Научная статья на тему 'Политические аспекты торгово-экономических отношений между ФРГ и ГДР в 1973-1974 годах'

Политические аспекты торгово-экономических отношений между ФРГ и ГДР в 1973-1974 годах Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
710
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политические аспекты торгово-экономических отношений между ФРГ и ГДР в 1973-1974 годах»

А. А. Кириленко

Политические аспекты торгово-экономических отношений между ФРГ и ГДР в 1973-1974 годах

Окончание Второй мировой войны поставило на повестку дня международных отношений германский вопрос, который был вызван разделением страны на два государства (Федеративную Республику Германии и Германскую Демократическую Республику). Входя в разные военно-политические блоки и реализуя противоположные общественно-экономические модели развития в условиях определённой ограниченности своей самостоятельности, каждая из вновь образованных стран отстаивала своё видение решения данного вопроса.

Начало двустороннего сотрудничества между германскими государствами стало возможным только благодаря наступлению разрядки отношений между двумя сверхдержавами, США и Советским Союзом. Это привело, в первую очередь, к подписанию 21 декабря 1972 г. Договора об основах отношений между ФРГ и ГДР. Была заложена основа для дальнейшего развития германогерманского диалога, который стал теперь охватывать весь комплекс двусторонних контактов между государствами.

Между тем отсутствие до 1973 г. системы политических межгосударственных отношений между ФРГ и ГДР не означало, что контактов между странами не было вообще. Экономические связи между ними существовали и ранее, но они носили специфический характер: внутригерманские торговые связи были феноменом

международных отношений, которые до того момента не имели аналогов в мире1. Они развивались между двумя германскими государствами, некогда входившими в состав одной страны. При этом каждая сторона преследовала свои цели. Для ГДР долгое время приоритетными были экономические интересы, в то время как для ФРГ большее значение имели политические.

1 В других разделённых государствах мира (Вьетнам, Корея, Китай и т.д.) как политические, так и экономические предпосылки значительно отличались от существовавших в Германии.

Торгово-экономические связи между этими странами занимали особое место. Стоит согласиться с утверждением немецкого историка В. Брунса, что «на протяжении долгих лет они являлись нередко единственным связующим звеном между двумя германскими государствами»2. Изменения международно-политической обстановки практически не отражались на торгово-экономических контактах между ними. Но любое ухудшение в сфере политических отношений между ФРГ и ГДР оказывало на них непосредственное воздействие.

Германо-германские экономические связи берут своё начало с

1 января 1946 г., когда в оккупированной Германии стала функционировать межзональная торговля. Изначально товарообмен шёл между тремя западными оккупационными зонами, которые контролировали США, Великобритания и Франция, и советским оккупационным сектором. После образования ФРГ и ГДР соглашение «О межзональной торговле» (Берлинское соглашение) зафиксировало 20 сентября 1951 г. развитие этих отношений. Стороны урегулировали вопросы внутригерманской торговли, торговли между Западным Берлином и ГДР, а также достигли договорённости о поставках товаров из ФРГ в Западный Берлин и обратно. При этом первоначально восточногерманская сторона настаивала на исключении Западного Берлина из этого соглашения. По её мнению, «Берлинский сенат должен был заключить отдельное торговое соглашение с ГДР»3. В свою очередь правительство ФРГ с самого начала подчёркивало, что речь идёт только о внутригерманских отношениях и торговле, и настаивало на включении в них Западного Берлина. Поскольку изначально Бонн не признавал независимость Восточной Германии, для него не могло быть и речи о рассмотрении торговли с ней как внешней. В конечном счёте, федеральному правительству удалось отстоять свои позиции и включить в соглашение Западный Берлин. Это позволило обеспечить беспрепятственное движение товаров из ФРГ в Западный Берлин и обратно.

