что она послана Бел[ым] Бр[атством], и не утверждала свою миссию? Конечно, посланники или вестники не кричат на базаре о своём приближении

115

Героическая жизнь Е.П.Блаватской

и поручении. Даваемое через них само говорит за себя и воспринимается чуткими сердцами, но там, где нужно и где им Указано, там они должны это утверждать. Но разница в том, что истинные вестники не будут называть себя Мировыми Учителями, или грядущими Дхиан-Коганами1, или даже Апостолами и присваивать себе чужих воплощений и, главное, не будут писать ложных и безвкусных книг и монополизировать Общение с Вел[икими] Учителями.

Что же касается до инкриминируемых валериана и мускуса, то средства эти входят в Аюрведическую медицину. И для меня откровение, что Аюрведическая медицина принадлежит к Четвёртой расе!!! Опять хочется сказать — милые, знайте больше!

Смешно читать и о высочайших степенях посвящения, которых можно достичь в современных школах. Высшие степени достигаются лишь внутренним усовершенствованием, которое никакая современная эзотерическая школа, даже если бы во главе её стояла такая «йогиня», как г-жа Каменская, дать не может. Посвящения происходят наедине между Вел[иким] Учителем и учеником, и результатом их является следующая ступень восприятия Высших энергий или Лучей. Потому такие Посвящения происходят всегда неожиданно и часто просто в спальне или рабочей комнате. И этот Праздник Духа остаётся неизгладимым в сознании и сердце ученика. Эти Праздники Духа не имеют ничего общего с бутафорией посвящений, описанных в некоторых оккультных книгах.

Также и г-же Сол[овской] скажем, чтобы она не беспокоилась. Е.П.Бл[аватская] почтена нами, может быть, больше, чем замалчивающими о ней теософами. Так, Н.К. написал в 25-м году картину «Вестник», посвящённую памяти Е.П.Бл[аватской], и сам отвёз её в Адиар, где положил начало

1 Владыки Света (санскр.).

116

Т.О.Книжник. Огненная посланница Белого Братства

Музею Памяти Е.П.Блаватской. Именно наша мечта — достойно почтить Имя Блав[атской], когда наступит срок. Также пусть г-жа Сол[овская] не беспокоится: мы не будем излагать их теософию, ибо имеем Океан Учения и все сокровища Восточной Мудрости.

Также, родная Надежда Павловна1, никогда не следует разубеждать в чём-либо неверов. Ведь для главарей теософов признать Источник книг Жив[ой] Эт[ики] равносильно подписанию отказа от своего духовного приоритета. Потому оставим им эту человеческую утеху считать себя папами римскими. Учение не может быть умалено их непризнанием или возвеличено их признанием. Истина сама говорит за себя. На этом поставим точку1 2.

31 июля 1937 г.

Конечно, Вы правы, что людям нелегко разобраться во всём обилии появляющихся сейчас самоявленных адептов, но для этого и даны были через Е.П.Бл[аватскую] Основы Учения Бел[ого] Братства, но кто удосужился изучить их? Все предпочли облегчённые и удобные интерпретации, вместо того чтобы направить своё внимание именно на Основные Заветы. Утверждаю, что Е.П.Бл[аватская] была единственной посланницей Бел[ого] Бр[атства], она одна ЗНАЛА. После неё было дано через Франчиа Ла Дью3 замечательное Учение Вел[икого] Уч[ителя] Бел[ого] Бр[атства] Иллар[иона], но кто из наших соотечественников слышал о нём? Вероятно, и г-н Памфоров4 не получил разрешения упоминать о нём, впрочем, вернее, что ничего не знает о нём.

1 Серафинина Надежда Павловна.

2 РерихЕ.И. Письма. В 9 т. Т. V. М., 2003. С.12-16.

3 Ф.Ла Дью (1849-1922) — американский философ-эзотерик, основательница общины «Храм Человечества» в г. Алсионе (США, шт. Калифорния).

4 Памфоров — последователь учения П.Донова (Болгария).

117

Героическая жизнь Е.П.Блаватской

Сейчас даётся Океан Учения Жив[ой] Эт[ики], изучив его, человек будет вооружён на дальнейший путь, ибо сознание его расширится и распознание станет сопутствовать ему на его жизненном пути.

