HERMENEUTIC METHOD OF F. SCHLEIERMACHER IN THE CONTEXT OF UNDERSTANDING WORKS OF ART FOR TEENAGE ACTORS
Gruzdev Mikhail Alexandrovich, Postgraduate student, Institute of Contemporary Art, Moscow The article discusses the trends and features of working with the younger generation. In the modem world, opportunities for young actors in the field oj drama are scarce, and the study of theatrical productions with teenagers from the point of view ofaesthetics, art and children's creativity receives insufficient attention. There are significant changes in the preferences and interests of teenage readers and listeners, which is a natural trend. Their creative approach to working with text and in formation goes beyond traditional methods, striving for a simpler way of understanding the text. However, Amplification does not always lead to the right conclusions. In this case, it means not only reading the text, but also a conscious understanding oj it in order to transmit it on stage when staging a play based on a work or play. A young actor needs to be provided with an organized and methodical basis for analyzing the text. In this case, you can turn to approved methods of work, such as hermeneutics, widely known in philosophy.
Keywords: hermeneutical circle; hermeneutics; performance staging; text interpretation; aesthetics and art; children's (adolescent) creativity; Friedrich Schleiermacher method,
EDN: RQLGYN; DOI: 10.24933/2305-8757.3033-15.11
Цитировать: Груздев М.Л. Герменевтический метод Ф. Шлейерййхера в контексте понимания художественных произведений для актеров-подростков /7 KANT: Social science & Humanities. - 2023. - №3(15). -С. 96-101. ЕШ RQLGYN. DOI; 10.24923/2305-8757.2023-15.11
УДК 792.03 ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ МЕТОД
ВАК 5.10.3 (Театральное Ф. ШЛЕЙЕРМАХЕРА Б КОНТЕКСТЕ
искусство) ПОНИМАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ
ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ АКТЕРОВ-ПОДРОСТКОВ
© Груздев Мл., 2023 в статье рассматриваются тенденции и особенности работы с подрас-
тающим поколением. В современном мире скудны возможности для юных актеров в области драматургии, и изучение театральных постановок с подростками с точки зрения эстетики, искусства и детского творчества получает недостаточное внимание. Наблюдается значительные изменения в предпочтениях и интересах подростковых читателей и слушателей, что является естественной тенденцией. Их творческий подход к ра-ботёсМежтбми информацией выходшп за рамки традиционных методов, стремясь к более простому аюсобу понимания текста. Однако упрощение не всегда приводит к правильным выводам. В данном случае подразумевается не только чтение текста, но и осознанное понимание его с целью передачи на сцене при постановке спектакля по произведению или пьесе. Молодому актеру требуется предоставить организованную и методическую основу длй ан&аиза текста. В этом случае можно обратиться к утвержденным методам ¡заботы, таким как герменевтика, широко известная в философии.
Ключевые слова: герменевтический круг; герменевтика; постановка спектакля; интерпретация текста; эстетика и искусство; детское (подростковое) творчество; метод Фридриха Шлейермахера.
ГРУЗДЕВ Михаил Александрович,
аспирант, Институт современного искусства, Москва
Б современном мире драматургии для юного исполнителя мало, а изучение постановки спектакля с подростками с точки зрения эстетики, искусства и детского творчества исследованы в недостаточном объеме. Значительно меняется облик читателей и слушателей подросткового возраста, что является закономерной тенденцией. Их навыки и умения, привычки и способы работы с текстом и информацией отходят от традиционных форм
в поисках более упрощенного варианта понимания текста и, как правило, упрощение не всегда приводит к верным выводам. В данном случае мы подразумеваем не просто прочтение текста, а осознанно© понимание текста для того, чтобы его можно было перенести через образ на сценическую площадку при постановке и реализации спектакля но произведению, пьесе. Молодому актеру необходимо дать структурный, методический "скелет" при анализе текста. И здесь нам на помощь приходят проверен ные способы работы, а именно известному в философии понятию "герменевтика".
Одним из определений науки "герменевтика" считается: наука, предметом которой является исследование и толкование древних текстов.
Основы герменевтики как общей теории понимания были заложены Фридрихом Даниэлем Эрнестом Шлейермахером (1769-1834}. Родился в Бреслау, отец и дедушки были пасторами. Окончил Галльский университет. Шлейермахера еще при жизни стали называть "богословом романтизма". Последние тридцать лет жизни Фридрих Шлейермахер был не только активным церковным деятелем, проповедником, ной профессором Берлинского и Галльского университетов. В эпоху военных событий периода правления Наполеона. Шлейермахер -идейный вдохновитель национального возрождения немцев. Фридрих Шлейермахер, хотя и был глубоко верующим человеком, воспитанным в церковной среде, одновременно являлся страстным противником ограниченности и нетерпимости ортодоксального подхода. Он открыто выражал свою поддержку рационалистическим идеям Б. Спинозы и концепциям И. Канта. В своих философских размышлениях Шлейермахер обсуждал основы философского обоснования, включая анализ принципов Б. Спинозы, которые можно найти в его работе "Диалектика".
