Научная статья на тему 'ГЕРМАНСКИЙ РИТУАЛ ЭПОХИ МЕРОВИНГОВ – В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ'

ГЕРМАНСКИЙ РИТУАЛ ЭПОХИ МЕРОВИНГОВ – В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Балтия / Восточная Европа / лесная зона / Baltic / Eastern Europe / forest zone

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кулаков Владимир Иванович

Многочисленные находки обломков пальчатых фибул различного происхождения в Балтии и в Восточной Европе являются показателями осуществления здесь германского ритуала эпохи Меровингов. Изучение этих и других местных археологических материалов даёт следующие результаты. 1) На исходе гуннской эпохи видиварии вместе с отдельными носителями традиций кочевых народов продвигаются на восток по Неманскому левобережью, проникая до нижнего течения р. Вилии. 2) В конце VI в. на Мазуры из Подунавья переселяются группы германцев и, позднее, славян. 3) В VII в. часть указанных переселенцев участвует в деятельности торгового пути Самбия-Эйямыги/Вирумаа, на что указывают находки обломков пальчатых фибул к северу от р. Неман. 4) В середине V в. на южных подступах к Балтии возникают погребения гуннских знатных воинов – вождей кочевых отрядов, стремившихся поставить под контроль гуннов трассы янтарной и меховой торговли. Показателем этого являются находки наконечников трёхлопастных стрел в верховьях р. Днепр. 5) Через столетие после гуннского натиска на север в лесной зоне Восточной Европы известны находки пальчатых фибул и прочих деталей женского убора дунайского происхождения. Это – показатели матримониальных контактов между угро-финнами Днепро-Окского междуречья со славянами и германцами Аварского каганата. Свидетельство участия последних в этом процессе – находки в указанном регионе обломков пальчатых фибул.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GERMANIC RITUAL OF THE MEROVINGIAN ERA IN EASTERN EUROPE

Numerous finds of fragments of finger-shaped fibulas of various origins in the Baltic and Eastern Europe are indicators of the realization here of the Germanic ritual of the Merovingian era. The study of these and other local archaeological materials yields the following results. 1. At the end of the Hunnic era, the Vidivarii, together with some bearers of nomadic traditions, move eastward along the Neman left bank, penetrating the lower reaches of the Vilia River. 2. At the end of the 6th century, groups of Germans and, later, Slavs move to Masuria from the Danube River valleys. 3. In the 7th century, some of these resettlers participate in the activities of the SambiaEyamygi/Virumaa trade route, as indicated by the finds of fragments of finger-shaped fibulas north of the river Neman. 4. In the middle of the 5th century, burials of Hunnish noble warriors leaders of nomadic groups, who sought to bring the amber and fur trade routes under Hunnish control, appear on the southern approaches to the Baltic. The finds of three-bladed arrowheads in the upper reaches of the Dnieper River are an indication of this. 5. A century after the Hunnish onslaught northward in the forest zone of Eastern Europe, there are known finds of finger-shaped fibulas and other details of women's attire of Danube origin. These are the indicators of matrimonial contacts between the Finno-Ugric peoples of the Dnieper-Oka interfluve and the Slavs and Germans of the Avar Khaganate. The evidence of the latter's participation in this process is the finds of fragments of finger-shaped fibulas in the above region.

Текст научной работы на тему «ГЕРМАНСКИЙ РИТУАЛ ЭПОХИ МЕРОВИНГОВ – В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ»

ГЕРМАНСКИМ РИТУАЛ ЭПОХИ МЕРОВИНГОВ - В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ

В.И. Кулаков

Институт археологии Российской академии наук Россия, 117036, г. Москва, ул. Дмитрия Ульянова, 19 e-mail drkulakov@mail . ru Scopus Author ID: 26038228300 SPIN-код: 3764-2260