Вы спрашиваете, каким образом высокий дух может заниматься обманом, выдавая себя за Учителя Белого Братства? Но, прежде всего, следует установить, в чём заключается такой критерий? Критерий земной может очень разниться от критерия надземного. Святошество и приторная, часто лицемерная доброта не будут признаком величия духа. Вернее судить о величии духа по его терпимости, вмещению и великодушию1.

2 сентября 1937 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Е.Ф.П[исарева] снова написала дружественное письмо Н.К., но, по-видимому, не нашла ещё в себе достаточно мужества, чтобы встать на определённую точку зрения по отношению к кн[игам] Ж[ивой] Эт[ики]. Иногда мне кажется, что ей очень хотелось бы вырваться из-под опеки своей Ав-вы. Но кто сказал, что нужно подчиняться во всём иерархическому началу А.А.К[аменской]? Кто установил этот авторитет? Мне кажется, что прямая обязанность всех русских теос[офов] — ознакомиться прежде всего со всеми трудами Е.П.Бл[аватской]. Почему должны мы подходить к Учению, принесённому Е.П.Блав[атской], через английские очки? Кроме того, как пишет Е.Ф.П[исарева], в Адиаре имеется целый сундук её рукописей. Среди них имеются и ещё не опубликованные, и даже рукописи на русском яз[ыке]. Спрашивается, почему они не были доверены в своё время главам Р[оссийского] Т[еософического] движения для ознакомления с ними русских и английских членов Т[еософического] Общ[ества]?

1 РерихЕ.И. Письма. В 9 т. Т. V. М., 2003. С.194.

118

Т.О.Книжник. Огненная посланница Белого Братства

На вопрос, как может быть в вашем обществе тот или другой несовершенный человек, можно ответить вопросом же — а где они, совершенные? К тому же мерило Вел[иких] Уч[ителей] значительно разнится от мерила земного. Часто внешний человек много лучше внутреннего, но Вел[икие] Уч[ителя] принимают во внимание именно внутреннего человека. Кроме того, в задание нашего Общества не входит создание ангелов, пусть этим занимается церковь. Кстати, тысячелетия её существования и мирового распространения и владычества наглядно показали, насколько она в этом преуспела. Следствия налицо. Наша задача гораздо скромнее. Мы просто желаем помочь приходящим к нам хотя бы несколько расширить сознание и получить ответ на многие проблемы жизни, на которые не смогла ответить церковь. Имеющиеся у нас кн[иги] Учения Жизни по своей космосопространственной широте мысли именно дают ответ на все запросы. Итак, пусть не ищут ангелов среди наших членов, мы заняты людьми1.

12 ноября 1946 г.

Моя родная Зиночка1 2 не будет сокрушаться трудностью нахождения истинно преданных людей. Если бы несение Креста Культуры было легко, то и заслуги не было бы. Кого нашла Блаватская? Неужели Олькотта, который уявил столько злопамятства и зависти, допустив в своём «Дневнике» неуместные и злобные замечания о ней, о ней, всё ему открывшей. Или Синнетта, типичного самомнительного англичанина, получившего так неизмеримо много от В[еликого] Уч[ителя] за

1 Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. V. М., 2003. С.224-225.

2 З.Г.Фосдик (урожд. Шафран, по первому мужу Лихтман) (1889-1983) — ближайшая сотрудница Е.И.Рерих, член Правления Музея Николая Рериха в Нью-Йорке, с 1949 г. — исполнительный директор; вице-президент и директор Мастер-Института Объединённых Искусств, преподаватель музыки Международного художественного центра «Corona Mundi».

119

Героическая жизнь Е.П.Блаватской

оказание им некоторой поддержки Блаватской, и всё же оказавшего ей недоверие? Неужели Безант, которая привлекла Ледбитера, этого чёрного гения Теософ[ического] движения? Или даже граф[иню] Вахтмейстер, очевидицу многих доказательств заботы и доверия Вел[иких] Уч[ителей] к Е.П.Б[лаватской] и всё же допустившую в мыслях, из-за наговоров негодяев, сомнение в непонятных для неё действиях Е.П.Б[лаватской] — этого врождённого благородства, самоотверженности, бескорыстия и честности! Жалкие карлики! Немало ещё их, чей нравственный и умственный уровень настолько низок, что они не могут вместить в свои узкие рамки гениальную сущность Е.П.Б[лаватской]. Она им уявля-ется как бы в вогнутом зеркале. Но такие жестокие искажения претерпевались всеми великими людьми, не говоря уже об искажённых Обликах Вел[иких] Учителей человечества. Остаётся одно утешение — нестираемость рекордов Акаши, хранящих истинные лики великих деятелей, их мысли и намерения. Кто сможет подняться на такие Высоты, прочтёт эти рекорды1.

