ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 23 2011
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO HUMANITIES
№ 23 2011
УДК. 94(100)"1939/45"
ГЕРМАНСКОЕ ВОЗДУШНОЕ НАСТУПЛЕНИЕ НА АНГЛИЮ И ЕГО ОСВЕЩЕНИЕ В СОВЕТСКОЙ ВОЕННОЙ ПЕЧАТИ 1940 1941 гг.
© А. В. КОМПЛЕЕВ
Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, кафедра новой и новейшей истории e-mail: [email protected]
Комплеев А. В. - Германское воздушное наступление на Англию и его освещение в советской военной печати 1940-1941 гг. // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 23. С. 463-467. - Статья посвящена проблеме изучения англо-германской воздушной войны 1940-1941 гг. в СССР. На основе анализа советской военной печати делается вывод о вкладе военных экспертов Красной армии в становление отечественной историографии германского воздушного наступления на Англию 1940-1941 гг.
Ключевые слова: Вторая мировая война, «битва за Англию», военная пресса.
Kompleev A. V. - German air attack on England and its coverage in the Soviet military press 1940-1941 // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 23. P. 463-467. - The article is devoted to the problem of EnglandGerman air war 1940-1941 in the USSR study. The conclusion of the Red Army military experts’ contribution to the formation of domestic historiography of German air attack on England 1940-1941 is made on basis of the Soviet military press analysis. Keywords: World War II, Battle of Britain, military press.
В период с июля 1940 г. по май 1941 г. военновоздушными силами нацистской Германии проводилось широкомасштабное стратегическое воздушное наступление против Англии. Эта операция люфтваффе стала первой в истории попыткой разгромить противника исключительно силами одной авиации [9: 24].
Воздушное сражение над Ла-Маншем и Южной Англией с первых дней стало объектом пристального внимания ученых-международников и военных аналитиков во многих странах мира. Следует отметить, что в СССР наибольший интерес к данной проблеме с самого начала проявили именно военные. Одной из непосредственных причин этого стала советско-финская война 1939-1940 гг. В ходе нее наглядно проявились недостатки в организации и подготовке Красной армии. Одним из них, по мнению политического руководства страны, было то, что командный состав оказался во многом не готов к ведению современной войны. Выступая на совещании при ЦК ВКП(б) 17 апреля 1940 г., на котором подводились итоги «зимней войны», И. В. Сталин в качестве одной из причин этого назвал существующий в армии «культ традиции и опыта гражданской войны» и забвение остальной военной истории [10: 277]. Эти слова стали для военных сигналом к действию.
Исполняя волю вождя, 10 мая 1940 г. на заседании комиссии Главного военного совета по обобщению опыта финской кампании о необходимости изучения
войн прошлого и настоящего говорил начальник Политуправления РККА Л. З. Мехлис [11: 329, 337-338]. 25 июня 1940 г. на совещании по военной идеологии за активное изучение опыта боевых действий между Германией и ее противниками - Англией и Францией -выступалначальникнаучно-исследовательскогоотде-ла Военной академии им. М. В. Фрунзе и ответственный редактор центральной армейской газеты «Красная звезда» Е. А. Болтин [18: 229]. С этого момента намечается серьезное изменение в военно-исторической работе в Красной армии. Наличие политической установки и естественное стремление военных аналитиков к изучению современных боевых действий послужили толчком к исследованию первых кампаний Второй мировой войны в нашей стране.
В этот период происходит изменение тематики ведущего в системе военной печати научного издания «Военно-исторического журнала». Если в период создания ( май 1939 г.) одной из главных задач журнала яв-лялась«научнаяразработкаиосвещениеисторииграж-данской войны в СССР и Красной армии» [20: 44-45], то в 1940-1941 гг. (с началом Великой Отечественной войны издание журнала прекратилось и было возобновлено в 1959 г.) на страницах журнала появляется целый ряд статей, в которых анализируются военные операции вермахта в Польше, Норвегии, Франции.
Источниковойбазойдляотечественныхавторов, по «горячим следам» изучавших и анализировавших
англо-германскую воздушную войну 1940-1941 гг., стали в первую очередь информационные публикации отечественной и зарубежной прессы. Так с середины июня 1940 г. самая массовая в СССР газета «Правда» выходила с регулярными сообщениями под рубрикой «Англо-германская война», в которых центральное место наряду с информацией о подготовке германскими вооруженными силами вторжения на Британские острова стала занимать тема воздушных налетов на Англию. С увеличением активности люфтваффе на данном направлении в августе 1940 г. в советской прессе также резко возросло количество сообщений посвященных данной проблеме. 17 августа
1940 г. в «Правде» появилась рубрика «Воздушные сражения над Англией» («Англо-германская воздушная война» ), которая просуществоваладоиюня 1941г. По подсчетам российского исследователя С. В. Кудряшова, в период с августа 1940 г. по июнь 1941 г. « Правда» опубликовала более300 материалов об этих боях, а центральная газета Вооруженных сил «Красная звезда» - почти 240 [14: 117].
