Научная статья на тему 'Воспитание молодёжи: образы героев, псевдогероев и антигероев'

Воспитание молодёжи: образы героев, псевдогероев и антигероев Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1397
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ ГЕРОЯ / ПСЕВДОГЕРОЙ / АНТИГЕРОЙ / «МАТРИЦА ПОНЯТИЙ ОБРАЗОВ ГЕРОЯ / ПСЕВДОГЕРОЯ (КУМИРА) / АНТИГЕРОЯ» / «АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ (ЦЕННОСТНАЯ) ШКАЛА ОБРАЗОВ СОВРЕМЕННЫХ ГЕРОЕВ И АНТИГЕРОЕВ»

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Теряева Оксана Александровна

Воздействие на ценностно-смысловую сферу учащихся. Технология актуализации позитивно-ценностных ориентиров. Деактуализация в сознании современной молодёжи ценностей и потребностей асоциального характера в контексте формирования положительного образа героя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education of young people: images of heroes, pseudoheroes and antiheroes

The impact to value-semantic sphere of students. Technology for updating of positive and valuable landmarks. The deactualization of asocial values and needs in terms of positive image of hero for modern youth awareness.

Текст научной работы на тему «Воспитание молодёжи: образы героев, псевдогероев и антигероев»

ЯТИЖксни

-е-

Воспитание молодёжи: образы героев, псевдогероев и антигероев

Оксана Александровна Теряева,

преподаватель социально-гуманитарных дисциплин Петрозаводского лесотехнического

техникума

Становление личности подрастающего поколения в течение последних 20 лет происходит при активной пропаганде образа жизни, лишённого возвышенных идеалов, героических примеров, ориентирующего на праздность, потребительство, вседозволенность. А в восприятии ценности положительного образа героя современный молодой человек постоянно сталкивается с рядом препятствий, в числе которых ирония, цинизм, неверие в чужое благородство. В этой связи молодёжи сегодня необходимо умение отличать образы героев от образов псевдогероев (замаскированных отрицательных героев). Именно на этой стержневой основе возможно формирование и развитие личности российского гражданина, способного совершать нравственный выбор в современных условиях размытости ценностных ориентаций и всеобщего распространения массовой культуры, содействующей бегству от реальности в мир фантазий и грёз.

• положительный образ героя • псевдогерой

• антигерой • «матрица понятий образов героя, псевдогероя (кумира), антигероя» • «аксиологическая (ценностная) шкала образов современных героев и антигероев»

Любая историческая эпоха нуждается в герое, способном ёмко и глубоко выражать такие важные нравственные качества личности, как патриотизм, социальная зрелость, долг, альтруизм, ответственность.

Для современной социокультурной ситуации характерны, с одной стороны, сомнения в возможности существования героического в нынешних условиях и, с другой стороны, острая потребность в нём. Люди ищут новых героев, которые помогли бы им понять смысл жизни

-е-

в условиях современной культуры, переживающей кризис идентичности. Нарастающая неоднозначность восприятия «героев» современным обществом отражается в распространении феномена антигероического, «героизации порока», популяризации в современном медиапространстве деструктивно-антигуманных тенденций. Тем не менее, героизм как устойчивая ментально-культурная форма, имеющая конкретно-историческое наполнение, «предельно жизнен, конкретен, укоренён в глубинах вну-тридушевной жизни».

Сохранение общественной потребности в моделях и образцах положительного образа героя, особенно в молодёжной среде, обеспечивает устойчивость развития и передачу духовно-нравственных представлений из поколения в поколение.

В научной литературе существует ряд определений концепта «герой». Герой — это «выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиг во имя счастья людей». Герой не может опуститься в достижении цели до подлости, ловкачества, коварства, обмана, бесчестия, плутовства, двуличия. По словарю В.И. Даля, «герой — витязь, храбрый воин, доблестный воитель, богатырь, чудо-воин; доблестный сподвижник вообще, в войне и в мире, самоотверженец». У С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой «герой — человек, совершающий подвиги, необычные по своей храбрости, доблести, самоотверженности».

