РОССИЯ в ВОЙНАХ И РЕВОЛЮЦИЯХ XX ВЕКА
Н.Д. Пригодич
Англо-американские военно-воздушные силы на Кавказе в годы Великой Отечественной войны: подготовка операции «Вельвет» и крах ее реализации*
Пригодич Никита
Дмитриевич
педагог
дополнительного
образования,
Санкт-Петербургский
политехнический
университет
Петра Великого
(Санкт-Петербург,
Россия)
Исследование сотрудничества США, Англии и СССР в области авиации в годы Второй мировой войны в отечественной историографии зачастую ограничивается описанием поставок военных самолетов по ленд-лизу. Рассмотрение этого вопроса только в связи с материальной помощью со стороны союзников не в полной мере отражает сложившееся положение дел по части взаимодействия военно-воздушных сил (далее — ВВС). В постсоветский период появляются первые развернутые исследования, раскрывающие некоторые факты военного применения союзнических ВВС на восточном фронте. Среди них выделяются работы, посвященные действиям английских королевских ВВС из района Мурманска, направленным на прикрытие с воздуха морских конвоев1. Наиболее исследованным на данный момент сюжетом взаимодействия американских и советских ВВС в годы Великой Отечественной войны является проведение «челночных операций» с советских аэродромов против сил противника в период с июня по сентябрь 1944 г.2 Операция, получившая общее кодовое название «Фрэнтик», стала своего рода разменной монетой в ходе дипломатических переговоров между Москвой и Вашингтоном. Не менее подробные исторические исследования были проведены и в отношении взаимодействия штабов ВВС Советской армии и ВВС США, которое было налажено в результате трагических событий
©Н.Д. Пригодич, 2018
https://doi.org/10.21638/11701/spbu24.2018.302
в небе Югославии, когда американскими летчиками были сбиты советские самолеты3. В современной отечественной историографии раскрыты и долгое время засекреченные как у нас, так и в США истории судеб американских летчиков, интернированных в СССР в период с 1942 по 1945 г.4
Самостоятельным сюжетом, не столь подробно рассмотренным в отечественной историографии, является англо-американская операция «Вельвет». Ее цель заключалась в отправке на восточный фронт боевой группы из числа ВВС союзников, воевавших в Северной Африке5. Данная группа рассматривалась в качестве самостоятельной силы, действующей против немецкой армии в районе Кавказа и подчиняющейся советскому командованию6. Причем подчеркивалось, что самолеты, использованные для выполнения боевой работы в рамках обозначенного плана, не будут учитываться, как поставленные по ленд-лизу.
Процесс подготовки и причины неудачи реализации операции «Вельвет» освещены в зарубежной историографии. Наиболее полной в этом отношении работой является статья Ричарда Лукаса, вышедшая в свет в середине 1960-х гг.7 В ней подробно описан процесс переговоров по подготовке операции, рассмотрена точка зрения западных союзников на необходимость ее проведения и исследованы причины неуспеха ее воплощения. Доработанная версия статьи появилась и в монографии Р. Лукаса несколько лет спустя8. Труды американского исследователя были поддержаны и развиты в более поздних работах Г. Фейса, М. Китчена, а также в диссертационном исследовании Д. Болгера9.
В советской историографии практически не уделялось внимания планам союзников в отношении расположения в районе Кавказа англо-американского авиационного соединения зимой 1942/1943 г. Активное обсуждение такой операции проходило в ходе переписки И. В. Сталина с У. Черчиллем и Ф. Рузвельтом в течение всей второй половины 1942 г. Несмотря на то что переписка председателя Совета Народных Комиссаров с лидерами Англии и США в годы Великой Отечественной войны была издана еще в 1957 г., отдельных работ, посвященных затрагиваемому сюжету, не появилось10. Исключением следует считать небольшой фрагмент воспоминаний маршала А. А. Гречко, который в 1942 г. командовал армией в составе Южного фронта. Рассматривая процесс обсуждения целесообразности операции «Вельвет» он приходит к выводу, что весь план действий был затеян ради оккупации Кавказа англо-американскими войсками и ослабления СССР11.
В настоящее время благодаря большому количеству публикаций документов внешнеполитического ведомства представление исследователей о рассматриваемом сюжете заметно расширилось. Определенную долю внимания в своих работах этому посвятили О. А. Ржевский и Г. Н. Севостьянов12. Отдельно следует отметить масштабное исследование переписки И. В. Сталина с У. Черчиллем и Ф. Рузвельтом, подготовленное В. О. Печатновым и И. Э. Магадеевым13, которые проанализировали развитие отношений между союзниками по антигитлеровской коалиции, отдельно остановившись на подготовке и причинах неудачи реализации операции «Вельвет».