Другой важной особенностью экономических отношений между ФРГ и ГДР стало то, что они регулировались не только соответствующими двусторонними соглашениями, но и особым про-

2 Bruns W. Deutsch-deutsche Beziehungen. Pramissen, Probleme, Perspekti-ven. Opladen, 1984. S. 85.

3 Kruse M. Politik und deutsch-deutsche Wirtschaftsbeziehungen von 1945 bis 1989. Berlin, 2005. S. 130.

токолом ЕЭС (Европейского экономического сообщества) от 25 марта 1957 г. Этот протокол был составной частью Римского договора 1957 г. о создании ЕЭС и имел одинаковую с ним международно-правовую силу. В нем было чётко прописано, что применение положений Римского договора на территории Германии никоим образом не ведёт к изменению существующей системы торговли между ФРГ и ГДР. Это стало весомым дипломатическим успехом Западной Г ермании, так как в протоколе документально закреплялось, что экономические связи между двумя германскими государствами не относятся к разделу внешней торговли, а обе страны не являются друг для друга заграницей. Тем самым государства Западной Европы признали германскую политику ФРГ.

Такое положение давало много преимуществ и ГДР. Прежде всего, отсутствие таможенных пошлин на её экспортные товары, по оценкам экспертов, ежегодно позволяло экономить около 8,8 млрд марок4. Восточная Германия имела возможность получать дополнительную прибыль от поставок в ФРГ своей сельскохозяйственной продукции по более высоким в сравнении с мировыми закупочным ценам Общего рынка. Товары из ГДР по законодательству ФРГ облагались льготным налогом с дополнительной прибыли, а скидка на налог с оборота составляла 11%, что в свою очередь вело к удешевлению восточногерманских товаров и повышало их конкурентоспособность. В результате всего этого ГДР нередко называли «тайным членом» ЕЭС.

Резкий подъём торгово-экономической активности между двумя германскими государствами приходится на начало 1970-х гг. Это было обусловлено следующими причинами.

1. Наступление разрядки между Советским Союзом и США, то есть снижение активного противостояния стран социалистического и капиталистического лагерей.

2. Приход к власти в ФРГ социал-демократов во главе с В. Брандтом и проведением ими «новой восточной политики».

3. Желание руководства ГДР прорвать политическую блокаду и укрепить свой международный статус, а также стремление увеличить валютные поступления в свой бюджет за счёт внутригер-манских торгово-экономических отношений.

Был заключён Договор об основах отношений, по которому обе стороны признавали себя независимыми друг от друга государствами. В нём также содержалось положение, по которому

4 См.: ПавловН.В. История современной Германии. М., 2006. С. 353.

торгово-экономические отношения оставались в рамках внутренней торговли - обе стороны хотели расширить взаимные экономические связи. Для ГДР было особенно важно сохранить беспошлинный доступ своих товаров на рынок ЕЭС. Что касается ФРГ, то социал-демократы рассматривали внутригерманскую торговлю как связующее звено между обеими частями разделенной Германии. С ее помощью канцлер Вилли Брандт пытался избежать дальнейшего отдаления их друг от друга и закрепления раздела страны5.

В ст. 7 договора стороны зафиксировали: «Торговля между ФРГ и ГДР разрабатывается на основе существовавших ранее со-глашений»6. В следующем абзаце было прописано: «Федеративная Республика Германии и Германская Демократическая Республика будут заключать между собой соглашения с целью содействовать непрерывному развитию экономических отношений и улучшению структуры торговли»7.

Эти положения удовлетворяли интересы обоих партнеров. Для восточногерманской стороны такое долгосрочное соглашение было гарантом ежегодных поступлений валютных средств в свой бюджет, а также обеспечивало выход ее товаров на общеевропейский рынок. Что касается ФРГ, то она получала возможность дальнейшего расширения контактов между двумя государствами. Кроме того, развитие внутригерманской торговли позволяло поддержать свои фирмы и сохранить рабочие места для своих граждан, так как ГДР закупала товары именно у западногерманских фирм. С другой стороны, сохранялась роль ФРГ как главного капиталистического торгового партнёра для ГДР. Как отмечает В. Брунс, «сокращение внутригерманской торговли постепенно

привело бы к тому, что место ФРГ заняла бы какая-нибудь другая

8

индустриальная страна» .