Понятие «герой» характеризует важные социальные явления, определяющие содержание добра и зла, должного и принятого, истинного и ложного.

Появление героев-антиподов или антигероев органично связано с процессом, называемым «героизация порока». Исследователь проблемы героизма В.Д. Плахов пишет: «Мы встречаемся с эстетизацией и этизаци-ей патологии в средствах массовой информации (телевидение, кино, бульварные журналы и пр.) — с популяризацией деструктивности, криминала».

Мнения исследователей феномена антигероического сходятся в том, что появление антигероя сигнализирует о кризисе личности и способствует становлению некритически мыслящего, иррационалистически ориентированного человека массовой культуры. Не находя нравственного идеала в окружающей действительности, молодой человек начинает ориентироваться на то, что близко, ярко. Особенно это ясно видно в процессе воспитания подрастающего поколения.

Американский социолог Д. Бурстин проанализировал в работе «Имидж, или Что случилось с американской мечтой» последствия, к которым привело развитие массовой информации в США. Учёный считает, что сегодня герой исчезает из общественной жизни, он превращается в знаменитость, которая является антиподом героя. Если герой создавался с помощью фольклора, исторических текстов, святых переводов, то знаменитость — с помощью сплетен, общественного мнения, журналистов, газет, кино и телевидения.

О.А. Теряева. Воспитание молодёжи: образы героев, псевдогероев и антигероев

Люди, не осознавая фальшь, мистификацию, воспринимают таких псевдогероев в качестве положительных, не предполагающих морального осуждения. В качестве псевдогероев предстают «звёзды» шоу-бизнеса, эстрады, политики. Но познание личности псевдогероев затруднено, не всегда известно, насколько духовно богатыми и интересными могут быть эти люди, достойны ли они быть примером для подражания.

Искусственно созданный образ героической личности, или псевдогерой, претендует занять место позитивно-ценностного ориентира, но живёт по нормам асоциальной, деструктивной морали и объективно не соответствует нравственным критериям..

C термином «псевдогерой» часто коррелируют такие понятия, как «кумир», «идол». Слово кумир, активно использующееся в молодёжной среде, означает: 1) статую, изваяние языческого божества, идол; 2) тот, кто является предметом обожания, восторженного поклонения. В словаре приводится ряд выражений, употребляемых со словом «кумир»: возвести в кумиры, фетишизировать, поклоняться, молиться, боготворить, благоговеть. «Не сотвори себе кумира» — цитата из Библии; одна из заповедей Моисея — призыв иметь свободную совесть, самостоятельный и смелый ум — употребляется в значении: «не поклоняйся слепо кому-либо, как идолу». С цитатой из Библии «Дети, храните себя от идолов» связан и тот условный смысл, которым Ф. Бэкон обозначает различного рода предрассудки и иррациональные склонности, которые мешают истинному познанию.

На восприятие образов социальных героя в современном обществе оказывают влияние стереотипы и установки, мифы и предрассудки, часто опосредованные СМИ. Современная массовая культура строится на основе образов, ярко представленных в средствах массовой коммуникации, наиболее востребованных молодёжью.

Сегодня мы должны обратить внимание на крайне отрицательное воздействие современных средств массовой коммуникации, пропаганды и информации на психику ребёнка, подростка, молодёжи. Мощно развитый институт СМИ, пропагандируя образ антигероя как образца для подражания, демонстрирует всю совокупность критериев социальных рисков: культ жестокости, насилия, сексуальной распущенности, безнравственного гедонистического поведения, отрицание социальных запретов, отказ от нравственных установок, культивирование драйв-мышления.