АВТОРСКОЕ РЕЗЮМЕ

Многочисленные находки обломков пальчатых фибул различного происхождения в Балтии и в Восточной Европе являются показателями осуществления здесь германского ритуала эпохи Меровингов . Изучение этих и других местных археологических материалов даёт следующие результаты . 1) На исходе гуннской эпохи видиварии вместе с отдельными носителями традиций кочевых народов продвигаются на восток по Неманскому левобережью, проникая до нижнего течения р . Вилии . 2) В конце VI в . на Мазуры из Подунавья переселяются группы германцев и, позднее, славян . 3) В VII в . часть указанных переселенцев участвует в деятельности торгового пути Самбия-Эйямыги/Вирумаа, на что указывают находки обломков пальчатых фибул к северу от р . Неман . 4) В середине V в . на южных подступах к Балтии возникают погребения гуннских знатных воинов - вождей кочевых отрядов, стремившихся поставить под контроль гуннов трассы янтарной и меховой торговли . Показателем этого являются находки наконечников трёхлопастных стрел в верховьях р . Днепр . 5) Через столетие после гуннского натиска на север в лесной зоне Восточной Европы известны находки пальчатых фибул и прочих деталей женского убора дунайского происхождения . Это - показатели матримониальных контактов между угро-финнами Днепро-Окского междуречья со славянами и германцами Аварского каганата . Свидетельство участия последних в этом процессе - находки в указанном регионе обломков пальчатых фибул .

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Балтия, Восточная Европа, лесная зона .

GERMANIC RITUAL OF THE MEROVINGIAN ERA IN EASTERN EUROPE

Vladimir Kulakov

Institute of Archeology of the Russian Academy of Sciences Russia, 117036, Moscow, Dmitry Ulyanov Street, 19 e-mail: drkulakov@mail .ru

ABSTRACT

Numerous finds of fragments of finger-shaped fibulas of various origins in the Baltic and Eastern Europe are indicators of the realization here of the Germanic ritual of the Merovingian era . The study of these and other local archaeological materials yields the following results . 1 . At the end of the Hunnic era, the Vidivarii, together with some bearers of nomadic traditions, move eastward along the Neman left bank, penetrating the lower reaches of the Vilia River. 2 . At the end of the 6th century, groups of Germans and, later, Slavs move to Masuria from the Danube River valleys . 3 . In the 7th century, some of these resettlers participate in the activities of the Sambia- Eyamygi/Virumaa trade route, as indicated by the finds of fragments of finger-shaped fibulas north of the river Neman . 4 . In the middle of the 5th century, burials of Hunnish noble warriors - leaders of nomadic groups, who sought to bring the amber and fur trade routes under Hunnish control, appear on the southern approaches to the Baltic . The finds of three-bladed arrowheads in the upper reaches of the Dnieper River are an indication of this . 5 . A century after the Hunnish onslaught northward in the forest zone of Eastern Europe, there are known finds of finger-shaped fibulas and other details of women's attire of Danube origin . These are the indicators of matrimonial contacts between the Finno-Ugric peoples of the Dnieper-Oka interfluve and the Slavs and Germans of the Avar Khaganate . The evidence of the latter's participation in this process is the finds of fragments of finger-shaped fibulas in the above region .

KEYWORDS: Baltic, Eastern Europe, forest zone .

Недавно увидела свет статья, посвящённая выявлению следов германского ритуала эпохи Меровингов в балтских землях (Кулаков 2023: 92-99). Нашими

западноевропейскими коллегами было установлено, что обломки пальчатых фибул, находимые на территории могильников сер. I тыслет. н.э., являются свидетельством уничтожения неких магических деталей этих

артефактов, точнее - головок зверей (Magnus 2009: 236). Очевидно, в рамках побеждающей на западе нашего континента христианской идеологии присутствие этих магических деталей на инвентаре жителей государства Меровингов считалось в эпоху борьбы с традиционной религией германцев недопустимым. В последние годы выяснилось, что указанный германский ритуал культового уничтожения пальчатых фибул встречен не только в германском ареале, но и в землях как балтов, так и славян и финно-угров. В предлагаемой статье предлагается рассмотреть следы указанного ритуала, встреченные в археологическом материале Восточной Европы.

Феномен находок частей фибул в Балтии при наличии довольно подробной информационной базы может являться парадигмой для подобного феномена в Восточной Европе. В связи с этим предположением рассмотрим предисторию появления ломаных пальчатых фибул в Балтии.