Идея формирования военно-воздушного отряда на южном фланге обороны Красной Армии с целью защиты нефтяных месторождений Кавказа была предложена Ф. Рузвельтом главнокомандующему ВВС США Г. Арнольду в начале мая 1942 г.14
Последний, в свою очередь, поручил штабу ВВС США подготовить соответствующий отчет о возможности и целесообразности такой операции. Попытки наладить военное взаимодействие на восточном фронте уже возникали между СССР, США и Англией. Еще в июле 1941 г. между И. В. Сталиным и Г. Гопкинсом состоялась дискуссия о возможном участии английских и американских ВВС в бомбардировках немецкой армии с советских аэродромов15. Впоследствии, в сентябре 1941 г., предложения о военном сотрудничестве прослеживаются и в послании И. В. Сталина У. Черчиллю, и в ходе проведения Московской конференции16. Именно эти инициативы советского руководства и послужили для Ф. Рузвельта поводом к рассмотрению возможности отправки на восточный фронт авиационных сил. Кроме того, существовали основательные опасения относительно угрозы самим союзникам в случае успешного наступления немецкой армии на Кавказ. Донесения о возможных последствиях неоднократно доходили до правительств Англии и США17.
3 июля 1942 г. президент США получил от своего воздушного командования отчет, результаты которого свидетельствовали о серьезной заинтересованности американских военных в бомбардировке румынских нефтяных месторождений с советских аэродромов, что могло бы существенно подорвать систему снабжения немецкой армии18. Однако было отдельно отмечено, что проведение такой операции возможно только после ослабления конфликта в Северной Африке. Одновременно с этим схожая идея разрабатывалась и в Лондоне. Выражая общее мнение, У. Черчилль 17 июля направляет послание И. В. Сталину, в котором, в частности, выступает с предложением отправить «мощные воздушные силы для операций на левом фланге Вашего фронта»19. Цель проведения масштабной военной акции была обозначена английским премьер-министром в послании Ф. Рузвельту от 27 июля как помощь в удержании барьера между Кавказскими горами и Каспийским морем20. Однако это не должно было мешать текущим военным действиям, а также готовящейся операции «Факел»21. В тот же день президент США ответил полным согласием с этим предложением У. Черчилля, направленным И. В. Сталину22.
Важнейшим фактором, повлиявшим на ускоренное рассмотрение возможности размещения военно-воздушного отряда на Кавказе, послужили события весны — лета 1942 г
С одной стороны, после катастрофических последствий уничтожения северного морского конвоя (такие конвои активно действовали с октября 1941 г.)23 под номером PQ-17 было принято решение приостановить использование данного пути поставок военной техники в Советский Союз24. Безусловно, это приводило к снижению материальной помощи союзников в тот момент, когда она была крайне необходима. К тому же послужило причиной переноса планировавшегося вторжения в Норвегию совместно с Красной армией из района Киркинеса25. Планы будущей военной операции неоднократно обсуждались и были поддержаны, в том числе во время пребывания В. М. Молотова в США в мае 1942 г.26
С другой стороны, сроки открытия второго фронта в Европе были перенесены и обозначены в качестве отдаленной перспективы27. В совокупности два этих фактора могли стать поводом для разлада или даже раскола отношений внутри антигитлеровской коалиции. Сообщать об этом И. В. Сталину напрямую союзники
опасались, понимая необходимость предложить «что-нибудь солидное»28. Именно в таком ключе и был рассмотрен план по конкретной военной помощи СССР в виде направления объединенных ВВС на Восточный фронт. К тому же уже упоминавшаяся операция «Факел» была призвана продемонстрировать активные действия союзников по борьбе с Германией. В конце июля 1942 г. лидеры США и Англии пришли к общему выводу о готовности к проведению операции «Вельвет» даже в условиях явного ущерба собственным действиям в Африке и на Ближнем Востоке29. По их мнению, это был бы в первую очередь политически важный жест, что могло положительно отозваться в среде «русской армии и русского народа», когда они узнают о том, что союзники воюют с ними бок о бок30.
Необходимость проинформировать И. В. Сталина о представлениях союзников по поводу дальнейшей судьбы северных морских конвоев и по поводу вопроса открытия второго фронта в Европе в 1942 г. вынуждает У. Черчилля отправиться в Москву для личной встречи с главой Советского Союза, которая прошла с 12 по 16 августа. Во время проведения переговоров британский премьер-министр вновь охарактеризовал намерения союзников по отправлению военно-воздушных сил на южный фланг советской обороны. Ответом И. В. Сталина на это стала лаконичная фраза: «Мы были бы благодарны за помощь авиацией»31. Уже 15 августа 1942 г произошла встреча военных представителей Англии, США и СССР, в ходе которой, однако, не было достигнуто каких-либо конкретных результатов32. Британский генерал А. Брук, присутствовавший на встрече, возложил ответственность за это на Б. М. Шапошникова и К. Е. Ворошилова, которые, по его словам, были крайне некомпетентны в обсуждаемых вопросах33. По итогам совещания было решено создать объединенную военную группу, которая должна заняться подготовкой размещения военно-воздушных сил на Кавказе. В своих воспоминаниях советский посол в Лондоне И. М. Майский охарактеризовал масштаб предложенной помощи взамен открытия второго фронта, как сигнал к тому, что «мы должны рассчитывать на свои силы»34.