Создаваемые СМИ образы способствуют формированию у молодого человека идеального образа «Я» посредством идентификации с образом кумира. В исследовании социально-психологических условий фанатизма в подростково-юношеском возрасте К.И. Тверезовского отмечается высо-

Искусственно созданный образ героической личности, или псевдогерой, претендует занять место позитивно-ценностного ориентира, но живёт по нормам асоциальной, деструктивной морали и объективно не соответствует нравственным критериям.

кая психологическая зависимость между наличием кумира и возникновением аддиктивного поведения в стадии взросления молодых людей. Согласно теории референтных групп [14] каждый человек ориентируется на определённую группу (или несколько групп), членом которой он может и не являться, но нормы, идеалы и ценности которой воспринимает в качестве образцов, эталонов собственного поведения. Для многих людей одной из таких референтных групп часто выступают их кумиры — популярные актёры, певцы, телеведущие, режиссёры, спортсмены и т.д. Естественно, что у многих молодых людей есть огромное желание не только познакомиться с ними, но и приблизиться к их «загадочному миру». Современный исследователь влияния музыкальных кумиров на восприятие подростков В.В. Белобрагин отмечает, что большое эмоционально-чувственное воздействие в плане самопознания и познания окружающего социального мира играют кумиры, которые в значительной мере определяют формы социального поведения подростков.

Исследователь современного экранного искусства С.И. Борисов рассматривает современное медиапространство с точки зрения воспитания на героических образах. Под термином «героический кинообраз» он понимает такой художественный образ, который обладает основными (внешними — физическими и внутренними — нравственными) положительными характеристиками в превосходной степени и отличается мерой и глубиной художественного обобщения, социальной ёмкостью. Так, анализ современных фильмов позволяет составить список наиболее распространённых качеств, которыми обладают герои:

• индивидуализм героя;

• силовое решение проблемы, использование насилия в борьбе за правое дело, лёгкость его применения;

• антипатриотическая направленность.

Тем самым современное визуальное искусство разрушает и подменяет образ истинного героя, а транслируемые образы псевдогероев и антигероев усваиваются молодёжью в качестве социально одобряемых.

Сегодня педагогическое сообщество единогласно в том, что средства массовой коммуникации (кино, радио, печать, телевидение, Интернет) — один из основных факторов социализации молодого поколения. Однако в исследованиях не вполне учитывается тот факт, что СМИ активно пропагандируют образы антигероя, кумира и псевдогероя.

Положительный образ героя — это оценочная характеристика, сформированная общественным сознанием, позитивно-ценностный ориентир. Он служит механизмом формирования идентичности: признавая ценность того или иного образа, мы делаем ценностный выбор. Ценности же зало-

Мощно развитый институт СМИ, пропагандируя образ антигероя как образца для подражания, демонстрирует всю совокупность критериев социальных рисков: культ жестокости, насилия, сексуальной распущенности, безнравственного гедонистического поведения, отрицание социальных запретов, отказ от нравственных установок, культивирование драйв-мышления.

О.А. Теряева. Воспитание молодёжи: образы героев, псевдогероев и антигероев

жены, как правило, в героическом прошлом и настоящем. Для возрождения национального самосознания, национальной гордости нужны подлинные герои, люди, делом послужившие славе России. Героическое прошлое и настоящее нашего Отечества богато выдающимися событиями и национальными героями, на примерах которых мы можем и должны воспитывать подрастающие поколения.

Теоретический анализ категорий герой и героическое, педагогические подходы к данной проблеме позволили обосновать систему классификации положительных образов героев.

На наш взгляд, целесообразно классифицировать положительные образы героев в педагогике по таким признакам: герой-воин; герой-подвижник; герой труда (научного, производственного, творческого); герои повседневной жизни (рис.1).

Положительные образы героев

-е-

Рис.1. Классификатор положительных образов современных героев

Герой-воин. Основным принципом воинского служения всегда являлось самопожертвование во имя потомков и своих ближних. Самопожертвование — долг воина, он охраняет, оберегает, защищает слабых, обездоленных от враждебных действий, вредного влияния.