В целом экономические контакты между двумя германскими государствами можно разделить на три категории: услуги транс-

5Cm.: Ehlermann C.-D., Kupper S., Lambrecht H., Ollig G. Handelspartner DDR - Innerdeutsche Wirtschaftsbeziehungen. Baden-Baden, 1975. S. 239.

6 Zehn Jahre Deutschlandpolitik. Die Entwicklung der Beziehungen zwischen der Bundesrepublik Deutschland und der Deutschen Demokratischen Republik 1969-1979. Bericht und Dokumentation. Bonn, 1980. S. 232.

7 Ibid.

8 Bruns W. Op. cit. S. 85.

ферта без экономического поощрения ГДР; услуги трансферта с экономическим вознаграждением ГДР; особые случаи9.

Если анализировать первую категорию, то здесь речь идёт о

10

транспортных паушальных суммах , к которым относились паушальные суммы транзита и дорожные сборы. Интересно, что уплата государственных паушальных сумм никогда не обсуждалась в единицах расчёта, хотя между сторонами имелся ряд трансфертных платежей, которые выполнялись именно в них (например, утилизация мусора из Западного Берлина).

Услуги трансферта с экономическим вознаграждением охватывали всё количество трансакций. Они брали своё начало от минимального курса обмена объёма валюты, который использовался для покупок товаров или оплаты услуг ГДР, оказания медицинской помощи, в дорожном строительстве и финансировании проектов по охране окружающей среды, фарватеров, дорог и т. д.

К особым случаям можно отнести беспроцентный кредит (свинг) 1970-х гг. Это объясняется тем, что в данный период он достиг существенного уровня и использовался руководством ГДР в полном объёме, причем не только во внутригерманской торговле. Процентные сбережения (в случае ГДР - свинг) были скрытыми платёжными трансфертами. Таким образом, кредит можно в полной мере отнести к уникальным, или особым, случаям в торгово-экономических отношениях между двумя странами.

Сотрудничество между германскими государствами не ограничивалось только товарообменом, а затрагивало различные экономические сферы, например промышленную кооперацию. Следует отметить, что на протяжении 30 лет между ФРГ и ГДР существовало особое соглашение, в рамках которого ГДР пользовалась свингом. В целом он был не прямым кредитом, а целевым, причем только на закупку западногерманских товаров11. Смысл его состоял в определении верхнего предела взаимного кредитования безналичных расчетов за товары по двусторонним соглашениям; соответственно свинг устанавливался в определённом процентном

9 KruseM. Op. cit. S. 138.

10 Паушальная сумма (от нем. pauschal — суммарный) - общая сумма платежей, вытекающих из обязательств, расчетов между государствами, предприятиями и физическими лицами, без дифференциации на составные части. См.: Современный экономический словарь. М., 2006. С. 290.

11 См.: KruseM. Op. cit. S. 208.

отношении к объему товарооборота сторон, который определялся в расчётных единицах. За расчётную единицу бралась западногерманская марка.

Стороны постоянно вели переговоры между собой о регулировании свинга. Разумеется, восточногерманская сторона всегда выступала за увеличение размеров беспроцентного кредита. В конечном счете, с 1969 г., когда он составлял 360 млн расчётных единиц, свинг в германо-германской торговле демонстрировал быстрые темпы роста, достигнув в 1974 г. 660 млн12.

С началом бурного развития отношений между двумя государствами стали оправдываться опасения оппозиции в ФРГ, что после подписания Договора об основах отношений Федеративной Республике будет труднее добиваться своих целей в германской политике. Уже 5 ноября 1973 г. руководство Восточной Германии заявило об увеличении вдвое минимальных обязательных обменных квот валюты для визитеров из несоциалистических государств - при въезде в ГДР они должны были минимально обменивать по установленному курсу до 10 западногерманских марок (при однодневном визите) и до 20 западногерманских марок (при многодневном пребывании). Эти действия привели к сокращению поездок граждан ФРГ в Восточную Германию. По сравнению с предыдущим годом, в 1974 г. ГДР посетило на 360 тыс. человек меньше (1 млн 919 тыс.)13. Немецкий историк Христиан Хакке определил эти действия руководства СЕПГ как борьбу «с капиталистической бациллой, которая стала проникать в социалистический лагерь с помощью граждан ФРГ»14.

