Научная статья на тему 'Герои, антигерои современной российской молодежи'

Герои, антигерои современной российской молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
30
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодежь / студенты / идентичность / солидарность / протестность / университеты / Россия / исторические персоналии / герои и антигерои / youth / students / identity / solidarity / protest / Russia / historical figures / heroes and antiheroesyouth / students / identity / solidarity / protest / Russia / historical figures / heroes and antiheroes

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Марина Васильевна Артамонова, Марианна Евгеньевна Соколова

В статье рассматривается вопрос трансформации формирования групповой идентич-ности в молодежной среде. Герои времени выступают как символические ценностно-поведенческие ком-плексы, являются частью концептуального аппарата для анализа изменения отношения к историческим персоналиям, исторической памяти как основе солидарности. Современное состояние характеризуется тен-денциями изменений ценностных установок у российских студентов, что неизбежно влияет на обществен-ную солидарность. Теоретический аппарат строится на обращении к классикам социологии (Э. Дюркгейму, Р. Мертону), рассматривается понятие аномии применительно к текущему периоду. Формулируется гипо-теза причин состояния разобщенности на базе разрушения механизма обратной связи в традиционных спо-собах формирования общественной солидарности. В культурных формах поведения человек опирается на вечные истины, сформулированные в виде моральных императивов, запечатленных в традиционных фор-мах (песнях, сказках и др.) и институциональных практиках передачи смыслов и образцов поведения (вос-питании, образовании), современное медиапространство формирует идентичность на иных основаниях. Ге-рои и антигерои выступают сегодня триггерами фрагментизации молодежи, российского общества. В статье приводятся результаты пилотного опроса университетской молодежи 2022 г., характеризующие отношение к персоналиям отечественной истории (представителям власти). Полученные результаты сравниваются с вторичными данными опросов 2023 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Heroes, Antiheroes of Modern Russian Youth

The article examines the issue of the formation of group identity among young people. Heroes of the time act as symbolic value-behavioral complexes, they are part of the conceptual apparatus for analyzing changes in attitudes towards historical personalities, historical memory as the basis of solidarity. The current state is characterized by trends of changes in value attitudes among Russian students, which inevitably affects social solidarity. The theo-retical apparatus is based on an appeal to the classics of sociology (E. Durkheim), the concept of anomie is considered in relation to the current period. A hypothesis of the causes of the state of disunity is formulated based on the destruc-tion of the feedback mechanism in traditional methods of forming social solidarity. In his cultural forms of behavior, a person relies on eternal truths, formulated in the form of moral imperatives, captured in traditional forms (songs, fairy tales) and institutional practices of conveying meanings and patterns of behavior (upbringing, education). Heroes and anti-heroes act as triggers for the fragmentation of youth and Russian society. The article presents the results of a 2022 pilot survey of university youth, characterizing attitudes towards personalities of Russian history (authorities). The results obtained are compared with secondary data from 2023 surveys.

Текст научной работы на тему «Герои, антигерои современной российской молодежи»

Научная статья УДК 316.45-053.81

https://doi.org/10.24158/spp.2023.11.1

Герои, антигерои современной российской молодежи

Марина Васильевна Артамонова1, Марианна Евгеньевна Соколова2

''Высшая школа экономики, Москва, Россия, mvartamonova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1578-4077

1Московский государственный технический университет гражданской авиации, Москва, Россия 2Институт США и Канады имени академика Г.А. Арбатова РАН, Москва, Россия, mariamva@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-4899-9058

Аннотация. В статье рассматривается вопрос трансформации формирования групповой идентичности в молодежной среде. Герои времени выступают как символические ценностно-поведенческие комплексы, являются частью концептуального аппарата для анализа изменения отношения к историческим персоналиям, исторической памяти как основе солидарности. Современное состояние характеризуется тенденциями изменений ценностных установок у российских студентов, что неизбежно влияет на общественную солидарность. Теоретический аппарат строится на обращении к классикам социологии (Э. Дюркгейму, Р. Мертону), рассматривается понятие аномии применительно к текущему периоду. Формулируется гипотеза причин состояния разобщенности на базе разрушения механизма обратной связи в традиционных способах формирования общественной солидарности. В культурных формах поведения человек опирается на вечные истины, сформулированные в виде моральных императивов, запечатленных в традиционных формах (песнях, сказках и др.) и институциональных практиках передачи смыслов и образцов поведения (воспитании, образовании), современное медиапространство формирует идентичность на иных основаниях. Герои и антигерои выступают сегодня триггерами фрагментизации молодежи, российского общества. В статье приводятся результаты пилотного опроса университетской молодежи 2022 г., характеризующие отношение к персоналиям отечественной истории (представителям власти). Полученные результаты сравниваются с вторичными данными опросов 2023 г.