27 августа 1949 г.

Дух Блаватской имел многовековые накопления знания, и потому она могла собрать «Тайную Доктрину» и принести миру подтверждение и знание утерянное о существовании Вел[икого] Братства. Никогда не следует приводить сравнения, ибо кто может понимать и знать разницу строений организмов, избранных для несения определённых поручений.

Блав[атская] уже в своих прежних жизнях уявлялась на йогическом пути, но в этой жизни ей пришлось принять тело сильного медиума, ибо поручение её было работать среди большого числа людей, среди постоянного враждебного к ней отношения и окружения дисгармоническими аурами и

1 РерихЕ.И. Письма. В 9 т. Т. VII. М., 2007. С.352.

120

Т.О.Книжник. Огненная посланница Белого Братства

уявлять чудеса для убеждения избранных в существовании иных законов Природы, в существовании знания высшего1.

Из писем Н.К.Рериха Е.Ф.Писаревой1 2

15 июля 1936 г.

Дорогая Елена Федоровна, <...> Вы видите, что и мифические лекции, и столь же мифические американские рассказы, всё это оказалось лишь чьими-то злобными выдумками. То же самое и во всём остальном. Конечно, ни мы, никто из наших друзей не может быть против Теософии. Основоположенники Великие и наша славная соотечественница Е.П.Б[лаватская] уже являются залогом того, что всё около происходящее не может вызывать недоброжелательства. Если кто-то злобный и в этом старается изобрести гнусную выдумку, то да будет ему стыдно. Напрасно Вам кажется, что д-р Асеев, к которому, как я уже писал Вам, Е.И.[Рерих] и я питаем самые лучшие чувства, будто бы имеет что-то против Теософии. Ничего подобного. Ведь в его журнале был прочувствованный некролог об А.Б[езант], в котором она названа «сверхчеловеком». Если же, как Вы пишете, не был помещён некролог Ледб[итера], то к тому могли быть особые причины. Во-первых, этого некролога я не видел и потому содержание его нам не известно. Во-вторых, нам известно, что очень многие теософы, французские, американские, английские, австралийские имеют на этого деятеля свою особую обоснованную точку зрения. Поэтому от факта непомещения некролога Ледб[итера] до неприятия Теософии неизмеримая разница. Вы пишете, что хотели бы послать д-ру Асееву свою статью. Какая прекрасная мысль, и я уверен, что он будет глубоко рад ей, ибо предчувствую,

1 РерихЕ.И. Письма. В 9 т. Т. VIII. М., 2008. С.250-251.

2 Материал подготовлен О.А.Лаврёновой.

121

Героическая жизнь Е.П.Блаватской

что Вы напишете что-то вдохновенное о нашей почитаемой Е.П.Б[лаватской]. Просим Вас, напишите о ней. Напишите в тех возвышенно-сердечных тонах, которыми отличается всё написанное Вами. О Е.П.Б[лаватской] необходимо написать именно Вам. Ещё совсем недавно мне было прислано два гнуснейших выпада против неё — один из Харбинской газеты, другой из русской Нью-Йоркской. Увы, оба эти мерзкие выпады были подписаны русскими именами. Какой стыд. Тем более нам русским нужно всемирно отстаивать наших великих соотечественников, что, как видите, не кто иной, как сами же русские дерзают бросать грязь в то великое, что эти люди по невежеству и понять-то не могут. Кроме того, многим хорошим русским кажется, что имя Е.П.Б[лаватской] сознательно ли или бессознательно иногда умаляется и затушёвывается разными другими именами. Вы должны быть уверены, что мы далеки от каких бы то ни было умалений. Каждый работник на светлой ниве культуры должен быть добросовестно и благостно обережён. Поэтому прошу Вас, напишите светлую статью о Е.П.Б[лаватской]. Это будет истинный праздник для нас и для всех друзей культуры.