Итоги московских переговоров в отношении военно-воздушной операции были восприняты У. Черчиллем позитивно. Ответ И. В. Сталина рассматривался как прямое приглашение к совместной обороне южной части фронта. Ввиду крайней заинтересованности премьер-министра в операции «Вельвет» уже 30 сентября он направляет Ф. Рузвельту относительно подробный план дальнейших действий, в котором упоминает об общей численности предполагаемого отряда в 9 эскадрилий истребителей и 5 эскадрилий бомбардировщиков Королевских ВВС, а также полк тяжелых бомбардировщиков и до 50 транспортных самолетов американских ВВС35. Более того, были названы конкретные районы дислокаций: Баку и Батуми. Однако президент США не торопился с ответами на предложения У. Черчилля. Еще в августе 1942 г. он отдал распоряжение генералу Д. Маршаллу провести повторное изучение возможности отправления американских авиационных сил на Кавказ без участия Великобритании36. Ответ военного ведомства однозначно не рекомендовал проведение такой операции сразу по нескольким причинам. Во-первых, формирование отряда было возможным лишь к концу января 1943 г Во-вторых, значительное отвлечение воздушных сил с Ближнего Востока ослабит позиции США в регионе. Третьей причиной стала неблагоприятная местность для
расположения ВВС, особенно в зимнее время. Наконец, затруднение поставок по ленд-лизу ввиду переброски авиационных частей также расценивалось как значительное. Общим выводом представленного отчета стала возможность проведения обозначенной операции не своими силами, а только при помощи Великобритании и только в случае необходимости операции в политических целях37.
В сентябре 1942 г. нерешительность Ф. Рузвельта в отношении принятия окончательного решения усугубилась новыми потерями части конвоя РО-18. К тому же во время пребывания в Москве У. Уилки, личного представителя президента США, лидера республиканской партии, И. В. Сталин стал давить на союзников путем прямых обвинений в отказе оказывать помощь Советскому Союзу, в том числе в виде поставок самолетов38. Это давление продолжилось в начале октября, когда в интервью американскому журналисту Г. Кэссиди председатель СНК вновь публично призвал союзников к открытию второго фронта39. Более подробно размещение англо-американского авиационного отряда на Кавказе обсуждалось на встрече И. В. Сталина с генерал-майором армии США Ф. Брэдли 6 октября 1942 г Представитель американского военного ведомства был уполномочен своим правительством для ведения переговоров об авиалинии «Аляска — Сибирь» в рамках предоставления помощи по ленд-лизу. В ходе беседы И. В. Сталин в очередной раз подчеркнул, что очень интересуется предложением о размещении союзных ВВС на южном фланге обороны СССР; кроме того, имеется обширная сеть аэродромов и подготовленная инфраструктура, способная принять любое количество авиационных частей, однако «об этом предложении говорят несколько месяцев и дело не движется вперед»40.
В дополнение к обещаниям, переданным в августе У. Черчиллю, а также в октябре Ф. Брэдли, И. В. Сталин положительно среагировал на проведение операции «Вельвет» в своем ответе на послания британского премьер-министра и американского президента, полученные 9 октября. Несмотря на достаточно подробные сведения о численности готовящихся к отправке авиационных сил, а также о том, что американская группа тяжелых бомбардировщиков уже готовится к передислокации в СССР, советский лидер лишь поблагодарил за предоставленную информацию без каких-либо дополнительных замечаний41. В документальном исследовании переписки лидеров стран США, Англии и СССР В. О. Печатнов, рассматривая лаконичность ответа И. В. Сталина, приходит к выводу о его большой занятости в этот период, ввиду которой он если и не был против принятия союзных ВВС, то как минимум не хотел тратить времени на согласование проекта, считая его малозначимым42.
В начале октября 1942 г. был дан старт совместной работы штабов ВВС Великобритании и США по подготовке операции «Вельвет»43. Американский план, предусматривавший предоставление группы тяжелых бомбардировщиков и группы транспортных самолетов, которые после размещения на Ближнем Востоке будут готовы в любой момент отправиться к местам дислокации в Советский Союз, был дополнен британским предложением, повторявшим изложенные У. Черчиллем пункты в письме Ф. Рузвельту от 30 сентября. Единственным добавлением было сообщение об общей численности британской группы в 252 самолета44. К началу ноября 1942 г. были согласованы последние спорные детали относительно
общего руководства авиационной группой с британской стороны, под контролем и по заданиям советского воздушного командования. В этот момент И. В. Сталин получает сообщение от У. Черчилля об окончательном завершении согласования операции и готовности отправить в Москву совместную делегацию авиационных офицеров45. В условиях ухудшения положения на Кавказе и отступления войск Красной армии советский лидер положительно отреагировал на сообщенные новости, ответив готовностью принять военных представителей для переговоров46. Таким образом, к 8 ноября 1942 г. были устранены все затруднения для проведения операции «Вельвет»: положение в Египте позволило освободить необходимые авиационные части, план их отправки был согласован и утвержден, а советская сторона сообщила о полной готовности к принятию отряда.
Руководство англо-американской делегацией было возложено на заместителя главнокомандующего авиацией на Ближнем Востоке П. Дрэмонда, представлявшего британские ВВС. Представителем США был бригадный генерал Э. Эдлер. Об этом английский посол в СССР А. Керр оповестил В. М. Молотова 11 ноября, параллельно улаживая формальные вопросы относительно виз и способа транспортировки47. Немногим позднее был сообщен более полный список состава прибывающей делегации, в которую вошли также британские офицеры Р. Фостер, Н. Джекман, Миллер, американский майор Окамб и трое представителей Персии48. Отправившись из Каира 16 ноября, делегация, совершив остановку в Тегеране, оказалась в Куйбышеве, откуда еще около двух суток добиралась до Москвы поездом, прибыв в столицу только 21 ноября. Вспоминая эту поездку, генерал Э. Эдлер писал, что длительное путешествие в неотапливаемом и неосвещенном вагоне помогли перенести пение песен и обильное количество водки49.