Данные публикации носили в большинстве информативный характер и основывались на сообщениях иностранных информационных агентств и ТАСС. Без малейшего намека на предвзятость по отношению к какой-либо из сторон, на страницах газеты рядом размещались как английские, так и германские официальные сводки о боевых действиях. В них содержалась информация о воздушных боях, объектах под-вергшихсяавианалетам,потеряхсторон.Аналогичные материалы публиковались в «Известиях», «Вестнике иностранной военнойивоенно-технической информации ТАСС».
Среди опубликованных в нашей стране в этот период источников по данной проблеме следует отметить перевод английского правительственного отчета «Battle of Britain: An Air Ministry account of the Great Days from 8th August - 31st October 1940».Эта работа представляла собой хронику воздушного сражения над Англией в период с августа по октябрь 1940 г. В ней был собран обширный фактический материал о действиях Королевских ВВС и люфтваффе на английском направлении, в том числе весьма ценные данные о боевой активности и потерях сторон. Данная брошюра была подготовлена министерствами информации и авиации Великобритании и отражала официальную точку зрения военного и политического руководства страны на ход сражения. Ее сокращенный вариант вышел в марте 1941 г. в газете «Таймс» и впоследствии был переведен и опубликован редакцией журнала «Мировое хозяйство и мировая политика» [2].
Очевидно, что в условиях войны информация о ходе битвы, сообщаемая официальными источниками Великобритании и Германии, в значительной степени быланедостоверной.Потребностисохранениясекрет-ности и ведения пропаганды приводили к тому, что официальные сообщения обеих сторон не полностью отражали ход вооруженного противостояния, а зачастую содержали преднамеренную дезинформацию. В первую очередь это касалось потерь понесенных ан-
глийской и германской авиацией в воздушных боях. Так, например, газета «Правда», со ссылкой на министерство авиации Великобритании, сообщала, что 9 августа 1940 г. в воздушных боях Королевскими ВВС было сбито 60 немецких самолетов, при потере 16 своих. Однако послевоенные исследования показали , что в этот день реальные потеригерманской авиации составили лишь 31 самолет, в то время как англичане потеряли 19 [5: 199]. В итоге авторы, еще до окончания войны занимавшиеся исследованием этого воздушного сражения, не располагали достоверными данными о потерях сторон, что в свою очередь в ряде случаев приводило к спорным оценкам и выводам. Так, например, недостаточно обоснованным можно назвать мнение генерал-майора авиации П. П. юсупова считавшего, что главное «преимущество германской истребительной авиации заключается в том, что она имеет двухмоторные скоростные истребители дальнего действия [Мессершмитт-110 - А. К.], что позволяет обеспечивать работу бомбардировщиков на всю глубину их действия» [21: 10]. Такое заблуждение можно объяснить в первую очередь отсутствием у юсупова достоверной информации о боевой эффективности Ме-110. В начале Второй мировой войны военным руководством Германии на этот самолет возлагались большие надежды, а подразделения укомплектованные этими машинами считалисьэлитой люфтваффе[1:247]. В соответствующем ключе работала и немецкая пропаганда, всячески превознося мнимые и реальные успехи этого самолета. Послевоенные исследования показали, что Ме-110 в ходе воздушных боев над Англией показал себя крайне неудачным истребителем сопровождения, а их потери в период с июля по сентябрь 1940 г. достигли катастрофических масштабов - 70 % от имевшихся к началу операции [12: 98; 15: 38-41].
Аналогичная ситуация сложилась и с оценкой масштабоввоенногопроизводстваавиапромышленно-сти Великобритании и Германии. Так объемы германского производства боевых самолетов в 1940-1941 гг. оценивались тогдашним руководством Красной армии и авиапромышленности СССР в 70-80 единиц в сутки [17: 154]. Близкая к этим данным цифра (60 машин) называлась в работе В. В. Маркина [16: 202]. По современным данным эти оценки следует признать завышеннымив2-2,5раза,таккакежемесячный выпуск авиапрома Германии в 1940 г. в среднем составлял 850 боевых самолетов, т. е. менее 30 машин в сутки [17: 155].