В конце римского времени ареалы эстиев и соседствовавших с ними с северо-востока остальных за-паднобалтских племён по правому берегу р. Неман разделает мощный лесной массив, в истории Пруссии известный как часть грандиозного леса große Wildnis. На северном краю упомянутого лесного массива известно несколько грунтовых могильников, включающих погребения элитных воинов. В составе инвентаря их погребальных комплексов обнаружены питьевые рога с декорированными накладками, являющиеся маркерами высокого социального положения их хозяев (вожди дружин-?) и служившими для жертвенных возлияний. Возможно, это - свидетельство формирования в начале эпохи Великого переселения народов в землях нынешней Южной Литвы (конкретно - будущая Жемайтия) малых «варварских королевств» (Кулаков 2017: 140). Именно по территории этих квази-государственных формирований по левому берегу р. Неман (рис. 1) в V-VI вв. распространяются ножи-кинжалы (рис. 2), являющиеся воинской принадлежностью видивариев и носителей традиций ранней фазы прусской культуры, создавших своё «варварское королевство» на земле позднейшей прусской земли Натангии (микрорегион Chrono-Hailibo) (Кулаков 2022: 71). Эти клинки являются показателями продвижения на восток, в поисках возможности выгодной торговли и/или грабежей видивариев и выходцев из Самбии. Этот маршрут дружинников Янтарного края сопровождался боевыми столкновениями с местными жителями. Следами чего являются находки наконечников трёхлопастных стрел, ведущие из ареала пруссов в восточном направлении и доходящие до нижнего течения р. Вилии (рис. 3). Судя по датировке указанных наконечников сер. V в. (Казакявичюс 1988: 70-72), в походе принимали участие, скорее всего, видиварии (в их рядах - гуннские лучники-?) и пруссы. По линии их боевого похода позднее, на исходе эпохи викингов возник Неманский торговый путь, который контролировали отряды западнобалтских воинов (Кулаков 2012: 110). Дальше низовий р. Вилия пришельцы из Янтарного края не продвинулись, остановившись на западной границе ареала носителей культуры восточнолитовских курганов, который оказался для них, видимо, непреодолим.

Шедшим в своём восточном походе пруссам была уже, видимо, недостаточна торговая трасса Самбия-Эй-ямыги/Вирумаа, существовавший с самого начала I тыс-лет. н.э. и связывавший Янтарный берег с различными племенами балтов и угро-финнов (Кулаков 2002а: 127129). Как показывают находки в юго-западной части упомянутого торгового пути обломков пальчатых фибул (рис. 4), в деятельности этого пути принимали участие и германцы, отдельные группы которых из числа лангобардов и гепидов Подунавья, прибыли в VII в. в ареал мазурской культурной группы (Кулаков 1989: 177).

Упомянутые выше обломки принадлежали пальчатым фибулам западноевропейского и дунайского происхождения (рис. 5). Эти застёжки были для западной окраины балтского мира как импортом, так и продуктом изделий местных мастеров, взявших за образец артефакты иноземного происхождения и производившие их упрощённые дериваты уменьшенных размеров, лишённые декора.

Удивительным образом все упомянутые выше аспекты событий V-VII вв. в Балтии повторяются, судя по собранным восточноевропейскими коллегами находкам, гораздо восточнее, в верховьях р. Днепр. Как и в Поне-манье, здесь встречены находки наконечников трёхлопастных стрел, распространённые (рис. 3) от верховий р. Днепр до верховий р. Даугава. Эти находки показывают направление двигавшихся с юга походов отрядов кочевников, осваивавших бассейны притоков верховий р. Днепр. Как показывают найденные здесь погребения гуннских вождей (см. ниже), указанные походы для кочевников оказались победоносными, часть пришельцев осела на этой территории. Интересен факт того, что янтарные месторождения Волыни (рис. 6), ранее привлекшие на эти земли готов (Кулаков 2018: 95), кочевников гуннского времени не заинтересовали (ввиду отсутствия информации-?).

Также, как и в Балтии, в Верхнем Поднепровье представлены находки обломков пальчатых фибул VII в., растянувшиеся по линии запад-восток на значительном расстоянии от верховий Даугавы/Зап. Двины до Поочья (рис. 6). Обломки относятся исключительно к пальчатым фибулам дунайского происхождения (рис. 7, 8). В древностях мазурской культурной группы аналогичные застёжки относились к женскому убору VII в.

