УДК 940.55 (430)
А. А. Кириленко
ГЕРМАНО-ГЕРМАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ФРГ В 1982-1985 ГОДАХ
Исследуется кредитная политика Федеративной Республики Германии в отношении Германской Демократической Республики в период с 1982 по 1985 г. Делается попытка проанализировать значение данных кредитов на развитие германо-германских отношений.
This article investigates the credit policy of the Federal Republic of Germany towards the German Democratic Republic from 1982 to 1985. The author attempts to analyze the role of these credits in the development of German-German relations.
Ключевые слова: германо-германские отношения, 1982 — 1985 гг., Гельмут Коль, Эрих Хонеккер, ФРГ, ГДР, «свинг», кредит.
Keywords: German-German relations, 1982—1985, Helmut Kohl, Erich
Honecker, Federal Republic of Germany, German Democratic Republic, swing, credit
Развитие отношений между ФРГ и ГДР было предопределено расколом Германии, что стало отличительной чертой европейской жизни второй половины XX в. В начале 80-х годов XX в. происходит активизация правительства Коля — Геншера в германском вопросе с целью сближения двух немецких государств. Одним из ключевых моментов этой политики стало предоставление западногерманскими банками кредитов ГДР. Хронологические рамки статьи охватывают период с 1982 г., когда новым канцлером ФРГ становится Гельмут Коль, и до июля 1985 г., когда была достигнута договоренность между ФРГ и ГДР об увеличении размера беспроцентного кредита, что позволило Восточной Германии сохранить платежеспособность, а Бонну закрепить роль главного кредитора своего восточного соседа.
С приходом к власти в октябре 1982 г. коалиции ХДС/ХСС — СвДП существенного поворота в отношениях ФРГ с ГДР не произошло; новое правительство стремилось по возможности сохранить результаты германской восточной политики в период разрядки. Пожалуй, стоит отметить больший прагматизм, а порой и жесткость нового федерального канцлера. Изначально главной целью правительства Г. Коля в начале 1980-х гг. являлось понижение минимального курса обмена валюты при посещении ГДР. Тем самым оказание ГДР финансовой, экономической, технологической и других видов помощи стало все чаще обусловливаться требованиями уступок в политической сфере. Хотя это делалось в завуалированной форме, настойчивость Бонна стала приносить результаты.
Основной упор правительство Г. Коля сделало на развитие экономических отношений с ГДР. Это было не случайным, так как на фоне кризисных явлений в других странах советского блока положение ГДР в 1970 — начале 1980-х гг. внешне выглядело благополучно. Об этом
Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2009. Вып. 12. С. 43 — 47.
свидетельствовали и относительно стабильный производственный процесс, и полные витрины магазинов, и достаточно высокий жизненный уровень граждан. Но эта стабильность была в большой степени обусловлена получением западных кредитов. В результате финансовоэкономическая ситуация в ГДР постепенно становилась все более сложной. В 1974 — 1982 гг. прирост национального дохода снижался и отставал от плановых показателей; бюджетный дефицит достиг суммы в 14 млрд марок, объем импорта превышал экспорт. Валютные возможности не позволяли оплачивать его полностью, что требовало получения новых кредитов. Тут необходимо отметить, что руководство СЕПГ очень осторожно старалась брать эти заимствования в капиталистических странах, прежде всего в США, Великобритании, Франции и других, так как опасалась роста своей зависимости от них. Между тем модернизация экономики ГДР требовала новых займов. Внешний долг страны постоянно увеличивался, в 1981 г. он составил 24,2 млрд западногерманских марок [1, с. 289].
На протяжении 30 лет между двумя германскими государствами существовало особое соглашение, в рамках которого ГДР пользовалась беспроцентным кредитом («свинг») на закупку западногерманских товаров [2, S. 208]. Смысл его заключался в определении верхнего предела взаимного кредитования безналичных расчетов за товары по двусторонним соглашениям; соответственно «свинг» устанавливался в процентном отношении к объему товарооборота сторон, который определялся в расчетных единицах, приравненных к западногерманским маркам. По подписанному 18 июня 1982 г. соглашению о новом регулировании беспроцентного кредита ежегодно происходило его сокращение. За период с 1973 по 1982 г. он вырос с 620 до 850 млн расчетных единиц, теперь же сокращался: 1983 г. — 770 млн, 1984 — 690, 1985 — 600 [3, с. 274]. Выполнение этого соглашения тяжело отразилось на экономическом положении ГДР.
