Научная статья на тему 'Герои и антигерои: образы патриотизма в молодежной среде'

Герои и антигерои: образы патриотизма в молодежной среде Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1042
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРОИ / АНТИГЕРОИ / ПАТРИОТИЗМ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ИДЕАЛЫ / МОЛОДЕЖЬ / САМОИДЕНТИЧНОСТЬ / СИМВОЛЫ / СОЛИДАРНОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Спиридонова А.А.

Рассматривается динамика патриотизма и самоидентичности в молодежной среде, через анализ образов героев и антигероев выстраивается символическая система значимости в стратегиях поведения известных персон и обывателей. Формируется новый контекст восприятия патриотизма и должного поведения, ценностных ориентаций и мировоззрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Герои и антигерои: образы патриотизма в молодежной среде»

Герои и антигерои: образы патриотизма в молодежной среде

Спиридонова А.А.

Рассматривается динамика патриотизма и самоидентичности в молодежной среде, через анализ образов героев и антигероев выстраивается символическая система значимости в стратегиях поведения известных персон и обывателей. Формируется новый контекст восприятия патриотизма и должного поведения, ценностных ориентаций и мировоззрения.

Ключевые слова: герои, антигерои, патриотизм, мировоззрение, идеалы, молодежь, самоидентичность, символы, солидарность

Spiridonova A.A.

Heroes and anti-heroes: images of patriotism in the youth environment

The dynamics of patriotism and self-identity in the youth environment is examined, through the analysis of images of heroes and antiheroes, a symbolic system of significance is built up in the behavior strategies of known persons and inhabitants. A new context of perception of patriotism and proper behavior, value orientations and world outlook is formed.

Key words: heroes, anti-heroes, patriotism, ideology, ideals, youth, identity, symbols, solidarity

В современной России появились новые герои и антигерои. Они несут в себе не только образ «добра и зла», а являются своеобразным показателем социального самочувствия населения. Какие качества героев наиболее ценятся, те качества и будут воспитывать родители у своих детей и таковым станет наше общество в будущем. Т.к. ценности, заложенные в детстве, определяют ход развития всей жизни, нормы предписанные обществом лишь подкрепляют эти ценности, коллективные организации и выполняемые роли также нацелены на эту общую цель. То же касается и форм и инструментов патриотизма и любви к отечеству [1,2]. О.А. Полюшкевич, назвала этот процесс изменения социальной символики в России «бархатной революцией сознания» [5]. Мы пытались выявить особенности аффективного (эмоционального), когнитивного (познавательного) и побудительного (мотивационного) компонента образа героя и простого обывателя. Обыватель нами специально рассматривался как антиномичная фигура, стоящая на противоположном углу и представляющая собой оборотную сторону героя. Т.е. герои - это идеализированный образ (те, к кому стоит стремиться), а обыватели - это та реальность, которая есть (кто реально окружает).

Герои или наличие событий и поступков, которыми стоило бы гордиться - это явления психологические [4]. Они редко зависят от объективных условий, они скорее результат внутреннего личностного восприятия внешнего мира. Герои для каждого поколения различны.

Младшее поколение называет сказочных героев (Иван-дурак, Емеля, Илья Муромец, Алеша Попович) или более драматичные литературные персонажи - Раскольников и Евгений Онегин. Старшее поколение - приводит в пример реальных персонажей - политических деятелей, писателей, полководцев (Жуков, Толстой,

Возраст Исторические образы Литературные образы

18-25 лет Сталин (44) Суворов (37) Кутузов (35) Александр Невский (25) Колобок (34) Золотая рыбка (30) Евгений Онегин (28) Емеля (26) Ванька-дурак (25) Илья Муромец (20) Раскольников (17)

26-45 лет Екатерина II (62) Сталин (60) Петр I (46) Иван Грозный (45) Медведев и Путин (42) Ломоносов (37) Александр II (36) Суворов(34) Кузузов (33) Александр 1 (15) Обломов (52) Пушкин (47) Толстой (44) Достоевский (41) Князь Болконский (37) Иван Цареиич (35) Чичикон (32) И пан-дура к (30) Баба Яга (27) Анна Каренина (14)