Современные исследователи древностей Восточной Европы завершающей фазы эпохи Великого переселения народов считают находки в Верхнем Поднепровье пальчатых фибул дунайских типов показателем переселения в сер. VII - первой пол. VIII вв. групп славян далеко на север от р. Дунай. Причём в Поочье указанные фибулы (в т.ч. - «малые») носили как славянские женщины, так и местные обитательницы (Ахмедов, Гаврилов 2017: 82, 85-87). Примечателен факт использования в Поду-навье «малых» пальчатых фибул представительницами как славянских, так и германских племён (Казанский 2020: 259). Этот вывод актуален и для Мазурского Поозерья, куда в VII в. для налаживания поставок местного янтаря переселились группы лангобардов, гепидов и антов из пределов Аварского каганата. Так в погр. 548 могильника Alt-Kossewen/Kosewo была обнаружена

«малая» пальчатая фибула с прорезанной руной на своей тыльной стороне (Кулаков 2002б: рис. 5,10), что никак не свойственно славянам. Кстати, как и Мазурском Поозерье, в лесной зоне Восточной Европы пальчатые фибулы встречены преимущественно в женских погребальных комплексах. Если на Мазурах отдельные мужские могилы сопровождаются пальчатыми фибулами западноевропейского (точнее - франкского и скандинавского) происхождения или же местными их дериватами, то в Восточной Европе ситуация иная. Дунайские фибулы представлены исключительно в женских погребениях, так что о переселении дунайских славян в VII в. на север от р. Дунай, на чём настаивает М.М. Казанский (Казанский 2020: 265), говорить не приходится.

Интерес обитателей Среднего Подунавья к северным территориям, богатым пушниной и другими природными ресурсами, проявился в гуннское время. Погребения гуннских военачальников и германских вождей (Taurapilis) времён крушения Западной Римской Империи на южной границе Балтии прямо свидетельствуют об этом (рис. 3). Несколько таких погребений известны и в верховьях р. Днепр (Радюш, Щеглова 2012: 47), в зоне распространения наконечников трёхлопастных стрел, свидетельств агрессии кочевых народов в глубинах Восточной Европы. Перспектива ведения выгодных торговых операций пушниной могла привлекать в лесную зону Восточной Европы и гуннов, и авар, осевших в сер. VI в. в Среднем Подунавье на месте прежней «державы» Аттилы.

Правда, если о продвижении на север отрядов германцев и славян из пределов Аварского каганата для налаживания янтарной торговли на Мазурах говорить вполне возможно (мужские комплексы с пальчатыми фибулами на местных могильниках присутствуют), то относительно Восточной Европы такой вывод делать, на мой взгляд, преждевременно. Превалирование женских комплексов с пальчатыми дунайскими фибулами может свидетельствовать скорее в пользу матримониальных контактов с далёким от лесной зоны Подуна-вьем. С нач. VIII в. мазурские древности, связываемые с племенем галиндов, в указанном регионе в своём прежнем более не фиксируются (Engel 1939: 44, 45). «Как свидетельствуют прусские легенды, собранные в "Прусской хронике" Симона Грунау, где-то в бассейне р. Alle/ Лава произошла битва пруссов с отрядами германцев, жителей Мазурского Поозерья и авар. Данные археологии позволяют отнести это победное для пруссов сражение к рубежу VII-VIII вв. Пруссам удалось переломить ход битвы, переманив на свою сторону часть аварского войска, набранного из пленных пруссов. Возможно, эти подразделения ударили в тыл своим бывшим соратникам и тем самым решили исход битвы в пользу воинов Янтарного края» (Кулаков 2024б: 256).

Итак, полиэтничное население Мазур, включавшее западных балтов (галинды) и германцев (гепиды и лангобарды) покидает Балтию. Окончательно прекращается деятельность Великого янтарного пути по р. Висле. На Мазурах исчезают пальчатые фибулы дунайских и рейнских типов, бывшие до кон. VII в. яркой чертой материальной культуры мазурской культурной группы.