Особенность русского воина-героя в том, что он всегда соотнесён с Родиной. Русский патриотизм — это защита Родины, служение народу, энтузиазм во имя идеи о высоком, нравственно должном. Русские герои-воины преимущественно воины-защитники: Илья Муромец, Евгений Коловрат, Александр Невский, Дмитрий Пожарский, Александр Суворов, Михаил Кутузов, адмирал Павел Нахимов, Александр Матросов, Александр Покрышкин и др.

Русский воинский подвиг связан с коллективизмом, герой воспитывается народным духом патриотизма, идеалом верности. Типичная для русских соборность, по мнению А.С. Хомякова, это «своеобразное единство в деле совместного отыскания пути к спасению». Русский философ Н.А. Бердяев писал: «Не случайно великие добродетели человеческого характера выковывались в войнах. С войнами связана выработка мужества, храбрости, самопожертвования, героизма, рыцарства. С войнами связа-

но героическое в истории. Я видел лица молодых людей, добровольцами шедших на войну. Они шли в ударные батальоны, почти на верную смерть. Я никогда не забуду их лиц. И я знаю, что война обращена не к низшим только, а и к высшим инстинктам человеческой природы, к инстинктам самопожертвования, любви к родине, она требует бесстрашного отношения к смерти».

Таким образом, героические идеалы военного времени способны консолидировать и воодушевить значительные массы людей при радикальных преобразованиях во всех сферах жизнедеятельности общества.

Герой-подвижник. Эта духовная сущность связана, прежде всего, с деятельностью русских святых, старцев и иноков, достойно и мужественно переносящих страдания, тяготы жизни. Герой-подвижник целиком отдаёт себя делу, преследует высокую цель, которую понимает как индивидуальный подвиг во имя Христа и народа. Черты подвижника: смирение, скромность, трудолюбие, умение незаметно и тихо, но твёрдо и неуклонно «нести свой крест». Как правило, подвижничество соединялось с монашеством, с аскезой, с отстранённостью от светской жизни, от собственности, от семьи.

Принципиальное значение для духовного развития личности в русской культуре имеет идеал православной жизни, воплощённый в образе Иисуса Христа и фрагментарно в образах русских святых, отшельников, старцев и юродивых. Среди православных святых особо почитаемы Николай Чудотворец, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Ксения Петер-буржская, Иоанн Кронштадский и др. Тем самым предопределены высшие ценности духовной жизни: смирение, страдание, социальное опрощение, заключающееся в исполнении простого физического труда. Таким образом, если воинский подвиг требует от своего героя решительности, мужества, силы, то подвиг духовный совершается в длительной работе над собой, которая приближает человека к идеалу.

Герой труда, включающий производственный, научный и творческий подвиг, связан с затратой душевных и физических сил, с огромной работой над собой, с отказом от жизненных благ во имя своей цели. Героическим трудом может считаться и многолетний упорный труд, требующий исключительных затрат сил и энергии, и сама жизнь человека, который преодолевая болезнь, отказавшись от материальных благ и признания, двигается к цели. Наиболее распространён трудовой героизм в творческой и научной сферах. Героями труда можно назвать Д. Менделеева, Н. Вавилова, Г. Уланову, С. Шойгу и др. Парадоксально, но данный тип героизма оказывается наименее почитаемым. Только в Советском Союзе тема трудового героизма была центральной в литературе и искусстве. Трудовые подвиги передовиков производства («стахановцев») стали эталоном трудового героизма.

Следует обратить внимание, что создание капитала требует и сил, и талантов, и трудового напряжения, но героической такую мобилизацию духовных и физических сил можно назвать только тогда, когда усилия не

О.А. Теряева. Воспитание молодёжи: образы героев, псевдогероев и антигероев

расходятся с нравственными принципами. Хрестоматийными примерами служит жизнь и деятельность А. Нобеля, Б. Гейтса, меценатов Третьяковых, С. Морозова и др.