Первая встреча между представителем советской авиации начальником штаба ВВС Красной армии Ф. Я. Фалалеевым и представителями ВВС союзников произошла вечером 22 ноября50. Для П. Дрэмонда стало неожиданным, что представитель СССР не знал о целях их прибытия в Москву, и его необходимо полностью посвятить во все детали предполагаемой операции. В частности, к уже обсуждавшимся условиям в рамках переписки У. Черчилля и И. В. Сталина было добавлено, что общая численность отряда должна состоять из 380 самолетов, в составе: восемь эскадрилий истребителей короткого радиуса и одна эскадрилья истребителей дальнего радиуса действия; три эскадрильи легких ночных бомбардировщиков; две эскадрильи средних ночных бомбардировщиков; одна американская группа тяжелых бомбардировщиков; одна американская группа транспортных самолетов51. Отдельно было отмечено, что личный состав отряда составит около 9 тыс. чел. Кроме того, еще 13 тыс. чел. будут использованы в рамках эксплуатационно-вспомогательных и противовоздушных работ. Таким образом, общая численность, которую было обещано поддерживать постоянно, составляла около 22 тыс. военнослужащих52. Предполагалось, что все снабжение, за исключением горючего, будет осуществлено за счет англо-американцев. В рамках встречи было отдельно отмечено, что отряд сможет приступить к первому боевому заданию советского командования через 60-90 дней после заключения соглашения. За это время планировалось сосредоточение 30 тыс. т грузов (боеприпасов и продовольствия) в районе базирования53.
Ввиду того что боепитание, продовольствие и имущество до Тегерана предполагалось доставлять для этого отряда по железной дороге, занятой перевозкой грузов, поступающих в Советский Союз на основе ранее существующих договоров, и это сказалось бы на задержке указанных грузов, Ф. Я. Фалалеев расценил предложение союзников как исключительно символическую помощь Советскому Союзу, о чем и задал конкретный вопрос, который поверг П. Дрэмонда и Э. Эдлера в замешательство. Члены делегации посчитали необходимым пояснить, что помощь предлагается как конкретная и дополнительная, без отъема числа поставленных самолетов из числа и так перевозимых по ранним договоренностям.
В отчете о прошедших переговорах, направленном И. В. Сталину, Г. М. Маленкову и В. М. Молотову, начальник штаба ВВС Красной армии выразил собственные соображения относительно целесообразности проведения операции. Так, было отмечено, что эффект от деятельности англо-американских экипажей военных самолетов ничем не будет отличаться от аналогичной деятельности советских экипажей на тех же самолетах54. Кроме того, возникли бы многие трудности, например в коммуникации, ввиду различия языка, а также в снабжении специальным топливом. Отдельно отмечалось, что присутствие такого отряда на южном фланге советско-германского фронта предоставит возможность союзникам заявить о том, что частью успехов в контрнаступлении под Сталинградом и на Кавказе Красная армия обязана им55. Наконец Ф. Я. Фалалеев замечает, что при условии проведения операции в распоряжении Англии и США будет информация о точной дислокации многих аэродромов и прилегающих коммуникаций, а националистические и другие враждебные элементы на Кавказе могут предпринять в их отношении ряд диверсий56.
Перед новой встречей с представителями англо-американской делегации, состоявшейся 24 ноября, Ф. Я. Фалалеев получил указание обсудить замену отправки полноценного военно-воздушного отряда одними самолетами без экипажей и необходимых грузов. Под предлогом задержек поставок по ленд-лизу в период приготовления отряда к боевым действиям новое предложение советской стороны было сообщено представителям союзников57. В ответ было заявлено, что делегация не уполномочена отвечать на такой вопрос и что его необходимо задать английскому и американскому правительству по дипломатической линии, в рамках которой уже была согласована операция «Вельвет»58. Таким образом, решение судьбы операции откладывалось до момента нового согласования лидерами трех стран. Не теряя драгоценного времени, стороны в рамках встречи продолжили обсуждение деталей размещения англо-американского отряда, чтобы в случае положительного решения все было согласовано и подготовлено. В частности, определили, что лучшим местом дислокации для истребителей является район Грозного, для средних бомбардировщиков — районы Баку, Батуми и Махачкалы. Также подчеркивалось, что группа будет предоставлена в распоряжение Советского Союза на любой необходимый срок, вплоть до конца войны59. В тот момент, когда речь в переговорах зашла о размерах приемлемой нагрузки по количеству боевых вылетов для экипажей самолетов, англо-американская сторона сообщила цифры, удивившие советских представителей. Увеличенная месячная норма во время интенсивных боевых действий для некоторых видов военной авиации
являлась значительно меньше обычной недельной нормы советских летчиков60. В связи с этим Ф. Я. Фалалееву пришлось уточнить, не было ли ошибки в переводе. Однако в ходе дальнейших обсуждений уточнили, что это лишь примерный план для данного региона, тогда как на Ближнем Востоке летчики совершают значительно большее количество боевых вылетов. Окончились переговоры назначением на следующий день совещания для специалистов по отдельным темам, а также обсуждением незначительных вопросов о том, что национальный состав отряда будет состоять только из англичан и американцев61.