46 и старше Иван Грозный (44) Петр I (42) Жуков (37) Кутузои(35) Суворов (31) Сталин (30) Пушкин (45) Некрасов (40) Толстой (36) Достоевский (35) Обломов (32)

Достоевский, Пушкин). Это можно объяснить двумя факторами. Первый - это мифологическое сознание молодежи, которое противостоит рациональному и реальному восприятию мира и второй - это свидетельствует о потере уровня образования (молодежь говорит о том, что знает).

Мифологическое сознание в современном мире развивается тогда, когда рациональная, реальная оценка происходящих вокруг событий не устраивает людей. Проще окунуться в придуманный мир компьютерных игр, выдуманных персонажей и чужих жизней, чем решать свои простые и обыденные задачи. Это требует ответственности, а мифологическое сознание предлагает готовые схемы поведения.

Закрепляющим моментом в данной ситуации выступает все большее укоренение и развитие общества потребителей, а не создателей. Этому способствуют различные социальные институты (семья, образование, СМИ и т.д.). Механизмами выступает ценностная, коммуникационная, культурная и проч. системы социальной среды человека. В советском обществе

было важно кто ты, какой у тебя профессиональный статус, карьерные перспективы. Сегодня - критерий успеха, сколько тыI имеешь денег и на что тыI их тратишь (какой образ себе создаешь). Становится все более укорененным лозунг американского общества - «деньги любой ценой» или «деньги не пахнут». Симулякры, в терминологии Ж. Бодрийяра, укореняются во все большее количество повседневных практик1 .

Симулякры распространяются и на символическое пространство. Люди «думают» что они «знают» о государственных символах (т.к. эти знаки присутствуют в их повседневных практиках, в виде флажков в машинах, спортивных аксессуарах, брелков и т.д.), заменяя под термином «знание» - «узнавание» символа, но далеко не все могут воспроизвести его значение, понять символическую роль и значение. Симулякры создают новое пространство значений -удаляя человека от истинных смыслов и форм [7].

Герой и героизм - это явления актуальные для любого времени, они способствуют социа-

лизации и культурной памяти, преемственности поколений и воспроизводства идей и идеологии. Что касается исторических образов, то старшее поколение приводит более широкий спектр фигур, изменивших судьбу России. Младшее поколение говорит в целом о тех же людях, но конкретных личностей значительно меньше. Это говорит о трансформации информированности, образованности молодежи о прошлом. Героев помнят и чтят тогда, когда их показывает государство. Государственная образовательная политика направлена больше на современные навыки и умения, а не на фундаментальные преставления о прошлом и настоящем. Результатом этого выступает более ограниченный круг исторических личностей, кого молодое поколение считает - образом, олицетворяющим Россию (см. табл. 1.).

Исторические и литературные образы олицетворяющие страну несут в себе и двойной подтекст. Они иллюстрируют, с кем и какими качествами ассоциируется страна у своих граждан. Кого они замечают вокруг, как стараются вести себя сами и чему учат своих детей. Образное сознание - более точно ставит «диагноз» времени.

Образное сознание формируется благодаря неосязаемому социальному дискурсу - песням, фильмам, картинам - присутствующих в ту или иную эпоху. В советском обществе существовал социальный заказ - на продукцию масс-медиа. Снимаемые фильмы, выпускаемые песни поднимали дух народа, подвигали их на преодоление не только тяжелых внешний условий, но и на преодоление себя во благо высшей цели.