Крометого,авторыработопубликованныхвходе войны располагали весьма противоречивой информацией о масштабах германских воздушных ударов по конкретным объектам на территории Англии и о наносимых ими разрушениях. Так приведенные В. В. Маркиным данные о количестве самолето-вылетов совершенных люфтваффе против Англии в период с 8 сентября - 23 октября 1940 г. [16: 202] существенным образом отличаются от послевоенных подсчетов [22: 494-495]. В условиях отсутствия достоверных данных о немецких военных планах, это серьезно затрудняло возможность определения задач, стоявших
перед люфтваффе на различных этапах воздушного наступления, а также степени его успешности.
Первыеисследовательскиеработыогерманском воздушном наступлении на Англию появились уже в августе 1940 г. в «Красной звезде» [6; 7]. В них авторы анализировали первую фазу англо-германской воздушной войны и оценивали ее дальнейшие перспективы. Особое внимание они уделяли вопросу, способно ли широкомасштабное воздушное наступление принести Германии полную победу над Англией. И. Ер-машев и полковник Н. А. Журавлев доказывали, что само по себе оно не решит исход войны. По их мнению, лишь разгром англичан на сухопутном фронте способен обеспечить Г ермании общую победу. Поэтому оба автора делали вывод, что германские налеты являются частью подготовительной операции, готовящей предпосылки для высадки на Британские острова.
Иную трактовку целей германского воздушного наступления на Англию предложил генерал-майор авиации П. П. Юсупов [21]. В этой работе автор предпринял попытку обобщить опыт самостоятельных операций ВВС иностранных государств, проведенных на первом этапе Второй мировой войны. В отличие от предыдущих авторов Юсупов считал, что наступление люфтваффе не связано с подготовкой десантной операции и имеет своей целью «уничтожить авиацию противника и материальные средства ее восстановления, нарушить морские перевозки и блокировать Англию, потрясти всю военно-экономическую мощь противника и, наконец, парализовать управление страной» [21: 13]. Таким образом, он признавал воздушное наступление главным средством достижения победы в войне с Англией. При этом следует обратить внимание на время появления этой статьи - январь 1941 г. Если летом и ранней осенью 1940 г. германское вторжение на Британские острова казалось неизбежным для большого числа экспертов во всем мире, то последующий ход событий заставил многих усомниться в перспективах такой операции. На первый план вышли наступательные действия германской авиации, которые не совсем увязывались с подготовкой десанта.
Рассматриваявоеннуюобстановку,сложившую-ся после капитуляции Франции, Юсупов отмечал примерное равенство между люфтваффе и Королевскими ВВС по качеству состоящих у них на вооружении самолетов и уровню подготовки летного состава и обслуживающего персонала. В этих условия на первый план вышел географический фактор. С захватом Бельгии, Голландии, Франции немцы получили авиационные базы в непосредственной близости от Британских островов, что значительно облегчило им проведение наступательных воздушных операций. По подсчетам Юсупова расстояниеотиспользуемых люфтваффе аэродромов до важнейших объектов на территории Англии теперь составляло от 40 до 350 км. В свою очередь Королевские ВВС оказались в куда более сложном положении - английским бомбардировщикам для удара по Германии необходимо было преодолеть от 650 до 1200 км. На основе такого сравнения Юсупов делал вывод, что«условия для проведения самостоятельных
[воздушных - А. К.] операций складываются в пользу Германии» [21: 10].
Отдельные аспекты германского воздушного наступления на Англию рассматривались в работах полковников Н. С. Виноградова, Н. А. Журавлева, В. В. Маркина [4; 8; 16].
Первая из них была посвящена главным образом вопросам противовоздушной обороны (ПВО) крупных городов [4]. В ней автор рассматривал немецкие налеты на Лондон и ответные английские ночные авиаудары по Берлину в сентябре - ноябре 1940 г., на их примере выявлял основные тенденции развития современной системы ПВО крупных городов и изменения в тактике авиации по ее преодолению.
Подчеркнув изменение характера воздушной войны над Британскими островами осенью 1940 г. (перенос основных атак люфтваффе на Лондон),
Н. С. Виноградов справедливо отмечал, что с сентября
1940 г. «в англо-германской воздушной войне столицы являютсяосновнымиобъектамидля ударовсвоздуха» [4: 8]. Однако автор обошел вопрос о причинах побудивших германское командование изменить вектор своего воздушного наступления.