17 августа 1937 г.

Дорогой, добрый друг наш, Елена Федоровна. Посылаю Вам копию отвратительной листовки, полученной нами с Даль[него] Вост[ока]. Несколько времени тому назад я посылал Вам выдержку из тоже отвратительной книги «Враги Вселенной», в которой так невежественно была оклеветана почитаемая Е.П.Б[лаватская] и многие другие. Теперь же Батурин1 с авторами «Врагов Вселенной» распространяет прилагаемый текст листовки. Таким образом получается целая продуманная гадкая атака на многое ценное. При этом особенно странно, что

1 К.В.Батурин (1903-1971) — журналист, руководитель группы «Оккультный центр» (Шанхай).

122

Т.О.Книжник. Огненная посланница Белого Братства

члены Т[еософического] О[бщества] как бы не знают об этих организованных выпадах. Предполагают, что принадлежность А.Б[езант] к масонству будто бы могла послужить причиной этих нападений. Но, конечно, причина лежит ещё глубже, ибо мракобесам нужно вообще оклеветать и по возможности разложить все лучшие устремления человечества. Ещё и ещё раз радуюсь Вашим биографическим очеркам о Е.П.Б[лаватской]. В недавно полученном нами № 8 «О[ккультизма] и Й[оги]» мы все были рады читать Ваш очерк. Чем больше справедливых и добрых слов будет сказано о великой русской женщине, тем это сейчас необходимее. Ещё недавно мы опять слышали, что некоторые люди книг не читают и в то же время со злорадством и несправедливостью невежества высказываются о том, чего они вообще не знают и не желают. Печально, что некоторые люди желают бороться, только вовсе не там, где их борьба нужна.

18 августа 1937 г.

...Большое спасибо Вам за объявление о Мемуарах Е.П.Б[лаватской]. Мы о них читали и как раз выписали их. Чрезвычайно интересно будет их получить, Вы знаете, как все мы почитаем Е.П.Б[лаватскую]. Елена Ивановна с нетерпением ожидает эту книгу, ведь у неё собрана вся литература о Е.П.Б[лаватской] и Т[еософическом] О[бществе]. А вот из Болгарии к нам опять дошли вести, что там досужими членами Т[еософического] О[бщества] распускается старая клевета о враждебности нашей к Т[еософическому] О[бществу]. Что это — полная ли авидия1 или злопыхательство?

1 октября 1937 г.

Дорогой друг наш, Елена Федоровна, <...> Вы спрашиваете о книге «Биография Е.П.Б[лаватской]». Мы получили её

1 Незнание (санскр.).

123

Героическая жизнь Е.П.Блаватской

и весьма изумлялись. Ничего дурного в ней не содержится, но вся она состоит из общеизвестных сведений и решительно ничего нового в ней не сказано. Поэтому странно звучит сообщение о том, что материалы для этой книги впервые почерпнуты из доселе недоступных источников. Мы купили книгу в Адья-ре, и нам прислали её с вычеркнутым красным карандашом заявлением издательства о том, что материалы взяты из Архивов Адьяра. Во всяком случае книгу нельзя квалифицировать как вредную, ибо в ней никакого умаления или клеветы не содержится. Для людей, которые ранее не читали в разных источниках о подвижнической деятельности Е.П.Б[лаватской], и эта книга будет весьма полезна, хотя по цене и немногим доступна. Ведь главное, чтобы не было каких-то умалений, подковырок и подозрений. В этом смысле иногда родственники самой Е.П.Б[лаватской] грешили больше, нежели посторонние писатели. Впрочем, к сожалению, нередко родственники судили несправедливо. Достаточно вспомнить, что писали сыновья Толстого о своём великом отце. Недавно нам прислали проекты ныне возводимого огромного Института Экспериментальной Медицины в Моск[ве]. А теперь мы слышим, что ещё основан Институт Изучения Индо-Тибетской Медицины. Вы понимаете, куда направляется мышление. Ведь восточная медицина привлечёт изучение и философии. Елена Ивановна убеждена, что на Родине будет и Институт имени Е.П.Б[лаватской]. Ещё не хватает, чтобы Т[еософическое] О[бщество] стало бы преследовать за почитание великой соотечественницы и распространение её трудов. Сейчас происходят в мире такие странности, что за Христа будут преследовать Христиане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.