Ключевые слова: молодежь, студенты, идентичность, солидарность, протестность, университеты, Россия, исторические персоналии, герои и антигерои Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Артамонова М.В., Соколова М.Е. Герои, антигерои современной российской молодежи // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 11. С. 17-22. https://doi.org/10.24158/spp.2023.11.1.

Original article

Heroes, Antiheroes of Modern Russian Youth

Marina V. Artamonova1, Marianna E. Sokolova2

1Higher School of Economics, Moscow, Russia,

mvartamonova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1578-4077

1Moscow State Technical University of Civil Aviation (MSTUCA), Moscow, Russia

2Institute for the U.S. and Canadian Studies of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia,

mariamva@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-4899-9058

Abstract. The article examines the issue of the formation of group identity among young people. Heroes of the time act as symbolic value-behavioral complexes, they are part of the conceptual apparatus for analyzing changes in attitudes towards historical personalities, historical memory as the basis of solidarity. The current state is characterized by trends of changes in value attitudes among Russian students, which inevitably affects social solidarity. The theoretical apparatus is based on an appeal to the classics of sociology (E. Durkheim), the concept of anomie is considered in relation to the current period. A hypothesis of the causes of the state of disunity is formulated based on the destruction of the feedback mechanism in traditional methods of forming social solidarity. In his cultural forms of behavior, a person relies on eternal truths, formulated in the form of moral imperatives, captured in traditional forms (songs, fairy tales) and institutional practices of conveying meanings and patterns of behavior (upbringing, education). Heroes and anti-heroes act as triggers for the fragmentation of youth and Russian society. The article presents the results of a 2022 pilot survey of university youth, characterizing attitudes towards personalities of Russian history (authorities). The results obtained are compared with secondary data from 2023 surveys.

Keywords: youth, students, identity, solidarity, protest, Russia, historical figures, heroes and antiheroes

© Артамонова М.В., Соколова М.Е., 2023

Funding: Independent work.

For citation: Artamonova, M.V. & Sokolova, M.E. (2023) Heroes, Antiheroes of Modern Russian Youth. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (11), 17-22. Available from: doi:10.24158/spp.2023.11.1 (In Russian).

В последнее время понятие идентичности становится актуальной темой исследований в гуманитарных и социальных науках. В социологии идентичность и солидарность часто рассматриваются как взаимосвязанные феномены: солидарность возникает между индивидами, обладающими схожими ценностными установками, целями деятельности, способами достижения целей, условиями социализации; при этом солидарные действия требуют адаптации личности, культивирования черт общности (социальной группы) через изменение соотношения «я» и «мы», индивидуального и общественного. В процессе адаптации меняются индивидуум и связанные с ним солидарности (общности). В работе «Общество индивидов» Н. Элиас указывает на то, что соотношение я-идентичности и мы-идентичности у отдельного человека не задано раз и навсегда, а подвержено совершенно специфическим превращениям (2001: 12-13). Взаимозависимая связь индивида и социальной среды отражается на обеих сторонах. Первичная солидарность возникает на основе этноса - естественная форма обретения общих корней, истории в процессе формирования устойчивого этнического сообщества. Согласно классическим представлениям (Дюркгейм, 1991: 344), разделение труда способствует производству солидарности, нацелено на укрепление социальных связей между индивидами. То, что мы называем гражданской солидарностью, является искусственным образованием и формируется в процессе социализации социальными институтами, государственными учреждениями.

На современном этапе с помощью медиапосредников - СМИ, социальных сетей, метавсе-ленных - формируются искусственные социальные группы, виртуальные «воображаемые общности», принимающие порой парадоксальные, фантастические формы. Сейчас именно здесь, в виртуальном коммуникационном пространстве, с максимальным эффектом работают социальные технологии формирования общегражданской солидарности, конструируются «правильные» биографии исторических деятелей, создаются единые мифы исторических национальных событий, формируются образ мира (мировоззрение), образы героев, антигероев и государственная версия истории. Таким образом, в медиапространстве осуществляются пропагандистская работа, производство и укрепление солидарности.