Герои повседневной жизни. Герои — альтруисты, энтузиасты встречаются во всех сферах общественной жизни. Склонность к альтруистскому типу поведения у людей некоторых видов профессий и определённых психологических установок является питательной средой для реализации жизненной стратегии «подвига повседневности». Подвигом повседневности можно считать осуществление культурных практик, призванных воспитывать, поддерживать и передавать из поколения в поколение не только семейную, но и духовную, национальную традицию.

Альтруизм проявляется в ситуациях, когда человек рискует своей жизнью ради спасения других. Жизненные установки такой личности сопряжены с поиском нового, со склонностью к риску. Таких людей Л.Н. Гумилёв называл «пассионариями».

Нравственный принцип альтруизма предписывает бескорыстные действия, направленные на благо и удовлетворение интересов другого человека (людей). В пантеоне исторических героев-альтруистов много имён: Ф. Гааз, В. Чкалов и др.

Теоретический анализ категорий «герой», «антигерой», «псевдогерой (кумир)» позволил построить матрицу образов с учётом особенностей современного медиапространства (табл.1).

Таблица 1

Матрица образов героя, псевдогероя (кумира), антигероя

ГЕРОЙ ПСЕВДОГЕРОЙ (КУМИР) АНТИГЕРОЙ

Патриотизм Индивидуализм Маргинальность

Духовность Телесность Болезненность

Вне времени, на века Мода Фетиш

Святой Знаменитость Хамство

Смерть, трагизм «Стёб» Самоубийство

Идеал Тиражированность Отвержение нравственных установок

Самопожертвование Гедонизм Драйв-мышление

Подвиг Смоделированный подвиг Эпатаж

Альтруизм Позёрство Ирония

Бескорыстие Стремление к богатству Собственные интересы

Доброта Манипуляция Эгоизм

Скромность Амбициозность Цинизм

Социальная полезность Работа на публику Отрицание общественного блага

Героическое поведение Конформное поведение Девиантное поведение

Моральный ориентир Икона стиля Фанатизм

Организация воспитательного процесса в образовательном учреждении невозможна, если педагог не изучил идеалы, ценностные предпочтения учащихся, не определил, образы каких героев занимают доминирующее положение в индивидуальном сознании молодого человека. Поскольку начинать работу надо с выработки правильной стратегии и тактики воспитания, то возникает необходимость построения логической структуры для изучения идеалов и предпочтений учащихся. Полагаю, что для диагностики процесса выбора персонифицированных идеалов и предпочтений современным молодым человеком целесообразно использовать модель, основанную на одном из понятий логики — аксиологической или оценочной модальности. Ценностно-смысловой подход к классификации идеалов-образов позволяет спроецировать оценочные статусы в следующие группы: «хорошо», «позитивно ценно» — образ героя и героическое поведение; «(оценочно) безразлично» — образ кумира, псевдогероя; «плохо», «негативно ценно» — образ антигероя и безнравственная деятельность (рис. 2).

ГЕРОЙ героическое поведение

Выбор идеала и предпочтений

ПСЕВДОГЕРОЙ (кумир) почитание

АНТИГЕРОЙ подражание

Рис. 2. Классификатор выбора идеала и предпочтений современными молодыми людьми

0.А. Теряева. Воспитание молодёжи: образы героев, псевдогероев и антигероев

Таким образом, выбор образа положительного героя фиксирует позитивное отношение учащегося к субъективно понимаемым им общечеловеческим ценностям.

Выбор «псевдогероя» и «антигероя» как образца для подражания демонстрирует отказ от нравственных установок, культивирование драйв-мышления, что объективно не соответствует критериям духовности, нравственности и патриотизма.