Мы сосредоточимся на основных герменевтических идеях метода Фридриха Шлей-
ермахера, необходимых для постановки спектакл я, исполняемого детьми-подростками (13-18 лет).
Мы ограничимся основными герменевтическими концепциями, связанными с анализом текстов Шлейермахера и их толкованием при создании спектакля, не затрагивая все аспекты его философской теории.
Шлейермахер рассматривал герменевтику как искусство и определял ее границы как "творческое начало", требующее применения практических методов для описания конкретных процессов (описание конкретных методов и принципов адекватной интерпретации текста). Это означает, что герменевтика - это не только наука, но и искусство, которое требует творческого подхода к интерпретации текста. Герменевтика - область знаний, которая изучает процесс интерпретации текста. Она включает в себя методы и принципы, которые помогают читателю понять смысл текста и передать его в своих собственных словах. Это важно для многих областей, таких как литература, философия, религия и юриспруденция. Герменевтика также имеет практическое применение в современном мире. Например, она используется в бизнесе - для интерпретации финансовых отчетов и в медицине для интерпретации медицинских данных. В целом, герменевтика является важной областью знаний, которая помогает нам понимать мир вокруг нас.
Фридрих Шлейермахер сформулировал основу герменевтики, определив ее предметом исследования - литературу. Он утверждал, что понимание текста может быть достигнуто только через взаимодействие между самим текстом и его интерпретатором. В процессе этого диалога исследователь должен задавать вопросы произведению, чтобы получить на них ответы ¡"6, 51]. Герменевтика затрагивает проблему правильного понимания текста, которая является ключевой для методологии исторических и филологических наук.
Создатель гештальтп сихологи и, Шлейермахер, предложил концепцию "мирового целого", которая стала определяющей доя формирования принципов данной психологической теории. Согласно этой концепции, существуют два категориально различных рода бытия - идеальное и реальное, которые определяют соответствующие типы мышления [б, 163].
Б основе Самосознания каждого человека лежит объединение различных форм существования и мышления, которые образуют "мировое целое". Идея Шлейермахера о взаимоотношении человека и Бога может быть рассмотрена как теория структуры человеческого сознания, психики или души. Шлейерма-хер утверждал, что понимание всегда проблематично и является неотъемлемой частью обществе ни о-исторической жизни человека.
Шлейермахер придавал особое значение диалогу и речевому взаимодействию - это универсальные объекты для восприятия. Это очень важно, когда репетируемый процесс и обсуждение затрагивают не только классические литературные и священные тексты, но также любые тексты, написанные разными языками или произнесенные в речи. Фридрих Шлейермахер предложил новый метод понимания текста, который не оторван от культурно-исторического контекста и получил "активное понимание". Он полагал, что нивелирование значимости социакультур!юго фактора текста не приводит к его подлинному пониманию, а только позволяет описать характерные особенности текста. Изначально он был задуман как инструмент для изучения культуры, которая находится за пределами наших привычных представлений и под угрозой искажения.
В основе герменевтики лежит грамматическая и психологическая интерпретация,
направленная на постижение художественной формы произведений.
Герменевтика должна включать в себя грамматическое и психологическое толкование, направленное на понимание художественной формы произведения [2,83]. Важно заметить, что понимание является неотъемлемой частью процесса познания, где присутствует ощущение понимания, усвоение понятий, созданных другими людьми и речевой аспект понимания, который включает реконструкцию, творчество и индивидуальность. Шлейермахер, будучи "богословом романтизма")," рассматривал речь как творческий процесс, в Котором художник придает ей художественную форму и создает цельное произведение. В итоге, Фридрих Шлейермахер является одним из основоположников герменевтики и предложил новый метод понимания текста, который не оторван от культурно-исторического контекста. Его концепция "мирового целого" стала определяющей для формирования принципов щштальтпеихологии.
Важно понимать, что понимание является составной частью процесса познания и включает в себя понимание как чувственное восприятие, понимание как усвоение понятий, созданных другими индивидами и понимание как речевой аспект, имеющее три составляющих: реконструкция, творчество и индивидуальность.
Б понимании текста, по Фридриху 01лей-ермахеру, важно следующее:
1, Установление социального взаимодействия требует понимания, которое является важным процессом.
2, Понймания можно достич ь путем мыслительной деятельности и ее результатов, таких как речь и язык.
3, Понятие играет важную роль в познании и является связующим звеном между диалектикой и наукой о языке.
ПОНИМАНИЕ ВСЕГДА ПРОБЛЕМАТИЧНО И ЯВЛЯЕТСЯ НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТЬЮ ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.