Среди исторических образов у молодого поколения доминируют военачальники и диктаторы, нет ученых, среди литературных персонажей не указаны писатели, присутствуют только некоторые герои - Раскольников и Евгений Онегин, герои потерявшие часть своей души, не верящие в ни в себя, ни в других. Сказочные персонажи также олицетворяют нереальный мир, желание уйти от повседневных проблем. И сказочные герои обладают либо силой, которая может защитить (Илья Муромец), или мудростью, которая может оградить (Баба Яга) или же может решить все проблемы (Золотая рыбка), не желание ничего делать самому (Емеля, Ванька-дурак), уход от всех обязательств и отношений (Колобок) и т.д. Формирующийся об-

раз - это образ инфантильного поколения, безразличного ко всему и ко всем, надеющегося на удачу и на других (кто то придет и решит все вопросы) [6].

Среди литературных образов - указаны в основном писатели (Пушкин, Некрасов, Толстой, Достоевский) и только один литературный образ - образ Обломова, апатичного человека, потерявшего всякое желание взаимодействовать с внешним миром. Представители старшого поколения также устали или не хотят, т.к. понимают всю бесполезность этого процесса.

В массовом сознании идет протест на жесткие формы внедрения идеологии, а так называемые «мягкие» или «бархатные» формы влияния действуют незаметно и более глубоко проникают в сознание, и, тем самым меняется представления о власти, о людях, о ценностях и т.д. Художественные произведения являются наиболее простым способом внедрения идеологических установок (фильмы Н.С. Михалкова, картины И.С. Глазунова, монументы З.К. Церители, песни А.Н. Пахмутовой и т.д.). И если в советское время власть целенаправленно занималась данным вопросом, то сегодня все пущено на самотек и отдельные работы единичных авторов не могут изменить в одночасье массовые установки.

Фильмы сильно формируют наше сознание, определяют, кого мы отнесем к героям а кого к неудачникам. Зрительный ряд проще воспринимать и перенимать на себя поведение героев - отождествлять себя с ними. В повседневной жизни, поведение героев из фильмов накладывает отпечаток на поведение простых людей. И кто был этим «героем» в таком контексте человек и будет видеть окружающий мир и себя в нем. «Павка Корчагин» или персонажи «Форсажа» - герои будут обладать разными качествами и мироощущением [3].

Фильмы или передачи, которые высмеивают социализм, порицают тоталитарные формы управления, упрощенность жизни и быт советского человека, но и взамен ничего не предлагают. Например, фильм Ф. Бондарчука «Обитаемый остров» или А. Кавуна «Кандагар» - предлагают ситуации вне жизни народа, не дают представления как жить в нормальной жизни, где был бы показан обывательский героизм. Современных фильмов про простой героизм российского народа нет. В советское время -

каждый второй фильм затрагивал тематику геройства в повседневной жизни (начиная от культовых «Семнадцати мгновений весны», «Ивановым детством», «Вечным зовом», «А зори здесь тихие», «Яиду, шагаю по Москве» и заканчивая еще доброй половиной фильмов проката Советского Союза). Это входило в одну из главных государственных задач, сегодня этого нет, и это место занимает китч2, (например, «Любовь-морковь», сериал «Маргоша» и т.д.). Культивируемые герои сегодня представлены в таких фильмах как «Глухарь», где сам главный персонаж-милиционер вынужден нарушать закон или «Киллер», «Антикиллер», где возвеличиваются ценности отнюдь не положительных героев. Фильмы Михалкова, безусловно, показывают героев, но он является единичным автором, фильмы которого не находят поддержки у массового зрителя т.к. нет общего фона ценности и необходимости таких персонажей. На фоне общего китча, фильмы патриотического содержания Михалкова смотрятся таким же китчем.

Для понимания приоритетов и ценностей советского времени могут служить песни Л. Ле-щенко, И. Кобзон: «Главноеребята сердцем не стареть» (муз. А. Пахмутова, сл. С. Гребенников и Н. Добронравов), М. Магомаев «Голубая тайга» (сл. Эль-Регистана, муз. А. Бабаджаняна), из кинофильма «Земля Санникова» «Есть только миг» (Сл. Л. Дербенёва, муз. А.Зацепина), М. Магомаев «Лучший город Земли» (муз. А. Бабаджанян, сл. Л. Дербенёв), Л. Лещенко «Богатырская наша сила» (Муз. А. Пахмутовой, ст. Н. Добронравова), Л. Лещенко «День победы»»(муз. Д. Тухманов, сл. В. Харитонов) и т.д.