Повышение минимального курса обязательного обмена валюты привело к некоторому ухудшению отношений между правительствами обоих германских государств. Федеральное правительство заявило о невозможности ведения дальнейших переговоров с ГДР, пока не будет восстановлена прежняя минимальная квота обмена валюты. Стоит отметить, что это повышение в какой-то степени противоречило духу Договора об основах. Безусловно, федеральное правительство и Вилли Брандт не могли с этим согласиться. Уже в январе 1974 г. федеральный канцлер

12 Cm.: KruseM. Op. cit. S. 136, 257.

13 Cm.: Ibid. S. 121-122.

14 Hacke Ch. Die AuBenpolitik der Bundesrepublik Deutschland. Von Konrad Adenauer bis Gerhard Schroder. Berlin, 2004. S. 186.

обещал: «Я знаю, что количество посещений с повышением минимального курса объёма обмена валюты резко сократилось. Между тем не должно оставаться сомнений, что наша позиция будет доведена до руководства ГДР, чтобы его действия полностью соответствовали духу заключённого между нами договора»15.

Для достижения этой политической цели руководство Федеративной Республики решило использовать свинг. Оно объявило, что после повышения минимального курса обязательного обмена валюты было принято решение начать переговоры о новом регулировании свинга только после освобождения пенсионеров от этого обмена. Тем самым свинг должен был стать тем экономическим рычагом давления, который повлиял бы на позицию ГДР. Нужно отметить, что действовавшее в то время соглашение по свингу было рассчитано до 1975 г. Между тем восточногерманская сторона всегда заранее начинала вести переговоры с ФРГ о пороге будущего свинга. В случае срыва нового соглашения свинг возвращался бы на ранее оговоренную (в 1959 г.) сумму. При этом федеральное правительство не могло полностью отказаться от свинга, так как между сторонами в этом соглашении было твердо прописано, что минимальная его сумма не должна быть меньше 200 млн расчётных единиц в год.

Из-за отставки Вилли Брандта, которая произошла 6 мая 1974 г., дальнейшие переговоры о понижении минимального курса обязательного обмена валюты и новом регулировании свинга стали делом кабинета его преемника Гельмута Шмидта16. Однако можно констатировать, что именно правительство Брандта первым попыталось использовать финансовые средства для достижения политических целей.

Оценивая торгово-экономические отношения между двумя германскими государствами в 1973-1974 гг., следует отметить,

15 Цит. по: KruseM. Op. cit. S. 135.

16 Восточногерманское руководство 5 ноября 1974 г. объявило о снижении минимального обязательного обмена валюты до 13 западногерманских марок при посещении ГДР и до 6,5 при поездке в Восточный Берлин. Однако пенсионеры не были освобождены от обмена. И только когда была достигнута устная договорённость об их освобождении от обмена, 12 декабря 1974 г. страны подписали новое соглашение по свингу. Заключенное соглашение о новом регулировании свинга было рассчитано на период с 1976 по 1981 г., с ежегодным лимитом в 850 млн расчётных единиц. См.: Sttddeutsche Zeitung. 1974. 13 Dezember.

что они остались на ранее выработанной платформе. Единственной особенностью было то, что, как и в политической сфере, эти контакты стали более динамично развиваться. Ярким примером этого служит более чем двукратное увеличение беспроцентного кредита, что стимулировало внутригерманскую торговлю. Это же свидетельствует и о том, что особый характер данных связей удовлетворял не только экономические, но и политические интересы обеих сторон. Только этим можно объяснить нежелание руководства СЕПГ идти на перевод официальных внешнеторговых отношений с Западной Германией на международный уровень, что привело бы к утрате тех преимуществ, которые ей давала внутригерманская торговля. Разумеется, сохранение особого характера этих связей можно назвать политическим успехом правительства Брандта - Шееля, даже несмотря на то, что это было экономически выгодно прежде всего ГДР.

Об авторе

Кириленко Александр Александрович - кандидат исторических наук (Калининград), [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.