По философской мысли Фридриха Шлей-ермахера, для точного понимания текста необходимо учитывать два аспекта: грамматическую и психологическую интерпретации. Грамматическая интерпретация помогает понять содержание речи, выходящее за рамки языка, в то время как психологическая интерпретация отражает мыслительный процесс, лежащий в основе создания текста. Для полного понимания литературного произведения следует учесть наличие двух уровней языка: иредметно-содержательно-го и индивидуально-личностного.
Однако представления об осязаемых явлениях и концепции, разработанные другими, служат основой для формирования понимания и усвоения этих Понятий, Те, кто создает эти концепции, находятся в своей собственной, в некоторой степени изолирован пой интеллектуальной среде.
Для нашего исследования невероятно важным является понимание отдельных частей произведения и всего произведения, т.е. в диалектике герменевтических кругов процесс понимания цикличен, зависящий от нашего опыта жизни. Разбор смыслов Произведения "на кусочки" предполагает непрерывное возвращение к понятому и общему смыслу, чтобы повторно осознавать его с новой перспективы, основанной на новых знаниях и понимании.
Шлейермахер предложил систему понимания, разложив его на два взаимодополняющих и взаимозависимых способа: объективное и субъективное понимание. Объективное понимание описывает языковое воплощен ие произведения с точки зрения его организации синтаксически, грамматически и лексически. Субъективное понимание же требует исчерпывающих знаний относительно исторической реальности и умения производить психологический анализ, то есть предполагать процессы, вызываемые фактами в душе автора, опираясь на опыт психоаналитической герменевтики.
При созданий постановочного плана необходимо ориентироваться на концепциюФ.
Шлейермахера, а также на принципы, разработанные Захавой Борисом Евгеньевичем. Он говорил, что каждое художественное творение имеет разное представление о будущем произведении. Театр есть искусство, требующее синтеза, поэтому режиссерский замысел, или постановочный план, должен объединить все стороны театральной работы, то есть спектакля, и привести их к художественному единству. Необходимо совмещать смежные области, чтобы достичь более высокого уровня творчества. Этот синтез может правильно направлять молодого актера. В замысел режиссера входит творческая интерпретация пьесы, характеристика действующих лиц, определение стиля и жанровых особенностей игры актеров, решение спектакля во времени. Когда эти истины взаимодействуют, они создают единую правду реалистического представления. Также необходимо учитывать характер и принципы декоративно-шумового оформления и пространственного расположения на сцене.
Игнорируя реальность, мы не сможем понять истину о социальных явлениях, которые представлены нам. В таком случае, социальная истина будет звучать абстрактно и неубедительно. Если мы отделим жизненную правду от социальной, то получим поверхностное и примитивное искусство. Однако обе эти правды не смогут раскрыться без яркой театральной формы, которая станет театральной истиной. Согласно Е.Б. Вахтангову, театральная правда возникает в режиссерском замысле и в его воплощении под воздействием трех факторов, формируя будущий спектакль [4, 211].
Б Театральной студии, где формируются молодые актеры в возрасте от 13 до 18 лет, самая интересная и ответственная работа - актерская. Она является важнейшей деталью, необходимой рдя создания спектакля. Однако, для успешной актерской работы необходимо учитывать множество факторов, таких как содержание и форма самой пьесы, общественно-исторический
момент, на фоне которого происходит постановка, а также коллектив, который ее ставит. Каждый коллектив имеет свои творческие взгляды, традиции, профессиональные навыки и уровень мастерства ¡д, ш]. Все эти факторы необходимо учитывать для успешной актерской работы и создания качественного спектакля.
Б начале нашей работы была поставлена задача сформировать целостный коллектив из ребят как можно быстрее. Это было непросто, но мы смогли достичь этого путем проведения совместных театральных игр и упражнений, а также организации общих мероприятий, таких как чаепития и чтецкие вечера. Па следующем этапе, который определяет пятьдесят процентов успешности спектакля, мы занимались распределением ролей. Изначально был осуществлен довольно строгий и субъективный отбор восьми действующих участников из сорока человек. При этом важно было учитывать желания подростков и выбирать роли, которые им были бы интересны.
Для будущих исполнителей рекомендуется не останавливаться на одном персонаже после первого прочтения пьесы. Они могут продумать два-три персонажа и решить, какую рольони могут исполнить лучше. После второго, более внимательного прочтения, актеры могут высказать свои мнения о персонажах и распределить роли соответственно. Иногда бывает так, что начинающий актер-подросток обладает огромным потенциалом, которого он сам не может осознать.