В отчете по итогам второй встречи с представителями союзников Ф. Я. Фа-лалеев просил о разрешении на следующем собрании сделать заявление, что советское правительство рассматривает делегацию как уполномоченную по всем вопросам, связанным с операцией «Вельвет», а значит, ответ на советские предложения ждут именно от них62. Эта просьба была поддержана, о чем было сообщено англо-американской делегации на третьей встрече, прошедшей 28 ноября. Также сформулирован ряд тезисов, аргументирующих советскую позицию об отправке одних самолетов без экипажей. Основными положениями стали недопустимость дополнительной загрузки трансиранской железной дороги и слишком продолжительное время на приведение отряда в боевую готовность63. Соответствующий текст, выражающий советскую позицию, составлен на английском языке во время третьей встречи, после чего направлен представителями Англии и США своим правительствам. В конце совещания Ф. Я. Фалалеев сообщил в рамках неофициального предложения, что возможно рассмотрение отправки всех первоначально запланированных самолетов с небольшой группой личного состава, которая, сражаясь бок о бок с советскими летчиками, представляла бы символ союзнической борьбы с Германией на Восточном фронте64.
Последняя встреча с представителями иностранной делегации прошла 3 декабря. На ней от лица ВВС Красной армии впервые присутствовал генерал-майор авиации начальник Главного управления формирования и укомплектования ВВС А. В. Никитин, заменивший Ф. Я. Фалалеева. Несмотря на то что официального ответа союзных правительств все еще не поступило, на встрече было озвучено предварительное решение о невозможности реализации советского предложения ввиду необходимости разоружения значительного количества военных частей, которое неприемлемо65. Только через неделю после этого совещания, 10 декабря, было получено официальное письмо, переданное А. В. Никитиным В. М. Молотову и И. В. Сталину, в котором в точности повторена позиция, высказанная на встрече 3 декабря66. В заключение говорилось, что единственно возможным вариантом для обеих сторон является реализация первоначального плана, в случае одобрения которого проблемы задержек поставок по ленд-лизу будут сведены к минимуму. Представители англо-американской делегации получили письменный ответ от 12 декабря, где выражалась позиция советского правительства, желавшего получить только самолеты, без экипажей67.
После завершения переговоров военных представителей советское руководство посчитало необходимым закрыть вопрос с реализацией операции «Вельвет». В связи с этим 13 декабря 1942 г. состоялась личная встреча В. М. Молотова с маршалом П. Дрэмондом68. В рамках переговоров народный комиссар иностранных дел
сообщил, что операция принесет большие транспортные трудности и значительное сокращение поставок Советскому Союзу через Иран на длительный срок. Так как союзные правительства не считают возможным отправление одних самолетов без экипажей, советское правительство считает необходимым «отказаться от всей предложенной операции»69. В заключение В. М. Молотов добавил, что было упущено слишком много времени и сейчас, «для общего дела», действия союзных ВВС будут гораздо полезней в Северной Африке, чем на Кавказе70.
Своеобразным эпилогом в неудачном процессе реализации операции «Вельвет» стал ответ И. В. Сталина от 18 декабря 1942 г. на послание Ф. Рузвельта, в котором президент США недоумевает относительно провала операции. Ответ советского лидера включал два основных положения: о нехватке самолетов при переизбытке летчиков и об отсутствии необходимости в помощи ввиду контрнаступления под Сталинградом71. Таким образом, была полностью закрыта тема, обсуждавшаяся на протяжении почти десяти месяцев. Англо-американская делегация, все еще пребывавшая в Москве, 22 декабря отправилась обратно в Каир72. По воспоминаниям Э. Эдлера, советская сторона с самого начала не была заинтересована в проведении операции и на протяжении всех встреч искала повод для дипломатичного отказа73. Более того, невзирая на явную выгоду расположения авиационных сил на Кавказе для командования США и Великобритании, он отмечал, что «русские в своей позиции абсолютно правы, в первую очередь с военной точки зрения»74.
Рассматривая провал в реализации размещения англо-американского военно-воздушного отряда на Кавказе, необходимо отметить, что длительные промежутки в принятии конкретных решений, ввиду которых растянулся весь процесс, стали главной причиной его краха. В отдельные периоды, особенно в августе на встрече с У. Черчиллем и в октябре на встрече с Ф. Брэдли, И. В. Сталин проявлял заметный интерес к предложенной операции и, безусловно, был готов к ее воплощению. При условии общего тяжелого положения на фронтах любая помощь была бы своевременной. Однако советский лидер никогда не выступал главным инициатором ускорения процесса, на протяжении долгого времени подчеркивая только острый недостаток в авиационной технике, но не в военной помощи.