Современная эстрада формирует совсем иное ценностно-смысловое содержание и представлена такими песнями как: П. Нарцис «Шоколадный заяц» (муз. М.Фадеев сл. И.Секаче-ва), М. Хлебникова «Чашка кофею» (муз. и сл. Владимира Кузьмина), Пикник «Королевство кривых» (сл. и муз. В. Кириллова), ВИА Гра «Убей мою подругу», Г. Лепс «Рюмка водки на столе» (муз. и сл. Е. Григорьев), Л. Гурченко и Б. Моисеев «Петербург-Ленинград» (муз. К. Бретбург, сл. Е. Муравьёв) и проч.

По мимо эстрады, различные телевизионные ток-шоу определяют идеалы и ценности людей: строим любовь в «Доме 2», а заодно приобретаем известность и славу, «Камеди Клаб», «Наша Раша», «Даешь молодежь» созда-

ет представление о том, как живут другие люди, чем живут, что ценят и почему. Данные программы являются китчем, но население воспринимает их зачастую за чистую монету и в той или иной степени несет это в свою жизнь -желая приблизиться к героям этих передач. Формируя совсем иные идеалы и образы, котором бы стоило подражать.

Поговорка - «хлеба и зрелищ» ярко иллюстрирует современную ситуацию в ценностно-идеологическом пространстве российского общества. Власть, при помощи СМИ не просто уводит население от недовольства, она притупляет способность к рефлексии и пониманию того, что что-то не так. Потребление как явление - это лишь ширма более глубинного кризиса современного человека - кризиса внутренней опустошенности.

Прайм-тайм занимают такие передачи как «Танцы со звездами» или «Бои гладиаторов» формируют общество потребителей дешевой и пустой (в интеллектуальном и духовном плане) продукции (зрелища, не требующие напряжения мысли, чувств, эмоций и т.д.). В передаче «Минута славы», подменяются настоящие герои (те, кто своим трудом, преодолением обстоятельств чего-то добивается, что-то изменяет) на ложных (тех, кто выше прыгнет, закинет ногу или руку, вытащит язык и т.д.). Также подменяется само понятие славы - его изначальный смысл нивелируется. В советское время, граждане нашей страны были известны (и культивируемы на государственном уровне) как «народ созидатель», «народ-победитель» и именно это входило в понятие славы. Сегодня - слава отождествляется с личной известностью (не важно, в положительном или отрицательном контексте) - светская хроника, повествующая о жизни известных лиц, также заменяет смысл этого понятия.

Другие передачи также продолжают и развивают эту тенденцию. Например, «Большая разница» - интеллектуальный китч, «Шоу уральских пельменей» - бытовой китч, «Инферно» -профессиональный китч, «Счастливы вместе» -семейный китч, «Камеди клаб» - социальный китч, «Дом 2» - китч личностных отношений и ценностей и проч.

Данные явления иллюстрируют представления о том, кто является настоящим героем -человеком, достойным подражания и уважения,

Таблица 2

Персонифицированный образ настоящего героя и антигероя России (в %)

Возраст Настоящий герой А птигерой

18-25 лет Колчак (32) Петр I (42) Сталин (48) Гитлер (36) I Ыколай II (35) ГКЧП, КГБ, ОГПУ, НКВД (26)

26-45 лет Александр Невский (62) Петр I (47) Колчак (36) Сталин (35) Суворов (32) Кутузов(30) Лом оно сон (30) Ельцин (67) Горбачев (62) Николай II (55) Гитлер (45)

46 и старше Александр Невский (56) Иван Грозный (51) Владимир Красно солнышко (46) Петр 1(41) Екатерина II (38) Суворов (ЗЭ) Кутузов (30) Ельцин(72) Чубайс: (55) Горбачев (50)