Мы сознательно использовали полярные оценки многомерного окружающего мира, поскольку это позволило оценивать приверженность молодых людей к тем или иным идеалам и ценностям. Для этих целей считаем возможным руководствоваться логической антиномией, свободной от тенденциозных оценок СМИ, по бинарному принципу (да/нет; + / — ; соответствует/не соответствует; противоречит/не противоречит, герой/антигерой). В качестве классификатора мы предлагаем использовать алгоритмы и аксиологические шкалы, построенные на дихотомии герой-антигерой. Для оценки выбора образа героя/антигероя используются критерии, включающие идеалы-образы по отношению к нравственным понятиям:

1. Нравственные ценности, слагающиеся на основе реальных поступков, которые мы не просто оцениваем, но и одобряем как благие, хорошие. Образу героя соответствуют добро, бескорыстие, любовь к ближнему. Образу антигероя соответствуют отсутствие любви к ближнему, сознательное причинение страданий.

2. Нравственные чувства. Герой проявляет ответственность за людей близких и далёких, чувство долга; антигерой — безответственность.

3. Становление воли, самосовершенствование в направлении физического, психического и нравственного здоровья. Герой: физическая сила проявляется в стойкости, психологическое здоровье — в смелости; нравственное здоровье — в мужестве и чести. Антигерой: в физическом плане проявляет безрассудство и самолюбование; в психическом плане — инфантильность, жестокость, драйв-мышление, постоянное стремление к удовольствиям; в нравственном — отрицание социальных запретов, самодовольство.

4. Нравственное поведение. Герой проявляет стремление и готовность к поступку, самопожертвованию в действенной любви к Родине. Антигерой — отрицание Родины, космополитизм, гедонизм.

Таблица 2

©

Аксиологическая (ценностная) шкала образов современных героев и антигероев

Нравственные критерии оценки Идеал-образ по отношению к нравственным понятиям

Герой «соответствует» Антигерой «не соответствует»

1. Нравственные ценности 1. Добро, бескорыстная помощь ближнему 1. Отсутствие любви, сознательное причинение страданий

2. Милосердие, честность 2.Равнодушие к страданию других

2. Нравственные чувства 3. Ответственность за людей близких и далёких, совесть 3. Безответственность, бессовестность

4. Скромность, аскетизм 4. Бесстыдство, праздность

3. Становление воли, самосовершенствование 5. Физическая сила, проявляющаяся в стойкости. 5. Безрассудность, самолюбование.

6. Психологическое здоровье, смелость. 6. Инфантилизм, жестокость, драйв.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7.Нравственное здоровье, мужество, честь. 7. Отрицание социальных запретов, самодовольство

4. Нравственное поведение 8. Патриотизм 8. Отрицание Родины, космополитизм.

9. Стремление и готовность к поступку 9. Гедонизм

0

На основе аксиологической шкалы образов современных героев и антигероев мы имеем возможность диагностировать особенности духовного мира молодых людей, их ценности, установки, идеалы и предпочтения.

Для нивелирования негативных тенденций в системе медиапространст-ва, стимулирующих усвоение молодыми людьми асоциальных ценностных установок и поведенческих сценариев, мы предлагаем провести в рамках учебной и внеучебной деятельности серию совместных просмотров и обсуждений художественных и документальных фильмов, формирующих нравственные убеждения учащихся. Также полезно организовать клуб героического кино, кинолекторий, интерактивные тренинги, классные часы, на которых проанализировать героические (псевдогероические, антигероические) образы.

К примеру, в рамках классного часа «Кто твой герой?» можно провести исследование в ситуациях реального взаимодействия с учащимися.

О.А. Теряева. Воспитание молодёжи: образы героев, псевдогероев и антигероев

Шаг 1. Раздать карточки с именами киногероев и книжных персонажей, из числа которых участники выберут того, кто, по их мнению, достоин звания героя нашего времени. Респонденты могут назвать как вымышленных, так и настоящих героев, как российских, так и иностранных.

Шаг 2. Инструкция к выполнению задания: ознакомьтесь внимательно с перечнем имён. Отметьте на шкале, кого Вы считаете героем нашего времени.