Большое внимание Виноградов уделил анализу структуры и состава ПВО лондонского района, сделав вывод о ее соответствии тогдашним требованиям в части противодействия дневным авианалетам. Однако он подчеркивал ее меньшую эффективность в ночных условиях. Именно с этим фактом автор связывал отказ люфтваффе от массированных дневных налетов на Лондон и переход на ночные действия в ноябре 1940 г.
Оценивая перспективу дальнейшего продолжения англо-германской войны исключительно силами одних военно-воздушных сил и военно-морского флота, без использования сухопутных армий Виноградов подчеркивал, что конечный успех Германии может принести лишь завоевание «полного господства в воздухе», для достижения которого необходимо уничтожить английскую истребительную авиацию и подавить систему ПВО. Это он считал трудно достижимым в ближайшей перспективе.
Узкоспециальному аспекту воздушного сражения была посвящена статья В. В. Маркина [16]. В ней рассматривались особенности боевых порядков и тактики авиации противоборствующих сторон. Неудачи в ходе воздушного наступления, по мнению автора, заставилигерманскоекомандованиенеоднократноме-нять свою тактику. В первую очередь эти изменения касались боевых построений ударных сил немецкой авиации и приемов конвоирования бомбардировщиков истребителями сопровождения. Маркин справедливо отметил, что воздушное сражение над Англией наглядно продемонстрировало неспособность группы бомбардировщиков в компактном плотном строюсамостоятельнозащититьсебяотистребителей-перехватчиков.Этообстоятельствосерьезноповлияло на принципы боевого применения авиации на заключительных этапах сражения.
Весной 1941 г. значительные усилия германской авиации были перенесены на удары по портовым го-
родам Великобритании и английскому судоходству в прибрежных водах. Эта составляющая операций люфтваффе на английском направлении анализировалась в статье Н. А. Журавлева [8]. В ней автор констатировал тенденцию возрастания роли немецкой авиации в борьбе с транспортным флотом англичан. Большое внимание он уделил вопросу эффективности разрушения портовой инфраструктуры и его влияния на снижение грузопотока и нарушение работы английской промышленности. Особо хочется отметить, что оценка Журавлева уровня потерь английского судоходства в весенние месяцы 1941 г. от воздействия немецкой авиации (25-30 % от общих потерь) совпала с подсчетами послевоенных исследователей [3: 232].
С началом Великой Отечественной войны интерес кангло-германской воздушной войне 1940-1941 гг. среди отечественных исследователей снижается. Для военных на первый план выходит обобщение куда более насущного опыта воздушных боев на советско-германском фронте. Показательной в этом плане является статья майора Н. Крайнева [13], отметившего переброску основных ударных сил немецкой авиации на восток в июне 1941 г., прекращение активных наступательных действий и переход к обороне на английском направлении. С точки зрения разработки периодизации воздушного сражения эта работа интересна попыткой автора выделить его ключевые моменты. В их числе он называет: 7 сентября 1940 г. - начало бомбардировок Лондона; конец 1940 г. - «ослабление воздушной войны» и переход немецкой авиации главным образом на ночные действия; июнь 1941 г. - прекращение германского воздушного наступление на Англию, в связи с нападением на СССР, и переход Королевских ВВС от обороны к наступлению.
В целом, следует сказать, что изучение германского воздушного наступления на Англию в 1940-
1941 гг. стало своеобразным подготовительным этапом для дальнейшего развития отечественной историографии проблемы. На основе проведенного анализа можно сделать вывод о том, что среди авторов работ по проблеме, вышедших в этот период, большинство составляли профессиональные военные, командиры Военно-воздушныхсилКраснойармии.Особоследует отметить, что среди них были не только представители преподавательского состава учебных заведений ВВС (например, начальник кафедры оперативного искус-стваВоенно-воздушнойакадемииим. Н. Е.Жуковско-го полковник Н. А. Журавлев), которым по роду своей деятельности полагалось заниматься научным анализом современных приемов ведения воздушной войны. Воздушные сражения над Англией изучались и в Управлении ВВС (генерал-майор авиации П. П. Юсупов на момент написания статьи «Самостоятельные операции военно-воздушных сил» являлся заместителем начальника штаба ВВС), и в среде строевых летчиков и командиров (полковник Н. С. Виноградов в ка-чествелетчика-истребителяучаствовалвгражданской войне в Испании и в советско-финской войне, в годы Великой Отечественной войны он командовал рядом авиационныхполковидивизий).Военныестремились,
прежде всего, извлечь уроки из англо-германской воздушной войны и обобщить ее опыт. Именно поэтому, в их работах главное внимание уделялось узкоспециальным вопросам применения авиации в современной войне.