Находки указанных застёжек (кроме фибул с прямоугольной нижней пластиной) появляются распределяются на большом его протяжении от Мазур до среднего течения р. Оки (рис. 6). В нач. VIII в. в процессе существования указанных контактов (точнее - переселения крупного этно-культурного массива), судя по находкам свидетельств германского ритуала (обломки пальчатых фибул), в лесную зоны и прежде всего - в ареал ряза-но-окских угро-финнов, прибывали носительницы германских культурных традиций. Правда, одиночные пальчатые фибулы могли принадлежать и мужскому убору. Восток как направление миграции галинды, потерпевшие разгром в битве с пруссами, выбрали по следам своих далёких предков, ушедших в мощин-ский ареал в начале новой эры (см. выше). Этот вариант миграции мог быть спровоцирован возможностью участия в меховой торговле, процветавшей на базе лесных угодий Поочья уже в римское время (Казанский 2010: 109). Очень осторожно можно предположить, что в этом движении могли участвовать и представительницы германских переселенческих групп из Мазур.

Итак, полученные в предлагаемой статье выводы можно суммировать следующим образом:

1) На исходе гуннской эпохи видиварии вместе с отдельными носителями традиций кочевых народов продвигаются на восток по Неманскому левобережью, проникая до нижнего течения р. Вилии. Этот поход сопровождается боестолкновениями с местными балтскими племенами и останавливается на границе ареала культуры восточнолитовских курганов.

2) В кон. VI в. на Мазуры из Подунавья переселяются группы германцев и. позднее, славян, для стабилизации янтарной торговли с Аварским каганатом и, далее, с Византией.

3) В VII в. часть указанных переселенцев участвует в деятельности торгового пути Самбия-Эйямыги/Ви-румаа, на что указывают находки обломков пальчатых фибул (показатель их десакрализации после смерти их владельца/владелицы) к северу от р. Неман.

4) В сер. V в. на южных подступах к Балтии возникают погребения гуннских знатных воинов - вождей кочевых отрядов, стремившихся поставить под контроль гуннов трассы янтарной и меховой торговли. Показателем этого являются находки наконечников трёхлопастных стрел в верховьях р. Днепр.

5) Через столетие после гуннского натиска на север в лесной зоне Восточной Европы известны находки пальчатых фибул и прочих деталей женского убора дунайского происхождения. Это - показатели матримониальных контактов между угро-финнами Днепро-Окско-го междуречья со славянами и германцами Аварского каганата. Свидетельство участия последних в этом процессе - находки в указанном регионе обломков пальчатых фибул.

Рис. 1. Находки питьевых рогов в погребениях III-VI вв. в юго-восточной Балтии и залесённые межплеменные пространства (показаны штриховкой, представлены прусские названия основных лесных массивов): 1 - Warnikam/ Первомайское (Багратионовский р-н); 2 - Corjeiten/Путилово (Зеленоградский р-н); 3 - Lapsau/Заозерье (Гурьевский р-н); 4 - Lobertshof/Славянское (Полесский р-н); 5 - Smalininken/Smalininkai (Kapsukos raj. ); 6 - Rubocken/Rubokai (Silutes raj. ); 7 - Widgirren/Vidgiriai (Silutes raj. ); 8 - Veliuona (Jurbarko raj . ); 9 - Seredzius (Jurbarko raj. ); 10 - Versvai (Kauno raj . ); 11 - Kaunas; 12 - Krikstonis (Lazdijq raj. ); 13 - Vilkiautinis (Varenos raj. ); 14 - Palanga (Kretingos raj. ); 15, 16 - Uzpelkiai (Kretingos raj. ); 17 - Zvirbliai (Silute raj. ); 18 - Pakritizis (Silute raj. ); 19 - Zviliai (Silales raj. ); 20 - Maudzioriai (Kelmes raj. ); 21 -Pagribis (Silales raj. ); 22 - Kalniskiai (Raseiniq raj. ); 23 - Pernarava (Kedainiq raj. ); 24 - Plinkaigalis (Kedainiq raj. ); 25 - Pasusvis (Kedainiq raj . ); 26 - Pasiliai (Panevezio raj. ); 27 - Riklikai (Aniksciq raj. ); 28 - Taurapilis (Utenos raj. ) (Кулаков 2017: рис. 7) .

Рис . 2 . Находки ножей-кинжалов в погребениях V-VI вв . в юго-восточной Балтии (Prassolov 2018: Abb . 21) .