Поворотным моментом, после которого операция «Вельвет» уже не могла быть реализована, стало контрнаступление под Сталинградом. Прекрасно понимая политические преимущества, которые могли оказаться в руках союзников в случае их участия в главном сражении всей Второй мировой войны, И. В. Сталин отказался от реализации проекта. Более того, очевидным являлось использование союзниками авиационных сил на Кавказе с целью реализации собственных интересов на Ближнем Востоке и Европе. Не в последнюю очередь повлияло на сложившуюся ситуацию и общее изменение баланса сил в воздухе на Восточном фронте. В то время как части Люфтваффе понесли значительные потери к концу 1942 г., ВВС Красной армии, наоборот, наращивали влияние в воздухе. Тенденция, безусловно, вела к паритету или даже преимуществу в воздушных сражениях, что и произошло в скором времени. Таким образом, лидеры США и Англии, постоянно задерживая те или иные этапы реализации проекта, собственными силами исключили возможность его проведения.
* Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 17-01-00346.
1 См., напр.: Супрун М. Н. Британские Королевские ВВС в России // Северные конвои: исследования, воспоминания, документы. Вып. 2. М., 1994. С. 30—45.
2 См. об этом: Орлов А. С. На аэродромах Украины // Интернет-проект «Великая Победа». Т. 3 / под ред. С. Е. Нарышкина, А. В. Торкунова. С. 262-271. URL: http://histrf.ru/ru/biblioteka/ great-victory (дата обращения: 20.03.2017).
3 Рубцова Ю. В. Удар американской авиации по советским войскам // Военно-исторический журнал. 1996. № 6. С. 10-15.
4 Печатное В. О. Сталин, Рузвельт, Трумэн: СССР и США в 1940-х гг.: документальные очерки. М., 2006. С. 185-207.
5 Российский государственный архив социально-политической истории (далее — РГАСПИ). Ф. 83. Оп. 1. Д. 24. Л. 58-61.
6 Там же.
7 Lucas R. The Velvet project: hope and frustration // Military Affairs. 1964-1965. Vol. 28, no. 4. Winter. P. 145-162.
8 Lucas R. Eagles East. The Army Air Forces and the Soviet Union, 1941-1945. Tallahassee, 1970. P. 139-164.
9 Bolger D. Reluctant Allies: The United States Army Air Force and the Soviet Air Force, 1941-1945. PhD diss. University of Chicago, 1985; Kitchen M. British Policy Towards the Soviet Union During the Second World War. London, 1986; The American experience in World War II. Vol. 5. The United States in the European theater / ed. by Walter L. Hixson. New York; London, 2003; The Foreign Office and the Kremlin: British Documents on Anglo-Soviet Relations 1941-45 / ed. by G. Ross. Cambridge, 1984; Фейс Г. Черчилль. Рузвельт. Сталин. Война, которую они вели, и мир, которого они добились / пер. с англ. Л. А. Игоревского. М., 2003.
10 Переписка Председателя Совета Министров СССР с президентами США и премьер-министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: в 2 т. М., 1957.
11 Гречко А.А. Битва за Кавказ. М., 1967. С. 89-90.
12 Ржевский О. А.: 1) Война и дипломатия: документы, комментарии (1941-1942). М., 1997; 2) Сталин и Черчилль. Встречи. Беседы. Дискуссии: документы, комментарии, 19411945. М., 2004; Советско-американские отношения. 1939-1945 / под ред. Г. Н. Севостьянова. М., 2004.
13 Печатное В. О., Магадеев И. Э. Переписка И. В. Сталина с Ф. Рузвельтом и У. Черчиллем в годы Великой Отечественной войны: документальное исследование: в 2 т. М., 2015.
14 Arnold H. Global Mission. New York, 1949. P. 306-307.
15 Lucas R. The Velvet project... P. 146.
16 Печатнов В. О., Магадеев И. Э. Переписка. Т. 1. С. 64-65; 81-82.
17 Путь к Великой Победе: СССР в войне глазами западных современников: документы и материалы / под ред. А. В. Торкунова. М., 2015. С. 253, 262-265, 271-273.
18 Lucas R. The Velvet project. P. 147.
19 Печатнов В. О., Магадеев И. Э. Переписка. Т. 1. С. 185-186.
20 Секретная переписка Рузвельта и Черчилля в период войны / пер. с англ. М., 1995.
С. 263.
21 Операция «Факел» — британско-американское вторжение в Северную Африку, начавшееся 8 ноября 1942 г.
22 Секретная переписка. С. 264.
23 См. об этом: Комарков А. Ю. Проблемы становления союзнических отношений СССР с Англией и США (22 июня — октябрь 1941 г.) // Новейшая история России. 2012. № 1. С. 150.
24 Печатнов В. О., Магадеев И. Э. Переписка. Т. 1. С. 202-203.
25 Там же. С. 185.
26 Ржевский О. А. Война и дипломатия. С. 269.
27 Печатнов В. О. Сталин, Рузвельт, Трумэн. С. 51-69.
28 Секретная переписка. С. 263.
29 Там же. С. 266.
30 Там же.
31 Советско-английские отношения во время Великой Отечественной войны, 1941—1945: документы и материалы: в 2 т. Т. 1. 1941-1943. М., 1983. С. 271.
32 Ржевский О. А. Сталин и Черчилль... С. 361.
33 Секретная переписка. С. 277.