Однако ослабление целенаправленной деятельности по поддержанию ценностных устойчивых ориентиров приводит к обратному: появлению множественности солидарностей, случайных групп, трансформации ценностей, разрушению целостности картины мира - общественной дезориентации, затем к дезинтеграции, т. е. к возникновению тенденций аномии. Это явление, выделенное впервые французским социологом Э. Дюркгеймом в труде «Самоубийство: социологический этюд», связывается с экономическими факторами, аномия представляется как «общественная дезорганизация», в результате которой теряется перманентная, стабильная основа существующих ценностей (1994: 238).

Явление аномии как дисфункцию общественных институтов исследовал и Р. Мертон. На современном этапе аномия, представляющая собой «распад в культурной структуре, происходящий в особенности тогда, когда существует острое расхождение между культурными нормами и целями и социально структурированными возможностями» (Мертон, 2006: 284), становится все более явной в молодежной среде.

Можно ли искусственно создать предпосылки для возникновения аномии? После развала СССР в течение нескольких десятилетий разоблачающая информация об известных исторических персоналиях воспринималась как проявление свободы слова и новый взгляд на историю. В то же время это порождало плюрализм мнений и, как следствие, разрушение прежней - идеологической, мировоззренческой - основы солидарности общества. Представления о героях, героизме и антигероях под натиском этих информационных потоков и их манипуляционного влияния оказались поколебленными. Герои и антигерои, которые выступают триггерами фрагменти-зации молодежи российского общества, превратились в собственные зеркальные отражения.

Герои. Представления о героизме, его ценностях и героях времени - это символические ценностно-поведенческие комплексы, свойственные той или иной эпохе, которые в наглядной убедительной форме, с большой вовлекающей силой воздействуют на поведение и ценности молодежи, во многом определяют ее жизненные идеалы и ценности. В образе героя запечатлены ролевые модели идеального социально одобряемого поведения. В образах героев времени отражены актуальные для современников именно на этот момент ролевые поведенческие модели.

Например, для советской молодежи всеми возможными общественными механизмами -системой образования, пионерской и комсомольской организациями, средствами массовой информации, органами агитации и пропаганды, искусством (литературой, живописью) - был создан обширный пантеон героев революции, военных времен и труда (герои первых пятилеток и труда). В эту символическо-знаковую систему гражданин вовлекался еще в раннем детстве, и дальше

образы героев времени становились неотъемлемой частью его сознания и ценностно-символических представлений.

В истории формирования этого отечественного геройского пантеона было два ниспровер-гательских периода - этап оттепели, когда после XX съезда партии и возвращения репрессированных из лагерей наступил период сомнений в коммунистическую «веру». Еще более серьезные потрясения он пережил в 1990-е гг., когда хлынул массовый поток публикаций-разоблачений.

На этом фоне, по мнению многих исследователей, современной российской молодежи в целом не свойствен пафосный героизм: «Образы героев молодежи не предполагают в большинстве случаев достижения неких сверхцелей за счет приложения серьезных усилий или жертв. Герои молодого поколения способны вести комфортный образ жизни, находясь вне поля стрес-согенных факторов, к которым относятся навязываемые обществом представления о долге» (Белов и др., 2023: 14). Налицо множественность ценностных кластеров, пересекающихся или даже не совпадающих между собой. Безусловно лишь их отличие от образов героев предшествующих поколений (Белов и др., 2023: 14). В этом контексте в последние годы привлекательными для молодежи являлись образы блогеров, сумевших добиться успеха, соединить коммерческий успех и любимое занятие. При этом вопрос о степени компетентности и профессионализме этих героев даже не стоял, героями времени они становились уже в силу причастности к блогерскому образу жизни. Наверное, бесполезно было бы пытаться узнать их отношение к трудовым подвигам героев первых пятилеток или героев-пионеров (например, Павлика Морозова, как известно, предавшего собственного отца), в силу того что понять его мотивацию им нелегко - ведь ценностный фон жизни слишком сильно изменился. Также усилиями медиапосредников, которые играют манипулятивную роль, формируются и образы героев новейшего времени как часть идентичности нации, изучение которых также требует интенсивной исследовательской работы. С помощью применения коммуникативных технологий и контроля над средствами массовой информации осуществляется искусственное формирование гражданской солидарности.