Рис . 3 . Находки наконечников трёхлопастных стрел степного типа в юго-восточной Балтии и в Поднепровье: 1 - Jakuszowice; 2 -J^dzychowice; 3 - Warnikam/Первомайское; 4 - Sztatnik; 5 - погр . H-35k, Hünenberg/Гора Великанов; 6 - Hünenberg/Гора Великанов (каменная имитация наконечника стрелы); 7 - Dollkeim/Коврово (находка шлема типа Spangenhelm); 8 - Kunigiskiai-Pajevonis; 9 -Aukstadvaris;10 -Vilnius;11 - Taurapilis; 12 -Kerbave; 13 -Widgirren/Vidgiriai;14-15 -Plinkaigalis; 16 -Узмень;17 -Близнаки; 18 -Куприно; 19 - Демидовка; 20 - Владимирское; 21 - Барсучья Горка; 22 - Гостимля; 23 - Демьянка; 24 - Колодезный бугор (Кулаков2002а: рис . 4) .

Рис. 4. Торговые пути в юго-восточной Балтии (I - нач. VIII вв . н .э. ) (Кулаков 2023: рис. 9) .

Рис . 5 . Обломки пальчатых фибул, обнаруженные в юго-восточной Балтии (Кулаков 2023: рис . 3).

Рис . 6 . Находки деталей женского убора дунайского происхождения в лесной зоне Восточной Европы: 1 - Дедиловича; 2 - Гомель; 3 - Борки; 4 - Шокша; 5 - Микольцы; 6 - Никодимово; 7 - Клецкий р-н Минской обл . ; 8 - Городище; 9 - Псков; 10 - Изборск (Труворово городище); 11 - Бесатово; 12 - Цурковка; 13 - Ст . Ладога; 14 - Акатово; 15 - Лопино; 16 - Лужасна; 17 - Дроково; 18 - Язно; 19 -Лукомль; 20 - Гадеино; 21 - Рязанская обл. ; 22 - Армиево; 23 - Слобода Глушица; 24 - Касимовский уезд; 25 - Курадово-1; 26 - Камно; 27 - Которск; 28 - Купники; 29 - Терехово; 30 - Прость; 31 - Хатынь; 32 - Сосенка; 33 - Некасецк; 34 - Засвирь; 35 - Заозерье; 36 -Арефино; 37 - Еленово; 38 - Селикса; 39 - Кораблино; 40 - Городище на Ясельде; 41 - Прудники; 42 - Вышка (Казанский 2020: рис . 1) .

Рис . 7 . Обломки пальчатых фибул, обнаруженные в лесной зоне Восточной Европы: 1 - Клецкий р-н Минской обл. ; 2 - Гомель (Казанский 202: рис. 1) .

Рис . 8 . Обломки пальчатых фибул, обнаруженные в бассейне р . Оки: 1 - Зиброво; 2 - Вязовна; 3 - около Надеино; 4 - Тереховское городище; 5-7 - селище Кривец-1 (Ахмедов, Гаврилов 2017: рис . 4-6) .

ЛИТЕРАТУРА

Ахмедов, Гаврилов 2017 - Ахмедов И.Р., Гаврилов А.П. «Славянские» фибулы в древностях рязанских финнов: старые и новые находки // Élite ou égalité . Северная Русь и культурные трансформации в Европе VII-XII вв . СПб . : Бранко, 2017 . С . 71-89.

Казакявичюс 1988 - Казакявичюс В. Оружие балтских племён II-VIII веков на территории Литвы. Вильнюс: Мокслас, 1988. 160 с.

Казанский 2020 - Казанский М.М. О расселении славян в лесной зоне Восточной Европы: предметы раннесредневекового убора дунайского происхождения (VI-IX вв . ) // Археологические вести . № 28 . СПб . : ИИМК РАН, 2020. С . 258-271.

Кулаков 1989 - Кулаков В.И. Могильники западной части Мазурского Поозерья конца V - начала VIII вв . (по материалам раскопок 1878-1938 гг. ) // Barbaricum-1989. Warszawa: Instytut archeologji Universytetu Warszawskiego, 1989. С . 148-273.

Кулаков 2002а - Кулаков В.И. Эхо гуннских войн в Балтии // Пстарычна-археалапчны зборник . № 17 . Мшск: Деполк, 2002 С 101-111

Кулаков 2002б - Кулаков В.И. Руноподобные знаки и руны старшего футарка в древностях юго-восточной Балтии // Civitas et Castrum ad mare Balticum. Baltijas arheologijas un vestures problеmas dzelzs laikmetâ un viduslaikos. Riga, 2002. С.435-460.