34 Майский И. М. Воспоминания советского посла. Война. 1939-1943. М., 1965. С. 261.
35 Черчилль У. Вторая мировая война: в 3 кн. Кн. 2. Т. 4. М., 2011. С. 595-597.
36 Lucas R. The Velvet project. P. 149.
37 Ibid.
38 Печатнов В. О. Сталин, Рузвельт, Трумэн. С. 88-89.
39 Советско-американские отношения во время Великой Отечественной войны, 19411945: документы и материалы: в 2 т. Т. 1. 1941-1943. М., 1984. С. 239-240.
40 Советско-американские отношения. 1939-1945 / под ред. Г. Н. Севостьянова. М., 2004. С. 302-303.
41 Печатнов В. О., Магадеев И. Э. Переписка. Т. 1. С. 255-263.
42 Там же. С. 261-262.
43 Lucas R. The Velvet project. P. 154.
44 Ibid. P. 154.
45 Печатнов В. О., Магадеев И. Э. Переписка. Т. 1. С. 276-277.
46 Там же. С. 279-280.
47 Архив внешней политики Российской Федерации (далее — АВП РФ). Ф. 06. Оп. 4. П. 14. Д. 142. Л. 1.
48 Там же. Л. 3-4.
49 Lucas R. The Velvet project. P. 155.
50 АВП РФ. Ф. 06. Оп. 4. П. 14. Д. 142. Л. 11-11 об.
51 Там же. Л. 13.
52 Там же. Л. 14 об.
53 Там же. Л. 15.
54 РГАСПИ. Ф. 83. Оп. 1. Д. 24. Л. 59.
55 Там же. Л. 60.
56 Там же. Л. 61.
57 АВП РФ. Ф. 06. Оп. 4. П. 14. Д. 142. Л. 19-21.
58 Там же. Л. 22.
59 Там же. Л. 27.
60 Так, месячная норма для эскадрильи из 20 истребителей составляла 300 боевых вылетов, или около 15 боевых вылетов на один самолет. В то же время распространены были случаи, когда советские летчики выполняли до 6 боевых вылетов день. Именно это несоответствие и стало причиной удивления советских представителей.
61 АВП РФ. Ф. 06. Оп. 4. П. 14. Д. 142. Л. 31-34.
62 Там же. Л. 17-18.
63 Там же. Л. 39-41.
64 Там же. Л. 44-45.
65 Там же. Л. 47-48.
66 Там же. Л. 62-63.
67 Там же. Л. 65.
68 АВП РФ. Ф. 06. Оп. 4. П. 1. Д. 14. Л. 74-76.
69 Там же. Л. 75.
70 Там же. Л. 76.
71 Печатнов В. О., Магадеев И. Э. Переписка. Т. 1. С. 313.
72 АВП РФ. Ф. 06. Оп. 4. П. 14. Д. 142. Л. 70.
73 Lucas R. The Velvet project. P. 159.
74 Ibid.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ
Пригодич Н.Д. Англо-американские военно-воздушные силы на Кавказе в годы Великой Отечественной войны: подготовка операции «Вельвет» и крах ее реализации // Новейшая история России. 2018. Т. 8. № 3. С. 570-582. https://doi.org/10.21638/11701/ spbu24.2018.302 УДК 94(47).084.8
Аннотация: В статье рассмотрены попытки союзников СССР во Второй мировой войне направить на южный фланг советско-германского фронта англо-американские военно-воздушные формирования. Правительство Великобритании, а затем и Соединенных Штатов Америки обратились к данной идее на фоне кризиса поставок военной техники в СССР с помощью военно-морских караванов через Мурманск. Советское правительство, изначально положительно оценивая проведение военной операции, не придавало данной теме большого значения, отказываясь рассматривать ее как равноценную замену поставкам новой военной техники. Ввиду длительного поиска точек общего соприкосновения в данном вопросе к осени 1942 г. позиция Советского Союза претерпела серьезные изменения. Успехи контрнаступления под Сталинградом против армии вермахта сделали нежелательным присутствие значительных авиационных сил союзников на южном фланге советско-германского фронта. Основная часть данного исследования сфокусирована на дипломатических переговорах, происходивших в различных формах в течение нескольких месяцев 1942 г., с целью реализовать общую операцию под кодовым названием «Вельвет». В рамках исследования поэтапно, в хронологическом порядке рассмотрена динамика развития подготовки авиационных сил для работы по задачам советского Военно-воздушного штаба, а также параллельная деятельность дипломатических органов трех стран в достижении реализации проекта. Опираясь на широкий круг отечественных и зарубежных исторических источников, автор статьи раскрывает цели каждой из сторон — участниц предполагавшейся операции, а также причины, по которым длительный период подготовки совместных действий завершился безрезультатно.
Ключевые слова: военно-воздушные силы, союзники, операция Вельвет, Вторая мировая война, СССР, США, Англия.