При проведении сценических упражнений, направленных на постановку, режиссер должен понимать важность этого аспекта. Мы начали работу над проработкой мизансцен, разбив пьесу на отдельные сцены (индивидуальные, парные, совместные). Б процессе работы над материалом пришлось столкнуться с трудностями, связанная с привыч кой работать на другом уровне общения и объяснения материала. Однако со временем нам удалось найти общий язык
и продолжить работу. Очень важно, чтобы актер понимал мотивацию своего героя и как адвокат "оправдывал" его поступки.
Перед началом работы со студийцами, режиссер-педагог должен иметь готовые планы, сценографию, общий рисунок и характеры Персонажей. В целом все шло по задумке, но студийцы своими вопросами иногда заставляли меня задумываться либо усомниться, либо утвердиться в своих решениях. Это придавало уверенности в том, что мы делаем правильно и что спектакль будет единым живым организмом. Важно понимать, что если что-то не работает в спектакле, то это влияет на весь организм.
Па начальных этапах репетиций важно, чтобы режиссер понимал, что он является помощником, соратником и другом актера. После того, как актер понял позицию своего руководителя, режиссер-педагог должен постепенно вводить "зрителей" в репетиционный процесс, которые могут быть как студийцами, так и сторонними людьми. Таким образом, юный актер сможет начать преодолевать себя и приобретать уверенность в себе и на сцене.
Таким образом, мы видим, что Фридрих Шлейермахер создал концепцию процесса понимания текста, который может быть разбит на следующие этапы:
1. Определение текста как целого. Необходимо сделать некоторые умозаключения, чтобы понять суть текста.
2. Используя объективное и субъективное понимание, мы можем раскрыть сущность текста на полном уровне креативности.
3- Чтобы полностью понять текст, необходимо объединить объективное и субъективное понимание в единое целое.
Из этой теоретической концепции можно выявить особенности, которые помогут достичь большего эффекта при применении концепции на практике:
1. Первоначальное понимание не всегда может быть достигнуто или одобрено интерпретатором.
2, Если такое понимал ие вызывает сомнения, необходимо начать путь понимания заново.
3- Только пехгле понимания всех частей становится возможным понять целое, таково учение о "герменевтическом круге".
4. Уровень креативности будет находиться на высоком уровне, поскол ьку процесс понимания и интерпретации постоянно прогрессирует.
5. Взаимная поддержка друг друга путем обмена мнениями, суждениями, мыслями для сравнения и поиска аналогий, в процессе достигая высокого уровда креативности.
При постановке спектакля с актерами-подростками, концепция данной работы является ключевой и пред полагает следующее:
1. Актер должен понимать, что герменевтика - это наука, которая доступна и практически ориентирована (но необходимо иметь знания исторического контекста). Она тесно переплетена с риторикой и диалектикой,
2. Человек является единственным, кто способен к пониманию и интерпретации текста, а также диалогу с ним как с неисчерпаемым ИСТОЧНИКОМ.
3- Отношение актера-подростка к самому тексту и игре в постановке в целом определяется пересечением основных законов художественного чтения (понимание, интерпретация, диалог, текст), что имеет значительное влияние на процесс постановки.
Для того, чтобы актер-подросток мог полноценно понимать произведение, мы рекомендуем следующий алгоритм:
1. Сначала необходимо прочитать текст и сделать первичные выводы о его содержании в целом.
2. Далее следует раскрыть сущность произведения и попять его специфику.
3- После этого нужно объединить объективное и субъективное понимание, чтобы получить полное представление о произведении.
4- Если понимание не достигнуто, то нужно вернуться к началу и повторить все шаги. При этом будет полезно использовать определение "герменевтический круг", которое подразумевает работу от целого к частному, и наоборот.
Литература:
1. Баеин Е.Я. Семантическая философия иску сства / 4-е изд., доп. - М: Гуманитарий, 2012. -348 с.
2. Богин Г.И. Филологическая герменевтика и общая стилистика: сб. науч.тр/ Твер. гос. ун-т; [Редко л.: Г.И. Богин (от ред.) и др.]. - Тверь: ТГУ, 1992. - 158 с.
3. Грузде в М.А- Персонифицированный подход в рамках театральной деятельности детей и подростков 13-16 лет // Воспитательная деятельность образовательной организации - пространство личностного роста участников образовательных отношений: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 19 янв, 2022 г.) / редкол. МА. Терен-тьева [и др.] - Чебоксары: Среда, 2022.
4. Захава, Б.Е. Мастерство актёра и режиссёра. -СПБ: Дань, 2020. - 456 с. - 1500 экз.
5. Попов П. Г. Режиссура. О методе. - М.: ГИТ Р, 2015. - 64 с.
6. Шлейермахер Ф. Герменевтика / пер. с нем, А Л. Вольского; науч. ред И.О. Гучинская. - СПб.: Европейский Дом, 2004, - 242 с.
7. Фромм Э. Бегство ÖT свободы / пер. с англ. A.B. Александровой; Э. Фромм, - М: ACT, 2019. -288 с.