Именно в это время руководство ГДР попыталось добиться получения новых кредитов. Из-за событий в Афганистане и Польше США ввели эмбарго на предоставление кредитов социалистическим странам, к эмбарго присоединились и европейские члены НАТО. Г. Коль, вспоминая о тех событиях, писал: «В начале 1983 г. мы имели сведения о финансовом положении ГДР. Торговля с Западом составляла примерно 30 % внешней торговли ГДР и финансировалась прежде всего кредитами с Запада. Из этого возникла высокая задолженность Восточного Берлина перед Западом. Без получения новых кредитов ГДР была не в состоянии выплатить свои долги. Наши намерения помогать ГДР были обусловлены тем, что мы хотели избежать изоляции ГДР от ФРГ при любых обстоятельствах» [4, S. 173 — 175].
Генеральный секретарь ЦК СЕПГ Эрих Хонеккер решил неофициально прозондировать возможность получения кредита в ФРГ при посредничестве председателя ХСС Франца-Йозефа Штрауса [Ibid, S. 175]. Переговоры с ним вел статс-секретарь А. Шальк-Голодковский, который ведал финансовыми вопросами в СЕПГ и был доверенным лицом Э. Хонеккера. Все три состоявшиеся между ними встречи и обсуждавшиеся на них вопросы оставались в тайне от общественности по требо-
ванию восточногерманской стороны. Вот как описывает эти переговоры Ф.-Й. Штраус: «Для меня с самого начала было ясно, что о государственном или якобы государственном кредите не может идти речи. Но частные банки требуют гарантий. Предложения нашей стороны сводились к готовности пойти на удовлетворение претензий ГДР за счет общей суммы дотации для Западного Берлина сроком на пять лет. Если бы при выплате займа и процентов по нему ГДР просрочила платежи, Бонн мог бы удержать соответствующую сумму из общей дотации, предназначенной для Берлина, и передать ее банкам» [5, с. 466—468].
0 ходе переговоров постоянно информировался канцлер Коль, который настаивал на том, что «должны быть сделаны послабления для граждан ФРГ при посещении ГДР» [4, Б. 176]. Руководство Восточной Германии было вынуждено пойти на уступки в этой сфере.
В конечном итоге 1 и 7 июня 1983 г. в столице Баварии Мюнхене были подписаны соглашения о предоставлении ГДР кредита в размере
1 млрд западногерманских марок. Кредит предоставил консорциум западногерманских банков (Баварский, Рейнский и Гессенский земельные банки [6, Б. 150]) сроком на 5 лет под 1 % годовых. Миллиардный кредит был перечислен двумя трансфертами.
Первым из западногерманских средств массовой информации, сообщившим о выделении кредита, стала либерально-консервативная, независимая газета «Франкфуртер альгемайне цайтунг», которая акцентировала внимание на том, что данным шагом «Бонн расставляет новые политические акценты» в германо-германских отношениях. Но корреспонденты газеты подвергли резкой критике правительство Коля из-за того, что соглашение не привело к улучшению в пассажирском сообщении с ГДР или в понижении минимального обмена квот валюты для посетителей из ФРГ [7, Б. 3]. Еженедельный общественно-политический журнал «Шпигель» писал, что в выделении кредита правительство Коля «видит шанс в германо-германском сближении». Это особенно стало актуально «в период размещения ракет на территории ФРГ, соответственно этот шаг Бонна стал важным элементом политической разрядки» [8, Б. 19 — 21]. Влиятельнейшая западногерманская еженедельная газета либеральной направленности «Ди Цайт» подчеркивала: «Правительство Коля продолжило политику в отношении ГДР, начатую еще при СДПГ / СвДП, но теперь она стала более прагматичной». Результаты выделения кредита, отмечалось в газете, должны проявиться в отношениях между ФРГ и ГДР, по всей видимости, «после окончания летнего периода» [9, Б. 4].
После получения кредита 6 октября 1983 г. Э. Хонеккер заявил о намерении ГДР ликвидировать на границе все автоматические пулеметы. Последняя установка с этим оружием была демонтирована 30 ноября следующего года. Кроме того, были возобновлены переговоры о заключении соглашения по культуре, снижены квоты обязательного обмена западных марок и сделано послабление в отношении выездов из ГДР.
В результате таких действий 25 июля 1984 г. федеральное правительство предоставило гарантии для нового банковского кредита ГДР в размере 950 млн западногерманских марок. Соответственно, консорци-
ум западногерманских банков во главе с «Дойче банком» предоставил кредит на эту сумму правительству Восточной Германии.