и кто является антигероем - человеком, достойным порицания и осуждения. Для того, чтобы существовал герой как герой (с соответствующим ореолом, ценностями и т.д.) нужен культ (культ героя), нужна государственная поддержка и одобрение этого культа. Павка Корчагин силен не сам по себе, а цитированием и присутствием в других художественных и музыкальных произведениях, где персонажам ставят его в пример - «быть как он» (например, «Подвиг Матросова», «Повесть о настоящем человеке»). Сегодня на государственном уровне не предлагается быть как кто-то. Предлагается несколько возможных путей: гламур, китч, спортивное соревнование, ток-шоу (но это профанация, а не реальные истории). Быть самим собой перестает быть нормой. Фильмы, которые это показывают не идут в широком прокате и не имеют государственной и социальной поддержки.

Одним из результатов этих процессов является нивелирование ценности и социальной значимости некоторых профессий (учителя и врачи, токари и слесари они оставили первые ряды приоритетных профессий, уступив место менеджерам и юристам, экономистам и аналитикам). Это глобальный переворот в мировоззренческих установках.

Сознание современного человека качественно изменилось - оно настроено потреблять, а

не создавать, использовать, а не развивать. Телевидение - самый большой проводник культуры. Большинство предлагаемых развлекательных и семейных передач имеют зарубежное происхождение (наши передачи делаются по кальке тех, что прошли в странах запада в 70-80 гг. ХХ века). Это иллюстрирует процессы нивелирования национального сознания [8]. Те, кто смотрит эти передачи - соглашаются с авторами, и в итоге остаются наедине с пустотой и разочарованием - не все ценности западной культуры прижились и одобряются. И тогда все плохо было и сейчас не лучше. Это приводит к социальной апатии и отчуждению, т.к. старые ценности разрушились, а новые не сформировались.

Наше исследование показывает, что герои были далеко в прошлом (все указывают фигуры прошлого или далекого прошлого), о настоящем вспоминают только тогда, когда говорят об антигероях. Либо, герой нашего времени не имеет ни лица, не имени «я не помню имена». Это абстрактный образ, он никак не персонифицирован: «Да много героев, на самом деле, и мне кажется, в России герой тот, кого не знают, а он герой. Он не на виду, он всегда борется, он в обыденных ситуациях герой, его вот знают люди, думают, что он герой, и он герой, а он об этом не говорит, а те, кого мы! видим, не факт,

что герои»,«герой - советский народ, который выжил», «Герой для меня - собирательный образ, и антигерой - тоже», «Ребята, которые самолет посадили в тайге, спасли людей. Но Я не помню имена пилотов», «настоящие герои остаются в тени», «это наш русский простой народ», «работники бюджетной сферы/, работающие за копейки», «учителя, ученые, врачи, которые работают за мизерную плату», «пенсионеры» и т.д. Он герой уже потому, что живет здесь и сейчас. Это показывает то, что массовое сознание запугано, находится в рамках множества социальных страхов. И желая убежать от этого, ищет защитников-героев в прошлом, т.к. в настоящем их не находит (см. табл. 2.).

Интересен тот факт, что Сталина все больше и больше людей причисляют к героям России, чем младше возраст респондентов, тем больше процент тех, кто разделяет эту точку зрения. Отношение к Сталину поменялось на государственном уровне - теперь он не только тиран, но и один из лучших управленцев ХХ века

- он вывел страну на передовые позиции по очень многим показателям, он изменил социальный порядок. Эта установка входит в новые стандарты образования и школьники совсем иначе оценивают роль Сталина в истории России, нежели чем их отцы. Сталин не больше пролил крови чем Петр I, Иван Грозный или кто-то еще. Они равнозначны между собой как в положительной, так и в отрицательной оценке. Отдаленность по времени - делает эти фигуры более положительными. Пройдут века и Сталин будет также оцениваться как и они.