Кулаков 2003 - Кулаков В.И. История Пруссии до 1283 г. М . : Индрик, 2003. 364 с .

Кулаков 2011 - Кулаков В.И. Декоративное искусство Янтарного края. Орнамент фибул V-VII вв . Saarbrücken: LAP Lambert Edition, 2011. 150 с.

Кулаков 2012 - Кулаков В.И. Неманский янтарный путь в эпоху викингов. Калининград: ПЕН-клуб, 2012. 220 с.

Кулаков 2017 - Кулаков В.И. Питьевые рога балтов с декорированными деталями // Исторический формат. 2017 . № 1 . С . 127-150.

Кулаков 2018 - Кулаков В.И. Начало готского пути в Восточную Европу // Записки ИИМК РАН. № 18. СПб . : ИИИМК РАН, 2018 С 89-99

Кулаков 2022 - Кулаков В.И. Янтарный берег в эпоху Аттилы // Вестник Брянского государственного университета . 2022 № 4 (54) С 69-78

Кулаков 2023 - Кулаков В.И. Германский ритуал эпохи Меровингов - в балтских землях // Учёные записки Новгородского государственного университета им . Ярослава Мудрого . 2023. № 2 (47) . С . 92-99.

Радюш, Щеглова 2012 - Радюш О.А., Щеглова О.А. Волниковский «клад» и Курское Посеймье в эпоху Великого переселения народов . Курск: Курский областной Государственный музей археологии, 2012. 48 с .

Magnus 2009 - Magnus B. The broken brooches // Glaube, Kult und Herrschaft Phänomene des Religiösen im 1 . Jahrtausend n. Chr. in Mittel- und Nordeuropa. Phänomene des Religiösen im 1. Jahrtausend n. Chr. In Mittel- und Nordeuropa . Bonn: Dr. Rudolf Habelt Verlag, 2009. S . 231-239.

Prassolov 2018 - Prassolov J.A. Die völkerwanderungszeitlichen Dolchmesser der samländisch-natangischen Kultur auf dem Gebiet des ehemaligen Ostpreußens . Kiel: Wachholtz, 2018. 328 s .

REFERENCES

Ahmedov, Gavrilov 2017 - Ahmedov I.R., Gavrilov A.P. «Slavyanskie» fibuly v drevnostyah ryazanskih finnov: starye i novye nahodki ["Slavic" fibulae in the antiquities of the Ryazan Finns: old and new finds], in: Élite ou égalité. Severnaya Rus' i kul'turnye transformacii v Evrope VII-XII vv. [Élite ou égalité. Northern Russia and cultural transformations in Europe of the VII-XII centuries], Saint-Petersburg, Branko Publ. , 2017, pp . 71-89 [in Russian].

Kazakyavichyus 1988 - Kazakyavichyus V. Oruzhie baltskih plemyon II-VIII vv. na territorii Litvy [Weapons of the Baltic tribes of the II-VIII centuries on the territory of Lithuania], Vilnyus, Mokslas Publ. , 1988, 160 p . [in Russian]. Kazanskij 2020 - Kazanskij M.M. O rasselenii slavyan v lesnoj zone Vostochnoj Evropy: predmety rannesrednevekovogo ubora dunajskogo proiskhozhdeniya (VI-IX vv. ) [On the settlement of the Slavs in the forest zone of Eastern Europe: objects of early medieval headdress of Danube origin (VI-IX centuries)], in: Arheologicheskie vesti [Archaeological news], № 28, Saint-Petersburg, Institut istorii material'noj kul'tury RAN Publ . , 2020, pp. 258-271 [in Russian].

Kulakov 1989 - Kulakov V.I. Mogil'niki zapadnoj chasti Mazurskogo Poozer'ya konca V - nachala VIII vv. (po materialam raskopok 1878-1938 gg. ) [Burial grounds of the western part of the Masurian Lake district of the late V - early VIII centuries. (based on the materials of the excavations of 1878-1938)], in: Barbaricum-1989, Warszawa, Instytut archeologji Universytetu Warszawskiego Publ . , 1989, pp. 148-273 [in Russian].