Г. Коль, оценивая результаты выделения нового кредита для ГДР, главным успехом считал «понижение минимального курса обмена валюты для всех пенсионеров из ФРГ. Теперь было достаточно обменивать всего 15 западногерманских марок в день» [4, Б. 186]. До этого времени при посещении Восточной Германии пенсионеры из ФРГ при любых обстоятельствах должны были обязательно обменивать минимум 25 западногерманских марок в день по заниженному курсу, что позволяло ГДР изрядно пополнять свои валютные резервы.
Кроме того, 5 июля 1985 г. была достигнута договоренность между управлением промышленности и торговли ФРГ и Министерством внешней торговли ГДР о новом регулировании «свинга», которое было установлено на период с 1986 по 1990 год [3, Б. 150]. Это объяснялось тем, что заключенное ранее соглашение о беспроцентном кредите в 1982 г. истекало в конце 1985 г. По этой договоренности была увеличена верхняя планка беспроцентного кредита с 600 до 850 млн расчетных единиц.
Пятого июля того же года было подписано соглашение с Министерством финансов ГДР в области некоммерческого платежного оборота, по которому ГДР должна была в 1986—1990 гг. ежегодно вносить в совместный фонд вклад в размере 70 млн западногерманских марок в обеспечение трансфертных счетов. До этого ГДР предоставляла 50 млн марок в год (с 1979 г.) и 60 млн с 1983 г. [3, Б. 291]. По этому соглашению восточные немцы могли переводить свои деньги со счетов ГДР в ФРГ и получать выплаты в твердой валюте.
Соглашения по торговле и получение ГДР льготных кредитов, согласно оценке федерального министра по внутригерманским отношениям Г. Винделена, «расширяли сферу взаимных интересов между обоими государствами и подтверждали намерение продолжать сотрудничество на благо людей в Германии» [10, Б. 384]. К. Хакке, автор многих работ по истории внешней политики ФРГ, пишет: «Получение миллиардных кредитов символизировало начало новой германской политики: мелкоторговые бухгалтерские зачеты, господствовавшие до 1982 г., сменились доминированием великодушия. Теперь германская политика проявлялась не как первый шаг общего немецкого политического видения, а как трезвое сплетение интересов. Эти отношения приносили ГДР экономические и финансовые выгоды» [11, Б. 304]. Правительство Г. Коля делало все возможное, чтобы перекупить у других торгово-экономических партнеров ГДР долговые векселя и расписки Восточной Германии и сконцентрировать всю ее внешнюю задолженность в своих руках.
Выделение льготных кредитов для ГДР стало новым важным звеном в контактах между двумя германскими государствами. Это понимало и руководство ФРГ, которое старалось использовать торгово-экономическое партнерство и предоставление кредитов в своих политических целях, а именно в расчете на перспективу дальнейшего объединения двух Германий. Разумеется, руководство СЕПГ и Э. Хонеккер осознавали, к чему может привести такая зависимость, но для сохранения относительной стабильности внутри страны они были вынуждены идти на эти шаги. В результате ГДР сохранила платежеспособность перед западными кредито-
рами, а правительство удержало под контролем социальную ситуацию в данный период времени. Но заключенные соглашения все сильнее экономически привязывали ГДР к ФРГ и делали все более уступчивыми руководителей СЕПГ в германо-германском диалоге.
Список источников и литературы
1. Павлов Н. В. История современной Германии 1945—2005. М., 2006.
2. Kruse M. Politik und deutsch-deutsche Wirtschaftsbeziehungen von 1945 bis 1989. B., 2005.
3. Dokumentation zu den innerdeutschen Beziehungen. Abmachungen und Erkla-rungen. Bonn, 1990.
4. Kohl H. Erinnerungen. 1989 —1990. Munchen, 2005.
5. Штраус Ф.-Й. Воспоминания. М., 1991.
6. Der Bund verburgt Milliardenkredit an die DDR // Innerdeutsche Beziehungen. Die Entwicklung der Beziehungen zwischen der Bundesrepublik Deutschland und der Deutschen Demokratischen Republik 1980 — 1986. Eine Dokumentation. Bonn, 1986.
7. Frankfurter Allgemeine Zeitung. 1983. 29 Juni.
8. Der Spiegel. 1983. 04 Juli.
9. Die Zeit. 1983. 05 Aug.
10. Texte zur Deutschlandpolitik. Reihe III. Bd 3. 1.01.1985 — 30.12.1985. Bonn, 1986.
11. Hacke C. Die Aufienpolitik der Bundesrepublik Deutschland. Von Konrad Adenauer bis Gerhard Schroder. B., 2004.
Об авторе
А. А. Кириленко — асп., РГУ им. И. Канта, alexsandr-tilsit@mail. ru
Author
A. Kirilenko, PhD student, IKSUR, [email protected]