Молодежь причисляет к антигероям Николая II и весьма эмоционально и активно это доказывают, тогда как старше поколение его не упоминает вовсе. Тут сказывается поять же изменение установок власти, изменение оценки советского пришлого, революции 1917 года и т.д. Для людей старшого поколения все еще сильны установки коммунизма, нацеленные против иимперии и царя, потому ф^уру последнего императора России они предпочитают не обсуждать.

Молодые люди к антигероям причисляют целые организации и всех людей входивших в них - ГКЧП, КГБ, ОГПУ, НКВД. Не называя имен

- они порицают структуру, по сути обвиняя ее. Без людей она становится не такой страшной и обвинения можно предъявлять любые т.к. «со-

циальные структуры» не наказывают. Возможно, в этом кроется внутренний страх этого поколения - взять на себя ответственность обвинить кого-то, что он не прав. Персон, которые они называют, только ленивый не укорил (Гитлер и Николай II). Лично их ответсвенности, мнения, решения за этими обвинениями нет.

Личностно-персонифицированный (34%) -респонденты указывали на отдельных личностей (Некрасов, Тютчев, Солженицын), которые своим жизненным примером показали что значит быть патриотом своей Родины, как служить своему государству.

Формально-бюрокартический (23%). «Истинный гражданин это тот, кто родился в этой стране, а не получил гражданство. Создал свою семью. Вот он - настоящий гражданин России», «Гражданин - тот, кто, прежде всего, имеет гражданство, живет-работает во благо государства российского». Эта группа основывается на правовых нормах, формальных и юридических основаниях проживания на территории России, лишая все культурно-религиозные и ментально-психологические основания, личностные убеждения и позиции, права на формирование представлений об истинном гражданине. Во многом, данная позиция объясняется глобали-зационными тенденциями, охватившими весь мир.

Национально-патриотический (16%). «Я себя чувствую гражданином России когда фильмы! показывают про Отечественную войну, я чувствую себя гражданином России. Это лучше, чем футбол однозначно, вообще 100 %», «Я себя чувствую гражданином России когда идет парад». Данная группа респондентов четко показывает роль государства, идеологии в организации знаково-символического пространства в общественном сознании населения страны, через фильмы, песни, парады и прочие символы показывающие величие государства. Истинный гражданин это тот, кто приобщен к этом знакам и символам, чувствует трепет, боль, гордость за то, что он является частью более великого.

Личностно-ответственный (15%). «Истинный гражданин - это тот, кто, например, заходит в подъезд, видит, что там грязно, он берет веник и подметает мусор, и не только потому, что это его подъезд», «Истинный гражданин должен быть сознателен, он должен любить свою страну, понимать, что мы! живем в этой

стране. Принимать те порядки и условия, которые тут есть. А уж потом он должен следовать законам этой страны, не нарушать их». Данная группа респондентов считает, что власть такова, какой ее выбрал сам народ и все перемены начинаются снизу. Если ждать, что кто-то придет и изменит жизнь к лучшему, то ничего не изменится. Перемены возможны только при личном участии и при ежедневной работе с собой каждого жителя страны. Мы сами создаем тот мир, в котором живем.

Негативно-пессимистический (12%). «Гражданин тот, кто живет в этих условиях», «Граждане - это мыI, потому что, не смотря ни на что -мы! тут живем», «Памятник надо ставить нам, потому что мыI все еще живем в этой стране». Данная группа не смотрит в будущее, она подчеркивает свои проблемы и то, что они все еще тут живут повышает их собственную значимость. Герои - это они сами, потому что все еще тут, те, кто уехал из страны - они антигерои. Это своеобразная психологическая защита, возникающая у части населения в связи с беспомощностью и беззащитностью перед социальными, экономическими, политическими переменами.