Шаг 3. Подсчитайте баллы по шкале:

Каждый параметр оценивается по трёхбалльной шкале.

Ноль (0) баллов — данный параметр отсутствует или неприемлем.

Один (1) балл — параметр присутствует, но не вполне удовлетворяет требованию.

Два (2) балла — параметр вполне удовлетворительный. Перевод баллов в оценку:

©

КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ОЦЕНКА

12-14 Отлично

9-11 Хорошо

6-8 Удовлетворительно

менее 6 баллов Неудовлетворительно

0

№ Имена героев п/п Ноль (0) баллов Один (1) балл Два (2) балла Подсчитайте баллы

0 1 2

1. Batman 0 1 2

2. Superman 0 1 2

3. Александр Матросов 0 1 2

4. Александр Невский 0 1 2

5. Алексей Мересьев 0 1 2

6. Аршавин 0 1 2

7. Борман 0 1 2

8. Брат 0 1 2

9. Бумер 0 1 2

10. Валерий Чкалов 0 1 2

11. Виктор Цой 0 1 2

12. Володя Ермак 0 1 2

©

13. Ворошиловский стрелок 0 1 2

14. Гарри Поттер 0 1 2

15. Генерал Власов 0 1 2

16. Георгий Жуков 0 1 2

17. Глеб Жеглов 0 1 2

18. Глухарь 0 1 2

19. Джейкоб 0 1 2

20. Джеймс Дин 0 1 2

21. Дмитрий Донской 0 1 2

22. Дон Кихот 0 1 2

23. Драко Малфой 0 1 2

24. Евгений Родионов 0 1 2

25. Зина Портнова 0 1 2

26. Золушка 0 1 2

27. Зоя Космодемьянская 0 1 2

28. Иван Черных 0 1 2

29. Илья Муромец 0 1 2

30. Колчак 0 1 2

31. Красная Шапочка 0 1 2

32. Маленький принц 0 1 2

33. Масяня 0 1 2

34. Микки-Маус 0 1 2

35. Николай Островский 0 1 2

36. Николай Чудотворец 0 1 2

37. Робин Гуд 0 1 2

38. Саша Белый (к/ф Бригада) 0 1 2

39. Серафим Саровский 0 1 2

40. Сергий Радонежский 0 1 2

41. Сталин 0 1 2

42. Чапаев 0 1 2

43. Че Гевара 0 1 2

44. Штирлиц 0 1 2

45. Эдвард 0 1 2

46. Юрий Гагарин 0 1 2

47. Юрий Деточкин 0 1 2

48. Стаханов 0 1 2

49. Виктор Цой 0 1 2

50. Высоцкий 0 1 2

©

О.А. Теряева. Воспитание молодёжи: образы героев, псевдогероев и антигероев

Поклонение кумирам, подражание идеалам — закономерный этап в развитии личности и неотъемлемая часть молодёжной культуры. Поэтому в ходе классного часа «... Кумиры или типа того... Кто вам интересен как личность?» педагог ставит перед учащимися проблему:

«Не сотвори себе кумира» — так гласит одна из заповедей. Но если честно, наша жизнь подвержена влиянию других людей. В действительности, как мне кажется, у всех нас есть кумиры, или просто люди, которыми мы восхищаемся или просто интересуемся. Порой это знаменитые на весь мир личности, порой киногерои, на которых мы бы хотели быть похожи, порой мало кому известные люди (друзья, журналисты, блогеры, соседи и т.д.). Кем вы восхищаетесь? Или просто интересуетесь как личностью? Или кто вам близок по духу? Быть может это знаменитые люди, быть может, просто неизвестные люди, быть может, друзья (почему именно они)?»

Предполагается, что на классном часе ребята расскажут о людях, которые их интересуют. Их рассказы могут сопровождаться показом фотографий, слайдов (М. Прохоров, Ч. Хаматова, С. Королёв, Ю. Гагарин, Е. Родионов, С. Солнечников, лидеры рейтингов, Человек-паук, Джеки Чан, Павел Воля, Ксения Собчак и др.).