Сведения об авторе: Пригодич Н.Д. — педагог дополнительного образования, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (Санкт-Петербург, Россия); [email protected]
FOR CITATION
Prigodich N. D. 'British and American Air Force in the Caucasus during Second World War: the Preparation of the operation "Velvet" and the Collapse of its Implementation', Modern History of Russia, vol. 8, no. 3, 2018, pp. 570-582. https://doi.org/10.21638/11701/spbu24.2018.302
Abstract: The article considers the attempts of the USSR allies in the Second World War to send Anglo-American air forces to the southern flank of the Soviet-German front. The government of Great Britain, and then of the United States of America, turned to this idea against the backdrop of a crisis in the supply of military equipment to the USSR with the help of naval caravans through the city of Murmansk. The Soviet government, initially positively assessing the conduct of the military operation, did not attach much importance to this topic, refusing to regard it as an equivalent replacement for the supply of new military equipment. In view of the long search for common ground in this matter, by the autumn of 1942, the position of the Soviet Union has undergone serious changes. The successes of the counteroffensive under the city of Stalingrad against the Wehrmacht army made the presence of significant Allied air forces on the southern flank of the Soviet-German front undesirable. The main part of this study focuses on diplomatic negotiations, which took place in various forms for several months in 1942, with the goal of implementing a general operation codenamed «Velvet». Within the framework of this study, the dynamics of the development of the training of the air forces for work on the tasks of the Soviet Air Force, and the parallel activity of the diplomatic bodies of the three countries in achieving the implementation of the project were considered in a phased, chronological order. Drawing on a wide range of domestic and foreign historical sources, the article reveals the goals of each of the parties involved in the proposed operation, as well as the reasons why the long period of preparation for joint actions ended in vain.
Keywords: Air Force, Allies, Operation Velvet, Second World War, USSR, USA, England.
Author: Prigodich N. D. — Additional Education Teacher, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University (St. Petersburg, Russia); [email protected]
References:
Arnold H. Global Mission (New York, 1949).
Bolger D. Reluctant Allies: The United States Army Air Force and the Soviet Air Force, 1941-1945 [PhD Dissertation] (University of Chicago, 1985). Churchill W. Vtoraya mirovaya vojna (Moscow, 2011).
Feis H. Cherchill. Ruzvelt. Stalin. Vojna, kotoruyu oni veli, imir, kotorogo oni dobilis', Transl. by L.A. Igorevskii (Moscow, 2003).
Grechko A. A. Bitva za Kavkaz (Moscow, 1967).
Kitchen M. British Policy towards the Soviet Union During the Second World War (London, 1986). Komarkov A.Yu. 'Problemy stanovleniya soyuznicheskih otnoshenij SSSR s Angliej i SSHA (22 iyunya — oktyabr' 1941 g.)' Novejshaya istoriya Rossii, no. 1, 2012.
Lucas R. 'The Velvet project: hope and frustration', Military Affairs, Vol. 28, No. 4. Winter, 1964-1965. Lucas R. Eagles East. The Army Air Forces and the Soviet Union, 1941-1945 (Tallahassee, 1970). Mayskiyl. M. Vospominaniya sovetskogo posla. Vojna. 1939-1943 (Moscow, 1965).
Pechatnov V. O. Stalin, Ruzvelt, Trumen: SSSR i SSHA v 1940-h gg.: Dokumental'nye ocherki (Moscow, 2006).
Pechatnov V. O., Magadeev I. Eh. Perepiska I. V. Stalina s F. Ruzvel'tom i U. Cherchillem v gody Velikoj Otechestvennoj vojny: dokumental'noe issledovanie, (Moscow, 2015).
Perepiska Predsedatelya Soveta Ministrov SSSR s prezidentami SSHA i premier-ministrami Velikobritanii vo vremya Velikoj Otechestvennoj vojny 1941-1945gg. (Moscow, 1957).
Put k Velikoj Pobede: SSSR v vojne glazami zapadnyh sovremennikov: dokumenty i materialy, Ed. by
A. V.Torkunov (Moscow, 2015).
Rubtsova Yu. V. 'Udar amerikanskoj aviacii po sovetskim vojskam', Voenno-istoricheskijzhurnal, no. 6, 1996. Rzhevskiy O.A. Stalin i Cherchill. Vstrechi. Besedy. Diskussii: Dokumenty, kommentarii, 1941-1945 (Moscow, 2004).
Rzhevskiy O.A. Vojna i diplomatiya: dokumenty, kommentarii (1941-1942) (Moscow, 1997). Sekretnaya perepiska Ruzvel'ta i Cherchillya vperiod vojny, Transl. from English (Moscow, 1995). Sovetsko-amerikanskie otnosheniya vo vremya Velikoj Otechestvennoj vojny, 1941-1945: dokumenty i materialy (Moscow, 1984).
Sovetsko-amerikanskie otnosheniya. 1939-1945, Ed. by G. N. Sevostyanov (Moscow, 2004). Sovetsko-anglijskie otnosheniya vo vremya Velikoj Otechestvennoj vojny, 1941-1945: dokumenty i materialy
(Moscow, 1983).
Suprun M. N. 'Britanskie Korolevskie VVS v Rossii', Severnye konvoi: issledovaniya, vospominaniya, dokumenty, Vol. 2 (Moscow, 1994).
The American experience in World War II. Vol. 5. The United States in the European theater, Ed. by Walter L. Hixson (New York; London, 2003).
The Foreign Office and the Kremlin: British Documents on Anglo-Soviet Relations 1941-45, Ed. by G. Ross (Cambridge, 1984).