Возникновение современного интернет-пространства виртуального мира - двойника привело к социальным трансформациям, которые объяснимы логикой постмодерна и которые, в частности, С.А. Кравченко вслед за И. Пригожиным назвал «концом нормативной определенности» (Кравченко, 2014: 3). Явление, названное им «нормальной аномией», более чем другие концепты подходит для объяснения выявленных фактов трансформаций ценностных изменений в студенческой среде, смены восприятия героев и антигероев: мифических нарративов, религиозных представлений традиционного общества.

Антигерои. По отношению к антигероям - образам-антиподам идеальных ценностно-поведенческих моделей - встает вопрос: были ли они вообще у этой молодежи до недавних времен?

В настоящий момент в средствах массовой информации активно формируется образ уехавших из России сограждан как современных антигероев, однако, как представляется, пока слухи об утверждении этой идеи в молодежной среде преувеличены. Нам не приходилось видеть публикаций, подтверждающих факт массового осуждения современной эмиграции, напротив, согласно данным ВЦИОМ: «Эмиграцию поддерживает каждый десятый опрошенный (11% для детей, внуков и 8% для себя). В 2023 г. по сравнению с 1993 г. одобрение эмиграции как для детей и внуков, так и для себя высказывали реже (-5 и -7 п. п. соответственно)»1.

По данным, полученным ВЦИОМ в марте текущего года, больше всего россиян, позитивно относящихся к эмиграции детей и внуков, наблюдается в возрастной группе 18-24-летних (30 %); в группе старшего возраста, после 60 лет, к эмиграции положительно относятся 3 %.

Как установили исследователи, на эмиграционные настроения россиян влияет сочетание нескольких факторов, %:

1) проживание в городах-миллионниках - 19;

2) плохое материальное положение - 22;

3) наличие высшего или незаконченного высшего образования - 14;

4) активность присутствия в Интернете - 22.

В рамках ответа на вопрос о том, насколько связаны эмиграционные настроения с началом СВО, директор ВЦИОМ В. Федоров обозначил различные причины эмиграции: паника как реакция на событие; страх попасть под мобилизацию; введение ряда «небезопасных» законов, ограничивающих свободу оппозиционной деятельности в России; необходимость переезда вслед за работодателем - работа на иностранную компанию2.

1 Эмиграционные настроения: мониторинг [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. 2023. 1 марта. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ehmigracionnye-nastroenija-monitoring-2 (дата обращения: 06.10.2023).

2 Глава ВЦИОМ разделил покинувших Россию после начала СВО на три группы [Электронный ресурс] // Говорит Москва : сетевое издание. 2023. 18 июля. URL: https://govoritmoskva.ru/news/372253/ (дата обращения: 06.10.2023).

Таким образом, даже официальные данные указывают на то, что молодых людей, эмигрировавших из РФ, рано записывать в современные антигерои. Желание новых эмоций, впечатлений во многом определяет эмиграционные намерения молодежи. Опросы ВЦИОМ подтверждают факт, что учиться и работать за рубежом по-прежнему престижно и модно.

Есть и еще один аспект в понимании образа антигероя - исторический, т. е. отношение к неоднозначным фигурам в российской истории, оценки которых менялись в последние десятилетия. Это, например, такие личности, как Я.М. Свердлов и Ф.Э. Дзержинский (Артамонова и др., 2023: 36).

Представители власти - герои или антигерои: насколько незыблемо сформированы образы? Типовые клише-символы разоблачены и развенчаны: из чеканного профиля на монете или плакате герои-символы революции/служения/красоты благодаря фейкам и/или биографическим деталям превращаются в людей, зависимых от обстоятельств, низких, корыстных и т. д. Мотивация их поступков зачастую полностью лишена жертвенности и героизма в глазах современной молодежи.

Последние исследования показывают интересные аспекты отношения к историческим личностям. По результатам всероссийского опроса «Отношение к политическим лидерам прошлого», организованного 8-14 августа 2023 г. исследовательской компанией Russian Field совместно с Агентством политических и экономических коммуникаций (АПЭК): Петр I - наиболее популярный политический лидер среди россиян, о положительном отношении к императору сообщили 82 %1. Отрицательное отношение проявляется в первую очередь к Б.Н. Ельцину (63 % негативных оценок) и М.С. Горбачеву (64 %).

Об И.В. Сталине положительно отзываются 65 % опрошенных. Его одобряют преимущественно мужчины, респонденты старше 60 лет, респонденты с семейными доходами до 80 тыс. р. в месяц и без высшего образования. При этом отрицательное отношение к И.В. Сталину чаще встречается среди участников опроса с высокими доходами и высшим образованием. Исследователи связали отношение к представителям власти с возрастом и уровнем дохода2.