Еще одной характерной особенностью работ о англо-германской воздушной войне 1940-1941 гг., вышедших до начала Великой Отечественной войны, является стремление большинства их авторов, во-первых, дать прогноз того, как будут развиваться события в дальнейшем, а во-вторых, определить, что может стать главным фактором ( «ключом к победе» ) [6], который решит исход англо-германского противостояния. При этом особое внимание уделялось вопросу - способна ли в принципе военная авиация в одиночку разгромить такую страну как великобритания. Такой интерес к этой проблеме объясняется, прежде всего, имевшим место на протяжении всего межвоенного периода, спором о роли авиации в современной войне, который так и остался не завершенным [19: 20-22, 30-31, 37-38].
Следует подчеркнуть, что главной сложностью для авторов, создававших свои работы в данный период времени, была слабость и не совершенность их источниковой базы. Зачастую им приходилось строить свои выводы на основе данных, проверить которые в условиях продолжающейся войны они просто не имели возможности. все это, несомненно, снижало уровень этих публикаций.
тем не менее, несмотря на слабую источнико-вую базу отечественные военные авторы уже в 1940-
1941 гг. смогли обозначить некоторые аспекты проблемы и наметить основные направления их исследования. На наш взгляд, к числу достижений советской военной историографии рассматриваемого периода можно отнести: создание первой периодизации воздушных сражений над Англией; формулирование и обоснование концепции трактовки германского воздушного наступления как составной части готовившегося вторжения на Британские острова.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Беккер К. Люфтваффе: рабочая высота 4000 метров. Смоленск: Русич, 2004. 640 с.
2. Битва за Англию // Мировое хозяйство и мировая политика. 1941. № 6. С. 116-119.
3. ВершининД.А.,ЕремеевЛ.М.,ШергинА.П.Действия немецких подводных лодок во вторую мировую войну на морских сообщения. М.: Воениздат, 1956. 488 с.
4. Виноградов Н.С. Действия авиации по крупным центрам в англо-германской войне // Вестник воздушного флота. 1940. № 12. С. 2-8.
5. Дейтон Л. Битва за Англию // От Мюнхена до Токийского залива: Взгляд с Запада на трагические страницы истории второй мировой войны. М.: Политиздат, 1992. С. 191-224.
6. Ермашев И. Борьба за «ключи победы» // Красная звезда. 1940. 16 августа.
7. Журавлев Н.А. Война в воздухе // Красная звезда. 1940. 2 августа.
8. Журавлев H.A. Англо-германская воздушная война (март-апрель 1941г.)//Краснаязвезда. 1941.11 апреля.
9. Зайцев И. Воздушное наступление германской авиации на Англию // Военно-исторический журнал. 1967. № 2. С. 24-36.
10. Зимняя война 1939-1940. В 2-х кн. Книга вторая. И.В. Сталин и финская кампания. (Стенограмма совещания при ЦК ВКП(б)). М.: Наука, 1999. 295 с.
11. «Зимняя война»: работа над ошибками (апрель - май
1940 г.). Материалы комиссии Главного военного совета Красной Армии по обобщению опыта финской кампании. М.; СПб.: Летний сад, 2004. 560 с.
12. Зефиров М.В. Асы Люфтваффе: Дневные истребители. В 2 тт. Т. 1. М.: ACT, 2002. 536 с.
13. Крайнев Н. Англо-германская воздушная война // Красная звезда. 1941. 30 августа.
14. Кудряшов С.В. Битва за Британию // Родина. 2003. № 5/6. С. 116-119.
15. Кузнецов С.В. Мессершмитт Bf 110 Zerstörer. М.: Издательский центр «Экспринт», 2001. 72 с.
16. Маркин В.В. Тактика в современной войне // Вестник воздушного флота. 1941. № 3. С. 201-207.
17. Мухин М.Ю. Авиапромышленность СССР в 1921-
1941 годах. М.: Наука, 2006. 320 с.
18. Невежин В.А. «Если завтра в поход...». М.: Яуза, Эксмо, 2007. 320 с.
19. Хазанов Д.Б. 1941. Война в воздухе. Горькие уроки. М.: яуза, Эксмо, 2006. 416 с.
20. Хворостьянов Ю.А. «Печать. для нас может быть силою весьма полезною» // Военно-исторический журнал. 2004. № 7. С. 42-52.
21. Юсупов П.П. Самостоятельные операции военновоздушных сил (По опыту войны на Западе) // Вестник воздушного флота. 1941. № 1. С. 9-16.
22. Collier B. The Defense of the United Kingdom. London: HMSO, 1957. XIX. 557 pp.