В мини-группах учащиеся проводят аксиологический анализ персонифицированных образов, используя классифиционный инструментарий (табл.2).

Итоговые рассуждения укладываются в следующую схему. У многих молодых людей есть огромное желание познакомиться с миром шоу-бизнеса, приблизиться к этому «загадочному миру». Но героем и лидером этого мира зачастую оказывается тот, кто громче всех кричит о себе. В качестве героев предстают «звёзды» шоу-бизнеса, эстрады, политики. Следовательно, нужно чётко различать понятия «герой», «кумир» и «антигерой».

Основная идея системы классификации образов героев заключается в объективном аксиологическом анализе того или иного героического образа на истинность или ложность. Аксиологические модальные характеристики позволяют логично и компактно интерпретировать образы героев с точки зрения ценностно-смыслового подхода. Мы полагаем, что благодаря применению рационального анализа поведения образов современных героев в практике образовательных учреждений появится возможность формировать развивающуюся личность на основе принятия образа настоящего героя, фиксировать его отличие от «псевдогероев» СМИ. И тем самым уменьшить степень стихийного воздействия СМИ на молодёжь. Использование примеров положительного опыта героя, которому «хочется подражать до мелочей», показ сильного, мужественного, духовно богатого, честного человека, нередко ценою собственной жизни и с риском потерять здоровье, добросовестно выполняющего свой долг, может стать смыслообразующим вектором в формировании личности.

Литература

1. Плахов В.Д. Герои и героизм. Опыт современного осмысления вековой проблемы: Монография /В.Д. Плахов. СПб.: КАРО, 2008.

2. Суравнёва И.М. Концепты «герой» и «супермен»: социальное опознание и отношение / И.М. Суравнёва // Вестник МГОУ. Серия «Философские науки», № 2(23), 2006. С. 123-132.

3. Сапронов П.А. Феномен героизма / П.А. Сапронов. 2-е изд., исправл. и доп. СПб., 2005.

4. Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. СПб.: «Лань», 1999.

5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.: Русский язык, 1978-1980.

6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. // URL: http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Ozhegov-term-19247.htm (дата обращения: 26.07.2010).

7. Шестаков В.П. Мифология XX века: Критика теории и практики буржуазной «массовой культуры». М., 1988.

8. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный /Т.Ф. Ефремова. М.: Русский язык, 2000.

9. Тверезовски К.И. Социально-психологические условия возникновения музыкального фанатизма в подростково-юношеском возрасте: автореф. дис.... канд. психолог. наук: 19.00.05 / К.И. Тверезовский. М.:Моск. гос. психол.-пед. ун-т,2009.

10. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2001.

11. Белобрагин В.В. Половозрастные различия восприятия подростками имиджа музыкальных кумиров: автореф. дис.. канд. психолог. наук / В.В. Белобрагин. М., 2005.

12. Борисов, С.И. Героический образ в жанрах «боевик» и «фильм-комикс»

в начале XXI века в кинематографиях США и России: автореф. дисс... канд. искус: М., 2010.

13. Евгеньева Т.В. Политико-психологические аспекты проблемы национально-государственной идентичности россиян // Политическая психология, культура и коммуникация / Шестопал Е.Б. (отв. ред.) и др. М., 2008.

14. Савельев А.Н. Герои и псевдогерои с философской точки зрения [Электронный ресурс]. URL: http://www.zlev.ru/19_6.htm (дата обращения: 17.06.2012).

15. Хомяков А.С. Церковь одна. М.: Искусство, 1981.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Бердяев Н.А. Судьба России. Кризис искусства.М., 2004.

17. Козлова А.Г. Проблемы воспитания молодого поколения в эпоху информационного общества / А.Г. Козлова, А.С. Роботова. СПб.: АСТЕРИОН, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.