Наше пилотное исследование, идея которого была лишь частично реализована (Артамонова и др., 2023: 32), проводилось в 2022 г. среди студенческой молодежи московских университетов (возрастная группа 17-22 лет). Здесь представлены результаты онлайн-опроса об отношении к историческим представителям государственной власти среди студентов 26 специальностей и направлений крупного московского университета, бакалавров и магистров, участников общеуниверситетского курса, который могут посещать по выбору студенты всех образовательных программ университета. В опросе приняли участие 139 человек. Наше исследование направлено на определение характеристик идентичности студентов вузов, рожденных в 2000-х гг., через проявленное отношение к историческим личностям3.

Отношение к историческим представителям власти отражено на рисунке 1. По данным 2022 г. среди опрошенных студентов положительное отношение к И.В. Сталину проявили только 33 %, отрицательное - 45, 22 % относятся нейтрально. Нет исторических клишированных образов/символов, все двойственно. Неоспоримо лидерство Петра I: 76 % положительных ответов среди молодежи, что соотносится с результатом общероссийского опроса.

Соответствуют нашим результатам и показатели опроса АПЭК в отношении Ивана Грозного, Александра I. Они оказались наименее известными персонами в списке: 53 и 38 % опрошенных затруднились дать оценку этим политическим деятелям.

Рисунок 1 демонстрирует, что среди представленных императоров и руководителей страны нет явных героев и антигероев. Однако, если мы проанализируем показатели нейтральных ответов, то просматривается определенная «ригидность», респонденты эмоционально сдержанны в ответах. Объяснение этому, как представляется, кроется в недостатке знаний, результаты подтверждают сегментированность как самих групп молодежи, так и источников получения информации. Каждая социальная группа живет в своем информационном локальном пространстве - пузыре и «переваривает» таргетированный контент, не подозревая о соседях по виртуальной площадке. Соответственно, и представления об образах героев и антигероев времени, их ценностно - ролевом наполнении и наборе черт у различных кластеров российской молодежи могут не совпадать, особенно это касается антигероев. В то же время, как уже говорилось ранее, есть и объединяющие доминанты - такие, например, как притягательность образа блогера. Так же и отношение к историческим фигурам волатильно в силу выявленной у молодого поколения индифферентности по отношению к ним.

1 Russian Field провела по заказу АПЭК опрос об отношении к политическим лидерам прошлого [Электронный ресурс] // АПЭК. 2023. 21 авг. URL: http://www.apecom.ru/news/?ELEMENT_ID=8791 (дата обращения: 06.10.2023).

2 Там же.

3 Цель исследования 2019-2023 гг. - выявить отношение студенческой молодежи к известным, упомянутым в школьных учебниках персоналиям отечественной истории, в частности к бунтовщикам, революционерам, блюстителям государственного порядка и представителям высшей государственной власти (царям, генсекам). Более подробно о результатах исследовании см.: Артамонова, 2022; Артамонова и др., 2023.

Группа представителей власти

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

I. Il

Il il ik in hl

Петр I Иван Грозный Александр I Николай I Николай II В.И. Ленин И.В. Сталин ■ положительное отношение ■ нейтральное отношение "негативное отношение а кто это?

Рисунок 1 - Отношение к историческим персоналиям России (группа представителей власти) Figure 1 - Attitudes towards Historical Personalities of Russia (Group of Authorities)

Не претендуя на неоспоримые выводы, можно констатировать, что выявленные факты изменений отношения студенческой молодежи к историческому прошлому и, главное, обращение к историческому прошлому как ценностному основанию формирования общероссийской идентичности (идентичности нации) и гражданской солидарности в обществе «нормальной аномии» малоэффективны: «После достижения социумом некого порога сложности нельзя вернуться к долгоживущим референтам, которые обеспечивают стабильный порядок традиционного типа» (Кравченко, 2014: 5-6).

Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что на фоне того манипулятивного воздействия, которому подвергается солидарность, гораздо сложнее, как отмечают исследователи (Дзякович, Рязанов, 2017: 61), успешно конструировать идентичность с помощью социальных технологий в силу того, что она имеет более глубинный и устойчивый культурно-исторический характер, включая в себя глубокие личностные пласты личности, ценностного начала в человеке.

Поэтому в заключение необходимо отметить, что возможны различные сценарии сосуществования этих двух уровней: в диапазоне от «двойного существования» до серьезных сдвигов и травм на уровне коллективного бессознательного народа, вызванных жестким информационным прессингом и манипулированием.