Kulakov 2002a - Kulakov V.I. Ekho gunnskih vojn v Baltii [Echoes of the Hunnic Wars in the Baltic States], in: Gistarychna-arhealagichny zbornik [Historical and archaeological collection], № 17, Minsk, Depolis Publ . , 2002, pp . 101-111 [in Russian].

Kulakov 2002b - Kulakov V.I. Runopodobnye znaki i runy starshego futarka v drevnostyah yugo-vostochnoj Baltii [Rune-like signs and runes of the elder Futhark in the antiquities of the Southeastern Baltic], in: Civitas et castrum ad mare Balticum . Baltijas arheologijas un vestures problemas dzelzs laikmetâ un viduslaikos [Civitas et castrum ad mare Balticum. Problems of Baltic archaeology and vesture in the Iron Age and Middle Ages], Riga, 2002, pp . 435-460 [in Russian].

Kulakov 2003 - Kulakov V.I. Istoriya Prussii do 1283 g . [The history of Prussia before 1283], Moscow, Indrik Publ . , 2003, 364 p . [in Russian]

Kulakov 2011 - Kulakov V.I. Dekorativnoe iskusstvo YAntarnogo kraya . Ornament fibul V-VII vv. [Decorative art of the Amber region. The ornament of fibulae of the V-VII centuries], Saarbrücken, LAP Lambert Edition Publ . , 2011, 150 p . [in Russian].

Kulakov 2012 - Kulakov V.I. Nemanskij yantarnyj put' v epohu vikingov [The Neman Amber Way in the Viking Age], Kaliningrad, PEN-klub Publ . , 2012, 220 p . [in Russian].

Kulakov 2017 - Kulakov V.I. Pit'evye roga baltov s dekorirovannymi detalyami [Baltic drinking horns with decorated details], in: Istoricheskij format [Historical format], 2017, № 1, pp . 127-150 [in Russian].

Kulakov 2018 - Kulakov V.I. Nachalo gotskogo puti v Vostochnuyu Evropu [The beginning of the Gothic way to Eastern Europe], in: Zapiski Instituta istorii material'noj kul'tury RAN [Notes of the Institute of the History of Material Culture of the Russian Academy of Sciences], 2018, № 18, pp . 89-99 [in Russian].

Kulakov 2022 - Kulakov V.I. YAntarnyj bereg v epohu Attily [The Amber Coast in the era of Attila], in: Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Bryansk State University], 2022, № 4 (54), pp . 69-78 [in Russian]. Kulakov 2023 - Kulakov V.I. Germanskij ritual epohi Merovingov - v baltskih zemlyah [The Germanic ritual of the Merovingian era - in the Baltic lands], in: Uchyonye zapiski Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta [Scientific notes of the Novgorod State University], 2023, № 2 (47), pp. 92-99 [in Russian].

Magnus 2009 - Magnus B. The broken brooches, in: Glaube, Kult und Herrschaft Phänomene des Religiösen im 1 . Jahrtausend n. Chr. in Mittel- und Nordeuropa [Faith, cult and domination. Phenomena of the religious in the 1st millennium AD in Central and Northern Europe], Bonn, Dr. Rudolf Habelt Verlag Publ . , 2009, pp . 231-239 [in English]. Prassolov 2018 - Prassolov J.A. Die völkerwanderungszeitlichen Dolchmesser der samländisch-natangischen Kultur auf dem Gebiet des ehemaligen Ostpreußens [The knives of the Samland-Natangian culture of the Migration period in the territory of the former East Prussia], Kiel, Wachholtz Publ . , 2018, 328 p . [in German].

Radyush, SHCHeglova 2012 - Radyush O.A., SHCHeglova O.A. Volnikovskij «klad» i Kurskoe Posejm'e v epohu Velikogo pereseleniya narodov [Volnikovsky "treasure" and the Kursk Region in the era of the Great Migration of Peoples], Kursk, Kurskij oblastnoj gosudarstvennyj muzej arheologii Publ . , 2012, 48 p . [in Russian].

Кулаков Владимир Иванович

- доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Отдела археологии эпохи великого переселения народов и раннего Средневековья Института археологии РАН (Москва, Россия) .

Vladimir Kulakov

- Doctor of Historical Sciences, Leading researcher of Department of Archeology of an Migration Period and early Middle Ages of Institute of Archeology of the Russian Academy of Sciences (Moscow, Russia).

drkulakov@mail .ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.