Особо остро чувствуют себя гражданином респонденты или при победе спортивных команд (62%) или при прослушивании гимна (23%). «ПобедыI наших спортивных команд на любых уровнях, то есть Олимпийские игры!. Да, вот в эти моментыI чувствуешь себя гражданином России», «При просмотре футбола в барах», «В основном чувство гордости возникает от спортивных побед». «Да, были такие моменты, когда ты представляешь свой регион, свою страну на каких-то мероприятиях, выездах». Иные сферы гордости: «Мне очень понравилось, когда я заходил в музей в Москве, и я, как гражданин России, мне надо было меньше платить, чем иностранцу, я очень был горд, что вот так построено именно для россиян. Дешевле порядка в два раза», «Когда я слышу какие-то нововведения, да, в социальной сфере. Трансформация, модернизация, все эти проекты национальные... И я понимаю, что большие эти преобразования меня как гражданина касаются, и я себя особо остро ощущаю».

Таким образом, обобщив все вышеизложенное, мы можем констатировать трансформацию сознания россиян. Она отражается в двух аспектах. Первый - уход от созидательного воспри-

ятия мира к потребительскому поведению (приоритетной установкой становится «брать», а не «давать», «использовать», а не «создавать»). Второй - отрицание знаний и опыта предшествующих поколений, что приводит к разрыву социальной преемственности и социокультурной стагнации.

Государство не предлагает опор и ориента-ций для населения, это приводит к оттоку населения в другие страны, уменьшению рождаемости, увеличению преступности и коррупции и т.д. Героям не место в повседневной жизни, но их нет и на экране. Поэтому, нет образа сегодняшнего героя нашего времени. Он размыт и определяем по косвенным критериям, не всегда выработанных коллективным опытом предшествующих поколений.

Не ставятся во главу угла достижения на государственном уровне, ценны и показательны достижения только личного характера. Но, не опираясь на предшествующий опыт, невозможно идти вперед. Современное общество не хочет опираться на прошлое, возможно, поэтому и в будущее так тяжело идет. Это результат трансформации государства и вследствие этого, изменение внутренних ценностей.

Литература

1. Бобков А.И. Патриотизм или «любовь к отечеству»: дифференциация понятий // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях. Материалы XIX Международной научно-практической конференции. 2014. С. 362-363.

2. Бобков А.И. Патриотизм или «Любовь к отечеству»? Возможности философской деконструкции // Проблемы фальсификации истории в контексте становления и развития силовых структур. Сборник научных трудов. Под ред. В.В. Черных. 2014. С. 16-21.

3. Иванов Р.В., Полюшкевич О.А. Патриотизм и идентичность в современных российских фильмах// Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2016. Т. 18. С. 44-55.

4. Полюшкевич О. А., Степаненко А.С. Трансформация ценностей россиян: герои и обыватели // Политика и общество. 2012. №9. С. 413.

5. Полюшкевич О.А. Идентичность и государственные символы: трансформация социаль-

ной эмпатии // Социология. 2014. №1. С. 138147.

6. Полюшкевич О.А. Ритуалы как социальные конъюнкторы // Консолидация российского общества: организационные, образовательные и социокультурные ресурсы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Иркутск, Изд-во ИГУ, 2015. С. 338-341.

7. Попова М.В. Символическое конструирование территориальной идентичности (на примере топонимики Иркутска)/ М.В. Попова, О.А. Полюшкевич // Урбанистика. 2017. №3. С.117-134.

8. Скуденков В.А. Лидерство и социальное развитие / В. А. Скуденков // Социально-гуманитарные знания. 2013. № 2. С. 180-184.

Ссылки:

1 Под симулякром Бодрийяр понимает образ или символ, который «скрывает» свое искусственное происхождение. В симулякре не только отрицается связь с прообразом реальности, или референтом, но и стирается свидетельство отсутствия такой связи. Таким образом, симулякр подменяет источник имитацией, которая в ряде случаев выглядит более убедительной и «реальной», чем сама реальность.

2 Китч (нем. Kitsch), кич - термин, обозначающий одно из явлений массовой культуры, синоним псевдоискусства, в котором основное внимание уделяется экстравагантности внешнего облика, крикливости его элементов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.