Список источников:

Артамонова М.В. Отношение студентов к персоналиям российской истории // Социология в постглобальном мире : материалы всерос. науч. конф. / отв. ред.: Н.Г. Скворцов, Ю.В. Асочаков. СПб., 2022. С. 672-674.

Артамонова М.В., Соколова М.Е., Седова Н.С. Влияние фактора прошлого на формирование идентичности российской молодежи // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 8. С. 32-40. https://doi.Org/10.24158/spp.2023.8.3.

Белов С.И., Вантеевский М.М., Ярошева Д.В. Представления о «героях времени» в сознании российской молодежи: базовые гипотезы и особенности социальной ситуации в современной России // Россия и современный мир. 2023. № 1. С. 6-18. https://doi.org/10.31249/rsm/2023.01.01.

Дзякович Е.В., Рязанов А.В. Идентичность и солидарность в контексте конструктивистского анализа // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 5 (79). С. 54-61.

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / изд. подгот. А.Б. Гофман. М., 1991. 572 с.

Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд. М., 1994. 399 с.

Кравченко С.А. «Нормальная аномия»: контуры концепции // Социологические исследования. 2014. № 8. С. 3-10.

Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М., 2006. 873 с.

Элиас Н. Общество индивидов : пер. с нем. М., 2001. 331 с.

References:

Artamonova, M.V. (2022) Attitude of students to the personalities of Russian history. In: Skvortsov, N.G. & Asochakov, Yu.V. (eds.) Sociology in the post-global world: Proceedings of the All-Russian scientific conference. Saint Petersburg, Skifia-Print, 672674. (In Russian)

Artamonova, M.V., Sokolova, M.E. & Sedova, N.S. (2023) Influence of the factor of the past on the formation of the identity of the Russian youth. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (8), 32-39. Available from: doi:10.24158/spp.2023.8.3. (In Russian)

Belov, S.I., Vanteevsky, M.M. & Yarosheva, D.V. (2023) Perceptions of "heroes of the time" in the minds of Russian youth: Basic hypotheses and features of the social situation in modern Russia. Russia and the Contemporary World. (1), 6-18. Available from: doi:10.31249/rsm/2023.01.01. (In Russian)

Durkheim, E. (1994) Suicide. A study in sociology. Moscow, Mysl. (In Russian)

Durkheim, E. Division of labor in society. Method of sociology. Moscow, Nauka, 1991. 572 p. (In Russian) Dzyakovich, E.V. & Ryazanov, A.V. (2017) Identity and solidarity within the context of constructivist analysis. Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts. (5), 54-61. (In Russian) Elias, N. (2001) Society of Individuals. Moscow, Praxis. (In Russian)

Kravchenko, S.A. (2014) "Normal anomie": Contours of the concept. Sotsiologicheskie Issledovaniya. (8), 3-10. (In Russian) Merton, R. (2006) Social theory and social structure. Moscow, AST; Khranitel'. (In Russian)

Информация об авторах М.В. Артамонова - кандидат социологических наук, аналитик Центра развития социологического образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»; доцент кафедры гуманитарных и социально-политических наук (ГСПН) Московского государственного технического университета гражданской авиации (МГТУГА), Москва, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=501430

М.Е. Соколова - кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института США и Канады имени академика Г.А. Арбатова РАН, Москва, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=99353

Вклад авторов:

М.В. Артамонова - идея, концепция исследования, теоретико-методологический аппарат, исходный текст.

М.Е. Соколова - дополнение текста новыми фрагментами, участие в обсуждении идеи статьи, научное редактирование, доработка и сокращение статьи.

Конфликт интересов:

авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors M.V. Artamonova - PhD in Sociology, Analyst of the Center for the Development of Sociological Education, National Research University - Higher School of Economics (HSE University); Associate Professor, Department of Humanities and Socio-Political Sciences, Moscow State Technical University of Civil Aviation (MSTUCA), Moscow, Russia.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=501430

M.E. Sokolova - PhD in Philosophy, Senior Researcher, Institute for the U.S. and Canadian Studies of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=99353

Contribution of the authors: M.V. Artamonova - idea, research concept, theoretical and methodological apparatus, source text. M.E. Sokolova - supplementing the text with new fragments, participation in the discussion of the idea of the article, scientific editing, revision and shortening of the text.

Conflicts of interests:

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 10.10.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 07.11.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 28.11.2023.

Авторами окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.